Оптина пустынь — обитель с трудной и необычной историей. Разоренная оброком в годы правления Петра I, разрушенная практически до основания и превращенная в лесопилку и дом отдыха в годы богоборчества, Оптина пустынь выстояла и до сих пор принимает паломников, а чудеса Оптинских старцев известны по всему миру. Молитвы Оптинских монахов помогают людям, а мы расскажем.

Содержание

История

Мужской монастырь Оптина пустынь находится в Калужской области, недалеко от города Козельска. Место очень популярно для туристического паломничества, говорят, путешественники уезжают отсюда совершенно другими людьми.

Как устроены монастыри Оптина пустынь, в которых живут старцы творящие чудеса

Название происходит от имени разбойника Опта, который раскаялся и постригся в монахи, став основателем новой обители. Слово «пустынь» в древней православной Руси означало монашеское поселение вдали от людей.

Местом вдохновлялись русские писатели и мыслители. Например, Ф. М. Достоевский некоторые детали «Братьев Карамазовых» написал под впечатлением после посещения обители, а прототипом старца Зосима стал монах, которого он здесь повстречал.

Согласно преданиям, монастырь существует с XV века. Пустынь предоставляла 2 разные обители инокам и инокиням, проживать совместно было запрещено. Первая летопись, в которой упоминается монастырь, датируется 1629 годом.

В период смуты здания монастыря подвергались набегам и разорению и не успели полностью оправиться от них и к XVIII веку. Состояние еще сильнее ухудшилось, когда монастырь заставили платить оброк. К 1724 году в пустыни было всего 12 человек, было решено упразднить ее, но 2 годами позже Екатерина I отдала указ о восстановлении.

В середине века обитель активно развивалась, была построена колокольня и новый храм во имя Введения Пресвятой Богородицы с 2 приделами. Оптину пустынь заметил Московский митрополит, было решено присоединить ее к Калужской епархии.

К 1821 году обитель обзавелась больницей, 2-мя новыми храмами и новой колокольней. Штат сильно увеличился, начали селиться пустынники. Участились паломничества, возрос объем пожертвований.

С приходом коммунистов Оптину пустынь закрыли. В 1923 году она числилась музеем, в 31-м — домом отдыха. Во время войны здесь располагался госпиталь, а к ее окончанию — фильтрационный лагерь для проверки вернувшихся из плена.

В 1987 Оптина пустынь снова стала православным объектом и строения начали постепенно возвращать. На сегодняшний день практически все вернулось к оригинальному виду и предназначению, проводились реставрации.

Храмы Оптиной пустыни

На территории находятся 7 храмов и несколько церквей. Некоторые все еще на реставрации, но в остальных регулярно проходят богослужения: утренние молитвы, панихиды, Литургии, молебны исповеди и священные таинства.

Главным храмом монастыря является Введенский собор, в котором находятся святые мощи и знаменитые иконы. Наибольшим является трехпрестольный Храм в честь Казанской иконы Божьей Матери. Священными таинствами для мирян занимается храм Илариона Великого.

Подворья

Оптина пустынь имеет несколько подворий, находящихся в разных городах страны:

  1. В Москве находится Храм апостолов Петра и Павла. Подворье устраивает паломнические экскурсии в монастырь, служит местом проведения богослужений и церковно-образовательным центром.
  2. В Санкт-Петербурге находится Успенское подворье — Храм Успения Богородицы. Славится выступлениями мужских хоров и просветительской деятельностью в Институте религиоведения и церковных наук.

У монастыря Оптина пустынь есть свое толкование Священного Писания, которое можно посмотреть на официальном сайте.

Чем славится Оптина пустынь

Часто монастыри становятся известными благодаря чудотворным иконам и мощам святых, однако на протяжении XIX-XX веков верующие знали Оптину пустынь благодаря старцам: преподобным Льву и Макарию, Моисею и Антонию, Амвросию и их последователям.

Как устроены монастыри Оптина пустынь, в которых живут старцы творящие чудеса

Цветник в Оптиной пустыни

Возрождение древних традиций старчества в Оптиной пустыни относится к первой половине XIX века. До этого братия больше обращала больше внимания на внешнюю сторону монашества, соблюдая посты, ведя аскетическую жизнь. В 1829 году в монастырь переселяется преподобный Лев, и ему поручают руководство иноками. Старец Лев старался следовать тому, что проповедовал Паисий Величковский: для монахов прежде всего должна быть важна духовная жизнь, следует читать творения святых отцов и применять их принципы в монашеской жизни.

В середине XIX века преподобный Макарий и его помощники начинают не только изучать, но и переводить, и издавать греческие и славянские святоотеческие труды. Все свободное от богослужений время монахи посвящали чтению. Из восточной патристики (работ святых отцов церкви) они получали советы и руководства о жизни и начали осуществлять духовное наставничество. Так в Оптиной возникло старчество, окончательно утвердившееся в обители в 1840-х годах.

По определению преподобного Амвросия Оптинского, старчество – это особый духовный союз, который состоит в искреннем духовном послушании духовных детей своему духовному отцу, в частом исповедании старцу всех движений мысли и сердца и испрашивании совета и благословения на любые действия. Ученик полностью доверяет своему учителю, отказываясь от произвола своего падшего разума, который не способен понять замысел Творца, в отличие от старца, достигшего бесстрастия и чистоты сердечной, кому открывается воля Божия.

К старцам в Оптину пустынь приезжали Н. В. Гоголь и В. А. Жуковский, Ф. И. Тютчев и И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский и П. И. Чайковский и многие другие известные представители русской культуры. В издании книг старцу Макарию помогал его духовный сын славянофил Иван Киреевский (он похоронен на территории монастыря). Несколько раз бывал в монастыре и беседовал со старцем Амвросием Л. Н. Толстой.

В 1988 году преподобный Амвросий Оптинский был прославлен Поместным Собором Русской Православной Церкви. 26-27 июля 1996 года были причислены к лику местночтимых святых остальные тринадцать преподобных оптинских старцев. В 2000 году они были прославлены Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви для общецерковного почитания, и сейчас верующие могут обратиться к ним в молитве.

Оптина пустынь – не единственный монастырь в Российской Империи, прославившийся традицией старчества. Так, соответствующий устав, восходящий к преподобному Паисию Величковскому, был и в Глинской пустыни – сейчас этот мужской ставропигиальный монастырь принадлежит Украинской Православной Церкви.

Экскурсия по Оптиной пустыни

Перед входом в Оптину пустынь есть довольно большая парковка, где можно оставить машину.  Далее примерно пару сотен метров до входа от шлагбаума до ворот нужно пройти пешком. Слева от вас будет небольшой магазинчик с продуктами, где, кроме всего прочего, варят вкусный настоящий кофе.

Также слева вы увидите киоск с монастырскими продуктами: хлебом, пирожками, медом.

Пройдите к воротам: справа и слева от вас будут небольшие аккуратные домики, в которых располагаются помещения гостиницы. Также гостиничный корпус и трапезная находятся у стены монастыря правее от входа.

Как устроены монастыри Оптина пустынь, в которых живут старцы творящие чудеса

Стена монастыря Оптина пустынь

Храмы и другие строения на территории Оптиной пустыни

Вы войдете в Оптину пустынь через Святые врата. Если женщины в брюках, здесь они могут взять юбки. В этом же здании находится экскурсионная служба монастыря.

Время работы экскурсионной службы — ежедневно с 8.30 до 17.00.
Средняя продолжительность экскурсии — 1–1,5 часа
Сумма пожертвований зависит от количества экскурсантов в группе: 150–200 рублей для взрослого человека и 50 рублей для детей. Возможно также проведение индивидуальных экскурсий для небольших групп (от 1 до 10 человек), пожертвования 2000 рублей. Более подробную информацию и контакты для заказа экскурсий вы можете узнать на официальном сайте Оптиной пустыни.

Несколько шагов вперед, и слева от вас будет небольшая однокупольная церковь Преображения Господня. Она была построен в 2007 году в псевдорусском стиле. В храме ежедневно совершаются заказные молебны с водосвятием. В нем покоятся мощи преподобного Рафаила (Шейченко).

Как устроены монастыри Оптина пустынь, в которых живут старцы творящие чудеса

Церковь Преображения Господня и колокольня Оптиной пустыни

Чуть впереди справа возвышается строгий массивный однокупольный храм Казанской иконы Божией Матери. Самый большой храм Оптиной пустыни был построен в 1811 году и восстановлен в 1996 году. Это была единственная церковь, где с момента закрытия обители братия продолжала совершать богослужения до 1923 года. В храме под спудом находятся святые мощи преподобных Оптинских старцев Моисея, Антония и Исаакия. Сейчас в нем ежедневно совершаются поздняя Литургия и вечернее богослужение. В воскресные и праздничные дни — всенощные бдения и поздние Литургии.

Как устроены монастыри Оптина пустынь, в которых живут старцы творящие чудеса

Храм Казанской иконы Божией Матери в Оптиной пустыни

Далее за ним по правую сторону от вас располагается главный собор Оптиной пустыни. Он посвящен Введению Пресвятой Богородицы во храм. Раньше на его месте находилась другая каменная церковь, но она была разобрана в 1689 году, и на ее места в 1750-1771 годах возвели новый храм с пятью главами на высоких изящных барабанах в стиле русского барокко. В соборе находятся мощи Оптинских старцев: в северном приделе – преподобного Амвросия, в трапезной части у южной стены – преподобного Нектария, а также особо почитаемая Казанская икона Божией Матери. Во Введенском храме ежедневно совершаются полунощница, ранняя литургия, панихида, молебен с акафистом преподобному Амвросию, а в воскресные дни: ранняя литургия, молебен с акафистом преподобному Амвросию.

Как устроены монастыри Оптина пустынь, в которых живут старцы творящие чудеса

Собор Введения Пресвятой Богородицы во храм

Вы зашли в Оптину пустынь через современные Святые ворота, однако до революции главный вход находился в другом месте. Слева от вас напротив Введенского собора вы увидите изнутри еще одни ныне запертые ворота, но, к сожалению, не сможете посмотреть на длинную величественную лестницу, ведущую от берега Жиздры – она сохранилась лишь на фотографиях. А раньше паломники могли попасть в обитель только переправившись через реку и преодолев множество ступеней.

Над этим старинным входом находится надвратная Владимирская церковь, освященная в 1988 году. Она стала первым местом, где стали проводить регулярные богослужения после того как здания монастыря вернули церкви.

Далее по левую руку от вас находится здание братской трапезной, построенное в 1858 году, а по правую – храм преподобной Марии Египетской и святой праведной Анны. Первоначально в 1820-х годах трапезная для братии находилась в нем, но после того как напротив возвели другое здание, в этом здании обустроили церковь и освятили ее в 1858 году. В 1880-х годах по инициативе старца Амвросия храм был сильно перестроен: в нем появились два предела. Сейчас часть помещений храма занимает издательство и иконописная мастерская.

Как устроены монастыри Оптина пустынь, в которых живут старцы творящие чудеса

Храм преподобной Марии Египетской и святой праведной Анны

Вернемся немного назад и, пройдя главный Введенский собор, свернем налево. Там вы увидите небольшую звонницу. В этом месте в 1993 году на Пасху были жестоко заколоты двое иноков Трофим (Татарников) и Ферапонт (Пушкарёв). Третью жертву – иеромонаха Василия (Рослякова) убийца настиг неподалеку от скитской башни.

Левее расположен лаконичный однокупольный храм Владимирской иконы Божией Матери. Он построен в конце прошлого века на месте полностью разрушенной больничной церкви 1809-1811 годов. Сейчас это храм-усыпальница: в нем находятся святые мощи преподобных Льва, Макария, Илариона, Анатолия (Зерцалова), Варсонофия, Анатолия (Потапова), Иосифа – обретенные в 1998 году. В храме ежедневно совершаются исповедь и молебен с акафистом преподобным Старцам Оптинским.

Как устроены монастыри Оптина пустынь, в которых живут старцы творящие чудеса

Храм Владимирской иконы Божией Матери в Оптиной пустыни

Если пройти еще немного, то правее будет монастырское кладбище и небольшая построенная в 2008 году часовня на месте погребения убиенных в 1993 году оптинских братий. В ней по субботам совершается заупокойная лития.

Скит и окрестности Оптиной пустыни

С восточной стороны от монастыря находится скит святого Иоанна Предтечи. Выйдя из ворот Оптиной пустыни, идите вдоль стены налево. Вскоре вы попадете в лес с высокими красивыми древними деревьями. Идите по тропинке, она выведет вас к Скиту. Начало пустынножительству в Оптиной пустыни положил схимонах Иоанникий, поселившийся в начале XIX века в глубине леса на малой пасеке. После его смерти в это место переселились несколько старцев-отшельников из Рославльских лесов. Они начали обустраивать скит.

Как устроены монастыри Оптина пустынь, в которых живут старцы творящие чудеса

Старинная гравюра: вид Предтеченского Скита

Как выглядел Скит до революции можно легко представить, прочитав, как Ф. М. Достоевский описал обитель в «Братьях Карамазовых»: «Небольшая розовая колоколенка из кирпича возвышалась над вратами; с двух сторон, вне ограды, расположены были «хибарки» — род приемных, куда выходили старцы для беседы с женщинами: вход в скит был им запрещен. В нем царило безмолвие. Это был прекрасный сад, полный многокрасочных цветов, растущих вокруг церкви и келий. В такой обстановке русское старчество взращивало свои лучшие духовные плоды в течение почти целого столетия».

Недалеко от входа в скит правее вы заметите Амвросиевский колодец. По преданию, его выкопали по благословению старца Амвросия, на указанном им месте. Источник освящен в честь святого Амвросия Медиоланского, небесного покровителя преподобного старца. До революции к этому колодцу из Скита совершали крестные ходы, воду в нем освящали. Существует несколько описаний чудесных исцелений.

После революции колодцем продолжили пользоваться миряне, поселившиеся на территории Скита. Когда в обитель вернулись монахи, они заново освятили Амвросиевский колодец и по дореволюционным фотографиям восстановили его внешний облик.

Как устроены монастыри Оптина пустынь, в которых живут старцы творящие чудеса

Амвросиевский колодец у скита святого Иоанна Предтечи

Ранее паломники могли попасть в Скит только в престольные праздники четыре раза в год. Однако недавно, по решению патриарха, доступ в Скит мирянам закрыли.

Как устроены монастыри Оптина пустынь, в которых живут старцы творящие чудеса

Скит святого Иоанна Предтечи

На территории Скита находятся две церкви: храм святого Иоанна Предтечии Крестителя Господня и храм святителя Льва Катанского и преподобного Иоанна Рыльского.

Проживание в Оптиной пустыни

Для паломников рядом с монастырем есть гостиница, в которой можно поселиться в одно-, двух- и трехместных номерах. Также на территории обители расположена гостиница для священнослужителей. Для бронирования мест нужно заранее обращаться по телефону +7 4844 25 0166 с 8.00 до 17.00 часов.

Комфортабельные комнаты, апартаментов или даже дома можно снять в Козельске и в ближайших к Оптиной пустыни деревнях.

Как добраться до Оптиной пустыни на автомобиле, поезде и автобусе

На собственном автомобиле от Москвы до Оптиной пустыни, если не будет особых пробок, вы доберетесь примерно за 4-4,5 часа. Ехать можно по Киевскому или по Калужскому шоссе, следуя в Козельск. Чуть более длинный, но иногда из-за дорожной ситуации более комфортный путь – через Подольск по Симферопольскому шоссе на Серпухов и далее – на Козельск. Монастырь находится в 4 километрах на северо-восток от этого города.

Если у вас нет машины, то самый удобный путь (но не самый дешевый) такой: от Киевского вокзала в Москве доехать до станции Сухиничи на современном комфортабельном поезде «Иван Паристый»: время в пути – около 3 часов, стоимость билета – около 650 рублей (все цены по состоянию на май 2021 года). От Сухиничей до Оптиной пустыни можно добраться на такси: время в пути – около часа, стоимость – около 800 рублей.

Поезд «Иван Паристый» ходит два раза в день. Если вы не хотите быть «привязаны» к определенному времени, рассмотрите вариант добираться до монастыря через Калугу. Обычные электрички в этот город ходят примерно раз в час-полтора, время в пути – около 3 часов, стоимость билета – около 500-600 рублей. От Калуги до Оптиной пустыни такси обойдется в 900-1200 рублей.

Еще один вариант – наиболее бюджетный, но не очень удобный: от автовокзала у метро «Саларьево» до Козельска несколько раз в день ходит автобус. Время в пути – чуть более 5 часов, стоимость – около 900 рублей. От Козельска до обители за 10-30 минут можно добраться на такси ли на автобусе.

Московское подворье Оптиной Пустыни

Храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Ясеневе

  • Адрес: г. Москва, Новоясеневский пр-т., д.42
  • Телефоны: +7 (495) 421-71-41, +7 (925) 477-37-00
  • E-mail: optinapodvor@yandex.ru
  • Сайт: www.optina-msk.ru

Храм святых апостолов Петра и Павла в Ясеневе является подворьем монастыря Оптина Пустынь с 1997 года. Настоятель храма — архимандрит Мелхиседек (Артюхин).

Сам храм имеет очень древнюю историю. Первое упоминание о селе Ясенево относится к XIV веку, а первые описания церкви встречаются в исторических документах XVII века. Сначала это была деревянная церковь в честь Знамения Божией Матери. Современный ныне существующий храм был построен вместо ветхой Знаменской церкви в 1751 году. Новый храм освятили в честь апостолов Петра и Павла.

В настоящее время просторный храм состоит из трех приделов и имеет один приставной престол. Здесь хранятся частицы мощей многих почитаемых святых: святого апостола Андрея Первозванного, святителя Николая Чудотворца, святой мученицы Татианы, святой великомученицы Екатерины, оптинских старцев и других святых.

Деятельность подворья

Приход оптинского подворья ведет активную социальную, миссионерскую и образовательную деятельность. Дети прихожан занимаются в Воскресной школе. Детский хор принимает участие в церковных богослужениях. При храме организована Воскресная школа для взрослых и богословские курсы. Все интересующиеся могут углубить свои знания в области православного вероучения и получить ответы на сложные вопросы.

Кроме этого, ведется работа с молодежью, которая объединилась в православную молодежную организацию «Покров». Участники организации посещают детские дома, участвуют в спортивных мероприятиях, занимаются творчеством и миссионерской деятельностью, общаются и отдыхают вместе.

Социальные службы подворья поддерживают всех нуждающихся в помощи: инвалидов, престарелых, многодетные и малоимущие семьи. Осуществляется окормление заключенных, переписка с ними и обучение основам Православной веры.

При подворье действует паломническая служба «Назарет», которая организует поездки в Оптину Пустынь и другие монастыри и святые места. Справки можно получить по телефону +7 (910) 525-15-42. Чтобы узнать всю интересующую информацию и записаться в поездки, обращайтесь в книжный магазин подворья.

Паломнические поездки в Оптину Пустынь от московского подворья организуются каждые выходные. Автобус отправляется в субботу утром. Паломникам обеспечено поселение в гостинице, питание в трапезной, экскурсия в келию старца Амвросия в Скиту. В программу поездки входит посещение Казанской Амвросиевской женской пустыни в Шамордино. Записаться на поездку в Оптину Пустынь можно по телефону +7 (495) 422-22-77

Часы работы подворья и расписание богослужений

В храме Петра и Павла богослужения обычно проходят по следующему расписанию:

Как устроены монастыри Оптина пустынь, в которых живут старцы творящие чудеса

В храме постоянно находится дежурный священник. Библиотека православной литературы открыта по вторникам с 18:00 до 20:00 и по субботам с 14:30 до 16:30.

Монастырская и Церковная лавки работают ежедневно с 9:00 до 19:00.

Санкт-Петербургское подворье Оптиной Пустыни

  • Адрес: г. Санкт-Петербург, Васильевкий Остров, наб. Лейтенанта Шмидта, д.27/2
  • Телефоны: +7 (812) 321-00-70, +7 (812) 321-74-73 (дежурный в храме)
  • E-mail: mnih.spb@mail.ru
  • Сайт: www.rp-c.ru

Успенское подворье Оптиной Пустыни в Санкт-Петербурге было создано в 1991 году. Место,  где располагается храм Успения Пресвятой Богородицы, с XVIII века служило церковным подворьем Троице-Сергиевой Лавры, Псковского Архиерейского Дома и Киево-Печерской Лавры.

В советское время подворье закрыли, а в храме построили первый в городе крытый каток. Со временем каток пришел в упадок и здание обветшало. В 1991 году здесь разместилось подворье монастыря Оптина Пустынь, а в 1993 году уже возобновились церковные службы. В настоящее время настоятелем подворья является игумен Арсений (Мосалев).

Одна из главных святынь подворья — это Святой Крест с Частицами Святого Животворящего Креста Господня, Святой Голгофы, Гроба Господня, частицами мощей почитаемых святых. Крест хранится в алтаре и выносится в дни церковных праздников и для паломнических групп.

23 октября 2014 года в день памяти святого Амвросия Оптинского в храме была установлена рака с частицей его мощей. С этого дня перед ракой каждый будний день, кроме пятницы, после Литургии служится молебен с акафистом преподобному старцу.

Деятельность подворья

Настоящая жемчужина оптинского подворья в Санкт-Петербурге — это знаменитый мужской хор, который занимается возрождением древних традиций монастырского пения. Хор поет на богослужениях, принимает участие во многих фестивалях и выпускает диски с аудиозаписями. Более подробно с деятельностью хора Санкт-Петербургского подворья Оптиной Пустыни можно познакомиться на официальном сайте коллектива: www.optinachoir.ru

Подворье ведет обширную образовательную деятельность. Так, при подворье создан институт религиоведения и церковных искусств. Студенты изучают богословие и обучаются иконописи, вышиванию, церковному пению. Для детей работает Воскресная школа и Гимназия, которая включает начальные классы. Действует златошвейная мастерская «Убрус», где мастерицы занимаются церковной вышивкой. Более подробную информацию можно узнать на сайте www.orthodox-institute.ru

Кроме этого, при подворье организован паломнический центр «Оптина». Гостиница принимает паломнические группы и индивидуальных посетителей. Стоимость проживания начинается от 500 руб. Сотрудники центра предлагают гостям интересные экскурсии по Санкт-Петербургу и различным святым местам. Заявки на проживание и питание принимаются по электронной почте: anna.optina@gmail.com или по телефону +7-981-880-33-00 (c 9.00 до 19.00, выходной — воскресенье) или по факсу +7 (812) 321-00-70.

Расписание богослужений

Как устроены монастыри Оптина пустынь, в которых живут старцы творящие чудеса

В дни двунадесятых и великих церковных праздников Божественные Литургии совершаются по расписанию воскресенья. Великим постом утреннее богослужение начинается в 8:00.

Монастырь Оптина пустынь

Еще в 15 веке недалеко от Козельска образуется мужской монастырь – Оптина пустынь. Известно, что начало монастырю положила некая группа отшельников, но первые годы истории обители плохо изучены. Территория эта долгое время была спорной и переходила из рук в руки. Только с конца 18 века начинается настоящее становление монастыря. Обитель становится настоящим духовным центром, здесь появилось на свет немало книг и икон, сюда тянулись паломники, чтобы получить помощь в вере и импульс к добродетельной жизни. Монастырь всегда был известен своей заботой о неимущих и больных. В 19 веке к старцу Амвросию приезжали такие видные мыслители, как Ф. М. Достоевский, Вл. Соловьев, К. Леонтьев, трижды сюда наведывался Л. Н. Толстой. Здесь нашли свое призвание многие священнослужители, в том числе Павел Флоренский. В 1987 году обитель пережила свое второе рождение после десятилетий забвения в советское время. Монастырь восстанавливает свое былое значение и расширяется, в связи с чем и возникла идея открыть новое место — подворье в Санкт-Петербурге.

Как устроены монастыри Оптина пустынь, в которых живут старцы творящие чудеса

Идея открытия Подворья

Подворье – это некий филиал монастыря, который находится вдалеке от основной обители. Обычно пустыни создавались для размещения паломников и священников, а также для решения различных административных и хозяйственных задач. Оптина пустынь (подворье в Санкт-Петербурге) была нужна для того, чтобы священники и старцы из монастыря могли остановиться в городе во время своих поездок по различным вопросам. Еще до революции монастырские власти рассматривали вопрос об открытии в столице, Санкт-Петербурге, пустыни, но переворот помешал этим планам реализоваться. В 1999 году архимандрит Евлогий, наместник обители, обратился к администрации Санкт-Петербурга с просьбой выделить какой-либо храм для размещения в нем монастырского подворья. Это было время активного возвращения соборов под управление церкви, и идея была встречена вполне благосклонно. Так было объявлено о том, что появится Оптина пустынь — подворье (СПб).

Как устроены монастыри Оптина пустынь, в которых живут старцы творящие чудеса

История открытия

Власти Санкт-Петербурга предложили наместнику несколько вариантов на рассмотрение, и его взгляд остановился на старинном намоленном месте на Васильевском острове, где когда-то размещалось Киево-Печерское подворье. Когда представители обители обошли территорию бывшего подворья, они приуныли – состояние построек было ужасающим. Здесь в советские времена размещался общественный каток, на котором зарождалась и проходила этапы становления и взлета знаменитая ленинградская школа фигурного катания. От постоянной сырости здания быстро ветшали и требовали срочного ремонта. Монахам было не привыкать бороться с трудностями, и они активно принялись за восстановление подворья, привлекая прихожан и жертвователей. Сегодня уже вопрос: «Оптина пустынь, подворье в Санкт-Петербурге — как добраться?» перестал вызывать недоумение, и каждый житель города знает, что красивый храм над Невой – это и есть подворье знаменитой обители.

Подворье сегодня

Оптина пустынь (подворье в Санкт-Петербурге), фото которой можно увидеть во многих путеводителях из-за ее красоты и исторической значимости места, сегодня — слаженно функционирующее предприятие. На территории подворья восстановлен величественный храм Успения Пресвятой Богородицы, который пережил очень трудную и долгую реставрацию. Сегодня здесь ежедневно проходят богослужения. Нередко службы проводят ведущие священнослужители страны. Также здесь частично восстановлены, частично возведены заново многочисленные постройки. При подворье работает воскресная школа, гимназия, православный институт религиоведения и церковных искусств, златошвейная мастерская «Убрус». Есть свой мужской хор, работает паломнический центр с гостиницей и кафе. В подворье проводится очень много различных мероприятий: встреч, дискуссий, концертов. Это настоящий духовный и просветительский центр. Паломнический центр «Оптина» проводит экскурсии по территории обители, храму Успения Богородицы, Санкт-Петербургу и пригородам, организует поездки по святым местам. В 1999 году при пустыни была открыта и загородная резиденция в поселке Сосновый Бор Выборгского района.

Как устроены монастыри Оптина пустынь, в которых живут старцы творящие чудеса

Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы

Оптина пустынь (подворье в Санкт-Петербурге) строилась вокруг храма Успения Пресвятой Богородицы. Церковь возводилась силами Киево-Печерского подворья в конце 19 века. На этом месте ранее существовал другой храм, который был перенесен на набережную Фонтанки. Церковь выполнена в псевдорусском стиле, ее стены снаружи облицованы камнем — гранитом и песчаником, а внутри расписаны московскими художниками Снегиревым, Яковлевым и Струнниковым. Снаружи храм также украшает мозаика из мастерской В. А. Фролова. В церкви находится целый ряд ценных икон с частицами мощей Оптинских старцев и целителей. Красоту богослужений в соборе подчеркивает и усиливает пение мужского хора подворья.

Как устроены монастыри Оптина пустынь, в которых живут старцы творящие чудеса

Загородная усадьба подворья

В 1999 году Оптина пустынь (подворье в Санкт-Петербурге), адрес которой — набережная Лейтенанта Шмидта, 27/2 — теперь уже хорошо известен всем, получила участок в 40 гектаров рядом с селом Сосновый Бор Ленинградской области. Эти земли предназначены были для создания скита и ведения подсобного хозяйства. Монахи расчистили территорию, создали большой животноводческий комплекс, в котором кроме коров, свиней и коз, живут даже еноты и страусы. На территории загородной усадьбы разбит пруд, в котором послушники разводят японских карпов. В 2006 году был заложен храм в честь святого преподобного Амвросия Оптинского, он был освящен в 2016 году. Также монахи восстановили Храм в честь святого благоверного великого князя Александра Невского, который находился неподалеку от поселка Сосновый Бор и с советских времен не использовался по назначению. Сейчас в нем ведутся регулярные богослужения.

Тайны и чудеса Оптиной пустыни

Великая столетняя старица Сепфора, святая и чудотворица наших дней, ходила по разрушенному монастырю Оптиной пустыни в 1980-х и говорила: «Благодать! Сколько здесь благодати!» Что же такое Оптина пустынь и кто такие святые старцы Оптинские?
Как устроены монастыри Оптина пустынь, в которых живут старцы творящие чудеса

Дар исцеления

Много приводили к преп. Илариону страдающих нервными и душевными болезнями, которых обычно называют «порчеными». Преп. Иларион был твердо убежден, что полное искреннее покаяние, всепрощение обидевших и примирение со враждующими есть лучшее лекарство от недугов душевных, ибо причиной подобных болезней, как находил старец, бывает часто непримиримая вражда, раздоры семейные и тяжкие нераскаянные грехи. Эти различные причины болезней старец без затруднения распознавал чрез искусные расспросы болящего и иными ему ведомыми путями, иногда и по самому крику «порченых» и его свойствам, и при помощи Божией врачевал их благодатью таинства Покаяния. Старец указывал больным не мнимую, а действительно найденную им причину их болезни и приводил к сознанию, раскаянию и сокрушению о своих грехах. Если больные указывали на кого-либо, как на причину своей болезни, что часто бывало с нервными больными, то старец Иларион, советовал тогда испросить у того лица прощения, если оно живо, а если скончалось, то примириться с ним, отслужить на его могиле панихиду о его упокоении, подавать о поминовении на проскомидиях и дома за него молиться, принести покаяние и принять епитимию, и положить начало добродетельной жизни. Кроме таких советов, давал им на дом Богоявленскую воду, св. артос и масло из лампадок, горевших на могилках почивших старцев Льва и Макария.

Однажды старец что-то сверх обыкновения замедлил и долго не выходил из хибарки, в которой исповедовал женщин; его ожидало много посетителей и посетительниц. Пошли узнать, с кем он там был занят, и узнали, что у него в это время была на исповеди упорнейшая душевнобольная. Старец заставлял ее налагать на себя крестное знамение и говорить свои грехи, но она крепко противилась и не хотела произносить их, кричала и ругала старца грубыми, непристойными словами. Преп. Иларион, не обращая внимания на ее брань, добивался только того, чтобы она пришла в полное сознание и покаялась в том грехе, за который так сильно страждет. Наконец, после многих усилий больная созналась, покаялась и обещала выполнить все то, что ей посоветовал старец. Отпуская, старец снабдил ее св. артосом и св. водой.

Одна сорокалетняя крестьянка Одоевского уезда, часто посещавшая обитель, сама рассказывала, что в продолжение многих лет сильно страдала припадками, сопровождавшимися корчами, судорогами, криком на разные голоса. В состоянии припадка она неистово кричала, бранилась и обнаруживала такую неестественную силу, что несколько мужчин не могли удержать ее. Много наслышавшись о преп. Иларионе, она обратилась к нему за помощью. Как всегда, так и в этом случае старец исповедал ее во всех грехах, особенно нераскаянных, и вот благодатной силою таинства Покаяния она получила чрез старца совершенное исцеление. Припадки не возвращались, и она стала здорова и покойна, глубоко признательная за полученную помощь. Она жива была еще в 1877 году и лично известна многим братиям.

Спасение от самоубийства

Один купеческий приказчик из Нижнего, средних лет, холостой, страдал несколько лет болезнию, не дававшею ему покоя. Он, по словам его, ощущал, что кто-то пошептывает ему мысли о самоубийстве. Подойдет он к воде, голос шепчет ему: «Зачем тебе больше жить на свете? Утопись!» Увидит он огонь, голос внушает ему кинуться в огонь. Увидит он нож или какое острое орудие, голос внушает ему зарезаться, так как незачем ему оставаться на свете. Исхудалый, изнуренный, со впалыми от душевного недуга глазами, он приехал с матерью своею в обитель, был у старца и на вопросе, отчего он страждет, объяснил, что, по его убеждению, он болен оттого, что, когда ему еще было два года, мать прокляла его. Старец долго занимался с ним, подробно расспросил его, о чем находил нужным, и заключил, что причина болезни не та, которую он приводит, а другая, и болезнь послана ему в наказание за ложные взгляды относительно своей матери. Мать была добрая старушка и очень его любила, и желала ему всякого блага, а он думал, что она сделала его несчастным на всю жизнь. Долго он не соглашался с мнением старца. Наконец, на исповеди старец, с помощью Божией, убедил его оставить ложное мнение, что его прокляла мать, и вместо того смириться перед нею и с чувством раскаяния испросить у нее прощения в оскорбительном мнении о ней. Исполнив наставление старца, он удостоился принятия Св. Таин и явился к старцу уже в обновленном виде – покойный и счастливый; погибельных внушений он уже не слыхал; совесть его умиротворилась, и душа его, освященная таинствами Покаяния и Причащения, возвратилась к светлой жизни. Возвратясь в Нижний, он уже вел жизнь свою по наставлениям старца.

Тульской губернии, Богородицкого уезда купец, тридцати пяти лет, трезвый, более года страдал душевной болезнью: ему представлялось, что все насмехаются над ним и над его действиями и что какие-то незнакомые ему люди, куда бы он ни пошел, преследуют его и намереваются лишить его жизни. Эти мысли ни днем, ни ночью не давали ему покоя, и он уже несколько раз приходил к мысли о самоубийстве и тем самым наводил страх на все свое семейство. По убеждению матери, И. В. приехал в обитель и объяснил свое положение старцу Илариону. Старец несколько раз подолгу с ним занимался и нашел у него затаенный грех, который он не исповедал священнику, сомневаясь в прощении его. Старец убедил его, что нет греха, который бы не прощало человеколюбие Божие, если в нем каются, и купец на исповеди принес в нем покаяние и, получив разрешение, удостоен был причащения Св. Тайн. При прощании старец сказал ему: «Ну, поезжай с Богом; теперь тебя преследовать и вязать не будут». Так действительно и было: И. В. совершенно выздоровел от своего мучительного недуга.

Исцеление помешанного

Новосильского уезда купец был два года одержим недугом, не дававшим ему ни минуты покоя и доводившим его до безумия. Ему представлялось, будто со всех сторон его преследуют, хотят вязать и лишить жизни. Не будучи поэтому в состоянии заниматься своим торговым делом, А. Е. бегал от людей с блуждающим взором, произнося безсмысленные слова. Домашние боялись, чтобы он в припадке безумия не лишил себя жизни. Более всех обезпокоена была этой болезнью его жена, придумавшая, наконец, свозить его в Оптину Пустынь. Прибыв в обитель, она объяснила старцу болезнь мужа и просила его помощи. Старец долго занимался с ним и из расспросов дознал, что главная причина болезни была его вражда и непокорность отцу, которую он таил в своем сердце. Старец долго убеждал А. Е. оставить злобу и просить у отца прощения, доказывая ему, что только в таком случае он может надеяться на помощь Божию и избавиться от болезни. Больной сперва долго упорствовал, оправдывал себя, а отца обвинял, но, наконец, изъявил готовность исполнить все, что приказывал ему старец. Старец исповедал его, и больной, пробыв в обители после принятия Св. Тайн еще три дня, поехал домой к отцу совершенно здоровым. Теперь, в душевном мире и спокойствии, он занимается в Москве своими торговыми делами, благодаря Бога и старца Илариона.

Избавление от безотчетного страха

Города Белева купеческий сын П. М., занимаясь у отца торговлей, долго страдал душевным расстройством, задумывался, подвергался безотчетному страху, причем часто и видимые предметы представлялись ему не такими, какими они на самом деле были. Наконец, он стал теряться рассудком. Прибыв в обитель, что сделать посоветовали ему родные, больной обратился к старцу Илариону. Старец исповедал его и помог ему советом. Больной с 1870 года совсем остался в обители и живет в ней и ныне мантийным монахом, хотя прежде не только желания, но и мысли у него не было о монашеской жизни.

Не одни нервные или душевнобольные получали, при помощи Божией, от старца облегчение; старец оказывал помощь многим и в других состояниях и обстоятельствах жизни, когда обращавшиеся к старцу добросовестно исполняли полученные от него наставления.

Избавление от неверия

Студент Московского университета, тульский помещик А. П. А. дошел почти до полного неверия в Бога. Быв проездом в обители, он имел продолжительные беседы со старцем. Полные искреннего участия и душевной доброты слова старца подействовали на молодого человека. Он согласился признать свои заблуждения, провел, по предложению старца, в обители несколько дней, исповедался, принес покаяние, сподобился принять Св. Тайны, к чему пред тем уже несколько лет не приступал, и поехал в Москву верующим и благочестивым христианином.

Оптинская пустынь

Эта монашеская обитель была основана еще в XIV веке, но истинный духовный расцвет ее пришелся на XIX век. Находится Свято-Введенская Оптина Пустынь недалеко от города Козельска. Здесь два века назад был возрожден опыт духовного наставничества мирян – старчества. Ранее, после реформ Петра Великого, в России было принято лишь коротко исповедоваться, причем с недоверием к священнику – Петр Первый повелел духовенству под страхом наказания доносить на преступников.
Как устроены монастыри Оптина пустынь, в которых живут старцы творящие чудеса

Оптинские старцы

В Соборе (собрании) прославлены 14 преподобных старцев Оптиной Пустыни. Старцы – аскеты и молитвенники за всех людей, не оставлявшие никого без утешения. В их молитвенном опыте и помощи – Божия благодать, вера, мудрость и понимание предназначения каждого человека в этом мире. Ведь сегодня трудно понять, где приложить себя среди множества возможностей, как поступить в той или иной ситуации.

Старчество – великое явление в Православии. Издревле святые принимали людей, приходивших к ним за советом. Люди узнавали о святости подвижника по его дару чудотворения и прозорливости. Именно после долгих аскетических подвигов принимали людей и Оптинские старцы. Они изгоняли из одержимых людей бесов, исцеляли, пророчествовали и утешали людей в любых бедах.

Возрождение старчества в Оптиной пришлось на Золотой век русской литературы. Некоторые старцы повлияли на жизнь и творчество русских писателей: Николая Гоголя, Федора Достоевского, Льва Толстого, Константина Леонтьева (последний жил в обители долгое время). Так, Достоевский нашел утешение у старца Амвросия Оптинского после семейной трагедии – смерти маленького сына. Многие эпизоды величайшего романа писателя «Братья Карамазовы» стали итогом размышлений в этой поездке, а в литературном образе святого старца Зосимы все современники узнали самого святого Амвросия. В романе «Братья Карамазовы» вы можете прочитать о ежедневном приеме людей святым Амвросием, его помощи им и прочитать описание его внешности и поведения: Достоевский оставил поистине неоценимый подарок всем почитателям Оптиной.

Сегодня продолжателем традиции Оптических старцев является схиархимандрит Илий (Ноздрин), духовник обители. Он дает ответы на насущные вопросы. Например,

  • О молитве,
  • О смысле жизни,
  • Об отношениях в семье,
  • О здоровье.

Самым главным в жизни все старцы Оптинские почитали веру в Бога и молитву, понимание цели жизни, любовь к ближним и исполнение Евангельского слова… Схиархимандрит Илий (Ноздрин), например, рассказывал в интервью одному православному журналу: «Прежде всего мы должны правильно понимать суть нашей жизни, то есть знать, что нужно для того, чтобы, как сказано в Евангелии, наследовать жизнь вечную. Господь Спаситель Сам конкретно сказал об этом: возлюбить Бога всем сердцем, всей крепостию, всем помышлением. И ближнего, как самого себя. Когда человек это исполняет, тогда всё становится на свои места. Правильная расстановка жизни – как ежедневной, так и всей в ее последовательности. Правильно осуществить свое назначение в этом мире».
Как устроены монастыри Оптина пустынь, в которых живут старцы творящие чудеса

Чудеса и тайны Амвросия Оптинского

Преподобный Амвросий Оптинский – живший совсем недавно святой, основатель Шамординский пустыни и Оптинский старец, учитель и целитель. Он оказывал очень большое влияние не только на любивших и почитавших его крестьян, но и на образованное общество XIX века.

Будущий преподобный родился в семье сельского священника, но еще во времена семинарии был отъявленным… франтом. Лишь тяжелая болезнь заставила его полностью пересмотреть свои взгляды, дав обет Богу уйти в монастырь.

8 октября 1839 г. Он приехал в Оптину, где был с радостью принят в послушники преподобным старцем Оптинским старцем Львом (Наголкиным). Отец Лев сразу сделал молодого и образованного послушника своим келейником, то есть секретарем и помощником. Кроме того, послушником будущий святой выполнял ряд непростых послушаний в трапезной: варил дрожжи и был хлебопеком. Через малое время, в 1841 году Александр принял рясофорный постриг и был наречён Амвросием, в честь святителя Амвросия Медиоланского – проповедника и просветителя.

В 1842 году его постригли в мантию, то есть «малый ангельский образ», малую схиму. Он дал обеты послушания настоятелю обители, отречения от мира и нестяжания – то есть отсутствия своего имущества, все отныне принадлежало монастырю и сам монастырь брал на себя обязанность обеспечивать жизнь святого. Такое пострижение монахов идет с древности и продолжается до настоящего момента.

Через год святого Амвросия рукоположили в иеродиакона, то есть сделали монашествующим священнослужителем, не совершающим Литургию, но участвующим в богослужении и помогающим священнику. В том же году Господь послал ему новое испытание, новую тяжелую болезнь: простудившись зимой, он занемог. Братия думала, что Амвросий скончается и по традиции 9 декабря 1845 года его рукоположили в иеромонаха, как бы давая тем утешение его душе. Святой почти не мог двигаться и два года находился между жизнью и смертью, но выжил. Однако до самой смерти, которая последовала в 1891 году, он не мог совершать богослужения и даже почти не в состоянии был передвигаться, будучи большую часть времени лежачим. За ним ухаживал келейник.

Святость преподобного Амвросия освещала каждого приходящего к нему. Этот немощный физически человеком был великим духовно. С терпением переносил он свою тяжелую болезнь, утешая и многие тысячи людей, приходящих к нему. Сначала он стал старцем только Оптической обители, а затем к нему стало приходить множество и обычных людей, упавших от монахов о прозорливости старца. Господь давал ему знание человеческих мыслей, прозорливость о настоящем и дар предсказания будущего – то есть советов относительно грядущего. Ведь священники Православной Церкви тем и отличаются от экстрасенсов и гадалок, что, видя Духом Божиим будущее, не говорят просто, что будет, а дают совет, как лучше поступить по послушанию воле Божией.

Старец никогда не показывал людям тяжесть всего состояния, но рассказывал, как он рад служить и помогать людям. Не вставая с постели, он благословлял передавать материальную помощь нуждающимся. Его попечением жили ученики семинарий, насельники приютов и богаделен, вдовы. Обо всех он помнил, о жизни каждого узнавал.

Образовался круг почитательниц святого старца, желавших также посвятить свою жизнь Богу и людям, и преподобный Амвросий благословил создание известного сегодня всей России Шамординского монастыря – Казанской Амвросиевской пустыни. Здесь заботились о детях и стариках, возделывали землю, помогали в больнице занемогшим жителям окрестности (надо сказать, что в те времена само создание больницы было делом добрым: не была развита сельская медицина, а при транспортировке на лошадях больные часто умирали).

Все время старца было занято или молитвой, или ответами на письма, или общением с посетителями: приходили к нему и крестьяне, и дворяне, и сановники, причем и на просьбу о благословении на кормление индюшек, и на вопросы о государственном устройстве он отвечал с одинаковым вниманием и любовью. Зная настроения интеллигенции, ее мысли – ведь он успел до принятия монашеских обетов побыть в светском обществе, обучаясь в семинарии – он увещевал этих людей не предаваться пустой философии, умозрительным сплетениям мысли, но твердо исповедовать Православие, а значит – жить жизнью церковной, работать над собой по заветам Отцов Церкви.

Старец скончался в Шамординский обители, однако по завещанию преподобного его тело было похоронено в родной для святого Оптиной пустыни.

На могильной плите его были высечены слова апостола Павла, если перевести на русский: «Был для больных как немощный, чтобы и больных приобрести для Церкви Божией. Для всех был всем, чтобы спасти хотя бы кого-то». Имеется ввиду самоотречение преподобного, любовь его ко всем людям и понимание. Могила его находилась возле захоронения святого Макария, духовного наставника преподобного, бывшего духовником обители до него; сейчас над местом его захоронения находится часовенка, а мощи пребывают во Введенском соборе монастыря.
Как устроены монастыри Оптина пустынь, в которых живут старцы творящие чудеса

Наставления святых старцев

По свидетельствам знавших старца людей, он владел несколькими языками, был очень эрудирован. Его литературный язык – а преподобный оставил достаточно большое письменное наследие – прост, лаконичен и образен, старец создал много поговорок, самые интересные и известные из которых:

  • «Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем – мое почтение»;
  • «Нужно жить нелицемерно, и вести себя примерно, тогда наше дело будет верно, а иначе выйдет скверно»;
  • «Где просто – там ангелов со сто, а где мудрено – там ни одного».

Главная мысль заветов старца – необходимо оставить свою жизнь в Божиих руках, довериться Богу во всех проблемах, а со своей стороны – трудиться подвигом молитвы, помогать близким, воздерживаться от излишеств, жить просто. Преподобный Амвросий давал свои советы людям всех сословий, а значит, каждый из нас может последовать им. Божии заповеди просты; молитва как общение с Богом – тоже делание обычное; просто и радоваться каждому дню жизни, и благодарить за него – все это вместе подарит вам совершенно иное качество жизни духовной и обыденной.
Как устроены монастыри Оптина пустынь, в которых живут старцы творящие чудеса

Сильные молитвы Оптинских старцев

Можно сказать, что святые старцы Оптинские помогают во всех трудностях. Нет такой беды, в которой не обращались бы к им люди. Однако традиция их почитания говорит, что они имеют особую благодать в наставлении человеческой души на путь, предназначенный Богом для нее:

  • в поиске своей профессии;
  • в поиске своего человека для супружества;
  • в избавлении от душевной тревоги, тоски, неопределенности;
  • проблемах с выбором и поиском жилья;
  • в избавлении от нечистой силы, колдовских воздействий.

Следующая молитва написана святыми Оптиной пустыни, но кем конкретно-неизвестно. Она называется просто: молитва Оптинских старцев. Читать молитву онлайн можно по тексту ниже:
«Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день.
Дай мне всецело предаться воле Твоей Святой.
Во всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня».

Эта молитва – прекрасное произведение словесности, одновременно несущее великую духовную силу. Молящийся о своем пути, просящий словами Оптинских старцев о руководстве Божием, понимает, что слышать волю Божию необходимо, просить Его о помощи также важно, но нужно и прилагать все свои усилия к тому, чтобы задуманное дело исполнилось.

Продолжение молитвы Оптинских старцев на каждый день:

«Какие бы я не получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твердым убеждением, что на все Твоя Святая воля.Во всех словах и делах моих – руководи моими мыслями и чувствами.Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобою».

Кроме того, не прекращайте ежедневной молитвы и будьте внимательны к себе: Господь говорит с нами в нашем сердце. Когда вы не можете сделать выбор, помолитесь и прислушайтесь к себе. Некая идея, решение появятся как единственно возможные в вашей душе.
Завершение молитвы Оптинских старцев на каждый день:

«Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая. Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и всех событий его. Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить. Аминь».

Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас!

Беспокоить ли Господа мирскими делами

Верующие нередко задают своим духовникам вопрос: как часто надо молиться, стоит ли беспокоить Бога по пустякам. Ведь молитвенное правило “не поминать Господа всуе” многими воспринимается именно так – не просить о мелочах, малозначительном, мирском.

Ответ заключается в желании!

Если человек ощущает потребность помолиться, то есть просьба или благодарность идут от сердца, то этого достаточно, чтобы произнести обратиться к Всевышнему. И, соответственно, если слова читаются без желания, они не имеют достаточной силы. То есть молиться надо так часто, как хочется.

При этом благодарственные слова не менее, а то и более, важны, чем просьбы о помощи.

Вечерние молитвы оптинских старцев относятся именно к таким. Читать или слушать их на ночь стоит, даже если день прошел не так удачно, как хотелось бы: ведь помощь людям дается свыше и без их просьб, и, возможно, от молящегося были отведены значительные беды, о которых он даже не знает.
Как устроены монастыри Оптина пустынь, в которых живут старцы творящие чудеса

Испытания Оптинского монастыря

В истории Оптиной пустыни было много мрачных моментов. С момента постройки монастырь был несколько раз разрушен, по воле власть имущих в нем располагали воинскую часть, дом отдыха и даже концлагерь. Но всегда, после каждого из этих страшных испытаний обитель возрождалась, становясь больше, красивее. Ее судьба – наглядная демонстрация верующим, что любые испытания преодолимы, что людям не посылают их больше, чем они способны выдержать – с небесной помощью.

Легендарные старцы, оставившие после себя богатейшее духовное наследие, знамениты не отшельничеством, а деятельной помощью простым людям. О них написаны книги, свидетельствующие о чудесах исцеления, необычайной прозорливости, мудрости этих святых людей. Удивительно читать эти свидетельства и понимать, что все эти чудеса происходили не в библейские времена, а совсем недавно – и продолжаются сейчас.
Как устроены монастыри Оптина пустынь, в которых живут старцы творящие чудеса

Простым языком – о насущном

Вечерние молитвы Оптиной пустыни – одно из таких чудес. Их регулярное чтение дает удивительные результаты:

  • молящийся получает колоссальный заряд положительной энергии;
  • человек учится проще и позитивнее смотреть на ежедневные испытания;
  • уходит страх перед будущим, неуверенность в завтрашнем дне;
  • крепнет здоровье;
  • улучшается сон, пропадает тревожность.

Ежевечернее чтение защитит от порчи и любого другого негатива как самого молящегося, так и тех, о ком он просит. Делать это надо в одиночестве, без посторонних раздражителей, перед сном.

На сон грядущий:

Как устроены монастыри Оптина пустынь, в которых живут старцы творящие чудеса

Как устроены монастыри Оптина пустынь, в которых живут старцы творящие чудеса

Как устроены монастыри Оптина пустынь, в которых живут старцы творящие чудеса

Тропари:

Как устроены монастыри Оптина пустынь, в которых живут старцы творящие чудеса

Честному Кресту:

Как устроены монастыри Оптина пустынь, в которых живут старцы творящие чудеса

Или кратко:
Как устроены монастыри Оптина пустынь, в которых живут старцы творящие чудеса

Ангелу-хранителю:

Как устроены монастыри Оптина пустынь, в которых живут старцы творящие чудеса

Богородице:
Как устроены монастыри Оптина пустынь, в которых живут старцы творящие чудеса

Господу об Ангеле:
Как устроены монастыри Оптина пустынь, в которых живут старцы творящие чудеса

Господу:
Как устроены монастыри Оптина пустынь, в которых живут старцы творящие чудеса

Что нужно сделать, прежде чем приступить к чтению оптинских молитв

Все вечерние молитвы Оптиной пустыни очень сильные, и требуют от молящегося концентрации при чтении. Важно не только, что говорить, но и то, как это делать.

  • Обязательно нужно посетить храм, исповедоваться.
  • Читать или слушать тексты надо внимательно, вдумываясь в слова, отгоняя другие мысли.
  • Молиться необходимо в тишине, без посторонних шумов (телевизора, музыки и т. д.)
  • Нельзя пропускать ни одного вечера, даже если в начале молитвы на душе тяжело – тяжесть уйдет в процессе чтения.
  • Вечерняя молитва на сон грядущий читается, когда молящийся остается после этого дома и собирается лечь спать.

Как устроены монастыри Оптина пустынь, в которых живут старцы творящие чудеса

Тексты из разных времен

История Оптинского монастыря началась в конце четырнадцатого века, и продолжается вплоть до дня сегодняшнего. Точно так же неразрывно длится эстафета оптинского старчества. Мудрость передается от наставника к ученику.

Соответственно, среди текстов есть как совсем новые, современные, так и старые, звучащие на старорусском. Ниже приведены как раз такие.

Малоцерковным людям совсем не обязательно ежевечерне читать их все: достаточно выбрать тот, что наиболее созвучен их душевному состоянию.

Молитва святого Иоанна Дамаскина:
Как устроены монастыри Оптина пустынь, в которых живут старцы творящие чудеса
Как устроены монастыри Оптина пустынь, в которых живут старцы творящие чудеса
Как устроены монастыри Оптина пустынь, в которых живут старцы творящие чудеса

Кондак Богородице:
Как устроены монастыри Оптина пустынь, в которых живут старцы творящие чудеса

Молитва Петра Студийского к Пресвятой Богородице:

Как устроены монастыри Оптина пустынь, в которых живут старцы творящие чудеса

Как устроены монастыри Оптина пустынь, в которых живут старцы творящие чудеса

Как устроены монастыри Оптина пустынь, в которых живут старцы творящие чудеса

Молитва святого Иоанникия:

Как устроены монастыри Оптина пустынь, в которых живут старцы творящие чудеса

К Иисусу Христу:

Как устроены монастыри Оптина пустынь, в которых живут старцы творящие чудеса

Как устроены монастыри Оптина пустынь, в которых живут старцы творящие чудеса

Молитва Макария Великого:

Как устроены монастыри Оптина пустынь, в которых живут старцы творящие чудеса

Как устроены монастыри Оптина пустынь, в которых живут старцы творящие чудеса

Как устроены монастыри Оптина пустынь, в которых живут старцы творящие чудеса

Как устроены монастыри Оптина пустынь, в которых живут старцы творящие чудеса

Молитва святого Иоанна Златоуста, по числу часов дня и ночи:

Как устроены монастыри Оптина пустынь, в которых живут старцы творящие чудеса

Как устроены монастыри Оптина пустынь, в которых живут старцы творящие чудеса

Как устроены монастыри Оптина пустынь, в которых живут старцы творящие чудеса

Пресвятому Духу:

Как устроены монастыри Оптина пустынь, в которых живут старцы творящие чудеса

Как устроены монастыри Оптина пустынь, в которых живут старцы творящие чудеса

Как устроены монастыри Оптина пустынь, в которых живут старцы творящие чудеса

Молитва святого Антиоха

Как устроены монастыри Оптина пустынь, в которых живут старцы творящие чудеса

Как устроены монастыри Оптина пустынь, в которых живут старцы творящие чудеса

Как устроены монастыри Оптина пустынь, в которых живут старцы творящие чудеса

Покаянные слова

Кроме просьб и благодарностей, есть еще покаянная мольба. Увы, даже искренне верующим не всегда удается избежать плохих поступков. Идущее от души неподдельное раскаяние поможет справиться с муками совести. Если проступок тяжелый, необходимо покаяние в церкви, но, помимо него, следует ежевечерне произносить следующий текст:
Как устроены монастыри Оптина пустынь, в которых живут старцы творящие чудеса

Как устроены монастыри Оптина пустынь, в которых живут старцы творящие чудеса

Эти покаянные читаемые на ночь молитвы Оптиной пустыни постепенно избавят согрешившего от чувства вины, смоют с души темное пятно. Главное, впрочем, не само зачитывание, а то, что вложено в него – раскаяние, просьба о прощении, и, конечно же, любовь к Всевышнему.

Молитва последних Оптинских Старцев на начало дня

Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день.

Дай мне всецело предаться воле Твоей Святой.

Во всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня.

Какие бы я не получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твердым убеждением, что на все Твоя Святая воля.

Во всех словах и делах моих — руководи моими мыслями и чувствами.

Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобою.

Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая.

Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и всех событий его.

Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить. Аминь.

Молитвы Оптинских Старцев о семье

В руце превеликаго милосердия, о, Боже мой, вручаю: душу мою и многоболезненное тело, мужа, от Тебе мне даннаго, и всех возлюбленных детей. Ты буди Помощником нашим и Покровителем во всей жизни нашей, во исходе нашем и по кончине, в радости и печали, в счастии и несчастии, в болезни и здоровье, в жизни и смерти, во всем да будет с нами воля Твоя святая, яко на небеси и на земли. Аминь.

Молитва преподобного Анатолия Оптинского (Потапова)

От антихриста

Избави мя, Господи, от обольщения богомерзкаго злохитраго антихриста близгрядущаго, и укрый мя от сетей его в сокровенней пустыне спасения Твоего. Даждь ми, Господи, крепость и мужество твердаго исповедания Имени Твоего Святаго, да не отступлю страха ради диавольскаго, да не отрекуся от Тебе, Спасителя и Искупителя моего, от святыя Твоея Церкве. Но даждь ми, Господи, день и ночь плач и слезы о гресех моих и пощади мя, Господи, в час Страшнаго Суда Твоего. Аминь.

Молитва преподобного Нектария Оптинского

От антихриста

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, грядый судити живым и мертвым, помилуй нас, грешных, прости грехопадения всей нашей жизни и ими же веси судьбами сокрый нас от лица антихриста в сокровенной пустыне спасения Твоего. Аминь.

Молитва матери о своих детях

Молитву эту, составленную прп. Амвросием Оптинским, раздавали верующим в Казанской Амвросиевской женской пустыни при с. Шамордино.

Боже! Создатель всех тварей, прилагая милость к милости, Ты соделал меня достойной быть матерью семейства; благодать Твоя даровала мне детей, и я дерзаю сказать: они Твои дети! Потому что Ты даровал им бытие, оживотворил их душою бессмертною, возродил их крещением для жизни, сообразной с Твоей волей, усыновил их и принял в недра Церкви Своей, Господи!

Сохрани их в благодатном состоянии до конца жизни; сподоби их быть причастниками таинств Твоего Завета; освящай Твоею истиною; да святится в них и через них святое имя Твое!

Ниспосли мне Твою благодатную помощь в их воспитании для славы имени Твоего и пользы ближняго! Подаждь мне для сей цели способы, терпение и силы!

Научи меня насадить в их сердце корень истинной мудрости — страх Твой! Озари их светом управляющей вселенною Твоей мудрости!

Да возлюбят Тебя всею душою и помышлением своим; да прилепятся к Тебе всем сердцем и во всю жизнь свою да трепещут слов Твоих!

Даруй мне разум убедить их, что истинная жизнь состоит в соблюдении заповедей Твоих; что труд, укрепляемый благочестием, доставляет в сей жизни безмятежное довольствие, а в вечности — неизреченное блаженство. Открой им разумение Твоего Закона!

Да до конца дней своих содействуют в чувстве вездеприсутствия Твоего; насади в их сердце страх и отвращение от всякого беззакония: да будут непорочными в путях своих; да памятуют всегда, что Ты, Всеблагий Боже, ревнитель закона и правды Твоей!

Соблюди их в целомудрии и благоговении к имени Твоему! Да не порочат Церкви Твоей своим поведением, но да живут по ее предписаниям.

Одушеви их охотою к полезному учению и соделай способными на всякое доброе дело!

Да приобретут истинное понятие о тех предметах, коих сведения необходимы в их состоянии; да просветятся познаниями благодетельными для человечества.

Господи! Умудри меня напечатлеть неизгладимыми чертами в уме и сердце детей моих опасение содружеств с не знающими страха Твоего, внушить им всемерное удаление от всякого союза с беззаконными; да не внимают они гнилым беседам; да не слушают людей легкомысленных; да не совратят их с пути Твоего дурные примеры; да не соблазнятся они тем, что иногда путь беззаконных благоуспешен в сем мире.

Отче Небесный! Даруй мне благодать всемерно беречься подавать детям моим соблазн моими поступками, но, постоянно имея в виду их поведение, отвлекать их от заблуждения, исправлять их погрешности, обуздывать упорство и строптивость их, воздерживать от стремления к суете и легкомыслию; да не увлекаются они безумными помыслами; да не ходят вслед сердца своего; да не забудут Тебя и Закона Твоего.

Да не погубит беззаконие ума и здоровья их, да не расслабят грехи душевных и телесных сил их.

Судия Праведный, наказывающий детей за грехи родителей до третьего и четвертого рода, отврати такую кару от детей моих, не наказывай их за грехи мои, но окропи их росою благодати Твоей; да преуспевают в добродетели и святости; да возрастают в благоволении Твоем и в любви людей благочестивых. Отче щедрот и всякого милосердия!

По чувству родительскому я желала бы детям своим всякого обилия благ земных, желала бы им благословения от росы небесной и от тука земного, но да будет с ними святая воля Твоя!

Устрой судьбу их по Твоему благоволению, не лиши их в жизни насущного хлеба, ниспосылай им все необходимое во времени для приобретения блаженной вечности; будь милостив к ним, когда согрешат перед Тобою; не вменяй им грехов юности и неведения их; приведи в сокрушение их сердца, когда будут противиться руководству благости Твоей; карай их и милуй, направляя на путь, благоугодный Тебе, но не отвергай их от лица Твоего!

Принимай с благоволением молитвы их; даруй им успех во всяком добром деле; не отврати лица Твоего от них во дни скорби их, да не постигнут их искушения выше сил их. Осеняй их Твоею милостью; да ходит Ангел Твой с ними и сохранит их от всякого несчастия и злого пути. Всеблагий Боже!

Соделай меня матерью, веселящеюся о детях своих, да будут они отрадою моею в дни жизни моей и опорою мне в старости моей. Удостой меня, с упованием на Твое милосердие, предстать с ними на Страшном суде Твоем и с недостойным дерзновением сказать: Вот я и дети мои, которых Ты дал мне, Господи!

Да совокупно с ними, прославляя неизреченную благость и вечную любовь Твою, превозношу пресвятое имя Твое, Отче, Сыне и Душе Святый, во веки веков. Аминь.

Молитвы Святому старцу Амвросию

Как устроены монастыри Оптина пустынь, в которых живут старцы творящие чудеса

Один из старцев, к которому часто обращаются с молитвами, Святой Амвросий. Преподобный Амвросий еще при жизни почитался как старец. У него просили совета, к нему прислушивались и поражались крепостью его веры.  Молитвы Преподобному Амвросию Оптинскому творили чудеса.  Их чтение исцеляло телесные и душевные недуги.

Преподобному Амвросию молятся: о здравии, укреплении веры, наставлении детей и в других житейских ситуациях.

О, вели́кий ста́рче и уго́дниче Бо́жий, преподо́бне о́тче наш Амвро́сие, О́птинская похвало́ и всея Руси́ учи́телю благоче́стия! Сла́вим твое́ во Христе́ смире́нное житие́, и́мже Бог превознесе́ и́мя твое́ еще́ на земли́ тебе́ су́ща, наипа́че же увенча́ тя Небе́сною че́стию по отше́ствии твое́м в черто́г сла́вы ве́чныя. Приими́ ны́не моле́ние нас, недосто́йных чад твои́х (имена́), чту́щих тя и призыва́ющих и́мя твое́ свято́е. Изба́ви нас твои́м предста́тельством пред Престо́лом Бо́жиим от всех ско́рбных обстоя́ний, душе́вных и теле́сных неду́гов, злых напа́стей, тлетво́рных и лука́вых искуше́ний. Низпосли́ оте́честву на́шему от Великодарови́таго Бо́га мир, тишину́ и благоде́нствие. Бу́ди непрело́жный покрови́тель Святы́я оби́тели сия́, в не́йже в преуспе́янии сам подвиза́лся еси́ и угоди́л еси́ все́ми в Тро́ице сла́вимому Бо́гу на́шему. Ему́ же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние, Отцу́, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Наиболее действенны утренние молитвы, которые дают заряд на целый день.  С ними обращаются и к другим Оптинским старцам.

Как устроены монастыри Оптина пустынь, в которых живут старцы творящие чудеса

Среди действенных молитв последних Оптинских старцев выделяются те, которые непосредственно обращены к Господу с мольбами о помощи и поддержке во всех делах. В них – просьбы не ожесточиться в сложных ситуациях, преодолеть физическое и душевное утомление. Они просят руководства Господнего, его разумного совета при  разрешении конфликтов и в других случаях.

Молитвы преподобного Антония Оптинского

О начале всякого дела

Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися. Управи, Господи, все, еже дею, читаю и пишу, все, еже мыслю, глаголю и разумею, во славу Имене Твоего Святаго, да от Тебе на начало приемлет и в Тебе всяко дело мое кончится. Даруй ми, Боже, да ни словом, ни делом, ни помышлением прогневаю Тя, Создателя моего, но вся дела моя, советы и помышления да будут во славу Пресвятаго Имене Твоего. Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися.

О семье

В руце превеликаго милосердия, о, Боже мой, вручаю: душу мою и многоболезненное тело, мужа, от Тебе мне даннаго, и всех возлюбленных детей. Ты буди Помощником нашим и Покровителем во всей жизни нашей, во исходе нашем и по кончине, в радости и печали, в счастии и несчастии, в болезни и здоровье, в жизни и смерти, во всем да будет с нами воля Твоя святая, яко на небеси и на земли. Аминь.

За врагов

Ненавидящих и обидящих нас, рабов Твоих (имена), прости, Господи, Человеколюбче: не ведят бо, что творят, и согрей их сердце на любовь к нам, недостойным.

Молитва преподобного Льва Оптинского

О некрещеных, умерших без покаяния и самоубийцах

Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имярек): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя.

Молитва преподобного Макария Оптинского

При плотской брани

О, Мати Господа моего Творца, Ты еси корень девства и неувядаемый цвет чистоты. О, Богородительнице! Ты ми помози, немощному плотскою страстию и болезненну сущу, едино бо Твое и с Тобою Твоего Сына и Бога имам заступление. Аминь.

Молитва преподобного Иосифа Оптинского

При нашествии помыслов

Господи Иисусе Христе, отжени от мене всякия неподобныя помыслы! Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь… Ты бо еси Бог мой, содержай ум мой, да не преодолеют его помыслы нечистыя, но в Тебе, Творце моем, (он) да услаждается, яко велико есть Имя Твое любящим Тя.

Молитва преподобного Никона Оптинского

При скорби

Слава Тебе, Боже мой, за посланную мне скорбь, достойное по делом моим ныне приемлю. Помяни мя, егда приидеши во Царствии Твоем, и да будет на вся воля Твоя едина, благая и совершенная.

При плотской брани

О, Мати Господа моего Творца, Ты еси корень девства и неувядаемый цвет чистоты. О, Богородительнице! Ты ми помози, немощному плотскою страстию и болезненну сущу, едино бо Твое и с Тобою Твоего Сына и Бога имам заступление. Аминь.

При нашествии помыслов

Господи Иисусе Христе, отжени от мене всякия неподобныя помыслы! Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь… Ты бо еси Бог мой, содержай ум мой, да не преодолеют его помыслы нечистыя, но в Тебе, Творце моем, (он) да услаждается, яко велико есть Имя Твое любящим Тя.

При скорби

Слава Тебе, Боже мой, за посланную мне скорбь, достойное по делом моим ныне приемлю. Помяни мя, егда приидеши во Царствии Твоем, и да будет на вся воля Твоя едина, благая и совершенная.

От антихриста

Избави мя, Господи, от обольщения богомерзкаго злохитраго антихриста близгрядущаго, и укрый мя от сетей его в сокровенней пустыне спасения Твоего. Даждь ми, Господи, крепость и мужество твердаго исповедания Имени Твоего Святаго, да не отступлю страха ради диавольскаго, да не отрекуся от Тебе, Спасителя и Искупителя моего, от святыя Твоея Церкве. Но даждь ми, Господи, день и ночь плач и слезы о гресех моих и пощади мя, Господи, в час Страшнаго Суда Твоего. Аминь.