Творец позволит увидеть Ковчег Завета?

Раскопки, выведшие его на пещеру, Рон Уайетт начал только через год после чего варианта. Он возвратился в Америку и стал пристально учить Библию. В ней он отыскал доказательство слов, произнесенных им в Иерусалиме. В Книжке книжек было написано, что Ковчег Завета хранился в храме до 621 года до нашей эпохи. Когда войска Навуходоносора осадили Иерусалим, вавилонский правитель отдал приказ выстроить стенку вокруг священного града. И после того никто не мог ни выйти, ни войти в город. Потому Ковчег Завета, скорее всего, оставался в границах Иерусалима. А в перечне трофеев, захваченных Навуходоносором и тщательно обрисованных в летописях, Ковчега не значилось. Как следует, реликвия была спрятана в городке.

Сейчас оставалось проверить, есть ли в старых хрониках четкое указание, где находилась пещера, в которую расположили тело Христа после распятия. Еще в 1885 году историк Гордон обусловил бугор, соответствовавший библейскому описанию Голгофы, места, где был распят Христос, и примерное размещение этой пещеры.

Возвратившись в Иерусалим и получив от израильского Департамента древности разрешение на раскопки, Уайетт начал свои поиски. Скоро были найдены три углубления прямоугольной формы, вырубленные в скалистом откосе холмика Голгофа. Они, по воззрению Рона, предназначались для помещения табличек с надписями, находившимися над распятием Христа. Ниже их был след от углубления для креста.

В Библии записано, что когда Иисус скончался на кресте, «земля сотряслась и раскололись горы». Каково же было удивление Рона, когда, вытащив камень из углубления, он нашел в нем огромную трещинку, напоминавшую след от землетрясения!

Практически два года исследователь издержал на поиск входа в легендарную пещеру. Фуррор принес узенький тоннель, пробитый им вовнутрь горы и вскрывший не известную никому подземную полость.

Старый Иерусалим был построен на 2-ух буграх, обычно именуемых гора Мориа и Сион.

Место раскопок Рона находилось на северном выступе первой из их, сложенной известняком. Вода и время образовали снутри горы систему естественных пещер, отдельные части которой были разбиты непроницаемыми перемычками. В продолжение года Рон Уайетт прорубал стенки пещеры, пытаясь добраться до подземной полости, в существование которой он поверил в 1978 году.

Пришел момент, когда Рон уже был готов закончить поиски. Но здесь произошла встреча, которую потом он именовал чудом. В один прекрасный момент исследователь услышал за спиной глас: «Да благословит вас Господь, Рон Уайетт, в том, что вы делаете». Он обернулся и увидел незнакомого мужчину. «Вы турист?» — спросил ошеломленный исследователь. «Нет, — ответил незнакомец и добавил: — Я возвращаюсь из Южной Африки и сейчас нахожусь на пути к Новенькому Иерусалиму». Из Библии Рон знал, что Новый Иерусалим находится на небесах…

После того, как мужик ушел, исследователь стал расспрашивать находящихся вблизи людей. Никто не лицезрел незнакомца и не слышал их разговора. Рон решил, что встреча с незнакомцем — это символ того, что он должен довести поиски до конца.

Сотки часов тяжеленной работы пригодились Рону, чтоб 6 января 1982 года, в конце концов, войти вовнутрь горы Мориа. В одной из ниш ученый нашел вертикальную щель, ведомую в подземную галерею.

Практически все место вновь открытой пещеры заполняли полуистлевшие шкуры и груды обрушившихся со свода камешков. Рон зажег фонарь, повел лучом, и вдруг посреди нагромождения валунов блеснуло что-то железное. Рон раздвинул камешки, разбросал остатки шкур и нашел облицованный золотом стол с рельефным украшением по бокам. Он осветил свод и рассмотрел неширокую трещинку. И она, и купол пещеры были покрыты странноватым черным веществом. Прямо под трещинкой находился саркофаг с расколотой на две части каменной крышкой. Но она размещалась так близко к потолку, что нереально было через щель заглянуть вовнутрь.

Ученому не надо было гадать, что он нашел. Он твердо знал: каменный ящик перед ним — Ковчег Завета, трещинка на потолке ведет к месту, где он пару лет вспять нашел следы от креста, а темное вещество — это застывшая практически две тыщи годов назад кровь Спасателя. Когда Христос погиб на кресте и центурион нанес ему удар копьем в бок, вытекшая кровь просочилась в пещеру через трещинку и обрызгала крышку Ковчега Завета. Рон Уайетт попробовал запечатлеть найденную реликвию, но все фото вышли засвеченными, а изображения на видеопленке нечеткими. Исследователь сообразил, что время, когда Бог даст узреть Ковчег Завета всем людям, еще не пришло…

Ковчег завета

Ковчег Завета. Художественная реконструкция XIX века, включающая стилистические элементы эры Возрождения. Херувимы представлены в виде ангелов.Ковче’г Заве’та, либо Ковчег Открове’ния (Свидетельства) (ивр. אֲרוֹן הַבְּרִית‎, арон а-брит, также ивр. אֲרוֹן הַעֵדֻת‎, арон а-эдут) — знаменитая и величайшая святыня еврейского народа, ковчег, в каком, согласно Библии, хранились каменные Скрижали Завета с 10 заповедями. Ковчег являлся эмблемой союза Бога с народом Израиля и служил свидетельством присутствия Бога в его среде.

Носит в Библии также и другие наименования: Ковчег Всевышнего[1], Ковчег Бога Израиля[2], Ковчег Завета Божия[3], Ковчег Могущества[4] и только в один прекрасный момент Ковчег Завета назван арон а-кодеш (ивр. אֲרוֹן הַקֹּדֶשׁ‎, Ковчег Святыни[5]). Но нередко его именуют просто арон — Ковчег.

В церковнославянской Библии для обозначения Ковчега Завета употребляется греческое слово «кивот» (греч. κῑβωτός τῆς διαθήκης[6], «ковчег завета», от κῑβωτός, «сундук»), тем отличая его, как и в уникальном тексте, от Ноева ковчега (также ковчежца-корзины, в которую был положен малыш Моисей).

Согласно Библии, во времена Финала евреев из Египта Ковчег размещался в Святая святых Скинии собрания (походного храма), потом — в Святая святых Иерусалимского храма.

Содержание [убрать]

1 Описание

1.1 Ковчег

1.2 Шесты Ковчега

1.3 Крышка (капорет) и херувимы (керувим)

2 Религиозное значение Ковчега

3 Сверхъестественные характеристики Ковчега

4 История Ковчега

4.1 Период Арбитров

4.2 Период Первого Храма

4.3 Местопребывание ковчега

5 Синагогальный ковчег (арон кодеш)

6 Ковчег Завета в христианстве

7 Ковчег Завета в исламе

8 Сноски и источники

9 Литература

10 Ссылки

[править] Описание

[править] Ковчег

В книжке Финал описаны детальные указания Господа Моисею о материалах для Ковчега и его конструкции:

И пусть сделают ковчег из дерева ситтим: два локтя с половиною длина его и полтора локтя ширина, и полтора локтя высота его. И обложишь его незапятнанным золотом; с обеих сторон покрой его; и сделаешь на верху его золотой венец кругом.[7]

(Исх.25:10-11)

Судя по всему, Ковчег был изготовлен из древесной породы акации (дерево шиттим, ивр. שיטים‎), более распространённого в пустынной местности вокруг Красноватого моря. Он имел 2,5 локтя в длину и по 1,5 локтя в ширину и высоту (египетский малый локоть равен 44, 4 см , размер ковчега 66.6 Х 66,6 Х 111 см ).

По одной версии в Талмуде[8], Ковчег состоял из трёх ларцов (ковчегов). Внутренний, изготовленный из золота, помещался снутри другого, древесного ларца чуток большего размера. 2-ой ларец находился снутри наибольшего — наружного ковчега из золота, вмещавшего в себя древесный ящик, включая и его древесный край. Таким макаром, Ковчег оказывался покрытым золотом с обеих сторон, как повелел Всевышний.

По другой версии[9], был только один древесный ковчег, покрытый узким слоем золота снутри и снаружи.

Верхний край наружного золотого ларца был окантован декоративным золотым ободом, окружавшим Ковчег подобно венцу. По воззрению неких учёных, Ковчег был снабжён также 4-мя ножками[10]. Одни представляют для себя их в виде выступающих подставок[11], другие — как ножки у комода[12], а третьи — как лапы животного[13].

[править] Шесты Ковчега

И вылей для него четыре кольца золотых, и прикрепи к четырём углам его: два кольца на одной стороне его и два кольца на другой стороне его. И сделай шесты из дерева ситтим, и обложи их золотом. И вложи шесты в кольца по сторонам ковчега, чтоб носить ковчег средством их. В кольцах ковчега должны быть шесты и не должны отниматься от него. И положи в ковчег откровение, которое Я дам для тебя.

(Исх.25:12-16)

Два шеста (бадим) из акации, длиной в 7 либо 10 локтей, увенчанные золотом, для переноски Ковчега во время переходов, были прикреплены повдоль его боковых стен. Они выступали с обеих сторон и проходили через четыре золотых кольца, расположенных по два с каждой стороны, в верхней трети боковин Ковчега. Эти шесты всегда оставались в кольцах, их разрешалось вынимать только для покрытия Ковчега перед его переноской, но тотчас же опять вставлялись на место (Чис.4:6).

[править] Крышка (капорет) и херувимы (керувим)

Сделай также крышку из незапятнанного золота: длина её два локтя с половиною, а ширина её полтора локтя; и сделай из золота 2-ух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки; сделай 1-го херувима с 1-го края, а другого херувима с другого края; [выдавшимися] из крышки сделайте херувимов на обоих краях её; и будут херувимы с распростёртыми ввысь крыльями, покрывая крыльями своими крышку, а лицами своими [будут] друг к другу: к крышке будут лица херувимов. И положи крышку на ковчег сверху, в ковчег же положи откровение, которое Я дам для тебя

(Исх.25:17-21)

Сверху Ковчег был закрыт громоздкой крышкой (капорет, ивр. כפורת‎, букв. «искупление», «чистилище») из незапятнанного золота. Её толщина не указана, но, согласно классической точке зрения, она составляла тефах (четыре пальца)[14], хотя Лундий и Бэре определяют его толщину примерно в полпальца[15].

Поверху крышки, возможно по маленьким её сторонам, были установлены два литых из золота херувима (керувим) лицом друг к другу, с распростёртыми, вроде бы прикрывающими Ковчег, крыльями. Херувимы и крышка Ковчега (капорет) составляли единое целое. В тексте отсутствует подробное описание херувимов, говорится только, что они владеют крыльями и лицами.[16] По воззрению Онкелоса, «головы херувимов были обращены вспять, как головы учеников, уходящих от собственного учителя»;[17] таким истолкованием он стремится объяснить неясный смысл стиха в Исх.25:20, где говорится, что лица херувимов были ориентированы вниз к крышке Ковчега Завета, но со взглядами, обращёнными друг к другу. Разъяснение Онкелоса приводится также и в его Таргуме (переводе Торы на арамейский язык), тогда как иерусалимский Таргум считает, что лица 2-ух противостоящих херувимов были ориентированы вниз к крыше.[18]

Из книжки Бытие понятно, что херувимы были поставлены охранять вход в Эдемский сад (Быт.3:24). В то же время, капорет была описана пророком Иезекиилем[19] в виде Божественной колесницы (меркава) (Иез.1:5 и дальше; 10:1 и дальше). Над этой колесницей Иезекииль лицезрел подобие Божественного престола, и херувимов. Представляется, что, располагаясь на крышке Ковчега Завета, херувимы сразу символизировали престол невидимого Бога (с капорет в качестве подножия Всевышнего) и служили защитой Ковчега. По воззрению Филона Александрийского и Мидраш Тадше[20], два херувима соответствуют двум качествам Бога и двум Его Именам: качеству милосердия (тетраграмматон) и качеству справедливости (Элохим)[21]. Маймонид считает, что херувимы были помещены в святилище Храма, чтоб внушить народу веру в ангелов, и их было два, для того чтоб люд не считал их изображением самого Бога.[22]

[править] Религиозное значение Ковчега

Ковчег Завета служил видимым напоминанием о Завете меж Всевышним и сынами Израиля, и о присутствии Всевышнего посреди еврейского народа. Ковчег Завета вызывал у народа благоговение, веру и надежду, в особенности в те времена, когда им грозила война.

Бог сказал Моисею, что над Ковчегом меж 2-мя херувимами он будет раскрываться ему и, через него, давать заповеди народу Израиля (отсюда 2-ое заглавие реликвии — Ковчег откровения).

там Я буду раскрываться для тебя и гласить с тобою над крышкою, среди 2-ух херувимов, которые над ковчегом откровения, о всем, что ни буду заповедывать чрез тебя сынам Израилевым.

(Исх.25:22)

Снутри Ковчега находились только Скрижали Завета[23] — 1-ые разбитые, и 2-ые — целые[24]. Считается также[25], что в Ковчеге хранилось и непроизносимое Имя Бога с другими Его эпитетами.

Рядом с Ковчегом хранился свиток Торы, написанный самим Моисеем (Втор.31:24-25). Также в Святая святых хранились сосуд с манной, расцветший жезл Аарона, елей помазания[26], а потом также и золотые дары филистимлян[27].

В Святая святых разрешалось заходить одному первосвященнику и только раз в году, в Денек Искупления (Йом Киппур). Это место было овеяно Шехиной — присутствием Божьим. Никто без угрозы для жизни не мог глядеть на Ковчег либо дотрагиваться к нему[28]. Беспокоили Ковчег только тогда, когда сыны Израиля снимались со стоянки для путешествия. Священники за ранее снимали со столбов заавесь — парохет, которой покрывали Ковчег, сверху клали 2-ое покрывало из кожи тахаша и над ним третье покрывало из голубой ткани.

Ковчег Завета передвигался совместно с разобранной Скинией и устанавливался в Святая святых Скинии на стоянках. Переносился он левитами из семьи Кегата на плечах[29]. Во время странствования Ковчег передвигался в центре израильского стана и над ним висело облако[30].

[править] Сверхъестественные характеристики Ковчега

В Талмуде сказано [31]: «Место Ковчега не имеет измерений». Другими словами, Ковчег не занимал физического места в Святая святых. Это выводится из библейского описания херувимов, которые сделал правитель Соломон в Храме (3Цар.6): каждое крыло их было 10 локтей, в то время, как ширина всего помещения Святая святых (Двир) была 20 локтей — другими словами для самого Ковчега места, по идее, не оставалось[32].

Когда ковчег перевозили из Кириаф-Иарима, на новейшей колеснице, в дороге волы его очень наклонили и Оза простёр руку чтоб придержать его. Но Господь разгневался на него, и поразил его за то, что он простёр руку свою к ковчегу; и он погиб тот час (1Пар.13:9-10).

Другое расчудесное свойство Ковчега, по преданию, заключалось в том, что он «сам нёс тех, кто нёс его». Другими словами, невзирая на то, что Ковчег был должен быть очень тяжёлым, он не только лишь не отягощал нёсших его, да и нёс их самих[33].

Числилось также, что по пути следования Ковчега бугры сравнивались с землёй[34].

Когда филистимляне расположили Ковчег на воз, с впряжёнными в него коровами, те сами взяли четкое направление к Вефсамису (в район современного городка Бейт-Шемеша) (1Цар.6:8-12).

[править] История Ковчега

[править] Период Арбитров

Перенесение Ковчега Завета царём Давидом в Иерусалим. Доменико Гарджуло, Пушкинский музейС началом завоевания Ханаана, Ковчег Завета, возможно, находился в стане израильтян в Галгале напротив Иерихона[35] в течение 14 лет. Потом был перенёсен в Вефиль (Бет-Эль)[36]. Оттуда совместно со Скинией Ковчег перенесли в Силом (Шило)[37], где он оставался до погибели первосвященника Илия (Эли)[38] в течение 369 лет. Судя по всему[39], с течением времени, стенки святилища в Силоме были выстроены из камешков, покрытых завесами[40].

Часто Ковчег брали из Скинии, к примеру во время перехода через Иордан (Нав.3:2), завоевания Иерихона (Нав.6:4), также на некие войны. Когда Офни (Хофни) и Финеес (Пинхас), сыновья Илия, взяли Ковчег на войну с филистимлянами, те, убив священников в битве у городка Авен-Езер (близ Мицпы), захватили Ковчег и унесли его в Азот (Ашдод). Но, вследствие катастроф[41], связанных с присутствием Ковчега в капище Дагона и в городках Азот (Ашдод), Геф (Гат) и Аскалон (Ашкелон), филистимляне были обязаны через куцее время возвратить израильтянам Ковчег с приложением золотых даров. Поначалу он прибыл в Вефсамис (Бет-Шемеш), где обитатели, не догадавшиеся сокрыть его от любознательных глаз, поплатились жизнью. Потом обитатели Кириаф-Иарим (Кирьят-Иеарим) взяли Ковчег к для себя, поместив его в личном доме некоего Аминадава (Авинадава) (1Цар.7:1), где он оставался в течение 20 лет.

В то же время, после разрушения Нова, городка священников, духовный центр страны передвинулся в Гаваон (Гивон). Скиния и большая часть её сосудов сейчас находились тут.

После завоевания Иерусалима, правитель Давид выстроил там для Ковчега новейшую скинию, с тем, чтоб перенести духовный центр в Иерусалим. Но, при перевозке Ковчега из Кириаф-Иарим (Кирьят-Иеарим) произошла катастрофа с Озой (Узой) (2Цар.6:2-5)[42], который умер, пытаясь поддержать Ковчег, вследствие чего, Ковчег временно остался у Аведдара (Овед-Эдома), где пробыл в течение трёх месяцев. В конце концов, Ковчег был торжественно доставлен в Иерусалим (2Цар.6:12-17), где был помещён в особенный шатёр из драгоценных ковров. Но Скиния Моисея и медный её алтарь оставались в это время как и раньше в Гаваоне, и конкретно этот алтарь числился в то время главным[43].

[править] Период Первого Храма

Внесение Ковчега Завета в Иерусалимский храм. Музей Конде, Шантильи, Франция

Камень Основания на Храмовой горе в ИерусалимеПосле постройки царём Соломоном Храма, Ковчег Завета со всеми принадлежностями Скинии был торжественно перенесён туда и помещён в Святая святых (Двир) — внутреннее помещение кубической формы, размером в 20 локтей. Тут Ковчег был установлен на каменном пьедестале, высотою в 3 пальца от уровня пола. Этот камень именовался эвен штия — знаменитый краеугольный камень (Камень Основания), который, по преданию, находится точно в центре Земли и является подножием Всевышнего. Соломон повелел также вырезать из масличного дерева и покрыть золотом циклопических херувимов высотой в 10 локтей (около 5 м). Их пятиметровые крылья «простирались над местом Ковчега» (3Цар.6:23-28)[44]. Ковчег был поставлен таким макаром, что концы его шестов упирались в заавесь (парохет) и создавали с другой её стороны неровности.[45]

Последнее упоминание о Ковчеге, находившемся в Храме, относится к периоду правления иудейского царя Иосии (Иошиягу), отпрыска Аммона (2Пар.35:3) (622 г. до н. э.). Перед разрушением Храма Навуходоносором в 586 г. до н. э. Ковчег пропал. Он не упомянут ни в числе «сокровищ, вывезенных из дома Господня» при царе Иехонии (Иегояхине) (4Цар.24:10-13), ни в подробном перечне священной утвари, захваченной вавилонянами при падении Иерусалима (4Цар.25:8-9, -17). Ковчег Завета не упоминается и в перечне утвари, возвращённой в Иерусалим Киром Величавым (Езд.1:9-11).

[править] Местопребывание ковчега

Предстоящая судьба Ковчега до сего времени остаётся предметом споров, его следы так и не были найдены[46]. Во 2-м Храме не было ни Ковчега, ни его принадлежностей[47], хотя связанный с ним обряд воскурения фимиама в Святая святых в Йом-Киппур продолжал соблюдаться. Иосиф Флавий, говоря о Втором Храме, подобно книжке Ездры (Эзры), гласит только только о сооружении алтаря и Храма, но не о Святая святых.

По одной из версий, приводимых в Талмуде[48], правитель Иосия отдал приказ упрятать Ковчег в тайнике под так именуемым краеугольным камнем мироздания в Святая святых либо под полом Дровяной палаты Храма.

По другой версии, Ковчег был увезён в Вавилон, где его следы теряются[49].

Согласно 2-ой Книжке Маккавеев, пророк Иеремия (Ирмиягу), по велению Бога, упрятал Ковчег в пещере на горе Нево:

Было также в писании, что сей пророк, по бывшему ему Божественному откровению, повелел скинии и ковчегу следовать за ним, когда он всходил на гору, с которой Моисей, взойдя, лицезрел наследство Божие. Придя туда, Иеремия нашёл жилье в пещере и внёс туда скинию и ковчег и алтарь кадильный, и загородил вход. Когда позже пришли некие из сопутствовавших, чтоб увидеть вход, то не могли отыскать его. Когда же Иеремия вызнал о сем, то, упрекая их, произнес, что это место остается неведомым, доколе Бог, умилосердившись, не соберёт сонма народа. Тогда и Господь покажет его, и явится слава Господня и скопление, как явилось при Моисее, как и Соломон просил, чтоб в особенности святилось место

(2Макк.2:4—8)

Собор Святейшей Девы Марии Сиона, ЭфиопияВ то же время Эфиопская правоверная церковь утверждает, что Ковчег находится в Аксуме, под опекой священников собора Святейшей Девы Марии Сиона. [50] Этот ковчег считается величайшей святыней коптского христианства, и во всех церквях страны хранятся его копии. Каждый год во время праздничка Максаль, по окончании сезона дождиков, из храма выносится копия загадочной реликвии.

Подтверждения этой версии строятся, приемущественно, на эфиопском литературном монументе «Кебра Нагаст» («Слава царей»), который, возможно, был написан в XIV веке, и 1-ые упоминания о котором встречаются только в XVII веке. Речь в нём идёт о событиях времён царя Соломона (другими словами о том, что происходило на 2300 лет ранее). «Кебра Нагаст» пересказывает известную легенду, согласно которой у царя Соломона и королевы Савской (Македы) случился роман. Родившийся от этой связи отпрыск, Байна-Легкем, ставший потом царём Менеликом и основавший династию негусов[51], потаенно перенёс Ковчег Завета в Эфиопию, где тот был помещён в одном из храмов Аксума, бывшей столицы страны.

Но существует и другая версия[52]. Она связывает исчезновение Ковчега с правлением царя Манассии (Менаше) (687—642 до н. э.). По этой версии, Ковчег забрали из Храма священники, стремившиеся оградить его от осквернения этим нечестивым царём. Священники доставили Ковчег в Египет, в место, называвшееся «Бэр а-Нешамот» (букв. «Колодец душ»), оттуда он попал на полуостров Ив (Элефантина)[53], на Ниле. Там для него был построен новый храм, в каком Ковчег хранился последующие 200 лет. Когда же этот храм был разрушен, его скитания возобновились, и Ковчег, в итоге, оказался в Эфиопии. Там его переправили на полуостров Тана-Киркос, где установили в обыкновенном шатре, в каком ему поклонялся обычный люд. В протяжении следующих восьми веков Ковчег был центром принципиального и типичного иудейского культа, фанаты которого может быть и являются праотцами современных эфиопских евреев. Потом пришли христиане, смогшие после воззвания царя присвоить Ковчег. Они и переправили его в Аксум, где он был помещён в собор Святейшей Девы Марии Сиона. С течением многих веков изгладилась память о том, как Ковчег попал в Эфиопию, и вокруг этого появились разные легенды.

Есть также представления, что Ковчег Завета найден и содержится в тайне до времени восстановления Третьего Храма. А именно, схожими археологическим исследовательскими работами занимался Рон Уайетт[54], который утверждал, что нашёл Ковчег Завета.

[править] Синагогальный ковчег (арон кодеш)

Основная статья: Синагогальный ковчег

В синагогах, возникновение которых, по воззрению учёных, относится ко времени разрушения Первого Храма (586 г. до н. э.), была сотворена символическая подмена Ковчегу Завета — арон а-кодеш (ивр. אֲרוֹן הַקֹּדֶש‎, Ковчег Святыни) — особое хранилище для свитков Торы.

Сначало схожее хранилище было или в виде ниши[55], или в виде переносного шкафа, который помещали в такую нишу. В Мишне и Талмуде шкаф для свитков Торы именуется тева (ивр. תבה‎)[56], а ниша, в которую он помещался — хейхал (букв. чертог)[57].

Существует многолетняя традиция производства и декорации ковчега:

На ранешних изображениях такового ковчега[58] отчётливо видны внутренние отделения, в каждом из которых хранится в горизонтальном положении свиток.

В XII веке, по-видимому, уже существовали синагогальные ковчеги, имевшие форму шкафа, в каких свитки Торы помещались вертикально, как в наше время. На миниатюрах рукописей XIV—XV веков испанского, итальянского и германского происхождения возникают изображения подобного двухъярусного шкафа, в верхнем ярусе которого хранились свитки, в нижнем — ритуальная утварь.

В Средние века ковчеги завершались готическими шпилями[59].

Прототипом дизайна в стиле эры Ренессанса может служить двухъярусный с росписью ковчег из Урбино (1550).

В XVII веке в голландских синагогах на высшей части ковчега стали помещать изображение Скрижалей Завета, на которых высечены два первых слова каждой из 10 заповедей.

В XVII веке в Голландии и Германии начала XVIII века все ковчеги изготовлялись в барочном стиле: с колоннами, пилястрами, фронтонами и вазами[60]. Оттуда этот стиль скоро просочился и в Восточную Европу. Где на ковчеге изображались львы, птицы, дельфины, соколы и олени.

Ковчеги в мавританском стиле (купола, разноцветный геометрический орнамент) сооружались с середины XIX века[61].

Ковчег в синагоге в Амстердаме

Ковчег в хоральной синагоге в Гибралтаре

Ковчег, сделанный в Италии, Модена, 1505

Невзирая на различия в декоративном стиле, все ковчеги имеют общие элементы:

умело вышитая золотыми, серебряными и шёлковыми нитями по бархату либо шёлку заавесь парохет (ивр. פָרֹכֶת‎), которая символизирует парохет Святая святых Храма;

нер тамид (ивр. נֵר תַּמִיד‎, букв. «постоянный светильник»), в память о храмовой Меноре, которая должна была пылать всю ночь около парохет и также называлась нер тамид.

сами свитки Торы, которые также богато украшаются;

нередко по краям стоят колонны, именуемые Яхин и Боаз, которые напоминают о колоннах при входе в святилище Храма Соломона;

в неких случаях над парохет помещают полосу из материи, которая должна припоминать крышку Ковчега Завета — капорет.

К традиционным мотивам арки Ковчега относятся также корона, скрижали, пара ревущих львов — знак колена Иегуды и власти Всевышнего, Маген Давид, Менора, также Древо жизни.

Арон а-кодеш в синагогах диаспоры всегда обращён к Земле Израиля, в Израиле — к Иерусалиму, а в самом Иерусалиме — к Храмовой горе. В большинстве современных еврейских общин, находящихся к западу от Земли Израиля, Ковчег стоит у восточной стенки синагоги. Место у Ковчега, и с ним вся восточная сторона (Мизрах) числятся в синагогах самыми почётными. У Ковчега молится кантор, перед Ковчегом выступает с речами и раввин.

В старину евреи верили, что арон а-кодеш обладает чудодейственными качествами. Время от времени дамы произносили молитвы о здоровье малышей либо заболевших родственников, держась за заавесь арон а-кодеш. Распространён был также обычай, раскрыв дверцы ковчега и положив голову меж свитками Торы, вознести личную мольбу (об исцелении тяжелобольного, избавлении от угрожающей угрозы, и т. п.). И в наши деньки молитвы, имеющие особо принципиальное значение, произносятся перед раскрытым Ковчегом, который символизирует открытые небесные врата. Когда дверцы ковчега открыты, молящиеся обычно стоят. Открытие и закрытие Ковчега считается принципиальным ритуалом. Вынос Торы сопровождается чтением библейских стихов «И было, когда Ковчег продвигался…» (Чис.10:35).

[править] Ковчег Завета в христианстве

Табернакль в Соборе Сан-Джованни Латерано, Рим.В церковнославянской Библии для обозначения Ковчега Завета употребляется греческое слово «кивот», чтоб, как и в уникальном тексте, отличать его от Ноева ковчега (также ковчежца-корзины, куда был положен малыш Моисей).

В христианской традиции Ковчег Завета, как и другие священные предметы Иерусалимского храма, понимается в качестве прообраза элемента христианского храма — Кивота либо Дарохранительницы. Подобно тому, как Ковчег находился в Святая святых Храма и в нём хранились Скрижали Завета, так Дарохранительница размещается в алтаре христианского храма с заключёнными в ней Святыми Дарами, Телом и Кровью Христа, образующими Новый Завет человека с Богом[62].

Преп. Ефрем Сирин лицезреет конкретно в самой конструкции Ковчега Завета прообразовательный смысл Боговоплощения: золото вокруг древесного остова Ковчега предутверждает его от тления, что преподобный уподобляет людской плоти Христа, вечной из-за соединения её с Божественным естеством[63]:

И сотвори Веселеил кивот из древа негниющаго. Это потаенна Еммануиловой плоти, которая не подлежит истлению и не повреждена грехом. Золото, покрывавшее кивот внутрьуду и внеуду, значит Божеское естество Слова; которое неизреченно объединилось со всеми частями души и тела, так как население земли наше помазало оно Божеством Своим.

Также Мессию (Эммануила), по воззрению Ефрема Сирина, прообразует крышка капорет, осеняемая херувимами. Херувимы прообразуют пророков и апостолов, через которых Господь обращается к людям, подобно тому, как Бог раскрывался Моисею в пространстве меж капорет и херувимами.

Свт. Григорий Нисский лицезреет, что образ нерукотворной Скинии, показанный Моисею на горе Синай, есть «Христос, Божия сила и Божия Премудрость» и создание Ковчега Завета толкует сообразно с этим рассуждением. Так, все предметы — «столпы, носила, кольца и эти херувимы, прикрывающие крыльями кивот и все прочее…сущность премирные силы, созерцаемые в скинии, по Божественному изволению поддерживающие собою Вселенную.»[64]

Про херувимов святитель отмечает, что это «имя употребляется о тех силах, вокруг Божия естества созерцаемых, которые лицезрели разумом Исаия и Иезекииль», а через сокрытие херувимами Сущего показывается людям, что «взгляд на неизречённое недоступен». Менора, по его же истолкованию, находящаяся близ Ковчега, осеняет Скинию и знаменует собой семь светлостей Духа (Ис.11:2)

В Апокалипсисе Иоанна Богослова имеется представление о возвращении Ковчега Завета в Храм во время Второго Пришествия Иисуса Христа (или о его вневременном и внепространственном пребывании на небесах, которое раскрывается в конце мира):

«И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его; и произошли молнии и голоса, и громы и землетрясение и величавый град»

Ап. 11:16-19

[править] Ковчег Завета в исламе

В исламе представление о происхождении Ковчега Завета и его значение тождественно библейскому. Согласно Корану, в Ковчеге также находились каменные Скрижали Завета, жезл пророка Моисея (Мусы), жезл и митра пророка Аарона (Харуна). Ковчег Завета в исламе именуется также «Табут Сакина» (Хранилище Благодати), а в неких переводах именуется гробом. Коран содержит коротко историю утраты Ковчега народом Израиля в итоге войн. По преданию ислам также согласен с библейскими событиями обретения Ковчега сначала Саулом (Талутом), потом Давидом (Даудом), и его установления Соломоном (Сулейманом) в построенном им Храме.

По Корану Ковчег должен возвратиться к Израилю на основании слов пророка, отождествляемого с Самуилом:

«И произнес им пророк их: «Знамением его назначения вам явится Ковчег (Завета), в каком вам от Господа вашего сакина (благодать и мир) и то, что осталось от потомков Мусы и Харуна; и ангелы вам принесут его. И если вы уверовали, то, воистину, в этом — есть знамение вам.»»

Коран, 2:248

В контексте истории, связанной с Саулом (Талутом) и Давидом (Даудом), Ковчег возвратился расчудесным образом, указуя на избрание Аллахом Саула царём Израиля[65]. Духовные толкования данного хадиса молвят, что когда Коран воспримут все люди, возвращение Ковчега укажет, что наступили последние времена, он будет знамением близости прихода Махди (Мессии)[66].

До тех пор Ковчег укрыт, согласно хадисам, в г. Антакья (современная Турция), куда его, типо, могли занести ессеи[66].

«Его будут именовать Махди, ибо он укажет путь к тому, что скрыто. Он увидит Табут (Ковчег завета) в месте, называемом Антакья.»

Suyuti, el-Havi li’l Feteva, II. 82

«Махди направит войско, чтоб сразиться с румами. Его познание фикха равно познаниям 10 алимов. Он увидит Табут Сакины в пещере в Антакье.»

Naim bin Hammad, Kitab-?l Fiten