Как питаться в Рождественский пост

Фото: http://www.1tv.ru/

Как бы всем понятно, что тема эта в собственной сущности глубоко вторична по отношению к той благой вести, что открывает Евангелие; понятно, что за две тыщи лет кто-либо да произнес о посте так, что можно было бы и не повторять. Но вновь и вновь намедни православных огромных постов — а это четыре раза в год — наши сограждане проявляют настоящий энтузиазм к кулинарии, точнее, к тому, что нельзя (либо можно) есть и почему.

О воздержании

Во все времена и у всех народов было такое понятие как воздержание. Логика, думаю, также была идентична у многих. Если грядет что-то принципиальное в жизни, то к этому событию нужно отлично приготовиться, в том числе воздержанием и молитвой. Судьбоносное нельзя принять просто так, к нему нельзя отнестись как к банальности, нужно его заслужить, нужно сделать усилие.

Будь то свадьба, рождение малыша, война, переселение, погибель – все это нужно повстречать и принять достойно. Есть у человека глубинная потребность к личному подвигу, что ли. Люди нередко гласили, ну и молвят для себя либо даже объявляют перед другими приблизительно такие слова: «Не буду ни есть, ни пить, пока то-то и то-то не произойдет». Если готовится свадьба, то как-то сердечку некомфортно, если все ограничивается припасами пищи, спиртного и прекрасными нарядами.

Я преднамеренно упрощаю, но этим стараюсь показать, что воздержание от пищи в свою меру – обычный и доступный каждому человеку личный труд и даже подвиг ради чего-то принципиального. Фактически из этой логики мы и называем воздержание постом. Воздерживающийся – тот, кто держит пост. Он, как стражник, как часовой, подготовлен к встрече чего-то принципиального.

В стародавние времена воздерживались, обычно, практически. На определенный срок отрешались от пищи, от спиртного, от секса. Практика воздержаний была развита и у первых христиан, были в те времена и однодневные, и многодневные посты. Если пост был долгим, то воздерживались от пищи каждый денек до захода солнца, вкушали только перед сном. Как мне понятно, похожая практика на данный момент сохранилась у мусульман.

Православный пост в теории

Длительно разъяснять почему, но с течением времени в христианском мире вышло замещение постов как полных воздержаний на посты как воздержания от неких видов еды. Для нашего времени принципиально, что веку к VII-VIII сформировалось в собственной базе то осознание православных постов, что мы смотрим. Сущность в том, что христианам предлагается подготовка к грядущим весомым для всей Церкви событиям, в базе которой лежит нравственный, молитвенный и телесный труд. Наличие общих для всех постов не опровергает права каждого христианина (да и не обязует его) по тем либо другим причинам, к примеру перед женитьбой, держать собственный свой пост.

Другими словами, современный пост для христиан – это некие дополнительные усилия ради воздержания от зла, это рвение больше времени и сил уделять молитве, и это воздержание от неких видов еды.

Что кается кулинарной стороны вопроса, то я понимаю дело так. Условно говоря, за меру поста берется нечто близкое к полному воздержанию — отказ от всего, не считая растительной вареной еды. Дальше по тем либо другим причинам (празднички, путешествия, заболевания) разрешается то либо другое послабление, начиная с растительного масла и малой меры вина и заканчивая рыбой. Продукты из молока, как и мясо, числятся непостной либо скоромной пищей. Если человек ест скоромное, то означает, он не постится. В случае путешествий, заболеваний и тем паче каких-то бедствий и войны решение кулинарной стороны поста отдается на усмотрение самих христиан.

Принципиальные понятия

Что все-таки дозволяется есть Рождественским постом, который является долговременной шестинедельной подготовкой к праздничку? До того как мы это усвоим, нужно бы вспомнить еще о субботе, воскресном деньке, среде и пятнице.

Для нас довольно осознавать, что среда и пятница – деньки сами по для себя постные в память об аресте и погибели Господа Иисуса Христа. А вот суббота и воскресенье – празднички. Почетать субботу заповедано в Библии в память о том, что Бог есть творец мира и податель жизни, а денек воскресный – это еженедельный праздничек Воскресения Христова, который даже именуют малой Пасхой. В эти деньки полное воздержание либо очень серьезный пост невозможны.

Нужно упомянуть и о праздничках. Они также различны. Каждый денек правоверная церковь почетает память какого-либо святого либо какой-либо известной иконы Божьей Мамы, а то и нескольких. Мера почитания различна и зависит не только лишь от того актуального подвига, что святой сделал, да и от значения его для церковной жизни и значения его для определенной страны, и даже городка, и даже храма. Например, в Римской империи в IV веке в провинциальном городе с заглавием Миры Ликийские жил епископ Николай, который еще при жизни прославился не только лишь собственной праведностью, мудрейшим управлением церковной общиной, да и потрясающей любовью к людям и готовностью ценой своей жизни защищать слабеньких и обездоленных. Его деяния и жизнь не имели общецерковного значения, но тот след, что он оставил в сердцах людей, был настолько ярок, что очень стремительно после погибели о нем выяснила вся Римская империя, а потом и Русь, где он известен как Николай Угодник.

Итак вот. На Руси святого Николая Мирликийского чтут по самому высочайшему рангу. Но есть и те святые, о которых нам понятно не достаточно, а иногда мы знаем только их имена. Их почитание на Руси более робко, а время от времени совершенно просто и ежедневно. Другими словами, есть два вида праздничков: огромные и средние, есть и будни.

Нужно осознавать, что ранг праздничка может быть поднят в определенной общине, к примеру, в честь того, что этот храм освящен в память о каком-то святом, либо в храме находятся мощи святого, либо по каким-то причинам этот святой особо любим прихожанами.

Что в теории и на практике можно есть Рождественским постом?

Теория. Стартовая позиция такая, что любой из 42 дней перед Рождеством употребляется вареная пища из растений. Дальше идет непростая «борьба» меж мерой воздержания и праздничками. Если есть праздничек средней величины, то пост «смягчается», и разрешается не только лишь растительное масло, да и рыба. Если праздничек большой (к которым относятся и субботы и воскресения), то также разрешается рыба и малость вина. Но нельзя забывать о средах и пятницах, которые вроде бы «отменяют» средний праздничек, но не большой. К примеру, если денек памяти Святителя Николая Мирликийского попадет на среду, то рыба и даже вино разрешаются.

Мясные и молочные блюда по теории Рождественского поста в любом случае исключены.

На практике, в общем, сложилась последующая традиция. Так как обычный церковный люд не живет ежедневной богослужебной жизнью и не живет ясным осознанием праздничков, то все деньки Рождественского поста уравнялись, не считая сред и пятниц. Во все деньки православные христиане призваны воздержаться по способности от мясных и продуктов из молока. В среды и пятницы воздерживаются и от рыбы. Пищу из растений и растительное масло употребляют всегда. Суббота, воскресенье и большие празднички отмечаются более различными и праздничными, чем в постные будни, блюдами и маленьким количеством спиртного.

Для нашего времени типично снисходительное отношение к детям и старикам. Стало полностью обычно, что постами они едят и продукты из молока, и никто их за это не осуждает.

Некие дополнительные замечания.

1-ое. Для читающих эту заметку очень принципиально осознавать, что пост – это дело чисто внутрицерковное и теснейшим образом связанное со многими другими сторонами христианской жизни. Постовые «заморочки» не касаются и не могут касаться тех, кто сам себе не принял ответственного решения стать православным христианином.

2-ое. Нужно верно уяснить, что мера поста определяется не просто в календарно-кулинарном смысле: что в определенный денек можно, а что денек нельзя. Мера поста определяется мерой принятия церковного календаря как части собственной жизни. Пост «смягчается» в честь праздничка, в честь той радости, что христиане желают вместе поделить. Все обозначенные выше тонкости осмыслены только тогда, когда христианские празднички для людей – это не пустой звук и формальность, а заполнение жизни.

Третье. Даже из произнесенного можно прийти к выводу, что пост и воздержание – это почти во всем дело личное и тесновато связанное с общинной христианской жизнью. Да, есть церковные предписания о постах, но они могут и должны восприниматься не как Уголовный кодекс, предписывающий наказание за нарушение, как некоторая отправная точка, как некоторая логика организации, что ли, воздержания на массовом общецерковном уровне. В итоге все определяется никак не видами еды и мерой воздержания, а личной живой верой в Бога и искренним желанием послужить Ему и ближним теми силами и способностями, что есть. Об этом яснее ясного произнес Сам Христос в сказке о бедной вдове – даме, которая принесла в жертву храму жалкую сумму средств в виде самой маленькой разменной монеты. Но конкретно ее похвалил Господь и поставил ее в пример христианам, ибо, по его словам, она дала все, что имела, отдала то, что по-настоящему могла дать от сердца.

Юрий Белановский

заместитель управляющего Патриаршего центра духовного развития малышей и молодежи при Даниловом монастыре в Москве