Кааба (араб. كعبة‎‎) — мусульманская святыня в виде кубической постройки во внутреннем дворе Запрещенной Мечети (Мекка). Она содержит чёрный камень. Вокруг нее во время хаджа совершается ритуал таваф. Святыня служит киблой — ориентиром, к которому обращают свое лицо мусульмане всего мира во время молитвы.

Кааба

Характеристики

Высота святыника составляет 15 метров. Длина и ширина, соответственно, 10 и 12 метров. Углы размещаются по сторонам света и имеют заглавие «йеменский» (южный), «иракский» (северный), «левантийский» (западный) и «каменный» (восточный), где вмонтирован чёрный камень. Кааба сделана из гранита и покрыта тканью, снутри имеется помещение.

Кааба

Кааба история возникновнения

Священный город -Мекка — размещен километрах в семидесяти от побережья Красноватого моря, на границе гористого Хиджаза и жаркой Тихама. Область Мекки очень засушлива и совсем неприменима для земледелия. Но источник пресной воды — Замзам и размещение на торговых путях сделали это место симпатичным для поселения.

Кааба в доисламскую эру

Может быть, кааба (араб. куб‎‎) была основным языческим святилищем Хиджаза; по неким традициям, в центре Святыни находился кумир Хубала — божества племени курайш в виде человека с золотой рукою (золото поменяло некогда отбитую руку). Древнейшие арабы считали его властелином небес, владыкой грозы и дождика. За ее пределами были и другие кумиры, большая часть из которых представляли собой аморфные камешки.

Вокруг головного божества размещались кумиры других аравийских богов. По преданию, до утверждения ислама в святилище насчитывалось более 300 кумиров.

Кааба

Около их приносили жертвы и гадали. В святилище и вокруг него на запрещенной местности нельзя было ссориться, мстить кому бы то ни было, тем паче проливать кровь — арабские племена поклонялись различным богам, но все идиентично чтили Каабу. Числилось, что если кто-нибудь обидит языческое божество, будет неизбежно наказан: захворает проказой либо лишится рассудка. Жили в Мекке иудеи, христиане, также ханифы — аскеты, благочестивые люди, исповедовавшие серьезное единобожие, но ни к какой из этих религиозных общин себя не причислявшие.

Арабские предания

По арабским преданиям, возникновение в этих пустынных местах обильного водой источника должно чуду, сотворенному Богом ради праотца Ибрахима и отпрыска его Исмаила, знаменитого родоначальника североарабских племен.

По возвращении Ибрахима из Египта в Палестину супруга его Сарра, которая была неплодна, не надеясь иметь малышей, предложила в супруги Ибрахиму свою рабыню Хаджар, подаренную ей египетским фараоном. Хаджар, родившая скоро Исмаила, возгордилась и стала с презрением относиться к Сарре. Когда же престарелая Сарра по воле Бога родила Исаака, к вражде матерей скоро присоединились ссоры отпрыской. Сарра горько сетовала Ибрахиму и добивалась изгнать Хаджар с ее отпрыском. Ибрахиму, очень любившему Исмаила, тяжело было отважиться на это; но Бог отдал приказ ему подчиниться требованиям Сарры, и он отвел Хаджар с Исмаилом в Аравию, на самим Богом обозначенное место и оставил их там. Скоро припас воды у их кончился. Зря Хаджар металась в поисках источника либо колодца (по преданию, это по­служило макетом 1-го из обрядов мекканского паломничества — сай) — ни мельчайшего следа воды не было приметно посреди мертвенных бугров и раскаленных скал, и мучительная погибель от жажды казалась неминуемой. Отчаявшись, Хаджар удалилась на некое расстояние от Исмаила, чтоб не созидать его предсмертных страданий, облегчить которые она была бессильна, а оставленный ею Исмаил зарыдал и стал ударять ногою о землю. И — о, волшебство! — на этом месте забил источник пресной воды! Хаджар, бросившаяся к отпрыску (она задумывалась, что на Исмаила напали одичавшие животные), увидела, что они сохранены, — она напоила Исмаила и напилась сама, а расчудесный источник оградила землей и камнями из боязни утратить воду. Такая легенда о происхождении источника Замзам.

Кааба

Скоро Хаджар и Исмаил повстречались с племенами джурхумитов, пришедших в эти места из Йемена со стадами овец и верблюдов в поисках воды, и присоединились к ним.

Как сложилась предстоящая судьба Хаджар — легенды умалчивают. Понятно только, что, когда она погибла, Исмаил похоронил ее близ того места, где размещен известный храм Кааба. Кто и когда выстроил Каабу — не понятно. Понятно только, что Кааба являлась священным местом для народов Аравии за длительное время до появления магометанства.

Кааба

По преданию (которое констатируется еще за 200 лет до Мухаммеда), после погибели Хаджар Ибрахим стал длительно, время от времени по нескольку лет, гостить в округах Мекки. В одно из его посещений (по велению Аллаха) и был построен храм Кааба на том самом месте близ источника Замзам, где некогда находился храм Адама — 1-ый храм на земле.

По легенде, это место было обозначено ангелом Джибрилом (архангелом Гавриилом), который помогал Ибрахиму и Исмаилу при строительстве и разъяснял, каким должен быть храм, угодный Богу. От него же, разумеется, Ибрахим и Исмаил узнали, что храм, который они строят, — четкая копия того храма, в каком молился Адам.

Арабская легенда

Согласно арабской легенде Адам и Хавва (Ева) были не только лишь изгнаны из рая, да и разлучены—Адам попал на полуостров Шри-Ланку (Цейлон), а Хавва—на побережье Красноватого моря неподалеку от Мекки — в те места, где размещен сейчас порт Джидда. (Кстати, на окраине Джидды и на данный момент демонстрируют могилу праматери Хаввы.) Они повстречались только через двести лет — как раз в районе Мекки; гора Арафат, где они в первый раз узнали друг дружку после настолько длительной разлуки, почитается мусульманами как одна из святынь. Но Адам очень мучился из-за того что лишился храма, в каком привык молиться в раю. В конце концов Бог смилостивился, и копия храма была спущена на землю. По погибели Адама этот нерукотворный храм был унесен назад на небо. После чего Каабу строили Сиф (отпрыск Адама), Нух (Ной) и его отпрыск Сим, восстановивший ее после потопа.

Кааба

Что из себя представляет Кааба

Кааба («Дом Бога») представляет собой каменное сооружение кубической формы, основание которого составляет 10 м на 12 м, а высота равна 15 м. (Кстати, конкретно от слова «кааба» происходит слово «куб».) Углы ее нацелены по сторонам света. Она покрыта черным шелковым покрывалом, носящим заглавие кисва. Покрывало это изменяется раз в год. Высшую часть покрывала декорируют вышитые золотом изречения из Корана. Изречения из корана декорируют и покрывало, закрывающее дверь в Каабу. Дверь эта, кстати, изготовлена из незапятнанного золота и весит 286 кг.

По легенде, для облегчения строительства, ангел Джибрил принес Ибрахиму тонкий камень, который мог висеть в воздухе и служить в качестве строй лесов. Этот камень — Макам Ибрахим (место стояния Ибрахима, в переводе на российский). Находится в нескольких метрах от Каабы и верующие ясно лицезреют на нем отпечатки ног собственного праотца.

Когда храм был практически готов, Ибрахиму пригодился приметный камень, чтоб обозначить на стенке место, с которого следует начинать ритуальное обхождение вокруг Каабы. Дело в том, что в раю ангелы и Адам, наученные самим Богом, совершали семикратное обхождение вокруг храма, и Ибрахим желал, чтоб и на земле богослужение происходило верно. Тут-то ангел Джибрил и принес ему известный Темный камень, который был вделан в северо-восточный угол строения, — этот камень сначало был ослепительной белизны, но потом стремительно почернел от прикосновений грешников.

Темный камень Каабы

Темный камень Каабы (аль-Хаджар аль-Эсвад, как его именуют мусульмане) — по преданиям свалился с неба еще во времена Адама — по одной из версий, это был ангел-хранитель Адама, обращенный в камень после того, как он допустил грехопадение собственного подопечного. Ученые же считают Темный камень Каабы метеором, хотя есть и другие точки зрения. (он не может быть ни стальным метеором, исходя из его трещинок, ни каменным метеором, потому что не выдерживает перемещений и плавает в воде. Подобные аргументы опровергают и неметеоритную природу этого камня, вроде базальта либо агата).

Паломники стремятся поцеловать Темный камень, а если это не удается, то хотя бы коснуться его. Любопытно отметить, что в 930 году карматы, обосновавшиеся в Бахрейне, похитили Темный камень, и в Мекку он был возвращен только в 951 году, его подлинность установили по свойству не тонуть в воде. В 1050 г сумасшедший египетский халиф послал человека с целью убить реликвию. Она дважды горела, а в 1626 г ее затопило. После всех этих несчастий, начальный камень раскололся на 15 кусков. На данный момент они скреплены цементным веществом и заключены в серебряное обрамление. Видимая поверхность камня — приблизительно, 16.5 на 20 см.

От старшего отпрыска Исмаила заведование Каабой перебежало к южноарабскому племени джурхумитов, пользовавшихся поддержкой вавилонян. В III веке нашей эпохи их вытеснили Бану Хузаа — также южноарабское племя; покидая Мекку, джурхумиты разрушили Каабу и засыпали источник Замзам.

Кааба

Хузаиты вернули Каабу. С половины III в. до Р. Хр. Кааба становится пантеоном арабских племен: снутри помещено было до 360 государственных кумиров, посреди которых находились также изображения Авраама и Девы Марии с малышом Иисусом. Аднан, один из потомков Исмаила, женился на дочери вождя хузаитов и поселился в Мекке. Праправнук этого исмаилита Фир, по прозвищу Кураиш, стал родоначальником нового племени — курайшитов. Курайшиты, жившие как в самой Мекке, так и в ее округах, равномерно усилились так, что через двести лет потомок Фира в седьмом колене Кусай изгнал наполовину истребленное эпидемией чумы племя хузаитов из Мекки. Согласно арабским источникам, курайшиты стопроцентно обуяли и городом и храмом около 440—450 года, другими словами меньше, чем за 150 лет до рождения Мухаммеда. Посреди потомков Кусая, погибшего в 480 году, более известен его внук Хашим, прадед Мухаммеда, который овладев Меккой в 630 г., выкинул из Каабы кумиров, но уважительно приложился посохом к Эсваду ( Черному камню) и сохранил все ритуалы хаджа.

В 1980-м году Elsebeth Thomsen представила, что Темный камень ударной природы (расплавленный песок смешанный с метеоритным веществом), взятый из кратера Вабар, размещенного в 1080 км к востоку от Мекки в Пустом квартале Саудовской Аравии. Камень из Вабара — застывшее пористое стекло, потому оно довольно жесткое и хрупкое, и может плавать в воде; имеет включения белоснежного стекла (кристаллы) и песчинки (полосы). Значимая неувязка, противоречащая этой теории заключается в том, что судя по нескольким измерениям кратер в Вабаре имеет возраст всего несколько веков, хотя есть также измерения, утверждающие что возраст кратера 6400 +/-2500 лет.

Кратер в Вабаре

Кратер в Вабаре (в реальности их, по последней мере, три раскиданных на площади около 500 на 1000 метров — 116, 64 и 11 м в поперечнике) — место уникальное и заслуживает отдельного рассказа о для себя. На площади пол квадратных километра, полузасыпаны песком огромное количество обломков темного стекла, белоснежных камешков из спёкшегося песка и стальных кусков. Кочевники-бедуины называли это место аль-Хадида («стальные предметы»). Стальные камешки, отысканные в округи кратеров Вабар, имеют гладкие поверхности, покрытые черным налетом пустынной копоти. Наибольший кусочек железа и никеля — так именуемый Верблюжий Горб — был найден экспедицией 1965 г и экспонируется на данный момент в Царском Институте в Эр-Риаде. Он весит 2200 кг, имеет гладкую конусообразную форму и представляет, по-видимому, кусочек метеора, который развалился на несколько фрагментов перед падением на землю.

Кааба

В коране существует рассказ о царе по имени Аад, который глумился над пророком Аллаха. За нечестивость город Убар и все его обитатели были уничтожены черным облаком, принесшим на крыльях ураган. Когда британский исследователь Harry St. John Philby («Абдулла»), поехал в нелегальный Пустой квартал, он считал что увидит место где находился этот знаменитый город, который в его варианте был назван Вабар. Он не отыскал потерянный город, зато увидел место, где непременно произошел катаклизм, связанный с падением метеора. Судя по тому следу, который он оставил, энергия, выделившаяся при падении была эквивалентна ядерному взрыву мощностью около 12 килотонн, сопоставимому со взрывом в Хиросиме. Это был не самый мощнейший из всех ударов, потрясших нашу Землю за время ее существования. Но Вабар занимает особенное место в исследовании метеоритов. Практически все известные столкновения происходили с жесткими скалистыми поверхностями, либо с жесткими поверхностям, покрытыми узким слоем земли либо воды. Падение в Вабаре, напротив, вышло в середину наибольшего в мире непрерывного моря песка. Сухое изолированное место, оно представляет собой безупречное естественное хранилище, обычное для исследования его геологической структуры. Более того, это одно из всего 17 узнаваемых мест посреди практически 160 узнаваемых ударных структур, которые до сего времени содержат упавший метеор.

Кааба — древний храм на Земле

Маленькое здание кубической формы, известное как Кааба, не сравнится с небоскребами по высоте либо домами по величию, но его воздействие на историю населения земли неоценимо. Кааба – то здание, к которому раз в день 5 раз обращены взгляды всех мусульман во время совершения молитвы. Так происходит в течение более 1400 лет со времен Пророка Мухаммада (мир и благословение ему).

Размеры Каабы

В текущее время высота Каабы составляет 12,05 метров, и ее общая площадь равна 191 кв. м. Внутренняя площадь Каабы составляет 13х9 м. Ширина стенок Каабы – 1 метр. Пол снутри на 2,2 метра выше, чем место, где совершается Таваф. Потолок и крыша изготовлены из тика, который покрыт нержавеющей сталью. Стенки сложены из камня, который отполирован с внутренней стороны. Это малюсенькое сооружение строилось и восстанавливалось Пророками Адамом, Ибрахимом, Исмаилом и Мухаммадом (мир им всем) — таковой чести не удостаивалось ни одно здание. Все же, малость понятно о подробностях сооружения этого маленького, но очень принципиального строения.

Кааба

Знали ли вы, что Кааба реконструировалась совершенно не так давно, четыре года вспять? Понятно ли вам, что Кааба подвергалась опасностям как со стороны природы, к примеру, наводнениям, так и со стороны людей? Если вы прочтете эту статью, то отыщите очень редчайшую информацию о Каабе и узнаете много увлекательных фактов.

Другие наименования Каабы

Дословно слово «Кааба» в арабском языке значит «высокое место, окруженное почетом и уважением». Это слово может также быть производным от слова «куб». Другие наименования Каабы включают внутри себя такие слова, как «Байт аль Атек», 1-ое значение которого «самый ранешний и древний». Согласно второму значению, это слово переводится как «независимый и освобождающий». Оба значения смешиваются в слове «Байт аль-Харам» — «священный дом».

Кааба перестраивалась 12 раз

Ученые и историки говорят, что реконструкция Каабы выполнялась от 5 до 12 раз. В первый раз Кааба была перестроена Пророком Адамом. Аллах гласит в Коране, что это 1-ое сооружение для поклонения Ему.

При Пророке Ибрахиме размеры Каабы составляли:

  • восточная стенка – 14,80 метров;
  • стенка со стороны Хатем – 10 метров;
  • сторона меж Черным камнем и Йеменским углом – 9,15 метров;
  • западная сторона – 14,2 метров.

Исходя из этого, можно представить, что до эры Пророка Мухаммада Кааба реконструировалась пару раз.

Кааба

Реконструкция Каабы курайшитами

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) участвовал в восстановлении Каабы до того, как на него была возложена миссия Пророка. После неожиданного наводнения Кааба была повреждена, ее стенки растрескались, и потребовался ремонт. Право на проведение ремонта было возложено на четыре племени курайшитов, и пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) принял роль в этом строительстве. Когда были построены стенки, пришло время воткнуть Темный камень (аль-хаджар аль-асвад) в восточную стенку Каабы, и появился спор о том, кто заслуживает этой чести. Когда была готова разгореться междоусобная война, Абу Умайя, самый старенькый обитатель Мекки, предложил, что 1-ый человек, который войдет в ворота мечети на последующее утро, разрешит этот спор. Этим человеком оказался Пророк. Обитатели Мекки восторжествовали: «Ему можно довериться (аль-амен)», — орали они хором, — «это Мухаммад». Когда Мухаммад подошел к ним, они попросили его разрешить этот вопрос. Пророк Мухаммад предложил решение, с которым все согласились – положить Темный камень на плащ и внести его старейшинам 4 кланов, держась за его концы. Потом Пророк взял камень и воткнул его в стенку Каабы. Потому что у племени Курайш не хватило средств, эта реконструкция Каабы не окутала всю площадь сооружения, построенного Пророком Ибрахимом. Так появилось здание кубической формы заместо прямоугольной, как оно было ранее. Та же часть, которая осталась снаружи, сейчас именуется Хатем.

Реконструкция после эры Пророка – Абдулла ибн аз-Зубайр

Сирийская армия разрушила Каабу в Мухаррам в 64 году по Хиджре (683 г.), и перед последующим хаджем Абдулла ибн аз-Зубайр (да будет доволен им Аллах) поновой выстроил Каабу. Ибн аз-Зубайр желал сделать Каабу таковой, какой ее лицезрел Пророк Мухаммад, на основании, заложенном Пророком Ибрахимом. По словам Ибн аз-Зубайра, он слышал, как Айша (да будет доволен ею Аллах) произнесла: «Пророк изрек: «Так как твои люди отказались не так давно от заблуждения (Неверия) и потому что у тебя довольно средств для ее восстановления [Каабы], я бы добавил 5 локтей от Хиджра. Я бы также сделал две двери: одну — для входа, а другую — для выхода». Ибн аз-Зубайр произнес: «Сейчас я могу так сделать, и я не боюсь представления людей».

Как было сказано выше, Ибн аз-Зубайр выстроил Каабу на основании, заложенном пророком Ибрахимом. Крыша покоилась на 3-х колоннах из особенной древесной породы Аоуд (ароматизированная древесная порода, которая обычно сжигается как благовоние в Аравии), и были изготовлены две двери: одна – на восток, а другая – на запад, как того желал Пророк. В Каабу был включен Хатем (Хатем – полукруглая часть, примыкающая к Каабе, окруженная низкой стенкой).

Абдулла аз-Зубайр также сделал последующие конфигурации:

  • сделал маленькое окошко в крыше Каабы для проникания в нее света;
  • опустил дверь до уровня земли и сделал еще одну дверь;
  • прирастил высоту Каабы на девять локтей (4 метра), и ее высота стала 20 локтей (9 метров);
  • ширина ее стенок составляла 2 локтя (90 см);
  • сделал снутри три колонны заместо 6, которые были построены курайшитами.

Во время строительства Ибн аз-Зубайр соорудил вокруг Каабы четыре колонны и повесил на их занавес, который был снят только после окончания работ. Но люди могли совершать Таваф вокруг этих колон, потому Таваф вокруг Каабы был всегда разрешен, даже во время ее восстановления.

Кааба во времена Абдула Малика бин Марвана

В 74 году Хиджра (либо в 693 г. по григорианскому календарю) Аль-Хаджай бин Юсуф аль-Тагафи, узнаваемый деспот тех пор, с одобрения халифа Умаяда Абдула Малика бин Марвана разрушил здание, построенное Ибн аз-Зубайром, и сделал Каабу таковой, какой она была во времена курайшитов. Конфигурации, которые он сделал, были последующими:

  • он уменьшил объем сооружения, который не поменялся до нынешнего денька;
  • он отделил Хатем;
  • он замуровал западную дверь (до сего времени приметны ее следы), но оставил восточную;
  • разрушил стенку, окружавшую Хатем;
  • убрал древесную лестницу, установленную ибн аз-Зубайром снутри Каабы;
  • уменьшил высоту двери на 5 локтей (2,25 метра).

Когда Абдул Малик бин Марван приехал для Умры, он услышал Хадис о том, что сам Пророк пожелал, чтоб Кааба была воссоздана в таком виде, в каком ее выстроил Абдулла аз-Зубайр, и пожалел о собственных действиях.

Совет имама Малика халифу Харуну аль-Рашиду

Халиф Харун аль-Рашид возжелал перестроить Каабу согласно желанию пророка Мухаммада, как это сделал Абдулла ибн аз-Зубайр. Но когда он посоветовался с имамом Маликом, имам попросил халифа поменять свое решение, поэтому Кааба не должна быть игрушкой в руках правителей, любой из которых желал повредить, а позже поновой отстроить ее. Послушавшись его совета, Харун аль-Рашид не стал перестраивать Каабу, и она оставалась в той форме, в какой ее выстроил Абдул Малик бин Марван, в протяжении 966 лет, не считая маленьких ремонтных работ.

Реконструкция в эру султана Мурада Хана

В 1039 году по Хиджре (1629 г.) из-за сильных дождиков, наводнения и града две стенки Каабы были разрушены. Наводнение, во время которого это вышло, случилось в 19-го Шабана 1039 по Хиджре. Уровень воды поднялся практически на 3 метра, что составляло половину высоты стенок Каабы. В четверг 20 Шабана 1039 г. по Хиджре восточная и западная стенки свалились. Когда уровень воды уменьшился в пятницу 21-го Шабана, началась подготовка к реконструкции строения. Как и во времена Абдуллы ибн аз-Зубайра, были установлены четыре колонны, на которых был повешен занавес, а 26-го Рамадана началось строительство. Остатки стенок, не считая тех, которые были рядом с Черным камнем, были снесены.

Форма строения, построенного под покровительством и при поддержке султана Мурада Хана, была таковой же, как и во времена Абдула Малика ибн Марвана, которая, в свою очередь, соответствовала размерам строения, воздвигнутого курайшитами.

28 Раджаба 1377 года по Хиджре (1957 г.) один из историков подсчитал, что количество камешков Каабы, имеющих разную форму, равно 1614, но не были учтены камешки, которые находились снутри стенки.

Реставрация Каабы в 1996 году

Большая реконструкция Каабы была проведена в период меж маем и октябрем 1996 года, спустя практически 400 лет после эры султана Мурада Хана. Во время этой реконструкции из начальных материалов остались только камешки, а все другие элементы были изменены, включая крышу.

Видео: Внутри Каабы 2015 год

Что снутри Каабы?

Доктор Музаммил Сиддики, президент Исламского Общества Северной Америки, имел возможность зайти вовнутрь Каабы в октябре 1998 года.

 

В одном из собственных интервью он поведал о последующих деталях:

  • снутри две колонны (другие молвят о 3-х);
  • там находится стол, чтоб ставить на него какие-либо предметы, к примеру, благовония;
  • к потолку прикреплены два лампы;
  • там может поместиться 50 человек;
  • снутри нет электронного света;
  • стенки и полы изготовлены из мрамора;
  • снутри нет окон;
  • верхние внутренние стенки Каабы были закрыты занавесом, на котором была написана Калима (Шахада).

Видео: 10 фактов о Каабе, которые вы, возможно, не знали.