Иблис — сатана, самый главный предводитель неверия, является в Исламе из числа джинов, а не как считается в Христианстве из числа падших ангелов. Иблис — предводитель шайтанов из числа джинов и людей.

Иблис как причина гибели людей от атеистической науки

Тысячелетиями и верующие во Всевышнего, и атеисты задавались принципиально важным для человека вопросом: «Если Бог Всемогущ и Милосерден, то почему вся история людей представляет собой трагедию, полную боли, страданий, потерь и смерти?». Периоды мирной жизни и благополучия проходили как иллюзорные проблески счастья народов. Не получив исчерпывающего ответа, атеисты злорадствовали в своем ложном торжестве, считая, что это доказывает отсутствие Творца. Многие верующие же испытывали мучительное недоумение, не понимая внутренние божественные закономерности происходящих событий на этой земле.

Кто такой Иблис в Исламе и как он связан с Сатаной в Христианстве

Хотя, многие люди, даже атеисты, подсознательно понимали, что вся боль и страдание личности и общества исходят не от Всевышнего только, а от них самих – как выражение их несовершенства. Поэтому сформировалась мысль о том, что всё плохое исходит от нас самих. Наши внутренние негативные эмоции: недовольство своим положением, обществом и погодой, зависть, осуждение, возмущение, раздражительность, обидчивость, уныние и страх рано или поздно, но обязательно вызовут болезни, страдания и мучительную смерть. Такова божественная справедливость, которая также выражена в законах природы: «Любое действие вызывает противодействие». Аллах как Высший Судья воздаёт каждой личности по заслугам: болезни разной степени, несчастья по судьбе, развал планов и раннюю смерть.

Смыслом монотеистических верований – Ислама и христианства – выступает формирование устойчивого мировоззренческого положения о том, что только посредством служения Творцу человеческая личность и общество могут достичь гармоничного развития, то есть избавить себя и умму от перечисленных бедствий. Библия и Коран содержат информацию о том, какая первопричина толкает людей на путь самоуничтожения, страданий и гибели.

Вкратце эту историю можно передать как грехопадение первых людей из-за козней сатаны. Мусульманам она известна как история Иблиса, «ослушавшегося» своего Творца, изложенная в аятах суры «Аль-Хиджр»:

وَإِذْ قَالَ رَبُّكَ لِلْمَلَائِكَةِ إِنِّي خَالِقٌ بَشَرًا مِنْ صَلْصَالٍ مِنْ حَمَإٍ مَسْنُونٍ (28) فَإِذَا سَوَّيْتُهُ وَنَفَخْتُ فِيهِ مِنْ رُوحِي فَقَعُوا لَهُ سَاجِدِينَ (29) فَسَجَدَ الْمَلَائِكَةُ كُلُّهُمْ أَجْمَعُونَ (30) إِلَّا إِبْلِيسَ أَبَى أَنْ يَكُونَ مَعَ السَّاجِدِينَ (31) قَالَ يَا إِبْلِيسُ مَا لَكَ أَلَّا تَكُونَ مَعَ السَّاجِدِينَ (32) قَالَ لَمْ أَكُنْ لِأَسْجُدَ لِبَشَرٍ خَلَقْتَهُ مِنْ صَلْصَالٍ مِنْ حَمَإٍ مَسْنُونٍ (33) قَالَ فَاخْرُجْ مِنْهَا فَإِنَّكَ رَجِيمٌ (34) وَإِنَّ عَلَيْكَ اللَّعْنَةَ إِلَى يَوْمِ الدِّينِ (35) قَالَ رَبِّ فَأَنْظِرْنِي إِلَى يَوْمِ يُبْعَثُونَ (36) قَالَ فَإِنَّكَ مِنَ الْمُنْظَرِينَ (37) إِلَى يَوْمِ الْوَقْتِ الْمَعْلُومِ (38) قَالَ رَبِّ بِمَا أَغْوَيْتَنِي لَأُزَيِّنَنَّ لَهُمْ فِي الْأَرْضِ وَلَأُغْوِيَنَّهُمْ أَجْمَعِينَ (39) إِلَّا عِبَادَكَ مِنْهُمُ الْمُخْلَصِينَ (40) قَالَ هَذَا صِرَاطٌ عَلَيَّ مُسْتَقِيمٌ (41) إِنَّ عِبَادِي لَيْسَ لَكَ عَلَيْهِمْ سُلْطَانٌ إِلَّا مَنِ اتَّبَعَكَ مِنَ الْغَاوِينَ (42)

(смысл): «И напомни им, о Мухаммад, ту историю, когда сказал Господь твой ангелам: «Поистине, Я создам человека из густой глины, из влажной и изменившейся по цвету и запаху глины. (28)

А когда Я придам ему полный облик человека и вдуну в него душу, которая принадлежит Мне и он станет живым человеком, то падите пред ним ниц, приветствуя его и выражая своё почтение ему!» (29)

И совершили поклон ниц (это было поклоном приветствия и выражением почтения, а не поклоном признания богом или возвеличивания) пред Адамом ангелы все вместе (30), кроме Иблиса, который отказался выполнить веление Господа и быть вместе с совершившими поклон ниц. (31)

Сказал Он (Аллах): «О Иблис! Что с тобой, что ты не оказался вместе с совершившими поклон ниц?» (32)

Сказал (Иблис): «Не подобает мне кланяться ниц перед человеком, которого Ты создал из густой глины, из влажной и изменившейся по цвету и запаху глины». (33)

Сказал Он [Аллах]: «Выходи же отсюда [из Небес]! Поистине, ты – лишенный Моей милости [проклятый]. (34) И, поистине, над тобой пребудет Мое проклятие до Дня Суда!» (35)

Сказал (Иблис): «Господь мой! Дай же мне отсрочку до того дня, когда они [Твои рабы] будут воскрешены». (36)

Сказал Он (Аллах): «Поистине же, ты – из числа тех, кому дана отсрочка до дня, (37) время наступления которого известно Аллаху (дня, когда умрёт все живое)». (38)

Сказал (Иблис): «Господи! За то, что Ты сбил меня, я непременно украшу потомству Адама грехи, что на земле, и непременно собью их всех с истинного пути, (39) кроме тех рабов Твоих, которые искренне покорны только Тебе и ищут только Твоего довольства». (40)

Сказал (Аллах): «Это – прямой путь, ведущий ко Мне. (41) Поистине, рабы Мои – нет у тебя над ними власти, кроме тех из заблудших, которые последуют за тобой». (42)»

Однако эти аяты сами по себе человеку, не изучавшему Коран досконально, не дают ответ на вопрос о том, почему же джинн совершил такой безнравственный поступок. Для этого обратимся также к известным мусульманам аяту 56 суры «Аз-Зарийат»:

وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنْسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِ

«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне». (сура Аз-Зария, 56)

Слова Всевышнего Аллаха означают, что Адам и Иблис сотворены с единой целью – служить Всевышнему посредством поклонения. То есть они равны между собой по смыслу бытия. Однако Иблис выразил категорическое несогласие с этим положением, то есть с равенством Адаму, ибо он осознавал своё преимущество перед первым человеком, так как Аллах сотворил человека из гончарной глины, а джиннов – из чистого огня.

Именно понимание своего исключительного положения дало Иблису повод совершить такой поступок, который вполне соответствовал высшей воле Творца и Его предопределению. То есть мысль о том, что шайтан осмелился ослушаться и выступить против своего Создателя, была бы глубочайшей ошибкой. По нашему мнению, эта история о грехопадении Иблиса представляет собой объяснение истоков диалектической природы Ислама. Иблис – обыкновенный джинн, служащий воле Всевышнего по испытанию людей во время нашего земного бытия.

Видимым поводом для его «ослушания» стало то, что Иблис сотворён «…из чистого огня». Огонь в данном случае олицетворяет мощнейшую божественную энергию, способную творить чудеса: выращивать хлеб, строить города, создавать технику, облегчающую труд и отдых людей. Однако она также может способствовать созданию ужасающих видов оружия, вызывающих гибель тысяч и тысяч людей: атомных и водородных бомбы, ракет и снарядов, сравнивающих города с землёй. Энергия посредством научных открытий способна вылечивать людей от болезней, и она же может послужить изобретению болезнетворных микроорганизмов, мутантов, угрожающих основе всей жизни на Земле.

Поэтому история «ослушания» Иблиса представляет собой глубоко нравоучительную информацию – предупреждение людям в последующие века. Аллах изложил конкретную историю – предупреждение будущим поколениям людей о последствиях поклонения энергии, то есть научной мысли.

По сути, Иблис – это современные учёные, соревнующиеся в научных открытиях для получения миллионных премий. Да, были и будут представители научной сферы, для которых нравственность, забота о благополучии людей выше стремлений заработать славу и деньги (А. Эйнштейн был против разработки атомной бомбы, зная о последствиях её применения).

Однако подавляющее большинство учёных – это атеисты, уверенные в своём иллюзорном могуществе (ибо этот земной мир есть величайшая Иллюзия, сотворенная Аллахом для испытания людей). Они игнорируют волю Всевышнего, требующего «поклонения Адаму», то есть служения всем людям на Земле ради Добра. Наряду с облегчением труда и быта людей учёные создают искусственные продукты, которые губят здоровье человека.

И если взять в целом, то наука с момента своего зарождения служила лени и алчности европейцев. Демографический кризис, выражающийся в падении рождаемости белого человека, трата сотен миллиардов долларов на лекарства и лечение от старых и новых болезней конкретно доказывают, что современные учёные – слуги Иблиса – по-прежнему делают всё, чтобы нанести вред людям.

Но только не тем, кто идёт по пути поклонения Всевышнего Аллаху. Как указано в Священном Коране, нет у Иблиса власти над истинно верующими, ибо они под находятся покровительством Творца. Превышение уровня рождаемости мусульман в 5-10 раз над количеством новорождённых европейцев доказывает, что следование по пути Всевышнего есть единственно истинный вариант развития человечества.

История персонажа

Кто такой Иблис в Исламе и как он связан с Сатаной в Христианстве

Иблис (ударение на второй слог) — верховный демон зла, король джиннов, который обратил на себя гнев Аллаха и был низвергнут на землю до Страшного суда. Исследователи и сегодня спорят об истинной природе этого мифологического героя, строя теории, основанные на священных текстах.

История создания персонажа

В исламе джинны — часть Вселенной, сосуществуют с людьми и ангелами с самого начала истории. Иблиса часто называют шайтаном (злым духом), в христианстве его аналогом выступает сам дьявол, или Сатана.

В мусульманской традиции за ним также закрепилось имя Адувв Аллах, что в переводе звучит как «враг Аллаха». В некоторых преданиях он предстает Азазилом или Харисом. В книге Еноха встречается Азазель — демон пустыни, выступивший против Бога. Очевидно, речь идет об одном персонаже — падшем ангеле, который возгордился и пошел против Творца.

Подобный образ был известен в христианстве, иудаизме и язычестве на Аравийском полуострове еще в VII веке. А его появление в мире стало некой попыткой объяснить причину наличия в людях зла, неверия и прочих греховных тенденций.

Спорным моментом остается вопрос, можно ли отождествлять Иблиса с шайтаном. В переводе с арабского языка название последнего соответствует таким понятиям, как «отдаление» и «непокорность». Значение имени Иблис — «тот, кто причиняет отчаяние». Хотя в некоторых источниках утверждается, что этимология имени связана с древнегреческими эпитетами «клеветник» и «лукавый».

Согласно исламской мифологии, злых духов много. Все они существуют для того, чтобы искушать человека: мешают читать молитвы, побуждают к неблагочестивым деяниям. Однако в священных текстах говорится о том, что верховный демон зла изначально не являлся шайтаном, более того, носил другое имя и был приближен к Богу. И только после изгнания получил такой статус, начав вершить темные дела на земле.

Так или иначе, образ персонажа схож по своим характеристикам с дьяволом — властелином Ада, который выступает в противовес Творцу. В условной иерархии он стоит выше злых духов, считается их господином.

Большинство исследователей сходятся во мнении: королю Ада уготована участь гореть в огне после того, как наступит Судный день. Другие же считают, что Бог простит изгнанника, и трактуют грех падшего ангела с неожиданной стороны.

Образ и биография Иблиса

Согласно тексту имама Али ибн Мусы ар-Риды, джинна изначально звали Харисом, что в переводе означает «труженик». Бог сотворил его из огня, и тот истово служил Создателю. Аллах заметил его старания и решил причислить к небожителям.

Когда же Всевышний создал первого человека, Адама, то повелел ангелам пасть ниц перед ним. Но Харис отказался поклониться, объясняя это тем, что сам он вышел из могущественного огня, в то время как Адам был вылеплен из глины.

Кто такой Иблис в Исламе и как он связан с Сатаной в Христианстве

Это возмутило Бога, и он низверг джинна обратно на землю, дав преисполненному гордыней новое имя — Иблис (оно упоминается в Коране 11 раз). Тот в свою очередь попросил Творца отсрочить наказание до Судного дня и позволить ему показать истинных праведников, которые не подвергнутся искушению. Всевышний согласился, и с тех пор падший ангел пребывал в мире человеческом, каждый день совращая людей на плохие поступки и проверяя на прочность их веру.

Такая легенда стала предметом изучения исследователей. Существуют теории, что после наступления Страшного суда демон отправится в Ад и будет бесконечно пребывать в муках рядом со своими приспешниками — шайтанами. Другие же гипотезы трактуют биографию мифологического персонажа с иной точки зрения.

Так, согласно мнению исламского богослова Ибн Араби, отказ джинна поклониться человеку связывался с нарушением истинного единобожия. Поэтому искуситель получит прощение от Всевышнего, а сегодня помогает Аллаху в поиске истинных праведников, достойных вечной жизни рядом с ним.

Так или иначе, став шайтаном, верховный демон соответствовал предназначению. И с первым же делом справился без труда — совратил Адама и Еву попробовать запретный плод, что впоследствии привело к изгнанию первых людей из Рая.

Произошло разделение всего в мире на праведное и нечестивое, доброе и злое. Падший ангел преуспел в ремесле искушения, доказывая Аллаху, насколько несовершенны творения его. Такой успех объяснялся тем, что он обладал мудростью и проницательностью, знал, как сбить с толку благочестивого. Обещая богатство, силу или власть, отворачивал человека от веры.

Между тем, росла и его армия — он создавал шайтанов, суля каждому поощрение, если те совратят как можно больше людей. Вскоре их стало так много, что подле каждого человека был искуситель, подталкивающий на свершение греха. В результате любимые творения Бога научились обманывать, ругаться, убивать; прелюбодействовали и забыли о молитвах. А довольный джинн отправлял грешников прямо в Ад.

Согласно преданиям, демон предпочитает находиться в заброшенных зданиях, нечистых местах и на кладбищах. Его внешность остается тайной, поскольку Всевышний не счел нужным показывать людям истинное лицо падшего ангела. Однако на изображениях в книгах он предстает как человек в темной одежде, с копытами и рогами. Также в легендах указывается, что король Ада волен показаться в любом обличье. Или же оставаться невидимым.

Иблис и его козни

Кто такой Иблис в Исламе и как он связан с Сатаной в Христианстве

Параллельно с миром людей, согласно мусульманскому вероучению, существует мир джиннов. Эти создания могут активно проникать в нашу планету и воздействовать на поведение её обитателей.

«Главарём» злых джиннов считается Иблис, который стремится навредить каждому человеку и ввести нас в заблуждение. Рассмотрим, как верующие могут уберечь себя от его влияния.

Проклятие Иблиса

Иблис был создан Аллахом ещё до появления людей. За свою покорность он удостоился высших ступеней Рая, достигнув уровня ангелов. Как известно, ещё до сотворения пророка Адама (а.с.) джинны были поселены на земле. Совершая множество грехов, они впали в такую глубокую безнравственность, что Всевышний направил к ним Иблиса, который вернул их на путь истинный. Эта история очень похожа на то, что ожидает людей перед вторым пришествием Пророка Исы (а.с.) и явлением Махди.

Таким образом, Иблис, по замыслу Господа миров, был одним из наиболее богобоязненных Его творений. Но создание человека в корне изменило ситуацию. Всевышний перед сотворением Адама (а.с.) повелел:

«Когда же Я придам ему соразмерный облик и вдохну в него от Моего духа, то падите перед ним ниц» (15:29)

Практически все ангелы беспрекословно подчинились Творцу, совершив предписанный им поклон, исключением стал лишь Иблис. Причиной его отказа была собственная гордыня, поскольку он возомнил себя лучшим творением, нежели человек. Сам Иблис сотворён из ослепляющего огня, не выделяющего дым, а человек появился из глины. Этим он объяснил своё превосходство.

За свой отказ герой нашего повествования был проклят Господом и низвергнут из Райской обители. В ответ на это наказание Иблис попросил Аллаха:

«Предоставь мне отсрочку до того дня, когда они будут воскрешены… я приукрашу для них земное и непременно совращу их всех, кроме Твоих избранных (или искренних) рабов» (15:36, 39-40)

С того момента, совращение людей и постоянные попытки ввода их в заблуждение стало основной функцией Иблиса – этим он будет заниматься вплоть до Судного дня. Именно поэтому он, в отличие от других джиннов, бессмертен.

Иблис и шайтан

Рядом с каждым человеком 24 часа в сутки находится шайтан, который побуждает нас к греху и отказу от благих дел. Чем же тогда шайтан отличается от Иблиса? Во-первых, шайтанов существует очень много и их количество известно лишь Аллаху, в то время как Иблис – один. Во-вторых, шайтаны смертны, как и люди, а Иблис будет существовать до Дня суда. В-третьих, шайтаны – это последователи Иблиса, беспрекословно выполняющие все его требования. В одном из хадисов сказано: «Воистину, Иблис создал свой трон, а затем стал посылать свою армию (то есть шайтанов). Самый близкий к нему – создающий наибольшую смуту» (Муслим).

Под смутами здесь подразумеваются все страшнейшие грехи, такие как убийство, прелюбодеяние, употребление спиртного – всё это уводит рабов Аллаха с истинного пути и искренне радует Иблиса.

Участь Иблиса

Кто такой Иблис в Исламе и как он связан с Сатаной в Христианстве

В День воскресения все творения Создателя, включая джиннов, будут нести ответ перед своим Великим Господином. Для Иблиса будет сооружён специальный огненный трон, куда его усадят и наденут на шею цепь из проклятий. Каждый человек и джинн, следовавший наставлениям Сатаны, будет ввергнут в Адское пламя. При этом Иблис будет нести своё наказание вечно, а вот люди, в сердцах которых была вера, смогут по прошествии определённого времени выбраться из Ада и оказаться в Раю.

Иблис в Судный день

Тафсир ас-Саади — «Корова» 2:167

وَقَالَ ٱلَّذِينَ ٱتَّبَعُواْ لَوْ أَنَّ لَنَا كَرَّةًۭ فَنَتَبَرَّأَ مِنْهُمْ كَمَا تَبَرَّءُواْ مِنَّا‌ۗ كَذَٰلِكَ يُرِيهِمُ ٱللَّهُ أَعْمَـٰلَهُمْ حَسَرَٰتٍ عَلَيْهِمْ‌ۖ وَمَا هُم بِخَـٰرِجِينَ مِنَ ٱلنَّارِ

ТЕ, КОТОРЫЕ СЛЕДОВАЛИ ЗА ДРУГИМИ, СКАЖУТ: «ЕСЛИ БЫ У НАС БЫЛ ЕЩЕ ОДИН ШАНС, ТО МЫ ОТРЕКЛИСЬ БЫ ОТ НИХ, ПОДОБНО ТОМУ, КАК ОНИ ОТРЕКЛИСЬ ОТ НАС». ТАКИМ ЖЕ ОБРАЗОМ АЛЛАХ ПОКАЖЕТ ИМ ИХ ДЕЯНИЯ, ЧТОБЫ ЭТО ОПЕЧАЛИЛО ИХ. ОНИ НИКОГДА НЕ ВЫЙДУТ ИЗ ОГНЯ.

Неверующие, которые следовали по стопам своих предводителей, пожелают вернуться в мирскую жизнь и отрекутся от тех, за кем они следовали. Они отрекутся от многобожия и пожелают искренне служить одному Аллаху. Однако они ничего не добьются, ибо пройдет то время, когда людям была предоставлена отсрочка. Более того, их слова и обещания будут лживыми, ведь если бы их вернули в земной мир, они все равно стали бы совершать запрещенные поступки. Свои голословные заявления они будут делать по причине лютой ненависти к предводителям неверия, от которых они отрекутся. Грех этих проповедников зла будет самым тяжким, а во главе их будет Иблис. Всевышний сказал: «Когда дело свершится, дьявол скажет: “Воистину, обещание Аллаха было правдиво, а я обещал вам, но не сдержал данного вам слова. У меня не было над вами никакой власти. Я звал вас, и вы послушались меня. Посему не порицайте меня, а порицайте самих себя. Я не могу помочь вам, а вы не можете помочь мне. Я не причастен к тому, что ранее вы поклонялись мне”. Воистину, беззаконникам уготованы мучительные страдания» (14:22).

(Аль-Бакара, аят 167)

Чем Иблис отличается от Шайтана в исламе

Кто такой Иблис в Исламе и как он связан с Сатаной в Христианстве

Имя «Иблис» довольно часто фигурирует в исламских священных текстах. Так зовут джинна, который некогда был приближен к Аллаху и жил среди ангелов. Но затем Всевышний низвергнул Иблиса с небес. Именно благодаря этой истории джинна Иблиса нередко отождествляют с Шайтаном. Однако это не совсем верно.

Кто такой Шайтан?

Для того, чтобы понять, в чем разница между Иблисом и Шайтаном, необходимо понять, кто такой Шайтан. В переводе с арабского слово «шайтан» означает «непокорность», «заблуждение», «отдаление». Согласно исламскому учению, шайтан не один, их много. И главная миссия шайтанов заключается в том, чтобы сбить человека с праведного пути, и тем самым отдалить его от Аллаха.
Шайтаны подбивают верующих на совершение грехов, мешают во время молитвы, обучают колдовству, а порой и побуждают к совершению злых поступков под благовидным предлогом. Шайтанами могут быть и люди, и животные, и даже джинны.

Первое имя Иблиса

Согласно тексту имама Риды, джинн Иблис изначально носил совсем другое имя. Звали его Харис, что переводится с арабского, как «страж» или «труженик». Аллах сотворил Хариса из огня, и тот стал истово служить ему. Бог заметил это и приблизил Хариса к себе настолько, что джинн оказался своим среди небесных ангелов.
Но однажды, когда Аллах сотворил Адама и велел всем ангелам поклониться первому человеку, Харис отказался это сделать. Бог спросил Хариса, в чем причина его неповиновения. И Харис ответил, что считает себя выше и лучше Адама, так как тот сделан из обычной глины, в то время как Харис состоит из могущественного огня.
После этих слов Аллах низверг джинна с небес и дал ему новое имя «Иблис», что можно перевести как «отчаяние», «безысходность», «безнадежность». Напоследок Иблис попросил Всевышнего о том, чтобы тот отсрочил его наказание до Судного дня, а также пригрозил, что совратит как можно больше верующих. Так Иблис перешел в разряд шайтанов.

Иблис – предводитель шайтанов

В связи с тем, что Иблис, согласно мусульманскому учению, является одним из первых в мире шайтанов, все остальные шайтаны – это всего лишь его последователи и подчиненные. Кроме того, Иблис и сам может производить на свет новых шайтанов.
Однако отождествлять Иблиса и шайтана все же не стоит. Во-первых, потому, что изначально джинн Иблис шайтаном не был, ведь Аллах изгнал его с небес только после того, как тот отказался повиноваться ему.
Кроме того, Иблис – это всего лишь имя джинна, данное ему Богом после изгнания. В то время как понятие «шайтан» применимо к любому живому существу, будь то человек, животное или джинн, которое совершило греховное деяние или выказало непокорность.

Иблис в культуре

Образ дьявола проник в культуру многих стран мира. На исламских картинах главного шайтана изображали омерзительным человеком с черным лицом и телом. Позже такая особенность стала ассоциироваться с сатанинской фигурой, раскрывающей поврежденную природу. Интересный факт: демон на иллюстрациях носит специальный головной убор, который отличается от традиционного тюрбана. Большое распространение в живописи получила сцена изгнания джинна с райского сада.

Кто такой Иблис в Исламе и как он связан с Сатаной в Христианстве

Этот мифологический персонаж был упомянут в «Шахнаме» — эпической поэме персидского поэта Фирдоуси, ставшей национальным эпосом.

В 1924 году в Государственном тюркском театре состоялась премьера пьесы «Иблис» Гусейна Джавида, причем роль джинна сыграл сам автор. В некотором смысле это произведение стало революционным. Азербайджанский поэт и драматург опроверг сложившееся мнение, что источником бед на земле остается дьявол. Согласно цитате из интервью, Гусейн заметил, что настоящими врагами человечества стали «безжалостные короли», «эмиры, шахи, цари и беки любой страны».

А в 2007 году Рамиз Гасаноглу снял фильм «Жизнь Давида», где описание трагической судьбы поэта продемонстрировано на фоне его произведений. Образ демона, по задумке режиссера, был представлен в нескольких формах. Так, властитель Ада становился то бандитом, то священником, то следователем НКВД. Сыграл же такого неоднозначного персонажа, символ и воплощение вселенского зла, актер Мамед Сафа.

Интересные факты

  • В суфизме описание злого духа существенно отличается от образа христианского дьявола. Последний, согласно религиозным воззрениям, действует по собственной воле. Иблис же искушает людей с позволения на то Аллаха.
  • Российские имамы выдвигали предложение называть ИГИЛ «Иблисским государством». Такая фраза-определение в отношении террористической организации встречалась и в речах чеченского лидера Рамзана Кадырова.
  • Религиозный персонаж появился во франшизе о Еже Сонике. Так, в игре Sonic The Hedgehog он предстал составляющей частью Соляриса наряду с Мефилесом.
  • Исламский дьявол также упоминается в анимационном фильме «Снежная королева 3. Огонь и лед» в виде огненного духа.

Фильмография

  • 2007 — «Жизнь Давида»
  • 2016 — «Снежная королева 3. Огонь и лёд»