Более 2000 лет назад, на землях Иудеи, возникла крупнейшая авраамическая мировая религия –христианство. Религия принимает ветхозаветную форму почитания Господа, возвеличивает и воспринимает Творца как совершенную эссенцию.

Содержание

Возникновение

У создания и развития новой мировой религии запутанная история. Возникновение христианства окутано тайнами, легендами, предположениями и допущениями. Не так много известно об утверждении этого учения, которое сегодня исповедует четверть населения планеты (около 1,5 млрд человек). Это можно объяснить тем, что в христианстве значительно отчетливее, чем в буддизме или исламе, присутствует сверхъестественное начало, вера в которое обычно порождает не только благоговение, но и скептицизм. Поэтому история вопроса подвергалась значительным фальсификациям различными идеологами.

Кроме того, возникновение христианства, его распространение было взрывообразным. Процесс сопровождался активной религиозно-идеологической и политической борьбой, значительно исказившей историческую истину. Споры по этому вопросу продолжаются до настоящего времени.

Что такое христианство и как проходило крещение на Руси

Этапы формирования христианского вероучения

Можно выделить несколько этапов, пройденных христианством до того момента, когда оно обрело современный, знакомый нам облик.

Вот они:

  1. Зарождение и стадия актуальной эсхатологии.
  2. Период приспособления.
  3. Период борьбы за господство.
  4. Период Вселенских соборов.
  5. Разделение церкви на 2 крупнейших ответвления: католицизм и православие.
  6. Дальнейшее развитие и распространение по миру.

Стадия актуальной эсхатологии

Эта стадия началась во второй половине I в. н.э. В это время ещё не произошло чёткого выделения христианства из иудаизма. В I в. н.э. родился Иисус Христос – самая загадочная и вызывающая множество споров как у теологов, так и у историков личность во всём христианском учении. Считается, что он появился на свет в Вифлееме. Его мать была избрана Богом для того, чтобы дать миру человека, который должен был принести себя в жертву ради спасения погрязшего в грехах человечества.

В это время первые последователи нового учения подвергались гонениям и преследованиям, их казнили, всех, кто был с ними связан, бросали в тюрьмы или высылали. На этом этапе первые христиане ожидали прихода Спасителя буквально в любую минуту. Будучи чаще всего представителями беднейших классов, они, чувствуя угнетение, порабощение и не видя выхода из создавшейся ситуации, возложили свои надежды на то, что вот-вот придёт Мессия, и угнетателям воздастся по заслугам, угнетённые же получат справедливую награду.

В это время ещё не существовало строгой иерархичности, христиане объединялись в общины. Для исполнения технических обязанностей назначались диаконы. Для наблюдения за жизнью общины выбирались епископы.

Период приспособления

Новая религия оказалась живучей, попытки власть имущих уничтожить её последователей физически только привлекали к ней всё больше сторонников. В итоге ко II в. н. э. начинается эпоха приспособления. Ожидаемого христианами светопреставления не случилось, но и усиления гнёта до ощущения совершённой безвыходности тоже не происходило. Наступала эра относительной стабильности. К новому учению стали постепенно присоединяться представители более обеспеченных и облечённых властью слоёв населения.

Ситуация остаётся сложной, потому что представители высшей власти по-разному относятся к христианству: во время правления одних христианам живётся легче, преследования прекращаются, другие же к новой религии по-прежнему нетерпимы. Поскольку новой религии для укрепления позиций требуется поддержка, она охотно принимает в свои адепты богатых и влиятельных людей. Появляются центры христианства в разных областях:

  • Антиохии;
  • Риме;
  • Иерусалиме.

Постепенно старые ветхозаветные традиции иудаизма заменяются новыми:

  • вместо обрезания вводят крещение;
  • вместо прежней Пасхи теперь празднуют новую (но со старым названием);
  • праздничные субботы заменяют воскресенья.

Христианство начинает укреплять свои позиции.

Период борьбы за господство

Что такое христианство и как проходило крещение на Руси

С III по V вв. идёт продолжительный период борьбы за занятие господствующих позиций христианского вероучения в Римской империи. Критической точкой стало принятие императором Константином в 311 г. Миланского эдикта, который не только признал за христианством все права (пока ещё, правда, наравне с язычеством), но и взял христиан под защиту государства.

Постепенно новая религия становится главенствующей. К концу IV столетия она распространяется по всей огромной территории Римской империи.

Период Вселенских соборов

С самого начала развития христианства в нём, как и в любом веровании, появилось множество «параллельных течений», или ересей. Так, выделялись назореи (ратовали за соблюдение христианами Моисеева закона), эвиониты (отрицавшие божественное происхождение Христа), гностики (уравнивавшие «в правах» дух и материю).

Расхождения во взглядах, отсутствие чётко определённых догматов привело к осознанию необходимости обсудить сложившуюся ситуацию и выработать единую позицию по глобальным вопросам, с которыми верующим и управляющему составу приходилось постоянно сталкиваться. В период с IV по VIII вв. было созвано 7 Вселенских соборов. На них устанавливались в процессе обсуждения определённые догматы, обязательные для соблюдения всеми адептами религии, решались вопросы соблюдения церковного благочиния.

В 787 г. состоялся последний Вселенский собор.

В это время происходит установление церковной иерархии, начинается процесс организации церковных общин в чёткие структуры, где власть каждого вышестоящего звена безусловна над нижестоящим. Появляется титул «патриарха». Возникает институт монашества.

Разделение церкви: католицизм и православие

Ближе к началу XI в. всё резче становятся политические противоречия в рядах ревнителей христианства. В итоге в 1054 г. произошёл раскол между папой Львом IX патриархом Михаилом Керулларием. Церковь была разделена сторонниками обоих на римско-католическую (западную) и православную (восточную).

Развитие христианства и распространение по миру

Христианство занимает всё более прочные позиции, вытесняя различные верования на Европейском континенте. С миссионерами оно распространяется также по Азии и Африке.

На сегодняшний день это – самая крупная мировая религия, насчитывающая более 2,3 млрд. приверженцев во всём мире.

За время существования христианское вероучение, путешествуя по планете, претерпело различные изменения, приспосабливаясь к особенностям населения того края, где оно оказывалось. Сегодня в христианстве выделяются 3 наиболее мощных ответвления. Кроме православия и католицизма, это протестантизм.

«Ветвь» христианстваКатолицизмПравославиеПротестантизм
Отличительные чертыПочитается (основа основ) Священное писание. Глава церкви – Римский папа. Вера в чистилище.Представители равно чтут Ветхий и Новый заветы, верят в незыблемое триединство: Христос – Бог, дух и человек. Обязательны исповедь, причастиеПредставители учения отвергают пункт о чистилище. Важный постулат – равенство всех верующих. Каждый верующий – сам для себя священник. Максимально сокращённое количество церковной атрибутики, роскоши.
Сфера распространенияМексика, Южная и Центральная Америка, КубаСербия, Черногория, Россия, Украина, Беларусь, МакедонияВеликобритания, Болгария, Бразилия

Общие понятия и принципы православной веры

Что такое христианство и как проходило крещение на Руси

Христианское вероучение выражено в догматике, которая была сформирована в I тыс. Именно те основы вероучения, которые были выработаны в первые века новой эры, легли в основу догматики православного христианства. Разумеется, такое положение дел вовсе не означает того, что православие чуждо всему новому. Нет, если нововведение не противоречит нормам духовной жизни, то православие относится к нему доброжелательно и само им пользуется. Однако в чётком следовании исконным традициям христианской культуры проявляется установка, согласно которой в догматическом богословии нет места тем нововведениям, которые были приняты вне действия Святого Духа, под влиянием временных событий или под воздействиемотдельных людей. Христианские догматы раскрываются не в частных мнениях отдельных лиц, но в догматическом богословии; частное же мнение может быть правильным, то есть соответствующим догматике Церкви, и ошибочным, то есть не соответствующим христианской догматике. Православие для многих людей отождествляется с ярко выраженным консерватизмом и ортодоксальностью, даже в английском языке православие пишется как orthodoxy. В силу таких обстоятельств при объяснении, постижении христианского вероучения следует ориентироваться на те тексты, которые легли в основу православной догматики, хотя само православие выделилось лишь в середине XI века.

Христианское богословие опирается, прежде всего, на Библию. Догматическими текстами также следует считать постановления Вселенских Соборов. Основные принципы христианского учения сформулированы на первых 7 Вселенских соборах. Вселенский Собор – это орган высшей церковной власти, решения которого обладают статусом непогрешимости. Решения Вселенских Соборов полностью согласованы с текстом Священного Писания. Русская православная церковь признаёт первые 7 Вселенских Соборов. Первый Вселенский Собор прошёл в Никее летом 325 года. Никейский Орос был доработан на Втором Вселенском Соборе в Константинополе, поэтому в канонической форме называется Никее-Цареградским Символом Веры. Символ Веры имеет важное догматическое значение и одновременно является молитвой, входящей в молитвенное правило, которое читается утром. Православному человеку Символ Веры следует знать наизусть.

В силу особой важности этого текста приведём его полностью в каноническом произношении (в церковно-славянском языке нет буквы «ё»):

Символ Веры

Верую во единаго Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век. Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рождена, несотворенна, единосущна Отцу. Имже вся быша. Нас ради человек, и нашего ради спасения сшедшаго с Небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятого же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребена. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на Небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судитие живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже с Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущего века. Аминь.

Очень коротко охарактеризуем этот текст. Он начинается с глагола от первого лица – верую, – что подчёркивает индивидуальность и уникальность духовно-религиозного чувства. В христианстве основной акцент делается не на коллективное мышление, а на индивидуальное. Далее говорится о Боге-Отце, сотворившем всё сущее. О нём сказано в Символе Веры мало, ибо человеку не дано много знать о Нём. Однако благодаря Евангелию мы относительно подробно знаем о жизни Иисуса Христа. В тексте подчёркивается несотворённость Христа, ибо Бог творит что-то новое, а родить может лишь то, что подобно Ему. После пишется о смысле рождения Христа – спасение человечества. При этом указывается на то, что Его Отец есть Бог, а мать – земной человек – Дева Мария. Девство есть непременное условие для рождения Богочеловека и одновременно свидетельство того, что рождённый есть Бог. Также кратко упоминается о страданиях Христа на кресте. Упоминание страданий является обязательным, так как подчёркивает то, что Бог-Сын вбирает в себя и человеческую природу, ибо только человек может физически страдать. После указывается на то, что Христос умер, но воскрес, тем самым Он смертию смерть попрал и существующим во гробе жизнь даровал. Наконец, в тексте пишется о вере в Святого Духа, субстанционально исходящего от Отца (католики добавляют и Сына, хотя со второй половины ХХ века признают, что Дух Святой изначально исходит от Отца). Также говорится о вере в Церковь с перечислением атрибутов Церкви. В конце же пишется о том, что в финале человеческой истории должно быть воскрешение мёртвых. Здесь особенно важен тезис о бессмертии человека. Душа человека, будучи причастной природе Бога, не может иметь конца. Связь души с Богом даёт основы и для физического бессмертия человека, ибо душа является формой тела и понимается в единстве с ним. О грядущем воскрешении мёртвых сказано в Евангелие от Иоанна (5 : 25-29).

К основным принципам христианского вероучения относятся:

Во-первых, вера в единого Бога и Святую Троицу.

Для решения идеи соотношения Трёх Лиц в едином Боге понадобилось выработать сложную систему понятий. Значительную роль в решении этого вопроса внесла патристика (учение Отцов Церкви). Значительный вклад в развитие патристики внесли Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский. Последние трое родились в малоазиатской провинции Каппадокия в IV в., поэтому их также называют великие каппадокийцы.

Они внесли ясность в вопрос о сущности и ипостаси применительно к святой Троице. Вопрос выработки единого понимания значений слов ипостась и сущность был весьма сложным.

Г. Флоровский в работе «Восточные отцы Церкви» обращает внимание на то, что в латинском и греческом языках понятие единосущный допускало разнообразные интерпретации. Понятие единосущный могло толковаться так:

  1. Общий род, под который подходят как Отец, так и Сын.
  2. Единство предсущего «телесного» субстрата, из которого происходят и Отец, и Сын посредством отделения.
  3. В монархианском (особенно в модалистическом) смысле слова, то есть как единобожие, при котором Отец и Сын отличаются только по имени, но являются одним лицом.
  4. Распределение единой божественной сущности между Отцом и Сыном.
  5. Представление о Сыне, как о части субстанции Отца, то есть понимается как отсечённая часть, отделение которой привело к появлению двух единиц из одного целого.
  6. Ариане на Никейском соборе считали, что понятие единосущее указывает на происхождение одного от другого (как растение происходит через побег или от корня). При этом делался акцент на материальной стороне происхождения одного от другого.

Что же касается понятия ипостаси, то вместо него первоначально использовалось слово усия. Последнее, предложенное Григорием Богословом, в философском ключе означало сущность, но в повседневной жизни его чаще употребляли в контексте имущества или владения. Соответственно, значение сущности повторяло тот смысл, который фактически был христианизирован на Никейском Соборе в 325 году. Обыденность этого слова в повседневной жизни также препятствовало укоренению понятия усия в христианском богословии.

Понятие ипостаси в античном мире использовалось в ином значении, нежели в значении, предложенном великими каппадокийцами. В философский лексикон оно только начинало входить, а в повседневной жизни означало существование. В стоицизме же слово ипостась употреблялось для обозначения индивидуального существования. Например, Плотин выделял три начальстсвенные ипостаси: Единое, Ум и Душа. Однако они по своей сути отличались друг от друга и соотносились друг с другом в иерархическом порядке. Для различения трёх лиц в Святой Троице понятие ипостаси используется Оригеном; тем не менее, в его рассуждениях ипостась граничит с понятием сущности, поэтому складывается впечатление, что каждая ипостась имеет свою собственную сущность, а учение о едином Боге воспринимается как учение о трёх существах.

В учении великих каппадокийцев все три Лица: Отец, Сын, Святой Дух – обладают одной божественной сущностью. Так, Святой Дух исходит от Отца, Сын вечно находится в Отце, совечен Отцу и родился от сущности Отца. Безусловно, разум, воля, любовь, благо есть атрибуты, свойственные каждому из трёх Лиц. Однако Они являют собой три разные ипостаси, каждая из которых имеет определённые свойства. Ипостась выражает абсолютную различимость существ. Отец обладает свойством нерождённости, в то время как Сын рождён. Для Духа характерно схождение от Отца через Сына. Сын свидетельствует об истине согласно воле Отца (Евангелие от Иоанна, 5 : 30-32; 8 : 13-59…). О нисхождении Святого Духа от Отца (а не от Сына) прямо написано в Евангелии от Иоанна (15 : 26). Собственного имени у Духа нет, ибо он присутствует и в Отце, как источнике Духа, и в Сыне, на которого Дух по Божественной сущности естественным образом снизошёл. Благодаря Духу, и в вечном существе, и в сотворённой во времени твари могут проходить обновления и воскрешение. Посредством действия Святого Духа обновляется человеческий дух и душа для духовной жизни. В каждом человеке и в каждом элементе мира сего существует одухотворённость от Бога, сотворившего и человека, и мир, а вне Духа можно найти только небытие. Через Дух осуществляется замысел Божий, и Слово может действовать. Причём Дух действует и в человеке, давая ему возможность преобразиться и приобщиться к Божественным благам. Основная черта, выделяющая Отца из числа всех существ, состоит в том, что Он ни от кого не заимствует Своего бытия, но обязан им Самому Себе. Божественная же сущность в трёх ипостасях едина. Ипостась понимается как сущность, мыслимая со стороны её своеобразия.
Во-вторых, идея двух природ во Христе. Эта идея отмечена в Никейском Символе веры, где используется такое слово, как вочеловечился. В этом же Символе веры обращается внимание на то, что Иисус Христос рождён от Бога-Отца и Марии Девы. Более чётко идея богочеловеческой природы Христа была выражена в Эфесском (433 г.) и Халкидонском (451 г.) Символах веры.

Символ веры Ш Собора в Эфесе

Исповедуем, что Господь наш Иисус Христос, Единородный сын Божий, есть совершенный Бог и совершенный человек из разумной души и тела; что Он рождён прежде веков от Отца, а в последние дни нас ради и нашего ради спасения от Марии Девы – по человечеству; что Он Единосущен Отцу по божеству и Единосущен нам по человечеству; ибо произошло соединение двух естеств. Посему мы исповедуем одного Христа, одного Сына, одного Господа. В сем понятии неслитного соединения святую Деву Богородицею, потому что Бог Слово воплотился и вочеловечился и от самого зачатия соединил с Собою воспринятый от Нее храм. Мы знаем, что мужи богословы евангельские и апостольские речения о Господе одни делают общими, как относящиеся к одному лицу, другие же разделяют в отношении двух естеств и богоприличные относят к божеству Христа, а смиренные к человечеству.
Однако высшие иерархи Церкви посчитали, что этот текст, хотя и правильный, но в нём есть такие мысли, которые недостаточно ясно выражены. Поэтому в 451 году был собран IV Вселенский Собор в Халкидоне, на котором приняли следующий Орос.

Символ веры IV Собора в Халкидоне

Что такое христианство и как проходило крещение на Руси

Последуя святым отцам, все согласно научаем исповедовать одного и того же Сына, Господа Нашего Иисуса Христа, совершенного в Божестве и совершенного в человечестве; одного и того же истинно Бога и истинно человека из разумной души и тела, Единосущного Отцу по божеству и единосущного нам по человечеству, во всём подобного нам кроме греха. Рожденного прежде веков от Отца по божеству, а в последние дни нас ради и нашего ради спасения от Марии Девы Богородицы по человечеству; Одного и того же Христа, Сына, Господа, Единородного, в двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого, так что соединением нисколько не нарушается различие естеств, но скорее сохраняется особенность каждого естества и они соединяются во единое лицо и единую ипостась; — не рассекаемого или разделяемого на два лица, но Одного и того же Сына и Единородного, Бога Слово, Господа Нашего Иисуса Христа, как о Нем учили прежде пророки и Сам Господь Иисус Христос научил нас и как предал нам символ отцев.

Подчёркивание богочеловечества Христа является обязательным, ибо этот факт указывает на реальность возможности стяжания Святого Духа и обожения человека. Фактически в этом Оросе свидетельствуется о возможности преодоления той дистанции между Богом и человеком, коя до Рождества Христова была абсолютна и непреодолима. Ранее на Западе язычники организовывали, так сказать, партнёрско-деловые отношения с богами: человек даёт им жертву, а боги – своё благоволение; на Востоке же человек полностью подчинялся божественной воле, ниспровергался до тщедушной твари. В христианстве же Бог раскрывает перед людьми такие возможности, о которых и до сих пор не всякому человеку возможно и помышлять. Надо отметить то, что не все христиане приняли Халкидонский Орос. Те, кто верит во Христа как в исключительно Бога (отвергает сохранённость человеческой природы во Христе), называются монофизитами. Сейчас монофизиты живут в Армении, Египте (копты), Эфиопии.

Каноническим изображением трёхипостасного Бога является Троица, канонические правила написания которой заложены Андреем Рублевым. Трёхипостасного Бога, вне данного канонического правила, изображать нельзя, ибо он непостижим для человеческого ума. Здесь теологи ориентируются на апофатическое богословие, согласно которому сущность Бога непознаваема и невыразима. Существуют разные толкования этой иконы. Решением Стоглавого Собора (1551 год) отмечено, что в силу непостижимости для человека тайны отношений внутри Троицы, мы не можем однозначно говорить о том, какой ангел символизирует то или иное Лицо трёхипостасного Бога. Всё же есть точка зрения, согласно которой ангел, расположенный в центре, символизирует Отца; ангел, сидящий одесную (справа от) Отца, носящий одежды телесного цвета, символизирует Сына. Третий ангел, облачённый в одежды синего цвета, символизирует Святой Дух. Согласно другому мнению, Иисуса Христа может символизировать ангел, находящийся в центре, так как позади него изображена веточка дерева, что указывает на древо креста, на котором был распят Богочеловек.

Надо отметить то, что вопрос о представлении образа Бога длительное время оставался неразрешимым. В его решении существенную роль сыграл Филон Александрийский, живший на рубеже старой и новой эры. Его учение о Логосе оказало существенное влияние на христианское богословие. В философских воззрениях Филона Бог не имеет ни малейших телесных признаков, так как является абсолютным духом, абсолютной монадой. Филон первым помещает Бога за пределы мира, характеризуя Его в качестве трансценденции. Таким образом, Филон делает вывод, что если Бог находится вне мира, то к Нему не применимы земные понятия и образы, Он недоступен нашему восприятию. Недаром Бог назвался Моисею Яхве, а в греческом варианте Иегова, что переводится на русский язык как Сущий.

Говоря об этике христианства, надо подчеркнуть, что она основана на представлениях человека о нравственном, на его способности представлять совершенное и стремиться к нему. Важно учесть, что, несмотря на то, что идея Бога, хотя и включает в себя нравственные чувства, но всё же стоит выше этих чувств. Представления о Боге нельзя сводить лишь к нравственности, хотя она естественно характерна для Бога, а религия без норм нравственности становится сектой. Сами же принципы нравственности понимаются человеком не в условном, а в абсолютном контексте. Основные этические нормы христианства изложены в Нагорной проповеди Христа. Христианская этика является ориентированной как на действия, так и на помыслы.

Выделим некоторые понятия в христианстве:

  • Рай (с авестийского языка ray – богатство, счастье; с древнеиндийского rayis – дар, владение; английское слово paradise происходит от древнеиранского слова, означающего отовсюду огороженное место, и от древнегреческого, означающего сад, или парк) – место, где человек пребывает с Богом в радости и счастье; место, где человек переживает опыт особого участия в божественной жизни.
  • Канон — стандарт, по которому те или иные суждения, идеи принимаются или отвергаются. Само слово канон происходит от греческого слова тростник. Поскольку в сельскохозяйственных общинах тростник использовали для измерительных целей, это слово приобрело значение стандарт. Понятия неканоническое вовсе не обязательно понимается в негативном ключе, ибо канон призван также отделить творение человеческого ума как такового и творения, созданные боговдохновенными людьми. Например, икона Казанской Божьей Матери канонична, а картина Сикстинская Мадонна относится к прекрасной религиозной христианской живописи, но не к христианскому канону.
  • Херувимы – это горние, бесплотные и непостижимые существа, которые указывают на существование Бога. Херувимы свидетельствуют о присутствии Бога.
  • Серафимы – это проводники Божественной энергии. Благодаря Серафимам, Господь неким непостижимым для нас способом преодолевает Себя и распространяется посредством нетварных энергий, заполняет Собой весь мир. Посредством серафимов Бог приближается к человеку.
  • Благочестие, или добротолюбие, – это внутреннее чувство расположенности ко всему доброму, святому.
  • Стыд – отношение и переживание человеком собственных природных начал. Всякое становление личности начинается со стыда – с переживания своего тела.
  • Нравственная ответственность – это внутренняя отчётность человека за всё, что происходит в области его влечений, выборов и конкретных поступков.
  • Свобода – это способность личности к творческому становлению в границах тех возможностей, которые определены Богом. Здесь важно понимать то, что границы, отмеренные человеку Богом, дают истинную свободу, а, переступив эти границы, индивид теряет человеческое достоинство и оказывается в рабстве у собственных пороков, ибо «всякий, делающий грех, есть раб греха» (Евангелие от Иоанна, 8 : 34). Поэтому-то в Библии говорится: «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Евангелие от Матфея, 11 : 29-30). Вместе с тем, согласно Евангелию от Иоанна (15 : 14-15), человек, живущий по Законам Божьим и стяжающий Святой Дух, становится не рабом, а другом Бога.
  • Честь – это внутреннее, данное самому себе право оценивать себя и своё существование в категориях самоуважения. Объективными факторами, дающими право на честь, являются целомудрие и благородство. Целомудрие рассматривается как самозаключённость, самодостаточность человека для жизни в Боге. Целомудрие есть непременное условие для переживания радости. Благородство – идеальная аксиологическая норма личностного состояния.

Целомудрие (от греческого слова, переводимого в значении благоразумие) – идеальная аксиологическая норма природного состояния. Иначе говоря, целомудрие есть высшая добродетель из всех возможных добродетелей в естественном состоянии человека. Преподобный Иоанн Лествичник под целомудрием понимал совокупность всех добродетелей человека. Целомудрие есть важнейшая составляющая человеческой природы, призванная воплотиться в телесной чистоте, в непорочных отношениях между людьми, в частности между супругами. Целомудрие в культурах понимается, как важнейшая и обязательная сторона супружества и материнства. Московский митрополит святитель Филарет точно отметил, что, если девство не для всех людей, то целомудрие для всех. Символичным выражением одной из наиболее чистых форм целомудрия – девства – является единорог, изображения которого встречаются не только в христианстком искусстве, но и в искусстве городов хараппской, шумерской, персидской, древнегреческой, древнеримской цивилизаций. Единорог часто рассматривается как царственное животное, однако следует понимать, что царственность даётся по чистоте. Подойти к единорогу может только девушка, а держать его возможно только на золотой уздечке, цвет которой указывает на сопричастность девства божественному сиянию.

Целомудренный человек обладает, прежде всего, чистым сердцем, а поэтому ясным мировидением; его ценностная иерархия соответствует принципам человеческой природы. Целомудрие по своему существу выражает состояние самодостаточности человека. Целомудрие, как считает Павел Флоренский, рассматривается как блаженство, которое мыслится в качестве само-заключённости, само-собранности, само-цельности личности. Можно сказать, в целомудрии выражается идея самодостаточности и полноценности человека. Внешней, хотя и крайне важной органичной частью целомудрия, является девство или супружеская верность. По существу в целомудрии человек осмысливает то, что он, как единый целостный духовно-телесный организм, сопричастен Богу и призван быть Его образом и подобием. Чрез это осмысление человек способен уразуметь великое своё достоинство, а потому относиться к своему телу с уважением и большим духовным вниманием.

Супружеская измена, утрата девства (или попрание девства) вне брака или без заключения брака после телесной близости – это крайне тяжкое преступление, подрывающее возможность достичь полноты счастья. По существу это есть более тяжкое преступление, чем умышленное убийство; кроме того, блуд рассматривается как форма сатанизма, даже если его участник атеист. Нецеломудренному человеку крайне сложно разумно воспитать ребёнка, создать настоящую семью.

Одной из негативных сторон утраты целомудрия является двуличность, скрытность, то есть состояние, в котором индивид подаёт себя обществу в облике, не соответствующем его сути, в котором индивид обманывает других людей, выдаёт себя за того, коим в действительности не является. Такое положение дел в обществе приводит к отчуждению людей друг от друга, к взаимному недоверию, а социальная жизнь из духовного служения людям, своей стране превращается в серию хитроумных комбинаций, связанных с созданием определённого имиджа, с решением собственных корыстных задач. Целомудренный же человек открыт к людям, ему, в общем, нечего скрывать от общества и социальных институтов, он везде такой, какой есть по своей сути, он естественен. С такой личностью возможно строить общенациональные проекты, ему можно доверить какое-либо дело государственной важности.

Значимость целомудрия осознавалась во всех культурах и была всегда актуальна, особенно для тех людей, кто по своим должностным обязанностям отвечает также и за других людей. Так, в клятве Гиппократа врач клянётся быть чистым и непорочным. Такого рода требования важны не только для области медицины, но также сферы образования и государственного управления.
Девство – целомудрие безбрачной жизни. Состоянию духовно-телесного девства Церковь уделяет особое внимание. Григорий Нисский пишет о девстве следующее: «Такова сила девства, что оно и на небесах у Отца духов пребывает, и с премирными силами торжествует, и к человеческому спасению имеет отношение, – потому что собою вводит Бога в общение с человеческой жизнью, а человека окрыляет желанием небесного…». Епископ Карфагенский Киприан (III век) о девстве пишет так: «Девы – это цвет церковного отростка, высокое украшение благодати духовной, природа весёлая, чистое и неповрежденное создание хвалы и чести, образ Божий, соответствующий святости Божественной». Кстати сказать, сам Киприан обязан своим спасением девице. Нельзя забывать, что Киприан был отдан своими родителями-язычниками на обучение колдовскому делу. Согласно христианской традиции, Киприану подчинялось целое воинство бесов. Когда же он попытался склонить необычайно красивую девицу Иустинию на брак с очень богатым человеком, который был язычником и ею не любимым, она не поддалась на его чары. Тогда Киприан наслал на город, в котором жила Иустиния, болезни, однако по молитве этой девицы болезни отошли, а чародейство Киприана было посрамлено. Сам же Киприан, по молитве Иустинии, которая, согласно христианскому учению, возлюбила и врага своего, покаялся и принял крещение. Поистине, девство, сохранённое Иустинией в Духе Святом, восторжествовало над злом как в етстественном, так и в метафизическом смыслах. Сам же Киприан не просто очистился от скверны, но и явил в своей последующей жизни образец благочестия и преданности христианству.

Важнейшим условием для Боговоплощения являлось девство всех тех, кто имел к этому отношение. Так, Иоанн Креститель, Дева Мария отличались духовно-телесной чистотой, также как и Иисус Христос, проведший свою земную жизнь в человеческом естестве в абсолютной чистоте.

Что такое христианство и как проходило крещение на Руси

Различают естественное и сверхъестественное девство. В естественном девстве ребёнка есть только невинность, однако в этом нет его какой-либо заслуги, ибо оно не основано на воле и стремлении к добродетелям, а выбор между добром и злом младенец ясно не осознаёт. Осознанное же сохранение себя в чистоте ради духовного роста являет собой высшую добродетель и сверхъестественное состояние. Сохранение девства не является обязательным для человека, ибо категория целомудрия сохраняет свою силу и в супружеской жизни, но потеря девства вне брака является тяжелейшим преступлением, которое искупается ценой очень больших страданий и усилий. Также в качестве греха рассматривается сохранение девства ради тщеславия и самолюбования. Полнота девства мыслится не только в факте сохранения чистоты тела, но, прежде всего, в значении духовной чистоты. Девство есть состояние, в котором стяжание Святого Духа и обожение является наиболее вероятным и полным. Именно стяжание Святого Духа есть главный мотив к ведению небрачной (девственной) жизни. В 25-й главе Евангелия от Матфея мы можем прочесть притчу о 10 девах, 5 из которых собирали масло для своих светильников, а 5 – нет. Когда же были открыты ворота в Брачный Чертог, то 5 дев зажгли светильники и вошли в Брачный Чертог, а 5 дев, у которых не было масла, не смогли этого сделать, поэтому были лишены радости пиршества в Брачном Чертоге. В данной притче не пишется о том, что 5 дев, у которых не оказалось масла, погибнут духовно, но отмечено, что и полноты радости они не получат; а девство, сохранённое в Духе Святом, приносит истинное ликование души.

Православная Церковь рекомендует соблюдать девство лишь тем людям, которые имеют к этому призвание от Бога, ибо подвиг такой жизни, хотя и велик, но очень труден. В целом же, христианское отношение к девству и супружеству выразил Григорий Богослов в таких словах: «Сколько девство предпочтительней супружества, столько и непорочный брак предпочтительней сомнительного девства». Так или иначе, но велико счастье человека, сохранившего девство, также как и велико человеческое счастье в непорочном супружестве.

  • Грех – это осуществление зла, то есть тех помыслов, действий, ведущих к разрушению природы человека, к его подчинению физическим законам, а значит –и к смерти. Грех приводит к утрате чувства реального и к подчинению иллюзиям, вследствие чего душа после расставания с телом, то есть после смерти, не может стать основой для продолжения жизни. Грех также обладает наследственным эффектом, то есть негативно сказывается на поколении грешащего человека. Поэтому родители, если хотят иметь здоровое поколение, обязаны тщательно сохранять себя от греха (речь идёт, прежде всего, о таких тяжких грехах, как сквернословие, нецеломудренная жизнь, жестокосердие, клевета, предательство). Существуют грехи, которых крайне сложно избежать и праведным людям, например, грех гордыни. Этот грех крайне опасный. Метафизически он является первостепенным грехом, поскольку сатана, который не развратничает (он бесполый), не пьянствует, не курит, тем не менее из-за гордыни восстал против Бога. Здесь важно понимать то, что даже высшие нравственные добродетели, большие научные успехи, участие в таинствах могут послужить причиной для гордыни: дескать, вот какой я великий, высоконравственный, что могу дать милостыню, избежать блуда, добиться больших успехов на профессиональном поприще. Гордыня может привести к фарисейству (двуличности, напрасному осуждению другого человека). Гордыня есть главное препятствие к покаянию. Даже очень страшные грехи можно искупить – пусть большими страданиями, тяжелейшим трудом послушника или монаха, но искупление и крайне тяжких пороков возможно. Однако, если в человеке превалирует гордыня, то покаяние для него будет немыслимым, а страдания, прямо связанные с его пороками, приведут не к очищению, а к ещё большему озлоблению. Для индивида, охваченного гордыней, даже объективное доказательства того, что грех есть зло, а добродетель есть благо, оказывается раздражающим фактором, провоцирующим к ещё большему злу. Для борьбы с гордыней особенно важно развивать в себе смиренномудрие.
  • Ад – место вечного наказания падших ангелов и душ умерших грешников. В латинском языке ад обозначают понятием infernos (нижнее место), отсюда итальянское слово inferno. В английском языке hell (ад) дословно означает место сокрытия. Также ад именуют пеклом (с польского языка pieklo – смола). В принципе, если ангелы по своей природе преобразованию не подлежат, то человек даже в аду может покаяться и его можно отмолить (разумеется, не за каждого грешника люди будут молиться), даже убийцу (при условии покаяния его души, пусть и в аду) можно вымолить.
  • Пост – это путь духовного совершенствования, при котором человек подчиняет и осознаёт подчинение плоти духу. Пост способствует укреплению и укоренению моральных законов в природе человека, содействует развитию его самодостаточности, независимости от страстей и пороков. Также пост усиливает действие молитвы, когда человек благодарит Бога, просит Его о чём-либо или просто желает общаться с Богом, дабы выразить почтение к Нему и приобщиться к Его благодати.

Рождение Спасителя

Возникновение и распространение христианства связано с рождением, деяниями, смертью и воскрешением всего одной личности – Иисуса Христа. Основой новой религии стала вера в божественного Спасителя, биографию которого подают главным образом Евангелия – четыре канонических и многочисленные апокрифические.

В церковной литературе достаточно подробно, в деталях, описывается возникновение христианства. Кратко попытаемся передать основные события, запечатленные в Евангелиях. В них утверждается, что в городе Назарете (Галилея) простой девушке («деве») Марии явился архангел Гавриил и возвестил о предстоящем рождении сына, но не от земного отца, а от Духа Святого (Бога).

Мария родила этого сына во времена иудейского царя Ирода и римского императора Августа в городе Вифлееме, куда она отправилась уже вместе со своим мужем, плотником Иосифом, для участия в переписи населения. Пастухи, извещенные ангелами, приветствовали младенца, который получил имя Иисус (греческая форма еврейского «Иешуа», что означает «Бог-спаситель», «Бог меня спасает»).

По движению на небе звезды об этом событии узнали восточные мудрецы — волхвы. Следуя за звездой, они нашли дом и младенца, в котором признали Христа («помазанника», «мессию»), и поднесли ему дары. Затем семья, спасая ребенка от обезумевшего царя Ирода, отправилась в Египет, вернувшись, поселилась в Назарете.

В апокрифических Евангелиях поведаны многочисленные подробности о жизни в то время Иисуса. Зато канонические Евангелия отражают только один эпизод из его детства – путешествие на праздник в Иерусалим.

Деяния Мессии

Подрастая, Иисус перенял опыт отца, стал каменщиком и плотником, после смерти Иосифа кормил и заботился о семье. Когда Иисусу исполнилось 30 лет, он повстречался с Иоанном Крестителем и крестился в реке Иордан. В дальнейшем он собрал 12 учеников-апостолов («посланников») и, обходя вместе с ними в течение 3,5 лет города и села Палестины, проповедовал совершенно новую, миролюбивую религию.

В Нагорной проповеди Иисус обосновал моральные принципы, которые стали основой мировоззрения новой эры. При этом он творил разные чудеса: ходил по воде, прикосновением руки воскрешал умерших (в Евангелиях зафиксировано три таких случая), исцелял больных. Также мог унять бурю, обратить воду в вино, «пятью хлебами и двумя рыбами» накормить досыта 5000 человек. Однако для Иисуса наступало тяжелое время. Возникновение христианства связано не только с чудесами, но и страданиями, которые он испытал позже.

Что такое христианство и как проходило крещение на Руси

Гонения на Иисуса

Никто не воспринимал Иисуса как Мессию, а его родные даже решили, что он «вышел из себя», то есть стал неистовым. Только во время Преображения ученики Иисуса поняли его величие. Но проповедническая деятельность Иисуса вызвала раздражение первосвященников, руководивших Иерусалимским храмом, которые объявили его лжемессией. После Тайной Вечери, состоявшейся в Иерусалиме, Иисуса за 30 сребреников предал один из его учеников-последователей – Иуда.

Иисус, как и любой человек, кроме божественных проявлений чувствовал боль и страх, так что с тоской пережил «страсти». Схваченный на Елеонской горе, он был осужден иудейским религиозным судом – синедрионом – и приговорен к смерти. Приговор утвердил наместник Рима Понтий Пилат. Во времена правления римского императора Тиберия Христа подвергли мученической казни – распятию на кресте. При этом снова произошли чудеса: прокатились землетрясения, солнце померкло, и по преданию «раскрылись гробы» — воскресли некоторые умершие.

Воскрешение

Иисус был похоронен, но на третий день он воскрес и вскоре явился ученикам. По канонам, он на облаке вознесся на небо, пообещав впоследствии вернуться, дабы воскресить умерших, на Страшном суде осудить деяния каждого, низвергнуть в ад грешников на вечные муки, а праведников вознести на вечную жизнь в «горный» Иерусалим, небесное Царство Божье. Можно сказать, что с этого момента и начинается удивительная история – возникновение христианства. Уверовавшие апостолы распространили новое учение по всей Малой Азии, Средиземноморью и другим регионам.

Днем основания Церкви стал праздник сошествия Святого Духа на апостолов спустя 10 дней после Вознесения, благодаря чему апостолы получили возможность проповедовать новое учение во всех концах Римской империи.

Что такое христианство и как проходило крещение на Руси

Тайны истории

Как протекало возникновение и развитие христианства на раннем этапе, доподлинно не известно. Мы знаем то, о чем рассказали авторы Евангелий – апостолы. Но Евангелия отличаются, причем значительно, касательно толкования образа Христа. У Иоанна Иисус – Бог в человеческом обличье, божественная природа автором всячески подчеркивается, а Матфей, Марк и Лука приписали Христу качества обычного человека.

Существующие Евангелия написаны на греческом языке, распространенном в мире эллинизма, тогда как реальный Иисус и его первые последователи (иудео-христиане) жили и действовали в другой культурной среде, общались на арамейском языке, распространенном в Палестине и на Ближнем Востоке. К сожалению, не сохранилось ни одного христианского документа на арамейском языке, хотя раннехристианские авторы упоминают Евангелия, написанные на этом языке.

После вознесения Иисуса искры новой религии должны, казалось, угаснуть, так как среди его последователей не было образованных проповедников. На самом же деле случилось так, что новая вера утвердилась на всей планете. Согласно церковным взглядам, возникновение христианства обусловлено тем, что человечество, отступивши от Бога и увлекшись иллюзией господства над силами природы с помощью магии, все же искало путь к Богу. Общество, пройдя тяжелый путь, «созрело» к признанию единого творца. Ученые также попытались объяснить лавинообразное распространение новой религии.

Что такое христианство и как проходило крещение на Руси

Предпосылки возникновения новой религии

Теологи и ученые уже 2000 лет бьются над феноменальным, стремительным распространением новой религии, пытаются выяснить эти причины. Возникновение христианства, согласно древним источникам, было зафиксировано в малоазиатских провинциях Римской империи и в самом Риме. Это явление было обусловлено рядом исторических факторов:

  • Усилением эксплуатации подчиненных и порабощенных Римом народов.
  • Поражениями повстанцев-рабов.
  • Кризисом политеистических религий в Древнем Риме.
  • Социальная потребность в новой религии.

Вероучения, идеи и этические принципы христианства проявились на почве определенных общественных отношений. В первых веках нашей эры римляне закончили завоевание Средиземноморья. Подчиняя государства и народы, Рим уничтожал попутно их самостоятельность, самобытность общественной жизни. Кстати, в этом возникновение христианства и ислама чем-то похожи. Только протекало развитие двух мировых религий на разном историческом фоне.

В начале I века Палестина также стала провинцией Римской империи. Включение ее в мировую империю привело к интеграции иудейской религиозно-философской мысли из греко-римской. Способствовали этому и многочисленные общины иудейской диаспоры в разных концах империи.

Почему новая религия распространилась за рекордно короткое время

Возникновение христианства ряд исследователей причисляют к историческому чуду: слишком много факторов совпало для стремительного, «взрывного» распространения нового учения. На самом деле большое значение имело то, что это течение вобрало в себя широкий и эффективный идеологический материал, который послужил ему для формирования собственного вероучения и культа.

Христианство как мировая религия сложилось постепенно под влиянием различных течений и верований Восточного Средиземноморья и Передней Азии. Идеи черпались из религиозных, литературных и философских источников. Это:

  • Иудейский мессианизм.
  • Иудейское сектантство.
  • Эллинистический синкретизм.
  • Ориентальные религии и культы.
  • Народные римские культы.
  • Культ императора.
  • Мистицизм.
  • Философские идеи.

Какие были основные периоды принятия христианства на Руси

Что такое христианство и как проходило крещение на Руси
Значение принятия христианства на Руси, трудно переоценить, оно на многие столетия вперед определила цивилизационный вектор развития нашей страны и ее народа.

Для ознакомления с историей принятия христианства на Руси, условно, можно выделить три ключевых события или три основных периода:

  1. Первые сведения о христианах на Руси в 860-е годы.
  2. Принятие христианства княгиней Ольгой в 957 г.
  3. Крещение Руси князем Владимиром в 988 г.

Второе и третье событие заслуживают отдельного описания, о них будет рассказано в следующих статьях нашего канала «Знания истории России».

Принятие христианства Ольгой, и ее внуком, будущем крестителем Руси – князем Владимиром, происходило не на «пустом месте». В этой статье мы ознакомимся, как развивалось принятие христианства на Руси до крещения княгини Ольги (до 957 года), то есть самые истоки этого вопроса.

Первые сведения о христианах на Руси

Появление христианства на Руси неразрывно связано с Византийской империей и ее столицей Константинополем (Царьградом).

Как нам рассказывают византийские летописи, воины-язычники из Руси в 860 г., совершили поход на Константинополь, там они могли познакомиться с христианством. Через несколько лет в 866–867 годах, как писал Фотий (константинопольский патриарх), среди руссов уже появляются христиане, однако Русь пока остается все еще языческой страной.

Наиболее достоверным упоминанием в летописи о наличие в Киеве христиан в столице Руси – Киеве, можно считать, сообщение о церемонии русско-византийского договора в 944 г. при князе Игоре, которая предусматривала принесение клятвы. Русская сторона приносила клятву в отличие от прошлых лет (например, при Вещем Олеге) уже двумя способами. Первый «традиционный» языческий, когда клятва приносится перед идолом бога Перуна, с возложением перед ним оружия и ценностей. И второй «новый» христианский, когда русичи-христиане, в отличие от своих собратьев язычников, клялись в киевской церкви Святого Ильи. Причем в летописи эта церковь называется соборной, что предполагает наличие и других приходских церквей. Данный факт говорит о наличии христиан в Киеве уже в середине X в.

Какими путями на Руси стали появляться первые христиане

«Первые христиане в Киеве». 1880. Картина Василия Перова отражает встречи христиан в еще языческом Киеве«Первые христиане в Киеве». 1880. Картина Василия Перова отражает встречи христиан в еще языческом Киеве

Первыми христианами на Руси были прежде всего варяги

Варяги из Руси в конце IX – X веков часто шли на службу к императорам Византии, в том числе в их гвардию. На этой службе варяги (руссы) общались с христианами, это приводило к тому, что они тоже принимали христианство. Наличие «крещеных росов» подтверждает Император Константин Багрянородный в своей работе «О церемонии византийского двора». В дальнейшем, после «демобилизации» многие крещенные варяги (россы) возвращались на Русь, пополняя число христиан.

Как русские купцы и послы приобщались к христианской вере.

Византийские императоры были заинтересованы в распространении христианства. Поэтому прибывшим в Византию русским купцам и послам, демонстрировалась красота убранства христианских храмов Царьграда, проводились с ними «разъяснительные» беседы, что способствовало их приобщению к новой вере.

Хазарский след

В Киеве X в. жили выходцы из соседнего Хазарского каганата, где официальной религией был иудаизм. Но среди хазар были представители и других конфессий: христиане, мусульмане и язычники. Веротерпимость в Хазарском каганате, иногда сменялась репрессиями к христианам, например в 930-е годы. После чего уцелевшие христианские «беженцы» оседали, в том числе и на Руси.

Славянский путь прихода на Русь христианства

Русь в настоящее время, и в те далекие времена была и есть, часть славянского мира.

В некоторых землях Западных и Южных славян к середине X в. уже было принято христианство. Так, например, болгары, моравы и чехи уже были христианскими народами. Они переводили богослужебные книги и проводили службу в храмах на славянских языках, во многом понятных Восточным славянам на Руси. Христианские священники проводили миссионерскую деятельность. Следует отметить, примечательный факт, что на Руси до принятия христианства уже была, пришедшая, в большей степени, из Болгарии (вспомним, Кирилла и Мефодия) кириллическая письменность. Проникновение христианства из славянских стран, с их богослужебными книгами на понятном на Руси языке, имело важное значение для создания условий принятия христианства

«Веротерпимость» языческой Руси

Что такое христианство и как проходило крещение на Руси

Таким образом, ко времени крещения княгини Ольги в 957 году, христианские общины на Руси были не редкостью, что кроме летописных источников, подтверждается и археологическими раскопками. Можно сделать вывод, что за исключением некоторых инцидентов, в целом, до крещения Руси, язычество и христианство уживались друг с другом.

Как крестился князь Владимир

В действительности, предшествием к крещению самого Владимира были весьма бурные события. Стремясь ослабить византийцев, князь со своим войском осадил греческий город Херсонес в Крыму. После долгой осады город пал, после чего Владимир потребовал руки красавицы-сестры византийского императора Анны, а в случае отказа пригрозил также осадить и захватить столицу Византийской империи, город Константинополь. Не желая воевать с дерзким князем, византийцы согласились отдать Анну в жены Владимиру, но при одном условии – князь Владимир должен принять христианство, так как не может сестра византийского императора быть отданной замуж за язычника. После этого князь принял окончательное решение о принятии христианства.

Что же касается летописной версии об «испытаниях разных вер», то есть вероятность, что это просто придумка летописца, и Владимир ничего не думал и не выбирал, а сразу принял христианство византийского, православного обряда, исключительно из ряда политических побуждений, одним из которых был его брак с Анной, предполагавший дальнейшее укрепление союза с Византией. А такой союз в целом был выгоден Киевской Руси, терзаемой с востока набегами печенегов/половцев. Да и как мы говорили выше, во внешнеполитических отношениях оставаться язычниками уже было совсем не комильфо.

Что такое христианство и как проходило крещение на Руси

Крещение Владимира.

Итак, в 988 году Анна прибыла в Херсонес со свитой священников, которые крестили князя Владимира, после чего состоялось бракосочетание, и Владимир с новой законной супругой отправился в Киев.

Как проходил обряд крещения

До того, как ввести православие на Руси, Владимир Святославич сам принял крещение в Херонесе. Здесь князю было дано имя Василий. Став христианином, он женился на Анне Византийской, сестре константинопольского императора. После этого правитель Древней Руси полностью отказался от языческого образа жизни. Владимир углубился в изучение Священного писания, повелел строить храмы и монастыри по православному образцу, а старых идолов предавать огню.

Датой, когда князь приступил к крещению Руси, стало лето 988 г. Первыми приняли христианство все жители Киева. Историческое событие произошло в одном из притоков Днепра (Почайне) при участии константинопольских священников. Затем православие распространилось и на другие территории. Процесс христианизации проходил достаточно успешно, однако в некоторых случаях язычники оказывали яростное сопротивление. Наиболее упорно отказывались от православной веры жители Новгорода. В ходе вооруженных столкновений все восстания были подавлены княжескими войсками, которыми руководил Добрыня Никитич. Таким образом постепенно крестили по византийскому обряду весь народ, и христианство прочно закрепилось на русской земле.

Что такое христианство и как проходило крещение на Руси

Крещение Киева

Вернувшись в столицу, князь начал энергичное крещение, первыми приняли христианство его сыновья и другие приближенные. Одновременно с этим были уничтожены языческие капища (святилища), статуи языческих богов были изрублены топорами и сожжены. Идола верховного бога Перуна сбросили с постамента, привязали к хвосту лошади и отволокли к печенежским порогам, по дороги его били палками 12 воинов, чтобы избавиться от бесов.

После этого князь приказал всем киевлянам собраться у берега Днепра, где и состоялось массовое крещение, сотни людей одновременно зашли в воду, где их крестили приехавшие с Анной из Херсонеса священники.

Что такое христианство и как проходило крещение на Руси

После Киева подобным образом были крещены жители других городов Руси. Правда, не везде крещение проходило мирно, так, например, в Новгороде местные язычники оказали яростное сопротивление, не желая принимать христианство и давать в обиду языческих идолов. Интересно, что подавлением восстания новгородских язычников руководил некто Добрыня Никитич, бывший одним из воевод на службе у князя Владимира, впоследствии он станет одним из былинных богатырей. Что же касается реального исторического Добрыни, то про него летописец написал следующее: «Путята крести мечом, а Добрыня огнём». То есть не везде крещение было делом добровольным, вполне возможно, что кое где оно проходило с приставленным мечем к горлу. Но уж такие были нравы в те средневековые времена.

Постепенно христианство стало государственной религией Киевской Руси, но язычество также не сразу ушло, языческие волхвы первое время действовали подпольно, и много людей продолжали тайно соблюдать языческие обряды. Чтобы нивелировать их действия многие языческие праздники были соединены с христианскими. К примеру, чисто языческий праздник Купала был приурочен к святому Иоанну Крестителю и стал зваться Ивана-Купала, но сам этот праздник является отголоском тех далеких, еще дохристианских, языческих времен.

Значение крещения Руси

Какими же были последствия крещение Руси? Давайте перечислим основные.

  • Благодаря принятию христианства Киевская Русь стала объединенным государством, и христианская вера была важным элементом этого объединения.
  • Христианство оказало огромное влияние на развитие культуры и просвещения: искусство иконописи, книжное дело, градостроительство, все это получило огромное развитие именно с принятием христианства. Ведь нужно было строить церкви, переписывать книги (Библию и жития святых), все это способствовало росту образования, грамотности. А иконопись, иконописное искусство, повлияли на развитие художественных вкусов того времени.
  • Улучшились общие нравы, исчезли человеческие жертвоприношение, многоженство отныне было запрещено, улучшилось отношение к женщинам.
  • Благодаря принятию христианства повысился престиж Киевской Руси на международной сцене. Так что преемник князя Владимира, Ярослав Мудрый уже спокойно мог совершать династические браки, отдавая своих дочерей замуж за французского и шведского королей, таким образом, укрепляя внешнеполитические отношения. Если бы Русь оставалось языческой, такое было бы невозможно.

Последствия для русского государства

Подводя итоги, можно сказать, что принятие христианства позволило Киевской Руси получить немало преимуществ. Будучи объединенным единой религией, русский народ стал более сплоченным, сумел повысить уровень своей духовности. Многие люди приобщились к наукам, получили ранее недоступные знания, отказались от устаревшего мировоззрения. В обществе появилось понятие о христианской морали и чистоте души.

Важно, что распространение православия позволило искоренить жестокие ритуалы язычников, остановить кровавые жертвоприношения, в том числе человеческие. Вместо многоженства появилась традиция создания семьи с одним партнером.

У христианской Руси значительно возрос престиж на международной арене. Государство начало вести перспективную внешнюю политику. Чтобы укрепить отношения с другими странами, русские князья стали отдавать своих дочерей замуж за иностранных королей. Во времена язычества это не представлялось возможным, поскольку при заключении династических браков вероисповеданию придавалось первостепенное значение.

Сущность Бога в представлении христиан

Согласно ветхозаветному (первоначальному) христианскому вероисповеданию, Бог – един в своем обличии. Он начало всего и создатель всех живых существ. Такое восприятие Бога было догмой – единственным верным и нерушимым положением, утвержденным церковью. Но в 4-5 веках в христианстве появился новый догмат – Триединство. Его составители представляли Бога как три ипостаси одной сущности:

  • Бог-Отец;
  • Бог-Сын;
  • Бог-Святой Дух.

Все сущности (Лица) равны и происходят одна из другой. Новое дополнение активно отвергалось представителями восточных конфессий. В 7 веке западно-христианская церковь официально приняла филиокве – дополнение о Триединстве. Это послужило толчком к расколу Единой Церкви.

Человек в представлении религии – творение Бога, и ему не дано познать сущность своего создателя. Вопросы и сомнения – табу для истинно верующего христианина. Все, что человек должен и может знать о Боге, изложено в Библии – главной книге христиан. Она – своего рода энциклопедия, содержащая сведения о становлении религии, описания исторических событий до появления Иисуса и ключевые моменты его жизни.

Богочеловек: кем был Иисус

Учение о Богочеловеке – христология – повествует об Иисусе, одновременно как о воплощении Бога и как о сыне Божием. Он человек, поскольку его мать – человеческая женщина, но подобен Богу, поскольку его отец – Единый Бог. При этом христианство не считает Иисуса полубогом, и не относит к числу пророков. Он – единственное неповторимое воплощение Бога на Земле. Не может быть второго человека, подобного Иисусу, потому что Бог – бесконечен и воплотиться дважды не может. Появление Иисуса было предсказано пророками. В Ветхом Завете он представлен как Мессия – спаситель человечества.

После распятия и физической смерти, человеческая ипостась Иисуса воплотилась в божественную. Его душа соединилась с Отцом в Раю, а тело предали земле. Этот парадокс Иисуса-человека и Иисуса-Бога выражен во Вселенском соборе формулой 4-х отрицаний:

  1. неслиянно;
  2. непревращенно;
  3. нераздельно;
  4. неразлучимо.

Ортодоксальные ветви христианства почитает Иисуса как Богочеловека – сущность, воплотившую в себе божественные и человеческие черты. Арианство почитает его как творение Бога, несторианство – как две отдельные сущности: божественную и человеческую. Исповедующие монофизитство веруют в Иисуса-Бога, поглотившего свою человеческую природу.

Что такое христианство и как проходило крещение на Руси

Антропология: происхождение человека и его предназначение

Изначально, человек создан по его образу Божию, и обладает его силой. Перволюди Адам и Ева были подобны своему Создателю, но совершили первородный грех – поддались искушению и съели яблоко с дерева Познания. С этого момента человек стал грешен, а его тело бренно.

Но человеческая душа бессмертна и может попасть в Рай, где ее ждет Бог. Чтобы оказаться в Раю, человек должен искупить свой грех физическими и духовными страданиями. В христианском понимании зло – искушение, а добро — смирение. Страдание – способ борьбы со злом. Восхождение к Богу и возврат к своей первоначальной сути возможен только через смирение. Оно ведет к свободе духа и пониманию истинной сути жизни. Людей, поддавшихся соблазнам, ждет Ад – царство Сатаны, в котором грешники вечно страдают, расплачиваясь за свои грехи.

Что такое таинства

В христианской вере есть уникальное понятие – таинство. Оно возникло, как определение особого действа, которое нельзя отнести ни к обрядам, ни к ритуалам. Знать истинную суть таинства может только Бог, человеку оно не доступно в силу его несовершенства и греховности.

Самые важные таинства: крещение и причащение. Первое – это инициация верующего, вводящая его в число богоугодных людей. Второе – соединение с сущностью Иисуса, путем вкушения священного хлеба и вина, символизирующих его плоть и кровь.

Православие и католицизм признают еще пять таинств:

  1. миропомазание;
  2. рукоположение;
  3. покаяние;
  4. брак;
  5. соборование.

Протестантизм отрицает сакральность этих явлений. Для этой ветви также характерен постепенный отказ от аскетизма, как единственного для человека способа приблизится к божественной сути.

Роль монархии в становлении религии

Официальной государственной религией Рима было язычество, предполагающее обожествление действующего императора. Новое учение было принято в штыки. Гонения и запреты стали частью истории религии. Христианство запрещали не только исповедовать, но и вспоминать о его существовании. Проповедников подвергали пыткам, пожизненному заключению или смертной казни. Но приверженцы христианства почитали их как мучеников, и с каждым годом христианство распространялось все активнее.

Уже в 4 веке император Константин был вынужден признать новое верование. Язычники устраивали бунты, протестуя против вмешательства императора в дела Церкви. Христиане уходили в пустыню и там организовывали монашеские поселения. Благодаря этому о новой религии узнали кочевники. Христианство постепенно распространялось по другим странам.

Власть императора слабела. Настоятель римской Церкви, Папа Римский, объявил себя единственным представителем религии, и полноправным правителем Римской империи. Попытки найди баланс между стремлением к власти и сохранением христианского образа жизни стали главной моральной дилеммой для представителей высокого церковного сана.

Что такое христианство и как проходило крещение на Руси

Ключевые моменты древней религии: раскол Церкви

Причиной раскола христианства на три конфликтующих вероисповедания послужили споры о соединении божественной и человеческой сути Иисуса Христа в одну личность. Из-за культурных и исторических различий, среди последователей постоянно возникали споры о необходимости выбрать одну официальную версию. Нарастание конфликта привело к разделению на конфессии, каждая из которых придерживалась своей версии.

В 1054 году, христианство разделилось на православную и католическую ветви. Попытки снова объединить их в одну Церковь не увенчались успехом. Попыткой объединения, стал договор об объединении церквей на территории Речи Посполитой – Брестская уния, подписанная в 1596 году. Но в итоге конфликт между конфессиями только обострился.

Новое время: кризис христианства

В 16 веке мировое христианство переживает череду военных конфликтов. Церкви стремились вытеснить друг друга. Человечество вступило в эпоху Просвещения: религия подвергалась жесткой критике и отрицанию. Начался поиск новых моделей человеческого самосознания, не зависящий от Библейских доктрин.

Новаторы противопоставляли прогрессу христианства – постепенному развитию, переходу от простого к сложному. На основе идеи прогресса, позднее Ч. Дарвин разовьет теорию об эволюции, основанной на научных фактах. Согласно ей, человек – не творение Божье, а результат эволюционного процесса. С 17 века наука и религия вступают в непрерывный конфликт.

В 20 веке в послереволюционном Советском союзе христианство переживает период жестких запретов и категорического отрицания религиозного взгляда на мир. Служители церквей отказываются от сана, церкви разрушают, а религиозные книги сжигают. Только с распадом СССР религия постепенно вернула себе право на существование, и свобода вероисповедания стала неотъемлемым правом человека.

Современное христианство – не тоталитарное религиозное верование. Христиане могут свободно принять обряд крещения или отказаться следовать его традициям. С середины 20 века пропагандируется идея воссоединения трех конфессий в единое верование, как попытка избежать угасания религии. Но конкретных действий ни одна из Церквей не предпринимает и конфессии по-прежнему разобщены.