Говорят, что буддизм – одна из первых мировых религий. Но сами буддисты считают это учение не религией, а скорее наукой о сознании человека, которая изучает причины страданий и способы освобождения от них.

Мне тоже ближе мнение, что буддизм это скорее философия или наука, в которой нет готовых ответов, и каждый человек сам является исследователем своего ума, сознания и в целом самого себя. И в процессе изучения себя, человек находит истинное непоколебимое счастье и внутреннюю свободу. Основной инструмент исследования своего ума в буддизме это медитация. Все видели изображения медитирующего Будды сидящем в позе лотоса с прикрытыми глазами. Для того, чтобы заниматься такой практикой необязательно быть последователем буддизма, становиться монахом и идти в храм. Подробнее об это можно узнать в статье медитация для начинающих в домашних условиях.

Кто такой Будда и как ему удалось организовать 4-ю по популярности в мире религию

Буддийский путь можно описать следующим образом:

  • Вести нравственную жизнь
  • Быть внимательным и осознавать свои мысли, чувства и действия
  • Развивать мудрость, понимание и сострадание

Содержание

Как мне может помочь буддизм?

Буддизм объясняет цель жизни, он объясняет очевидную несправедливость и неравенство во всем мире. Буддизм предоставляет практические инструкции и образ жизни, который ведет к истинному счастью, а также к материальному процветанию.

Как же буддизм объясняет несправедливость мира? Почему один человек может иметь в тысячу раз больше благ, чем миллионы других людей? Говоря, что в буддизме объясняется эта несправедливость, я немного схитрил, потому что в этом духовном учении, такого понятия как несправедливость не существует.

Буддизм утверждает, что внешний мир это что-то вроде иллюзии, причем эта иллюзия индивидуальна для каждого человека. И создается эта иллюзорная реальность самим человеческим умом. То есть то, что вы видите в окружающем мире – это отражение вашего ума. Что вы носите в своем уме, то и видите в отражении, разве это не справедливо? И самое главное, что у каждого человека есть полная свобода выбирать, чем наполнить свой ум.

Вы, наверное, подумали, что это знание можно использовать, чтобы изменить свою реальность, осуществить все свои желания и стать счастливым? Можно, но буддизм учит не этому.

Желания человека бесконечны, и достижение желаемого не принесет настоящего счастья. Дело в том, что желание – это внутреннее состояние человека, и, надо сказать, это состояние доставляет страдания. Когда же человек получает желаемое, это состояние никуда не исчезает. Просто тут же находится новый объект желания, и мы продолжаем страдать.

Истинное же счастье, согласно буддизму, достигается не изменением того, что вы носите в своем уме, а освобождением ума от всех предрасположенностей.

Если сравнить ум с кинопленкой, то вы можете выбрать какой фильм смотреть: грустный с плохим концом или легкий с хеппиендом. Но истинное счастье – это вообще не смотреть фильм, так как фильм – это заранее запрограммированная предрасположенность.

Предрасположенности ума это как раз и есть то его наполнение, которое отражаясь словно в зеркале, создает реальность человека. Это также можно представить в виде записанной в уме программы, которая воспроизводится и создает реальность.

Эта программа в буддизме называется кармой, а предрасположенности также называют отпечатками в уме или санскарой.

Кто такой Будда и как ему удалось организовать 4-ю по популярности в мире религию

Отпечатки в своем уме создаем мы сами, реагируя на внешние события. Заметьте, что когда вы злитесь, в вашем теле появляется как бы отпечаток этой эмоции, когда вы благодарны это уже совсем другой по ощущениям отпечаток. Вот эти телесные отпечатки ваших реакций и будут причиной событий, которые произойдут с вами в будущем.

И вы уже поняли, что все, что в настоящий момент происходит вокруг вас – это результат ваших прошлых отпечатков. И эти события стараются вызвать в вас те же эмоции, которые стали их причиной.

Этот закон в буддизме называется законом причины и следствия.

Поэтому любая реакция на внешние события (ведана) становится причиной, которая приведет к событию в будущем, которое снова вызовет в вас ту же реакцию. Вот такой замкнутый круг. Такой причинно-следственный круговорот называется в буддизме колесом сансары.

И этот круг можно разорвать только осознанностью. Если с вами произошла неприятная ситуация, вы автоматически реагируете так, как привыкли, тем самым создавая еще одну такую ситуацию в будущем. Этот автоматизм – главный враг осознанности. Только, когда вы осознанно выбираете свои реакции на все происходящее, вы разрываете этот круг и выходите из него. Поэтому реагируя на любую ситуацию с благодарностью, как бы это не противоречило логике ума, вы наполняете свой ум хорошими благими отпечатками и формируете совершенно новую, более качественную реальность в своем будущем.

Но я еще раз повторю, что цель буддизма не только создавать благоприятные отпечатки в уме, а в принципе освободиться от любых программ и предрасположенностей, как плохих, так и хороших.

Эгоизм — причина всех страданий

Буддизм учит, что все страдания происходят от ложной концепции «Я». Да, существование отдельного Я это всего лишь очередная концепция, созданная в уме. И именно это Я, которое в западной в психологии называют Эго и страдает.

Любые страдания могут проистекать только от привязанности человека к самому себе, своему эго и себялюбия.

То, что делает буддийский Мастер — разрушает это ложное Эго, избавляя ученика от страданий. И это обычно больно и страшно. Зато действенно.

Кто такой Будда и как ему удалось организовать 4-ю по популярности в мире религию

Наверное, одна из самых известных практик для избавления от эгоизма это тонглен. Для ее выполнения нужно представить перед собой знакомого человека и с каждым вдохом мысленно втягивать в себя, в район солнечного сплетения, все его страдания и боли в виде черного облака. А с каждым выдохом отдавать все свое счастье и все самое лучшее, что у вас есть или то, что вы бы хотели иметь. Представьте свою близкую подругу (если вы женщина) и мысленно отдайте ей все, что вы хотите сами для себя: много денег, лучшего мужчину, талантливых детей и т.д. А себе заберите все ее страдания. Еще эффективнее выполнять эту практику со своими врагами.

Практикуйте тонглен два раза в день утром и вечером в течение 5-10 минут 3 недели. И вы увидите результат.

Практика тонглен это то, что даст вам позитивные отпечатки в уме, которые через некоторое время придут к вам в виде того от чего отказались и отдали другому человеку.

Что такое реакции в буддизме

Представьте, что вас предал близкий человек. Это вызывает в вас злость, обиду, гнев. Но подумайте, обязаны ли вы испытывать эти чувства? Вопрос не в том, можете ли вы в этот момент испытывать что-то другое, например, благодарность. Но чисто теоретически возможен же такой вариант? Нет такого закона, согласно которому вы обязательно должны чувствовать в этой ситуации обиду или гнев. Вы сами делаете выбор.

Мы реагируем на происходящие ситуации негативными эмоциями только потому, что находимся в неведении. Мы путаем причину и следствие, меняем их местами, считая, что ситуации вызывают в нас чувства. На самом деле чувства вызывают ситуации, а ситуации только стремятся вызвать в нас те же чувства, которые стали их причиной. Но мы не обязаны на них реагировать так, как они этого хотят. Мы сами можем делать свой осознанный духовный выбор.

Мир полностью отражает наши чувства.

Мы этого не видим только потому, что отражение это происходит с задержкой во времени. То есть ваша сегодняшняя реальность – это отражение прошлых чувств. Какой смысл реагировать на прошлое? Это ли не самая большая глупость человека, находящегося в неведении? Оставим этот вопрос открытым и плавно перейдем к следующему основополагающему принципу буддийской философии.

Кто такой Будда и как ему удалось организовать 4-ю по популярности в мире религию

Открытый ум

Я не зря предложил оставить вопрос из прошлой части открытым. В одной из самых распространенных форм буддизма – дзен-буддизме не принято создавать концепции ума. Почувствуйте разницу между рассуждением и размышлением.

У рассуждения всегда есть логическое завершение – готовый ответ. Если вы любите рассуждать и иметь ответ на любой вопрос, вы умник, которому до осознанности еще расти и расти.

Размышление – это состояние открытого ума. Вы размышляете над вопросом, но сознательно не приходите к логическому завершенному ответу, оставляя вопрос открытым. Это своего рода медитация. Такая медитация развивает осознанность и способствует быстрому росту сознания человека.

В дзен-буддизме есть даже специальные задачи-вопросы для медитативного размышления, которые называются коаны. Если когда-нибудь буддийский мастер задаст вам такую задачу-коан, не спешите с умным видом отвечать на нее, а не то можно получить бамбуковой палкой по голове. Коан это загадка без решения, она создана, чтобы размышлять, а не для того, чтобы умничать.

Если вы решили последовать дзен-буддизму, можете закрывать эту статью и отбросить любые другие готовые ответы на свои вечные вопросы. Как-никак, я здесь тоже занимаюсь построением концепций. Хорошо это или плохо?

Безоценочное восприятие в буддизме

Так хорошо это или плохо? Как вы ответили на вопрос из прошлой главы?

А вот буддист никак бы не ответил. Потому что безоценочное восприятие – еще один краеугольный камень буддизма.

Согласно буддизму такие оценки как «хорошо» и «плохо», «добро» и «зло» и любые двойственности существуют только в уме человека и являются иллюзией.

Если на черной стене нарисовать черную точку, вы ее не увидите. Если на белой стене нарисовать белую точку, вы ее тоже не увидите. Можно увидеть белую точку на черной стене и наоборот только потому, что существует противоположность. Также не существует добра без зла и зла не существует без добра. И любые противоположности являются частями одного целого.

Создавая в своем уме любую оценку, например «хорошо», вы тут же создаете ее противоположность в своем же уме, а иначе как бы вы различили это ваше «хорошо»?

Как практиковать буддизм: осознанность

Кто такой Будда и как ему удалось организовать 4-ю по популярности в мире религию

Осознанность – это основная практика буддизма. Можно подобно Будде сидеть в медитации много лет. Но для этого нужно уйти в монастырь и отречься от светской жизни. Этот путь вряд ли подходит нам, обычным людям.

К счастью, чтобы практиковать осознанность совсем не нужно сидеть под баньяновым деревом.

Осознанность можно практиковать в повседневной жизни. Для этого нужно беспристрастно и внимательно наблюдать за происходящим в настоящий момент.

Если вы внимательно читали статью, то вы уже понимаете, что тот настоящий момент о котором говорят все Мастера это не то, что происходит вокруг вас. Настоящий момент – это то, что происходит внутри вас. Ваши реакции. И в первую очередь, ваши телесные ощущения.

Ведь в зеркале мира отражаются именно телесные ощущения – они создают отпечатки в вашем уме.

Итак, будьте осознанными. Находитесь вниманием в настоящем моменте, здесь и сейчас.

И внимательно беспристрастно наблюдайте:

  • Телесные ощущения и эмоции – реакции на происходящее во внешнем мире.
  • Мысли. Буддизм учит, что мысли это не вы. Мысли это такие же события «внешнего мира», но которые происходят в вашем уме. То есть мысли это тоже предрасположенности, которые также оставляют свои отпечатки. Вы не можете выбирать свои мысли, мысли появляются из ниоткуда сами по себе. Но вы можете выбирать свои реакции на них.
  • Окружающее пространство. Помимо «настоящего» момента также нужно очень чутко осознавать все пространство вокруг вас, быть внимательным к людям и к природе. Но держите все органы чувств под контролем, не позволяя им влиять на свое внутреннее состояние.

Значение Будды

Будда означает «просвещённый» на санскрите, древний священный язык Индии. Будда — это титул, который дан буддийскому мастеру или всем просвещённым, достигшим духовной реализации буддизма.

Биография Будды

Примером Будды был Сиддхартха Гаутама, который родился около 556 г. до н. э. в Капилавасту, столице небольшого королевства недалеко от Гималаев на нынешней непальской границе.

Сын короля Судодано, Сиддхартха был воспитан, чтобы стать военным и наследником престола своего отца.

Сиддхартха учился у лучших наставников, занимался спортом, единоборствами и был одарён непревзойдённым интеллектом. Его жизнь была полна роскоши и комфорта, но когда он покидал дворец и сталкивался с бедностью, болезнями и смертью, он чувствовал беспокойство и пытался понять страдания людей.

Учение Будды

Вопреки желаниям своего отца, в 29 лет Сиддхартха решил покинуть дворец. Его цель состояла в том, чтобы искать знания, которые освобождают человека от страданий и дают покой. В течение 6 лет Сиддхартха путешествовал по стране за духовными учителями в поиске практики медитации.

Он стал учеником аскетов, которые верили, что воздержание от психологических и физических удовольствий — это способ найти развитие и эмоциональный баланс. Сиддхартха дисциплинированно практиковал аскетизм на протяжении 6 лет.

Аскетизм проповедовал суровые посты и во время одного из этих периодов без еды Сиддхартха пошёл очищаться на реку и потерял сознание. Одна женщина предложила ему еду, и его коллеги-аскеты, увидев как Сиддхартха ел, решили, что он предал свои принципы и бросили его.

Сиддхартха отправился один в новую фазу медитации в поисках духовного возвышения. Однажды, после купания в реке Нираньяна, Сиддхартха сел под фиговым деревом и стал глубоко медитировать. Считается, что он промедитировал в течение нескольких дней.

Кто такой Будда и как ему удалось организовать 4-ю по популярности в мире религию

Иллюстрация Будды во время медитации

Эта медитация привела его к просветлению, открытию истины, и с тех пор он называл себя Буддой — тем, кто проснулся от сна невежества, кто стал просветлённым.

В то время Будде было 35 лет и он посвятил всю оставшуюся жизнь тому, чтобы донести свои знания до других, которые, как и он, искали просветления. Учения, которые Будда получил на этом пути, были организованы в Четырёх благородных истинах (или четыре истины Святого).

Четыре благородные истины

  1. Истина о страдании: страдание является неотъемлемой частью жизни.
  2. Истина о возникновении страдания: источник страдания находится в нашем уме, в привязанностях и желаниях, которые мы имеем в жизни.
  3. Истина о прекращении страдания: страдание может быть прекращено, если достигается повышенное состояние сознания и отрешённости — нирвана. Это состояние достигается посредством медитации.
  4. Истина о восьмеричном пути, ведущем к прекращению страдания: этот набор истин — путь, который ведёт к концу страдания и называется восьмеричным путём. Этот путь — поиск баланса в жизни, без позитивного или негативного экстремизма.

Буддийские учения о восьмеричном пути:

  • правильное понимание: понимание жизни как она есть, согласно четырём благородным истинам;
  • правильное мышление: основываясь на правильном понимании, мышление будет свободно от гнева, жадности и невежества;
  • правильная речь: речь, которая не является высокомерной, клеветнической или горькой;
  • правильные действия: правильно питаться, спать, заниматься спортом и работать;
  • правильный способ жизни: отсутствие работы, которая нарушает принципы буддизма;
  • правильное усилие: усилие стать мудрее, духовно развиваться;
  • правильное внимание: обращать внимание на учения Будды и не позволять уму обращать внимание на гнев и невежество;
  • правильная концентрация: сосредоточиться на мире и спокойствии, которые обеспечены буддийской мудростью и медитацией.

Развитие учения

Появившись в Древней Индии и растекаясь по Востоку, буддийская мысль за все время существования была свидетелем многих событий и вынесла разные перипетии истории: возникновение в Индии индуизма, набеги арийцев, притеснение со стороны мусульман, установление могущественной империи Моголов, современное время с его глобализацией.

Однако дхарма продолжает распространяться по миру – сегодня насчитывается порядка 500 миллионов приверженцев.

В основном это, конечно, юг, юго-восток Азии и дальневосточные регионы: тайские, бутанские, вьетнамские, китайские (особенно тибетские), японские, камбоджийские, лаосские, корейские, шри-ланкийские, мьянманские, непальские, монгольские территории.

В Индии, которая является родиной буддизма, с распространением индуизма учение утратило свое значение – здесь его исповедуют менее одного процента всего населения.

Буддийских взглядов традиционно придерживаются также некоторые национальные республики в России: Калмыкия, Тува, Бурятия, часть алтайских районов. Минуя их, мысль движется все глубже на Запад: в Москву, Санкт-Петербург, в европейские страны и на американский континент.

Кто такой Будда и как ему удалось организовать 4-ю по популярности в мире религию

Главные постулаты

Основные идеи буддийского учения сводятся к трем понятиям:

  • Сансара – колесо перерождений, череда перевоплощений, в ходе которых люди и все живые существа после смерти реинкарнируют в новом мире, воплощаясь в другом теле.
  • Карма – правило причинно-следственной связи. Согласно ему все наши поступки – плохие или хорошие – найдут отражение в будущем и приведут к последствиям. Благие помыслы, действия повлекут за собой благоприятные последствия. Совершив какое-либо злодеяние, человек непременно почувствует на себе следствие кармы. Ее действие распространяется и на следующие воплощения – если вести себя достойно по меркам буддизма, в будущей жизни можно переродиться в более высших мирах.
  • Нирвана – цель любого буддиста, состояние освобождения от страданий, когда человеку удается вырваться из колеса сансары. Достичь нирваны можно путем постоянного духовного роста, медитаций, размышлений, избавления от привязанностей к благам человечества.

Кто такой Будда и как ему удалось организовать 4-ю по популярности в мире религию

Кроме того, существует понятие «дукха». Оно отождествляется с негативными чувствами: страхом, болью, неудовлетворенностью, гневом, тревогой, алчностью – говоря обобщенно, это страдания. С понятием дукха связаны Четыре благородные истины, которые считаются основой буддистского пути:

  1. Есть дукха – страдание.
  2. У каждого страдания причина, которая выражается в привязанности, зависимости.
  3. Есть тропа, которая избавляет от страданий и ведет к нирване.
  4. Эта тропа – Восьмеричный путь.

Восьмеричный путь предполагает правильное:

  • понимание – осознание того, что в жизни есть страдания и привязанности;
  • намерения – стремление преодолеть страдания, встав на истинный путь и преодолев собственные пороки;
  • речь – соблюдение чистоты слов;
  • поступки – действия, которые приносят только благо;
  • образ жизни – привычки, которые соответствуют поведению буддиста;
  • усилие – стремление достичь истины, сеять добро и отречься от зла;
  • мысли – чистота помыслов, отказ от грубых, алчных, похотливых идей;
  • сосредоточенность – нацеленность на результат, постоянная духовная работа.

Этапы Восьмеричного пути нужно постигать не по очереди, а все вместе, в комплексе – они неразрывно связаны друг с другом и ведут к освобождению.

Мы видим, что ступени Восьмеричного пути помогают постигать мудрость, воспитывают нравственное поведение и тренируют ум. Будда завещал, что в соблюдении этих основ не нужно бросаться в крайности от полной аскезы до пресыщенной роскошью жизни, нужно найти «золотую середину» – это правило Шакьямуни называл Срединным путем.

Кто такой Будда и как ему удалось организовать 4-ю по популярности в мире религию

Достичь нирваны невозможно без постоянного духовного очищения, практик медитации и соблюдения главных заповедей.

Последние предписывают:

  1. Не причинять другим живым существам зла и актов насилия – это так называемое правило ахимсы.
  2. Не воровать и не присваивать чужого.
  3. Не прелюбодействовать.
  4. Не лгать никому.
  5. Не употреблять алкоголь, наркотики и другие одурманивающие вещества.

Священные писания в буддийской философии называются сутрами. В разных направлениях почитаются разные сутры, но суть дхармы полно изложена в Палийском каноне, который называется «Трипитака».

Кто такой Будда и как ему удалось организовать 4-ю по популярности в мире религию

«Трипитака» состоит из нескольких томов:

  • Виная-питака – включает в себя правила поведения, порядок проведения церемоний, свод правил для монахов;
  • Сутта-питака – передает основные моменты учения Будды;
  • Абхидхарма-питака – излагает тексты буддизма, которые отражают представление о жизни.

Уникальность дхармы

Буддизм как религия уникален в своем роде, потому что имеет много отличий от других вероисповеданий. Он вобрал в себя черты как религии, так и философии. Именно поэтому буддизм правильнее назвать религиозно-философским учением.

Буддистское учение отличается от других конфессий множеством черт:

  • в центре не стоит Творец, Единый Бог или несколько богов;
  • нет понятия мироздания – его никто не создавал и никто им не управляет;
  • количество миров бесконечно;
  • отсутствуют грехи и их искупление – есть лишь карма, которая считается законом жизни;
  • нет безоговорочных догматических правил;
  • Будда завещал, что не может быть слепой веры – все истины стоит пропускать через себя и проверять собственным опытом;
  • учение Будды не считает себя единственно верным – буддисты могут одновременно принимать другое вероисповедание, не нарушая правил дхармы;
  • учение не избавляет от «божьей кары», которая есть в других верах – оно ведет к познанию собственной природы и духовному развитию.

В отличие от индуизма, который также строится на законах кармы, сансаре, перерождениях, буддийская философия считает всех людей равными, вне зависимости от положения в обществе и происхождения – в противовес этому в индуизме варны и касты.

Однако буддийская философия, распространяясь на все новые и новые земли, переливалась в разные течения и принимала разные формы. Каждая школа обретала собственные черты, и некоторые направления становились больше похожи на религию, например тибетский буддизм.

В этом случае Будда обожествляется: ему делают подношения, сооружают алтари, изготавливают статуи, делают изображения, похожие на иконы. Появляется пантеон будд и бодхисаттв – просветленных, которые помогают другим людям обрести освобождение.

Кто такой Будда и как ему удалось организовать 4-ю по популярности в мире религию

Становится все больше храмов, которые также называются дацанами, хуралами, ватами, монастырями. Монахи в особом одеянии, службы в храмах, праздники, медитации с чтением мантр, обряды – в некоторых направлениях прослеживаются все составляющие религиозного течения. Таким образом, буддизм относится к философии и религии одновременно – все зависит от школы дхармы.

Как стать буддистом

«Буддистами не рождаются, ими становятся» – можно адаптировать известное выражение. Действительно, нельзя стать буддистом только родившись в буддийской семье – нужно осознанно выбрать учение как путеводную звезду в жизни, или, как говорят последователи дхармы, «принять прибежище».

В прибежище принимают три драгоценности:

  • Будду – это Великий Учитель Будда Шакьямуни или другой Пробужденный;
  • Дхарму – Учение Будды, его принципы, заповеди, истины, пути, догмы;
  • Сангху – буддийскую общину, которая живет по законам дхармы.

Для достижения главных драгоценностей необходимо отказаться от трех ядов:

  • неведения, слепоты к природе бытия и всего сущего;
  • желаний, эгоизма, страстей, вожделений;
  • гнева и злости.

На пути истины буддист вооружается специальными методами:

  • изучение Дхармы – в этом должен помочь наставник, учитель или гуру, чтобы подсказать перечень текстов для исследования, ответить на вопросы, направить на правильную тропу;
  • размышления над учением – самостоятельная работа, анализ текстов, сопоставление их с собой и с реальной жизнью;
  • практика – медитации, йогические практики, а также применение основ дхармы в обычной жизни.

Кто такой Будда и как ему удалось организовать 4-ю по популярности в мире религию

Избрав путь дхармы и соблюдая главные правила, приверженцы Будды приближаются к познанию себя, окружающего мира и к освобождению от страданий.

Буддийские монахи

Первым буддийским монахом был сам основоположник учения – Будда Шакьямуни. По образу жизни и внешнему виду он был чем-то похож на аскетичных мудрецов, которые относились к ранним религиозным течениям и странствовали по восточным просторам.

Вслед за Буддой из числа его учеников появились другие монахи, которые знакомили с дхармой мирян. Буддийское монашество существует до сих пор – наверняка в фильмах, на фотографиях или даже вживую многие видели их, облаченных в оранжево-красную одежду.

Нынешние монахи не ведут отшельническую жизнь – они обычно поселяются в монастыре целой общиной и тесно взаимодействуют с мирянами – буддистами, которые ведут привычную современную жизнь. Монахи проповедуют мирянам дхарму, учат духовной жизни, а миряне дают им одежду, еду, а во время несчастных случаев – кров.

Кто такой Будда и как ему удалось организовать 4-ю по популярности в мире религию

Монахи мужского пола зовутся «бхикшу», а женского – «бхикшуни». Они живут по строгим законам и ограничениям, которые могут меняться в зависимости от направления буддийской мысли и священных писаний, предписывающих правила монашеской жизни.

Жизнь монахов может быть разной также из-за климата, особенностей природы. К примеру, монахи, которые живут на тибетских высокогорьях или в монгольских степях, могут иметь больше предметов одежды. А в монастырях, которые находятся вдалеке от поселений мирян и поэтому не могут принимать подаяния от них, может быть собственная кухня, где монахи сами готовят для себя еду.

Школы

С течением времени буддийская мысль распространялась по всей Азии и дальше, на Запад. В каждой местности она накладывалась на менталитет местного населения, религиозные верования, укоренившиеся там до прихода буддизма, поэтому существует множество его направлений.

К трем основным школам буддийской философии относятся:

1. Хинаяна – Малая Колесница

В современности чаще употребляется название Тхеравада – учение старейшин. Она считается древнейшей и самой ортодоксальной школой. Распространена в юго-восточном азиатском регионе, поэтому ее часто называют «южным буддизмом».

Страны: Таиланд, Лаос, Камбоджа, Шри-Ланка, Вьетнам.

Кто такой Будда и как ему удалось организовать 4-ю по популярности в мире религию

Тхераваде присущи следующие черты:

  • Достичь нирваны может только монах, следуя строгим догмам.
  • Освобождение зависит только от самого человека, от его поступков – никто ему не может помочь.
  • Нет пантеона будд и бодхисаттв.
  • Нет ада и рая – есть только сансара и выход из нее – нирвана.
  • Отсутствуют обряды, скульптуры, иконопись, поклонение им.

2. Махаяна – Большая колесница

Она менее консервативна, чем хинаяна. Считается «северным буддизмом» из-за своей географии.

Страны: Япония, Китай, Южная Корея, северные районы Индии.

Кто такой Будда и как ему удалось организовать 4-ю по популярности в мире религию

Отличительные черты:

  • Достичь нирваны может как монах, так и мирянин.
  • Помочь в этом людям могут будды и бодхисаттвы.
  • Святые выстраиваются в пантеон.
  • Появляются их изображения, скульптурные изваяния.
  • Им делают подношения, устраивают обряды, службы, праздники, молятся.
  • Есть своеобразное понятие рая и ада – существа с хорошей кармой в следующей жизни воплощаются на высших, райских планетах, с плохой кармой – в низших, адских мирах.

3. Ваджраяна – Алмазная Колесница

Она появилась как ответвление от Махаяны. Также известна под названием «тантрический буддизм».

Страны: тибетская часть Китая, Непал, Монголия, буддийские республики России – Бурятия, Тува, Калмыкия.

Кто такой Будда и как ему удалось организовать 4-ю по популярности в мире религию

Особенности:

  • направленность на самосознание;
  • большое значение учителя, гуру – его почитают и поклоняются перед ним;
  • медитативные и йогические практики;
  • чтение мантр;
  • разнообразные обряды, праздники, службы.

Главный учитель в тибетском буддизме – Далай-лама.

В каждой из перечисленных школ может быть еще несколько ответвлений. Также буддизму знакомы направления, которые не относятся ни к одной из главных школ.

Ответвления, в которых прослеживаются элементы учения Будды, но которые не относятся к традиционным школам, объединяются в название «необуддизм». Чаще всего они распространены в «небуддийских» странах Европы и Америки.

Очень популярное сейчас на Западе направление – дзен-буддизм. Однако оно уже много веков практикуется на японских, корейских и особенно китайских территориях – здесь оно зовется «чань».

Кто такой Будда и как ему удалось организовать 4-ю по популярности в мире религию

Японский монах дзен-буддизмаК главным чертам дзен-буддизма можно отнести:

  • неприятие религиозных ритуалов, обрядов, атрибутики, пантеона святых;
  • отсутствие священных сутр, проповедей;
  • цель – открыть природу Будды с его состраданием и милосердием.

Этой цели можно достичь с помощью практики созерцания. Она выполняется в падмасане – позе лотоса. Закрывая глаза, приверженцы дзен сосредотачивают внимание лишь на собственном дыхании, отрешаются от происходящего вокруг и как бы заглядывают внутрь себя.

Восьмеричный путь в буддизме и его смысл

И первым правилом жизни буддиста и частью восьмеричного пути или сути буддизма, идет Правильный Взгляд.

Что такое правильный взгляд?

Правильный взгляд — это признание простой истины – что мир непостоянен и что все явления являются страданием. Признание этого факта, это самый первый шаг в избавлении от страданий, и самый первый шаг в процессе просветления.

Что такое правильное мышление?

Укоренившись в правильном взгляде, человек переходит к Правильному Мышлению или Размышлению.

Здесь вы размышляете, сейчас у меня такие-то и такие-то желания или страдания. Вы их анализируете, и ваше сознание становится все спокойнее и спокойнее.

Далее идут Правильная Речь – говорить добрые слова, не сквернословить и не пустословить. Правильные Действия – это отдаление от убийства, воровства и прелюбодеяния. Учение Будды обязывает с добротой и любовью относиться к людям.

Что такое правильная жизнь по Буддизму?

Правильная Жизнь в соответствии с буддизмом – это значит прилагать усилия к практике истины, правильно размышлять и медитировать.

Правильные усилия в Буддизме

Правильные Усилия – уменьшать не благой закон и увеличивать благую карму. Правильная Фиксация Памяти и Самадхи – это значит правильно размышлять, основываясь на истине непостоянства, страдания и отсутствии «я» в своем теле и уме.

На основе правильной фиксации входят в Самадхи, в котором возникает мудрость знания прошлых и будущих жизней. Божественное чтение чужих мыслей, опыт миров сансары и нирваны. Таков согласно философии буддизма процесс просветления и разрушения своих желаний и страданий.

Польза Правильного Взгляда и Правильного Размышления.

Согласно Философии буддизма, правильный Взгляд основанный на истине может принести немало пользы обычному человеку. У каждого из нас в жизни бывают какие-то отрицательные моменты или события, и связанные с ними страдания. И что же тогда нужно делать?

Если вы осознаете непостоянство всех вещей, вы будете спокойны, чтобы с вами не случилось. Размышляя над отсутствием «я» вы начинаете видеть, что страдания — это иллюзия и что страдать на самом деле некому.

Медитация в буддизме. 4 метода фиксации памяти

Кто такой Будда и как ему удалось организовать 4-ю по популярности в мире религию

В буддизме существует медитация, которую изложил Будда Шакьямуни и которую он сам практиковал для обретения просветления.

Эта медитация позволяет успокоить свое сознание, получить мистический опыт выхода из физического тела, уменьшается привязанность к своему телу и внешним объектам. Кроме того, эта медитация легко избавит вас от бессонницы.

И первым мы рассматриваем в этой буддийской медитации свое тело, из чего оно состоит — вот на голове волосы, под ними кожа и череп. Анатомически мы рассматриваем свое тело и убеждаемся, что тело просто материя, независимо от нас управляющая физиологическими процессами.

Кроме того, тело болеет, стареет и умирает. А раз так, то мое тело не есть я, и оно не является моей сущностью. Тело грязное – если долго не мыться, оно будет пахнуть как у животного. Вот так мы рассматриваем свое тело. И если тело не я, то, кто находится в физическом теле? Получается физическое тело — это иллюзия.

Ум и мозг не есть Я?

Ум – ум не постоянен и кроме того отождествление себя с умом — основная причина страданий человека. Но ум — это прост цепочка мыслей, в них нет Я. Нам кажется, что мысли возникают в мозге, но сам мозг зависит от других частей тела, и потому в мозгу нет какого-то я или отдельной сущности.

Чувства непостоянны и являются страданием. Наши чувства приносят нам радость, мы радуемся, и возникает привязанность от чувств. Но в нашей жизни нам приходится видеть что-то неприятное, слушать неприятные звуки или видеть то, что нам не нравится. Поэтому чувства — это страдание.

В этой медитации мы представляем, что внезапно мы потеряли зрение и не можем ничего видеть, не можем смотреть любимый телевизор или читать газеты. Естественно возникает страдание и это страдание от органов чувств, к которым мы привязаны. Наше эго включит это в свой опыт и привязанности к органам чувств уменьшаться.

Наша душа непостоянна и постоянно меняется. Также, меняются души окружающих нас людей, и это непостоянство, также является страданием и поэтому не есть Я.

То, что мы представляем о себе или о других – это просто опыт прошлого и эти внутренние данные приносят нам только страдания. И все из чего состоит человек – это всего лишь опыт и различение прошлого, это карма, из-за которой он страдает, это иллюзия прошлого и не есть подлинный я.

Будда и Мара

История Будды на самом деле удивительна и поучительна. Можно воспринимать её в буквальном смысле, можно – как набор метафор. Одной из самых эпичных страниц в истории Будды является его схватка с Марой – царём страстей, плотских желаний, который подстерегает всех искателей истины, стремясь помешать им. И Будде также пришлось вступить с ним в схватку.

Прежде чем явиться лично, тот для начала подослал к нему своих дочерей в надежде нарушить медитацию аскета и соблазнить его. Затем Мара наслал на него свою армию и уже после появился сам, желая лично расправиться с дерзнувшим шагнуть за пределы привычного материального мира. Можно воспринимать историю схватки с Марой как метафору: вполне возможно, что это были лишь иллюзии, галлюцинации и воплощения различных сущностей из внутреннего мира, которые мешали Будде (а точнее, на тот момент просто отшельнику Сиддхартхе) постичь истину.

В пользу этой версии также свидетельствует ещё один интересный момент. В конце всех испытаний, успешно пройденных Сиддхартхой, Мара принял его облик, сел перед ним и говорит: «Это я Сиддхартха, а ты иллюзия». И далее стал убеждать Сиддхартху, что тот должен исчезнуть, потому что его не существует. И тогда Сиддхартха дотронулся до земли и сказал: «Я призываю землю в свидетели, что я Сиддхартха, а ты Мара». И земля задрожала в подтверждение его слов.

Как можно понять данную метафору? Можно сказать, что в ту ночь под деревом Бодхи Сиддхартха столкнулся с самим собой, но с самой тёмной своей стороной. И сказав ей, что она является иллюзорной, победил самого себя. И это свидетельствует о том, что Мара всегда внутри нас. А победа над Марой – это победа над тёмной частью себя.

Согласно легенде, Мара – царь страстей и плотских желаний, который преследовал Будду на всём его пути, начиная с момента его ухода из дворца. Впервые они встретились именно в ту ночь, когда принц Сиддхартха решил покинуть дворец в поисках истины. Мара убеждал его, что в этом нет смысла, обещал ему великое будущее и чуть ли не власть над всем миром, но тот не соблазнился, потому что уже знал о существовании старости, болезни и смерти, и чтобы победить этих врагов, ему следует найти то, что Мара ему дать не сможет.

Важно понимать, что Мара – это вовсе не воплощение зла. Добро и зло – это вообще понятия весьма относительные. Ведь именно Мара стал тем учителем, который проявлял Будде различные испытания. Можно провести аналогию и с нашей жизнью: если тот же Мара проявляет и нам какие-то испытания, то вовсе не для того, чтобы нас наказать, сбить с пути и так далее. А для того, чтобы мы стали сильнее. И именно в этом была функция Мары. И таковой она остаётся для всех, кто идёт по этому пути. Как говорится, на то и щука, чтобы карась не дремал. А то ведь жиром заплывёт от неподвижного образа жизни.

История рода Будды Шакьямуни

Таким образом, история Будды – это яркий пример успешного движения по пути саморазвития. Однако не менее интересна предыстория воплощения Будды в мире. Он родился в непростой семье. Его предками были арии – выходцы из Арктеи – страны на далёком севере. И в силу неких климатических причин арии были вынуждены переместиться на территорию между Днепром и Доном – это территория современной Украины.

Кто такой Будда и как ему удалось организовать 4-ю по популярности в мире религию

Существует версия, что с Арктеей случилась некая тектоническая катастрофа, в ходе которой она ушла под воду: современные карты океанического дна подтверждают, что есть некая область, очень похожая на материк, который когда-то был изображён на древних картах. По другой версии, Арктея вступила в некую кровопролитную войну, по итогам которой арии вынуждены были покинуть свою территорию.

Впрочем, обе эти версии могут быть верны одновременно. Вполне возможно, что в ходе противостояния было использовано некое тектоническое оружие, и в процессе этого наступила климатическая и тектоническая катастрофа.

Далее на территории Северного Кавказа арии разделились, и часть ариев ушла в Индостан, а часть – в Европу. И некоторая часть ариев осела на территории современного Запорожья. Далее, в ходе различных политических интриг, между ними был посеян раздор, и часть из них была вынуждена покинуть эти земли. Они переместились на территорию современного Непала, где было обетованное место мудреца Капилы, с которым у них, видимо, были некоторые родственные связи.

Здесь род Шакья стал смешиваться с местным населением. У одного из царей рода была наложница, которая родила ему дочь, а у неё, в свою очередь, родился сын, и ему было суждено уничтожить весь род Шакья. Уже позднее сам Будда описывает этот процесс в так называемых джатаках – коротких притчах-рассказах о прошлых своих жизнях и их связи с настоящим.

Сам Будда трижды пытался препятствовать этому процессу: он просто садился на дороге, по которой шло войско, направленное, чтобы уничтожить род Шакья. И затем пытался убедить нападающих этого не делать. Но в итоге род Шакья всё-таки был уничтожен, и сам Будда впоследствии объясняет, что этому были кармические предпосылки, то есть род Шакья своими поступками сам создал себе такую тяжёлую карму.

Величие рода Будды

В так называемой китайской «Синей летописи» описывается, что род Шакья был очень древним. Будда также говорил о том, что Род Шакья был очень великим. Так в сутрах описывается, что Будда попросил своего ученика Маудгальяну войти в самадхи и рассказать о том, что из себя представлял род Будды.

Самадхи – это состояние, в котором можно видеть и прошлое, и будущее. И Маудгальяна по очереди перечислял всех царей из рода Шакья, упомянув, что среди них было четыре так называемых «чакравартина», – это правители Вселенского масштаба. И даже было упомянуто, что сам Рама и Будда являются выходцами из одного рода.

История воплощений Будды

В джатаках описывается, как Будда и Ананда (его будущий ближайший ученик) вместе родились в касте неприкасаемых, то есть самой низшей касте, которой даже были недоступны знания. И их род деятельности заключался в том, чтобы окуривать благовониями отхожие места. Они не смирились со своей судьбой, переоделись брахманами (мудрецами) и пошли учиться этому мастерству в одном известном ашраме. Однако авантюра была раскрыта, в ходе чего оба были сильно избиты.

Кто такой Будда и как ему удалось организовать 4-ю по популярности в мире религию

Это, на самом деле, очень любопытная и поучительная история. Её мораль, наверное, можно отразить в одной очень точной поговорке: «Нет святого без прошлого, и нет грешника без будущего». Каждая живатма накапливает опыт с безначальных времён, и даже у Будды были не самые лицеприятные эпизоды в его истории воплощений. Более того, есть такая версия, что, не накопив самый неприятный и негативный опыт, нельзя стать Буддой, потому что это совершенно просветлённое существо, у которого уже накоплен весь возможный опыт. Поэтому иногда, чтобы всплыть на поверхность, нужно оттолкнуться от дна.

Эта история позволяет нам понять, что, во-первых, не стоит никого осуждать: кто знает, может, именно какой-то условно негативный опыт позволит человеку многое осознать, а во-вторых, понять, что неважно, сколько раз человек упал, важно, сколько раз он поднялся.

Реконструкция биографии

Перед тем как рассказать историю Будды, следует отметить один немаловажный нюанс. Дело в том, что материала для научной реконструкции его биографии у современной науки очень мало. Поэтому вся информация, известная о Блаженном, берется из ряда буддийских текстов, из труда под названием «Буддачарита» например (переводится как «Жизнь Будды»). Его автором является Ашвагхоша – индийский проповедник, драматург и поэт.

Также одним из источников является труд «Лалитавистара». Переводится, как «Подробное описание игр Будды». Над созданием данного произведения трудилось несколько авторов. Интересно, что именно «Лалитавистара» заканчивает процесс обожествления, деификации Будды.

Еще стоит оговориться, что первые тексты, относящиеся к Пробужденному мудрецу, стали появляться лишь спустя четыре столетия после его смерти. К тому времени рассказы о нем были уже немного изменены монахами для гиперболизации его фигуры.

И нужно помнить: в трудах древних индийцев не освещались хронологические моменты. Внимание акцентировалось на философских аспектах. Ознакомившись со многими буддийскими текстами, можно это понять. Там описание мыслей Будды преобладает над рассказами о времени, в которое происходили все события.

Жизнь до рождения

Если верить историям и легендам о Будде, то его путь к просветлению, целостному и полному осознанию природы реальности начался за десятки тысячелетий до его реального рождения. Это называется колесом чередования жизней и смертей. Понятие более распространено под названием «сансара». Этот круговорот ограничен кармой – вселенским причинно-следственным законом, согласно которому греховные или праведные действия человека определяют его судьбу, предназначенные для него наслаждения и страдания.

Так вот, началось все со встречи Дипанкары (первого из 24-х будд) с ученым и богатым брахманом, представителем высшего сословия, по имени Сумедхи. Тот был просто поражен его спокойствием и безмятежностью. Сумедхи после этой встречи сам себе пообещал достичь точно такого же состояния. Так что его начали именовать бодхисаттвой – тем, кто стремится к пробуждению для блага всех существ, чтобы выйти из состояния сансары.

Сумедхи умер. Но его сила и тяга к просветлению – нет. Именно она обусловила его множественные рождения в различных телах и образах. Все это время бодхисаттва продолжал совершенствовать свое милосердие и мудрость. Говорят, в свой предпоследний раз он родился среди богов (дэвов), и получил возможность выбрать наиболее благоприятное место для своего окончательного появления на свет. Поэтому его решение стала семья почтенного царя шакьев. Он знал, что люди с бóльшим доверием отнесутся к проповедям того, кто имеет такое благородное происхождение.

Кто такой Будда и как ему удалось организовать 4-ю по популярности в мире религию

Семья, зачатие и рождение

Если верить традиционной биографии Будды, его отца звали Шуддходана, и он был раджей (владетельным человеком) маленького индийского княжества и главой племени шакьев – царственного рода предгорий Гималаев со столицей Капилаваттху. Интересно, что Гаутама – это его готра, экзогамный клан, аналог фамилии.

Есть, правда, еще одна версия. Согласно ей, Шуддходана был членом собрания кшатриев – влиятельного сословия в древнеиндийском обществе, в которое входили владетельные воины.

Матерью Будды была царица Махамайя из царства колиев. В ночь зачатия Будды ей приснилось, что в нее вошел слон белого цвета с шестью светлыми бивнями.

В соответствии с традицией шакьев, для родов царица отправилась в дом своих родителей. Но Махамайя до них не доехала – все случилось в дороге. Пришлось остановиться в роще Лумбини (современное местонахождение – государство Непал в Южной Азии, поселение в округе Рупандехи). Именно там будущий Мудрец появился на свет – прямо под деревом ашока. Произошло это в месяц вайшакха — второй от начала года, длится с 21-го апреля по 21-е мая.

Согласно большинству источников, царица Махамайя умерла спустя несколько дней после родов.

Для благословения младенца был приглашен отшельник-провидец Асита из горной обители. Он обнаружил на теле ребенка 32 признаков великого человека. Провидец сказал – младенец станет либо чакравартином (великим царем), либо святым.

Мальчика называли Сиддхартха Гаутама. Церемония именования была проведена на пятый день после его рождения. «Сиддхартха» переводится, как «тот, кто добился своей цели». Чтобы предсказать его будущее, пригласили восьмерых ученых брахманов. Все они подтвердили двойственную судьбу мальчика.

Кто такой Будда и как ему удалось организовать 4-ю по популярности в мире религию

Молодость

Рассказывая о биографии Будды, следует отметить, что его воспитанием занималась младшая сестра Махамайи. Ее звали Маха Праджапати. Отец тоже принимал определенное участие в воспитании. Он хотел, чтобы сын стал великим царем, а не религиозным мудрецом, поэтому, помня о двойственном предсказании на будущее мальчика, всячески старался оградить его от учений, философии и знаний о людских страданиях. Специально для мальчика он приказал построить целых три дворца.

Будущий Бог Будда обгонял всех своих сверстников во всем – в развитии, в спорте, в науке. Но больше всего его тянуло к размышлениям.

Как только юноше исполнилось 16 лет, его женили на принцессе по имени Яшодхара, дочери царя Сауппабудды такого же возраста. Спустя несколько лет у них родился сын, которого назвали Рахула. Он был единственным ребенком Будды Шакьямуни. Интересно, что его рождение совпало с лунным затмением.

Забегая наперед, стоит сказать, что мальчик стал учеником своего отца, а в дальнейшем и архатом – тем, кто достиг полного освобождения от клеш (омрачения и аффектов сознания) и вышел из состояния сансары. Рахула испытывал просветление даже тогда, когда просто шел рядом с отцом.

Целых 29 лет Сиддхартха жил как принц столицы Капилавасту. Он получал все, что только можно было пожелать. Но чувствовал: материальные блага – далеко не конечная цель жизни.

То, что изменило его жизнь

Однажды, на 30-м году своей жизни, Сиддхартха Гаутама, Будда в будущем, отправился за пределы дворца в сопровождении колесничего Чанны. И он увидел четыре зрелища, которые изменили его жизнь навсегда. Это были:

  • Нищий старик.
  • Больной человек.
  • Разлагающийся труп.
  • Отшельник (аскетично отрекшийся от мирской жизни человек).

Именно в тот момент Сиддхартха осознал всю суровую реальность нашей действительности, которая остается актуальной и по сей день, несмотря на минувшие два с половиной тысячелетия. Он понял – смерть, старение, мучения и болезни неизбежны. От них не защитит ни знатность, ни богатства. Путь к спасению лежит только через самопознание, поскольку именно его посредством можно постигнуть причины страданий.

Тот день действительно изменил многое. Увиденное подвигло Будду Шакьямуни оставить свой дом, семью и все имущество. Он отказался от прежней жизни, чтобы отправиться на поиски пути для избавления от страданий.

Кто такой Будда и как ему удалось организовать 4-ю по популярности в мире религию

Обретение знаний

С того дня началась новая история Будды. Сиддхартха покинул дворец вместе с Чанной. Легенды гласят, что боги приглушили стук копыт его лошади, чтобы сохранить в тайне отъезд.

Как только принц выехал за пределы города, он остановил первого встречного нищего и поменялся с ним одеждами, поле чего отпустил своего слугу. У этого события даже есть название – «Великое Отправление».

Аскетичную жизнь Сиддхартха начал в Раджагриху – городе в округе Наланда, который сейчас называется Раджгир. Там он просил на улице милостыню.

Естественно, об этом узнали. Царь Бимбисара даже предложил ему трон. От него Сиддхартха отказался, но дал обещание съездить в царство Магадха после достижения просветления.

Так что жизнь Будды в Раджагриху не сложилась, и он покинул город, в итоге придя к двум брахманам-отшельникам, где начал учиться йогической медитации. Освоив учение, он пришел к мудрецу по имени Удака Рамапутта. Он стал его учеником, и по достижении высшего уровня медитативного сосредоточения снова отправился в путь.

Его целью была юго-восточная Индия. Там Сиддхартха вместе с пятью другими людьми, ищущими истину, пытался прийти к просветлению под предводительством монаха Каундиньи. Методы были самыми суровыми – аскеза, самоистязание, всевозможные обеты и умерщвление плоти.

Будучи на грани смерти через целых шесть (!) лет такого существования, он понял – это не приводит к ясности ума, а лишь затуманивает его и изнуряет тело. Поэтому Гаутама стал пересматривать свой путь. Ему вспомнилось, как в детстве он погрузился в транс во время праздника начала пахоты, почувствовал то освежающее и блаженное состояние сосредоточения. И погрузился в Дхьяну. Это особое состояние созерцания, сосредоточенного размышления, которое приводит к успокоению сознания и в дальнейшем — к полной остановке психической активности на время.

Просветление

После отречения от самоистязания жизнь Будды стала складываться иначе – он отправился странствовать в одиночестве, и путь его продолжался до тех пор, пока он не дошел до рощи, находящейся неподалеку от городка Гайя (штат Бихар).

Случайно он набрел на домик деревенской женщины Суджаты Нанды, которая посчитала, что Сиддхартха – это дух дерева. Настолько изможденно он выглядел. Женщина накормила его рисом с молоком, после чего он сел под большим фикусом (сейчас его называют деревом Бодхи) и поклялся не вставать, пока не придет к Истине.

Это пришлось не по нраву демону-искусителю Маре, возглавлявшему царство богов. Он соблазнял будущего Бога Будду различными видениями, показывал ему красивых женщин, пытаясь всячески отвлечь его от медитации посредством демонстрации привлекательности земной жизни. Однако Гаутама был непоколебим, и демон отступил.

Целых 49 дней он просидел под фикусом. И в полнолуние, в месяц вайшакха, в ту же ночь, когда Сиддхартха и был рожден, он достиг Пробуждения. Ему было 35 лет. В ту ночь он получил полное представление о причинах человеческих страданий, о природе, а также о том, что нужно для достижения такого же состояния другим людям.

Это знание потом стали именовать «Четырьмя Благородными Истинами». Вкратце их можно изложить следующим образом: «Есть страдание. И есть его причина, которой является желание. Прекращение страдания – это нирвана. И есть путь, который ведет к ее достижению, именуемый Восьмеричным».

Еще несколько дней Гаутама думал, пребывая в состоянии самадхи (исчезновение идеи собственной индивидуальности), обучать ли полученным знаниям остальных. Он сомневался, подвластно ли им будет прийти к Пробуждению, ведь все они переполнены обманом, ненавистью и жадностью. А идеи Просветления очень тонкие и глубокие для понимания. Но за людей вступился высший дэв Брахма Сахампати (бог), который попросил Гаутаму привнести в этот мир Учение, поскольку всегда найдутся те, которые его поймут.

Кто такой Будда и как ему удалось организовать 4-ю по популярности в мире религию

Почему учение Будды актуально сегодня

Итак, Будда – это не какой-то китайский полумифический Бог, который нарисован в храмах Тибета с соответствующими местным национальным признакам чертами. Естественно, что художники Тибета и Китая будут видеть в нём черты лица, которые им знакомы и понятны. Но это – не более, чем рисунки. Что же касается исторических источников, то они подтверждают, что Будда был родом с территории между Днепром и Доном.

И об этом, как ни странно, свидетельствуют сами тибетцы. Так школа тибетского буддизма «Карма Кагью» заявляет, что Будда был родом из «саков» – одного из скифских племён. Стоит заметить созвучие названия племени и рода Будды – Шакья.

Родство Будды со скифами подтверждает лама Оле Нидал, который, в свою очередь, ссылается на великого Ламу Тибета 17-го Кармапу Тхае Дордже. Так, согласно утверждениям их обоих, род Будды долгое время пребывал в районе реки Днепр, после чего, в силу различных материальных сложностей, переместился в сторону современной Индии, где уже и появился на свет принц Сиддхартха, которому суждено было стать Буддой.

Поэтому утверждения о том, что учение Будды не актуально для нас, – необоснованные. Будда – потомок древних ариев, это подтверждается также в текстах сутр. Часто после записи какой-либо прочитанной Буддой лекции внизу пишется: «Так Будда разъяснил арийские истины». Также существует версия перевода одной из базовых сутр буддизма – «Сутры Запуска Колеса Дхармы», в которой всемирно известные «четыре благородные истины» названы «четырьмя арийскими истинами».

И именно эти четыре истины – о существовании страдания, причине страдания, возможности это страдание прекратить и Пути, ведущем к прекращению страдания, – стали основой учения Будды. Собственно, именно название этих истин как арийских и является более верным переводом, ведь в оригинале их название выглядит так: cattāri ariyasaccāni.

К сожалению, сегодня понятие «арии» ассоциируется с понятием «арийцы». Этим мы обязаны французскому литератору Артюру де Гобино, который стал спекулировать этим термином в контексте превосходства одних рас над другими. И уже впоследствии эта теория была взята на вооружение Гитлером, который и дискредитировал само понятие «ариев», так же как и символ свастики, который изначально нёс в себе символ солнца, правды, силы, плодородия и так далее.

На самом же деле, арии – это древние прародители всего человечества. В переводе с древнеирландского это слово означает «знатный» или «свободный», а в переводе с древнескандинавского означает «знатнейшие». И именно арии обладали всеми знаниями о мироустройстве и величайшей мудростью, которая и по сей день остаётся актуальной.

Таким образом, рассуждения о величии рода Будды никоим образом не призваны назвать какую-либо религию, учение или народ более достойным или совершенным по отношению к остальным. Напротив, арийское происхождение Будды и его арийские истины призваны объединять людей по принципу поиска единой истины, которая одна для всех, независимо от национальности, верования или места жительства.И анализ учения Будды позволяет понять, что оно остаётся актуальным и по сей день, потому что и по сей день в мире остаются всё те же страдания, всё та же причина страдания, а если есть причина, то, устранив её, можно устранить и страдание. И о том, как это сделать, Будда рассказал в своей первой проповеди, назвав этот путь «Благородным восьмеричным путём».

И Будда рекомендовал никому не верить на слово, а просто попробовать то, что испытал он сам на себе и предлагает другим. В этом и есть принцип здравомыслия: не отвергать поступающую информацию лишь потому, что она окружена символикой якобы чужой для нас культуры. Суть – везде одна.

Есть одна притча про слона, которая говорит о единстве всех религий. Слона ощупывали четверо слепых людей. И один, который ощупал хобот, сказал, что слон – это верёвка, другой, который ощупал бивень, сказал, что слон – это копьё, третий, который ощупал бок слона, сказал, что слон – это стена, четвёртый, который ощупал ногу слона, сказал, что слон – это столб.

То же самое и с истиной: её нельзя постичь, изучая по частям и отвергая те части, которые кажутся неправильными или «чуждыми нашей культуре». Чтобы познать суть, нужно найти то, что всё объединяет.

Предназначение мантры Будды Шакьямуни

Кто такой Будда и как ему удалось организовать 4-ю по популярности в мире религию

Будда Шакьямуни.

Мантра представляет собой священный текст, регулярное и точное повторение которого приводит к успокоению мышления. Звуковые вибрации оказывают благоприятное воздействие на ум, вследствие чего происходит доступ к более глубоким слоям сознания.

Понятие, пришедшее из санскрита, состоит из двух частей:

  • «ман» означает «ум и созерцание»;
  • «тра» относится к защите и жизненной энергии.

Мантра Будды Шакьямуни легла в основу философии буддизма и является одной из самых главных молитв.

Сиддхартха Гаутама родился в семье правителя рода Шакьев. Оставив семью и привилегированное положение, юноша выбрал путь поиска истины. После долгих лет он нашел ее и, достигнув просветления, стал Буддой. Учение распространилось по всему миру.

Суть текста неразрывно связана с личностью самого Шакьямуни. Произносящий молитву может с помощью тела, речи и ума преобразовать свою человеческую природу в божественную. В любом человеке, почитающем Будду, всегда живет Учитель.

Мантра способствует преодолению жизненных трудностей и препятствий, избавлению от страданий, болезней, страхов и негативных эмоций. Во время практики формируется осознанность и пробуждаются способности человека.

Звуки обладают сильной энергией и характеризуются как «рожденный звук, выраженный из самой глубокой сути вещей и понимания». Молящийся, устанавливая контакт с Буддой, приближается к состоянию просветления и получает мудрость, одухотворение и высшее благословение.

Смысл текста

Текст написан на санскрите. При переводе на русский язык отдельные его слоги могут изменяться.

Значение составляющих частей молитвы:

  1. «Муни». Дословно переводится как «мудрец», «святой». В отличие от других религий в буддизме святость означает совершенство. Шакьямуни познал истину самостоятельно через размышления и медитации и передавал священные знания другим.
  2. «Маха». Означает «большой», «великий». «Маха муни» интерпретируется последователями учения как «Великое сокровище», в качестве которого выступает сам Будда и его состояние.
  3. «Соха». Распространенное толкование этого слова «да будет так».
  4. «Ом». Священный звук, символизирующий имя Бога, Творца, имеет высший метафизический смысл и повышает силу действия мантры.

Считается, что сознание, ум и тело человека, проходя процесс очищения и трансформации, приближаются к состоянию, близкому просветлению. Мантра символизирует Будду и выступает звуковым эквивалентом этого божества.

Смысл текста трактуется также как перечисление имен Шакьямуни. В данном случае в переводе она звучит так:

«Ом мудрый, великомудрый, мудрый из рода Шакьев, приветствую тебя!»

Правила произношения

Русская транскрипция мантры Будды Шакьямуни имеет 2 вариации:

«Ом Муни Муни Маха Муние Соха»

или

«Ом Муни Муни Маха Муние Шакьямуни Соха».

Чтение должно проходить в тихой приятной обстановке. Сидеть следует с прямой спиной в направлении востока. На протяжении медитации необходимо сохранять равномерное дыхание. Во время практики происходит остановка внутреннего диалога и погружение в состояние абсолютной тишины.

Проговаривая текст, необходимо уделять внимание каждому слову и звуку. Первую половину лучше читать на вдох, а вторую — на выдох. Делать это можно как про себя, так и вслух спокойным голосом, в размеренном темпе. Нельзя менять части формулы местами. Акцент необходимо делать на последний слог.

Верное произношение стимулирует участки головного мозга, помогая человеку расслабиться. Это позволяет глубже погрузиться в состояние медитации и избавиться от посторонних мыслей.

Звуки во время пения мантры только на треть уходят в пространство. Большинство из них направлены во внутренние органы человека. Образуемая при этом вибрация в разных частях тела способствует снятию энергетических блоков.

Поэтому рекомендуется читать тексты на санскрите. При переводе на другие языки звуковые колебания подвержены изменениям.

Перед практикой следует изучить технику исполнение мантры. Часто духовный наставник передает ее своим ученикам, осуществляя вместе с тем энергетическое подключение. Можно послушать пение в группах или воспользоваться аудиозаписью.

Большое значение имеет визуализация. Представляя Будду, возрастает вера в него, возникает стремление постигнуть высшие знания, а ум получает освобождение от плохих мыслей и обретает покой.

После практики необходимо некоторое время провести в спокойном состоянии и прочувствовать внутренние изменения.

Кто такой Будда и как ему удалось организовать 4-ю по популярности в мире религию

Перед чтением мантр проведите сеанс медитации.

Количество раз

Чтение мантры — индивидуальный процесс. Необходимо открыть сердце и душу. Человек, ориентируясь на свои внутренние ощущения, чаще всего сам определяет количество повторений текста. Главным показателем является чувство умиротворения, которое практикующий испытывает в процессе медитации.

Для достижения максимального результата рекомендуется читать мантру 108 раз. Однако количество повторений заклинания может быть любым. Главное, чтобы оно делилось на 3. Например, 3, 6, 9, 18.

Начинать практику рекомендуется с минимальными повторами, постепенно увеличивая их. Многократное проговаривание текста способствует проникновению энергии в ум человека, раскрытию его силы и помогает достичь божественной гармонии. Работать с молитвой рекомендуется 21 день. Для того чтобы сохранить ритм и сконцентрироваться на счете, можно использовать четки.

Когда нужно повторять

Текст следует читать ежедневно, уделяя этому хотя бы 10-15 минут.

Особенно часто к Будде Шакьямуни обращаются в сложные моменты жизни, т.к. он приносит человеку уверенность и новые идеи для разрешения проблемы. Поэтому рекомендуется произносить молитву перед каждым начинанием, чтобы привлечь успех.

Кто такой Будда и как ему удалось организовать 4-ю по популярности в мире религию

В сложные моменты вашей жизни читайте мантры.

Запрещенные действия во время произношения мантры

Во время чтения мантры происходит беседа со Вселенной и глубокая работа с подсознанием, поэтому нельзя думать о неприятностях и печалях. Следует пребывать в хорошем настроении.

Неверным считается произносить мантры, изменяя высоту звука, т.е. сначала тихо, а потом громко и наоборот. Звучание должно проходить на одной частоте. Нельзя читать, перебирая четки левой рукой. Указательный палец не должен касаться бусинок.

Во время практики запрещается использовать в речи нецензурные выражения, употреблять табачные изделия и спиртные напитки, а также есть мясо и чеснок.

Храм Шакьямуни

Главный храм обители Шакьямуни считается одной из самых главных туристических достопримечательностей города. Храм является достаточно внушительным строением, в котором ежедневно проходят богослужения, традиционные ритуалы, отмечаются религиозные праздники.

Перед входом в храм установлены две лестницы, между которыми находится очень красивый фонтан. Сам вход в обитель украшают колонны, покрашенные в красный цвет, и красивейшие львы. Дверь в храм также красная, она украшена золотыми узорами. Заходить внутрь необходимо без обуви, но обязательно в носках. Посетители женского пола должны быть в длинных юбках, ноги прикрыты.

Высота хурула составляет 63 метра, внутри его расположена огромная статуя Будды размером около 9 метров. Интерьер обители восхищает всех посетителей. Стены храма красиво украшены сюжетными росписями, рассказывающими о буддизме. В храме также представлено настоящее монашеское облачение Далай-ламы. В сувенирном магазине обители можно приобрести разнообразные традиционные изделия и благовония.

Золотая обитель Будды Шакьямуни состоит из 7 этажей, каждый из которых выполняет свои определенные функции. Первый этаж обители занимает музей, рассказывающий об истории буддизма, здесь также расположена библиотека с читальным залом.

Второй этаж занимает зал для молитв, здесь как раз и находится статуя Будды Шакьямуни. Внутри статуи замурованы различные священные вещи буддистов — мантры, драгоценности, благовония, кусочки калмыцкой земли и многое другое. Статуя полностью покрыта сусальным золотом и украшена бриллиантами. Здесь же расположены скамейки для молитв.

Третий этаж занимают помещения, где проводится индивидуальный прием верующих. Здесь принимают монахи, астрологи, врачи традиционной тибетской медицины. Здесь же расположена администрация обители. На четвертом этаже располагается резиденция главного буддиста республики и небольшой конференц-зал. Пятый уровень занимает резиденция Далай-ламы, шестой — хозяйственные помещения. На последнем седьмом этаже находится индивидуальная медитативная комната.

Статуи

Кто такой Будда и как ему удалось организовать 4-ю по популярности в мире религию

Вокруг Золотой обители Будды Шакьямуни расположена специальная ограда, по периметру которой находятся особые белоснежные ступы, расположенные на расстоянии 5 метров друг от друга. Общее количество ступ — 108 штук.

Центральные входные ворота в обитель расположены с южной стороны. Через них по старинной калмыцкой традиции и нужно заходить в храм. Вокруг здания расположено 17 пагод, в которых находятся статуи, изображающие великих буддийских учителей. В пагодах установлены молитвенные барабаны, которые помогают исполнять желания, если положить сюда монетки. Перед посещением обители необходимо обойти все статуи по часовой стрелке. Около главного храма расположена статуя Белого старца — языческого калмыцкого бога.

Помимо центрального южного входа в обители имеются ещё 3 входа, каждый из которых расположен по определенной стороне света. Вся территория обители выполнена в форме мандалы.

Как добраться до Золотой обители Будды Шакьямуни

Золотая обитель Будды Шакьямуни расположена в самом центре города Элисты, на улице Юрия Клыкова. Непосредственно около центрального южного входа, а также с западной стороны обители, расположена бесплатная парковка для собственных автомобилей.

Ближайшая к обители остановка городского общественного транспорта называется «Хурул». Здесь останавливаются автобусы маршрутов № 1, 5, 12, 19, 20, 25, 26, «Дачи», маршрутные такси № 5, 12, 19, 20, 25, 26.

Маршруты общественного транспорта ЭлистыТакже можно воспользоваться услугами такси в Элисте: Яндекс. Такси, Uber, Gett, Maxim, такси Везет, Ситимобил, Автокаприз, такси Азия, Z Taxi и другими.