Христианство как единственная истинная религия, прежде всего, выделяется учением о Боге. Мы воспринимаем Бога и обращаемся к Нему, как своему Небесному Родителю. Бог Отец наш Небесный.
Бог называется Отцом, потому что предвечно рождает Сына (об этом речь пойдет дальше), но также потому, что Он является Отцом для всех нас. В молитве, которую нам дал Господь Спаситель, мы говорим: «Отче наш…» (Отец наш, для всех христиан Бог Отец).
Святой апостол Павел говорит, обращаясь к христианам: «вы не приняли духа рабства, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии» ( Рим.8:15-16 ). Слово «авва» в арамейском языке соответствует нашему «папа» — доверительное обращение детей к отцу. Поскольку мы уже верим и знаем, что Бог Отец наш, то невозможно не вспомнить об отцовской любви.
Содержание
Бог Отец
Бог Отец (греч. Θεός Πατήρ) — одно из Лиц (Ипостасей) Святой Троицы. Как и все Лица (Ипостаси) Святой Троицы, Причина бытия Сына и Святого Духа. Бог Отец обладает свойствами присущими только Богу. Как и все Лица (Ипостаси) Святой Троицы, Бог Отец равночестен в Своем Божественном достоинстве Сыну и Святому Духу. Как и все Лица (Ипостаси) Святой Троицы Бог Отец единосущен Им, обладает единой Божественной сущностью (природой) с Сыном и Святым Духом. Как и всем Лицам (Ипостасям) Святой Троицы Ему воздается единое и нераздельное поклонение, то есть поклоняясь Богу Отцу, христиане поклоняются вместе с Ним Сыну и Святому Духу, постоянно имея в виду Их общее Божество, единую Божественную сущность.
От двух Других Лиц Святой Троицы Бога Отца отличает личностное (ипостасное) свойство. Оно заключается в том, что Бог Отец предвечно рождает ипостась Сына и предвечно изводит ипостась Святого Духа. «Естество в Трех, пишет св. Григорий Богослов, единое – Бог, единение же – Отец, из которого Другие, и к которому Они возводятся, не сливаясь, а сопребывая с Ним, и неразделяемые между Собою ни временем, ни хотением, ни могуществом».
Следуя Святым Отцам, Бог Отец есть Божественный Ум (Разум), порождающий в вечности Слово и изводящий Святого Духа. «Он – Ум, Бездна Разума, Родитель Слова и чрез Слово Изводитель Духа, Который Его открывает», – учит св. Иоанн Дамаскин. Само учение о Святой Троице есть учение «Ума, Слова и Духа – единой соприродности и божественности», как сказал о Ней св. Григорий Богослов.
«Первый Ум Сущий, Бог единосущное в Себе имеет Слово с Духом соприсносущным, без Слова и Духа никогда не бывая» – учит св. Никита Студийский. Именем Отец Божественный Ум наименовал Себя желая раскрыть Свое родительское отношение к Своему Сыну – Слову. Это отношение человек постигает из отношения своего ума к к внутреннему слову (мысли), поскольку является Образом Божьим – Образом Святой Троицы.
«Ум наш – образ Отца; слово наше (непроизнесенное слово мы обыкновенно называем мыслью) – образ Сына; дух – образ Святого Духа, – учит святитель Игнатий Брянчанинов. – Как в Троице-Боге три Лица неслитно и нераздельно составляют одно Божественное Существо, так в троице-человеке три лица составляют одно существо, не смешиваясь между собой, не сливаясь в одно лицо, не разделяясь на три существа. Ум наш родил и не перестает рождать мысль, мысль, родившись, не перестает снова рождаться и вместе с тем пребывает рожденной, сокровенной в уме. Ум без мысли существовать не может, и мысль – без ума. Начало одного непременно есть и начало другой; существование ума есть непременно и существование мысли. Точно также дух наш исходит от ума и содействует мысли. Потому-то всякая мысль имеет свой дух, всякий образ мыслей имеет свой отдельный дух, всякая книга имеет свой собственный дух. Не может мысль быть без духа, существование одной непременно сопутствуется существованием другого. В существовании того и другого является существование ума».
Бог есть любовь
Святой апостол Иоанн Богослов говорит, что «Бог есть любовь» ( 1 Ин.4:8 ). Этими словами выражено самое главное свойство Бога. Этим определяется весь строй духовной жизни христианина. Наши отношения с Богом основаны на взаимной любви. Небесный Отец любит нас любовью совершенной и абсолютной. Плоды этой любви мы, верующие, можем воспринять только тогда, когда всей полнотой нашего существа возлюбим Бога. Поэтому любовь к Богу является первой и главной заповедью. В Священном Писании раскрываются основные свойства Бога в тесной связи с Домостроительством спасения человека.
Учение о монархии Отца
Олег Давыденков (Догм. Богословие. Курс лекций)
Этот вопрос как бы подразделяется на два подвопроса:
1) не уничижаем ли мы вторую и третью Ипостаси, утверждая монархию Отца? и 2) почему учение о монархии Отца имеет такое принципиальное значение, почему святые отцы Православной Церкви всегда настаивали на таком понимании троичных отношений?
Единоначалие Отца ни в коей степени не умаляет Божественного достоинства Сына и Духа. Сын и Святый Дух по природе обладают всем, что присуще Отцу, за исключением свойства нерожденности. Но свойство нерожденности является свойством не природным, а личным, ипостасным, оно характеризует не природу, а способ ее существования.
Св. Иоанн Дамаскин об этом говорит: «Все, что имеет Отец, имеет и Сын, и Дух, кроме нерожденности, которая означает не различие по сущности, или в достоинстве, а образ бытия». В.Н. Лосский пытается объяснить это несколько иначе (Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991): «Начало тогда только совершенно, когда оно начало реальности равносовершенной. В Боге же причина, как совершенство личной любви, не может производить следствие менее совершенное, оно хочет их равночестными, и поэтому является также причиной их равенства». Свт. Григорий Богослов (Слово 40 на Крещение) говорит: «Нет славы Началу (т.е. Отцу. – О.Д.) в уничижении тех, которые от Него».
Почему отцы Восточной Церкви настаивали на учении о монархии Отца? Для этого нужно вспомнить, в чем состоит суть тринитарной проблемы: каким образом одновременно мыслить в Боге и троичность и единство, причем так, чтобы одно не утверждалось в ущерб другому, чтобы утверждая единство, не сливать Лица и утверждая различия Лиц, не разделить единую сущность. Святые отцы называли Бога Отца Божеством Источником. Например, свт. Григорий Палама в своем исповедании говорит: «Отец – единственная причина и корень и источник, в Сыне и Святом Духе созерцаемого Божества». По выражению Восточных отцов, «один Бог потому, что один Отец».
Именно Отец сообщает свою единую природу в равной степени, хотя и различным образом Сыну и Духу Святому, в Которых она и пребывает единой и нераздельной. При этом отсутствие отношения между Духом Святым и Сыном никогда не смущало восточное богословие, поскольку между Сыном и Святым Духом также устанавливается некоторая соотнесенность, причем не непосредственно, а через Ипостась Отца; именно Отец поставляет Ипостаси в их абсолютном различии. При этом между Сыном и Духом непосредственно никакого отношения нет. Они отличаются только модусом Своего происхождения.
По выражению В.Н. Лосского (Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991, с. 47): «Отец тем самым является пределом соотношений, от которых Ипостаси получают свое различение: давая Лицам их происхождение, Отец устанавливает их соотношение с единым началом Божества как рождение и нахождение». Поскольку Сын и Святой Дух одновременно восходят к Отцу как к одной причине, то уже в силу этого их можно мыслить как различные Ипостаси.
При этом утверждая, что рождение и исхождение как два различных способа происхождения Божественных Лиц не тождественны друг другу, православные богословы в соответствии с традицией апофатического богословия отвергают всякие попытки установить, в чем же конкретно это отличие заключается. Св. Иоанн Дамаскин пишет, что «конечно, различие между рождением и исхождением есть – это мы узнали, но какой образ различия – этого никак не постигаем». Любая попытка каким-то образом отменить или ослабить принцип единоначалия неизбежно приводит к нарушению равновесия в Троице, равновесия между троичностью и единичностью. Наиболее яркий пример тому – латинское учение о филиокве, т. е. о двойном исхождении Духа Святаго от Отца и Сына как единой причины.
Притча о том, что Бог постоянно заботится о нас
В одной старинной византийской рукописи приводится утешительное назидание святого старца: «Некто поведал мне, что один человек всегда молился Богу, чтобы Он не оставлял его на его земном пути, и, как некогда Господь сшествовал со Своими учениками на их пути в Эммаус (см.: Лк.24:13-32 ), так чтобы и с ним сшествовал по дороге его жизни.
И вот при конце своей жизни он имел видение: он видел, что идет по песчаному берегу океана (конечно, разумей океан вечности, вдоль берега которого проходит путь смертных). И, оглянувшись, он увидел отпечатки своих стоп на мягком песке, уходящие далеко назад: это был пройденный путь его жизни.
И рядом с отпечатками его стоп шли отпечатки еще пары стоп; и он понял, что это Господь существовал с ним в жизни, как он и молился Ему.
Бог никогда не оставляет человека
Но в некоторых местах пройденного пути он видел отпечатки только одной пары стоп, которые глубоко врезывались в песок, как бы свидетельствуя о тяжести пути в оное время. И вспомнил этот человек, что это было тогда, когда в его жизни были особо тяжелые моменты и когда жизнь представлялась непосильно трудной и мучительной.
И этот человек сказал Господу: вот видишь, Господи, в трудные времена моей жизни Ты не шел со мной; Ты видишь, что отпечатки только одной пары стоп в те времена говорят о том, что тогда я один шел в жизни, и Ты видишь из того, что следы глубоко врезались в землю, что мне было тогда очень тяжело идти.
Но Господь ответил ему: сын Мой, ты ошибаешься. Действительно, ты видишь отпечатки только одной пары стоп в те времена твоей жизни, которые ты вспоминаешь как самые трудные. Но это – отпечатки не твоих стоп, а – Моих. Потому что в трудные времена твоей жизни Я брал тебя на Свои руки и нес. Так что, сын Мой, это – отпечатки не твоих стоп, а – Моих».
Свойства Бога Отца
Бог имеет Всеведение. В его бесконечной памяти запечатлелось все прошлое. Он все знает и видит в настоящем. Ему известен не только любой человеческий поступок, но каждое слово и чувство. Господь знает будущее.
Бог Вездесущ. Он на Небе, на земле. Созерцание Божественного все присутствия вызывает радость и поэтическое умиление у псалмопевца Давида:
«Взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты.
Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, – и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя» ( Пс.138:8-10 ).
Личное свойство Бога Отца
Митр. Макарий (Булгаков). Догматическое Богословие
Учение православной Церкви о личном свойстве Бога Отца имеет самые твердые основания в св. Писании. Сюда относятся:
- а) слова Спасителя: якоже Отец имать живот в себе, тако даде и Сынови живот имети в себе ( Ин. 5:26 ), откуда видно, что Отец ни от кого не получил бытия, ни от кого не сотворен, не рожден и не исходит;
- б) все те места, где Он называется Отцем по отношению к Сыну, которых бесчисленное множество, например: никтоже знает Сына, токмо Отец: ни Отца кто знает, токмо Сын, и емуже аще волит Сын открыти ( Мф. 11:27 ); да еси чтут Сына, якоже чтут Отца, – а иже не чтит Сына, не чтит Отца пославшего его ( Ин. 6:23 ); или где говорится, что Он рождает Сына: Господь рече ко мне: сын мой еси ты, аз днесь родих тя ( Пс. 2:7 ); из чрева прежде денницы родих тя ( Пс. 109:3 );
- в) наконец, места, представляющие Отца началом по отношению и к Св. Духу: егда же приидет утешитель, егоже аз послю вам от Отца, Дух истины, иже от Отца исходит, той свидетельствует о мне ( Ин. 15:26 ); мы не духа мира сего прияхом, но Духа, иже от Бога ( 1Кор. 2:12 ).
Отсюда –
- а) становится понятным, почему Отец в порядке Божеских Лиц занимает обыкновенно первое место ( Мф. 28:19 ) и называется первой Ипостасью Св. Троицы, или, как иногда у древних, само-богом, перво-богом, Богом начальным и под.;
- б) ясно также, что в Боге есть только одно начало Божества, Отец, – мысль, которую весьма часто повторяли древние учители и доселе содержит православная Церковь: ибо Сын и Св. Дух от Него единого приемлют свое бытие;
- в) ясно, наконец, что Отец служит как бы связью и единением для Лиц Св. Троицы, которые хотя едино по существу, но раздельны, как Лица: ибо Сын и Св. Дух, приемля от Него начало, к Нему же единому и возводятся, как своему Виновнику.
«Естество в Трех, пишет св. Григорий богослов, единое – Бог, единение же – Отец, из которого Другие, и к которому Они возводятся, не сливаясь, а сопребывая с Ним, и неразделяемые между Собою ни временем, ни хотением, ни могуществом» (Слово 42, в Твор. св. Отц. IV, стр. 38; снес. II, стр. 168: «соблюдается, по моему рассуждению, вера в единого Бога, когда и Сына и Духа будем относить к единому Виновнику (но не слагать и не смешивать с Ним) – относить, как по одному и тому же (назову так) движению и хотению Божества, так и по тождеству сущности»).
А чтобы правильно представлять личное свойство Бога Отца, надобно помнить замечания древних учителей Церкви, что Он рождает Сына и производит Св. Духа:
- а) совершенно духовным образом, и следовательно, без всякого страдания, без всякого чувственного отделения: потому что естество Божие невещественно и просто;
- б) рождает и производит от вечности и вечно: ибо не было времени, когда бы Отец не был Отцом Сына и Производителем Св. Духа, как не было времени, когда бы Он не был Богом, а что никогда не начиналось, о том нельзя сказать, чтобы оно и кончилось;
- в) рождает и производит так, как только Он один ведает и ведают Рождающийся от Него и Исходящий, а из тварей никто постигнуть не может;
- г) наконец, что безначальность, безвиновность исключительно усвояются Богу Отцу только по отношению к прочим Лицам Св. Троицы, а по Божеству безначальны и безвиновны и Сын и Св. Дух, или лучше, собезначальна и собезвиновна вся Св. Троица.
Другие свойства Бога
Бог – всесовершенный Дух.
Он вечен. Не имеет ни начала, ни конца.
Бог – Всемогущий.
В Священном Писании Он назван Вседержителем, так как Он все держит в своей силе и власти.
Святые отцы учат нас не только верить в Бога, но во всем Ему доверять, потому что Он Всеблагий и Человеколюбивый.
Милосердие Господа простирается на каждого человека. Если человек хочет быть всегда с Богом и обращается к Нему, то Он не оставляет человека ни при каких обстоятельствах.
Бог Творец всего сущего
Бог – Творец неба и земли. Он является Причиной и Создателем всего видимого и невидимого мира. Наш мир, вселенная невероятно сложно и премудро устроена, и конечно создать все это мог только Высший, Божественный Разум. В сотворении мира участвовала Вся Божественная Троица. Бог Отец творил все своим Словом, то есть Единородным Сыном, при содействии Святого Духа.
Бог обладает Премудростью. Псалом 103 является величественным гимном Богу, Который сотворил все Своей премудростью и продолжает заботиться не только о человеке, но и о других Своих созданиях: «Ты напояешь горы с высот Твоих, плодами дел Твоих насыщается земля. Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвести из земли пищу» ( Пс.103:13-14 ).
Бог Отец, Творец духовного мира
Кроме того, что Бог является Творцом видимого, материального мира, Он также сотворил мир духовный, невидимый нами. Мир духовный, ангельский создан Богом еще раньше нашего материального мира.
Падшие ангелы. Все ангелы были сотворены добрыми, но часть из них, во главе с верховным ангелом Люцефером, возгордилась и отпала от Бога. С тех пор эти ангелы стали темными духами злобы, желающими людям, как творению Божию, всякого вреда. Они всячески стараются совратить людей во грех и погубить.
Но Бог очень сильно ограничил их власть и воздействие на людей, к тому же у каждого христианина есть свой ангел-хранитель, который оберегает и защищает его от зла, в том числе и от воздействия дьявольских сил.
Почему изображения Бога Отца на иконах и фресках называют неканоничными?
Потому что изображение Бога Отца противоречит решениям церковных Соборов. Так, святые отцы Седьмого Вселенского Собора постановили: «Почему мы не описываем Отца Господа Иисуса Христа? Потому что мы не видели Eгo. А если бы мы увидели и познали Его, так же как и Сына Его, — то постарались бы описать и живописно изобразить и Его (Отца)…» ( Деяния VII Вселенского Собора, Деяние 4).
Стоглавый Собор, созванный в Москве в 1551 году, давая предписание иконописцам, определил в своем 43‑м правиле принципиальную неизобразимость Божества. Это же подтвердил Большой Московский Собор, собравшийся в 1666–1667 гг. В 43‑й главе деяний этого Собора, которая так и называется «О иконописцах и Саваофе», было дано вполне четкое постановление: «отныне Господа Саваофа образ не писать в нелепых и неприличных видениях, ибо никто Саваофа не видел во плоти, как и живописуется, то есть изображается по плоти, а не по Божеству. Господа Саваофа брадою седа и Единородного Сына во чреве Его писать на иконах и голубь между Ними, зело нелепо и неприлично есть».
Молитва «Символ веры»
В жизни христианской церкви особое значение всегда имел Символ веры – молитва: как емкое содержание того, во что верит Церковь. Символ – изначально то, что держит вместе, объединяет. И Символ веры как раз вмещает те истины, что, как верит Церковь, нужны человеку для наполненности его существования и избавления от греха и духовной погибели.
На русском языке
- Верую в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.
- И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, одного существа с Отцом, Им же все сотворено.
- Ради нас людей и ради нашего спасения сошедшего с небес и принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком.
- Распятого же за нас при Понтийском Пилате, и страдавшего, и погребенного.
- И воскресшего в третий день, согласно Писанию.
- И восшедшего на небеса, и сидящего по правую сторону Отца.
- И снова грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых, Его же Царству не будет конца.
- И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном сопоклоняемого и прославляемого, говорившего через пророков.
- В единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
- Признаю одно крещение для прощения грехов.
- Ожидаю воскресения мертвых.
- И жизни будущего века. Аминь (истинно так).
Зарождение молитвы «Символ веры»
Символ веры зародился как подготовка новообращенных, собирающихся принять крещение. В далекие времена крестились, как правило, уже взрослые люди. Точно так же, как и сегодня, воцерквлялся каждый в результате своего собственного, именно его пути. Так как любое обращение, любое соприкосновение человека с Богом – тайна божественного промысла, открыть завесу которого нам не дозволено. Кто-то ищет Бога, переполнившись несчастьями, попав в беду. Прочие находят Бога, увидев его как свет радости и благодати.
Возникновение веры в душе человека – загадка. Но, тем не менее, вера в Христа – дорога человека к Церкви, к общине верующих во Христа. Именно вера стремится и призывает к объединению верующих, которые как раз своим единением, любовью один к другому показывают свету, что они последователи Христовы.
Жизнь новоуверовавшего, как христианина брала свое начала с его визита к епископу тамошней Церкви, и тот наносил крест на лбу, словно обозначая знак Христа. Человек явился к Богу, уверовал во Христа. Но теперь ему полагается выяснить содержание веры. Он превращается в ученика. Согласно церковным писаниям его начинают оглашать. Так как христианство – не всего лишь чувство, а встреча с Истиной, непростой подвиг принятия ее всецело. Словно человек, у которого страстная любовь к музыке, чтоб играть на инструменте, обязан освоить трудное обучение, аналогично уверовавший во Христа, возлюбивший его, обязан теперь осознать глубину своей веры и то, к чему она призывает.
В канун празднования Пасхи – потому как в ранней Церкви крестили в пасхальную ночь – любой, собирающийся принять крещение торжественно читал слова молитвы «Символ веры», производя «отдачу» его, принимая свое вхождение в единение веры и любви. У любой крупной тамошней церкви – Римской, Антиохийской и так далее, имелся собственный символ веры для крещения. И даже при том, что они были везде выражением единой и неделимой веры, стилистикой и фразеологией, они различались.
Сокровищница молитв к Богу Отцу — Библиотека Конгрегации Кларетинов
Отец милосердный
Вечный Отец, Тебе приношу я
Тебе поклонение и искупление!
Молитва святой Маргариты
Отче наш — святого брата Клауса
К БОГУ ОТЦУ
Отче, только Твоя воля
Драгоценнейшее пожертвование
Каждодневное посвящение
Тихо, моя душа
Твоя воля — только любовь
Отец, благослови и спаси их
Непостижимой любовью Твоей
Отче, Тебе препоручаю себя!
Ежедневное драгоценное пожертвование
Препоручаю себя Тебе
Ты знаешь путь
Молитвенная защита от страха перед будущим
«Если я прошу Бога о помощи…»
Возьми же за руку меня!
Твой повседневный крест
Ради спасения душ наших Отечества
Сердечная родительская просьба
Призывная молитва в час высшего притеснения
Пожертвование ради Непорочного Сердца Марии
Вечером во искупление
Сохрани мне тех, которых люблю!
Отец милосердный
Ты источник всякого блага. Сердце Иисуса, Твоего возлюбленного Сына, нашего Господа и Спасителя, отдаю Тебе с верностью и любовью. На нем всегдашнее величайшее благоволение Твое. Ради Его Пресвятого Сердца прошу Тебя: даруй мне благосклонно живую веру, прочную надежду и глубокую любовь к Тебе и к ближнему, истинное раскаяние во всех грехах моих и твердую волю к тому, чтобы никогда впредь не удручать Тебя! Тогда смогу я всегда жить по благоволению Твоему с великодушием и радостью, исполнять волю Твою и пребывать в любви Твоей до конца дней моих.
Господи Святый, Отче Всемогущий, Боже Вечный, в щедрой доброте Своей и ради любви сына Твоего, Который перенес за меня страдания и смерть, и во внимание к непорочной святости Матери Его и к заслугам всех святых дай мне грешному, совершенно недостойному милости Твоей, чтобы одного Тебя я любил, всегда жаждал Твоей любви, непрерывно ощущал сердцем своим жертвенные страдания Сына Твоего, осознавал убожество свое и желал быть всеми порицаемым и презираемым. Ничто не должно доставлять мне большей боли, чем прегрешения мои! Аминь.
(Св. Бонавентура)
Боже, при достославном Преображении Твоего Единородного Сына Ты подкрепил тайны нашей веры знамением, данным отцам, и с помощью голоса, прозвучавшего из облаков светящихся, чудесным образом указал на наше полноценное усыновление; дозволь же нам приобщиться к благодати этого Царя Славы и когда-нибудь участвовать в торжестве Его через Него, Господа нашего. Аминь.
(Из Миссала)
Вечный Отец, Тебе приношу я
жертву, которую принес Твой возлюбленный Сын Иисус, когда Сам взошел на Крест. Теперь вершит Он ее вновь на этом алтаре. Хочу как подобает преклониться пред Тобою и почтить Тебя. Признаю в Тебе Господа Всевышнего, стоящего надо всем творением; ибо все целиком и полностью зависит от Тебя. Ты первооснова нашего бытия и наша последняя цель. Я хочу поблагодарить Тебя за бесчисленные милости, которые Ты нам даровал. Я хочу умерить Твою справедливость, которая оскорблена столь многими грехами, и молить Тебя о сообразном искуплении. Милость и сострадание хочу я вымолить для меня, для всех угнетенных и опечаленных, для бедных грешников, для целого мира и для душ в чистилище.
(Св. Пий X)
Тебе поклонение и искупление!
Бесконечно милосердный Отче, Тебе поклоняюсь. Дай искупить бесчестие, которое повсюду на земле, во всякий час дня и ночи причиняют Тебе грешники. И прежде всего дозволь мне удовлетворить Тебя за те обиды и прегрешения, которые совершаются в этот час. Приношу Тебе поклонение и покаяние тех душ, которые любят Тебя. Прежде всего посвящаю Тебе вечно сущую жертву Твоего Божественного Сына, который во всем мире и в каждый момент возлагает Себя на алтари наши. Бесконечно добрый и терпеливый Отче! Прими Пречистую Кровь Иисуса во искупление обид человеческих; погаси их долги и яви им милосердие Свое. Аминь.
(Досточтимая служительница Божья, сестра Йозефа Менендес)
Молитва святой Маргариты
Вечный Отец! Тебе посвящаю бесконечное удовлетворение, которое дал справедливости Твоей Иисус на Кресте во имя грешников. Прошу Тебя, зачти достоинство Его Драгоценной Крови во благо всех душ, обремененных виной и грехами смертными. Дай им милость воскресения к жизни и возможность превозносить Тебя вечно.
Вечный Отец, Тебе жертвую жар любви, источаемый Божественным Сердцем Иисуса во искупление холодности и безучастности Твоего избранного народа. Прошу Тебя, ради горячей любви, которая побудила Его принять смерть, вновь даруй их хладным сердцам ревность служения Тебе и зажги в них любовь Твою, чтобы любили Тебя вечно.
Вечный Отец, Тебе жертвую покорность Иисуса воле Твоей и прошу Тебя заслуг Его ради сделать так, чтобы милость Твоя всегда шла во благо, а святая воля Твоя совершенно и во всем исполнялась. — Да восславится Бог!
Отче, только Твоя воля
Тебе печаль моя, о всесвятый и премудрый Отец, печаль о том, что собственная наша воля так глубоко внедрилась в нас и столь часто порождает в нас сопротивление всякому благу и толкает нас ко всякому злу и, что еще хуже, противоречит также Твоей благой и святой воле.
Мы, люди, должны бы, кажется, более других творений подчиняться Тебе и слушаться Тебя. Между тем, мы выделяемся из всех видимых творений своей неблагодарностью и строптивостью, так что готовы утверждать себя вопреки Твоей Божественной воле и даже грешим с радостью.
Отлучи эту нашу собственную волю, первоначало всякого зла, и пусть Твоя Отеческая, совершенная воля исполняется через нас, чтобы мы ненавидели то, что Ты ненавидишь, любили то, что Ты любишь, исполняли то, что Ты заповедуешь, бежали оттого, что противно Тебе, выносили и претерпевали то, чем Ты повседневно нас обременяешь, и, наконец, готовы были во всякое время умереть по Твоей святой воле. Аминь.
(Св. Петр Канизиус)
Отче наш — святого брата Клауса
Отче наш, вечный Податель милосердия, Ты всегда остаешься дорогим, надежным Отцом верящих и послушных детей Твоих. Ты сделал себя слугой и помощником бедных людей на этой земле. Дай же нам отвратиться от грехов наших и быть Твоими послушными детьми. Мы просим Тебя, Отец Небесный, за всех верующих христиан: пусть они благодаря познанию Бога и освящению жизни своей идут угодным Тебе путем, чтобы мы никогда не отделились от Царства Твоего, но чтобы имя Твое святилось нами и в нас во славу Величия Твоего.
Господь Иисус Христос, просим Тебя не о царстве мира сего, которое преходяще и временно, но о Царстве, что длится вечно и где не может быть места для изъянов и ущерба, но возлюбленные Ангелы лицезреют и восхваляют Тебя. Пусть свершится над нами Твоя Божественная воля, которая свята и благословенна во все времена и повсюду: в богатстве, как и в бедности, в горестях, как и в благоденствии, в жизни, как и в час смерти.
Надежный Господь наш, Иисус Христос, просим также, будь милостив к нам и Сам дай нам пищу духовную, чтобы мы оставались едины с Тобою. Прости нам долги наши! Как мы прощаем всех тех, кто причинил нам на земле страдания и беззаконие, так и Ты соблаговоли простить нам все, чем погрешили мы против Твоей Божественной воли и ближних наших.
И поскольку мы, люди, немощны в жизни сей, то защити нас, Отче, от всех вредоносных искушений, от коварства дьявола, от плотских вожделений, от мирской лжи и обмана.
И избавь, Господи Боже, и меня, и всех христиан от злополучия тела и души. Аминь.
Сохрани мне тех, которых люблю!
Сохрани мне их, как собственное мое сердце, в котором я ношу их имена. Обереги их от соблазнов и дай помышлениям их принести плоды, которые восславят имя Твое. Да не тронут печали их души, чтобы остались они крепкими в применении своих сил. Пролей мир на дремы их и даруй им новую радость каждое утро. Пусть насладятся они удовольствиями земными, которые уготовил Ты чистым душам. Введи их однажды в царство Ангелов Твоих, чтобы мы, соединившись в вечном блаженстве любви, славили имя Твое, наш бесконечно благий Отче. Аминь.
Роль Вселенских соборов
В первой половине 4-го столетия в Церкви разгорелись серьезные дискуссии, относительно основного христианского учения о Христе как о Боге. В 20-х годах 4-го века в городе Никее был созван первый Вселенский Собор, и на нем составили общий, одинаковый для всех христиан Символ веры. Через несколько десятков лет, на втором Вселенском соборе, в Константинополе, Символ веры дополнили и дали ему имя Никео-Царьградский, единого для вселенской Церкви. И третий, Вселенский собор, в Ефесе в 30-х годах 5-го столетия провозгласил, что этот символ сохранялся вовеки неприкосновенным, чтобы более он не дополнялся.
С того времени вселенский Символ веры поют либо читают в Церкви на любой литургии. Он – общее для всех непременное выражение Церковью своей веры. И по этой причине любой, кто хочет выяснить, во что верит Церковь, в чем суть христианской веры, какова Истина, передаваемая христианством свету – ответ отыщет в молитве «Символ веры».