Всё о Великом посте

Фото: из архива «КП»

Самым светлым, прекрасным, менторским и трогательным временем в православном календаре является период Величавого поста и Пасхи.

Смысл Величавого поста

Величавый пост — это важный и самый старый из многодневных постов, это время подготовления к главному православному праздничку — Светлому Христову Воскресению.

Большая часть людей уже не колеблются в благотворном воздействии поста на душу и тело.

Пост (правда, как диету) советуют даже докторы, отмечая благотворное воздействие на организм временного отказа от животных белков и жиров. Но смысл поста совершенно не в том, чтоб похудеть либо телесно подлечиться. Святитель Феофан Затворник именует пост «курсом спасительного врачевания душ, баней для омытия всего ветхого, неказистого, грязноватого».

Но очистится ли наша душа, если мы не съедим, скажем, мясную котлету либо салат со сметаной в среду либо пятницу? Либо, может быть, мы сходу попадем в Королевство Небесное только за то, что вообщем не едим скоромного? Церковь гласит: навряд ли. Очень уж просто и просто далось бы тогда то, ради чего Спасатель принял ужасную погибель на Голгофе. Пост — это сначала духовное упражнение, это возможность сораспяться со Христом и в этом смысле — наша малая жертва Богу.

Принципиально расслышать в посте призыв, требующий нашего ответа и усилия. Ради собственного малыша, близких нам людей мы смогли бы голодовать, если б стоял выбор, кому дать последний кусочек. И ради этой любви готовы на любые жертвы. Пост — такое же подтверждение нашей веры и любви к Богу, заповеданной Им Самим.

Пост утончает душу для покаяния. Когда усмиряются страсти, просветляется духовный разум. Человек начинает лучше созидать свои недочеты, у него возникает жажда очистить свою совесть и покаяться пред Богом.

Величавый пост — повинность либо наше спасение?

Пост установлен для всех: и монахов, и мирян. Он не является повинностью либо наказанием. Его следует осознавать как спасительное средство, собственного рода исцеление и лечущее средство для каждой людской души. «Пост не отталкивает от себя ни дам, ни стариков, ни юношей, ни даже малых малышей, — гласит святитель Иоанн Златоуст, — но всем открывает двери, всех воспринимает, чтоб всех спасти».

Но при неверном отношении к посту, без осознания его настоящего смысла он может, напротив, сделаться вредным. В итоге неразумного прохождения постных дней (в особенности многодневных) нередко возникают раздражительность, озлобленность, нетерпимость либо же тщеславие, самомнение, гордость. А ведь смысл поста заключается конкретно в искоренении этих греховных свойств.

«Один телесный пост не может быть достаточным к совершенству сердца и чистоте тела, если не будет соединен с ним и пост духовный, — гласит преподобный Иоанн Кассиан. — Ибо и душа имеет свою вредную еду. Отяжеленная ею, душа и без излишка телесной еды впадает в сладострастие. Злоречие есть вредная еда для души, и притом приятная. Гнев есть также еда ее, хотя совсем не легкая, ибо нередко питает ее противной и отравляющей едой. Тщеславие — еда ее, которая на время услаждает душу, позже опустошает, лишает всякой добродетели, оставляет бесплодной, так что не только лишь гробит награды, но к тому же навлекает огромное наказание».

Цель поста — искоренение губительных проявлений души и стяжание добродетелей, чему содействуют молитва и нередкое посещение богослужений в храме.

«Многие христиане считают грехом съесть, даже по немощи телесной, в постный денек что-либо скоромное, но без зазрения совести презирают и осуждают близкого, к примеру знакомых, оскорбляют либо накалывают, обвешивают, обмеривают, предаются плотской нечистоте, — пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский. — О, лицемерие, лицемерие! О, недопонимание духа Христова, духа веры христианской! Не внутренней ли чистоты, не кротости ли и смирения просит от нас сначала Господь Бог наш?» Подвиг поста ни во что вменяется Господом, если мы, как выражается святитель Василий Величавый, «не вкушаем мяса, но поедаем брата своего», другими словами не соблюдаем Господних заповедей о любви, милосердии, самоотверженном служении ближним, словом, всего того, что спросится с нас в денек Ужасного суда.

«Кто ограничивает пост одним воздержанием от еды, тот очень бесчестит его, — наставляет святитель Иоанн Златоуст. — Не одни уста должны поститься, нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и все наше тело… Пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение инсинуации, ереси и клятвопреступления…

Другая крайность — лишний пост, который дерзают брать на себя неподготовленные к такому подвигу христиане. Говоря об этом, святитель Тихон, патриарх Столичный и всея Руси, пишет: «Нерассудительные люди ревнуют посту и трудам святых с неверным разумением и намерением и задумываются, что они проходят добродетель. Диавол же, стерегущий их как свою добычу, ввергает в их семя веселого представления о для себя, от которого зарождается и воспитывается внутренний фарисей и кидает таких совершенной гордыне».

Опасность подобного поста, согласно преподобному авве Дорофею, состоит в последующем: «Кто постится по тщеславию либо считая, что он совершает добродетель, тот постится неразумно и поэтому начинает после укорять брата собственного, считая себя кем-то значимым. А кто уместно постится, тот не задумывается, что он уместно совершает доброе дело, и не желает, чтоб его хвалили, как постника». Сам Спасатель повелел совершать добродетели всекрете и скрывать пост от окружающих.

Как питаться в Величавый пост

Исходя из убеждений кулинарии посты делятся на 4 степени, установленные Церковным уставом:

«сухоядение» — другими словами хлеб, свежайшие, сушеные и квашеные овощи и фрукты;

«варение без елея» — вареные овощи, без растительного масла;

«разрешение на вино и елей» — вино испивается мерой для укрепления сил постящихся;

«разрешение на рыбу».

Общепринятое правило: во время Величавого поста нельзя вкушать мясо, рыбу, яичка, молоко, постное масло, вино и есть больше чем раз в денек.

По субботам и воскресеньям можно постное масло, вино и есть дважды в денек (не считая субботы на Страстной седмице).

В Величавый пост рыбу можно есть исключительно в праздничек Благовещения (7 апреля) и в Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим).

В Лазареву субботу (намедни Вербного воскресенья) разрешается есть рыбную икру.

1-ая неделя (седмица) Величавого поста и последняя — Страстная седмица более серьезное время. К примеру, в 1-ые два денька первой великопостной седмицы Церковным уставом предписывается полное воздержание от еды. В Страстную седмицу предписывается сухоядение (еда не варится и не жарится), а в пятницу и субботу — полное воздержание от еды.

Принципиально!

Нереально установить единый пост для монахов, духовенства и мирян с различными исключениями для старых, нездоровых, малышей и т.п. Потому в Православной Церкви в правилах поста указаны только более строгие нормы, к соблюдению которых должны по способности стремиться все верующие. Формального разделения в правилах для монахов, духовенства и мирян не существует. Но к посту необходимо подходить уместно.

Нельзя браться за то, что нам не по силам. Неопытные в посте должны приступать к нему равномерно и благоразумно. Миряне нередко упрощают для себя пост (это следует делать по благословению священника). Нездоровые и малыши могут поститься легким постом, к примеру, исключительно в первую неделю поста и в Страстную седмицу.

Богослужения в Величавый пост

Очень принципиально в Величавый пост бывать не только лишь на субботних, воскресных, да и непременно на будничных богослужениях, так как особенности богослужебного строя Величавого поста познаются лишь на будничных службах. В субботу служится литургия Святителя Иоанна Златоуста, такая же, как и в другое время церковного года.

В воскресенье совершается литургия Святителя Василия Величавого, но она исходя из убеждений (по последней мере, клиросного) звучания отличается практически что только одним песнопением: заместо «Достойно есть» поется «О Для тебя радуется». Других видимых различий для прихожан практически нет. Эти отличия явны сначала для священника и тех, кто находится в алтаре. А вот на будничной службе нам раскрывается вроде бы весь строй великопостной службы. Неоднократные повторения молитвы Ефрема Сирина «Господи, и Владыка животика моего», умилительное пение тропарей часа — первого, третьего, шестого и девятого часов с земными поклонами. В конце концов, сама литургия преждеосвященных даров совместно с ее умилительнейшими песнопениями, сокрушающим даже самое окамененное сердечко: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою», «Ныне Силы Небесные» на входе литургии преждеосвященных даров — не помолившись на таких богослужениях, не приобщившись к ним, мы и не усвоим, какое духовное достояние раскрывается нам в великопостных службах.

Потому каждый должен попытаться хотя бы пару раз за Величавый пост раздвинуть актуальные происшествия — работу, учебу, прозаические попечения и выкарабкаться на будничные великопостные службы.

По инфы Российской Православной Церкви