Одна из самых загадочных религий, которая приоткрывает тайну восточной души – буддизм. Мы хотим познакомить вас с ней и рассказать о ней как можно больше.

Где и когда зародилась буддийская философия, какова ее история, в чем состоят главные идеи, чем она отличается от других религий мира – ответы на все эти вопросы вы найдете в сегодняшней статье. Также вы узнаете, кто такой Будда, чем занимаются буддийские монахи и как стать буддистом.

Чему же на самом деле учит Буддизм и все ее разновидности

Содержание

Из истории возникновения

Буддизм — это самая молодая из мировых религий. Родиной является Индия VI в. до н.э. Основоположником считается принц Гаутама. Родился он в семье правителя. Естественно, что его хотели оградить от трудностей и бед. И до определенного времени его жизнь была беззаботна. Но однажды он увидел похоронную церемонию, за которой, среди прочих, следовали больные и состарившиеся люди. И тогда он понял, что в мире есть болезни, страдания и смерть. А быть богатым, не означает быть счастливым.
Рис. 1. Статуя Сиддхартхи Гаутамы в Бодх-Гае. ИндияИ решил принц покинуть родительский дом, чтобы постигнуть смысл человеческого бытия.  Странствия продолжались шесть лет.

Важно! Принц получил имя Будда, что означает “просвещенный”.

Он осознал, и самое главное — смог передать другим сущность мироздания и место человека в нем.

Первые сведения

В VII веке на Дальнем Востоке образовалось государство Бохай, около 130 лет занимавшее часть российских земель, которые в современной действительности называются Приамурьем и Приморьем.

Чему же на самом деле учит Буддизм и все ее разновидности

Большая часть бохайцев поклонялась шаманизму. В духовной культуре жителей Бохая ощущалось воздействие и соседей этого государства:

  • маньчжурцев,
  • корейцев,
  • китайцев.

Местные знатные люди и чиновники исповедовали Махаяну.

Знаменитый бохайский поэт Хайтэй так говорил о своих шести (по буддийской Дхарме) возможностях перерождения:

Был пастухом, бродягой, вельможей,
Но кто я на самом деле в этой жизни ничтожной?
Рядился в одежды лиловые и чёрную рясу —
Всеми путями прошёл, но в ком моё сердце забьётся?

Будто на перекличке стражников перебираю имена.
Все хороши, но имени своего никак не узнаю.
Хожу по окраинам города и вопрошаю встречных:
«Вы помните меня, молва обо мне жива ли?»

Душа моя, кто ты? Дух голодный? Демон-асура? Илиархат?
Я человек на развилке шести дорог,
Будто кость обглоданная, брошенная за порог
Бродячей своре собак — нет ни имени у меня, ни славы…

Археологи обнаружили руины бохайских кумирен тех времён. Их пять, местоположение первой – Хасанский, а остальных – Уссурийский район:

  • Краскинское городище,
  • Корсаковская,
  • Борисовская,
  • Абрикосовская,
  • Копытинская.

Чему же на самом деле учит Буддизм и все ее разновидности

Краскинское городище

Результатом раскопок явилось множество фрагментов и целых статуэток. Материал, из которого были сделаны Будды и бодхисаттвы – это камень, обожжённая глина и позолоченная бронза. Кроме них были найдены и другие предметы для отправления буддийского культа.

XVII век

Следующими за бохайцами принесли буддийское учение на русскую землю калмыки, когда часть их племён на рубеже XVII столетия перешла в подданство России.

Посланники калмыков (ойратов) пришли к царю Василию Шуйскому и выразили желание пользоваться первоклассными пастбищами вдоль Волги, взамен предлагая охрану рубежей от нападений кочевых племён на юго-востоке Московии. Соглашение было заключено по обоюдной выгоде сторон, и образовалось Калмыцкое ханство, первое и последнее автономное буддийское государство в Европе.

Калмыки были буддистами со сформировавшимся мировоззрением. Они получили передачу учения от Второго Кармапы, Карма-бакши на четыре столетия раньше присоединения к России. Он возглавлял тибетскую школу Карма Кагью.

Уйгурский буддизм и школы кагьюпинцев и сакьяпинцев были тоже знакомы ойратам  и оказали на них значительное воздействие. Однако позже школа Гелуг в силу ряда причин всё же возобладала и у них, хотя линии Кагью и Сакья сохранились.

Чему же на самом деле учит Буддизм и все ее разновидности
Буддийский храм «Таши Гоманг», Калмыкия, начало XX в.В это же время и в Бурятии укрылись сотни духовников из Тибета и Монголии, покинувших свои земли по политическим мотивам. В этот регион также проник тибетский вариант учения.

Буряты добровольно принимали российское подданство, но перегибы местной сибирской администрации способствовали тому, что многие из них откочёвывали в Монголию, так как их облагали непомерными налогами и пытались насильно обратить в православие.

Алтайские народы приняли буддизм, когда Алтай включили в Джунгарию. У всех буддистских народов сохранялось интенсивное общение с Тибетом, главой всех буддистов и духовными лидерами разных буддистских сект.

Ламы из России проходили первоначальное обучение на месте, в дальнейшем их принимал Тибет для завершения образования. Тела отошедших в мир иной лам и знатных людей отправлялись тоже в Страну Снегов, чтобы они могли лучшим образом «переродиться».

Тибет в лице Далай-ламы выдавал грамоты с печатями сандалового дерева калмыцким ханам, подтверждающие их право властвовать. Отличительной чертой буддизма являлось то, что, распространяясь по миру, он мирно уживался с существующими религиями, принимая разнообразные духовные формы.

Чему же на самом деле учит Буддизм и все ее разновидности

Аларский дацан, Бурятия

Хотя все вышеназванные народы исповедовали одну и ту же форму буддизма, в каждом регионе она все же приобретала свои особенности.

Бурятский буддизм многое перенял из Монголии, в силу соседства этих стран. Тут так же почитали перерожденцев – тулку, и иерархия в монастырях соответствовала тибетской. В Туве, напротив, перерожденцев не искали, ламам разрешалось жениться, так как им не обязательно было принимать монашество.

Алтайские шаманизм и христианство видоизменили буддизм по-своему.

XVIII век

В 1727 году земли России и Китая разграничили в соответствии с Кяхтинским договором. К этому периоду значительная часть бурятов уже следовала буддийскому учению.

Чтобы ограничить влияние иностранцев на умы российских подданных, была издана инструкция для пограничных служб. В ней запрещалось пускать лам из Монголии и Тибета в бурятские поселения. Вместо этого бурятским родам было приказано готовить свои благонадёжные духовные кадры.

Благодаря созданию системы беспрерывного образования, бурятский буддизм получил возможность равномерно развиваться.

Чему же на самом деле учит Буддизм и все ее разновидности

Мистерия Цам в Гусиноозерском дацане

Хотя буддизм не был государственной религией в России, в 1741 году его всё же косвенным образом признали. Произошло это благодаря указу, выпущенному локальными органами власти в Сибири от лица государыни.

Указ ограничивал количество лам сто пятидесятью и храмов одиннадцатью, тем самым узаконивая буддийскую верхушку. Официально буддизм указом не признавался, но духовенство получило благодаря ему некоторые привилегии, в частности, освобождалось от уплаты ясака. Мнения историков расходятся в том, кто же проявил такую милость: Анна Леопольдовна или Елизавета Петровна.

В 1764 году буддийское учение обрело заслуженное признание и стало одной из российских государственных религий вследствие введения должности Пандито хамбо-ламы, который должен был возглавлять забайкальских и восточносибирских буддистов. Благодарные духовники в Бурятии провозгласили Екатерину II, учредившую этот пост, эманацией Белой Тары.

Первый дацан, Цонгольский, был сначала передвижным. Дамба Дорши Заяев, Пандито хамбо-лама, был его настоятелем. Позже резиденцией лидера всех буддистов становится Гусиноозерский дацан.

Чему же на самом деле учит Буддизм и все ее разновидности

Дамба-Даржай Заяев (1710—1776). 1-й Пандито Хамбо-Лама

Спустя 33 года император Павел Петрович отметил в своём манифесте, что в России можно свободно исповедовать и распространять буддизм.

XIX — начало XX века

Государь Александр Павлович в указе, датируемом 1822 годом, подтвердил это положение. 1914 год стал временем присоединения к России ещё одного буддийского региона – Урянхайского края. Сейчас он носит название Тува (Тыва).

Тувинцы были знакомы с буддизмом ещё с XIII века. Кроме Гелуга они отдавали предпочтение традиции Ньингма. К моменту присоединения на территории проживало около трёх тысяч последователей учения, включая лам. Государство в тот период не вмешивалось в их духовную жизнь.

А в Забайкалье начала XX века буддизм являлся верой практически всего бурятского населения. Об этом свидетельствуют такие цифры:

  • 44 действующих дацана,
  • 144 малых храма,
  • 16 000 лам

обслуживали население количеством 160 000 человек.

Ламы Калмыкии и Бурятии интенсивно проводили политический курс России на востоке страны, защищали её государственные интересы. В ответ царская династия оказывала им покровительство и содействовала процветанию этого духовного течения.

Чему же на самом деле учит Буддизм и все ее разновидности

Ламы Калмыкии. Старинное фото

Конец XIX века ознаменовался возникновением буддийской общины в Санкт-Петербурге. И хотя поначалу переписчики отмечали в городских списках всего лишь одного буддиста, через 10 лет их стало уже почти сто, затем – около двухсот, 10% составляли женщины. По национальному составу это были буддисты бурятского, калмыцкого происхождения и русские.

Дацан Гунзэчойнэй, возведённый здесь в это время, являлся детищем знаменитого бурятского ламы Агвана Доржиева.

Развитие буддологии

Исторически Санкт-Петербург был центром русского буддийского учения.  Тут появились буддологические сообщества, которые сделали значительный вклад в развитие буддологии.

Российские востоковеды стояли в ряду самых сильных в этой области знаний. Тибетология, синология, санскрит являлись предметом изучения в институтах и университетах крупных российских городов.

Чему же на самом деле учит Буддизм и все ее разновидности

Николай Рерих (27.09.1874 — 13.12.1947) — русский художник, философ-мистик, писатель, путешественник, востоковед

На соответствующих кафедрах переводили труднейшие документы, отсюда отправлялись в научные поездки в азиатские государства. В течение двух веков представители литературной интеллигенции использовали буддийские философские выкладки в своих произведениях.

Годы репрессий

Октябрьская революция и принятие закона об отделении церкви от государства в 1918 году положили начало гонениям на религию в целом и буддизм в частности. Кратко это можно описать следующим образом.

Двести буддийских храмов были уничтожены. Двадцать пять тысяч лам были заключены в тюрьмы, их ждал расстрел или ссылка в лагерь. Ученые-буддологи были репрессированы тоже. Калмыков депортировали в годы войны 1941-1945 гг.

Воскрешение буддизма

После победы в войне стратегия в отношении востока немного изменилась, разрешили открыть Иволгинский и Агинский дацаны, которые единственные и функционировали. И лишь в конце XX буддийское учение началось по-настоящему возрождаться.

Чему же на самом деле учит Буддизм и все ее разновидности

Иволгинский дацан, Улан-Удэ

Реставрировались разрушенные и возводились новые монастыри, регистрировались общины, возобновились отношения с зарубежьем. Сейчас в России кроме традиции Гелуг существуют другие тибетские, корейские, японские, китайские школы, а также представлено ответвление тхеравада.

Основные положения буддизма

По мнению пророка, таковым буддисты считают Гаутаму, жизнь каждого из нас — это череда страданий. Человек появился на свет, и началась жизнь, наполненная проблемами. Но, оказывается, возникновение всякого рода бед заложено в нашей сущности. Человек, будучи существом падким к соблазнам, подвержен страстям. Выход один: избавится от страстей, найти ту золотую середину, которая позволит разумно сочетать духовное и материальное. Цель жизни человека — продвижение к особому состоянию — нирване. Это слово означает — “отсутствие волнения”. Очень важное условие для счастливой жизни.

Важно! Источником этой религии является священная книга Типитака. Она состоит из трех частей. В книге изложены основные заповеди основателя философии буддизма, описание его жизненного пути и учения, правила жизни служителей буддийского культа — монахов.

В религии выделяют два направления:

  • хинаяна — “узкий путь спасения” для избранных;
  • махаяна — “широкий путь спасения” для всех верующих.

Оба направления имеют свою философию, в некоторых случаях противоречащую друг другу

Истины

Шакьямуни поведал ученикам четыре благородные истины:

  • в мире много страданий – дукхи;
  • они имеют за собой причину – желания;
  • есть путь избавления от страданий;
  • этот путь ведет к нирване.

Заповеди

Заповеди содержат в себе непременные табу, которым должен следовать верующий:

  • не причинять вреда живым существам, не убивать их;
  • не воровать;
  • не врать;
  • не прелюбодействовать;
  • не употреблять одурманивающих средств.

Чему же на самом деле учит Буддизм и все ее разновидности

Срединный путь

Будда завещал потомкам придерживаться «срединного пути». Это значит, что не следует бросаться в крайности от жизни, сплошь состоящей из наслаждений, до полной аскезы, которая может нанести человеку вред. Нужно найти золотую середину, которая будет способствовать духовному и физическому развитию.

Восьмеричный путь

Нужно пройти восемь этапов на дороге к самосовершенствованию, главной наградой в которой станет высшая ступень – нирвана. Все шаги важны, они взаимодействуют, поэтому важно направить в правильное русло:

  • понимание, видение мира;
  • мысли, намерения;
  • слова;
  • поступки;
  • образ жизни;
  • усилия, старания;
  • внимание, мысленный и чувственный контроль;
  • сосредоточенность, которая достигается медитациями.

Чему же на самом деле учит Буддизм и все ее разновидности

Четыре классических принципа

Предположения первоначального буддизма чрезвычайно просты и основаны на четырех классических принципах:

  1. Жизнь есть страдание;
  2. Эта истина объясняет, почему существует страдание — мы страдаем, потому что мы сами этого хотим;
  3. Этот принцип буддизма говорит о наблюдении за собой для того, чтобы выйти из-под власти страдания, при этом мы должны полностью отказаться от своих желаний. В буддизме это означает познать полное блаженство, успокоение, избавиться от мирских страстей, искоренить ненависть и познать истинную природу вещей, то есть достичь состояния нирваны. Для познания этого состояния буддийские монахи проходят обучение, медитируют, занимаются меценатством, поклоняются святым и тем самым освобождаются от собственного эго (называют «мокша»), отвергая людские желания и страсти. Существует два пути спасения: 1) Хинаяна – это узкий путь спасения, достигается в буддийских монастырях, а познание нирваны приходит после смерти; 2) Махаяна – широкий путь, познание нирваны происходит на время при жизни, а после смерти достигается навечно.
  4. Это правило представляет собой ряд инструкций, рассказывающих о том, как достичь этого состояния (во многих точках совпадающие с христианскими Десятью Заповедями). Каждый буддист на протяжении мирской жизни следует срединному пути существования на пути к достижению нирваны – это основное учение Будды, также называемое восьмеричным путем спасения. Оно основано на восьми состояниях:

— правильная речь – воздержание ото лжи, сквернословия, пустословия и речей, которые могут сеять вражду и привести к злу;

— правильный образ жизни – не вредить всему живому, зарабатывать средства для существования, не противореча буддийским ценностям, вести скромную, без роскоши и прочих излишеств, жизнь;

— сосредоточение – стремиться освободиться от жестких убеждений и наполнять свой разум позитивными мыслями, учиться созерцать и познавать истину;

— правильное воззрение – понимание Четырех Благородных Истин (Сансара это страдание; у страдания есть причина и конец; есть путь, ведущий к окончанию страдания);

— правильные поступки – делать добрые дела, воздержаться от воровства, прелюбодеяния и желания обивать других существ;

— правильные помыслы – уяснить, что все зло исходит от нашей плоти;

— правильные намерения – изменить свои желания и намерения. Жестокость и вред заменить на сострадание; чувственные наслаждения — на посвящение себя духовности; злость – на доброжелательность.

— правильные усилия – отгонять все злое, настраиваться на позитивный лад и стараться всегда следить за своими мыслями.

Таковы основы буддизма, которые на протяжении веков трансформировались в полном объёме в государственную религию, а также стали неотъемлемым атрибутом светской и культурной жизни всего восточного сообщества.

 

Виды буддизма

Я не претендую на исчерпывающую полноту повествования, я показываю только основные виды буддизма и ту огромную культурную жизнь, которая скрывается за одной из самых многочисленных религий мира.

Тхеравада-хинаяна. Этот вид буддизма выжил в Южной Азии и включает в себя Южную Индию, Цейлон, Индокитай. Это самая старая форма буддийского учения. Сохранились очень старые тексты буддийского канона, который содержит богатую коллекцию заповедей и притч. Это наиболее примитивная форма буддистской религии и не является распространенной.

Китайский буддизм. Выращенный в Индии, он устремился в Китай, ставший идеальной «ретрансляционной станцией» на весь Восток, а затем и на запад. В результате таких сложных метаморфоз и преобразований, в Китае была создана школа Чань, являющийся основой дзен буддизма, распространившегося на Японию и Корею. Школа была основана Бодхидхармой Буддой, который прибыл в Китай в пятом века до нашей эры. Со временем она стала самой важной оригинальной формой китайского буддизма, которая получила видное место среди других направлений системного мышления и верований Китая — конфуцианства и даосизма.

Тибетский буддизм. Является самым красочным, самым живописным буддистским направлением в мире. Он состоит из двух элементов. Во-первых, структура самой религии — ламаизм, другое название буддизма, применяемого в настоящее время в Тибете. Он стал основным местным верованием — религией, полной призраков, магии и богов. Вторая характеристика ламаизма сильно отличается от других школ буддизма – это необычно сильная позиция священников (лам). Тибет до китайского вторжения был самым теократическим государством в мире — треть населения составляли монахи.

Японский. Этот вид буддизма делится на несколько сект, из которых я рассмотрю наиболее важные в хронологическом порядке. Они берут начало из двух основных традиций — Риндзай и Сото.

Шин Буддизм происходит от имени Амида Будды, царящего в раю «чистой земли». Для того, чтобы попасть в рай, буддист должен произносить имя Амида Будды. Эта концепция широко известна на протяжении всей истории развития буддизма в Индии и Китае, но только в Японии, монах Хонэн (1133—1212) объявил о том, что вдохновенного произнесения имени Будды достаточно. Вам не нужны добрые мысли, дела или медитации, вы просто повторите формулу Наму Амида Буцу (отсюда и другое название этой секты — nembutsu) и этим сможете достичь спасения.

Монах Sinran, который жил 1173—1262 и был учеником Хонэн, через некоторое время пришел со своим собственным оригинальным тезисом о том, что само существование жизни каждого человека не даётся Буддой и больше не нужно называть его имя, чтобы спастись и прийти к вечному блаженству и гармонии.

Нитирэн, пожалуй, самый спорный вариант учения Будды. Секта была основана Нитирэном, который жил в 1222—1282 годах и был великим религиозным реформатором. Зарождению этой традиции способствовали исторические события того времени – Японию преследовали военные конфликты и стихийные бедствия.

Он воспользовался этим фактом, чтобы утверждать, что для того, чтобы достичь мира и спокойствия, нужно создать в Японии одну религию — буддизм в такой форме, чтобы он способствовал достижению просветления. Таким образом, создается фанатичное, ультранационалистическое религиозное движение, своего рода «японский национальный буддизм».

Что такое Дзен-буддизм? Является наиболее развитой формой. Отвергает любые внешние религиозные атрибуты — иерархии и ритуалы, а также любые интеллектуальные вспомогательные средства, способствующие просветлению (проповеди и священные книги Мудрости). Просветление приходит здесь и сейчас, и только благодаря созерцанию, происходит освобождение от эгоизма. Это состояние достигается за счет дзадзен или сидя в позе цветка лотоса, радуясь дыханию — это условия, необходимые для того, чтобы принять сострадательную природу Будды.

Риндзай Дзэн. Риндзай является наиболее важным японским Дзен направлением, также основанный монахом, который был не очень удовлетворён японским буддизмом и решил поехать в Китай (откуда буддизм пришел в Японию), чтобы узнать истинное понимание этой религии. Благодаря ему, первоосновы буддизма (китайский чань) были распространены на Японских островах, называемые на новом наречии Zen.  Это начало одной из двух главных традиций Дзен;

Сото Дзен. Soto является японской школой, которая основанна монахом по имени Догэн, который был учеником преподобного Риндзая и взял у него множество элементов мышления. Тем не менее, как и наставник, он в одиночку отправился в Китай к местным источникам, чтобы постичь знания об истинном измерении буддизма. Так появился еще один вид японского дзен, который до сих пор популярен и его практикует очень много поклонников.

Корейский буддизм. В Корее данный вид учения имеет многовековые традиции. Однако, сто-двести лет назад, казалось, это учение утратило свое значение. Это было до середины двадцатого века. Но на волне растущего интереса к дзен буддизму на Западе, корейский буддизм также переживает своё возрождение. Лучшим примером является школа дзен-Кваме Um.

Возможно, представленные здесь виды и их краткие описания были полезны для тех, кто заинтересован в этой древнейшей религиозной конфессии. Я глубоко убежден, что идея быть буддистом является одним из наиболее ценных человеческих желаний, которое каким-то странным образом близко каждому человеку.

Карма, реинкарнация, медитация

Интерес к религиям Востока возник давно. К понятиям, связанным с буддизмом многие уже привыкли. Суть их раскрывает важнейшие принципы вероучения:

  • Карма — закон человеческого существования. Краткое изложение сводится к следующему: какой посыл каждый из нас посылает в мир, тем же ему и оплачивает судьба. Добрые дела способствуют очищению жизненного пространства, а злые — “засоряют” его.
  • Реинкарнация — “перевоплощение”. Буддизм не признает существование души, но есть описания того, что Будда менял свои обличья. А человеческое сознание проходит через разные миры. И в какой мир человек попадет в момент смерти — зависит от его кармы.
  • Медитация — духовная практика. Она получила широкое распространение не только в восточных учениях. Буддизм считает, что достижение нирваны возможно благодаря использованию техник, нацеленных на концентрации психического состояния человека. Медитация — основа йоги.

Особенности буддизма

  • Эту религию считают религией без бога. В ней нет учение о Боге-творце.
  • Нет понятия “греха” и “душа”.
  • Нет официальной церковной организации и понятия “ересь”.
  • Признает науку.

Символы в буддизме

Единого буддийского символа не существует, но сложился ряд изображений, которые представляют буддийские верования. Эти символы считаются священными и используются в различных церемониях, в качестве декоративного искусства в монастырях или во время медитации. Бытует мнение что, несколько символов, связанных с буддизмом, Бог преподнес Будде в подарок сразу после того, как он достиг своего просвещения.

Вот некоторые известные, символы в буддийской культуре:

Чему же на самом деле учит Буддизм и все ее разновидности

Будда — учитель.

Золотые рыбки

Вспоминая восемь благоприятных символов буддизма, многие сразу представляют двух карпов Кои, плавающих по кругу. Их чешуя играет на солнце золотым огнем, напоминающим драгоценные монеты. Кроме того, карпы Кои почитаются как священные животные из-за их благородного вида, элегантности и долголетия.

Чему же на самом деле учит Буддизм и все ее разновидности

Бог Вишну преподнес двух карпов Будде в качестве украшения его глаз и защиты от океана мучений и боли.

Издавна эти рыбки, свободные и подвижные обитатели рек и других водоемов, были олицетворением богатства и благополучия: как материального, так и морального. Как рыба плещется в воде, не встречая препятствий на своем пути, так и человек сможет достигнуть цели без помех.

В буддизме пара рыбок олицетворяет радость, активность, счастье и свободу от кастовой системы, так как они свободно резвятся в воде.

Если представить жизнь как бесконечный океан перерождения, то рыбки символизируют легкое его преодоление и приближение к вечной Нирване.

Драгоценная ваза

По легенде, бог Шадана преподнес Будде вазу в качестве украшения для шеи. Как и другие символы в буддизме, ваза олицетворяет достаток и богатство во всех сферах жизни.

Кроме того, драгоценный сосуд – неиссякаемый источник изобилия, исполнения желаний и реализации планов. Эти свойства вазы распространяются и на духовное желание выйти из бесконечного цикла перерождений и достичь Нирваны.

Чему же на самом деле учит Буддизм и все ее разновидности

Вазу традиционно изображают в виде золотого кувшина для воды со следующими вариантами украшений:

  • крышка, увенчанная драгоценными камнями;
  • лепестки лотоса, опоясывающие вазу в различных частях;
  • россыпь драгоценных камней по всей вазе;
  • широкая шелковая лента, обвязанная вокруг горлышка.

Драгоценная ваза часто используется в буддистских ритуальных церемониях и считается неиссякаемой: сколько даров из нее ни возьми, а она все равно остается полной.

Есть несколько версий о том, что же скрывает в себе драгоценный сосуд. По одной версии, внутри вазы содержится сладкий нектар, дарующий бессмертие всем, отведавшим его. По другой версии, внутри – неиссякаемый источник драгоценностей.

Нужно помнить, что под драгоценностями буддисты понимают, прежде всего, божественное Просветление и Мудрость. А под напитком бессмертия – ясность и непрерывность сознания, позволяющие познать легкость бытия и перенести этот опыт в следующую жизнь после перерождения.

Значит, одновременно с благими деяниями верующим следует укрепляться в терпении, стойко переживать возвращение негативной кармы за наши грешные действия, совершенные в прошлом.

В некоторых толкованиях говорится, что горлышко вазы запечатано корнями дерева желаний. Такой сосуд, наполненный драгоценностями и запечатанный корнями, размещался (или закапывался) в священных землях, местах поклонения, в водоемах и на горных тропах. В последних случаях роль вазы – умиротворение присутствующих там духов.

Лотос

Лотос – священное и самое чтимое растение в Индии. В виде лотосов изображаются чакры, особенно он связан с Сахасрарой, тысячелепестковой чакрой, расположенной чуть выше макушки головы. Кроме того, цветок лотоса – непременный атрибут практически любого божества в индуистском пантеоне. Кришна часто описывается лотосооким, а у Вишну лотос растет из пупка.

Чему же на самом деле учит Буддизм и все ее разновидности

Изображение лотоса – символ святой безграничной любви, которая входит в четыре неизмеримости, характерные душе бодхисатвы. Цветок лотоса возле храма обозначает божественную обитель и молитвенное состояние чистоты и умиротворенности.

Лотос в буддизме изображается с 4, 8, 16, 24, 32, 64, 100 или 1000 лепестков. Эти числа сопоставляются с чакрами и количеством частей в мандале.

По цвету лотоса можно определить, кому из богов буддистского пантеона он принадлежит. Например, Ганеша держит в руке розовый или светло-красный цветок, состоящий из 8 или 16 лепестков. Часто Ганеша изображается восседающим на розовом лотосе. Белый цветок – символ святости и непорочности – держит в руке Белая Тара.

Учению буддизма свойственно следующее понимание этого цветка: произрастая из грязного ила, стебель лотоса тянется сквозь толщу речных вод, чтобы распуститься над ними прекрасным цветком. Так и человек, преодолев череду перерождений и познав Просветление, однажды погрузится в Нирвану.

Бесконечный узел

Бесконечный узел (Шриватса) подарил Будде бог Ганеша в качестве украшения для сердца.

Чему же на самом деле учит Буддизм и все ее разновидности

Шриватса имеет несколько вариантов изображения:

  • узел треугольной (иногда округлой) формы;
  • драгоценный камень, соединяющийся противоположными углами;
  • локон счастья на груди у Кришны и Будды;
  • отметины на капюшоне кобры (символа кундалини).

Среди буддистов и теологов нет единого мнения, что собой символизирует бесконечный узел Шриватса. Одни полагают, что он представляет собой бесконечность Сансары. Другие считают, что узел – символ вечности. Третьи видят в нем знак неисчерпаемой мудрости Просветленного. Четвертые видят в узле переменчивость времени, непостоянство и взаимосвязь всех вещей, а кроме того, единство сострадания и мудрости.

Кроме того, есть версия, по которой Шриватса («возлюбленный Шри») – знак Лакшми, украшающий грудь бога Вишну. Знак Лакшми также есть и у Кришны – девятого перерождения Вишну. В этом случае Шриватса называется «завиток счастья» и похож очертаниями на свастику.

Белая раковина

Белая ракушка, завитая вправо, была вручена Будде богом Индрой в качестве украшения для ушей. Считается, что моллюск должен прожить пять жизней, непрерывно перерождаясь, чтобы обрести подобную ракушку.

Чему же на самом деле учит Буддизм и все ее разновидности

Раньше ракушки служили музыкальными инструментами, поэтому белая раковина олицетворяет звук мудрости Будды, распространение ее повсюду, пробуждение последователей Будды ото сна незнания. Кроме того, звук раковины олицетворяет прекрасный и мелодичный голос Дхармы. Но не всем дано уловить смысл в этих звуках: некоторые существа из-за своих заблуждений ничего не понимают или вовсе не слышат.

Белая ракушка со спиралькой, завитой по часовой стрелке, – атрибут многих богов-героев, чьи раковины прославляли их смелость и успехи в военном искусстве. Есть мнение, что ее святой и благородный звук изгоняет нечистую силу, обращает вредоносных существ в бегство и отклоняет катастрофы .

Как и другие благоприятные символы в буддизме, раковина имеет свои особенности изображения:

  • изображается вертикально;
  • внизу ракушки располагается шелковая лента;
  • завитая вправо спираль.

Иногда раковина располагается горизонтально и используется в качестве аромалампы.

Знамя победы

Знамя победы Просветленному подарил бог Кришна в качестве украшения для туловища. Знамя – многоярусный цилиндрический флаг на длинном столбе сандалового дерева, часто изображается украшенным лентами. Верх знамени может быть увенчан драгоценностью, исполняющей любые желания. Иногда знамя изображалось похожим на Благой зонт меньшего размера.

Оно устанавливалось на колеснице, за спиной воина и сзади от Чхатры. На каждом стяге была изображена эмблема короля или воина.

Знамя олицетворяет победу над врагами и недругами, демонами и еретиками. Также это символ победы учения Будды над смертью, неведением, всем вредоносным и пагубным в этом мире.

Образ великого Будды

Является одним из буддийских символов, а также является одной из самых известных икон в религии буддизма.

Чему же на самом деле учит Буддизм и все ее разновидности

Слева «Будхапада», справа «Триратна», или «Три драгоценности»

Триратна

Это Дхарма, Будда и Сангха (буддийская община). Один из древнейших буддийских символов и ассоциируется с тем путем, которым Будда указал людям.

Буддхапада

Отпечаток ног, символизирующий факт физического присутствия Будды как человека на земле. Символ пути по которому надо идти.

Чему же на самом деле учит Буддизм и все ее разновидности

Дерево бодхи

Одно из буддийских символов, дерево Бодхи священно и показано как старое и большое фиговое дерево, имеющее округлые листья в форме сердца. Символ надежды и спасения.

Колесо дхармы

Один из важнейших символов в буддизме для представления учения Будды, но и его самого.

Чему же на самом деле учит Буддизм и все ее разновидности

Зонтик, укрывающий от зла и неприятностей

Зонтик или Парасоль (чатра)

Символ силы и защиты от вреда, болезней, препятствий и трудностей. Символ достоинства, мудрости и сострадания.

Чему же на самом деле учит Буддизм и все ее разновидности

Безупречный цветок лотоса — отражение буддизма

Другие символы буддизма и подношения

В буддизме, помимо 8 благоприятных символов и драгоценных предметов, есть и другие знаки:

  • Триратна. Ядро буддийского учения, включающее в себя три столпа – Будду, Дхарму (его учения) и Сангхи (монахов и монахинь), тесно связанные друг с другом. Трирату изображают в виде трех драгоценных камней.

Триратна значит, что без исторического Будды Шакьямуни не существовали бы Дхарма и Сангхи. Не будь у него своего духовного учения, Просветленный не стал бы великим, не сформировалась бы буддийская религия. Без Сангхи эту традицию не передавали бы через столетия.

  • Ом. Священный звук, корни которого уходят в индуизм. Символ ом в буддизме – знак единства всего в мире, в том числе, земли, небес и подземной жизни. Согласно другой теории, это представление трех богов индуизма: Брахмы, Вишну и Шивы. Ом – это одна из самых сильных мантр, которую воспевают в течение вот уже многих тысячелетий.
  • Свастика означает следы духовного правителя. Также это символ солнца в буддизме. Нередко ее используют, чтобы обозначать начало текстов. В современном буддийском учении на Тибете этот солнечный круг используют в качестве украшения для одежды. По мере того, как распространялась религия и ключевые символы буддизма, свастика стала элементом китайской и японской иконографии, в которой использовали знак плюрализма, изобилия, процветания и долгих лет жизни.
  • Цикличная система существования – это еще один символ буддизма, Колесо Сансары. Возникла в Индии задолго до появления Будды. Ее изображали как круг, поделенный на 6 секторов-царств с множеством подразделений в каждом.

Несмотря на то, что последователи Дхармы могут следить за существованием людей и смотреть, как они идут на поводу своих чувств, сами они не хотят жить в этом мире, поскольку понимают связанное с ним рабство. Они хотят прекратить цикл перерождений, покинуть Колесо Сансары, помочь другим достичь Нирваны и проникнуться природой Будды.

Священные книги

Основной книгой, как Библия для христиан, как Коран для мусульман, для буддистов является Трипитака. Она представляет собой сборник священных писаний, объединенных в три разных тома. Отсюда и такое название, что переводится как «три корзины».

  • Виная-питака. Описывает правила поведения монахов внутри общины, порядка пятисот проводимых обрядов, приводит примеры из жизни Пробужденного и любопытные притчи о некоторых традициях.
  • Сутра-питака. Хранит в себе свыше десяти тысяч известных изречений Учителя, раскрывает подробности его жизни.
  • Абхидхарма-питака. Раздел о теории философии, в котором систематизированы понятия, знания, основополагающие принципы Дхармы.

Чему же на самом деле учит Буддизм и все ее разновидности

Буддизм в России

В России зарождение буддизма связывают с появлением в VIII веке в районах Приамурья и Приморья государства Бохай. Постепенно религия распространяется на соседние территории. Официально ее признала Екатерина II в XVIII веке.

Важно!  В советские времена, как и другие, религия подверглась гонениям. В настоящее время распространена в республиках Калмыкия, Тува, Бурятия.

Тринадцать столетий вместе с Россией

История буддизма в нашей стране насчитывает не менее тринадцати столетий. По всей вероятности, буддизм появился на землях, которые сегодня являются частью Российской Федерации, еще в VI веке или даже раньше; его практиковали тюркские племена, населявшие юг Алтая и верховья Енисея. Тувинские и некоторые западные ученые полагают, что к этим племенам буддизм Хинаяны, а затем Махаяны проникал из Согда.

Однако эти предположения трудно подтвердить. Первые материальные свидетельства существования буддизма на территории современной России относятся только к VIII веку. Тогда в Приморье и Приамурье процветало государство Бохай, культурно близкое Корее и Китаю. Археологи владивостокского Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока Дальневосточного отделения РАН за 40 с лишним лет полевых исследований обнаружили множество предметов, указывающих на то, что в Бохае, а также в государстве чжурчженей Цзинь, которое образовалось на тех же землях в XI веке, практиковали Махаяну и Важдраяну.

Однако ни древние тюрки, ни бохайцы, ни чжурчжени не остались в России в прежнем виде и не сохранили буддийское мировоззрение. В нашей стране закрепился тибетский буддизм, принесенный позднее – вначале калмыками (ойратами), затем бурятами и тувинцами. Как отмечает в интервью для нашего фильма профессор Наталия Жуковская, «буддизм проявил здесь свою великую толерантность. Когда он сталкивался в разных странах и у разных народов с такими же высокоразвитыми религиями, как он сам, это были контакты равных с равными. А у монголов, бурят и калмыков это был контакт с шаманизмом, с культом гор, с культом духов – хозяев природы, холмов, рек, озер и так далее. И буддизм с ними со всеми прекрасно сумел поладить».

«Под царскою высокою рукою»

В XVII веке в европейскую Россию прикочевали племена ойратов, западных монголов. Они пришли через Сибирь, ордой, которая при приближении пугала сибиряков; пока орда шла, появлялись царские указы Василия Шуйского, предписывающие с ойратами сражений не затевать: «Их пожаловати, воевати их не велети, и велети им бытии под царскою высокою рукою…» В этих указах ойраты уже именовались колмаками, или калмыками. Одновременно рассылались сообщения, что эта орда не опасна, в отличие от более древних татарских орд, чьи разрушительные набеги еще помнились на Руси.

Кочевники гнали с собой скот (так в европейскую Россию пришли монгольские лошади и коричневые длинношерстные коровы), и во многих кочующих улусах были кочевые храмы (белые кибитки), статуи и тханки Будд. Тогда, как и сейчас, калмыки были буддистами: еще в XIII веке они получили посвящения от красношапочных лам – Второго Кармапы, Сакьяпандиты и Пхагпы. Широко была представлена у ойратов традиция Гелуг. Хотя на начало XVII века она еще не пришла к власти в Тибете, ее ламам покровительствовали монгольские ханы. После 1650 года калмыки официально стали подданными Российской империи, и образовалось Калмыцкое ханство, в котором буддизм был признан государственной религией.

«Буддизм учил быть милосердными, быть сострадательными, быть миролюбивыми, – сказала нашей съемочной группе автор монографии «Репрессированное буддийское духовенство Калмыкии» кандидат исторических наук Галина Дорджиева. – Ведь точно такими же были и монгольские правители. В их государстве были распространены и манихейство, и несторианство, и буддизм. А сами они были шаманистами. Чингизхан и его преемники очень толерантно относились ко всем религиям». Стационарные калмыцкие храмы-хурулы в степях Нижнего Поволжья стали строиться начиная с 1798 года, когда Арчи-лама возвел деревянный хурул в местности Цаган Аман.

Среди самых известных фигур в калмыцкой истории – учитель и подвижник Зая Пандита (1599–1662). Заведующая Музеем калмыцкой традиционной культуры имени Зая Пандиты при Калмыцком научном центре РАН, доктор искусствоведения Светлана Батырева рассказывает, что он «был ламой и ученым, переводил классические тексты буддийского содержания на ойрато-калмыцкий язык. Калмыцкий язык отличается от монгольского наречия. Ойраты проживали в пограничном районе Западной Монголии, а это район контактов с тюркскими племенами. Язык калмыков вобрал в себя все эти элементы. Зая Пандита приспособил графику монгольского письма к особенностям произношения западно-монгольского наречия, ойратского, и создал свою азбуку, которая стала называться тодо-бичиг, или «ясное письмо». Иногда ее называют «ясная голова»: она хорошо отражает особенности ойратского языка».

В 1771 году часть калмыков с большими потерями перекочевала обратно в Центральную Азию, и Калмыцкое ханство в прежних границах прекратило свое существование. Однако многие представители этого этноса остались в Нижнем Поволжье и Приуралье. Они продолжали практиковать Учение Будды.

От Елизаветы I до Екатерины II

Другая обширная область распространения буддизма появилась в Забайкалье, где проживали буряты. Первый стационарный храм появился там в 1725 году, а в 1741-м императрица Елизавета Петровна царским указом объявила буддизм одной из официальных российских религий. В конце XVII – начале XVIII веков, по словам доктора исторических наук Сурун-Ханды Сыртыповой, буддизм активно развивался на бурятских землях: «На этот период пришелся расцвет книгопечатания, происходило строительство, возобновление и создание новых храмов при монастырях, замена деревянных строений каменными. Создавались новые художественные школы и течения, о которых мы, к сожалению, пока еще знаем очень мало».

Со времен Екатерины II главы буддистов Забайкалья носят титул Пандидо Хамбо Лам. Первым из них в 1764 году императрица утвердила в этой должности Дашу Доржи Заяева (1710–1776) – монаха, ученого и учителя, получившего классическое образование в Тибете. Буряты считают, что появление Хамбо Ламы способствовало объединению разных забайкальских кочевых племен, в результате чего образовался бурятский народ. Один из Хамбо Лам прославил Бурятию во всем мире – это Даши Доржо Итигэлов (1852–1927), чье нетленное тело, сидящее в позе медитации, до сих пор находится в Иволгинском Дацане недалеко от Улан-Удэ, привлекая своим благословением множество паломников.

В конце XIX – начале XX века в Бурятии было около 40 храмов и монастырей; при некоторых дацанах были школы, в которых изучали философию, цаннид (логику ведения философских диспутов), медицину, ритуалы и искусства.

Чему же на самом деле учит Буддизм и все ее разновидности

«Единственный выдержал экзамен»

В поисках главного героя для нашего кино мы остановили свой выбор на фигуре бурятского ламы Агвана Доржиева (1854–1938), который известен как буддийский ученый, учитель Далай-ламы XIII и посол Тибета при российском государе.

Родившись в бурятском селении Хара-Шибирь, он учился в русской школе и в 18-летнем возрасте женился. Однако брак продлился недолго: всего через год Доржиев разошелся с женой и отправился пешком в Лхасу, чтобы постигать основы Учения Будды. Он десять лет учился в Гоман-дацане и получил ученый титул. Позднее он так писал об этом в своих мемуарах:

Хотя курс пяти книг я изучил не особенно глубоко, следуя поговорке: «Промедлишь – упустишь время», получил звание лхарабмы у подобных солнцу, поднявшемуся над землей, мудрецов из трех удивительных монастырей. Не убоявшись, по пяти книгам единственный выдержал экзамен. Так я прославился.  Затем, когда Упование живых Далай-лама гэгэн встретил свое тринадцатилетие, я вошел в число тех, кто обучал его полному учению цаннида, и десять лет сопровождал его.

Доржиев стал единственным в истории иностранцем, которому доверили обучать философии самого Далай-ламу XIII. Освоившись в этой роли, бурятский ученый внушил правителю Тибета симпатии к России. Поэтому, когда казалось, что Стране Снегов грозит опасность со стороны Британии, чьей колонией была тогда соседняя с Тибетом Индия, Далай-лама поручил Доржиеву дипломатическую миссию – убедить российского царя взять Тибет под свою защиту. В таком качестве Доржиев неоднократно совершал поездки между Лхасой и Санкт-Петербургом, пересекая материки и океаны. Вот одно из писем Далай-ламы к Николаю II:

Великий и могущественнейший государь Император Николай Александрович,

Я, Далай-Лама, в ознаменование великорадостного дня Нового года приношу Вашему Величеству сердечное мое поздравление и умоляю верить моей сердечной любви и преданности и милостиво принять мое скромное подношение: приветственный хадак, образ Будды, священные книги, тибетское золото в 5 узелочках по 5 ланг и разных шелковых материй 15 кусков. Великий Государь, как не оставлял ранее Своим милосердием и покровительством, так впредь не оставляй покорного Тибета.

Дипмиссия Доржиева успеха не имела, но, проезжая на своем пути Бурятию, Калмыкию и Туву, он всякий раз давал там поучения, строил храмы и школы.

«Всякая пропаганда считается преступлением»

Доржиев заботился о буддистах любой народности, где бы они ни жили. Побывав в Париже, он по приглашению французских властей провел серию посвящений в музее Восточных искусств Гиме. Максимилиан Волошин, который помогал ламе в Париже, писал об их встрече так: «Это было моей первой религиозной ступенью. Лама много сказал такого об Нирване, что сильно перевернуло многие мои мысли. От него я узнал, что в буддизме всякая пропаганда идеи считается преступлением, как насилие над личностью. Какая моральная высота!..»

Агван Доржиев поражает масштабом и многогранностью своей личности. Он был образцом учености для российских востоковедов, помогал им получать буддийские знания; он привез в Россию уникальный атлас тибетской медицины; по инициативе Далай-ламы XIII и с благословения императора Николая II он возвел храм-дацан в Санкт-Петербурге; он защищал буддизм и буддистов от уничтожения после Октябрьской революции и в первые годы репрессий, но сам пал их жертвой. Свою долгую жизнь он завершил в тюремной больнице Улан-Удэ в 1938 году.

Процветание, Угасание, Возрождение

Фильм об истории буддизма в России состоит из двух частей. Прослеживая жизненный путь героя, зритель увидит период процветания буддийского учения в царской России и период его вынужденного угасания; узнает, как взаимосвязаны судьбы буддизма в Калмыкии, Бурятии, Туве и соседней Монголии; познакомится с самыми известными буддологами России, услышит их рассказы о событиях прошлого и мнения о будущем.

Во второй серии мы, кроме прочего, покажем, как складывалась судьба калмыцкого народа во время Великой отечественной войны, а затем остановимся на современном периоде обновления буддизма в Российской Федерации. Наша съемочная группа рассчитывает завершить фильм и подготовить его к просмотру в 2018 году. Будем рады участию всех, кто захочет помочь нам в этой работе.

Чему же на самом деле учит Буддизм и все ее разновидности

1907 г. ноября 20

Секретная записка Агвана Доржиева в Министерство иностранных дел России о более тесном сближении России с Монголией и Тибетом:

Мир на окраинах будет обеспечен лишь в том случае, когда пограничные соседи на этих окраинах будут связаны с нами прочными узами дружбы и живого общения, в особенности – на почве торгово-промышленной и культурно-просветительной деятельности. Чрезмерная эксплуатация населения, «выжимание соков» без внесения в страну чего-либо положительного только вооружают население. А потому надо принимать меры к поднятию хозяйственного быта и духовной культуры туземцев.Прежде всего должны быть открыты общеобразовательные учебные заведения (или приспособлены существующие), где бы могли обучаться монгольские и тибетские дети вместе с русскими и бурятами. Такие учебные заведения удобнее всего открывать где-нибудь около границы, например, в Троицкосавске. Преподавание должно вестись на монгольском языке до тех пор, пока учащиеся не овладеют русским языком в совершенстве. В программу преподавания должны входить русский, монгольский, тибетский, китайский и английский языки, по выбору учащихся, история и литература народов, к которым принадлежат учащиеся, а также учение Будды.

Такими просветительно-культурными мерами можно со временем достигнуть того, что монголы и тибетцы будут смотреть на Россию как на источник здоровой культуры и просвещения, как на свое идейное отечество.

Записка кяхтинского пограничного комиссара Алексея Хитрово о пребывании в Монголии Далай-Ламы:

Считаю необходимым осветить несколько личность Далай-Ламы. По обширным располагаемым мною о нем сведениям, из самых различных источников, общее мнение, без всяких исключений, сводится к тому, что настоящий Далай-Лама представляет собой изумительно выдающуюся личность. Начиная с XIII столетия, т. е. со времени первого воплощения и перерождения Далай-Ламы, только один из всех первосвященников, царствовавший в начале XVII века (Нован Лобсан), отличался предприимчивостью и как выдающийся политический деятель.

Все же прочие владыки и до, и после Нована отличались безволием, были слепым орудием окружающих их воспитателей, наставников и китайских резидентов; редкие из них доживали до 18 лет.

Настоящий Далай-Лама имеет 32 года, по-своему считается высокообразованным, с прирожденным выдающимся умом, несокрушимой упорной энергией и закаленным здоровьем. Весь путь (четыре месяца) из Лхасы в Ургу он по своему желанию совершил верхом. Священные носилки, бывшие при нем, остались без употребления.

Буддизм в современном мире

Эта религия в основном распространена в странах Востока. Хотя буддийские общины встречаются и на других континентах. Ее исповедуют люди разных национальностей. Религиозными центрами считаются Индия и Непал.Буддисты с почтением относятся к своим святыням. Они посещают:

  • место рождения Будды — непальский Лумбини;
  • место, где он стал просветленным — Бодхгая в Индии;
  • индийский Сарнатх — здесь была произнесена первая проповедь;
  • Кушинагар в Индии — место смерти.

Буддизм является не только мировой религией, но и одним из вселенских философских учений. Тот факт, что буддистов в мире насчитывается примерно 800 млн человек, подтверждает истинность и актуальность проповедующих ценностей. Для лучшего понимания основ этой религии, ее догматов, советуем также просмотреть предложенное видео.

3 основные школы буддизма как философии

Существуют три основные философские школы буддизма, которые образовались в разное время существования этого учения:

  • Тхеравада (Хинаяна). Последователи этой школы не поклоняются культовым религиозным объектам, у них нет святых мучеников, которые могут их поддержать, никакого рая и ада, отсутствуют ритуалы. Ответственность за избавление от реинкарнаций полностью лежит на человеке, она зависит от тогокак он действует, живет и мыслит. Идеалом этой философии служит монах, который достигает просветления.
  • Философия буддизма Махаяна. Появляются святые (институт бодхисатв), которые оказывают содействие людям на пути избавления от страданий. Есть рай, изображения с буддой и с бодхисатвами. Теперь даже человек, живущий мирской жизньюможет спастись от страданий.
  • Ваджраяна. Контроль самосознания и медитации – центральные понятия этой тантрической школы философии буддизма.

Письменные источники философии буддизма

Палийский канон «Ти-питака» или «Трипитака» – книга, которая является главным источником буддийской философии. Название с санскрита переводится как «три корзины», потому что изначально тексты о буддизме писали на листьях пальмы и помещали в корзины. Этот канон состоит из трех частей и записан на языке пали:

  1. Винайя-питака – свод из 227 правил, регулирующий жизнь буддийских монахов. В нем указана информация о дисциплине, церемониях и этических предписаниях.
  2. Сутта-питака, содержит книги «Дхаммапада», что значит «путь к истине» (сборник буддийских притч), и «Джатака» – сборник рассказов о предыдущих инкарнациях Будды. Помимо двух перечисленных книгв эту часть входит и сама философия Будды.
  3. Абидхамма-питака – это тексты, пронизанные буддийской философией, ее восприятием жизни, а также метафизикой, которая есть в буддизме.

Приведенные выше книги из всех течений буддизма особенно почитаются хинаяной. Священным каноном философии буддизма у учеников махаяны является «Праджняпаралшта сутру» (поучения о совершенной мудрости). Для них это откровения самого Будды.

Буддизм – это религия или философия

В философии буддизма нет понятия Бога как творца всего нематериального и материального, всесильного существа, создавшего мир. В этом состоит отличие от привычных для россиян представлений о религии. В космологии буддизма есть существа «дэва», их ошибочно называют «богами». Они не создали Вселенную и не управляют судьбами, это обычные люди из другой реальности.

Вопрос: «Верите ли вы в Будду?» – бессмысленный в философии буддизма, так как Будда это реальный исторический персонаж, который жил около 2500 лет назад. Он был обычным человеком, как и все мы.

Многим людям при упоминании Будды приходит на ум Будда Шакьямуни (Сиддхартха Гаутама), это верно, но только отчасти. Любой сторонник буддизма, который достиг просветления, может считаться буддой, и таких было очень много. Ведь слово «будда» с санскрита переводиться как «пробужденный», «просветленный». Но только Великих Будд принято писать с большой буквы, таких как Будда Настоящий (Шакьямуни) и Великие Будды прошлого, которых по канонам разных буддийских школ от 6 до 21. Имена всех остальных пишут с маленькой буквы.

5 мифов о философии буддизма

  • Пацифизм.

Одним из основных положений философии буддизма является ненасилие над живыми существами. Это мало похоже на пацифизм, который отрицает любое насилие. Буддист в случае опасности может защитить себя, что отражено в массовой культуре. В документальном и художественном кино часто показывают монаха, постигающего боевые искусства. Великие мастера используют любую возможность, чтобы избежать боя, но в критической ситуации принимают его с достоинством.

  • Медитации.

При упоминании буддистов у многих возникает такая картина: медитирующий человек в позе лотоса, который поет мантры. Исследователи изучили этот вопрос и выяснили, что очень малая часть буддистов медитируют на постоянной основе, в том числе и монахи.

Ученые опросили приверженцев разнообразных религиозных направлений, оказалось, что сторонники философии буддизма медитируют в среднем даже меньше, чем сторонники других философских школ. Более половины медитирующих делают это нерегулярно.

  • Будда.

Неподготовленный читатель может подумать, что это образ Будды Шакьямуни – первого просветленного человека. Это заблуждение. Смеющийся толстый человек, принявший позу лотоса, – это Будай или Хотэй, считающийся в философии буддизма очередной инкарнацией одного из Будд – бодхисаттвы Майтрея. По преданиям, он приносит счастье, материальное благополучие и веселье людям. Хотя вряд ли он выглядел как толстяк, потому что Майтрей большое количество времени провел в путешествиях.

  • Страдание.

Существует ошибочный стереотип о том, что причинение себе боли и мучений – основное назначение буддийской практики. Нет, через болезненные ощущения буддисты учатся принимать их, стараются познать изменчивость жизни, чтобы стать высшим существом в следующем цикле перерождений.

Философия буддизма исходит из того, что одной из важнейших целей жизни человека является победа над страданиями. Настоящие буддисты не занимаются ни моральным, ни физическим самоистязанием просто так, хотя знают, что мир несовершенен. Они просто продолжают следовать по пути к просветлению.

  • Реинкарнация.

Человек, мало знакомый с буддийской философией, может полагать, что все буддисты поддерживают идею о переселении душ и круге сансары. Однако все немного сложнее из-за неточного перевода священных книг. Большинство буддистов под реинкарнацией понимают «возрождение», а не «перерождение». Очень малая часть буддийских традиций поддерживает принцип переселения душ в различных животных.

Направления буддизма

Самые первые, кто поддержал учение Будды, стали собираться в уединенном месте на тот период, пока шли дожди. Так как они отказывались от любой собственности, их прозвали бхикша – «нищие». Они брили голову наголо, облачались в лохмотья (в основном желтого цвета) и переходили с места на место.

Их жизнь была необычайно аскетична. В дожди они прятались в пещерах. Их хоронили обычно там, где они обитали, а на месте их могил сооружали ступу (строения-склепы куполообразной формы). Их входы делали глухо замурованными и вокруг ступ сооружали строения различного предназначения.

После смерти Будды состоялся созыв его последователей, которые канонизировали учение. Но периодом наибольшего расцвета буддизма можно считать время правления императора Ашоки – III в. до н.э.

 

Можно выделить три основные философские школы буддизма, сформировавшиеся в разные периоды существования учения:

  1. Хинаяна. Основным идеалом направления считается монах – только он может избавиться от перевоплощений. Нет пантеона святых, которые могли бы заступиться за человека, отсутствуют обряды, понятие ада и рая, культовые скульптуры, иконы. Все, что происходит с человеком – результат его действий, мыслей и образа жизни.
  2. Махаяна. Даже мирянин (конечно, если он благочестив), наравне с монахом может достичь спасения. Появляется институт бодхисатв, являющихся святыми, которые помогают людям на пути их спасения. Также появляется понятие рая, пантеон святых, изображения будд и бодхисатв.
  3. Ваджраяна. Представляет собой тантрическое учение, опирающееся на принципах контроля самосознания и медитации.

Итак, философия буддизма заключается в том, что жизнь человека – страдание и нужно стремиться избавиться от него. Это учение продолжает уверенно распространяться по планете, завоевывая все больше сторонников.

Течения буддизма

Традиционно буддизм делят на Хинаяну («малую колесницу») и Махаяну («великую колесницу»). Хинаяна также делится на колесницу шравак и колесницу пратьекабудд, образуя таким образом Три колесницы. Также три колесницы можно образовать и при другой классификации, когда хинаяна считается единой колесницей, а из махаяны выделяется алмазная колесница « Ваджраяны » (или тантрический буддизм).

Современный буддизм также делят на Махаяну («великую колесницу»), к которой относятся тибетские и дальневосточные школы, и Тхераваду («учение старейших») — единственную сохранившуюся школу Никаи  (англ.)русск. раннего буддизма. Причина обновлённого разделения состоит в том, что термин «хинаяна» из-за оскорбительного характера не применяется к тхераваде некоторыми исследователями  , а также теми последователями буддизма, представители которых прибыли на шестой буддийский собор, проводившийся в середине XX века, и заключили соглашение о неприменении термина для тхеравады  .

Буддизм, распространенный среди некоторой части мирян и значительно отличающийся от буддизма, проповедуемого в монашеской среде, присутствием различных суеверий и добуддийских местных верований носит название простонародного или вульгарного.

Хинаяна

Хинаяна (санскр. हीनयान, hīnayāna, буквально «Малая колесница») — колесница, последователи которой стремятся к личному освобождению. Называется «малой колесницей», поскольку способна привести к освобождению только самого последователя. Название было введено махаянскими школами для обозначения всех немахаянских направлений буддизма и применялось в исторической полемике с ныне не существующими школами раннего буддизма с целью объяснения понятия бодхичитты.

Хинаяна разделяется на колесницы шравак (слушателей) и пратьекабудд, достигающих нирваны без поддержки сангхи  . Содержала в себе, согласно современным исследованиям, от 23 до 26 школ, включая сохранившуюся школу тхеравады  .

Хинаяна опирается на Палийский канон  , а также на более поздний текст буддийского философа Васубандху «Абхидхармакоша» . Достичь нирваны, согласно хинаяне и тхераваде  , могут только буддийские монахи  . Миряне же должны улучшать свою карму путём совершения хороших действий с тем, чтобы в одной из следующих жизней стать монахом  .

Махаяна

Главными «опорами» махаянской традиции являются праджня (интуитивная мудрость) и каруна или сострадание . С помощью каруны и искусных средств или упай  реализуется учение о бодхичитте, подразумевающее стремление к собственному пробуждению «на благо всех живых существ»  . Спасение всех без исключения живых существ подразумевает безграничную любовь и сострадание к ним или махакаруну, что воплощается в бодхисаттве — существе, который дал обет отказаться от индивидуального достижения нирваны до тех пор, пока он не поможет всем существам освободиться от страданий . Бодхисаттва идёт путём шести парамит, особое место среди которых занимает праджня-парамита  . Сутры праджняпарамиты, описывающие последнюю «запредельную мудрость», указывают на пустоту и бессущностность всех явлений реальности или дхарм. Весь существующий мир, согласно праджняпарамите, является Дхармой или буддовостью, а то, что «человек различает в нём, и многое другое является иллюзией (майей)»

Целью махаянских школ, в отличие от школ хинаяны, является не достижение нирваны, а полное и окончательное просветление (аннутара самьяк самбодхи). Нирвану хинаяны последователи махаяны считают промежуточным этапом, указывая, что даже уничтожив клеши или омрачения сознания, остаются «препятствия гносеологического характера (джнея аварана)», под которыми понимается «неправильное знание». Таким образом, полностью пробуждённый самьяк самбуддха переживает состояние «много выше нирваны хинаянского архата» .

Основной религиозной практикой махаянских школ считается медитация, почитанию различных будд и бодхисаттв в махаяне отводится второстепенная роль  .

Для махаянских школ Будда считается не просто исторической личностью, а «истинной природой всех дхарм» . Природа Будды, согласно махаяне, это также «истинная природа всех феноменов» или дхарм. Исходя из этого вывода, махаянские школы указывают на абсолютную тождественность сансары и нирваны, которые являются, согласно учению, лишь разными аспектами друг друга. Также из того, что «все дхармы суть дхармы Будды», последователи махаяны делают вывод о том, что любое существо является буддой, но «только не пробудилось к пониманию этого».

Ещё одним отличием махаяны от хинаяны стало меньшее значение монашества. Последователю в махаяне необязательно постригаться в монахи, чтобы реализовать свою природу Будды. Некоторые тексты также указывают, что ряд мирян обрели «более высокие уровни духовного постижения, чем большинство монахов»  .

Последователи махаяны также проявляли большую гибкость и адаптируемость, используя разнообразные искусные средства, но не меняя при этом основы своего учения, и гораздо большее стремление проповедовать в других странах по сравнению с хинаяной. По этим причинам именно махаянская традиция трансформировала буддизм из региональной религии в мировую  .

Одним из способов деления махаяны является её деление на тибето-монгольскую махаяну, главными в которой считаются тексты на тибетском языке и дальневосточную махаяну, опирающуюся по большей части на тексты на китайском языке .

Махаяна также подразделяется на «школы трактатов», основывающиеся на шастрах и уделяющие повышенное внимание философии, «школы сутр» и «школы дхьяны» или школы созерцания  .

Основные философские направления махаяны или школы трактатов ] :

  • Йогачара — школа дхармовых признаков, связываемая с виджнянавадой или концепцией сознания [,
  • Мадхъямика — школа трёх трактатов, связываемая с сутрами праджняпарамиты  .

Основные школы сутр  :

  • Тяньтай/Тэндай и Нитирэн,
  • Хуаянь/Кэгон.

Основные школы дхьяны :

  • Чань/Дзэн/Сон/Тхиен — эти школы являются ключевыми для данной группы. «С известными оговорками» Е. А. Торчинов в данную группу также включает  :
  • Амидаизм,
  • «Школу мантр» или «тайного учения» (буддизм тантры или ваджраяна, которую часто выделяют в отдельную колесницу).

Ваджраяна

Ваджраяна является тантрическим направлением буддизма, образовавшимся внутри махаяны в V веке нашей эры. Практика в системе ваджраяны предполагает получение специальной абхишеки и сопутствующих ей наставлений от достигшего реализации учителя. Главным средством достижения просветления в ваджраяне считается тайная мантра. Другими методами являются йогическая медитация, визуализации образов медитативных божеств, мудры и почитание гуру.

Ваджраяна распространена в Непале, Тибете и отчасти в Японии. Из Тибета пришла в Монголию, оттуда — в Бурятию, Туву и Калмыкию.

Основные школы:

  • Тибетские школы
    • Ньингма
    • Сакья
    • Кагью
    • Джонанг
    • Гэлуг
  • Сингон (японская школа)

Численность

Процент буддийского населения в странах мираОценка количества последователей буддизма во всём мире значительно колеблется в зависимости от способа подсчёта, однако самые минимальные цифры колеблются в районе 350—500 миллионов человек [42] . Основное число буддистов живёт в странах Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии: Бутане, Вьетнаме, Индии, Камбодже, Китае (а также китайское население Сингапура и Малайзии), Корее, Лаосе, Монголии, Мьянме, Непале, Таиланде, Тибете, Шри-Ланке, Японии. В России буддизм традиционно исповедуют жители Бурятии, Калмыкии, Тувы, а в последние годы буддийские общины возникли в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах России.

Отличия от других учений и верований

В отличие от монотеистических религий (иудаизм, христианство, ислам), в буддизме нет [49] :

  • всемогущего Бога-творца или Бога-личности,
  • вечной души,
  • искупления грехов,
  • безоговорочной веры, в частности, веры в сверхъестественные силы (хотя буддизм указывает на возможность проверки существования магии, но не допускает стремления к её обретению, см. Магия и буддизм),
  • абсолютной преданности,
  • религиозной организации, аналогичной церкви (буддийская сангха является сообществом, а не организацией),
  • ересей, по той причине, что в буддизме также нет :
    • единого канона текстов, общего для всех школ (общая же трипи́така или сборник всех буддийских текстов в последней махаянской китайской редакции представляет собой 220-томное издание),
    • общих и непререкаемых для всех школ догматов.

Некоторые из этих положений и отрицание кастовой системы отличает буддизм от индуизма и брахманизма, хотя индуизм также признаёт учение о карме.

Несмотря на отрицание Бога в буддизме, сами представители буддизма и многие исследователи не признают буддизм как атеистическое учение и предпочитают использовать термин non-theism , который в русскоязычной литературе обычно переводится как не-теизм.

Будда не считал себя Богом, «сверхъестественным существом» или «посредником между людьми и высшими силами», в отличие от проповедников других религий, а говорил лишь то, что он пережил некоторый опыт «мистического прозрения реальности как она есть». Будда также выступал резко против культа самого себя  , хотя в дальнейшем культ Будды Шакьямуни и некоторых других будд, а также местных богов всё-таки появился  .

Буддизм в определённой степени признаёт существование различных богов (дэвов), демонов и других подобных существ, но считает это «данностью „естественного“ устройства вселенной» и ставит их в один ряд с людьми, животными и растениями, так как такие существа тоже пребывают в сансаре и подчиняются карме. Буддизм не говорит о том, что нужно верить в богов, карму или перерождение, а указывает на возможность «экспериментальной проверки», например, посредством медитации  .

Критика буддизма

Буддизм, как и любое другое религиозное учение, подвергается критике со стороны различных групп и отдельных представителей этих групп. Причиной для критики может быть неверность буддийским принципам отдельных представителей буддизма, их вовлечённость в националистическую политику (Юго-Восточная Азия) или поддержка военных действий правительства взамен государственной поддержки (Япония). Другие направления критики формируют некоторые представители марксистских, феминистских, христианских и атеистических групп. Существует также критический буддизм — направление в буддийской философии, критикующее учение о Татхагатагарбхе.