Что скрывают под краской старинные иконы?

Перед большими церковными праздниками раньше иконы обновляли. Святые лики покрывали слоями новой краски. Теперь задача реставраторов - к тем же праздникам освободить святыни от всего наносногоПо старинным технологиям, но с использованием современных научных достижений. Реставраторы делятся опытом — в неотапливаемых храмах иконы сохраняются веками, а в помещениях с кондиционерами растрескиваются.

Перед большими церковными праздниками раньше иконы обновляли. Святые лики покрывали целыми слоями новой краски. Теперь задача реставраторов — к тем же праздникам освободить древние полотна от всего наносного.

«На доске XV века — изображение, но это изображение было в XVIII веке «перелевкашено», то есть закрыто грунтом и написан новый сюжет. Наша задача состоит в том, чтобы мы расслоили живопись XVIII века и вместе с грунтом перенесли на новое основание», — рассказывает Галина Цируль, заведующая отделом реставрации древнерусской темперной живописи Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. И.Э. Грабаря.

Иконы в лаборатории реставрируют по старинным технологиям, не менявшимся с XVII века. Если краски, то только натуральные — из лазурита, охры и малахита. Клей — естественного происхождения, его вываривают из плавательных пузырей осетра, сома и других редких видов рыб. Кроме того, иконам лучше переносят естественный холод, чем искусственное тепло, уверены реставраторы.

«Если старые иконы находились даже в неотапливаемых храмах, они покрывались зимой инеем и ничто им не угрожало, потому что климат российский подразумевает холодную зиму. А вот сейчас включают кондиционеры — и мы знаем такие случаи — покупают очень дорогие иконы, потом включают в квартире кондиционер, икона начинает сыпаться», — поясняет Сергей Добрынин, художник-реставратор Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени И.Э. Грабаря.

Реставраторы лаборатории лишь однажды позволили себе вольность — наклеили старинную фреску на панель из современного авиационного материала. Только так можно было спасти произведение искусства XVII века. Его пришлось собирать буквально по кусочкам.

А ведь фреска — единственное, что осталось от древнего города Пучежа. В 50-е во время строительства каскада гидроэлектростанций на Волге он полностью ушел под воду. Сейчас о городе напоминает только фреска с сюжетом из Апокалипсиса. Советское время — главный поставщик пострадавших икон, признаются в реставрационном центре.

«Сейчас к нам поступают иконы из брошенных в 30-60-х годах церквей. Там и птицы летали, и свой помет откладывали на эти иконы. Там и летучие мыши были, кто только не был, церковь никогда не протапливалась, просто была брошена, проросла и плесенью, и пылью, и всем остальным», — говорит Алексей Владимиров, директор Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени И.Э. Грабаря.

Иконы проходят не только реставрационные процедуры очищения и тонирования, но и почти как пациенты — так называют их сами реставраторы — испытывают на себе лучи рентгена и ультрафиолета. Чтобы на праздники предстать перед верующими практически в первозданном виде.

Другие статьи:
Интернет журнал НЛО МИР

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

*

code

Редакция рекомендует

x