Случай из “трансцендентальной медитации

1. Чем все это кончается

Телефон зазвонил в 6 часов утра.

В потемках я чуть нащупал телефонную трубку: “Алло?

Дама, ответившая мне, чуть сдерживал рыдания: “Александр Леонидович, простите мы вас разбудили, но с моей сестрой творится что-то ужасное. Она катается по полу, орет, что у нее жуткие боли по всему телу, что она проклята и сейчас обязательно погибнет”.

Но при чем здесь я?

Позвоните в психиатрическую скорую помощь.

Ах да, мы запамятовали сказать, она не так давно приняла решение уйти из “Трансцендентальной Медитации”.

Ах, вот в чем дело… Вероятнее всего этот приступ имеет психосоматическое происхождение. Их запугивают в секте, молвят, что если они уйдут из нее, то умрут в ужасных мучениях. Ваша сестра находится в тяжеленной психической зависимости. У нее собственного рода “ломки”.

Так что все-таки делать?

Попытайтесь спросить у вашей сестры ее личную мантру, которую ей дали в секте. Может ли она ее сказать?

Моя собеседница на минутку удалилась. Клики были слышны в трубке.

Нет, не гласит. Гласит, это ужасная потаенна и разглашение ее принесет жуткие несчастья и ей и всем нам”.

Сколько ей было лет, когда она прошла пуджу?

Что?

Ну, церемонию инициации в секту”.

30 6”.

Я зажег свет и раскрыл книжку:

Скажите ей, что ее мантра “хиринг”. Произнесите это слово звучно и ясно. А позже сообщите ей, что никакой потаенны здесь нет. Мантры присваиваются каждому члену секты по возрасту в каком он прошел инициацию. Нужно убить ужас, который привязывает ее к секте. Они держат ее на привязи из ужаса, потаенны и шантажа. Нужно ее порвать. Сделайте как я вам говорю, а потом позвоните мне”.

Через пару минут звонок раздался снова.

Вы понимаете, похоже подействовало. Сестра понемногу успокаивается. Гласит, боли проходят. Она очень желает с вами повстречаться”.

2. ТМ в действии

Все почаще приходится слышать, что многие наши граждане попадают в секту “Трансцендентальная медитация” (ТМ). Эта неоиндуистская тоталитарная секта, использующая для собственного распространения новые разработки о законах маркетинга, всераспространена в Рф достаточно обширно.

В ближайшее время деятельность ее становится все более приметной. Действуют кружки и клубы по исследованию трансцендентальной медитации, а в городках Щелково и Фрязино Столичной области, также в Омске (а может быть и в других местах) есть фабрики по производству идоложертвенных кондитерских изделий (“Печенье Махариши”), которые обширно продаются по всей стране.

В то время как другие секты достигают признания за собой религиозного статуса (к примеру, сайентология, которая во всех странах просит, чтоб ее считали религией), ТМ, напротив, всячески от этого открещивается. Ее устроитель Махариши Махеш Йоги выбрал другой путь распространения собственной организации: он утверждает, что ТМ не имеет ничего общего ни с какой религией — это только научный мед способ, разработанный для помощи населению земли. Представители секты вербуют людей, уверяя, что их организация не имеет никакого дела к религии, что это только обычный и действенный способ получить физическое расслабление, сделать лучше здоровье, повысить интеллектуальный потенциал и достигнуть фуррора в жизни. Вам покажут массу графиков и схем, типо иллюстрирующих благотворное действие ТМ на организм человека, на публичное благосостояние, на снижение уровня преступности и увеличение производительности труда.

На вступительной маркетинговой лекции сектантские вербовщики скажут и продемонстрируют вам как ТМ начала применяться в таком-то городке — и кривая преступности резко поползла вниз, и чем далее, тем больше. А все поэтому, что обитатели начали медитировать: произносить свои мантры по 20 минут каждое утро и каждый вечер. Начните медитировать в вашем микрорайоне, и у вас кривая преступности поползет вниз, а кривая производительности поползет ввысь. И здесь же нарисуют на доске кривую и покажут кучу других графиков, где кривая смертности ползет вниз, а кривая самочувствия взлетает ввысь.

Если человек клюнет на это, ему придется пойти на церемонию инициации (на этот раз уже платную), которая будет ему преподнесена как дань индийскому фольклору. По сути, ему придется (может быть даже не ведая того) принять роль в идолопоклонничекой церемонии, принести жертву индийскому гуру, поклониться ему как богу и предназначить себя ему.

Тогда же новенькому адепту дадут его мантру, на которую он и должен будет медитировать. Новенькому произнесут, что его мантра персонально подобрана для него и известна только ему. Повторяя ее, он добьется положительных результатов: здоровье улучшится, интеллектуальный потенциал повысится, он получит кайф без наркотиков, из которого ему не захочется выходить, так как он всегда будет плавать в блаженстве и со всех боков на него будут сыпаться благодеяния. Если кто-либо захотит его ограбить, то по пути он наверное споткнется и свалится. И вообщем, если б в мире медитировали, то издавна бы уже пришло всеобщее процветание и благоденствие, так как с теми, кто медитирует, ничего отвратительного произойти не может.

Мантра — это ужасный секрет; ее знал только инструктор, да и тот запамятовал, потому знает ее только человек, которому она была дана и если, на дай Бог, он произнесет ее при ком-то вслух, это может послужить предпосылкой ужасных несчастий как вам, так и для человека, случаем узнавшего вашу тайну. Таким макаром человека держат в секте средством ужаса, что является ни чем другим, как обычным шантажом.

По сути никакого секрета здесь нет: мантра дается соответственно возрасту, в каком человек прошел инициацию. Если у члена секты спросить, в каком возрасте он был посвящен, а позже сказать ему звучно его мантру, это производит классный эффект.

Вот некие мантры из этого ужасного “секретного” перечня: прошедшему пуджу в возрасте от 4 до 10 лет от роду дается мантра “Инг”, от 16 до 18 — “Айнг”, от 18 до 20 — “Айм”, от 20 до 22 — “Айнга”, от 22 до 24 — “Айма”, от 24 до 30 — “Ширинг”, от 30 до 35 — “Ширим”, от 35 до 40 — “Хиринг”, от 40 до 45 — “Хирим”, и т.д..

Все это — имена и эпитеты индийской богини погибели Кали, которая обычно изображается с высунутым кровавым языком, в колье из черепов и с мужскими, женскими и детскими трупами, висячими у нее на поясе. В руках она держит секиры, с которых стекает кровь. Конкретно эту богиню, сами не зная того, призывают медитаторы, произнося свою мантру.

Завершаются все эти духовные опыты обычно плохо: многие бывшие “медитаторы” ведали, что во время упражнений переживали жуткие бесовские видения. Другие молвят о каталепсии, выключении сознания, психологических срывах.

Средством психологических методик секта овладевает сознанием собственных членов, и они впадают в собственного рода наркотическую зависимость от медитаций, занятий по “расширению сознания”, исследования “теории Махариши” и т. д. Все эти услуги, естественно, платные, и нередко бывает, что человек несет в секту последнее. Неизменное раздвоение сознания часто приводит к состоянию, когда члены секты более не отличают собственных фантазий от действительности и стопроцентно теряют контроль над собой. И это им кажется не только лишь обычным, но высоко духовным состоянием супермена.

Прошлый член секты вспоминает: “В мире ТМ полностью нормально быть человеком с “крышей набекрень”, по сути там — это полностью нейтральный термин. Там говорится, что человек находится в состоянии блаженства, когда он бесцельно бродит, дергается, трясется, из груди у него вырываются непроизвольные звуки — для их все это знаки духовного роста. Если человек запамятывает свое собственное имя, это числилось менее чем смешным эпизодом. Бывало, я нередко начинал какое-то дело, но в процессе его забывал, что конкретно я делаю. Это тоже числилось полностью обычным в мире ТМ”.

Известен случай, когда в одном из кружков ТМ учитель внушал членам кружка, что все, воспринимаемое ими через собственные чувства, по сути некорректно — в действительности происходит оборотное тому, что они воспринимают. В итоге одна дама попала в поликлинику с томными травмами из-за того, что ее забодал бык, которого она посчитала очень миролюбивой коровой и пошла ее погладить.

Адептов программируют на то, что прекращение медитации и выход из секты приведет их к самым плачевным последствиям: к разрушению здоровья, а то и к погибели. Фактически эта заложенная “психологическая мина” и сработала в случае, описанном мною сначала этого материала.

3. История секты и ее планы мирового господства

Движение ТМ началось в 1952 г. В Калифорнию приехал бородатый гуру из Индии и здесь же зарегистрировал религиозную некоммерческую компанию, которая сначала называлась “Фондом духовной регенерации”. Человек этот называл себя Махариши Махеш Йоги. Его истинное имя — Махеш Прасад Варма. Он родился в 1911 г. в семье собирателя налогов. В 1942 г. он окончил Аллахабадский институт, получив специальность инженера. Он малость поработал на заводе, но скоро увлекся духовными исканиями, в итоге которых стал учеником известного в то время гуру Свами Брахмананда Сарасвати Махараджа (Гуру Дева).

Махариши Махеш Йоги утверждает, что был наилучшим учеником Гуру Дева, но, не считая его собственных слов, это ничем не подтверждается — как и то, что перед гибелью Гуру Дев типо призвал его к для себя и поручил изобрести новый метод медитации, который был бы эффективен и доступен хоть какому человеку, чтоб хоть какой человек мог применить его к для себя и достигнуть “сознания абсолютного бытия”.

По ТМ-овской легенде Махариши отнесся к поручению особо серьезно: он, типо, удалился в Гималайскую пещеру и безвылазно просидел в ней, медитируя, целых 2 года, после этого вышел из пещеры и объявил о разработке нового способа. Махариши стал ездить по Индии и пропагандировать этот собственный способ, но особенного фуррора не достигнул, потому что в Индии гуру сильно много и конкурентность посреди их велика. Тогда он решил поехать в Калифорнию, где просто можно было всего достигнуть, тем паче что на Западе стала возрастать популярность восточных учений.

Сначала дела у Махариши шли ни шатко ни валко, покуда жизнь не свела его с “битлом” Джорджем Харрисоном, которому способ очень приглянулся, так как предъявлял сравнимо не достаточно требований, но обещал большой эффект. После чего дела у Махариши пошли в гору. Трансцендентальной медитацией начала заниматься вся группа “Битлз” (это было еще до того, как они увлеклись кришнаизмом). Позже стала медитировать группа “Роллинг Стоунз”, позже — актриса Ширли Маклейн (на данный момент она — апостол неоязыческого движения “Нью Эйдж”) и другие голливудские звезды. Так Махариши и сам внезапно себе оказался звездой первой величины. Про него все гласили, но способы, которые он разработал, были очень дорогостоящими и достаточно сложными. Джордж Харрисон и Джон Леннон могли это для себя позволить, но какому-нибудь слесарю либо студенту они были не по кармашку. Потому популярность его настолько же резко пошла вниз, сколь резко она сначало взлетела. Тогда и предприимчивый и оборотистый гуру сообразил, что зашел не с того конца.

Он засел уже не в гималайской пещере, а в многозвездочном отеле “Калифорния”, где стопроцентно перелопатил свою программку, убрав из нее все ссылки на религию и на религиозность. Главное, что добавил к ней Махариши — это действенные рекламные способы. Он закрыл собственный фонд и основал новейшую компанию — “Международное студенческое общество медитации”. Сразу стали появляться его отделения во всех институтских студенческих городах, и вот тут-то он попал, что именуется, в струю, так как посреди студентов было повальное увлечение Востоком. К тому же то, что он предложил, уже не именовалось религией — все было выстроено на “научных” и “психических” способах. Махариши подчеркивал не духовную значимость собственного изобретения, а вещественную: начните медитировать — и сходу у вас появятся отличные отметки, вы можете отыскать работу и т. п. Ну а если хочешь “поторчать”, то для чего для тебя вредные наркотики, когда у нас можно “поторчать” и без их.

Практически через пару лет в империи ТМ было уже 6 тыщ учителей и 20 млн. баксов годичного дохода, что по тем временам были средства безумные. С того времени доходы повсевременно росли.

Основной маркетинговый упор делался на то, что трансцендентальной медитации совсем не сложно научиться, что она может дать удовольствие, обеспечить глубочайший отдых и расслабление, нужные при оживленной работе, сделать лучше ясность восприятия, активизировать творческий разум, расширить понимание реальности, обеспечить развитие личности естественным методом. По словам Махариши, все это до боли просто: медитируйте по 20 минут днем и вечерком — повторяйте данную вам мантру, и пользуйтесь способом, который практикуют в мире пилоты, министры, домохозяйки, строители, дровосекы, ученые — все, все, все. Это было совсем не похоже на сложную индийскую философию и пропагандировалось при помощи доброкачественного маркетинга и передовой рекламы.

В центре структуры ТМ — ядро распространителей — штатных служащих, ответственных за разрастание медитации по всему миру. Их задачка — достигнуть, чтоб люди начали воспользоваться трансцендентальной медитацией и, само мало, оставались в состоянии, так сказать, “внемлющих”, платя деньги и медитируя. Главное — получать средства и распространять воздействие.

Кроме “внемлющих” еще есть и внутренний круг, в который входят так сказать “посвященные”, другими словами дошедшие до высших уровней ТМ. Наилучшие из “внемлющих” перебегают в состояние “посвященных”. Их мантра равномерно расширяется: к данному при пудже слову одно за одним добавляются другие слова, пока не выходит целая фраза, описывающая характеристики “величавой богини” Кали-Сарасвати и обращающаяся к ней с мольбой.

Из самых надежных “посвященных” отбираются штатные сотрудники.

Может быть, ТМ является самой американизированной из всех неоиндуистских групп, действующих в христианском мире. Махариши возглавляет очень жесткую компанию: ее сверху донизу контролируемой структуре может позавидовать неважно какая бизнес-корпорация. Он основал свою империю, чтоб претворить в действительность “Глобальный План”, состоящий из 7 поочередно ставимых принципиальных целей:

1. Развить полный потенциал личности;

2. Сделать лучше правительственные заслуги;

3. Воплотить высшую идею образования;

4. Убить вековую делему преступности и хоть какого поведения, приносящего несчастье семье людской;

5. Максимализировать разумное внедрение среды;

6. Достигнуть выполнения экономических стремлений людей и общества;

7. Достигнуть выполнения духовных целей населения земли в этом поколении.

Другими словами: “Партия торжественно клянется, что сегодняшнее поколение русских людей будет жить при коммунизме”. Другое дело, что Махариши не просто провозглашает эти цели — он реально делает все вероятное для их воплощения. Деятельность империи ТМ канализируется в программки, связанные с определенным претворением в жизнь утопии Махариши. Об этом свидетельствуют сделанные им организации: “Международное студенческое общество медитации”; “Южноамериканское общество медитации”; “Глобальный плановый исполнительный совет”; “Южноамериканский фонд творческого ума”; “Интернациональный институт Махариши”; “Институт физической подготовки и спортивного совершенства”; “Соединенный организационный конгломерат”.

Отделения этих структур открываются во всех странах, где действует ТМ. К примеру, в Рф филиалы “Интернационального института Махариши” действуют в Москве, Санкт-Петербурге, Омске и других городках. Также в Москве действует “Интернациональный институт технологии Махариши”.

Империя Махариши содержит в себе и промышленные предприятия. Есть они и в нашей стране. Вспомним кондитерские фабрики в Подмосковье и в Омске. А это только — верхушка айсберга

Любая из организаций играет очень важную роль в выполнении “Глобального Плана”. Их развитие не пущено на самотек. Махариши очень серьезен относительно собственной религии и ее глобального распространения.

Распространение нереально без качественного использования сми. Махариши держит группу профессионалов, которые правят огромным издательским комплексом, телевизионной студией и отношениями с общественностью во всех влиятельных областях людской жизни.

В особенности они заинтересованы в том, чтоб придать ТМ видимость научного способа. ТМ платит значимые суммы ученым, публикующим материалы о научной значимости открытий Махариши и о “доказанности” благотворного воздействия медитации на организм. Известна докторская диссертация, написанная членом секты Робертом Кийтом Уоллесом, в какой он утверждал, что ТМ вызывает замедление сердцебиения и общее расслабление всего организма. С того времени было подтверждено, что этих результатов можно достигнуть и куда более ординарными и неопасными способами, но ТМ-овцы обширно раструбили результаты исследовательских работ Уоллеса. До сего времени они продолжают ссылаться на него.

Имеется и целый ряд других исследовательских работ. Большая часть из их очень плохо организована, базирована на нечистых и неконтролируемых опытах и ровно ничего не обосновывает. Но сам факт, что кто-то научно изучал применение ТМ к той либо другой дилемме, сектанты употребляют как подтверждение научности всего способа.

В ряде государств ТМ сделала свои политические партии под заглавием “Партия естественного закона”. Правда, им еще пока нигде не удавалось достигнуть фуррора на выборах. Наибольшего на нынешний момент фуррора ТМ достигнула в 1997 году, когда медитатор Уильям Хэйг был избран фаворитом главной оппозиционной партии Англии — ограниченной партии. Но с того времени консерваторы так и не смогли выйти из глубочайшего внутреннего кризиса.

ТМ использовалась в разных программках по исцелению от алкоголизма и наркомании, в том числе и в армии США (до 1977 г.). Использовалась она и в кутузках. Махариши сумел достигнуть этого, уверяя, что ТМ не имеет никакого дела к религии.

Не оставил он своим вниманием и мир бизнеса. В бизнес-журналах стали появляться статьи, превозносящие выгоду от ТМ для бизнесменов и воспроизводящие графики Уоллеса и других. Была размещена и обширно всераспространена брошюра “Творческий ум для предпринимателей”. Похвальные статьи о ТМ появлялись в журнальчиках, применяемых авиакомпаниями для перелетов. Их можно было узреть всюду. 70-е годы стали годами триумфа ТМ.

Махариши стремился к большему. Он приложил наибольшие усилия, чтоб просочиться в систему образования, в систему юриспруденции и в структуры управления. В итоге его усилий с 1974 г. ТМ стали преподавать в почти всех американских школах. Махариши была предоставлена муниципальная субсидия для разработки школьного учебника по трансцендентальной медитации.

Все это стало вероятным благодаря неизменным утверждениям Махариши, что ТМ не является религией. Таким макаром был обойден параграф американской Конституции о разделении церкви и школы.

По всей видимости, Махариши положительно относится к способности внедрения “трансцендентального лукавства”. Ведь если он вправду считает, что ТМ не является религией, то как надо трактовать его выражение: “Трансцендентальная медитация — это путь к Богу”? В другом месте Махариши именует ТМ “воплощением всех религий, обычный практикой, глубочайшей трансцендентальной медитацией”.

Махариши открыто признается в необходимости внедрения стратегии обмана: “В те времена и в тех местах, где религия доминирует в массовом сознании, трансцендентальная, глубочайшая медитация должна преподаваться в религиозных определениях… Сейчас, когда политика управляет судьбой человека, учение должно сначала основываться на сфере политики, а потом — на уровне экономики… Похоже, что в реальный момент наша глубочайшая трансцендентальная медитация должна стать доступной для людей через правительственные агентства”.

Точка в этой противоречивой ситуации была поставлена федеральным трибуналом штата Нью-Джерси (США), который в 1977 г. воспретил распространение учения НТИ/ТМ (“Наука Творческого Ума/Трансцендентальная Медитация”) в школах, придя к последующему выводу: “… Учение НТИ/ТМ религиозно по собственной природе; другое заключение неприемлимо и неоправданно… Хотя ответчики предоставили суду более 1500 страничек писем, аффидевитов и свидетельств для противопоставления ходатайства истцов о вынесении определения в их пользу, ответчики не смогли вызвать даже мельчайшее колебание по поводу фактов либо религиозной природы учения НТИ и пуджи. Учение НТИ/ТМ в нью-джерсийских муниципальных средних школах нарушает сущность Первой Поправки (к Конституции США, — А. Д.), и ее преподавание должно быть запрещено”.

После чего воздействие Махариши и его секты в странах Запада стремительно пошло на убыль. Вот поэтому при первой же способности он ринулся интенсивно “обрабатывать” нашу страну, в надежде начать собственный путь к мировому господству с завоевания Рф.

Остается возлагать, что в отношении к этой секте и наша страна последует примеру США.

А тем людям, которым навязчиво-любезные вербовщики ТМ обещают неистощимые блага, как они начнут использовать в собственной жизни этот “самый передовой и самый действенный способ”, я предлагаю прислушаться к словам бывшего члена этой секты, достигшего в ней очень высочайшего положения и все таки нашедшего внутри себя силы, чтоб разорвать с ней раз и навечно:

Излечение от секты — это процесс, который занимает всю жизнь. С момента моей вербовки прошло 18 лет, но я как и раньше открываю области моей жизни, которые были затронуты и повреждены моим пребыванием в секте”.

Александр Дворкин,канд. богословия, докт. философии

——————————————————————————-

Трансцендентальная медитация

[править]Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Трансцендента’льная медита’ция (сокр. ТМ; от лат. transcendens, род. падеж transcendentis — перешагивающий, выходящий за границы и лат. meditatio — размышление, обдумывание) — техника медитации, сделанная Махариши Махеш Йоги и основанная на повторении мантр; считается одной из самых действенных и обычных в освоении техник. Вначале этот термин означал: «Медитация, приводящая в „непознаваемое состояние сознания“ либо „дхьяна“». Потом этот термин стал употребляться Движением Махариши в качестве брэнда, и право на его использования стало даваться по правилам франчайзинга.

Сторонники ТМ говорят, что постоянная практика этой формы медитации благоприятно влияет на поведение, приносит пользу телу и разуму. Противники ТМ считают движение Махариши сектой.

Содержание [убрать]

1 Короткая история

2 Эффекты трансцендентальной медитации

3 Главные техники

3.1 Программка ТМ

3.2 Программка «ТМ-Сидхи»

3.3 Блок «Полётов»

3.4 Продвинутые техники

3.5 Групповые медитации

3.6 Последовательность стадий переживаний

3.6.1 Глубочайший отдых

3.6.2 Поток мыслей и образов

3.6.3 «Выкипание» и «нокаут»

3.7 Шаги инициация

3.7.1 Вводная лекция

3.7.2 Церемония благодарности учителям («Пуджа»)

3.7.3 Подбор мантры

3.7.4 Самостоятельное выполнение практики

3.7.5 Ответы на задаваемые вопросы

3.8 Противопоказания

4 Критика

5 См. также

6 Примечания

7 Ссылки

7.1 Критика

[править] Короткая история

Трансцендентальную медитацию сделал Махариши Махеш Йоги (более узнаваемый просто как Махариши) на основании классической в Индии мантра-йоги. Будучи физиком по образованию, он после окончания собственного обучения был секретарём у шанкарачарьи Бхагавана свами Сарасвати Гуру Дева. Со гибелью Гуру Дева он организовал собственный ашрам, где учил медитации сначала индийцев, а позже и европейцев.

Нужно сказать, что Махариши показал огромное искусство и сделал комфортной для янки и европейцев медитацию, которая была разработана индусами для индусов. Он внёс ряд конфигураций в начальную практику, приблизив её к европейскому складу ума, за что его не раз критиковали как сами индийцы (за отход от традиции), так и европейцы (за навязывание им традиции индуизма). Конфигурации в главном касались выбора мантры для медитации. Если ранее учитель подбирал в качестве мантры имя 1-го из божеств индуистского пантеона, который близок определенному ученику, то Махариши, как физик, пошёл по пути подбора гармонических звукосочетаний, продолжая при всем этом именовать их мантрами. В качестве базы послужили звуки из Рик веды[1].

Дальше, он продолжил переводить Веды и другие труды на современный научный язык. Так были сделаны программки «ТМ-Сидхи» и «Полёты», в базу которых легла 3-я глава «Йога сутр Патанджали». Разработанная Махариши «Наука созидательного разума» — теория, на которой базируется ТМ, — практически является модернизированным переизложением фундаментального учения Адвайта веданты Шанкарачарьи. Отдельным направлением была «Аюрведа Махариши», одним из активистов которого был узнаваемый многим Дипак Чопра.

Данная техника была представлена в 1957 году в конце «Фестиваля духовных светил». Поначалу Махариши Махеш Йоги распространял ТМ через компанию, именуемую «Движение духовного возрождения» (англ. «Spiritual Regeneration Movement»). В 1960-х большой вклад в распространение ТМ в США занесло движение хиппи. Мировую же известность ТМ принесло увлечение этой медитацией членов группы «Битлз».

Сначала 1970-х Махариши запустил «Мировой план» по распространению ТМ. Мировой план подразумевал создание 1-го учебного центра ТМ на каждый миллион населения нашей планетки. Огромное количество схожих центров было тогда сотворено, но не все продолжили работать до XXI века.

В Рф общее увлечение медитацией и, а именно, трансцендентальной медитацией, относится к концу 1980-х и началу 1990-х годов. К началу XXI века в мире насчитывалось 5 миллионов человек, официально изучивших технику ТМ в учебных центрах.

[править] Эффекты трансцендентальной медитации

Как говорят фанаты ТМ, этот вид медитации имеет огромное количество нужных эффектов, а именно:

релаксация и освобождение от стресса[2]

достижение телесного здоровья

достижение состояния энергичности и креативности

достижение духовного покоя и счастья

Фанаты трансцендентальной медитации время от времени именуют её «гигиеной ума». В целом же, ТМ характерны те же клинические эффекты, что и другим видам медитации. Исследования удостоверяют, что ТМ вправду является надежным средством борьбы со стрессом.

[править] Главные техники

[править] Программка ТМ

Лучше заниматься в тихой размеренной обстановке. После приёма еды должно пройти довольно времени, более часа. ТМ занимаются в хоть какой позе, которая комфортна, единственное условие — голова не должна ничего касаться, чтобы не спровоцировать засыпание. По той же причине лучше заниматься при включенном свете.

Мантру повторяют на уровне мыслей через недлинные промежутки времени. Неотклонимым условием выполнения техники является абсолютным минимум самопринуждения — другими словами, возвращение к повторению мантры в случае, если человек отвлёкся, должно быть настолько же естественным, как возвращение к отложенной мысли. Из этого же требования следует, что временное «забывание» повторять мантру, является обычной рабочей ситуацией.

Длительность медитации в обыкновенном режиме составляет 20 минут днем и 20 вечерком. Желающие усилить эффект от медитации, дополняют её комплексом асан (статических поз), пранаямой (обычный дыхательной техникой), исследованием пульса (по методике Аюрведы) и прослушиванием определённой гармонизирующей музыки «Гандхарва Веда», также слушанием гимнов «Рик Веды» и «Сама Веды».

Освоив в один прекрасный момент трансцендентальную медитацию, человек может использовать её в протяжении всей жизни.

[править] Программка «ТМ-Сидхи»

Это дополнительная практика, основанная на 3 главе «Йога сутр Патанджали», содержит в себе повторение маленьких фраз (сутр) из вышеупомянутого источника на родном языке с интервалом в 15 секунд чётное число раз. Медитирующий вроде бы «кидает» фразу и оставшееся время «слушает» её «отзвук» снутри. Сказав фразу таким макаром 2 раза (4, 6 и т. д.), он перебегает к последующей по списку.

Программка ТМ-Сидхи производятся строго после выполнения ТМ, потому что для её работы нужно, чтоб человек уже пребывал в состоянии расслабленной сосредоточенности без мельчайшего элемента самонасилия.

[править] Блок «Полётов»

Направленное на определенную тематику продолжение программки ТМ-Сидхи. Человек повторяет с интервалом 15 секунд так именуемую «полётную сутру», взятую из такого же источника. Эта сутра оказывает на человека катарсическое действие. Снаружи это действие может проявляться в виде так именуемых «лягушачих прыжков», вызванных, вероятнее всего, резкими рефлекторными сокращениями мускул тела.

Сколь бы красиво не смотрелись прыжки в позе лотоса на метр в высоту (у отдельных особо профессиональных индивидов), они не являются неотклонимым элементом выполнения программки «Полётов». Главной ценностью этой программки, по заявлениям последователей, является её способность к разрядке огромного количества вытесненных безотчетных импульсов за один раз.

[править] Продвинутые техники

Так именуемые продвинутые техники предполагают расширение индивидуальной мантры оковём прибавления к ней сначала и в конце дополнительных звуков. Процесс медитации при всем этом ничем кардинально не отличается. Утверждается, что новенькая мантра позволяет человеку ещё больше расслабиться, достигнуть огромных психологических глубин и проработать сокрытые там конфликты.

[править] Групповые медитации

Потому что основная работа в ТМ делается персонально дома днем и вечерком, групповые медитации употребляются по большей части в качестве средства поддержки, в особенности на исходных шагах. При всем этом благодаря групповой динамике, человек может намного поглубже войти в медитативное состояние. А наличие способности получать ответы инструктора на возникающие трудности и вопросы, позволяет ему резвее войти в курс дела и резвее научиться избегать «подводных камней».

Нет чёткого регламента проведения групповых медитаций. Каждый определенный тренер может организовать их по собственному опыту и желанию, либо вообщем с ними не связываться.

[править] Последовательность стадий переживаний

При медитации человек циклично проходит через 3 последующие стадии.

[править] Глубочайший отдых

На этом шаге человек всё понимает очень ясно, ощущает себя расслабленно, и после практики встаёт отдохнувший и полный сил. С этой стадии обучение обычно начинается, и она временами повторяется.

[править] Поток мыслей и образов

На этом шаге человек во время практики оказывается захвачен сильным потоком чувств, мыслей, образов, мемуарами о неготовых делах и т. п. Вероятны также физические манифестации вроде тиков, уколов, завышенного слюнотделения, холода, жара и т. п. Все подобные проявления, обычно, чисто персональны.

В ряде всевозможных случаев поток может быть так силён, что, временно отключившись, человек в центре практики вдруг обнаруживает себя выполняющим какую-то работу, о которой вспомнил во время медитации.

Обычно считается, что этот поток вызван возвращением в сознание ранее вытесненных в безотчетное импульсов. К этому процессу принято относиться как к психологическому очищению.

[править] «Выкипание» и «нокаут»

Ещё два варианта потока мыслей: так именуемые «выкипание» и «нокаут». Данные определенные определения, взяты из дианетики, но о схожих переживаниях докладывают очень многие медитирующие.

При «выкипании» человек вдруг оказывается в достаточно противном состоянии сродни бреду при высочайшей температуре, но без физиологических симптомов. Мысли и образы представляют собой «неудобоваримую кашу». Время перестает восприниматься либо, напротив, тянется нескончаемо длительно. После окончания практики голова обычно «ватная», а координация какое-то время нарушена.

При «нокауте» человек просто отключается и приходит в себя, тотчас, нескоро, ничего не помня о событиях, происходивших в этот просвет. Обычно, времени проходит значительно больше, чем человеку лично кажется.

Считается что и «выкипание», и «нокаут» вызваны выходом из безотчетного так сильного напряжения, что сознание оказывается неспособно его переварить и отключается. В любом случае практикующему рекомендуется относиться к обозначенным переживаниям точно так же, как и к сгустку мыслей.

[править] Шаги инициация

[править] Вводная лекция

На вводной лекции человек получает информацию о научных исследовательских работах, посвящённых трансцендентальной медитации, также о ее положительном воздействии на разные области жизни. Лекция имеет по большей части мотивационный нрав и дает человеку возможность осознать, что он получает в обмен на потраченное в медитации время.

[править] Церемония благодарности учителям («Пуджа»)

Учитель проводит церемонию благодарности учителям, донёсшим до нас это учение. Обычно она читается на санскрите и сопровождается индуистской атрибутикой, вроде позолоченного подноса, ароматичных палочек, ладана, цветов и т. п., также портрета Гуру Дева. Выполнение данной церемонии необходимо не столько обучающимся, сколько тренеру. Она позволяет ему настроиться на неэгоистическое состояние обучения.

Люди, не чуждающиеся индуизма, нередко находят церемонию пуджи прекрасной и внутренне простраивающей. Ортодоксальные же последователи других религиозных течений, также люди подозрительные нередко лицезреют в ней демоническую суть. При исследовании текста церемонии, в ней можно отыскать, вровень с именами учителей прошедшего, имена божеств высшего пантеона: «Брахмы» и «Кришны», также фразу «склоняюсь к стопам учителя», настолько характерную для культуры Индии. Так что подобные ужасы при выборе определённой точки зрения могут отыскать для себя доказательство.

[править] Подбор мантры

Официально заявляется, что мантра подбирается инструктором персонально так, чтоб она содействовала наибольшему расслаблению и отдыху определенного человека. Махариши утверждает, что применяемые в ТМ мантры рассчитаны на «мирян», другими словами обыденных людей, и не ориентированы на получение каких-то магических возможностей.

Обычно не рекомендуется говорить никому свою мантру. Последователи разъясняют такое требование разделением внутреннего мира и наружного — мантра принадлежит внутреннему и не должна выходить вовне. Невзирая на то, что практика подтверждает корректность такового умалчивания, в своё время оно послужило поводом для страхов и обвинения ТМ во ереси, и тотчас в «тайном сговоре с дьяволом».

На данный момент доподлинно понятно, что подбор мантр осуществляется по списку на основании возраста человека в момент его обучения трансцендентальной медитации. При определённой напористости этот перечень можно даже отыскать в Вебе.

Обычно в других видах медитаций (к примеру в индийской бхакти) мантрами служат «имена» индуистских божеств на санскрите, также молитвы им. Это нередко отпугивает верующих многих религий. Махариши, будучи физиком, адаптировал мантра-йогу под европейский склад ума, заменив имена божеств на гармонические звукосочетания, взятые из Рик веды — так именуемые бижда-мантры, другими словами недлинные слова, состоящие всего из нескольких букв и 1-го слога (изредка 2-ух). Это дает учителя ТМ основание опровергать их сакральный смысл и утверждать, что практика ТМ не является религиозной, а поэтому подходит для людей всех исповеданий. Это неподалеку от правды, потому что при богатстве смыслов у 1-го и такого же слова и большенном числе божеств в индуистском пантеоне пра