Что значат эти куличи и яйца?

А меж тем история Пасхи и пасхальные традиции более достойные внимания, чем само празднование.

Изготовления

К наибольшему праздничку года в доме, очевидно, должно быть убрано, обязательно (по народной примете) вымыты окна. Точнее, не просто к Пасхе, а к Величавому четвергу, недаром его еще именуют Незапятнанный четверг. В старину к этому деньку собирали ветки можжевельника и сжигали их, а дымом окуривали все помещения, в том числе хлев и сарайчик, — числилось, что лечебный можжевеловый дым, собственного рода благовоние Центральной Рф, — защищает человека и скот от заболеваний.

Конкретно в сей день также положено красить яичка, делать пасху, замешивать тесто для куличей — пожалуй, для хозяек это один из самых хлопотных дней в году. Изготовление пасхального стола стараются окончить конкретно в четверг, чтоб ничто не отвлекало от служб Страстной пятницы, денька траура и молитвы.

 

Не забывали в старину и о личной гигиене — ранее в сей день многие купались в проруби. Конкретно в сей день в первый раз подрезали волосы годовалому ребенку (делать это ранее числилось грехом), а девицы подрезали кончики собственных кос — чтоб волосы были гуще и лучше росли.

Но у Величавого четверга еще есть одно заглавие — Страстной четверг, денек Потаенной вечери, и православные стремятся в сей день сначала очиститься духовно, причаститься, — конкретно в сей день на Потаенной вечере Христом и было установлено таинство евхаристии, либо причащения.

Что касается освящения куличей, творожных пасх и яиц, то, обычно, в маленьких сельских церквях их освящают в храмах в воскресенье сходу после пасхальной службы, а в огромных городках, когда в сей день в храм приходит неограниченное количество народу, это делают за денек ранее, в субботу.

Пасхальное богослужение

Богослужение в Пасху особо праздничное. Обычно, оно начинается незадолго до полуночи, но лучше придти в церковь заблаговременно, чтоб не оказаться за порогом, — большая часть церквей в пасхальную ночь набиты битком и многие прихожане занимают места уже за несколько часов. Из церкви начинается и Крестный ход, нареченный так поэтому, что священник несет впереди себя крест. Процессия трижды обходит вокруг церкви с пением. Участников Крестного хода церковь ассоциирует с женами-мироносицами, которые 1-ые повстречали Христа воскресшим. В это время лупят колокола — в течение пасхальной недели во всех православных церквях, обычно, хоть какому желающему разрешается подняться на колокольню и позвонить. А после окончания службы верующие христосуются — приветствуют друг дружку целованием и словами «Христос воскресе!». Свечу, с которой обходили Крестным ходом вокруг церкви, ранее обычно сохраняли, приписывая ей волшебные характеристики. На этом праздничная часть завершается, и начинается пасхальный пир. В течение всех 40 дней Пасхи, а в особенности на первой неделе, прогуливаются в гости, даруют крашеные яичка и куличи, а в старину к тому же игрались в пасхальные игры.

Крашеные яичка

Яичка на Пасху красят все — и верующие, и те, для которых это просто радостный обычай. И правда, какая Пасха без яиц? Ведь яичко — не только лишь знак жизни, плодородия и вешнего возрождения природы. Еще за длительное время до Христа яичко считали прототипом самой Вселенной. Сама форма яичка — овал — у греков символизировала волшебство.

Обычай красить яичка связан с именованием римского правителя Марка Аврелия. Считается, что в денек, когда он родился, одна из кур его мамы снесла яичко, помеченное красноватыми точками. Это объяснили как символ того, что родился будущий правитель. С течением времени у римлян вошло в обычай посылать друг дружке в качестве поздравления окрашенные яичка.

Обстоятельств же, по которым православные красят на Пасху яичка конкретно в красноватый цвет, именуют несколько. Существует версия, что это делают поэтому, что в пасхальные празднички яичко окрашено кровью Христа.

Другая легенда говорит, что после погибели Христа семь иудеев собрались на пир. На столе посреди иных блюд были жареная курица и вареные яичка. Один из гостей, вспомнив про Христа, произнес, что тот воскреснет на 3-ий денек, на что владелец дома ответил, что это будет вероятным, только если курица на столе оживится, а яичка станут красноватыми. И в тот же миг курица оживилась, а яичка побагровели.

Но часто встречающаяся версия — что после воскресения Христа его последователи разошлись по различным странам, разнося всюду известие о том, что Христос одолел погибель. И Мария Магдалина пришла с этой вестью к самому римскому императору Тиберию. В подарок императору Мария преподнесла яичко как знак воскресения Христа. Правитель же усомнился в этом и произнес, что как яичко из белоснежного не становится красноватым, так и мертвые не воскресают. Яичко здесь же стало красноватым. Поэтому, невзирая на то что яичка красят в различные цвета, обычным цветом считается конкретно красноватый, цвет жизни и победы.

Также существует и полностью бытовое разъяснение обычая крашения яиц. Его сторонники говорят, что потому что во время сорокадневного Величавого поста нельзя есть яичка, а курицам-несушкам разъяснить это нереально, то за время поста накапливалось большущее число яиц, которые нельзя было съесть сходу. Чтоб они не пропали, их варили, а чтоб не путать с невареными, их красили натуральными красителями, а именно луком, который и присваивал им красный цвет. С течением времени хозяйственная необходимость перевоплотился в торжественный обряд.

Пасха

Это особенное сладкое блюдо из творога имеет форму усеченной пирамиды, символизирующей Гроб Господень, и ее, обычно, декорируют знаками «ХВ». Она также считается эмблемой пасхального веселья и сладости райской жизни, прототипом Королевства Небесного, и тех молочных рек в кисельных берегах, которые всегда были мечтой российского крестьянина.

Кулич

Пасхальный кулич по собственной форме припоминает артос — хлеб, который освящается на пасхальном богослужении. В память о том, что Христос, приходя к своим ученикам после воскресения, сам вкушал с ними еду, апостолы во время пищи не занимали среднее место за столом, оставляя перед ним хлеб, как будто Христос незримо находился посреди их. Таким макаром, пасхальный артос — знак самого Иисуса. Всю Светлую седмицу (праздничную неделю после Пасхи) он занимает в храме самое видное место и раздается верующим в субботу этой недели. К истинному времени сложился обычай и в каждой семье печь сдобный хлеб — кулич, вроде бы домашний артос, и освящать его в церкви.

Народные обычаи

Ранее в пасхальную ночь — как зазвонят колокола — везде в деревнях загорались огни. Около церквей разжигали костры, зажигали развешенные намедни фонарики, на буграх поджигали смоляные бочки. Оставшиеся от костров угли собирали и закладывали под крышу — чтобы защитить дом от пожара и молнии. В почти всех местах до пасхальной службы и после ее окончания было принято стрелять из ружей. В особенности всераспространенной эта традиция была посреди охотников — числилось, что тем не только лишь обеспечишь для себя удачную охоту на весь год, но также обязательно убьешь черта. К тому же «стрелять — означает Христа встречать».

А на севере Рф после окончания пасхальной службы быстрее бежали домой разговляться — числилось, что кто резвее прибежит, тот ранее других соберет сбор.

Народные гулянья на Пасху сейчас уже не проводятся с таким размахом, как ранее, когда они длилось от 1-го денька до 2—3 недель (зависимо от местности) и носили заглавие Красноватая горка — время хороводов и различных игр. Так же как люди христосуются три раза в щеки, христосуются и пасхальными яичками, разбивая по очереди различные их концы. Ранее малыши всюду игрались в «покатушки» — у кого яичко далее укатится. У пасхальных яиц были и различные «практические» внедрения — их катали по земле, чтоб она была злачной; яичко клали в правую руку тому, кто погиб на Пасху; часто их не ели сходу, а сберегали в течение всего года, чтоб использовать как защиту дома от пожара, а посевов — от града.

Следует сказать, что по традиции на Пасху никогда не прогуливаются на кладбище, более того, в связи с этим веселым деньком прекращается даже поминовение усопших в течение всей Светлой седмицы. Родительский денек — Радоница — отмечается на десятый денек после Пасхи, а обычай посещать на Пасху могилы родственников появился в русское время — как попытка перевоплотить церковный праздничек в собственного рода денек поминовения усопших.