Нет загробной жизни - нет проблем: философия атеистов

Вопрос о том, как смириться с реальностью смерти, так же стар, как человечество. Миллиарды живших ранее возлагали надежды на загробную жизнь. Обещание Небес Обетованных, Вальхаллы, Элизиума, реинкарнаций или даже ада делает смерть лишь неудобством.

По мнению атеистов, однако, пользы от смерти нет. Это просто конец единственного существования, который может быть подтвержден.

Смерть может стать пугающей, она несет дополнительную ауру страха без выгоды загробной жизни. Осознание окончательности смерти может быть тревожным для неверующего. И это одна из причин, объясняющих, почему религиозные верования отталкивают атеизм.

Нет загробной жизни - нет проблем: философия атеистов

Мысли классиков

Многие философы, которые действительно верили в существование души, такие как Эпикур, не верили в загробную жизнь. В то время как конец существования беспокоил их, мысли о смерти — нет. Марк Твен, известный автор «Приключений Гекльберри Финна», написал в своей автобиографии:

Я не боюсь исчезнуть. Прежде чем я родился, меня не было миллиарды и миллиарды лет, и я нисколько от этого не страдал.

То есть после смерти вы перестаете существовать, поэтому вас это не беспокоит. Больше нет «вас», кого этот факт может беспокоить.

Эпикур разделял это мнение, говоря: «Смерть для нас ничто; ибо то, что растворено, лишено ощущения, а то, что лишено ощущения, для нас ничто». Эпикурейская философия сосредоточилась на жизни, а не на смерти. Его последователи старались отвлечься от этого.

Сократ тоже рассуждал об этом. В «Апологии» Платона Сократ предполагает, что он либо будет жить после смерти и спорить с великими героями греческой истории, либо прекратит свое существование. Великий философ был согласен с Эпикуром в том, что прекращение существования не может быть болезненным. Так как человек больше не существует, чтобы чувствовать боль. Хотя отсутствие дебатов по этому поводу, вероятно, разочаровало его.

Высказывания современных философов

Такой вид скептицизма в отношении вероятности загробной жизни может быть полезен, объясняет Майкл Шермер, американский историк и основатель «Общества скептиков», в своем недавнем интервью в известном видеоблоге Big Think.

«Итак, небытие не может быть неприятным, но я действительно не хочу прекращать существовать навсегда! Что поделать, большинству людей не нравится идея вечного забвения. Однако если это все же так, то нам лучше понять, как с этим бороться».

Наука по этому вопросу высказывается довольно определенно. Современный взгляд на этот вопрос состоит в том, что смерть мозга навсегда уничтожает сознание и наступает «ничто». Так что нам может не повезти.

Для экзистенциалистов, особенно Мартина Хайдеггера, принятие смерти было ключевой частью учения. Перед лицом смерти любой выбор в жизни становится важным. Они восприняли конец существования как побуждение ценить жизнь еще больше. Экзистенциалисты предлагают сознательно принять неизбежную кончину, помнить о ней и использовать в качестве причины для принятия жизни. Такой позитивный взгляд на забвение трудно найти в другом учении.

Философ Люк Бовенс предлагает нам более современный взгляд на подход к смерти в своем интервью Big Think: «Как насчет космоса? Идея о том, что Вселенная заботится о вас после смерти, звучит приятно. Могу ли я надеяться на это, если откажусь от загробной жизни?»

Нет загробной жизни - нет проблем: философия атеистов

Наука старается поддержать

Та же самая наука, которая поддерживает идею, что смерть — абсолютный конец, может дать нам и утешительные слова.

Американский физик, комик и автор Аарон Фриман написал панегирик, описывающий, как смерть может рассматриваться с научной точки зрения. Физик с восхвалением напомнил бы скорбящей семье, что: «Ни одна энергия не создается во вселенной, и ни одна не уничтожается. Вы хотите, чтобы ваша мать знала, что вся ваша энергия, каждая вибрация, каждая калория тепла, любая волна каждой частицы, которая была ее любимым ребенком, остается с ней в этом мире».

Даже если мы не бессмертны, многие из наших составных элементов таковы. Даже если мы умрем, часть нас никогда не погибнет, они могут повлиять на любую часть Вселенной еще долго после нашей смерти.

Как будем жить?

Нет загробной жизни - нет проблем: философия атеистов

О смерти неприятно думать. Наш поиск путей облегчения обращения с ней или даже ее избегания полностью восходит к началу истории человечества. С отречением от Бога и растущим числом атеистов по всему миру попытка помочь людям разобраться с идеей смерти может оказаться более сложной задачей, чем когда-либо.

Как писал в «Отрицании смерти» антрополог Эрнест Беккер, «Жить полностью — значит жить с осознанием ужаса, который лежит в основе всего».

Для тех, кто не верит в загробную жизнь, размышление о смерти без прикрас может быть большим утешением. Мысли о том, как люди сталкивались с забвением в прошлом, могут помочь всем нам в будущем столкнуться с ним. Когда бы оно ни наступило, оно придет.