В германо-скандинавском пантеоне бог Тюр занимает особое место, ведь есть немало фактов, свидетельствующих о том, что он был известен почти всем народам Северной Европы, и, вероятно, восходит к единому индоевропейскому мифологическому образу. При этом традиционно бог Тюр считается покровителем воинов, он воплощает доблесть и отвагу (что особенно хорошо прослеживается в мифе о Фенрире). Однако подобные атрибуты Тюр получил лишь в средневековье, ранее его образ был неразрывно связан с образом Одина.

Существует версия, согласно которой Тюр был главной пантеона асов до Одина, и тому есть два свидетельства. В «Младшей Эдде» Снории Стурлусона, в части «Язык поэзии», упоминаются следующие кеннинги (образные обозначения) Одина – «Тюр повешенных» и «Тюр победы». Кроме того, неоднократны археологические находки копий, на которых орнаментальные рунические надписи гласят, что эти копья «посвящены мудрому и отважному Тюру». На основании этих находок некоторые исследователи полагают, что даже легендарный Гунгнир Одина ранее мог принадлежать богу Тюру.

Какой силой обладал Бог Тюр из Скандинавии и кем является для Одина

Существует распространенное заблуждение, согласно которому Тюру и Одину приносили жертвы, в частности – повешенных. Относительно того, почему Одина в скальдической поэзии иногда зовут «богом повешенных» подробно сказано в статье о владыке Асгарда. Однако нужно понимать, что не существует ни одного прямого доказательства тому, что этим богам действительно приносились жертвы. Вероятно, подобное утверждение могло возникнуть после прихода христианства на европейский север по ряду очевидных причин.

Бог Тюр

Тюр — в древнескандинавской мифологии бог справедливой войны, воинского долга и чести. Его природа загадочна: по мнению ряда мифологов, Тюр является сыном Одина. Другие скандинавоведы полагают, что Тюр происходит из рода великанов, но добровольно перешел на сторону асов.Бог Тюр в скандинавской мифологии известен, как честный, благородный и мужественный воин. Существует миф о том, как он лишился руки: он вложил ее в качестве залога в пасть Фенриру. В день Рагнарёк он вступит в смертельную схватку с псом Гармом, и, убив врага, тоже погибнет.

Считается, что Тюр — очень древнее божество, и до эпохи викингов его почитали даже больше, чем Одина и Тора.

Происхождение Тюра, интерпретация образа

Относительно происхождения бога Тюра не существует единой общепринятой версии. Дело в том, что в эддических текстах на этот счет существуют разночтения – в одном месте говорится, что Тюр – сын Одина и Фригг, в другом – что он был зачат Одином от безымянной великанши, сестры Хюмира. То есть Тюр либо чистокровный ас, либо наполовину великан (причем именно инеистый, а не йотун, так как Хюмир относится к роду инеистых великанов). Что же касается этимологии имени бога Тюра, то здесь все значительно проще.

Согласно общепринятой версии поздняя форма имени «Tyr» происходит от прагерманской формы «Teiwaz». Аналогичное название носит одна из рун так называемого Старшего Футарка (24-рунный ряд общегерманских рун). Руну Тейваз иногда так и называют, руной Тюр. Однако руну Тюр не стоит путать с «руной великана», Турисаз, ведь не только в их сущности, но даже в названии кроются принципиальные лингвистические различия, которые, однако, позволяют проследить происхождение имени самого Тюра.

Итак, многие формы рунических названий, например, Тейваз («Teiwaz»), Турисаз («Thurisaz»), Воданаз («Wodenaz»), имеют характерное окончание «az», которое, как полагают некоторые лингвисты, является более ранней формой слова «as» или «ass» (в ряде диалектов – «ozz»). В скандинавских языках «ass» значит «бог». В случае с руной Тюр, корень слова «Tei», вероятно, восходит к прагерманской форме «djevs», что значит «небо» или «свет». Несмотря на то, что данная лингвистическая гипотеза не получила абсолютной поддержки и подвергается критике, она достаточно четко прослеживает историю образа Тюра, который изначально действительно мог быть одним из наиболее значимых и наиболее почитаемых древнегерманских богов. Вероятно, бог Тюр действительно покровительствовал небу и всем асам, но позже, когда данная функция перешла к Одину, Тюр стал богом битвы.

В «Младшей Эдде» на этот счет есть хорошее описание «функции» бога Тюра. Высокий (Один) в разговоре с Ганглери рассказывает о том, что есть среди асов тот, «от кого зависит победа в бою». Один называет Тюра самым смелым и отважным из асов, говорит, что именно Тюра призывают воины, идущие в бой. Вместе с тем, согласно речи Высокого, Тюр не только храбр, но и мудр, «ибо Тюром зовут того, кто умнеет всех».

Индоевропейские «корни» Тюра, поздний эддический миф

Какой силой обладал Бог Тюр из Скандинавии и кем является для Одина

Предположительно бог Тюр был известен саксам под именем Тиу и почитался, как «небесный бог». Восточные саксы звали его Сакснот и верили, что род владык Эссекса происходит от этого мифического героя. Древние германцы могли знать Тюра под именем Зиу (или Зио). Существует еще немало гипотетических аналогий между Тюром и другими европейскими богами (вплоть до отождествления Тюра и Марса), но они выглядят надуманными и в действительности не имеют никакой фактологической базы.

Многие исследователи в своих предположениях доходят до того, что приписывают богу Тюру андрогинные черты, связывают его с неким культом богов-близнецов, существование которого, однако, не имеет никаких доказательств, даже косвенных. С другой стороны, версия о том, что Тюр изначально мог выполнять функции Всеотца, выглядит логичной, учитывая вышеприведенные лингвистические гипотезы и реальную близость аналогичных мифологических образов средневековых народов европейского севера. Этот вопрос сохраняет свой дискуссионный статус, что не может не указывать на сложность, неоднозначность и особую значимость образа бога Тюра.

При этом в позднесредневековой Европе Тюр был известен благодаря одному конкретному эпизоду, упоминаемому Снорри Стурлусоном в «Младшей Эдде». Согласно оригинальному мифу (который, по всей видимости, появился достаточно поздно), из всех детей Локи асы отважились принять к себе только Фенрира, огромного и страшного волка. Фенрир рос очень быстро и был невероятно свиреп, только бог Тюр сумел найти со зверем общий язык, он приносил ему пищу и скоро подружился с волком. Но асы боялись Фенрира, они изготовили волшебную цепь Лединг, чтобы пленить волка. Цепь принесли Фенриру и сказали, что не так уж он и силен, если не сумеет порвать ее. Фенрир был уверен в своей силе, влез в Лединг и без труда разорвал ее. Тоже произошло и со второй цепью, Дроми, что была вдвое крепче первой.

Какой силой обладал Бог Тюр из Скандинавии и кем является для Одина

Тогда Скирнир (гонец Фрейра) был послан к черным альвам, чтобы те изготовили самую крепкую цепь в мире. Альвы соединили шесть «сутей» – женскую бороду, птичью слюну, дыхание рыбы, звук кошачьих шагов, жилы медведя и корни гор. Как нетрудно догадаться, речь идет об объектах и явлениях, которых, как полагали древние скандинавы, не существует в природе (точнее – не стало существовать после изготовления альвами той самой цепи). Цепь Глейпнир была тонкой, словно шелковая лента и Фенрир не захотел ее надевать. Волк сказал, что не будет ему никакой славы, если он порвет столь тонкую цепь, но если есть в ней хитрость, то надевать ее ему опасно, ведь тогда он станет уязвим. Он предложил асам, чтобы кто-то из них в залог вложил ему в пасть свою руку. Никто, кроме отважного Тюра, не рискнул выполнить просьбу волка. Фенрир доверял Тюру, поэтому согласился. В итоге, волк не сумел порвать цепь, откусил Тюру руку и был погружен асами под землю до Рагнарека.

Анализ образа Тюра, руна Тюр, другие мифы

Так бог Тюр получил свои знаменитые кеннинги – «однорукий» и «отважный». При этом во время Рагнарека Тюру и Фенриру, который возненавидел аса, не удастся встретиться в бою. Тюр сразится с адским псом Гармом и они убьют друг друга. Хотя здесь стоит обратить внимание на тот факт, что Гарм по одной из версий является воплощением Фенрира, возникшим в результате более поздних или диалектных интерпретаций оригинального мифа.

Сущность образа бога Тюра наглядно демонстрирует традиционная трактовка одноименной руны. Значение руны Тюр (Тейваз) сводится к понятиям – воин, стрела, победа. Руна Тюр также считается руной мужчины (тогда как Беркана – явно женская руна), отчасти воплощая в себе фаллическую эмблематику. Это активный, динамичный принцип, меняющий действительность. В большинстве раскладов руна Тюр указывает на верное направление, достижение задуманного, защиту и покровительство.

В тоже время руну Тейваз, как и самого Тюра, часто ассоциируют с Полярной звездой. Дело в том, что в знаменитой «Англосаксонской рунической поэме» (X век) говорится о том, что «бог Тюр всегда в пути над тьмою ночи и подвести не может он». Вероятно, этот фрагмент действительно может служить прямой отсылкой к Полярной звезде, по которой ориентировались скандинавские мореплаватели. И это вновь возвращает нас к образу главного небесного бога.

Также стоит упомянуть, что в песни «Перебранка Локи» из «Старшей Эдды» бог хитрости говорит Тюру: «Молчи, ибо жена твоя от меня родила!» Многие исследователи уверены: речь в этих строках идет о том, что великанша Ангрбода, первая жена Локи, изначально принадлежала богу Тюру. Причем, вероятно, у них даже могли быть дети, и некоторые скандинавоведы полагают, что именно Фенрир является сыном Тюра и Ангрбоды. Это объясняет тот факт, что только Тюр мог кормить волка, пока он жил в Асгарде.

Так или иначе, но нет никаких сомнений относительно того, что Тюр – один из важнейших героев скандинавского эпоса. Особое значение здесь имеет тот факт, что, по всей видимости, поздние мифы о нем не соответствуют изначальному образу. Причина этого несоответствия нам неизвестна, но это вовсе не значит, что с течением времени исследователи не смогут понять сущность метаморфоз, произошедших с Тюром в эпосе и мифологии. Это яркий, положительный персонаж, бог победы, доблести и мудрости. Фактически – апофеоз настоящего мужчины.

P.S. Считается, что день Тюра – вторник, так как английское слово «Tuesday» вполне вероятно произошло от норвежского «Tysdag», которое в свою очередь восходит к форме «Tyr».

Мифы и легенды

По мифам легендарное копье Одина могло изначально принадлежать Тюру. У викингов существовал обычай — перед началом рукопашного боя забрасывать копья за спины противников, а также последние археологические находки великолепно орнаментированных копий, посвящённых «мудрому и самому смелому богу» Тюру.

Один из самых известных мифов о Тюре связан с ужасным Фенриром. Это чудовище было настолько сильным, что боги были вынуждены посадить его на цепь. Обычные цепи не удерживали зверя. Чтобы волка сдержать были сделаны волшебные цепи. Но надеть на чудище кандалы не удавалось никому, тогда Тюру пришлось в знак доверия положить ему в пасть свою правую руку.

Какой силой обладал Бог Тюр из Скандинавии и кем является для Одина

Волк Фенрир и бог Тюр

Когда волк понял, что не в силах порвать узы, он откусил руку, а боги долго смеялись над страданиями Тюра. Понижение Тюра в иерархии богов может быть связано именно с увечьем. Подобные случаи также приводятся и в мифологии других народов.

Скандинавский бог Тюр видео:

Мифы о Тюре

Тюр кладет руку в пасть Фенриру. Рисунок Джона Бауэра, 1911 год.Согласно оригинальному мифу, который, по всей видимости, появился достаточно поздно, из всех детей Локи асы отважились принять к себе только Фенрира, огромного и страшного волка, который по сути был хтоническим чудовищем.

Фенрир рос очень быстро, и был невероятно свиреп. Только бог Тюр смог найти со зверем общий язык: он приносил ему пищу. Так Тюр обрел свирепого, кровожадного друга.

И все-таки, асы продолжали бояться Фенрира. Они изготовили волшебную цепь Лендинг, чтобы пленить его. Цепь принесли Фенриру, и сказали, что не так уж он и силен, если не сумеет порвать ее.

Фенрир был уверен в своей силе. Он влез в Лендинг и без труда разорвал ее. То же произошло и со второй цепью, которая была вдвое крепче первой.

Асы не знали, что им делать, но Фрейр послал своего гонца к черным альвам, чтобы те изготовили самую крепкую цепь в мире. При этом альвы соединили шесть сутей — женскую бороду, птичью слюну, дыхание рыбы, звук кошачьих шагов, жилы медведя и корни гор. Как нетрудно догадаться, речь идет об объектах и явлениях, которых, как полагали древние скандинавы, не существует в природе. Точнее, не стало существовать после изготовления альвами той самой цепи.

Цепь Глейпнир была тонкой, словно шелковая лента, и Фенрир не захотел ее надевать. Волк заявил, что не будет ему никакой славы, если он порвет столь тонкую цепь. Но если в ней есть хитрость, то надевать ее ему опасно, ведь тогда он станет уязвим.

Фенрир предложил асам, чтобы кто-нибудь из них в залог вложил ему в пасть свою руку. Никто, кроме отважного Тюра, не рискнул выполнить просьбу волка. Фенрир доверял Тюру, и поэтому согласился. В итоге волк не сумел порвать цепь, откусил своему бывшему другу руку и был погружен асами под землю до наступления Рагнарёка.

Во время великой битвы богов Тюр не встретится с Фенриром: с волком будет бороться Один и его сын, бог мщения, Видар, который и убьет чудовище.

Богу Тюру выпадет битва с псом Гармом, который был практически альтернативой древнегреческого Цербера: также, как и греческий “коллега”, Гарм охраняет врата в мир мертвых. Сам Один называл его лучшим псом и лучшим сторожем. Но все равно в день Рангарёка он выступит против богов. В поединке Тюр и Гарм погибнут вместе…

Можно сказать, что Тюр был одним из сильнейших асов: он с одной рукой мог противостоять против таких страшных чудовищ, как Гарм.

Значение слова тюр

Какой силой обладал Бог Тюр из Скандинавии и кем является для Одина

ТЮР (Тиу), в германо-скандинавской мифологии бог-хранитель воинских правил, покровитель военских собраний и поединков; у саксов и англов обозначался как Сакснот. В генезисе Тюр— индоевропейский бог, этимологически соответствующий Дьяусу — Зевсу. Первоначально Тюр был богом неба, сравнивался с Марсом, что указывает на его военные функции. В «Младшей Эдде» говорится, что Тюр мудрый и самый смелый, его призывают в бою и поединках; один из кеннингов Тюр— «бог битвы».В мифе об обуздании богами чудовища-волка Фенрира («Младшая Эдда*) Тюр в подтверждение того,что надетая богами на Фенрира цепь не принесёт ему вреда, кладёт в пасть волку свою правую руку, которую Фенрир сразу же откусывает (отсюда эпитет Тюра— «однорукий»). В мифе о походе Тора к великану Хюмиру за котлом для пива Тюр сопровождает Тора и назван сыном Хюмира (в других источниках он, как все основные асы, считается сыном Одина). В последней битве перед концом мира (см. Рагнарёк) Тюр сражается с демонским псом Гармом, и они убивают друг друга. В скандинавской мифологии Один, несомненно, очень потеснил Тюра и как небесного, и как военного бога, но если Один — бог военной магии, то Тюр сохранил функции, связанные с военным правовым обычаем. Тиу — Тюра иногда отождествляют с германским божеством Ирмином. Близким аналогом Тюра является кельтский бог Нуаду, также вооружённый мечом и однорукий. Е. М.

Кто такой Тюр

Тюр. Рисунок Лоренца Фрелиха, 1895 год.Бог Тюр — в древнескандинавской мифологии бог справедливой войны. В глубокой древности, вероятно, он был также богом неба, и его функции были близки функциям древнегреческого Зевса. Нередко Тюра называли богом битвы.

Также скандинавский бог Тюр является хранителем правил и законов военной юриспруденции, и покровителем сражений.

Вот, что говорит об этом божестве книга “Младшая Эдда. ВИДЕНИЕ ГЮЛЬВИ”:

“Высокий отвечает: «Есть еще ас по имени Тюр. Он самый отважный и смелый, и от него зависит победа в бою. Его хорошо призывать храбрым мужам. Смелый, как Тюр, называют того, кто всех одолевает и не ведает страха. Он к тому же умен, так что мудрый, как Тюр, называют того, кто всех умнее. Вот пример его отваги. Когда асы занимали Фенрира Волка, чтобы надеть на него путы Глейпнир, тот не поверил, что его выпустят, пока ему в пасть не положили как залог руку Тюра. А когда асы не захотели отпустить его, он откусил руку в том месте, которое называется теперь волчий сустав. И потому Тюр однорукий, и не зовут его миротворцем.”

Во времена викингов Один оттеснил и Тюра и Тора, и занял главенствующую позицию.

Один из знаков божества.День Тюра — вторник. Жена Тюра — Зиса, богиня земледелия и плодородия, символом которой был полумесяц и серп. О ней практически ничего неизвестно. Известно то, что этому богу, как и Одину, подчинялись прекрасные валькирии, которые кружили над ратным полем, выискивая достойных мужей, которые после смерти попадали в чертоги Одина. Говорилось, что именно Тюр указывал, какие именно герои достойны того, чтобы жить в Вальхалле и участвовать в последней битве богов.

По мнению древних жителей Северной Европы, Тюр, чье имя ассоциировалось со смелостью и мудростью, руководил белокурыми девами- валькириями, помощницами Одина. Считалось, что именно Тюр выбирал воинов, которые должны были быть перенесены в Вальхаллу, и в последней битве прийти на помощь богам.

Тюр в мифологии скандинавов — однорукий бог. Это увечье было не менее символичным для богов, чем кривизна Одина. Тюр был не просто самым храбрым из всех асов. Согласно древнейшим источникам, Тюр страж правосудия. Именно это божество нужно было молить о даровании победы, что и делали древние саксы и другие германцы на северном континенте.

Тюр лишился руки на фоне победы над Фенриром. Эта победа, достигнутая при посредстве магии и обмана, не была вполне справедливой. Поэтому, как свидетельствует Снорри Стурлусон, Тюра никогда не называли миротворцем. Там, где бог права лишен правой руки — а представление о правде, о праве и о правой стороне (правой руке, которую поднимали при клятве) тесно взаимосвязаны в древнем законодательстве — не может быть никакого справедливого и вечного мира. И асы прекрасно знали это — и со страхом ожидали своей судьбы — Рагнарёка.

В одной из песен “Эдды” говорится о том, что Тюр не был сыном Одина. Считается, что он был потомком мудрых великанов, живших на краю света. Эти великаны полностью перешли на сторону асов, и Тюр стал первейшим их сторонником.

Тюр и Локи

Какой силой обладал Бог Тюр из Скандинавии и кем является для Одина

Перебранка Локи. Иллюстрация Лоренца Фрёлиха 1895 год.Бог Тюр и Локи никогда особо не соприкасались. В открытую конфронтацию они вступили только на пиру Эгира, что произошло после смерти Бальдра.

Тюр вступился за честь Фрейра, но Локи напомнил ему, чем закончилась его попытка примирить врагов: чудовищный волк отгрыз ему руку. Но Фенрир находится в неволе — напомнил Тюр, и порождению Локи там очень тяжко. Последнее слово все-таки осталось за злоречивым асом. Вот как написано об этом в книге “Перебранка Локи”:

“Ты, Тюр, молчи!

От меня родила

жена твоя сына;

за бесчестье с тобой

я не расчелся —

стерпел ты, презренный!”

Локи утверждает, что жена Тюра (о ней практически ничего неизвестно) родила от Локи сына, и Тюр не расчелся за бесчестье. Искренен ли был Локи, или врал, по своему обычаю — одному Одину известно…

Бог Тюр

Верховным богом северной семьи, пантеона северных богов, изначально был бог Тюр. Когда боги затевали проект по формированию цивилизации, основой основ любого закона и любого правила выживания как богов, так и людей, и любого другого существа в этом мире, устанавливался закон доблести и чести. И Тюр, как никто другой, в большей степени, отражал эту функцию. Именно через этот принцип он руководил всеми.

Волк Фенрир — ужасное существо, хотя, когда он был волчонком, он был достаточно мил, настолько мил, что боги взяли его к себе в Асгард.

Рос он, говорят, не по дням, а по часам. Единственный кто его осмеливался кормить был верховный бог Тюр, славившийся своей храбростью и неоднозначностью, и как верховный бог нёс ответственность за всё.

Что-то случилось с богами, — в их сердце забрёл страх. Волчонок, который был по-прежнему добр к богам, начинал с каждым днем пугать их всё больше, и они решили его связать.

Волк был не глуп и говорит: «Я знаю, что вы меня обманете. Я вам не верю, оставьте залог». Никто не рискнул и это был вынужден сделать Тюр, понимая, что они обманывают волка, но это единственное, что может его сдержать. И что может сдержать воплощенное зло от поглощения системы.

Какой силой обладал Бог Тюр из Скандинавии и кем является для Одина

Бог Тюр лишается руки, потому что Фенрир не сумел порвать путы, а по закону увеченный бог — клятвопреступник, не может выполнять функцию правителя и как лидер несёт ответственность за всех. Если бы боги формировали цивилизацию, которая строилась бы на основе хитрости (добиваться своего любой ценой), то Тюр не лишился бы своего статуса и руку бы не положил, а положил, например, бревно, как это делалось в некоторых сказках. Но Тюр проводит совсем другую политику, он говорит: «Доблесть и честь — должны формировать жизнь во всех мирах, а значит я не имею права солгать. Если я дал клятву и нарушил её, то вынужден уйти с этой должности». Так бог Один стал верховным богом.

Культ и некоторые научные теории

Отчасти из-за этимологии имени бога войны Тюра в скандинавской мифологии ученые предполагают, что он когда- то играл гораздо более значительную роль в жизни германских народов.

Так как считалось, что Тюр был покровителем меча, в древности многие скандинавские и германские племена считали необходимой гравировку его имени — или его руны на лезвии каждого меча, клинка, кинжала или наконечника стрелы. Этот обычай описан в эддических текстах и сагах. Он считался обязательным для тех, кто хотел одержать победу.

Поклонение богу Тюру осуществлялось на обширной территории, которую населяли народы скандинавских и германских племен.

Вот, что пишет Корнелий Тацит в своей книге “О ПРОИСХОЖДЕНИИ ГЕРМАНЦЕВ И МЕСТОПОЛОЖЕНИИ ГЕРМАНИИ.”:

“Из богов они боль­ше все­го чтят Мер­ку­рия и счи­та­ют долж­ным при­но­сить ему по извест­ным дням в жерт­ву так­же людей. Гер­ку­ле­са и Мар­са они уми­ло­стив­ля­ют закла­ни­я­ми обре­кае­мых им в жерт­ву живот­ных [Тацит назы­ва­ет гер­ман­ских богов рим­ски­ми име­на­ми: Вота­на — Мер­ку­ри­ем, Дона­ра — Гер­ку­ле­сом, Циу — Мар­сом, так как рим­ская и гер­ман­ская мифо­ло­гии наде­ля­ли их сход­ны­ми чер­та­ми и сход­ны­ми атри­бу­та­ми.]”

Упоминания об этом божестве в древнескандинавских текстах достаточно скудные. Вот, например, что написано о нем в книге “Старшая Эдда. Речи Сигрдривы”:

“Руны победы должен ты познать,

если ты победы желаешь,

и вырежи на рукояти меча,

некоторые в канавке на лезвии,

некоторые на плоскости лезвия,

и пометь именем Тюра.”

Некоторые ученые предполагают, что выдающийся бог Один мог подняться над Тюром в доисторические времена.

Отдельно хочется затронуть тему человеческих жертвоприношений, которые практиковали некоторые жрецы. Например, это было принято у франков, да и у других племен северо-западной Европы.

Для солнечных богов, а к ним относятся северные божества, жизнь человека была священна. Однако нужно понимать, что не существует ни одного прямого доказательства того, что этим богам действительно приносились жертвы.

Считается, что копье Одина, всегда попадающее в цель, некогда могло принадлежать Тюру. Об этом может говорить обычай викингов: перед началом рукопашной схватки они забрасывали копья з спины противников. Более того, последние археологические находки обнаружили на копьях орнаменты, посвященные Тюру — самому мудрому и смелому богу древних скандинавов.