Крест — один из самых древних и мистических символов. Орудие казни и одновременно символ спасения. Православный крест имеет много форм, каждая из которых раскрывает великую тайну познания Бога, Добра и Зла.
Содержание
Православные кресты: история возникновения
В ветхозаветной церкви, состоящей в основном из евреев, распятие, как известно, не применялось, и казнили, по обычаю, тремя способами: побивали камнями, сожигали живьем и вешали на дереве. Поэтому «и пишется у них о висельниках: «проклят всякий висящий на древе» (Втор. 21:23)», поясняет Святитель Димитрий Ростовский (Розыск, ч. 2, гл. 24). Четвертая же казнь — усечение головы мечом — прибавилась у них в эпоху Царств.
А крестная казнь была тогда языческой Греко-Римской традицией, и еврейский народ познал ее лишь за несколько десятилетий до Рождества Христова, когда римляне распяли их последнего законного царя Антигона. Поэтому в ветхозаветных текстах нет и не может быть никаких даже подобий креста в качестве орудия казни: как со стороны названия, так и со стороны формы; но, напротив, там имеется множество свидетельств: 1) о деяниях человеческих, образ креста Господня пророчески предобразовавших, 2) о предметах известных, силу и древо креста таинственно предначертавших и 3) о видениях и откровениях, самое страдание Господне предызобразивших.
Сам же крест, как страшное орудие позорной казни, избранное сатаной знаменем смертоносности, вызывал непреодолимый страх и ужас, но, благодаря Христу-Победителю, он стал желанным трофеем, вызывающим радостные чувства. Поэтому и святой Ипполит Римский — муж Апостольский — восклицал: «и у Церкви есть свой трофей над смертью — это Крест Христов, который она носит на себе», и святой Павел — Апостол языков — писал в своем Послании: «желаю хвалиться (…) только крестом Господа нашего Иисуса Христа» (Гал. 6:14). «Смотри, сколь вожделенным и достолюбезным соделалось сие столь ужасное и поносное (позорное — славян.) в древности знамение жесточайших казней», — свидетельствовал святитель Иоанн Златоуст. И Апостольский муж — святой Иустин Философ — утверждал: «Крест, как предсказал пророк, есть величайший символ силы и власти Христовой» (Апология, § 55).
Вообще же «символ» — по-гречески «соединение», и означает или средство, осуществляющее соединенность, или обнаружение невидимой реальности через видимую натуральность, или выражаемость понятия изображением.
В новозаветной Церкви, возникшей в Палестине в основном из бывших иудеев, сначала привитие символических изображений было затруднено по причине приверженности их к своим прежним преданиям, строго запрещавшим изображения и тем самым ограждавшим ветхозаветную церковь от влияния языческого идолобесия. Впрочем, как известно, Промысл Божий уже тогда давал ей много уроков символического и иконографического языка. Например: Бог, запретив пророку Иезекилю говорить, повелел ему начертать на кирпиче изображение осады Иерусалима в «знамение сынам израилевым» (Иез. 4:3). И понятно, что со временем, при увеличении числа христиан из других народов, где традиционно допускались изображения, такое одностороннее влияние иудейского элемента, конечно же, ослабевало и постепенно исчезало совсем.
Уже с первых веков христианства, по причине преследования последователей распятого Искупителя, христиане принуждены были скрываться, исполняя свои обряды втайне. А отсутствие христианской государственности — внешней ограды Церкви и продолжительность такого угнетенного положения отразились на развитии богослужения и символики.
И по сей день сохранились в Церкви меры предосторожности для охранения самого учения да и святынь от зловредного любопытства врагов Христовых. Для примера, Иконостас — порождение Таинства причащения, подлежащего предохранительным мерам; или диаконский возглас: «елицы оглашенные изыдите» между литургиями оглашенных и верных, несомненно, напоминает нам, что «мы совершаем Таинство, затворив двери, и запрещаем непосвященным быть при оном», пишет Златоустый (Беседа 24, Мф.).
Вспомним, как известный Римский лицедей и мим Генесий по приказу императора Диоклетиана в 268 году выставлял в цирке на посмешище Таинство крещения. Какое чудесное действие оказали на него произнесенные слова, видим из жития блаженного мученика Генесия: покаявшись, он принял крещение и вместе с приготовленными для публичной казни христианами «был первым усечен главою». Этот далеко не единственный факт поругания святыни — пример того, что многое из христианских тайн сделалось известным язычникам уже давно.
«Мир сей, — по слову Тайновидца Иоанна, — весь лежащий во зле» (1 Ин. 5:19), и есть та агрессивная среда, в которой Церковь борется за спасение людей и которая вынудила христиан уже с первых веков употреблять условный символический язык: сокращения, монограммы, символические изображения и знаки.
Этот новый язык Церкви помогает посвящать новообращенного в тайну Креста постепенно, разумеется, с учетом его духовного возраста. Ведь необходимость (как добровольного условия) постепенности в раскрытии догматов оглашенным, готовящимся к принятию крещения, основана на словах Самого Спасителя (см. Мф. 7;6и1 Кор. 3:1). Именно поэтому святитель Кирилл Иерусалимский разделил свои проповеди на две части: первую -из 18 огласительных, где ни слова о Таинствах, и вторую — из 5 тайноводственных, объясняющих верным все церковные Таинства. В предисловии он убеждает оглашенных не передавать услышанное посторонним: «когда опытом изведаешь высоту преподаваемого, тогда узнаешь, что оглашаемые недостойны слышать его». И святитель Иоанн Златоуст писал: «я желал бы открыто говорить об этом, но опасаюсь непосвященных. Ибо они затрудняют беседу нашу, заставляя нас говорить неясно и прикровенно» (Беседа 40, 1 Кор.). О том же говорится и у блаженного Феодорита, епископа Киррского: «о божественных тайнах, по причине непосвященных, беседуем прикровенно; по удалении же таковых, которые сподобились тайноводства, тех учим ясно» (15 вопр. Числ.).
Крест – символ жертвенной любви, победы над злом
Далёким от Церкви людям кажется, что христиане поклоняются кресту – орудию казни. Это поверхностный взгляд, мы поклоняемся кресту не как символу смерти, а как символу вечной жизни – Кресту животворящему – ибо Христос, подвергнутый на кресте мучительной казни, своими страданиями совершил искупление человечества ( 1Пет.2:24 ). На Кресте произошла не просто трагедия, а триумф жизни, победа над смертью. Крест — выражение любви Бога к людям ( Ин.3:16 ).
Крест Христов, который каждый православный христианин, получив при крещении, носит всю жизнь, есть:
- символ нашего спасения,
- символ любви к Богу,
- духовное оружие, средство духовной борьбы,
- знак исповедания веры.
На Кресте мы видим Бога Распятым. Но в Распятии таинственно пребывает Сама Жизнь, подобно тому, как в пшеничном зерне таятся многие будущие колосья. Поэтому Крест Господень почитается христианами как «живоносное древо», то есть дерево, дающее жизнь. Без Распятия не было бы Воскресения Христова, и поэтому Крест из орудия казни обратился в святыню, в которой действует Благодать Божия.
Крест Церковный (в виде изображения, предмета или крестного знамения) – освященный Божественной благодатью символ (образ) человеческого спасения, возводящий нас к своему Первообразу – к распятому Богочеловеку, принявшему крестную смерть ради искупления человеческого рода от власти греха и смерти.
Почитание креста Господня, неразрывно связано с Искупительной Жертвой Богочеловека Иисуса Христа. Почитая крест, православный христианин воздает почитание Самому Богу Слову, изволившему воплотиться и избрать крест знамением победы над грехом и смертью, примирения и соединения человека с Богом, дарования новой, преображенной благодатью Святого Духа жизни. «Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа» ( Гал.6:14 ).
Прообразы Креста Господня в Ветхом Завете
- Медный Змий, созданный Моисеем и повешенный на знамя в лагере иудеев, которых кусали змеи, в наказание от Бога за потерю веры и ропот. Всякий, укушенный змеей, взглянув на медного змия, не умирал ( Числ.21:4–9 ).
- Благословение Иаковом сыновей и внуков, произошло положением рук на головы сыновей стоявших напротив отца: Ефрема (стоял слева) и Манассии (стоял справа). Вместо того, чтобы протянуть руки и благословить правой рукой Манассию, а левой — Ефрема, он скрестил руки и благословил правой рукой Ефрема, а левой — Манассию, чем младшему предпослал первенство. Этим благословением праотец Иаков дал понять, что настанет время, когда люди будут получать благословение Божие не по старшинству или происхождению (не имея достойных качеств для этого), а по своим добродетелям ( Быт.48:13–15 ).
- Крест, начертанный Моисеем при переходе через Чермное море. Начертав крест, Моисей разделил море и при переходе, таким же образом, начертав Крест, сомкнул. Для иудеев переход через Чермное море был бегством и спасением от войск фараона, потопленных в море ( Исх.14 ).
- Превращение горькой воды в сладкую путем погружения дерева в воды Мерры на пути иудейского народа из Египта к Синаю, было прообразом древа креста, которым преодолевается горечь страданий на земле и подается вечная жизнь ( Исх.15:25 ).
- Руки Моисея, воздетые крестообразно в борьбе с амаликитянами ( Исх.17:8–13 ).
Эти прообразы описаны в произведении I в. “Послание апостола Варнавы” (гл. 11:12).
Виды крестов:
- Крест нательный – носимый христианами под одеждой на теле.
- Крест наперсный (или иерейский) – носимый священником поверх рясы или фелони.
- Крест архиерейский – носимый архиереем вместе с панагией.
- Крест напрестольный – полагаемый на престоле рядом с Евангелием.
Изображение Креста
Православные иконописцы изображают возле Креста тех, кто неотступно сопровождал Господа во время Его Крестных мук: Божию Матерь и апостола Иоанна Богослова – любимого ученика Спасителя.
А череп в подножии Креста – символ смерти, вошедшей в мир через преступление прародителей Адама и Евы. Согласно преданию, Адам был похоронен на Голгофе – на холме в окрестностях Иерусалима, где многими столетиями позже распяли Христа. Божиим промыслом, Крест Христов был установлен как раз над могилой Адама. Честная Кровь Господня, пролитая на землю, достигла останков прародителя. Она уничтожила первородный грех Адамов и освободила от рабства греху его потомков
Церковные службы Кресту Господню
- Крестопоклонная неделя (3‑е воскресенье Великого поста)
- Изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня(14 августа)
- Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня (27 сентября)
- Среда и пятница в седмичном круге богослужений посвящены Кресту Господню.
Символ креста: религия и эзотерика
Знание о символах сильно переплетено с нумерологией, сакральной геометрией, философией. Давным давно адепты в духовных храмах познавали многие законы мира через одно только их созерцание, их использовали в ритуалах и обычаях черной и белой магии. И хотя сегодня поддержание мистических культов утратило свое былое значение, роль символа не угасла. Символы по сей день активно используются в религии, эзотерике и духовной практике.
Крест в традициях мира. Слева направо: христианский крест, египетский анкх, кельтский языческий крест.
Крест в нумерологии — монада в физической форме
Знак креста — символ устойчивости и равновесия. Это та устойчивость, что есть в символе квадрата — в знаке материи, физической формы, тела (4). Но крест — символ с акцентом на нематериальном центре — душе (1), хотя энергию четверки он также включает. Но благодаря этому акценту на духовном, крест — символ человека с сугубо человеческой рефлексивной формой сознания. Ведь если квадрат в нумерологии равен четверке — земле, то крест равен пятерке (5): 4 (форма) + 1 (душа или монада).
Эта символика просматривается и в сакральных формах египетской великой пирамиды, построенной на четырехугольном основании с символическим духовным центром на самой вершине. Крест — это проекция пирамиды на плоскости. Но только тот, кто способен увидеть за плоским символом объем, обнаруживает, что центр креста расположен совершенно в другой плоскости, нежели его крайние точки. Пирамиды — это гигантские абстракции, которые выражают сущность всех духовных существ и иерархию уровней вселенского бытия.
Египетская пирамида: вид сверху
Символ креста в эзотерике — схема мироздания
Значение креста в эзотерике связано с древней традицией. Еще в Древнем Египте анкх или коптский крест — символ жизни, носил значение плодородия и бессмертия. Верхняя часть креста символизировала высший мир богов и неба, нижняя — мир телесного существования, зверей и людей. Мистики знают: коптский крест, мощный символ мировой гармонии, имеет способность воздействовать на пространство, астральных сущностей и сознание других людей. И потому по сей день символ креста в эзотерике очень часто используется для защиты, очищения и освящения живых существ, пространства и предметов.
Крест в христианстве — символ распятия
Крест в христианстве ассоциируется с крестом, на котором был распят Иисус, соответственно, и с его искупительной жертвой. В этом контексте крест — христианский символ страдания и искупления. Однако, существует и версия, что христианский крест на самом деле произошел от ханаанской буквы “тав” или древнеегипетского иероглифа “тау”, который обозначал мистическую истину, почему крест и стал символом христианского посвящения или крещения, обряда принятия христианства.
Тау-крест в символизме: Древнего Египта (анкх), христианства (тау-распятие), скандинавских племен (молот Тора)
Православный крест имеет дополнительную косую перекладину ближе к основанию символа. Его также называют шестиконечным крестом или крестом Лазаря. Значение этого элемента связано с мистерией распятия. Перекладина у ног Христа обозначает двух разбойников, которые были казнены вместе с ним. Согласно библейскому новозаветному преданию один из них принял перед смертью Христа и получил спасение, в то время, как другой покрыл его хулой и лишь ужесточил участь своей души. Концы косой перекладины и обозначают духовное направление — вверх или вниз.
Большим распространением в православии также пользуется символ восьмиконечного креста с дополнительной перекладиной вверху. Согласно трактовкам, эта горизонтальная линия вверху обозначает табличку у изголовья, на которой по преданиям палачи Иисуса написали ироничное “Иисус Назарянин, Царь Иудейский”.
Шестиконечный русский крест
Нижняя перекладина с наклоном на кресте связана со священными текстами, которые рассказывают о двух казненных разбойниках: один на распятии склонился под тяжестью собственного веса, в то время как другого, покаявшегося, крест возносит в небо. Эта нижняя перекладина становится неким символом внутренних весов для христиан, по которым стоит измерять свои действия в течение жизни.
Новгородский крест
Представляет собой православный крест, в середину которого вписан круг. Такой символ был распространен на территории Новгородской земли, поэтому его стали так называть. Второе название этого креста — Алексеевский, в честь архиепископа Алексия, установившего в память о Куликовской битве такой каменный крест, ставший известным.
Четырехконечный крест
Один из самых древних символов, который встречается не только в православии, но и в католичестве. Еще до Христианства в Китае и Греции такой крест символизировал Бога, раскинувшего руки. Этот крест нередко называют «Крест Страстей Господних» или «Крест Распятия».
Символ креста в язычестве — мировая Ось
Символ креста в язычестве означает мировую ось или Древо Мира. Вертикальная линия — ствол древа или “путь”, который ведет душу по пути восхождения: от животного к божественному. Горизонтальная линия — граница миров, врата перехода из мира земного в мир небесный. Символ креста в значении такого космологического устройства мира встречается во многих традициях мира: у кельтов, славян, индусов, американских индейцев, майя. Древние народы наделяли священный символ креста особой мистической силой. Испокон веков он ассоциировался с единством и целостностью человеческой души и вселенским порядком.
Скандинавское Древо Миров
Крест — славянский символ гармонии между мужским и женским, небесным и земным. Он также служит и символом солнца — мощнейшей защитой от злых сил. Недаром славянские обереги, куклы-мотанки, не имеют лиц. Вместо этого их лица украшаются крестом. Ведь через даже нарисованные глаза в предмете может поселиться душа, потому вместо лица у куклы-оберега — сакральный крест, символ мировой гармонии.
Символ сакрального креста в кукле-мотанке
Символ звезда креста — узор, состоящий из четырех равносторонних крестов. Звезда креста — сакральный символ, который часто используют для традиционной вышивки одежды. Такой узор служит оберегом и талисманом. Он защищает от негативных энергий и привлекает успех и удачу.
Славянский символ-оберег Звезда Креста
Крест Т‑образный “антониевский”
В южных и восточных частях Римской империи для казни преступников применялось орудие, называемое со времен Моисея “египетским” крестом и напоминающее букву “Т” в европейских языках. “Греческая буква Т, – писал граф А. С. Уваров, – одна из форм креста, употребляемая для распятий” (Христианская символика, М., 1908, стр. 76)
“Число 300, выражаемое по-гречески чрез букву Т, служило также со времен Апостольских для обозначения креста, – сообщает известный литургист архимандрит Гавриил. – Эта Греческая буква Т встречается в надписи гробницы III века, открытой в катакомбах святого Каллиста. (…) Такой образ буквы Т встречается на одном сердолике, гравированном во II веке” (Руководство по литургике, Тверь, 1886, стр. 344)
О том же рассуждает и святитель Димитрий Ростовский: “Изображение Греческое, “Тав” называемое, которым Ангел Господень сделал “знак на челах” ( Иез. 9:4 ) Божиих людей в Иерусалиме, для ограничения от надвигающегося смертоубийства, видел в откровении святой Иезекиль пророк. (…)
Если приложим к этому изображению наверху титлу Христову таким образом, тотчас четвероконечный крест Христов увидим. Следовательно, там видел Иезекиль прообразование четвероконечного креста” (Розыск, М., 1855, кн. 2, гл. 24, стр. 458).
То же самое утверждает и Тертуллиан: “Греческая буква Тав и наше латинское Т составляют настоящую форму креста, которая, по пророчеству, должна будет изобразиться на наших челах в истинном Иерусалиме”.
“Если в христианских монограммах находится буква Т, то эта буква таким образом расположена, чтобы явственнее выступать перед всеми другими, так как Т считался не только символом, но даже и самым изображением креста. Пример такой монограммы находится на саркофаге III века” (Гр. Уваров, стр. 81). Согласно церковному Преданию, святой Антоний Великий носил на своих одеждах крест-Тау. Или, к примеру, святой Зенон, епископ города Вероны, поставил на крыше возведенной им в 362 году базилики крест в форме Т.
Крест “Египетский иероглиф Анх”
Иисус Христос – Победитель смерти – устами царепророка Соломона возвестил: “кто нашел Меня, тот нашел жизнь” ( Прит. 8:35 ), и по воплощении Своем вторил: “Я есмь воскресение и жизнь” ( Ин. 11:25 ). Уже с первых веков христианства для символического изображения креста живоносного употреблялся, напоминающий его по форме, египетский иероглиф “anch”, обозначавший понятие “жизнь”.
Крест “буквенный”
И другие буквы (из разных языков), приводимые ниже, также использовались первыми христианами в качестве символов креста. Такое изображение креста не отпугивало язычников, будучи для них знакомым. “И действительно, как видно из надписей Синайских, – сообщает граф А. С. Уваров, – буква принималась за символ и за настоящее изображение креста” (Христианская символика, ч. 1, стр. 81). В первые века христианства важна была, конечно, не художественная сторона символического изображения, но удобство его применения к прикровенному понятию.
Крест “якореобразный”
Первоначально этот символ попался археологам на Солунской надписи III века, в Риме – в 230‑м, а в Галлии – в 474 году. А из “Христианской символики” узнаем, что “в пещерах Претекстата находимы были плиты без всяких надписей, с одним изображением “якоря” ” (Гр. Уваров, стр. 114).
В своем Послании Апостол Павел поучает, что христиане имеют возможность “взяться за предлежащую надежду (т. е. Крест), которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий” ( Евр. 6:18-19 ). Этот, по слову Апостола, “якорь”, символически прикрывающий крест от поругания неверных, а верным открывающий подлинный его смысл, как избавление от последствий греха, и есть наша крепкая надежда.
Церковный корабль, образно говоря, по волнам бурной временной жизни доставляет всех желающих в тихую пристань жизни вечной. Поэтому “якорь”, будучи крестообразным, сделался у христиан символом надежды на крепчайший плод Креста Христова – Царство Небесное, хотя греки и римляне, тоже пользуясь этим знаком, усваивали ему значение “прочности” только дел земных.
Крест монограммный “доконстантиновский”
Известный специалист по литургическому богословию – архимандрит Гавриил пишет, что “в монограмме, начертанной на надгробном камне (III века) и имеющей форму Андреевского креста, вертикально пересеченного чертою (рис. 06), есть прикровенное изображение креста” (Руков., стр. 343).
Эта монограмма была составлена из Греческих начальных букв имени Иисуса Христа, путем перекрестного их совмещения: а именно буквы “I” (йот) и буквы “X” (хи).
Эта монограмма нередко встречается и в послеконстантиновский период; например, можем видеть ее изображение в мозаическом исполнении на сводах Архиепископской капеллы конца V века в Равенне.
Крест “Бургундский”, или “Андреевский”
Святой мученик Иустин Философ, разъясняя вопрос о том, откуда язычникам еще до Рождества Христова стали известны крестообразные символы, утверждал: “То, что у Платона в Тимее говорится (…) о Сыне Божием (…), что Бог поместил Его во вселенной наподобие буквы X, он также заимствовал у Моисея!. Ибо в Моисеевых писаниях рассказано, что (…) Моисей по вдохновению и действию Божию взял медь и сделал образ креста (…) и сказал народу: если вы посмотрите на этот образ и уверуете, вы спасетесь чрез него ( Числ. 21:8 ) ( Ин. 3:14 ). (…) Платон прочитал это и, не зная точно и не сообразивши, что то был образ (вертикального) креста, а видя только фигуру буквы X, сказал, что сила, ближайшая к первому Богу, была во вселенной наподобие буквы X” (Апология 1, § 60).
Буква “X” греческого алфавита уже со II века служила основанием для монограммных символов, и не только потому, что она скрыла имя Христа; ведь, как известно, “древние писатели находят форму креста в букве X, который называется Андреевским, потому что, по преданию, на таком кресте кончил свою жизнь Апостол Андрей”, писал архимандрит Гавриил (Руков., стр. 345).
Около 1700 года помазанник Божий Петр Великий, желая выразить религиозное отличие православной России от еретичествующего Запада, поместил изображение Андреевского креста на государственном Гербе, на своей ручной печати, на военно-морском флаге и т. д. Его собственноручное объяснение гласит, что: “крест Святого Андрея (принят) того ради, что от сего Апостола приняла Россия святое крещение”.
Крест “монограмма Константина”
Святому Равноапостольному Царю Константину “во сне явился Христос Сын Божий с виденным на небе знамением и повелел, сделав знамя, подобное этому виденному на небе, употреблять его для защиты от нападения врагов”, повествует церковный историк Евсевий Памфил в своей “Книге первой о жизни блаженного Царя Константина” (гл. 29). “Это знамя случилось видеть и нам собственными очами, – продолжает Евсевий (гл. 30). – Оно имело следующий вид: на длинном, покрытом золотом копье была поперечная рея, образовавшая с копьем знак креста (…), а на нем символ спасительного наименования: две буквы показывали имя Христа (…), из середины которых выходила буква “Р”. Эти буквы Царь впоследствии имел обычай носить и на шлеме” (гл. 31).
“Комбинация (совмещенных) букв, известная под именем монограммы Константина, составленная из двух первых букв слова Христос – “Хи” и “Ро”, – пишет литургист архимандрит Гавриил, – эта Константиновская монограмма встречается на монетах Императора Константина” (стр. 344).
Как известно, эта монограмма получила довольно широкое распространение: отчеканена была впервые еще на известной бронзовой монете императора Траяна Декия (249–251 гг.) в Лидийском городе Меонии; была изображена на сосуде 397 года; вырезана была на надгробных плитах первых пяти веков или, к примеру, фресочно изображена на штукатурке в пещерах святого Сикста (Гр. Уваров, стр. 85).
Зачем христиане носят крестик?
Нательный крест надевают на человека в таинстве Крещения — в знак того, что он стал новым членом Церкви. Нательный крест — это напоминание о том, что Бог умер за всех людей страшной смертью, чтобы искупить все человеческие грехи. Также крест — символ участия каждого христианина в крестоношении Христовом. В корне неправильно воспринимать крест как амулет или оберег — это языческие представления, которые не имеют ничего общего с христианством.
«Кроме того Крест Христов — это то, чем человек спасается. Нательный крестик — напоминание о том, что всех праведных ждет Царствие Небесное. В которое можно войти только через испытания, преодоление греха, умение быть добрым и славить Бога, несмотря на страдания», — протоиерей Игорь Фомин.
Крест в дохристианскую эпоху
Но стоит заметить, что крест как религиозный символ существовал не только лишь в христианстве, но и в дохристианских языческих культах. Его можно найти в изображениях вавилонских храмов, в качестве ритуальных украшений крест можно встретить у древних греков, индийцев, персов, а также в некоторых частях Африки.
Но главным символом в дохристианскую эпоху крест был у древних египтян и носил название – анкх.
Египетский «крест» – анкх был одним из важнейших священных символов древних египтян. Для них анкх по словам украинского теософа Елены Блаватской символизировал «знак жизни, живого, клятвы, завета, который держали в руках египетские боги и фараоны»
В поисках подлинного Креста
В начале IV века император Константин узаконил христианство. Он санкционировал раскопки некоторых святых мест жизни Христа на территории, которая стала называться «Святой Землей». В то время она была частью римской провинции Палестина, окруженной рекой Иордан на востоке, Средиземным морем на западе и Сирией на севере.
К V веку возникла легенда, что во время этих раскопок мать Константина, Елена, обнаружила части крестов, на которых был распят Иисус вместе с двумя разбойниками. Верующие говорили о чудесном исцелении, произошедшем, когда к больной женщине прикоснулись одним куском, что доказывает, что это была часть настоящего креста самого Христа.
Константин построил большую церковь, Мартириум, над местом, где, как предполагалось, находилась гробница Иисуса. Сентябрьская дата освящения этой церкви стала отмечаться в православии и католицизме как праздник «Воздвижения Креста Господня».
Храм Гроба Господня в Иерусалиме.
Одна часть того, что считалось настоящим крестом, хранилась и почиталась в Страстную пятницу в Иерусалиме с середины четвертого века до его завоевания мусульманским халифом в седьмом веке.
Многочисленные христианские церкви были построены в Римской империи в IV и V веках. При финансовой поддержке империи эти большие здания были украшены замысловатыми мозаиками с изображениями фигур из Священных Писаний, особенно Христа и апостолов.
Крест, изображенный на мозаике, представляет собой золотой крест, украшенный драгоценными камнями круглой или квадратной формы, визуальное представление победы над грехом и смертью, достигнутой смертью Христа. Его называли «crux gemmata» или «украшенный драгоценными камнями крест».
С VI века до раннего средневековья художественные изображения Распятия стали более распространенными. Иногда Христа изображали на кресте одного, а порой, между двумя другими преступниками, распятыми вместе с ним. Чаще всего Христа на кресте окружают с обеих сторон фигуры Девы Марии и апостола Иоанна.
Раннесредневековое изображение Христа на кресте.
Публичное поклонение кресту в Страстную пятницу становилось все более распространенным за пределами Святой Земли.
В средневековый период распятый Христос обычно изображался в виде безмятежной фигуры.
Крест в эпоху Средневековья и Реформации
Во время Реформации протестантские церкви отказались от использования распятия. По их мнению, это было человеческое «изобретение», которое нечасто использовалось в первобытной церкви. Они утверждали, что распятие стало объектом идолопоклоннического католического почитания, и вместо этого использовали другие версии простого креста.
Разные изображения креста выражали более глубокие противоречия в западном христианстве.
В эпоху Средневековья крест был связан с серией религиозных войн, которые велась в христианской Европе за освобождение Святой Земли от власти мусульманских правителей. Те, кто решил пойти и сражаться, должны были носить специальную одежду, отмеченную крестом, поверх повседневной одежды. Они «взяли крест» и стали называться «крестоносцами». О крестоносцах и крестовых походах на наших сайтах есть подробная отдельная статья.
К XIX веку термин «крестовый поход» стал относиться к любому виду борьбы за «праведные» причины, будь то религиозные или светские. В то время в Соединенных Штатах этот термин использовался для описания ряда религиозно-социальных активистов. Например, редактора газеты-аболициониста Уильяма Ллойда Гаррисона называли «крестоносцем» в его политической борьбе за искоренение зла рабства.
Как бы там ни было, крест сегодня, как и тысячу лет назад остается одним из главных символов христиан, напоминанием о великом Искупление Иисуса Христа за всех нас…
Ось вселенной
Восьмиконечный крест на иконе «Прославление креста» (оборот иконы Спас Нерукотворный, XII век)
Однако наравне с таким способом истолкования этого отрывка в святоотеческом наследии существует и совсем иной вариант понимания данного фрагмента ветхозаветного псалма. Подобное понимание, в частности, нам предлагает святитель Григорий Нисский.
При этом он, подобно Златоусту, также свидетельствует здесь о Божественном вездеприсутствии, однако говорит именно о таком образе вездеприсутствия Бога, в соответствии с которым Господь распростирается до самых дальних пределов вселенной на некоем бесконечном и неограничимом мистическом Кресте.
В своем известном «Слове на святую Пасху и о тридневном сроке Воскресения Христова» святитель Григорий пишет: «Этот-то образ Креста воспел и великий Давид, говоря о себе: “Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо,” – вот высота (Креста), – “сойду ли в преисподнюю” — вот глубина. “Возьму ли крылья зари” (разумеется восток солнечный) — вот широта, если “переселюсь на край моря” (так он называет запад) — вот долгота (Креста) (Пс. 138: 7–9). Видишь, как словами живописует он образ Креста. Ты, говорит, проницаешь все, связуешь все сущее и объемлешь Собою все концы, на высоте Ты находишься, внизу Ты присутствуешь, одному концу присуща рука Твоя, и в другом указывает путь десница Твоя» 9 .
Итак, некогда Псалмопевец изрек удивительные слова, по убеждению святителя Григория, вполне выразившие самую суть величия и всеобъемлющего присутствия знамения Креста во всем мироздании:
«Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, — и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя» (Пс. 138: 7–9). От одного края горизонта нашего тварного бытия и до другого все, что ни существует в земном мире, оказывается как бы «охваченным», «объятым» двумя раскинутыми в бесконечности умопостигаемого «космоса» горизонтальными ветвями Креста; вертикаль же его, уходя вниз, пронзает, подобно копью, темные глубины ада и в то же время, возносясь другим концом ввысь, достигает святых пределов небесного Рая, самого подножия Божественного Престола.
Образ Креста – четыре выступа, соединенные посредине, – обозначает на всё простирающуюся силу Божию
При этом святитель Григорий Нисский проводит здесь же и некие смысловые параллели с двумя известными фрагментами из посланий святого апостола Павла, которые также, по его убеждению, рисуют нам таинственный образ этого всекосмического Креста Христова, пронизывающего и одновременно охватывающего собой всю тварную вселенную.
Во-первых, это слова из Послания к Ефесянам: «чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею» (Еф. 3: 18–19). Вот как комментирует эти слова апостола святитель Григорий:
«…не напрасно божественное око апостола мысленно узрело здесь образ Креста; но чрез это апостол ясно показал, что всякий, отринув от глаз чешую неведения, ясно увидит саму истину. Ибо он знал, что образ Креста, представляющий четыре выступа, соединенные посредине, обозначает на всё простирающуюся силу и промышление Того, Кто на нем явился (Христа), и потому каждому выступу дает отличительное название: глубиною именуя то, что идет вниз от средины, высотою то, что находится сверху, широтою же и долготою то, что поперек простирается в обе стороны от связи (двух перекладин), так что часть в ту сторону от средины называется широтою, а в другую сторону — долготою.
Чрез это, мне кажется, ясно обозначается словом то, что нет ничего существующего, что бы неодержимо было Божескою природою, — и небесное, и подземное, и отовсюду простирающееся посредине до пределов сущего.
Ибо высотою означается горнее, глубиною подземное, долготою и широтою — все, что заключается в средине и что держится всем управляющею силою. Доказательством сказанного пусть будет то, что происходит в душе твоей при мысли о Боге.
Ибо воззри на небо, представь земные глубины, простри свою мысль до широты и до пределов всего существующего и подумай, какова сила, содержащая все это, служащая как бы некоторой связью всего, и увидишь, как мысль о Божеской силе сама собою начертывает в уме образ Креста, от высокого и небесного нисходящий в бездну и до крайних пределов простирающийся поперек» 10 .
Припоминает здесь святитель Григорий и другой фрагмент из Павловых посланий: «Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних» (Флп. 2: 9–10).
Как пишет об этом Нисский святитель, «великий апостол говорит, что, когда все исполнится веры и ведения, тогда Сущий превыше всякого имени о имени Иисуса Христа получит поклонение от “небесных, земных и преисподних” (Флп. 2: 10).
И здесь (вновь), соответственно образу Креста, апостол опять разделяет поклонение Кресту. Ибо надмирная (небесная) область в верхней части Креста воздает поклонение Владыке, мировая часть (живущих на земле) — в средине, преисподняя же соответствует нижней части Креста» 11 .
Итак, по убеждению целого ряда христианских авторов, в Священном Писании содержатся ясные духовные свидетельства о том, что Крест Христов являлся подлинной «осью» вселенной, неким духовным «центром» мира.
Эта идея получает в творениях многих раннехристианских писателей очень яркое и предельно поэтичное развитие.
Так, в разделе «Spuria» творений святителя Иоанна Златоуста 12 , в «Шестой беседе на Пасху», приписываемой ныне исследователями священномученику Ипполиту Римскому, о Кресте Христовом говорится: «Древо сие дается мне для вечного моего Спасения.
Оно питает меня, восстанавливает силы, я опираюсь на его корни, располагаюсь под его ветвями, с радостью я дышу его запахами, как будто подставляю лицо ветру.
Под сенью его я ставлю свою палатку, укрываясь от чрезмерного зноя, я обретаю отдых, полный прохлады. Я расцветаю вместе с цветами его, плоды его доставляют мне неизъяснимую радость, я собираю их, ибо они приготовлены для меня с начала мира. У него я нахожу изысканную пишу для утоления голода, под ним фонтан для утоления жажды, с него я беру одежду, дабы прикрыть свою наготу, листья его — это Дух Животворящий.
Прочь от меня отныне листья смоковницы! Если есть во мне страх Господень, то здесь, у древа мое убежище, в опасностях оно укрепит меня, в битвах — послужит щитом, в победе — трофеем.
Вот малая тропа, вот мой узкий путь! Вот лествица Иаковля, где ангелы восходят и нисходят, а на вершине ее стоит Господь.
Дерево это простирается дальше неба, поднимается от земли к небесам. Будучи бессмертным, оно растет из центра неба и земли, оно — твердая опора вселенной, связь всех вещей, основа всей обитаемой земли, космическое сплетение, содержащее в себе всякую пестроту человеческой природы. Прибитый незримыми гвоздями Духа, дабы не колебаться в твердом согласии с волей Божией, головою касаясь неба, а земли ногами, все пространство между землей и небом заполнил Он необъятными руками Своими» 13 .
Собирая воедино тварный космос, этот нематериальный Крест царит над мирозданием, изгоняя из него разрушительные силы
Мы видим: Крест Христов здесь, в этой святоотеческой «Беседе», выступает как изначальная, существующая от начала мира опора и утверждение вселенной, как некий образ четырехчастной устремленности всего бытия к произрастанию и развитию.
Собирая воедино тварный космос, этот нематериальный Крест царит над мирозданием, изгоняя из него своею властью злые разрушительные силы.
Вся вселенная оказывается как бы утвержденной на ветвях этого гигантского космического Древа, где каждая планета — его плод, а всякое созвездие — листва в его кроне, вздымающейся ввысь, подобно ступеням крутой лестницы, и возводящей все творение к надмирному престолу Создателя неба и земли.
«Простирая на Кресте руки Свои»
Великая Пятница. Пригвождение ко Кресту. Фреска монастыря Дионисиат, Афон
Вместе с тем следует помнить и о том, что Крест для христиан всегда был, прежде всего, реальным и вполне «историческим» орудием казни Спасителя — воплотившегося Господа Иисуса Христа. «Если распятие на Кресте призрак, между тем (как) от Креста спасение, то и спасение призрак», — говорит святитель Кирилл Иерусалимский 14 .
Крест же надмирный, от века существующий, о котором святые отцы также писали неоднократно, был значим для христиан лишь постольку, поскольку он прообразовывал собой грядущую смерть Бога на грубом деревянном Кресте и поскольку Господом было предуведано будущее водружение на Голгофе этого вполне материального орудия казни.
Тем самым для христиан основанием этой бесконечной всекосмической крестной оси — с момента Голгофской Жертвы — неизменно являлся конкретный каменистый холм вне пределов града Иерусалима. Именно об этом учит святитель Кирилл: «Он (Христос) простер на Кресте руки, дабы объять концы вселенной: ибо сия Голгофа есть средина земли.
Не мои слова сии, но Пророк сказал: “Боже, Царь мой от века, устрояющий спасение посреди земли!” (Пс. 73: 12). Распростер человеческие руки Тот, Который духовными руками утвердил небо» 15 .
Христос с высоты Креста, раскинув на нем руки, как бы обнял ими все спасаемое человечество
Тем самым, по мысли древних святых отцов, Христос с высоты Креста, раскинув на нем руки, как бы обнял ими все спасаемое человечество и привлек его в Свои объятья.
Эта мысль довольно часто подтверждается православной экзегетической традицией с помощью известного фрагмента из Евангелия от Иоанна: «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе. Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет» (Ин. 12: 32–33). Как пишет об этом святитель Афанасий Великий, «посему Господу прилично было и Крест претерпеть, и распростереть руки, чтобы одною рукою привлечь к Себе ветхий народ, а другою — званных из язычников, тех же и других соединить в Себе» 16 .
Итак, два эти образа:
Крест всекосмический, вселенский, а также исторический деревянный Крест Христов как орудие Его страданий и казни оказываются в святоотеческой богословской и экзегетической традициях друг от друга неотделимы, неразрывны.
Вечный Крест — есть прообраз Креста Голгофского, Крест Голгофский — есть исполнение того своего прообраза, что, вместе с Жертвой за мир беспорочного Агнца, Сына Божия, был предуготован и предведан Богом еще прежде создания мира.
Так, по слову известного «Толкования на Исаию», приписываемого авторству святителя Василия Великого, но скорее всего созданного в кругу его учеников, оба эти Креста друг от друга неотделимы и по сути есть один и тот же спасительный Крест в метаисторической и исторической перспективе одновременно: «Для чего Крестом совершено домостроительство Вочеловечения?
Для того, чтобы от четырех крыл земли собрались спасаемые.
Ибо Крест делится на четыре части, так что каждая его часть обращена к одной из четырех частей мира.
А предпочтена крестная смерть, или чтобы все части мира приведены были ко спасению частями Креста, или потому, что прежде деревянного Креста воздвигнут был целому миру спротяженный, мысленный Крест, в среде которого соприкасаются четыре части вселенной и сила которого, заключающаяся в среде, проходит в четыре части» 17 .
Мы видим: здесь вполне ясно говорится о том, что прежде деревянного Креста Спасителя в мире был воздвигнут некий «мысленный» Крест, «спротяженный» всей бесконечно огромной вселенной.
Но вместе с тем ясно говорится и о том, что именно смерть Господа на историческом деревянном Кресте оказалась спасительна для всего мироздания и явилась как бы неким «оправданием» и «исполнением» того образа «всекосмического древа», того «мысленного Креста», о котором засвидетельствовали библейские пророки, авторы книг Священного Писания.
Ведь именно этот исторический Голгофский Крест и стал источником воскресения и жизни для всего человеческого рода, как ясно и поэтично об этом свидетельствует преподобный Ефрем Сирин в своем «Комментарии на Диатессарон», обращаясь здесь к Самому Христу:
«Знамение для верных и страх для злых духов»
Православная Церковь чтит Святой Крест как орудие казни Христовой, ставшее для человеческого рода орудием нашего искупления.
Распятие Господа на Кресте было приуготовано — в предведении Богом будущего грехопадения человека — еще прежде создания мира и оказалось исполнено Сыном Божиим в согласии с волей Отчей о спасении человеческого рода.
Как говорит святитель Иоанн Златоуст, «Крест — изволение Отца, слава Единородного» 1 .
Как мы хорошо знаем, основания для православного молитвенного почитания Креста и поклонения ему содержатся в Священном Писании Нового Завета. Прежде всего, о спасительном значении Креста Христова для верующих свидетельствует апостол Павел:
«А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал. 6: 14).
Христос, «истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас… взял его от среды и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» (Кол. 2: 14–15).
Хор Сретенского монастыря.
«Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия» (1 Кор. 1: 18).
Тем самым апостол свидетельствует о том, что именно посредством крестной смерти Господа, Его распятия была низвергнута власть греха над человеком, оказались побеждены бесовские силы, людям же была дарована сила спасающей Божественной благодати.
Здесь само слово «крест» оказывается для апостола Павла синонимом распятия как крестной смерти Господа.
Основываясь на многочисленных свидетельствах Священного Писания об особом спасительном значении для христианина Креста Христова, древние отцы Церкви также решительно утверждали особую необходимость его почитания.
Так, священномученик Игнатий Богоносец пишет: «…вы возноситесь на высоту орудием Иисуса Христа, то есть Крестом, посредством верви Святого Духа» 2 .
«Мой дух — в прах пред Крестом, который для неверующих соблазн, а для нас спасение и вечная жизнь» 3 .
Таким образом, уже сам Крест рассматривается древней церковной традицией не только как орудие спасительной для человеческого рода смерти Господа, но и как подлинное вместилище Божественной благодати и действенное орудие победы над бесовскими силами в каждодневной борьбе всякого христианина.
Как учит святитель Кирилл Иерусалимский, «итак, да не стыдимся исповедовать Распятого; с дерзновением да изображаем рукою знамение Креста на челе и на всем: на хлебе, который вкушаем; на чашах, из которых пьем; да изображаем его при входах, при выходах, когда ложимся спать и встаем, когда находимся в пути и отдыхаем.
Он великое предохранение, данное бедным в дар и слабым без труда. Ибо это благодать Божия: знамение для верных и страх для злых духов» 4 .