Крест — один из самых древних и мистических символов. Орудие казни и одновременно символ спасения. Православный крест имеет много форм, каждая из которых раскрывает великую тайну познания Бога, Добра и Зла.

Что значит Крест в православии, почему именного его взяли за символ бога, все его виды

Содержание

Православные кресты: история возникновения

В ветхозаветной церкви, состоящей в основном из евреев, распятие, как известно, не применялось, и казнили, по обычаю, тремя способами: побивали камнями, сожигали живьем и вешали на дереве. Поэтому «и пишется у них о висельниках: «проклят всякий висящий на древе» (Втор. 21:23)», поясняет Святитель Димитрий Ростовский (Розыск, ч. 2, гл. 24). Четвертая же казнь — усечение головы мечом — прибавилась у них в эпоху Царств.

А крестная казнь была тогда языческой Греко-Римской традицией, и еврейский народ познал ее лишь за несколько десятилетий до Рождества Христова, когда римляне распяли их последнего законного царя Антигона. Поэтому в ветхозаветных текстах нет и не может быть никаких даже подобий креста в качестве орудия казни: как со стороны названия, так и со стороны формы; но, напротив, там имеется множество свидетельств: 1) о деяниях человеческих, образ креста Господня пророчески предобразовавших, 2) о предметах известных, силу и древо креста таинственно предначертавших и 3) о видениях и откровениях, самое страдание Господне предызобразивших.

Сам же крест, как страшное орудие позорной казни, избранное сатаной знаменем смертоносности, вызывал непреодолимый страх и ужас, но, благодаря Христу-Победителю, он стал желанным трофеем, вызывающим радостные чувства. Поэтому и святой Ипполит Римский — муж Апостольский — восклицал: «и у Церкви есть свой трофей над смертью — это Крест Христов, который она носит на себе», и святой Павел — Апостол языков — писал в своем Послании: «желаю хвалиться (…) только крестом Господа нашего Иисуса Христа» (Гал. 6:14). «Смотри, сколь вожделенным и достолюбезным соделалось сие столь ужасное и поносное (позорное — славян.) в древности знамение жесточайших казней», — свидетельствовал святитель Иоанн Златоуст. И Апостольский муж — святой Иустин Философ — утверждал: «Крест, как предсказал пророк, есть величайший символ силы и власти Христовой» (Апология, § 55).

Вообще же «символ» — по-гречески «соединение», и означает или средство, осуществляющее соединенность, или обнаружение невидимой реальности через видимую натуральность, или выражаемость понятия изображением.

В новозаветной Церкви, возникшей в Палестине в основном из бывших иудеев, сначала привитие символических изображений было затруднено по причине приверженности их к своим прежним преданиям, строго запрещавшим изображения и тем самым ограждавшим ветхозаветную церковь от влияния языческого идолобесия. Впрочем, как известно, Промысл Божий уже тогда давал ей много уроков символического и иконографического языка. Например: Бог, запретив пророку Иезекилю говорить, повелел ему начертать на кирпиче изображение осады Иерусалима в «знамение сынам израилевым» (Иез. 4:3). И понятно, что со временем, при увеличении числа христиан из других народов, где традиционно допускались изображения, такое одностороннее влияние иудейского элемента, конечно же, ослабевало и постепенно исчезало совсем.

Уже с первых веков христианства, по причине преследования последователей распятого Искупителя, христиане принуждены были скрываться, исполняя свои обряды втайне. А отсутствие христианской государственности — внешней ограды Церкви и продолжительность такого угнетенного положения отразились на развитии богослужения и символики.

И по сей день сохранились в Церкви меры предосторожности для охранения самого учения да и святынь от зловредного любопытства врагов Христовых. Для примера, Иконостас — порождение Таинства причащения, подлежащего предохранительным мерам; или диаконский возглас: «елицы оглашенные изыдите» между литургиями оглашенных и верных, несомненно, напоминает нам, что «мы совершаем Таинство, затворив двери, и запрещаем непосвященным быть при оном», пишет Златоустый (Беседа 24, Мф.).

Что значит Крест в православии, почему именного его взяли за символ бога, все его виды

Вспомним, как известный Римский лицедей и мим Генесий по приказу императора Диоклетиана в 268 году выставлял в цирке на посмешище Таинство крещения. Какое чудесное действие оказали на него произнесенные слова, видим из жития блаженного мученика Генесия: покаявшись, он принял крещение и вместе с приготовленными для публичной казни христианами «был первым усечен главою». Этот далеко не единственный факт поругания святыни — пример того, что многое из христианских тайн сделалось известным язычникам уже давно.

«Мир сей, — по слову Тайновидца Иоанна, — весь лежащий во зле» (1 Ин. 5:19), и есть та агрессивная среда, в которой Церковь борется за спасение людей и которая вынудила христиан уже с первых веков употреблять условный символический язык: сокращения, монограммы, символические изображения и знаки.

Этот новый язык Церкви помогает посвящать новообращенного в тайну Креста постепенно, разумеется, с учетом его духовного возраста. Ведь необходимость (как добровольного условия) постепенности в раскрытии догматов оглашенным, готовящимся к принятию крещения, основана на словах Самого Спасителя (см. Мф. 7;6и1 Кор. 3:1). Именно поэтому святитель Кирилл Иерусалимский разделил свои проповеди на две части: первую -из 18 огласительных, где ни слова о Таинствах, и вторую — из 5 тайноводственных, объясняющих верным все церковные Таинства. В предисловии он убеждает оглашенных не передавать услышанное посторонним: «когда опытом изведаешь высоту преподаваемого, тогда узнаешь, что оглашаемые недостойны слышать его». И святитель Иоанн Златоуст писал: «я желал бы открыто говорить об этом, но опасаюсь непосвященных. Ибо они затрудняют беседу нашу, заставляя нас говорить неясно и прикровенно» (Беседа 40, 1 Кор.). О том же говорится и у блаженного Феодорита, епископа Киррского: «о божественных тайнах, по причине непосвященных, беседуем прикровенно; по удалении же таковых, которые сподобились тайноводства, тех учим ясно» (15 вопр. Числ.).

Крест – символ жерт­вен­ной любви, победы над злом

Далё­ким от Церкви людям кажется, что хри­сти­ане покло­ня­ются кресту – орудию казни. Это поверх­ност­ный взгляд, мы покло­ня­емся кресту не как сим­волу смерти, а как сим­волу вечной жизни – Кресту живо­тво­ря­щему – ибо Хри­стос, под­верг­ну­тый на кресте мучи­тель­ной казни, своими стра­да­ни­ями совер­шил искуп­ле­ние чело­ве­че­ства ( 1Пет.2:24 ). На Кресте про­изо­шла не просто тра­ге­дия, а триумф жизни, победа над смер­тью. Крест — выра­же­ние любви Бога к людям ( Ин.3:16 ).

Крест Хри­стов, кото­рый каждый пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин, полу­чив при кре­ще­нии, носит всю жизнь, есть:

  • символ нашего спа­се­ния,
  • символ любви к Богу,
  • духов­ное оружие, сред­ство духов­ной борьбы,
  • знак испо­ве­да­ния веры.

На Кресте мы видим Бога Рас­пя­тым. Но в Рас­пя­тии таин­ственно пре­бы­вает Сама Жизнь, подобно тому, как в пше­нич­ном зерне таятся многие буду­щие коло­сья. Поэтому Крест Гос­по­день почи­та­ется хри­сти­а­нами как «живо­нос­ное древо», то есть дерево, дающее жизнь. Без Рас­пя­тия не было бы Вос­кре­се­ния Хри­стова, и поэтому Крест из орудия казни обра­тился в свя­тыню, в кото­рой дей­ствует Бла­го­дать Божия.

Крест Цер­ков­ный (в виде изоб­ра­же­ния, пред­мета или крест­ного зна­ме­ния) – освя­щен­ный Боже­ствен­ной бла­го­да­тью символ (образ) чело­ве­че­ского спа­се­ния, воз­во­дя­щий нас к своему Пер­во­об­разу – к рас­пя­тому Бого­че­ло­веку, при­няв­шему крест­ную смерть ради искуп­ле­ния чело­ве­че­ского рода от власти греха и смерти.

Почи­та­ние креста Гос­подня, нераз­рывно свя­зано с Иску­пи­тель­ной Жерт­вой Бого­че­ло­века Иисуса Христа. Почи­тая крест, пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин воз­дает почи­та­ние Самому Богу Слову, изво­лив­шему вопло­титься и избрать крест зна­ме­нием победы над грехом и смер­тью, при­ми­ре­ния и соеди­не­ния чело­века с Богом, даро­ва­ния новой, пре­об­ра­жен­ной бла­го­да­тью Свя­того Духа жизни. «Я не желаю хва­литься, разве только кре­стом Гос­пода нашего Иисуса Христа» ( Гал.6:14 ).

Про­об­разы Креста Гос­подня в Ветхом Завете

  1. Медный Змий, создан­ный Мои­сеем и пове­шен­ный на знамя в лагере иудеев, кото­рых кусали змеи, в нака­за­ние от Бога за потерю веры и ропот. Всякий, уку­шен­ный змеей, взгля­нув на мед­ного змия, не умирал ( Числ.21:4–9 ).
  2. Бла­го­сло­ве­ние Иако­вом сыно­вей и внуков, про­изо­шло поло­же­нием рук на головы сыно­вей сто­яв­ших напро­тив отца: Ефрема (стоял слева) и Манас­сии (стоял справа). Вместо того, чтобы про­тя­нуть руки и бла­го­сло­вить правой рукой Манас­сию, а левой — Ефрема, он скре­стил руки и бла­го­сло­вил правой рукой Ефрема, а левой — Манас­сию, чем млад­шему пред­по­слал пер­вен­ство. Этим бла­го­сло­ве­нием пра­о­тец Иаков дал понять, что наста­нет время, когда люди будут полу­чать бла­го­сло­ве­ние Божие не по стар­шин­ству или про­ис­хож­де­нию (не имея достой­ных качеств для этого), а по своим доб­ро­де­те­лям ( Быт.48:13–15 ).
  3. Крест, начер­тан­ный Мои­сеем при пере­ходе через Черм­ное море. Начер­тав крест, Моисей раз­де­лил море и при пере­ходе, таким же обра­зом, начер­тав Крест, сомкнул. Для иудеев пере­ход через Черм­ное море был бег­ством и спа­се­нием от войск фара­она, потоп­лен­ных в море ( Исх.14 ).
  4. Пре­вра­ще­ние горь­кой воды в слад­кую путем погру­же­ния дерева в воды Мерры на пути иудей­ского народа из Египта к Синаю, было про­об­ра­зом древа креста, кото­рым пре­одо­ле­ва­ется горечь стра­да­ний на земле и пода­ется вечная жизнь ( Исх.15:25 ).
  5. Руки Моисея, воз­де­тые кре­сто­об­разно в борьбе с ама­ли­ки­тя­нами ( Исх.17:8–13 ).

Эти про­об­разы опи­саны в про­из­ве­де­нии I в. “Посла­ние апо­стола Вар­навы” (гл. 11:12).

Виды кре­стов:

Что значит Крест в православии, почему именного его взяли за символ бога, все его виды

  1. Крест натель­ный – носи­мый хри­сти­а­нами под одеж­дой на теле.
  2. Крест наперс­ный (или иерей­ский) – носи­мый свя­щен­ни­ком поверх рясы или фелони.
  3. Крест архи­ерей­ский – носи­мый архи­ереем вместе с пана­гией.
  4. Крест напре­столь­ный – пола­га­е­мый на пре­столе рядом с Еван­ге­лием.

Изоб­ра­же­ние Креста

Пра­во­слав­ные ико­но­писцы изоб­ра­жают возле Креста тех, кто неот­ступно сопро­вож­дал Гос­пода во время Его Крест­ных мук: Божию Матерь и апо­стола Иоанна Бого­слова – люби­мого уче­ника Спа­си­теля.

А череп в под­но­жии Креста – символ смерти, вошед­шей в мир через пре­ступ­ле­ние пра­ро­ди­те­лей Адама и Евы. Согласно пре­да­нию, Адам был похо­ро­нен на Гол­гофе – на холме в окрест­но­стях Иеру­са­лима, где мно­гими сто­ле­ти­ями позже рас­пяли Христа. Божиим про­мыс­лом, Крест Хри­стов был уста­нов­лен как раз над моги­лой Адама. Чест­ная Кровь Гос­подня, про­ли­тая на землю, достигла остан­ков пра­ро­ди­теля. Она уни­что­жила пер­во­род­ный грех Адамов и осво­бо­дила от раб­ства греху его потом­ков

Цер­ков­ные службы Кресту Гос­подню

  • Кре­сто­по­клон­ная неделя (3‑е вос­кре­се­нье Вели­кого поста)
  • Изне­се­ние Чест­ных Древ Живо­тво­ря­щего Креста Гос­подня(14 авгу­ста)
  • Воз­дви­же­ние Чест­ного и Живо­тво­ря­щего Креста Гос­подня (27 сен­тября)
  • Среда и пят­ница в сед­мич­ном круге бого­слу­же­ний посвя­щены Кресту Гос­подню.

Символ креста: религия и эзотерика

Знание о символах сильно переплетено с нумерологией, сакральной геометрией, философией. Давным давно адепты в духовных храмах познавали многие законы мира через одно только их созерцание, их использовали в ритуалах и обычаях черной и белой магии. И хотя сегодня поддержание мистических культов утратило свое былое значение, роль символа не угасла. Символы по сей день активно используются в религии, эзотерике и духовной практике.

Что значит Крест в православии, почему именного его взяли за символ бога, все его виды
Крест в традициях мира. Слева направо: христианский крест, египетский анкх, кельтский языческий крест.

Крест в нумерологии — монада в физической форме

Знак креста — символ устойчивости и равновесия. Это та устойчивость, что есть в символе квадрата — в знаке материи, физической формы, тела (4). Но крест — символ с акцентом на нематериальном центре — душе (1), хотя энергию четверки он также включает. Но благодаря этому акценту на духовном, крест  — символ человека с сугубо человеческой рефлексивной формой сознания. Ведь если квадрат в нумерологии равен четверке — земле, то крест равен пятерке (5): 4 (форма) + 1 (душа или монада).

Эта символика просматривается и в сакральных формах египетской великой пирамиды, построенной на четырехугольном основании с символическим духовным центром на самой вершине. Крест — это проекция пирамиды на плоскости. Но только тот, кто способен увидеть за плоским символом объем, обнаруживает, что центр креста расположен совершенно в другой плоскости, нежели его крайние точки. Пирамиды — это гигантские абстракции, которые выражают сущность всех духовных существ и иерархию уровней вселенского бытия.

Что значит Крест в православии, почему именного его взяли за символ бога, все его виды

Египетская пирамида: вид сверху

Символ креста в эзотерике — схема мироздания

Значение креста в эзотерике связано с древней традицией. Еще в Древнем Египте анкх или коптский крест — символ жизни, носил значение плодородия и бессмертия. Верхняя часть креста символизировала высший мир богов и неба, нижняя — мир телесного существования, зверей и людей. Мистики знают: коптский крест, мощный символ мировой гармонии, имеет способность воздействовать на пространство, астральных сущностей и сознание других людей. И потому по сей день символ креста в эзотерике очень часто используется для защиты, очищения и освящения живых существ, пространства и предметов.

Крест в христианстве — символ распятия

Крест в христианстве ассоциируется с крестом, на котором был распят Иисус, соответственно, и с его искупительной жертвой. В этом контексте крест — христианский символ страдания и искупления. Однако, существует и версия, что христианский крест на самом деле произошел от ханаанской буквы “тав” или древнеегипетского иероглифа “тау”, который обозначал мистическую истину, почему крест и стал символом христианского посвящения или крещения, обряда принятия христианства.

Что значит Крест в православии, почему именного его взяли за символ бога, все его виды

Тау-крест в символизме: Древнего Египта (анкх), христианства (тау-распятие), скандинавских племен (молот Тора)

Православный крест имеет дополнительную косую перекладину ближе к основанию символа. Его также называют шестиконечным крестом или крестом Лазаря. Значение этого элемента связано с мистерией распятия. Перекладина у ног Христа обозначает двух разбойников, которые были казнены вместе с ним. Согласно библейскому новозаветному преданию один из них принял перед смертью Христа и получил спасение, в то время, как другой покрыл его хулой и лишь ужесточил участь своей души. Концы косой перекладины и обозначают духовное направление — вверх или вниз.

Большим распространением в православии также пользуется символ восьмиконечного креста с дополнительной перекладиной вверху. Согласно трактовкам, эта горизонтальная линия вверху обозначает табличку у изголовья, на которой по преданиям палачи Иисуса написали ироничное “Иисус Назарянин, Царь Иудейский”.

Шестиконечный русский крест

Что значит Крест в православии, почему именного его взяли за символ бога, все его виды

Нижняя перекладина с наклоном на кресте связана со священными текстами, которые рассказывают о двух казненных разбойниках: один на распятии склонился под тяжестью собственного веса, в то время как другого, покаявшегося, крест возносит в небо. Эта нижняя перекладина становится неким символом внутренних весов для христиан, по которым стоит измерять свои действия в течение жизни.

Новгородский крест

Что значит Крест в православии, почему именного его взяли за символ бога, все его виды

Представляет собой православный крест, в середину которого вписан круг. Такой символ был распространен на территории Новгородской земли, поэтому его стали так называть. Второе название этого креста — Алексеевский, в честь архиепископа Алексия, установившего в память о Куликовской битве такой каменный крест, ставший известным.

Четырехконечный крест

Что значит Крест в православии, почему именного его взяли за символ бога, все его виды

Один из самых древних символов, который встречается не только в православии, но и в католичестве. Еще до Христианства в Китае и Греции такой крест символизировал Бога, раскинувшего руки. Этот крест нередко называют «Крест Страстей Господних» или «Крест Распятия».

Символ креста в язычестве — мировая Ось

Символ креста в язычестве означает мировую ось или Древо Мира. Вертикальная линия — ствол древа или “путь”, который ведет душу по пути восхождения: от животного к божественному. Горизонтальная линия — граница миров, врата перехода из мира земного в мир небесный.  Символ креста в значении такого космологического устройства мира встречается во многих традициях мира: у кельтов, славян, индусов, американских индейцев, майя. Древние народы наделяли священный символ креста особой мистической силой. Испокон веков он ассоциировался с единством и целостностью человеческой души и вселенским порядком.

Что значит Крест в православии, почему именного его взяли за символ бога, все его виды

Скандинавское Древо Миров

Крест — славянский символ гармонии между мужским и женским, небесным и земным. Он также служит и символом солнца — мощнейшей защитой от злых сил. Недаром славянские обереги, куклы-мотанки, не имеют лиц. Вместо этого их лица украшаются крестом. Ведь через даже нарисованные глаза в предмете может поселиться душа, потому вместо лица у куклы-оберега — сакральный крест, символ мировой гармонии.

Что значит Крест в православии, почему именного его взяли за символ бога, все его виды

Символ сакрального креста в кукле-мотанке

Символ звезда креста — узор, состоящий из четырех равносторонних крестов. Звезда креста — сакральный символ, который часто используют для традиционной вышивки одежды. Такой узор служит оберегом и талисманом. Он защищает от негативных энергий и привлекает успех и удачу.

Что значит Крест в православии, почему именного его взяли за символ бога, все его виды

Славянский символ-оберег Звезда Креста

Крест Т‑образный “анто­ни­ев­ский”

Что значит Крест в православии, почему именного его взяли за символ бога, все его виды

В южных и восточ­ных частях Рим­ской импе­рии для казни пре­ступ­ни­ков при­ме­ня­лось орудие, назы­ва­е­мое со времен Моисея “еги­пет­ским” кре­стом и напо­ми­на­ю­щее букву “Т” в евро­пей­ских языках. “Гре­че­ская буква Т, – писал граф А. С. Уваров, – одна из форм креста, упо­треб­ля­е­мая для рас­пя­тий” (Хри­сти­ан­ская сим­во­лика, М., 1908, стр. 76)

“Число 300, выра­жа­е­мое по-гре­че­ски чрез букву Т, слу­жило также со времен Апо­столь­ских для обо­зна­че­ния креста, – сооб­щает извест­ный литур­гист архи­манд­рит Гав­риил. – Эта Гре­че­ская буква Т встре­ча­ется в над­писи гроб­ницы III века, откры­той в ката­ком­бах свя­того Кал­ли­ста. (…) Такой образ буквы Т встре­ча­ется на одном сер­до­лике, гра­ви­ро­ван­ном во II веке” (Руко­вод­ство по литур­гике, Тверь, 1886, стр. 344)

О том же рас­суж­дает и свя­ти­тель Димит­рий Ростов­ский: “Изоб­ра­же­ние Гре­че­ское, “Тав” назы­ва­е­мое, кото­рым Ангел Гос­по­день сделал “знак на челах” ( Иез. 9:4 ) Божиих людей в Иеру­са­лиме, для огра­ни­че­ния от надви­га­ю­ще­гося смер­то­убий­ства, видел в откро­ве­нии святой Иезе­киль пророк. (…)

Если при­ло­жим к этому изоб­ра­же­нию наверху титлу Хри­стову таким обра­зом, тотчас чет­ве­ро­ко­неч­ный крест Хри­стов увидим. Сле­до­ва­тельно, там видел Иезе­киль про­об­ра­зо­ва­ние чет­ве­ро­ко­неч­ного креста” (Розыск, М., 1855, кн. 2, гл. 24, стр. 458).

То же самое утвер­ждает и Тер­тул­лиан: “Гре­че­ская буква Тав и наше латин­ское Т состав­ляют насто­я­щую форму креста, кото­рая, по про­ро­че­ству, должна будет изоб­ра­зиться на наших челах в истин­ном Иеру­са­лиме”.

“Если в хри­сти­ан­ских моно­грам­мах нахо­дится буква Т, то эта буква таким обра­зом рас­по­ло­жена, чтобы явствен­нее высту­пать перед всеми дру­гими, так как Т счи­тался не только сим­во­лом, но даже и самым изоб­ра­же­нием креста. Пример такой моно­граммы нахо­дится на сар­ко­фаге III века” (Гр. Уваров, стр. 81). Согласно цер­ков­ному Пре­да­нию, святой Анто­ний Вели­кий носил на своих одеж­дах крест-Тау. Или, к при­меру, святой Зенон, епи­скоп города Вероны, поста­вил на крыше воз­ве­ден­ной им в 362 году бази­лики крест в форме Т.

Крест “Еги­пет­ский иеро­глиф Анх”

Что значит Крест в православии, почему именного его взяли за символ бога, все его виды

Иисус Хри­стос – Побе­ди­тель смерти – устами царе­про­рока Соло­мона воз­ве­стил: “кто нашел Меня, тот нашел жизнь” ( Прит. 8:35 ), и по вопло­ще­нии Своем вторил: “Я есмь вос­кре­се­ние и жизнь” ( Ин. 11:25 ). Уже с первых веков хри­сти­ан­ства для сим­во­ли­че­ского изоб­ра­же­ния креста живо­нос­ного упо­треб­лялся, напо­ми­на­ю­щий его по форме, еги­пет­ский иеро­глиф “anch”, обо­зна­чав­ший поня­тие “жизнь”.

Крест “бук­вен­ный”

Что значит Крест в православии, почему именного его взяли за символ бога, все его виды

И другие буквы (из разных языков), при­во­ди­мые ниже, также исполь­зо­ва­лись пер­выми хри­сти­а­нами в каче­стве сим­во­лов креста. Такое изоб­ра­же­ние креста не отпу­ги­вало языч­ни­ков, будучи для них зна­ко­мым. “И дей­стви­тельно, как видно из над­пи­сей Синай­ских, – сооб­щает граф А. С. Уваров, – буква при­ни­ма­лась за символ и за насто­я­щее изоб­ра­же­ние креста” (Хри­сти­ан­ская сим­во­лика, ч. 1, стр. 81). В первые века хри­сти­ан­ства важна была, конечно, не худо­же­ствен­ная сто­рона сим­во­ли­че­ского изоб­ра­же­ния, но удоб­ство его при­ме­не­ния к при­кро­вен­ному поня­тию.

Крест “яко­ре­об­раз­ный”

Что значит Крест в православии, почему именного его взяли за символ бога, все его виды

Пер­во­на­чально этот символ попался архео­ло­гам на Солун­ской над­писи III века, в Риме – в 230‑м, а в Галлии – в 474 году. А из “Хри­сти­ан­ской сим­во­лики” узнаем, что “в пеще­рах Пре­текстата нахо­димы были плиты без всяких над­пи­сей, с одним изоб­ра­же­нием “якоря” ” (Гр. Уваров, стр. 114).

В своем Посла­нии Апо­стол Павел поучает, что хри­сти­ане имеют воз­мож­ность “взяться за пред­ле­жа­щую надежду (т. е. Крест), кото­рая для души есть как бы якорь без­опас­ный и креп­кий” ( Евр. 6:18-19 ). Этот, по слову Апо­стола, “якорь”, сим­во­ли­че­ски при­кры­ва­ю­щий крест от пору­га­ния невер­ных, а верным откры­ва­ю­щий под­лин­ный его смысл, как избав­ле­ние от послед­ствий греха, и есть наша креп­кая надежда.

Цер­ков­ный корабль, образно говоря, по волнам бурной вре­мен­ной жизни достав­ляет всех жела­ю­щих в тихую при­стань жизни вечной. Поэтому “якорь”, будучи кре­сто­об­раз­ным, сде­лался у хри­стиан сим­во­лом надежды на креп­чай­ший плод Креста Хри­стова – Цар­ство Небес­ное, хотя греки и рим­ляне, тоже поль­зу­ясь этим знаком, усва­и­вали ему зна­че­ние “проч­но­сти” только дел земных.

Крест моно­грамм­ный “докон­стан­ти­нов­ский”

Что значит Крест в православии, почему именного его взяли за символ бога, все его виды

Извест­ный спе­ци­а­лист по литур­ги­че­скому бого­сло­вию – архи­манд­рит Гав­риил пишет, что “в моно­грамме, начер­тан­ной на над­гроб­ном камне (III века) и име­ю­щей форму Андре­ев­ского креста, вер­ти­кально пере­се­чен­ного чертою (рис. 06), есть при­кро­вен­ное изоб­ра­же­ние креста” (Руков., стр. 343).

Эта моно­грамма была состав­лена из Гре­че­ских началь­ных букв имени Иисуса Христа, путем пере­крест­ного их сов­ме­ще­ния: а именно буквы “I” (йот) и буквы “X” (хи).

Эта моно­грамма нередко встре­ча­ется и в после­кон­стан­ти­нов­ский период; напри­мер, можем видеть ее изоб­ра­же­ние в моза­и­че­ском испол­не­нии на сводах Архи­епи­скоп­ской капеллы конца V века в Равенне.

Крест “Бур­гунд­ский”, или “Андре­ев­ский”

Что значит Крест в православии, почему именного его взяли за символ бога, все его виды

Святой муче­ник Иустин Фило­соф, разъ­яс­няя вопрос о том, откуда языч­ни­кам еще до Рож­де­ства Хри­стова стали известны кре­сто­об­раз­ные сим­волы, утвер­ждал: “То, что у Пла­тона в Тимее гово­рится (…) о Сыне Божием (…), что Бог поме­стил Его во все­лен­ной напо­до­бие буквы X, он также заим­ство­вал у Моисея!. Ибо в Мои­се­е­вых писа­ниях рас­ска­зано, что (…) Моисей по вдох­но­ве­нию и дей­ствию Божию взял медь и сделал образ креста (…) и сказал народу: если вы посмот­рите на этот образ и уве­ру­ете, вы спа­се­тесь чрез него ( Числ. 21:8 ) ( Ин. 3:14 ). (…) Платон про­чи­тал это и, не зная точно и не сооб­ра­зивши, что то был образ (вер­ти­каль­ного) креста, а видя только фигуру буквы X, сказал, что сила, бли­жай­шая к пер­вому Богу, была во все­лен­ной напо­до­бие буквы X” (Апо­ло­гия 1, § 60).

Буква “X” гре­че­ского алфа­вита уже со II века слу­жила осно­ва­нием для моно­грамм­ных сим­во­лов, и не только потому, что она скрыла имя Христа; ведь, как известно, “древ­ние писа­тели нахо­дят форму креста в букве X, кото­рый назы­ва­ется Андре­ев­ским, потому что, по пре­да­нию, на таком кресте кончил свою жизнь Апо­стол Андрей”, писал архи­манд­рит Гав­риил (Руков., стр. 345).

Около 1700 года пома­зан­ник Божий Петр Вели­кий, желая выра­зить рели­ги­оз­ное отли­чие пра­во­слав­ной России от ере­ти­че­ству­ю­щего Запада, поме­стил изоб­ра­же­ние Андре­ев­ского креста на госу­дар­ствен­ном Гербе, на своей ручной печати, на военно-мор­ском флаге и т. д. Его соб­ствен­но­руч­ное объ­яс­не­ние гласит, что: “крест Свя­того Андрея (принят) того ради, что от сего Апо­стола при­няла Россия святое кре­ще­ние”.

Крест “моно­грамма Кон­стан­тина”

Что значит Крест в православии, почему именного его взяли за символ бога, все его виды

Свя­тому Рав­ноап­о­столь­ному Царю Кон­стан­тину “во сне явился Хри­стос Сын Божий с виден­ным на небе зна­ме­нием и пове­лел, сделав знамя, подоб­ное этому виден­ному на небе, упо­треб­лять его для защиты от напа­де­ния врагов”, повест­вует цер­ков­ный исто­рик Евсе­вий Памфил в своей “Книге первой о жизни бла­жен­ного Царя Кон­стан­тина” (гл. 29). “Это знамя слу­чи­лось видеть и нам соб­ствен­ными очами, – про­дол­жает Евсе­вий (гл. 30). – Оно имело сле­ду­ю­щий вид: на длин­ном, покры­том золо­том копье была попе­реч­ная рея, обра­зо­вав­шая с копьем знак креста (…), а на нем символ спа­си­тель­ного наиме­но­ва­ния: две буквы пока­зы­вали имя Христа (…), из сере­дины кото­рых выхо­дила буква “Р”. Эти буквы Царь впо­след­ствии имел обычай носить и на шлеме” (гл. 31).

“Ком­би­на­ция (сов­ме­щен­ных) букв, извест­ная под именем моно­граммы Кон­стан­тина, состав­лен­ная из двух первых букв слова Хри­стос – “Хи” и “Ро”, – пишет литур­гист архи­манд­рит Гав­риил, – эта Кон­стан­ти­нов­ская моно­грамма встре­ча­ется на моне­тах Импе­ра­тора Кон­стан­тина” (стр. 344).

Как известно, эта моно­грамма полу­чила довольно широ­кое рас­про­стра­не­ние: отче­ка­нена была впер­вые еще на извест­ной брон­зо­вой монете импе­ра­тора Траяна Декия (249–251 гг.) в Лидий­ском городе Меонии; была изоб­ра­жена на сосуде 397 года; выре­зана была на над­гроб­ных плитах первых пяти веков или, к при­меру, фре­сочно изоб­ра­жена на шту­ка­турке в пеще­рах свя­того Сикста (Гр. Уваров, стр. 85).

Зачем христиане носят крестик?

Нательный крест надевают на человека в таинстве Крещения — в знак того, что он стал новым членом Церкви. Нательный крест — это напоминание о том, что Бог умер за всех людей страшной смертью, чтобы искупить все человеческие грехи. Также крест — символ участия каждого христианина в крестоношении Христовом. В корне неправильно воспринимать крест как амулет или оберег — это языческие представления, которые не имеют ничего общего с христианством.
«Кроме того Крест Христов — это то, чем человек спасается. Нательный крестик — напоминание о том, что всех праведных ждет Царствие Небесное. В которое можно войти только через испытания, преодоление греха, умение быть добрым и славить Бога, несмотря на страдания», — протоиерей Игорь Фомин.

Крест в дохристианскую эпоху

Но стоит заметить, что крест как религиозный символ существовал не только лишь в христианстве, но и в дохристианских языческих культах. Его можно найти в изображениях вавилонских храмов, в качестве ритуальных украшений крест можно встретить у древних греков, индийцев, персов, а также в некоторых частях Африки.

Что значит Крест в православии, почему именного его взяли за символ бога, все его виды

Но главным символом в дохристианскую эпоху крест был у древних египтян и носил название – анкх.

Египетский «крест» – анкх был одним из важнейших священных символов древних египтян. Для них анкх по словам украинского теософа Елены Блаватской символизировал «знак жизни, живого, клятвы, завета, который держали в руках египетские боги и фараоны»

В поисках подлинного Креста

В начале IV века император Константин узаконил христианство. Он санкционировал раскопки некоторых святых мест жизни Христа на территории, которая стала называться «Святой Землей». В то время она была частью римской провинции Палестина, окруженной рекой Иордан на востоке, Средиземным морем на западе и Сирией на севере.

К V веку возникла легенда, что во время этих раскопок мать Константина, Елена, обнаружила части крестов, на которых был распят Иисус вместе с двумя разбойниками. Верующие говорили о чудесном исцелении, произошедшем, когда к больной женщине прикоснулись одним куском, что доказывает, что это была часть настоящего креста самого Христа.

Константин построил большую церковь, Мартириум, над местом, где, как предполагалось, находилась гробница Иисуса. Сентябрьская дата освящения этой церкви стала отмечаться в православии и католицизме как праздник «Воздвижения Креста Господня».

Что значит Крест в православии, почему именного его взяли за символ бога, все его виды

Храм Гроба Господня в Иерусалиме.

Одна часть того, что считалось настоящим крестом, хранилась и почиталась в Страстную пятницу в Иерусалиме с середины четвертого века до его завоевания мусульманским халифом в седьмом веке.

Многочисленные христианские церкви были построены в Римской империи в IV и V веках. При финансовой поддержке империи эти большие здания были украшены замысловатыми мозаиками с изображениями фигур из Священных Писаний, особенно Христа и апостолов.

Что значит Крест в православии, почему именного его взяли за символ бога, все его виды

Крест, изображенный на мозаике, представляет собой золотой крест, украшенный драгоценными камнями круглой или квадратной формы, визуальное представление победы над грехом и смертью, достигнутой смертью Христа. Его называли «crux gemmata» или «украшенный драгоценными камнями крест».

С VI века до раннего средневековья художественные изображения Распятия стали более распространенными. Иногда Христа изображали на кресте одного, а порой, между двумя другими преступниками, распятыми вместе с ним. Чаще всего Христа на кресте окружают с обеих сторон фигуры Девы Марии и апостола Иоанна.

Что значит Крест в православии, почему именного его взяли за символ бога, все его виды

Раннесредневековое изображение Христа на кресте.

Публичное поклонение кресту в Страстную пятницу становилось все более распространенным за пределами Святой Земли.

В средневековый период распятый Христос обычно изображался в виде безмятежной фигуры.

Крест в эпоху Средневековья и Реформации

Во время Реформации протестантские церкви отказались от использования распятия. По их мнению, это было человеческое «изобретение», которое нечасто использовалось в первобытной церкви. Они утверждали, что распятие стало объектом идолопоклоннического католического почитания, и вместо этого использовали другие версии простого креста.

Разные изображения креста выражали более глубокие противоречия в западном христианстве.

В эпоху Средневековья крест был связан с серией религиозных войн, которые велась в христианской Европе за освобождение Святой Земли от власти мусульманских правителей. Те, кто решил пойти и сражаться, должны были носить специальную одежду, отмеченную крестом, поверх повседневной одежды. Они «взяли крест» и стали называться «крестоносцами». О крестоносцах и крестовых походах на наших сайтах есть подробная отдельная статья.

К XIX веку термин «крестовый поход» стал относиться к любому виду борьбы за «праведные» причины, будь то религиозные или светские. В то время в Соединенных Штатах этот термин использовался для описания ряда религиозно-социальных активистов. Например, редактора газеты-аболициониста Уильяма Ллойда Гаррисона называли «крестоносцем» в его политической борьбе за искоренение зла рабства.

Как бы там ни было, крест сегодня, как и тысячу лет назад остается одним из главных символов христиан, напоминанием о великом Искупление Иисуса Христа за всех нас…

Ось вселенной

Что значит Крест в православии, почему именного его взяли за символ бога, все его виды

Восьмиконечный крест на иконе «Прославление креста» (оборот иконы Спас Нерукотворный, XII век)

Однако наравне с таким способом истолкования этого отрывка в святоотеческом наследии существует и совсем иной вариант понимания данного фрагмента ветхозаветного псалма. Подобное понимание, в частности, нам предлагает святитель Григорий Нисский.

При этом он, подобно Златоусту, также свидетельствует здесь о Божественном вездеприсутствии, однако говорит именно о таком образе вездеприсутствия Бога, в соответствии с которым Господь распростирается до самых дальних пределов вселенной на некоем бесконечном и неограничимом мистическом Кресте.

В своем известном «Слове на святую Пасху и о тридневном сроке Воскресения Христова» святитель Григорий пишет: «Этот-то образ Креста воспел и великий Давид, говоря о себе: “Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо,” – вот высота (Креста), – “сойду ли в преисподнюю” — вот глубина. “Возьму ли крылья зари” (разумеется восток солнечный) — вот широта, если “переселюсь на край моря” (так он называет запад) — вот долгота (Креста) (Пс. 138: 7–9). Видишь, как словами живописует он образ Креста. Ты, говорит, проницаешь все, связуешь все сущее и объемлешь Собою все концы, на высоте Ты находишься, внизу Ты присутствуешь, одному концу присуща рука Твоя, и в другом указывает путь десница Твоя» 9 .

Итак, некогда Псалмопевец изрек удивительные слова, по убеждению святителя Григория, вполне выразившие самую суть величия и всеобъемлющего присутствия знамения Креста во всем мироздании:

«Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, — и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя» (Пс. 138: 7–9). От одного края горизонта нашего тварного бытия и до другого все, что ни существует в земном мире, оказывается как бы «охваченным», «объятым» двумя раскинутыми в бесконечности умопостигаемого «космоса» горизонтальными ветвями Креста; вертикаль же его, уходя вниз, пронзает, подобно копью, темные глубины ада и в то же время, возносясь другим концом ввысь, достигает святых пределов небесного Рая, самого подножия Божественного Престола.

Образ Креста – четыре выступа, соединенные посредине, – обозначает на всё простирающуюся силу Божию

При этом святитель Григорий Нисский проводит здесь же и некие смысловые параллели с двумя известными фрагментами из посланий святого апостола Павла, которые также, по его убеждению, рисуют нам таинственный образ этого всекосмического Креста Христова, пронизывающего и одновременно охватывающего собой всю тварную вселенную.

Во-первых, это слова из Послания к Ефесянам: «чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею» (Еф. 3: 18–19). Вот как комментирует эти слова апостола святитель Григорий:

«…не напрасно божественное око апостола мысленно узрело здесь образ Креста; но чрез это апостол ясно показал, что всякий, отринув от глаз чешую неведения, ясно увидит саму истину. Ибо он знал, что образ Креста, представляющий четыре выступа, соединенные посредине, обозначает на всё простирающуюся силу и промышление Того, Кто на нем явился (Христа), и потому каждому выступу дает отличительное название: глубиною именуя то, что идет вниз от средины, высотою то, что находится сверху, широтою же и долготою то, что поперек простирается в обе стороны от связи (двух перекладин), так что часть в ту сторону от средины называется широтою, а в другую сторону — долготою.

Чрез это, мне кажется, ясно обозначается словом то, что нет ничего существующего, что бы неодержимо было Божескою природою, — и небесное, и подземное, и отовсюду простирающееся посредине до пределов сущего.

Ибо высотою означается горнее, глубиною подземное, долготою и широтою — все, что заключается в средине и что держится всем управляющею силою. Доказательством сказанного пусть будет то, что происходит в душе твоей при мысли о Боге.

Ибо воззри на небо, представь земные глубины, простри свою мысль до широты и до пределов всего существующего и подумай, какова сила, содержащая все это, служащая как бы некоторой связью всего, и увидишь, как мысль о Божеской силе сама собою начертывает в уме образ Креста, от высокого и небесного нисходящий в бездну и до крайних пределов простирающийся поперек» 10 .

Припоминает здесь святитель Григорий и другой фрагмент из Павловых посланий: «Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних» (Флп. 2: 9–10).

Как пишет об этом Нисский святитель, «великий апостол говорит, что, когда все исполнится веры и ведения, тогда Сущий превыше всякого имени о имени Иисуса Христа получит поклонение от “небесных, земных и преисподних” (Флп. 2: 10).

И здесь (вновь), соответственно образу Креста, апостол опять разделяет поклонение Кресту. Ибо надмирная (небесная) область в верхней части Креста воздает поклонение Владыке, мировая часть (живущих на земле) — в средине, преисподняя же соответствует нижней части Креста» 11 .

Итак, по убеждению целого ряда христианских авторов, в Священном Писании содержатся ясные духовные свидетельства о том, что Крест Христов являлся подлинной «осью» вселенной, неким духовным «центром» мира.

Эта идея получает в творениях многих раннехристианских писателей очень яркое и предельно поэтичное развитие.

Так, в разделе «Spuria» творений святителя Иоанна Златоуста 12 , в «Шестой беседе на Пасху», приписываемой ныне исследователями священномученику Ипполиту Римскому, о Кресте Христовом говорится: «Древо сие дается мне для вечного моего Спасения.

Оно питает меня, восстанавливает силы, я опираюсь на его корни, располагаюсь под его ветвями, с радостью я дышу его запахами, как будто подставляю лицо ветру.

Под сенью его я ставлю свою палатку, укрываясь от чрезмерного зноя, я обретаю отдых, полный прохлады. Я расцветаю вместе с цветами его, плоды его доставляют мне неизъяснимую радость, я собираю их, ибо они приготовлены для меня с начала мира. У него я нахожу изысканную пишу для утоления голода, под ним фонтан для утоления жажды, с него я беру одежду, дабы прикрыть свою наготу, листья его — это Дух Животворящий.

Прочь от меня отныне листья смоковницы! Если есть во мне страх Господень, то здесь, у древа мое убежище, в опасностях оно укрепит меня, в битвах — послужит щитом, в победе — трофеем.

Вот малая тропа, вот мой узкий путь! Вот лествица Иаковля, где ангелы восходят и нисходят, а на вершине ее стоит Господь.

Дерево это простирается дальше неба, поднимается от земли к небесам. Будучи бессмертным, оно растет из центра неба и земли, оно — твердая опора вселенной, связь всех вещей, основа всей обитаемой земли, космическое сплетение, содержащее в себе всякую пестроту человеческой природы. Прибитый незримыми гвоздями Духа, дабы не колебаться в твердом согласии с волей Божией, головою касаясь неба, а земли ногами, все пространство между землей и небом заполнил Он необъятными руками Своими» 13 .

Собирая воедино тварный космос, этот нематериальный Крест царит над мирозданием, изгоняя из него разрушительные силы

Мы видим: Крест Христов здесь, в этой святоотеческой «Беседе», выступает как изначальная, существующая от начала мира опора и утверждение вселенной, как некий образ четырехчастной устремленности всего бытия к произрастанию и развитию.

Собирая воедино тварный космос, этот нематериальный Крест царит над мирозданием, изгоняя из него своею властью злые разрушительные силы.

Вся вселенная оказывается как бы утвержденной на ветвях этого гигантского космического Древа, где каждая планета — его плод, а всякое созвездие — листва в его кроне, вздымающейся ввысь, подобно ступеням крутой лестницы, и возводящей все творение к надмирному престолу Создателя неба и земли.

«Простирая на Кресте руки Свои»

Что значит Крест в православии, почему именного его взяли за символ бога, все его виды

Великая Пятница. Пригвождение ко Кресту. Фреска монастыря Дионисиат, Афон

Вместе с тем следует помнить и о том, что Крест для христиан всегда был, прежде всего, реальным и вполне «историческим» орудием казни Спасителя — воплотившегося Господа Иисуса Христа. «Если распятие на Кресте призрак, между тем (как) от Креста спасение, то и спасение призрак», — говорит святитель Кирилл Иерусалимский 14 .

Крест же надмирный, от века существующий, о котором святые отцы также писали неоднократно, был значим для христиан лишь постольку, поскольку он прообразовывал собой грядущую смерть Бога на грубом деревянном Кресте и поскольку Господом было предуведано будущее водружение на Голгофе этого вполне материального орудия казни.

Тем самым для христиан основанием этой бесконечной всекосмической крестной оси — с момента Голгофской Жертвы — неизменно являлся конкретный каменистый холм вне пределов града Иерусалима. Именно об этом учит святитель Кирилл: «Он (Христос) простер на Кресте руки, дабы объять концы вселенной: ибо сия Голгофа есть средина земли.

Не мои слова сии, но Пророк сказал: “Боже, Царь мой от века, устрояющий спасение посреди земли!” (Пс. 73: 12). Распростер человеческие руки Тот, Который духовными руками утвердил небо» 15 .

Христос с высоты Креста, раскинув на нем руки, как бы обнял ими все спасаемое человечество

Тем самым, по мысли древних святых отцов, Христос с высоты Креста, раскинув на нем руки, как бы обнял ими все спасаемое человечество и привлек его в Свои объятья.

Эта мысль довольно часто подтверждается православной экзегетической традицией с помощью известного фрагмента из Евангелия от Иоанна: «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе. Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет» (Ин. 12: 32–33). Как пишет об этом святитель Афанасий Великий, «посему Господу прилично было и Крест претерпеть, и распростереть руки, чтобы одною рукою привлечь к Себе ветхий народ, а другою — званных из язычников, тех же и других соединить в Себе» 16 .

Итак, два эти образа:

Крест всекосмический, вселенский, а также исторический деревянный Крест Христов как орудие Его страданий и казни оказываются в святоотеческой богословской и экзегетической традициях друг от друга неотделимы, неразрывны.

Вечный Крест — есть прообраз Креста Голгофского, Крест Голгофский — есть исполнение того своего прообраза, что, вместе с Жертвой за мир беспорочного Агнца, Сына Божия, был предуготован и предведан Богом еще прежде создания мира.

Так, по слову известного «Толкования на Исаию», приписываемого авторству святителя Василия Великого, но скорее всего созданного в кругу его учеников, оба эти Креста друг от друга неотделимы и по сути есть один и тот же спасительный Крест в метаисторической и исторической перспективе одновременно: «Для чего Крестом совершено домостроительство Вочеловечения?

Для того, чтобы от четырех крыл земли собрались спасаемые.

Ибо Крест делится на четыре части, так что каждая его часть обращена к одной из четырех частей мира.

А предпочтена крестная смерть, или чтобы все части мира приведены были ко спасению частями Креста, или потому, что прежде деревянного Креста воздвигнут был целому миру спротяженный, мысленный Крест, в среде которого соприкасаются четыре части вселенной и сила которого, заключающаяся в среде, проходит в четыре части» 17 .

Мы видим: здесь вполне ясно говорится о том, что прежде деревянного Креста Спасителя в мире был воздвигнут некий «мысленный» Крест, «спротяженный» всей бесконечно огромной вселенной.

Но вместе с тем ясно говорится и о том, что именно смерть Господа на историческом деревянном Кресте оказалась спасительна для всего мироздания и явилась как бы неким «оправданием» и «исполнением» того образа «всекосмического древа», того «мысленного Креста», о котором засвидетельствовали библейские пророки, авторы книг Священного Писания.

Ведь именно этот исторический Голгофский Крест и стал источником воскресения и жизни для всего человеческого рода, как ясно и поэтично об этом свидетельствует преподобный Ефрем Сирин в своем «Комментарии на Диатессарон», обращаясь здесь к Самому Христу:

«Знамение для верных и страх для злых духов»

Православная Церковь чтит Святой Крест как орудие казни Христовой, ставшее для человеческого рода орудием нашего искупления.

Распятие Господа на Кресте было приуготовано — в предведении Богом будущего грехопадения человека — еще прежде создания мира и оказалось исполнено Сыном Божиим в согласии с волей Отчей о спасении человеческого рода.

Как говорит святитель Иоанн Златоуст, «Крест — изволение Отца, слава Единородного» 1 .

Как мы хорошо знаем, основания для православного молитвенного почитания Креста и поклонения ему содержатся в Священном Писании Нового Завета. Прежде всего, о спасительном значении Креста Христова для верующих свидетельствует апостол Павел:

«А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал. 6: 14).

Христос, «истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас… взял его от среды и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» (Кол. 2: 14–15).

Хор Сретенского монастыря.

«Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия» (1 Кор. 1: 18).

Тем самым апостол свидетельствует о том, что именно посредством крестной смерти Господа, Его распятия была низвергнута власть греха над человеком, оказались побеждены бесовские силы, людям же была дарована сила спасающей Божественной благодати.

Здесь само слово «крест» оказывается для апостола Павла синонимом распятия как крестной смерти Господа.

Основываясь на многочисленных свидетельствах Священного Писания об особом спасительном значении для христианина Креста Христова, древние отцы Церкви также решительно утверждали особую необходимость его почитания.

Так, священномученик Игнатий Богоносец пишет: «…вы возноситесь на высоту орудием Иисуса Христа, то есть Крестом, посредством верви Святого Духа» 2 .

Что значит Крест в православии, почему именного его взяли за символ бога, все его виды

«Мой дух — в прах пред Крестом, который для неверующих соблазн, а для нас спасение и вечная жизнь» 3 .

Таким образом, уже сам Крест рассматривается древней церковной традицией не только как орудие спасительной для человеческого рода смерти Господа, но и как подлинное вместилище Божественной благодати и действенное орудие победы над бесовскими силами в каждодневной борьбе всякого христианина.

Как учит святитель Кирилл Иерусалимский, «итак, да не стыдимся исповедовать Распятого; с дерзновением да изображаем рукою знамение Креста на челе и на всем: на хлебе, который вкушаем; на чашах, из которых пьем; да изображаем его при входах, при выходах, когда ложимся спать и встаем, когда находимся в пути и отдыхаем.

Он великое предохранение, данное бедным в дар и слабым без труда. Ибо это благодать Божия: знамение для верных и страх для злых духов» 4 .