Христианство как единственная истинная религия, прежде всего, выделяется учением о Боге. Мы воспринимаем Бога и обращаемся к Нему, как своему Небесному Родителю. Бог Отец наш Небесный.

Бог называется Отцом, потому что предвечно рождает Сына (об этом речь пойдет дальше), но также потому, что Он является Отцом для всех нас. В молитве, которую нам дал Господь Спаситель, мы говорим: «Отче наш…» (Отец наш, для всех христиан Бог Отец).

Святой апостол Павел говорит, обращаясь к христианам: «вы не приняли духа рабства, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии» ( Рим.8:15-16 ). Слово «авва» в арамейском языке соответствует нашему «папа» — доверительное обращение детей к отцу. Поскольку мы уже верим и знаем, что Бог Отец наш, то невозможно не вспомнить об отцовской любви.

Почему христиане называют всевышнего Бог Отец, откуда пошло такое определение

Бог Отец

Бог Отец (греч. Θεός Πατήρ) — одно из Лиц (Ипо­ста­сей) Святой Троицы. Как и все Лица (Ипо­стаси) Святой Троицы, При­чина бытия Сына и Свя­того Духа. Бог Отец обла­дает свой­ствами при­су­щими только Богу. Как и все Лица (Ипо­стаси) Святой Троицы, Бог Отец рав­но­че­стен в Своем Боже­ствен­ном досто­ин­стве Сыну и Свя­тому Духу. Как и все Лица (Ипо­стаси) Святой Троицы Бог Отец еди­но­су­щен Им, обла­дает единой Боже­ствен­ной сущ­но­стью (при­ро­дой) с Сыном и Святым Духом. Как и всем Лицам (Ипо­ста­сям) Святой Троицы Ему воз­да­ется единое и нераз­дель­ное покло­не­ние, то есть покло­ня­ясь Богу Отцу, хри­сти­ане покло­ня­ются вместе с Ним Сыну и Свя­тому Духу, посто­янно имея в виду Их общее Боже­ство, единую Боже­ствен­ную сущ­ность.

От двух Других Лиц Святой Троицы Бога Отца отли­чает лич­ност­ное (ипо­стас­ное) свой­ство. Оно заклю­ча­ется в том, что Бог Отец пред­вечно рож­дает ипо­стась Сына и пред­вечно изво­дит ипо­стась Свя­того Духа. «Есте­ство в Трех, пишет св. Гри­го­рий Бого­слов, единое – Бог, еди­не­ние же – Отец, из кото­рого Другие, и к кото­рому Они воз­во­дятся, не сли­ва­ясь, а сопре­бы­вая с Ним, и нераз­де­ля­е­мые между Собою ни вре­ме­нем, ни хоте­нием, ни могу­ще­ством».

Следуя Святым Отцам, Бог Отец есть Боже­ствен­ный Ум (Разум), порож­да­ю­щий в веч­но­сти Слово и изво­дя­щий Свя­того Духа. «Он – Ум, Бездна Разума, Роди­тель Слова и чрез Слово Изво­ди­тель Духа, Кото­рый Его откры­вает», – учит св. Иоанн Дамас­кин. Само учение о Святой Троице есть учение «Ума, Слова и Духа – единой сопри­род­но­сти и боже­ствен­но­сти», как сказал о Ней св. Гри­го­рий Бого­слов.

«Первый Ум Сущий, Бог еди­но­сущ­ное в Себе имеет Слово с Духом соприс­но­сущ­ным, без Слова и Духа нико­гда не бывая» – учит св. Никита Сту­дий­ский. Именем Отец Боже­ствен­ный Ум наиме­но­вал Себя желая рас­крыть Свое роди­тель­ское отно­ше­ние к Своему Сыну – Слову. Это отно­ше­ние чело­век пости­гает из отно­ше­ния своего ума к к внут­рен­нему слову (мысли), поскольку явля­ется Обра­зом Божьим – Обра­зом Святой Троицы.

«Ум наш – образ Отца; слово наше (непро­из­не­сен­ное слово мы обык­но­венно назы­ваем мыслью) – образ Сына; дух – образ Свя­того Духа, – учит свя­ти­тель Игна­тий Брян­ча­ни­нов. – Как в Троице-Боге три Лица нес­литно и нераз­дельно состав­ляют одно Боже­ствен­ное Суще­ство, так в троице-чело­веке три лица состав­ляют одно суще­ство, не сме­ши­ва­ясь между собой, не сли­ва­ясь в одно лицо, не раз­де­ля­ясь на три суще­ства. Ум наш родил и не пере­стает рож­дать мысль, мысль, родив­шись, не пере­стает снова рож­даться и вместе с тем пре­бы­вает рож­ден­ной, сокро­вен­ной в уме. Ум без мысли суще­ство­вать не может, и мысль – без ума. Начало одного непре­менно есть и начало другой; суще­ство­ва­ние ума есть непре­менно и суще­ство­ва­ние мысли. Точно также дух наш исхо­дит от ума и содей­ствует мысли. Потому-то всякая мысль имеет свой дух, всякий образ мыслей имеет свой отдель­ный дух, всякая книга имеет свой соб­ствен­ный дух. Не может мысль быть без духа, суще­ство­ва­ние одной непре­менно сопут­ству­ется суще­ство­ва­нием дру­гого. В суще­ство­ва­нии того и дру­гого явля­ется суще­ство­ва­ние ума».

Бог есть любовь

Святой апостол Иоанн Богослов говорит, что «Бог есть любовь» ( 1 Ин.4:8 ). Этими словами выражено самое главное свойство Бога. Этим определяется весь строй духовной жизни христианина. Наши отношения с Богом основаны на взаимной любви. Небесный Отец любит нас любовью совершенной и абсолютной. Плоды этой любви мы, верующие, можем воспринять только тогда, когда всей полнотой нашего существа возлюбим Бога. Поэтому любовь к Богу является первой и главной заповедью. В Священном Писании раскрываются основные свойства Бога в тесной связи с Домостроительством спасения человека.

Учение о монар­хии Отца

Почему христиане называют всевышнего Бог Отец, откуда пошло такое определение

Олег Давы­ден­ков (Догм. Бого­сло­вие. Курс лекций)

Этот вопрос как бы под­раз­де­ля­ется на два под­во­проса:

1) не уни­чи­жаем ли мы вторую и третью Ипо­стаси, утвер­ждая монар­хию Отца? и 2) почему учение о монар­хии Отца имеет такое прин­ци­пи­аль­ное зна­че­ние, почему святые отцы Пра­во­слав­ной Церкви всегда наста­и­вали на таком пони­ма­нии тро­ич­ных отно­ше­ний?

Еди­но­на­ча­лие Отца ни в коей сте­пени не ума­ляет Боже­ствен­ного досто­ин­ства Сына и Духа. Сын и Святый Дух по при­роде обла­дают всем, что при­суще Отцу, за исклю­че­нием свой­ства нерож­ден­но­сти. Но свой­ство нерож­ден­но­сти явля­ется свой­ством не при­род­ным, а личным, ипо­стас­ным, оно харак­те­ри­зует не при­роду, а способ ее суще­ство­ва­ния.

Св. Иоанн Дамас­кин об этом гово­рит: «Все, что имеет Отец, имеет и Сын, и Дух, кроме нерож­ден­но­сти, кото­рая озна­чает не раз­ли­чие по сущ­но­сти, или в досто­ин­стве, а образ бытия». В.Н. Лос­ский пыта­ется объ­яс­нить это несколько иначе (Очерк мисти­че­ского бого­сло­вия Восточ­ной Церкви. Дог­ма­ти­че­ское бого­сло­вие. М., 1991): «Начало тогда только совер­шенно, когда оно начало реаль­но­сти рав­но­со­вер­шен­ной. В Боге же при­чина, как совер­шен­ство личной любви, не может про­из­во­дить след­ствие менее совер­шен­ное, оно хочет их рав­но­чест­ными, и поэтому явля­ется также при­чи­ной их равен­ства». Свт. Гри­го­рий Бого­слов (Слово 40 на Кре­ще­ние) гово­рит: «Нет славы Началу (т.е. Отцу. – О.Д.) в уни­чи­же­нии тех, кото­рые от Него».

Почему отцы Восточ­ной Церкви наста­и­вали на учении о монар­хии Отца? Для этого нужно вспом­нить, в чем состоит суть три­ни­тар­ной про­блемы: каким обра­зом одно­вре­менно мыс­лить в Боге и тро­ич­ность и един­ство, причем так, чтобы одно не утвер­жда­лось в ущерб дру­гому, чтобы утвер­ждая един­ство, не сли­вать Лица и утвер­ждая раз­ли­чия Лиц, не раз­де­лить единую сущ­ность. Святые отцы назы­вали Бога Отца Боже­ством Источ­ни­ком. Напри­мер, свт. Гри­го­рий Палама в своем испо­ве­да­нии гово­рит: «Отец – един­ствен­ная при­чина и корень и источ­ник, в Сыне и Святом Духе созер­ца­е­мого Боже­ства». По выра­же­нию Восточ­ных отцов, «один Бог потому, что один Отец».

Именно Отец сооб­щает свою единую при­роду в равной сте­пени, хотя и раз­лич­ным обра­зом Сыну и Духу Свя­тому, в Кото­рых она и пре­бы­вает единой и нераз­дель­ной. При этом отсут­ствие отно­ше­ния между Духом Святым и Сыном нико­гда не сму­щало восточ­ное бого­сло­вие, поскольку между Сыном и Святым Духом также уста­нав­ли­ва­ется неко­то­рая соот­не­сен­ность, причем не непо­сред­ственно, а через Ипо­стась Отца; именно Отец постав­ляет Ипо­стаси в их абсо­лют­ном раз­ли­чии. При этом между Сыном и Духом непо­сред­ственно ника­кого отно­ше­ния нет. Они отли­ча­ются только моду­сом Своего про­ис­хож­де­ния.

По выра­же­нию В.Н. Лос­ского (Очерк мисти­че­ского бого­сло­вия Восточ­ной Церкви. Дог­ма­ти­че­ское бого­сло­вие. М., 1991, с. 47): «Отец тем самым явля­ется пре­де­лом соот­но­ше­ний, от кото­рых Ипо­стаси полу­чают свое раз­ли­че­ние: давая Лицам их про­ис­хож­де­ние, Отец уста­нав­ли­вает их соот­но­ше­ние с единым нача­лом Боже­ства как рож­де­ние и нахож­де­ние». Поскольку Сын и Святой Дух одно­вре­менно вос­хо­дят к Отцу как к одной при­чине, то уже в силу этого их можно мыс­лить как раз­лич­ные Ипо­стаси.

При этом утвер­ждая, что рож­де­ние и исхож­де­ние как два раз­лич­ных спо­соба про­ис­хож­де­ния Боже­ствен­ных Лиц не тож­де­ственны друг другу, пра­во­слав­ные бого­словы в соот­вет­ствии с тра­ди­цией апо­фа­ти­че­ского бого­сло­вия отвер­гают всякие попытки уста­но­вить, в чем же кон­кретно это отли­чие заклю­ча­ется. Св. Иоанн Дамас­кин пишет, что «конечно, раз­ли­чие между рож­де­нием и исхож­де­нием есть – это мы узнали, но какой образ раз­ли­чия – этого никак не пости­гаем». Любая попытка каким-то обра­зом отме­нить или осла­бить прин­цип еди­но­на­ча­лия неиз­бежно при­во­дит к нару­ше­нию рав­но­ве­сия в Троице, рав­но­ве­сия между тро­ич­но­стью и еди­нич­но­стью. Наи­бо­лее яркий пример тому – латин­ское учение о филио­кве, т. е. о двой­ном исхож­де­нии Духа Свя­таго от Отца и Сына как единой при­чины.

Притча о том, что Бог постоянно заботится о нас

В одной старинной византийской рукописи приводится утешительное назидание святого старца: «Некто поведал мне, что один человек всегда молился Богу, чтобы Он не оставлял его на его земном пути, и, как некогда Господь сшествовал со Своими учениками на их пути в Эммаус (см.: Лк.24:13-32 ), так чтобы и с ним сшествовал по дороге его жизни.

И вот при конце своей жизни он имел видение: он видел, что идет по песчаному берегу океана (конечно, разумей океан вечности, вдоль берега которого проходит путь смертных). И, оглянувшись, он увидел отпечатки своих стоп на мягком песке, уходящие далеко назад: это был пройденный путь его жизни.

И рядом с отпечатками его стоп шли отпечатки еще пары стоп; и он понял, что это Господь существовал с ним в жизни, как он и молился Ему.

Бог никогда не оставляет человека

Почему христиане называют всевышнего Бог Отец, откуда пошло такое определение

Но в некоторых местах пройденного пути он видел отпечатки только одной пары стоп, которые глубоко врезывались в песок, как бы свидетельствуя о тяжести пути в оное время. И вспомнил этот человек, что это было тогда, когда в его жизни были особо тяжелые моменты и когда жизнь представлялась непосильно трудной и мучительной.

И этот человек сказал Господу: вот видишь, Господи, в трудные времена моей жизни Ты не шел со мной; Ты видишь, что отпечатки только одной пары стоп в те времена говорят о том, что тогда я один шел в жизни, и Ты видишь из того, что следы глубоко врезались в землю, что мне было тогда очень тяжело идти.

Но Господь ответил ему: сын Мой, ты ошибаешься. Действительно, ты видишь отпечатки только одной пары стоп в те времена твоей жизни, которые ты вспоминаешь как самые трудные. Но это – отпечатки не твоих стоп, а – Моих. Потому что в трудные времена твоей жизни Я брал тебя на Свои руки и нес. Так что, сын Мой, это – отпечатки не твоих стоп, а – Моих».

Свойства Бога Отца

Бог имеет Всеведение. В его бесконечной памяти запечатлелось все прошлое. Он все знает и видит в настоящем. Ему известен не только любой человеческий поступок, но каждое слово и чувство. Господь знает будущее.
Бог Вездесущ. Он на Небе, на земле. Созерцание Божественного все присутствия вызывает радость и поэтическое умиление у псалмопевца Давида:

«Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты.

Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, – и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя» ( Пс.138:8-10 ).

Личное свой­ство Бога Отца

Митр. Мака­рий (Бул­га­ков). Дог­ма­ти­че­ское Бого­сло­вие

Учение пра­во­слав­ной Церкви о личном свой­стве Бога Отца имеет самые твер­дые осно­ва­ния в св. Писа­нии. Сюда отно­сятся:

  • а) слова Спа­си­теля: якоже Отец имать живот в себе, тако даде и Сынови живот имети в себе ( Ин. 5:26 ), откуда видно, что Отец ни от кого не полу­чил бытия, ни от кого не сотво­рен, не рожден и не исхо­дит;
  • б) все те места, где Он назы­ва­ется Отцем по отно­ше­нию к Сыну, кото­рых бес­чис­лен­ное мно­же­ство, напри­мер: ник­тоже знает Сына, токмо Отец: ни Отца кто знает, токмо Сын, и емуже аще волит Сын открыти ( Мф. 11:27 ); да еси чтут Сына, якоже чтут Отца, – а иже не чтит Сына, не чтит Отца послав­шего его ( Ин. 6:23 ); или где гово­рится, что Он рож­дает Сына: Гос­подь рече ко мне: сын мой еси ты, аз днесь родих тя ( Пс. 2:7 ); из чрева прежде ден­ницы родих тя ( Пс. 109:3 );
  • в) нако­нец, места, пред­став­ля­ю­щие Отца нача­лом по отно­ше­нию и к Св. Духу: егда же при­и­дет уте­ши­тель, егоже аз послю вам от Отца, Дух истины, иже от Отца исхо­дит, той сви­де­тель­ствует о мне ( Ин. 15:26 ); мы не духа мира сего при­я­хом, но Духа, иже от Бога ( 1Кор. 2:12 ).

Отсюда –

  • а) ста­но­вится понят­ным, почему Отец в порядке Боже­ских Лиц зани­мает обык­но­венно первое место ( Мф. 28:19 ) и назы­ва­ется первой Ипо­ста­сью Св. Троицы, или, как иногда у древ­них, само-богом, перво-богом, Богом началь­ным и под.;
  • б) ясно также, что в Боге есть только одно начало Боже­ства, Отец, – мысль, кото­рую весьма часто повто­ряли древ­ние учи­тели и доселе содер­жит пра­во­слав­ная Цер­ковь: ибо Сын и Св. Дух от Него еди­ного при­ем­лют свое бытие;
  • в) ясно, нако­нец, что Отец служит как бы связью и еди­не­нием для Лиц Св. Троицы, кото­рые хотя едино по суще­ству, но раз­дельны, как Лица: ибо Сын и Св. Дух, при­емля от Него начало, к Нему же еди­ному и воз­во­дятся, как своему Винов­нику.

«Есте­ство в Трех, пишет св. Гри­го­рий бого­слов, единое – Бог, еди­не­ние же – Отец, из кото­рого Другие, и к кото­рому Они воз­во­дятся, не сли­ва­ясь, а сопре­бы­вая с Ним, и нераз­де­ля­е­мые между Собою ни вре­ме­нем, ни хоте­нием, ни могу­ще­ством» (Слово 42, в Твор. св. Отц. IV, стр. 38; снес. II, стр. 168: «соблю­да­ется, по моему рас­суж­де­нию, вера в еди­ного Бога, когда и Сына и Духа будем отно­сить к еди­ному Винов­нику (но не сла­гать и не сме­ши­вать с Ним) – отно­сить, как по одному и тому же (назову так) дви­же­нию и хоте­нию Боже­ства, так и по тож­де­ству сущ­но­сти»).

А чтобы пра­вильно пред­став­лять личное свой­ство Бога Отца, надобно пом­нить заме­ча­ния древ­них учи­те­лей Церкви, что Он рож­дает Сына и про­из­во­дит Св. Духа:

  • а) совер­шенно духов­ным обра­зом, и сле­до­ва­тельно, без вся­кого стра­да­ния, без вся­кого чув­ствен­ного отде­ле­ния: потому что есте­ство Божие неве­ще­ственно и просто;
  • б) рож­дает и про­из­во­дит от веч­но­сти и вечно: ибо не было вре­мени, когда бы Отец не был Отцом Сына и Про­из­во­ди­те­лем Св. Духа, как не было вре­мени, когда бы Он не был Богом, а что нико­гда не начи­на­лось, о том нельзя ска­зать, чтобы оно и кон­чи­лось;
  • в) рож­дает и про­из­во­дит так, как только Он один ведает и ведают Рож­да­ю­щийся от Него и Исхо­дя­щий, а из тварей никто постиг­нуть не может;
  • г) нако­нец, что без­на­чаль­ность, без­ви­нов­ность исклю­чи­тельно усво­я­ются Богу Отцу только по отно­ше­нию к прочим Лицам Св. Троицы, а по Боже­ству без­на­чальны и без­ви­новны и Сын и Св. Дух, или лучше, собез­на­чальна и собез­ви­новна вся Св. Троица.

Другие свойства Бога

Бог – всесовершенный Дух.

Он вечен. Не имеет ни начала, ни конца.

Бог – Всемогущий.

В Священном Писании Он назван Вседержителем, так как Он все держит в своей силе и власти.
Святые отцы учат нас не только верить в Бога, но во всем Ему доверять, потому что Он Всеблагий и Человеколюбивый.

Милосердие Господа простирается на каждого человека. Если человек хочет быть всегда с Богом и обращается к Нему, то Он не оставляет человека ни при каких обстоятельствах.

Бог Творец всего сущего

Бог – Творец неба и земли. Он является Причиной и Создателем всего видимого и невидимого мира. Наш мир, вселенная невероятно сложно и премудро устроена, и конечно создать все это мог только Высший, Божественный Разум. В сотворении мира участвовала Вся Божественная Троица. Бог Отец творил все своим Словом, то есть Единородным Сыном, при содействии Святого Духа.

Бог обладает Премудростью. Псалом 103 является величественным гимном Богу, Который сотворил все Своей премудростью и продолжает заботиться не только о человеке, но и о других Своих созданиях: «Ты напояешь горы с высот Твоих, плодами дел Твоих насыщается земля. Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвести из земли пищу» ( Пс.103:13-14 ).

Бог Отец, Творец духовного мира

Почему христиане называют всевышнего Бог Отец, откуда пошло такое определение

Кроме того, что Бог является Творцом видимого, материального мира, Он также сотворил мир духовный, невидимый нами. Мир духовный, ангельский создан Богом еще раньше нашего материального мира.

Падшие ангелы. Все ангелы были сотворены добрыми, но часть из них, во главе с верховным ангелом Люцефером, возгордилась и отпала от Бога. С тех пор эти ангелы стали темными духами злобы, желающими людям, как творению Божию, всякого вреда. Они всячески стараются совратить людей во грех и погубить.

Но Бог очень сильно ограничил их власть и воздействие на людей, к тому же у каждого христианина есть свой ангел-хранитель, который оберегает и защищает его от зла, в том числе и от воздействия дьявольских сил.

Почему изоб­ра­же­ния Бога Отца на иконах и фрес­ках назы­вают нека­но­нич­ными?

Потому что изоб­ра­же­ние Бога Отца про­ти­во­ре­чит реше­ниям цер­ков­ных Собо­ров. Так, святые отцы Седь­мого Все­лен­ского Собора поста­но­вили: «Почему мы не опи­сы­ваем Отца Гос­пода Иисуса Христа? Потому что мы не видели Eгo. А если бы мы уви­дели и познали Его, так же как и Сына Его, — то поста­ра­лись бы опи­сать и живо­писно изоб­ра­зить и Его (Отца)…» ( Деяния VII Все­лен­ского Собора, Деяние 4).

Сто­гла­вый Собор, созван­ный в Москве в 1551 году, давая пред­пи­са­ние ико­но­пис­цам, опре­де­лил в своем 43‑м пра­виле прин­ци­пи­аль­ную неизоб­ра­зи­мость Боже­ства. Это же под­твер­дил Боль­шой Мос­ков­ский Собор, собрав­шийся в 1666–1667 гг. В 43‑й главе деяний этого Собора, кото­рая так и назы­ва­ется «О ико­но­пис­цах и Сава­офе», было дано вполне четкое поста­нов­ле­ние: «отныне Гос­пода Сава­офа образ не писать в неле­пых и непри­лич­ных виде­ниях, ибо никто Сава­офа не видел во плоти, как и живо­пи­су­ется, то есть изоб­ра­жа­ется по плоти, а не по Боже­ству. Гос­пода Сава­офа брадою седа и Еди­но­род­ного Сына во чреве Его писать на иконах и голубь между Ними, зело нелепо и непри­лично есть».

Молитва «Символ веры»

В жизни христианской церкви особое значение всегда имел Символ веры – молитва: как емкое содержание того, во что верит Церковь. Символ – изначально то, что держит вместе, объединяет. И Символ веры как раз вмещает те истины, что, как верит Церковь, нужны человеку для наполненности его существования и избавления от греха и духовной погибели.

На русском языке

  1. Верую в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.
  2. И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, одного существа с Отцом, Им же все сотворено.
  3. Ради нас людей и ради нашего спасения сошедшего с небес и принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком.
  4. Распятого же за нас при Понтийском Пилате, и страдавшего, и погребенного.
  5. И воскресшего в третий день, согласно Писанию.
  6. И восшедшего на небеса, и сидящего по правую сторону Отца.
  7. И снова грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых, Его же Царству не будет конца.
  8. И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном сопоклоняемого и прославляемого, говорившего через пророков.
  9. В единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
  10. Признаю одно крещение для прощения грехов.
  11. Ожидаю воскресения мертвых.
  12. И жизни будущего века. Аминь (истинно так).

Зарождение молитвы «Символ веры»

Почему христиане называют всевышнего Бог Отец, откуда пошло такое определение

Символ веры зародился как подготовка новообращенных, собирающихся принять крещение. В далекие времена крестились, как правило, уже взрослые люди. Точно так же, как и сегодня, воцерквлялся каждый в результате своего собственного, именно его пути. Так как любое обращение, любое соприкосновение человека с Богом – тайна божественного промысла, открыть завесу которого нам не дозволено. Кто-то ищет Бога, переполнившись несчастьями, попав в беду. Прочие находят Бога, увидев его как свет радости и благодати.

Возникновение веры в душе человека – загадка. Но, тем не менее, вера в Христа – дорога человека к Церкви, к общине верующих во Христа. Именно вера стремится и призывает к объединению верующих, которые как раз своим единением, любовью один к другому показывают свету, что они последователи Христовы.

Жизнь новоуверовавшего, как христианина брала свое начала с его визита к епископу тамошней Церкви, и тот наносил крест на лбу, словно обозначая знак Христа. Человек явился к Богу, уверовал во Христа. Но теперь ему полагается выяснить содержание веры. Он превращается в ученика. Согласно церковным писаниям его начинают оглашать. Так как христианство – не всего лишь чувство, а встреча с Истиной, непростой подвиг принятия ее всецело. Словно человек, у которого страстная любовь к музыке, чтоб играть на инструменте, обязан освоить трудное обучение, аналогично уверовавший во Христа, возлюбивший его, обязан теперь осознать глубину своей веры и то, к чему она призывает.

В канун празднования Пасхи – потому как в ранней Церкви крестили в пасхальную ночь – любой, собирающийся принять крещение торжественно читал слова молитвы «Символ веры», производя «отдачу» его, принимая свое вхождение в единение веры и любви. У любой крупной тамошней церкви – Римской, Антиохийской и так далее, имелся собственный символ веры для крещения. И даже при том, что они были везде выражением единой и неделимой веры, стилистикой и фразеологией, они различались.

Почему христиане называют всевышнего Бог Отец, откуда пошло такое определение

Сокровищница молитв к Богу Отцу — Библиотека Конгрегации Кларетинов

Отец милосердный

Вечный Отец, Тебе приношу я

Тебе поклонение и искупление!

Молитва святой Маргариты

Отче наш — святого брата Клауса

К БОГУ ОТЦУ

Отче, только Твоя воля

Драгоценнейшее пожертвование

Каждодневное посвящение

Тихо, моя душа

Твоя воля — только любовь

Отец, благослови и спаси их

Непостижимой любовью Твоей

Отче, Тебе препоручаю себя!

Ежедневное драгоценное пожертвование

Препоручаю себя Тебе

Ты знаешь путь

Молитвенная защита от страха перед будущим

«Если я прошу Бога о помощи…»

Возьми же за руку меня!

Твой повседневный крест

Ради спасения душ наших Отечества

Сердечная родительская просьба

Призывная молитва в час высшего притеснения

Пожертвование ради Непорочного Сердца Марии

Вечером во искупление

Сохрани мне тех, которых люблю!

Отец милосердный

Ты источник всякого блага. Сердце Иисуса, Твоего возлюбленного Сына, нашего Господа и Спасителя, отдаю Тебе с верностью и любовью. На нем всегдашнее величайшее благоволение Твое. Ради Его Пресвятого Сердца прошу Тебя: даруй мне благосклонно живую веру, прочную надежду и глубокую любовь к Тебе и к ближнему, истинное раскаяние во всех грехах моих и твердую волю к тому, чтобы никогда впредь не удручать Тебя! Тогда смогу я всегда жить по благоволению Твоему с великодушием и радостью, исполнять волю Твою и пребывать в любви Твоей до конца дней моих.

Господи Святый, Отче Всемогущий, Боже Вечный, в щедрой доброте Своей и ради любви сына Твоего, Который перенес за меня страдания и смерть, и во внимание к непорочной святости Матери Его и к заслугам всех святых дай мне грешному, совершенно недостойному милости Твоей, чтобы одного Тебя я любил, всегда жаждал Твоей любви, непрерывно ощущал сердцем своим жертвенные страдания Сына Твоего, осознавал убожество свое и желал быть всеми порицаемым и презираемым. Ничто не должно доставлять мне большей боли, чем прегрешения мои! Аминь.

(Св. Бонавентура)

Боже, при достославном Преображении Твоего Единородного Сына Ты подкрепил тайны нашей веры знамением, данным отцам, и с помощью голоса, прозвучавшего из облаков светящихся, чудесным образом указал на наше полноценное усыновление; дозволь же нам приобщиться к благодати этого Царя Славы и когда-нибудь участвовать в торжестве Его через Него, Господа нашего. Аминь.

(Из Миссала)

Вечный Отец, Тебе приношу я

жертву, которую принес Твой возлюбленный Сын Иисус, когда Сам взошел на Крест. Теперь вершит Он ее вновь на этом алтаре. Хочу как подобает преклониться пред Тобою и почтить Тебя. Признаю в Тебе Господа Всевышнего, стоящего надо всем творением; ибо все целиком и полностью зависит от Тебя. Ты первооснова нашего бытия и наша последняя цель. Я хочу поблагодарить Тебя за бесчисленные милости, которые Ты нам даровал. Я хочу умерить Твою справедливость, которая оскорблена столь многими грехами, и молить Тебя о сообразном искуплении. Милость и сострадание хочу я вымолить для меня, для всех угнетенных и опечаленных, для бедных грешников, для целого мира и для душ в чистилище.

(Св. Пий X)

Тебе поклонение и искупление!

Бесконечно милосердный Отче, Тебе поклоняюсь. Дай искупить бесчестие, которое повсюду на земле, во всякий час дня и ночи причиняют Тебе грешники. И прежде всего дозволь мне удовлетворить Тебя за те обиды и прегрешения, которые совершаются в этот час. Приношу Тебе поклонение и покаяние тех душ, которые любят Тебя. Прежде всего посвящаю Тебе вечно сущую жертву Твоего Божественного Сына, который во всем мире и в каждый момент возлагает Себя на алтари наши. Бесконечно добрый и терпеливый Отче! Прими Пречистую Кровь Иисуса во искупление обид человеческих; погаси их долги и яви им милосердие Свое. Аминь.

(Досточтимая служительница Божья, сестра Йозефа Менендес)

Молитва святой Маргариты

Вечный Отец! Тебе посвящаю бесконечное удовлетворение, которое дал справедливости Твоей Иисус на Кресте во имя грешников. Прошу Тебя, зачти достоинство Его Драгоценной Крови во благо всех душ, обремененных виной и грехами смертными. Дай им милость воскресения к жизни и возможность превозносить Тебя вечно.

Вечный Отец, Тебе жертвую жар любви, источаемый Божественным Сердцем Иисуса во искупление холодности и безучастности Твоего избранного народа. Прошу Тебя, ради горячей любви, которая побудила Его принять смерть, вновь даруй их хладным сердцам ревность служения Тебе и зажги в них любовь Твою, чтобы любили Тебя вечно.

Вечный Отец, Тебе жертвую покорность Иисуса воле Твоей и прошу Тебя заслуг Его ради сделать так, чтобы милость Твоя всегда шла во благо, а святая воля Твоя совершенно и во всем исполнялась. — Да восславится Бог!

Отче, только Твоя воля

Тебе печаль моя, о всесвятый и премудрый Отец, печаль о том, что собственная наша воля так глубоко внедрилась в нас и столь часто порождает в нас сопротивление всякому благу и толкает нас ко всякому злу и, что еще хуже, противоречит также Твоей благой и святой воле.

Мы, люди, должны бы, кажется, более других творений подчиняться Тебе и слушаться Тебя. Между тем, мы выделяемся из всех видимых творений своей неблагодарностью и строптивостью, так что готовы утверждать себя вопреки Твоей Божественной воле и даже грешим с радостью.

Отлучи эту нашу собственную волю, первоначало всякого зла, и пусть Твоя Отеческая, совершенная воля исполняется через нас, чтобы мы ненавидели то, что Ты ненавидишь, любили то, что Ты любишь, исполняли то, что Ты заповедуешь, бежали оттого, что противно Тебе, выносили и претерпевали то, чем Ты повседневно нас обременяешь, и, наконец, готовы были во всякое время умереть по Твоей святой воле. Аминь.

(Св. Петр Канизиус)

Отче наш — святого брата Клауса

Отче наш, вечный Податель милосердия, Ты всегда остаешься дорогим, надежным Отцом верящих и послушных детей Твоих. Ты сделал себя слугой и помощником бедных людей на этой земле. Дай же нам отвратиться от грехов наших и быть Твоими послушными детьми. Мы просим Тебя, Отец Небесный, за всех верующих христиан: пусть они благодаря познанию Бога и освящению жизни своей идут угодным Тебе путем, чтобы мы никогда не отделились от Царства Твоего, но чтобы имя Твое святилось нами и в нас во славу Величия Твоего.

Господь Иисус Христос, просим Тебя не о царстве мира сего, которое преходяще и временно, но о Царстве, что длится вечно и где не может быть места для изъянов и ущерба, но возлюбленные Ангелы лицезреют и восхваляют Тебя. Пусть свершится над нами Твоя Божественная воля, которая свята и благословенна во все времена и повсюду: в богатстве, как и в бедности, в горестях, как и в благоденствии, в жизни, как и в час смерти.

Надежный Господь наш, Иисус Христос, просим также, будь милостив к нам и Сам дай нам пищу духовную, чтобы мы оставались едины с Тобою. Прости нам долги наши! Как мы прощаем всех тех, кто причинил нам на земле страдания и беззаконие, так и Ты соблаговоли простить нам все, чем погрешили мы против Твоей Божественной воли и ближних наших.

И поскольку мы, люди, немощны в жизни сей, то защити нас, Отче, от всех вредоносных искушений, от коварства дьявола, от плотских вожделений, от мирской лжи и обмана.

И избавь, Господи Боже, и меня, и всех христиан от злополучия тела и души. Аминь.

Сохрани мне тех, которых люблю!

Сохрани мне их, как собственное мое сердце, в котором я ношу их имена. Обереги их от соблазнов и дай помышлениям их принести плоды, которые восславят имя Твое. Да не тронут печали их души, чтобы остались они крепкими в применении своих сил. Пролей мир на дремы их и даруй им новую радость каждое утро. Пусть насладятся они удовольствиями земными, которые уготовил Ты чистым душам. Введи их однажды в царство Ангелов Твоих, чтобы мы, соединившись в вечном блаженстве любви, славили имя Твое, наш бесконечно благий Отче. Аминь.

Роль Вселенских соборов

Почему христиане называют всевышнего Бог Отец, откуда пошло такое определение

В первой половине 4-го столетия в Церкви разгорелись серьезные дискуссии, относительно основного христианского учения о Христе как о Боге. В 20-х годах 4-го века в городе Никее был созван первый Вселенский Собор, и на нем составили общий, одинаковый для всех христиан Символ веры. Через несколько десятков лет, на втором Вселенском соборе, в Константинополе, Символ веры дополнили и дали ему имя Никео-Царьградский, единого для вселенской Церкви. И третий, Вселенский собор, в Ефесе в 30-х годах 5-го столетия провозгласил, что этот символ сохранялся вовеки неприкосновенным, чтобы более он не дополнялся.

С того времени вселенский Символ веры поют либо читают в Церкви на любой литургии. Он – общее для всех непременное выражение Церковью своей веры. И по этой причине любой, кто хочет выяснить, во что верит Церковь, в чем суть христианской веры, какова Истина, передаваемая христианством свету – ответ отыщет в молитве «Символ веры».