Мекка, Хадж

Мекка, Хадж

Неотклонимый один раз в жизни для тех мусульман, которые могут совершить его, если есть условия для неопасного путешествия, а те, кто находится на иждивении этого человека, обеспечены всем нужным, Хадж представляет собой форму поклонения, в какой учавствует все существо мусульманина — его тело, разум, душа. Он растрачивает свое время, состояние, временно жертвует всеми обычными удобствами и своим положением, чтоб на какое-то время стать паломником на службе Бога и быть в Его распоряжении, Его рабом, стремящимся угодить только Ему.

Хадж совершается в 1-ые деньки лунного месяца Зуль-Хиджа и добивается кульминации девятого числа этого месяца. Ритуалы Хаджа со всей силой свидетельствуют о полном руководстве и посвящении себя Богу. Кроме этого, они совершаются в память о таком же всецелом руководстве и смирении пророка Ибрахима (Авраама), мир ему, а именно, о его готовности пожертвовать по велению Бога тем, что он обожал больше всего — своим отпрыском Исмаилом (Коран, 37:99-113).

Мекка, Хадж

Мекка, Хадж

Хадж

Хадж (тж. Хаджж; араб. حج‎‎) — паломничество в Мекку к мечети аль-Харам, рассматриваемое в исламе как 5-ый столп веры.

Совершается сначала двенадцатого месяца мусульманского лунного календаря, вследствие чего этот месяц и получил заглавие «зу-ль-хиджжа» v «обладающий паломничеством».

Согласно учению ислама, хадж должен совершить хотя бы один раз в жизни каждый мусульманин, который в состоянии это сделать.. Если человек в силу почтительных обстоятельств не может сам совершить паломничество, он имеет право отправить заместо себя другого человека, именуемого «вакиль аль-хадж», оплатив ему все нужные расходы (но таким человеком может быть только тот, кто уже ранее совершал хадж).

Корень «хаджжа», имеющее древнесемитское происхождение и значащее «обходить вокруг», заполучил в арабском языке значение «отправляться в паломничество».

Хадж отмечает три знаменательных действия в истории ислама: прощение и воссоединение Адама и Хаввы (Евы) после их изгнания из Рая, принесение в жертву пророком Ибрахимом (Авраамом) собственного отпрыска Исмаила и жизнь Пророка Мухаммеда как пример смирения и покорности Всевышнему.

Духовное значение хаджа состоит в том, что он совершается добровольно и персонально ради поклонения Одному Богу. Во время хаджа паломники становятся «гостями Аллаха» в Его Доме, к которому мусульмане всего мира обращают свое лицо 5 раз в денек во время молитвы. Покидая на время собственный дом и перенося тяготы путешествия, паломники тем совершают наружное и внутреннее очищение, внося мир в свои души. Они требуют Всевышнего простить им прегрешения и явить Свою милость. Совершая хадж, паломники неоднократно повторяют молитву: «Здесь я служу Для тебя, Господи! Тут я служу Для тебя! Нет Для тебя равного! Одному Для тебя поклонение, от Тебя все благое! Нет королевства не считая Твоего королевства, нет власти, не считая Твоей власти!».

Главные ритуалы хаджа (манасик аль-хадж) были установлены Пророком Мухаммедом во время «прощального паломничества» (хадж аль-вада), которое он сделал в 632 г., в девятом году хиджры.

Условия, при наличии которых совершение хаджа непременно

  • Совершеннолетие
  • Ясный разум
  • Свобода
  • Достаток, чтоб обеспечить свое паломничество и содержание семьи, оставшейся дома
  • Здоровье
  • Cуметь обеспечить свою безопасность в пути;
  • Выехать в путь заранее, чтоб приступить к выполнению обрядов хаджа в установленный срок (к 7-му деньку месяца зу-ль-хиджжа).
  • Последовательность хаджа

Облачение в ихрам. Пройдя микат, мусульманин совершает молитву и произносит особенное воззвание к Аллаху (тальбийа): «Вот я перед Тобой, Господи! Нет у Тебя сотоварища! Вот я перед Тобой! Поистине, хвала Для тебя, милость и могущество! Нет у Тебя сотоварища!» Отныне считается, что он вошел в состояние ихрама.

7-й денек зуль-хиджа — 1-ый обход вокруг Каабы Паломники входят в мечеть Масджид аль-Харам босоногими, с правой ноги через Врата мира (Баб ас-Салам) и следуют к «черному камню»: они целуют его либо касаются рукою (ритуал такбиль), а потом подносят руку к губам и очам (истилам). В 7-й денек зу-ль-хиджжа в Запрещенной мечети читается проповедь (хутба), в какой говорится об обязательствах паломников, совершающих хадж.

Сай — семикратный бег меж буграми Сафа и Марва.

После чего паломники направляются к священному колодцу Замзам и два раза берут из него воду: поначалу её пьют, а потом обливают тело с головы до ног.

Молитвенное стояние в равнине Арафат — вукуф. На 9-й денек совершается центральный ритуал хаджа — стояние у горы Арафат (вукуф). Он начинается в полдень, сходу после прохождения Солнцем точки зенита и заканчивается перед его заходом. Тут паломники внемлют проповедь (хутбу) и совершают молитву, обращенную к Аллаху: «Здесь я служу Для тебя, Господи!» Эта молитва читается неоднократно и звучным голосом

10-го зу-ль-хиджжа (на последующий денек) паломник держит путь в равнину Мина, где кидает семь камешков, подобранных в Муздалифе, в последний из 3-х столбов (джамрат аль-акаба), символизирующий Сатану, который по преданию преграждал путь Ибрахиму, когда он направлялся на молитву. Совершая этот ритуал, мусульмане на уровне мыслей посвящают себя Аллаху и обещают приложить все усилия для изгнания бесов из собственной жизни.

В тот же денек начинается Курбан-байрам. Совершив жертвоприношение, паломники бреют либо кратко подстригают волосы и сбривают бороды; дамы отрезают прядь волос. Сбритые и состриженные волосы закапываются в землю в равнине Мина.

«Прощальный» обход вокруг Каабы (таваф аль-вада) .

В течение трёх дней, с 11-го по 13-е зу-ль-хиджжа (айям ат-ташрик), паломники продолжают совершать жертвоприношения и вновь посещают равнину Мина, где кидают камни уже во все три столба (джамрат аль-ула, джамрат аль-вуста и джамрат аль-акаба).

Все ритуалы хаджа оканчиваются 14-го зу-ль-хиджжа. Паломники выходят из состояния ихрам и обретают титул хаджи.

Многие после совершения хаджа посещают в Мекке места, связанные с памятью о Пророке Мухаммеде. Одним из таких почитаемых мест является Гора Света (Джабаль ан-Нур), у верхушки которой размещена пещера, где Пророку Мухаммеду было ниспослано 1-ое откровение Корана. Потом паломники отправляются в Медину, чтоб посетить могилу Пророка и его ближайших сподвижников — праведных халифов Абу Бакра, Омара и Османа. По пути они останавливаются в городке Таифе, где Мухаммед прятался от преследования меккканских язычников корейшитов. В этом городке размещена именитая мечеть Аббаса (дяди Пророка), где паломники совершают совместную молитву.

Прибыв в Медину, паломники направляются в Мечеть Пророка (Масджид ан-Наби) — вторую по значению после Запрещенной Мечети в Мекке. Совершив молитву, паломники-мужчины следуют в юго-восточную часть мечети, где находится усыпальница Пророка Мухаммеда и могилы праведных халифов Абу Бакра и Омара. Подойдя к усыпальнице Пророка, паломники произносят приветствие: «Мир для тебя, посланник Аллаха, Его милость и благословение! Мир для тебя, Пророк Аллаха! Мир для тебя, наилучшему Его творению! Мир для тебя, государь посланников и имам богобоязненных! Свидетельствую, что ты довёл до людей послание, оправдал доверие, давал искренние советы общине, беззаветно боролся во имя Аллаха!» Потом совершают молитву, обращенную к Аллаху, которая завершается словами: «О Господь! Соделай моего Пророка защитником за меня!». После чего паломники подходят к могилам Абу Бакра и Омара, перед которыми тоже произносят слова приветствия и совершают молитву. Дамы к могилам не приближаются — им разрешается только войти в Мечеть Пророка и совершить в ней молитву.

Потом паломники посещают две именитые мечети — Куба и ат-Таква. Совершив маленькое омовение (вуду) в месте проживания, паломники направляются в мечеть Куба, следуя наставлению Пророка Мухаммеда: «Кто очистится в своём доме, потом придет в мечеть Куба и совершит в ней молитву, будет вознагражден так же, как и за умру». Согласно традиции, сам Пророк посещал эту мечеть каждую субботу, когда жил в Медине. Другая мечеть, ат-Таква, была построена ещё во времена первого вступления Мухаммеда в Медину: она известна тем, что имеет два михраба (михраб — ниша в мечети, указывающая киблу) — какой-то из них обращён в сторону Мекки, другой — в сторону Иерусалима.

Паломники-мужчины подымаются на гору Джабаль ат-Таур, где Пророк Мухаммед прятался от преследований мекканцев, посещают кладбище Джаннат аль-Баки, на котором похоронены члены семьи Мухаммеда: дочь Фатима, внук Хасан) и праведный халиф Осман, также могилы павших за веру в битве при Ухуде.

Посещая Медину, мусульманин делает наставление Пророка Мухаммеда, который гласил: «Тот, кто совершает хадж и не посещает меня — ничтожен. Тому, кто посетит мою могилу и поприветствует меня — воздастся ответным приветствием».

Ворачиваясь домой, паломник (хаджи) надевает зеленоватую чалму и длинноватую белоснежную одежку (галабея), что символизирует совершение хаджа. Родные и близкие паломника устраивают ему торжественную встречу, которая сопровождается торжественным угощением.

Многие мусульмане по способности повторяют хадж и даже совершают его неоднократно.

Катастрофы во время хаджа

1987 — 400 человек погибли в процессе столкновений милиции с участниками демонстрации в поддержку Ирана.

1990 — 1 426 паломников погибли в пешеходном туннеле, ведущем из Мекки в город Мина.

1994 — 270 погибли в давке.

1997 — 343 паломника погибли и около 1 500 ранены в итоге пожара.

1998 — 118 человек погибли в давке.

2001 — в давке погибли 35 человек.

2003 — 14 раздавлены.

2004 — 251 погибли в давке во время побиения Шайтана.

2006 — 362 погибли в давке во время побиения Шайтана.

Именитые личности, совершившие паломничество в Мекку

Пророк Мухаммед — исламский пророк (629 и 632 гг.)

Манса Муса — манса (правитель) Мали (сделал хадж в 1324 г., в сопровождении 80 тыс. подданных)

Рухолла Хомейни — аятолла, фаворит исламской революции в Иране (1937)

Саддам Хусейн — президент Ирака (август, 1980)

Ислам Каримов — президент Узбекистана (апрель, 1992)

Сапармурад Ниязов — президент Туркменистана (апрель, 1992)

Гейдар Алиев — президент Азербайджана (январь, 1994)

Руслан Гелаев — чеченский полевой командир, вице-премьер и министр обороны Ичкерии (декабрь 1996 — январь 1997)

Ахмат Кадыров и Аслан Масхадов — президенты Чечни (декабрь 1997 — январь 1998)

Эмомали Рахмонов — президент Таджикистана (июнь, 1997)

Нурсултан Назарбаев — президент Казахстана (февраль, 2004)

Рамзан Кадыров — президент Чечни (март и август, 2007)

Махмуд Ахмадинеджад — президент Ирана (декабрь 2007 — январь 2008)

Другие статьи:
Интернет журнал НЛО МИР

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

*

code

Редакция рекомендует

close
x