Рождество в России отмечается 7 января. Это государственный праздник, выходной день в стране. В Русской Православной Церкви он выступает одним из 12 главных праздников годового богослужебного круга. Его отмечают православные христиане страны.

Содержание

История Рождества

По сравнению с другими великими событиями из жизни Христа, Его День Рождения христиане стали отмечать очень поздно. Например, достоверно известно, что Воскресение Спасителя праздновали уже сами апостолы. Первые христиане праздновали также Вознесение Господне, Крещение, День сошествия Святого Духа на апостолов. Однако упоминание о Рождестве Христовом впервые встречается лишь в III веке. Чем же объяснить эту «забывчивость»? Как можно не помнить, не отмечать такую дату?!

Где родился Христос

В какой день празднуется Рождество Христово и в чем его смысл

Чтобы увидеть место, где, согласно Преданию, родился Спаситель, нужно прийти в базилику Рождества Христова в Вифлееме. Место Рождества Спасителя находится у восточной стены крипты базилики в небольшой полукруглой нише и отмечено звездой с четырнадцатью лучами. Подробнее узнать о месте рождения Христа и посмотреть фото из базилики можно в материале «Где родился Христос?».

Доказательства Рождества

Многие неверующие и сомневающиеся люди спорят: а существовал ли Христос в действительности? Одно из неоспоримых доказательств земной жизни Спасителя — научное изучение обстоятельств Его рождения и святынь, связанных с Рождеством. Об этом — материал «Рождество Христово: вещественные доказательства».

Когда родился Христос

Как это когда? — удивится неискушенный читатель, — разумеется, 7 января… первого года от Рождества Христова. Или точнее, 25 декабря по старому стилю… тогда, стало быть, предыдущего года. Нулевого. А нулевого года ведь не было, значит… значит, первого года до Рождества. Или что-то тут не так? Тайну о том, когда действительно родился Спаситель, приоткроет Андрей Десницкий в материале « Когда родился Христос? ».

Пророчества о Христе

В какой день празднуется Рождество Христово и в чем его смысл

Количество сбывшихся библейских пророчеств исчисляется сотнями, но сегодня мы почти ничего не знаем о них. Но есть одна категория библейских пророчеств, которую можно считать исключением. Правда, сами по себе они тоже известны главным образом специалистам по библеистике. Зато о том, как они сбылись, знают сотни миллионов наших современников. Это ветхозаветные пророчества о Христе.

Место и время рождения

Родители Иисуса жили в небольшом городке Назарете. Но пророчество о Мессии ясно именовало Вифлеем как место Его рождения. Действительно, незадолго до этого началась перепись, и Иосиф с обрученной ему Марией пошел «в город Давидов», Вифлеем. Согласно евангельскому описанию, из-за множества пришедших путникам не нашлось места для ночлега. Они остановились в пещере, куда на ночь загоняли скот. Здесь и родился Христос.

Никто не зафиксировал дату появления Сына у бедных и неизвестных супругов, поэтому мы не знаем точный день рождения Иисуса Христа и даже год события. Церкви пришлось опираться на косвенные данные. Рождество свершилось в конце правления царя Ирода Великого, а скончался он в 4 г. до н. э. Перепись в Иудее была назначена за 3 года до этого. Поэтому большинство современных авторов полагают, что год Рождения Иисуса Христа – между 7 и 4 г. до н.э. Считается, что в расчетах года Рождества в VI веке ошибся составитель пасхалий римский аббат Дионисий Малый.

Имя

Имя «Иисус» наречено Спасителю Архангелом Гавриилом при Благовещении. «Иисус» на еврейском языке звучит как «Иешуа» и означает «помощь Бога» или «Спаситель». Слово «Христос» — греческое и переводится как «Помазанник». Другое имя Христа из книги прор. Исайи (Ис. 7:14) – Эммануил. По-еврейски оно значит «С нами Бог», указывая на богочеловечество Мессии.

Поклонение волхвов

Евангелист Матфей именует волхвов жителями восточных стран. Они увидели на небе звезду, свидетельствующую об исполнении пророчества о рождении Мессии. При этом им было хорошо известно, что Мессия произойдет из народа иудейского. Отсюда их прямой вопрос Ироду:

«Где родившийся Царь Иудейский?»

Количество волхвов по-разному определялось христианскими авторами. Например, блаж. Августин и свт. Иоанн Златоуст насчитывали их 12. Впоследствии, так как волхвы принесли Спасителю три дара – золото, ладан, смирну, церковное предание говорит только о трех. Символика приношений имеет пророческий смысл, на что обращают внимание многие свв. отцы:

  • золото поднесено Христу как Царю;
  • ладан, ароматная смола, издревле воскуряемая Богу;
  • смирной в те времена помазывали усопших.

Знамение пастухам

Многие толкователи Евангелия сходятся во мнении, что поклонение волхвов случилось по крайней мере через несколько месяцев после Рождества (говорят и о нескольких годах). Непосредственно по Рождестве Господь открыл тайну Своего Божества не философам и мудрецам, но простым людям – пастухам, стерегшим свои стада неподалеку от вертепа.

Кто поведал пастухам о Рождестве Сына Божия

Согласно Евангелисту Луке, они вдруг увидели небесный свет и услышали пение Ангелов:

«Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!»

Удостоились они и беседы с Ангелом, который сказал им: «Не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк. 2: 10-11,14). Поспешно направились они к пещере и в числе первых людей увидели Спасителя.

«Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своём. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за всё то, что слышали и видели, как им сказано было» (Лк. 2: 15-20).

Многим рассказали об увиденном пастухи, но многие ли поверили им – неизвестно.

В последующие годы тайна Боговоплощения скрыта за внешне простой жизнью семьи Иосифа, за повседневными заботами о хлебе насущном. Писание сохранило совсем немного свидетельств о Божественности Иисуса, явленных в первые годы Его земной жизни:

  • вдохновенное пророчество старца Симеона, принявшего на руки Младенца в Иерусалимском храме, обращенное к Марии:

«Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2: 34-35);

  • случай с 14-летним Отроком, когда Он, отстав от родителей, остался в Иерусалиме. Через несколько дней нашли Иисуса в храме

«сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его» (Лк.2: 46-47).

Свт. Тихон Задонский пишет по этому поводу:

«Премудрость, и разум, и ответы Его, для отроческого возраста необычные, показывали, что Он есть ипостасное Слово Божие, Отчая Премудрость и сила, во плоти явившаяся и между людьми живущая».

Да и Сам Господь, отвечая на слова Матери о том, что Она и Иосиф «с великой скорбью» искали Его, говорит:

«Зачем было вам искать Меня? Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему».

Прав. Иоанн Кронштадтский говорит, что тогда

«великое дело искупления людей уже занимало Его душу; Божественная Премудрость уже начинала обнаруживаться с силою в Богочеловеке; Он уже вспоминал о Своем долге… Но отец и Мать не понимали Его… они были люди простые, а Он – Богочеловек».

Но в безвестности, пройдет несколько десятилетий, прежде чем Господь явит Себя миру и начнет подвиг благовестия людям и страдания за них.

Иконография: Рождество Христово. Датировки: XVII в. Происхождение:  из Никольской церкви Павловского погоста. Материал: дерево, левкас, темпера. Размеры иконы:  высота 69 см, ширина 52 см. В центре на красном ложе лежит Богоматерь, окутанная вишнево – коричневым мафорием. Голова ее обращена влево, в сторону трех волхвов. С правой стороны два пастуха в сапогах и коротких одеждах. Выше за Богоматерью в темной расщелине пещеры изображены ясли с лежащим спеленатым младенцем. Христом. К нему склоняются головы осла и вола. В верхних углах находятся по одному ангелу. У верхнего края меж горных уступов расположен сегмент неба со звездами, от него к Христу направлен луч св. Духа с голубем в медальоне. На первом плане слева изображен Иосиф. сидящий в задумчивости, перед ним – старец. Справа – женщина с младенцем на коленях, рядом – купель

Смысл Рождества

В какой день празднуется Рождество Христово и в чем его смысл

В день Рождества христиане вспоминают событие, случившееся в Вифлееме более двух тысяч лет назад. Что изменило это событие в мире и в людях, почему и зачем Бог даровал нам Самого Себя и как нам правильно принять этот высший дар?

«Фома» не раз писал о смысле этого великого праздника, например, в очерке известного современного богослова протодиакона Андрея Кураева: «Андрей Кураев: Дары Рождества». Или в материале Сергея Худиева « О смысле праздника Рождества Христова ».

Когда, что за праздник Рождество Христово

Православная церковь всегда отмечает Рождество Христово 7 января — эта дата непреходящая, т.е. не переносится на другие даты как в случае, к примеру, с Пасхой. 6 января завершился рождественский пост.

7 января православные христиане отмечают рождение непорочной Девой Марией Сына Божьего Иисуса Христа. Как говорится в Евангелии, Дева Мария вместе с мужем своим обручником Иосифом перед рождением ребенка пришла в Вифлеем. На ночлег их приютили пастухи. Сын Божий родился в пещере, где укрывался от непогоды скот. Новорожденного положили в ясли – кормушку для скота, ангелы возвестили пастухам, что в этот мир пришел Спаситель. Те первыми поклонились Младенцу. В эту же ночь к Иисусу пришли волхвы, которых привел свет яркой звезды. Они принесли Христу подарки.

Ученые выяснили, что христиане начали отмечать Рождество в IV веке. До этого о рождении Сына Божьего говорили в день Богоявления. В IV веке праздники разделили и сегодня Рождество считается вторым по значимости праздником после Пасхи.

Подготовка к празднику Рождества начинается за 40 дней — это время, когда верующие соблюдают Рождественский пост. 6 января – последний день Рождественского поста – самый строгий постный день. Он называется Рождественский сочельник. В этот день не вкушают пищу до самого вечера, пока на небе не станут видны звезды.

Последний вечер перед Рождеством называют Святым. К этому моменту хозяйки уже должны успеть приготовить праздничный стол. На ужин принято ставить на стол двенадцать постных блюд (скоромную пищу разрешено вкушать лишь на следующий день). Число 12 также является символическим. Это и 12 апостолов Христа, и 12 месяцев года, и 12 главных праздников Церкви. Главное блюдо стола в этот вечер – кутья. Это кушанье из зерен, чаще пшеничных, с медом, орехами, маком и изюмом. Под тарелку с кутьей помещали небольшой клочок сена как напоминание о месте рождения Христа. Каждое из 12 блюд необходимо хотя бы чуть-чуть попробовать – ни одно из них не должно остаться нетронутым. Блюда обычно подавали холодные, а суп – лишь немного теплый, т.к. хозяйка не должна вставать из-за стола и ходить на кухню.

В ночь на Рождество во всех храмах проходят праздничные службы. Очень красивые и душевные. Многие верующие не ложатся спать в эту ночь. Считается, что Господь благодарит человека даже за самое малое усилие, которое тот для него сделает.

7 января устраивают настоящий праздник. В качестве главного блюда хозяйки готовят гуся с яблоками. Также в почете буженина, грудинка и прочие мясные продукты, от которых отказывались верующие во время рождественского поста.

Обязательно к этому дню в доме должна быть ель или еловая веточка, украшенные игрушками и свечами – в память о звезде, озарившей ночь в момент рождения Сына Божия. Кстати, именно поэтому верхушку елки также принято украшать звездой. Под елку кладут подарки для близких – опять-таки в память в дарах, которые принесли Младенцу волхвы.

Рождество – семейный праздник. С вечера все члены семьи собирались дома, а дети обязательно помогали старшим.

На Рождество принято надевать только новую одежду.

Древняя традиция, которая дошла и до наших дней — колядование, это старинная традиция, существовавшая в селах, когда молодые парни и девушки переодевались в разные костюмы и ходили от дома к дому, пели колядки и славили младенца Христа. За это хозяева дома одаривали их деньгами или выпечкой.

В какой день празднуется Рождество Христово и в чем его смысл

В Рождество нельзя ругаться и сквернословить. Также запрещается в этот день выполнять какую-либо работу. Женщинам нельзя выносить из дома мусор, шить, стирать или убирать. Мужчинам рекомендуется отказаться от охоты. Нельзя в этот день ходить на кладбище. Даже в храмах в этот день отменяется церковное поминовение усопших.

На Рождество Христово нельзя гадать на суженого и на будущее. Несмотря на запрет на гадание, девушки в Сочельник все равно продолжают гадать на будущего жениха, для этого есть много разных гаданий.

Что нужно делать в дни Рождества в 2022 году

Само Рождество начинают праздновать с первой звездой в Сочельник — 6 января, затем празднование продолжается 7 января. Следующие 12 дней до Крещения Господня называются Святки — это дни особой радости, которой верующие люди стремятся делиться друг с другом. В это время принято ходить в гости, творить дела милосердия.

В какой день празднуется Рождество Христово и в чем его смыслЕще в 5 веке появилась традиция называть двенадцать дней от Рождества до Сочельника Крещения — святыми. Святки также называют днями “от звезды и до воды”. На Крещении заканчивается период зимних религиозных праздников. У разных народов называют по-разному: святые дни, коляда, святые вечера.

В это время не только православные христиане придерживались традиций. В Римской империи с 25 декабря по 6 января по старому стилю устраивали гадания, театральные представления, игрища с переодеваниями и песнями. Гуляние по улицам в костюмах — это языческая традиция. С ней пытались бороться еще в Российской империи, но традиция всё равно дошла до наших дней.

На Святки принято колядовать, а колядников одаривать деньгами и сладостями. К Рождеству в каждом доме выпекали пироги, пряники, колядки — изделия из ржаного пресного теста с начинкой, которыми угощали колядников.

Хорошей традицией стало дарить подарки к Рождеству и поздравлять с праздником людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Приветствовать друг друга в эти дни принято словами: «Христос родился!» — «Славим Его!».

В канун Рождества или в сам праздник принято мириться и прощать обиды друг другу, дабы полной мерой прочувствовать радость праздника и жизни.

С Сочельника и по самое Крещение (19 января) принято гадать, а вот в сам праздник Рождества гадать запрещается.

Когда отмечают Рождество в России

Рождество Христово в России отмечается православным народом 7 января. Этот день с 1991 года считается государственным праздником и официальным выходным. В ночь перед Рождеством во всех православных храмах России проходят торжественные богослужения. 7 января граждане страны собирают богатые столы и отъедаются после длительного поста.

Традиции праздника

В какой день празднуется Рождество Христово и в чем его смысл

Перед праздником Рождества установлен сорокадневный Рождественский пост. День накануне Рождества – Рождественский сочельник (установлен строгий пост).

Праздник Рождества Христова имеет пять дней предпразднства (20–24 декабря) и шесть дней попразднства, отдание бывает 31 декабря.

Свидетельством древнего соединения праздников Рождества Христова и Богоявления доныне в Православной Церкви служит совершенное сходство в отправлении этих праздников. Тому и другому предшествует сочельник, когда нужно поститься «до звезды». Чин богослужения в навечериях обоих праздников и в самые праздники также совершенно одинаков .

Согласно с Божественным свидетельством Евангелия, отцы Церкви в своих гомилиях изображают праздник Рождества Христова величайшим, всемирным и радостнейшим, который служит началом и основанием для прочих праздников. Об этом говорят преподобный Ефрем Сирин, святители Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Амвросий Медиоланский, Иоанн Златоуст и проч.

Святитель Амвросий Медиоланский подчеркивает:

«Чем кто более любит Христа, тем тот усерднее заповеди Его хранити долженствует; да видит Он, что мы истинно в Него веруем, когда так в день Рождества Его блещем; когда тщимся предстать Ему, искушенные верою, убранные милосердием, украшенные благонравием. И да будет Ему тем большая радость, чем приметит нас целомудреннее. И потому за несколько дней прежде очистим сердца наши, уцеломудрим совесть, украсим душу свою; и так очистившись от всякой скверны, встретим пришествие Непорочного Господа – да Коего Рождение от Непорочной Девы происходит, Того Рождество и непорочными рабами праздновано будет. Ибо кто в сей день осквернен и нечист бывает, тот Рождество Христово и пришествие Его праздновать не может. Пусть он телом и будет присутствовать на сем торжестве, но духом далеко он отстоит от Спасителя мира: и никакого общения имети не могут – нечистый со святым, сребролюбец с милостивым, прелюбодей с девственником, разве что недостойный, вступая в сие сообщество, большее себе осуждение предуготовляет, когда сам себя не знает… Итак, братия, встречая день Рождества Христова, очистим себя от всех беззаконий; наполненные сокро­вищницы свои различными дарами отверзем ныне, дабы в сей святой день странные получить могли из них нужное для себя; да напитаются вдовицы; да оденутся нищие»

Символы и атрибуты Рождества

Символами Рождества стали Священные дары — золото, ладан и смирна, а также Вифлеемская звезда — именно в честь нее верхушки елок начали украшать звездами.

Сама ель всегда была символом Рождества. Это связывают с тем, что Ирод, согласно Евангелию, приказал убить всех младенцев, опасаясь за свое положение — волхвы возвещали о рождении «царь Иудейского» и Ирод считал младенца угрозой своему царствованию. Считается, что для спасения Иисуса, Мария и Иосиф закрыли вход в пещеру ветвями ели.

В какой день празднуется Рождество Христово и в чем его смысл

В Европе популярна легенда о том, что деревья приносили младенцу Иисусу свои дары — плоды, а ели было нечего предложить ему, поэтому она скромно стояла вдали. Иисус заметил ее, улыбнулся и протянул к ней руку.

Декорации в виде ангелов и колокольчиков напоминают верующим о возвещении рождения Иисуса пастухам. Звон колокольчиков прославляет бога. Во многих странах на Рождество принято зажигать свечи, это символизирует «Божественное сияние радости Рождества», отмечает «Правмир».

В России укоренилась традиция делать Рождественский вертеп — пещеру Рождества, которую делают своими руками и устанавливают в храмах и в домах верующие.

Историки считают, что до начала 1840-х годов обычая ставить рождественскую елку в России не было, исключением были лишь дворцовые елки, появившиеся раньше по инициативе великой княгини Александры Фёдоровны.

В Европе первые упоминания об украшении ели встречаются в XV-XVI веках. По одной из версий, обычай восходит к немецкому богослову Мартину Лютеру, который поставил свечи на ветки ели, чтобы продемонстрировать детям символ любви и милосердия бога — красоту звезд в день рождения Иисуса.

Праздничный стол

Обязательным блюдом на рождественском столе является кутья – каша из цельных зерен пшеницы с добавлением меда, мака, грецких орехов, сухофруктов, варенья. В семьях, которые придерживаются Рождественского поста, на столе обязательно присутствуют 12 постных блюд. Наиболее популярные из них – открытые и закрытые пироги, пирожки, кулебяки, расстегаи с разными начинками, ватрушки, калачи, блины, соленые овощи, салаты, запеченная рыба. 7 января хозяйки готовят холодец, жарят поросенка, дичь, баранину, запекают гуся или курицу с яблоками. На десерт подают  торт с кремом и глазурью. Традиционным рождественским напитком является узвар – заваренные сухофрукты и ягоды.

Святки-колядки

После празднования Рождества наступает святочная неделя, заканчивающаяся накануне Крещения. Во время святок на Руси устраивались катания на санках, общественные и семейные гуляния, забавы и театрализованные представления. В народе из уст в уста переходили святочные истории, повествующие о добрых чудесах, происходящих в эти дни. На Руси среди молодежи было популярным устраивать святочные гадания. Незамужние девушки пытались таким образом узнать, когда они выйдут замуж и кто станет их суженым. Православная церковь всегда противилась этому обычаю и считала его не только кощунственным, но и опасным.

На святочную неделю в народе было принято колядовать. Молодые юноши и девушки, а также дети наряжались в разные костюмы, скрывающие их личность, и обходили дома. Когда хозяева открывали дверь, ряженые должны были спеть песню, называемую колядкой. За это их угощали сладостями. Колядовщиков всегда ждали и приветливо встречали. Отказать ряженым в приеме и угощении – значит накликать беду в дом.

Рождественские гадания

Если вы все же решились на гадальные ритуалы в Рождество, проведите самый простой и безобидный. Налейте в миску воду, затем зажгите неосвященную свечу и постепенно капайте воском в воду. На что будет похож получившийся узор, таким и будет ваше будущее.

В ночь на Рождество юные девушки клали под подушку гребешок со словами: «Суженый-ряженый, причеши мне голову». Кого девушка увидит во сне, тот и будет ее женихом. Также у наших предков распространенным являлось гадание с башмаком. Девушка снимала обувь с левой ноги и бросала ее за ворота. В какую сторону будет направлен носок башмака, в том направлении девушка и выйдет замуж. А если носок будет развернут обратно к дому – оставаться ей в девках еще год.

Что дарят

Подарки, сделанные на Рождество, не должны быть слишком дорогие. Они могут быть связаны с символами Светлого праздника. Часто встречающимися презентами считается набор свечей, дарящих спокойствие и настраивающих на мирный лад. Неплохим вариантом станет небольшой колокольчик или фигурка милого ангелочка, которые всегда будут напоминать о подарившем человеке.

Что нельзя делать на Рождество

  • На Рождество Христово христиане стараются не работать.
  • Под особенным запретом находится рукоделие: шитье, вязание, плетение, вышивание. Ручная работа в этот день привлекает в дом беды и напасти.
  • В этот день нельзя надевать старую или черную одежду.
  • Накануне Рождества запрещено гадать.
  • До старого Нового года нельзя убираться. 14 января нужно вымести весь мусор и сжечь во дворе.
  • Накануне праздника нельзя ходить в баню и мыться.
  • На святочной неделе охота запрещается. Считается, что души умерших в эти дни вселяются в животных.

Иконография праздника

Иконография Рождества Христова складывалась постепенно, как и богослужение праздника, однако основные ее черты наметились уже в раннехристианский период. Самые древние из сохранившихся изображений Рождества Христова относятся к IV веку. В катакомбах святого Севастиана в Риме спеленатый Младенец представлен лежащим на одре, рядом – Богоматерь с распущенными волосами в античном одеянии.

В какой день празднуется Рождество Христово и в чем его смысл

Отличительными особенностями образов Рождества Христова на раннехристианских саркофагах являются изображение сцены не в пещере, а под своеобразным навесом, Богоматерь при этом не возлежит на одре, как в более поздних памятниках, а сидит рядом с Младенцем. У яслей Спасителя присутствуют животные – вол и осел – как исполнение пророчества Исаии: «Вол знает владетеля своего и осел – ясли господина своего, а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет» (Ис. 1, 3).

Примечательно изображение Рождества на троне Максимиана, который был архиепископом Равенны в середине VI века. Трон украшен большим количеством резных пластин из слоновой кости. На одной из них Младенец лежит на сложенном из каменных блоков одре, рядом с ним – вол, осел и Иосиф Обручник, вверху Вифлеемская звезда. Перед одром возлежит Богоматерь, к Которой обращается женщина, показывая свою правую руку. Сюжет восходит к главе 20 протоевангелия Иакова, в которой повествуется о Саломее, усомнившейся в чистоте Богоматери. После этого рука, которой она дотронулась до Пресвятой Девы, усохла. Исцеление Саломея получила от прикосновения к Спасителю.

На одной из ампул Монцы (VI–VII вв.), служивших паломникам для переноса святой воды или елея, композиция Рождества Христова представлена в центре – среди других праздников. В этом памятнике отразились важные особенности византийской иконографии по сравнению с раннехристианской: навес больше не изображается, на заднем плане виден выход из пещеры, звезда располагается в центре вверху. Иосиф сидит у яслей в задумчивой позе, Богоматерь лежит. Отныне Она всегда будет изображаться с нимбом.

В целом иконография Рождества Христова сложилась к VII столетию [5]. После периода иконоборчества сюжет будет часто изображаться в иконописи, миниатюре и декоративно-прикладном искусстве на основе общей схемы. Постоянными элементами композиции становятся пещера и Вифлеемская звезда, приведшая волхвов ко Христу. Возможно, именно поэтому на некоторых поздних русских иконах и фресках (например, на фреске 1680 года из церкви Илии Пророка в Ярославле) сцену Рождества венчает фигура летящего ангела со звездой в руках.

Основная композиция Рождества (изображение спеленатого Младенца в яслях в пещере, животных у яслей, возлежащей Богоматери и сидящего Иосифа) в различных памятниках будет – особенно в VIII–IX веках – дополняться изображением ангелов, славословящих Господа, сценой Благовещения пастухам, сценами путешествия и поклонения волхвов и омовения Младенца.

Если об ангелах, пастухах и волхвах рассказывается в Евангелии (Мф. 2, 1–12; Лк. 2, 6–20), то письменный источник, на который ориентировались художники, создавая сцену омовения Младенца Христа, не установлен. Доподлинно известно лишь то, что впервые эта ставшая впоследствии постоянной деталь иконографии Рождества встречается в христианском искусстве западного мира и присутствует в оратории папы Иоанна VII в Риме (рубеж VII–VIII вв.).

Чрезвычайно редко в иконах Рождества Христова фиксируется изображение пророка Исаии, предрекшего рождение Спасителя от Девы. Много вопросов вызывает и фигура старца в шкурах, беседующего с Иосифом (а иногда и с самой Богоматерью) [6].

На Руси образы Рождества были чрезвычайно популярны. Конечно, русские иконописцы следовали византийской иконографической схеме, но дополняли ее различными подробностями и деталями. Рождественский цикл уже в XI–XII столетиях почти всегда представал в расширенном варианте, в который включалось, к примеру, не только поклонение волхвов, но и их путешествие со звездой. См., например, монументальную живопись собора Антониева монастыря в Новгороде.

В связи с обзором монументальных ансамблей следует отметить, что в византийской и русской живописи рассматриваемому сюжету уделялось особое место. Чаще всего Рождество Христово изображалось в паре с Успением Богоматери: сюжеты находились друг напротив друга, например на южной и северной стенах. Это символическое противопоставление рождения во плоти и нового рождения после смерти для жизни на небесах подчеркивалось схожими иконографическими мотивами. В Рождестве Спаситель в пеленах лежит в яслях, а в Успении Христос держит в руках душу Богоматери, представленную в виде спеленатого младенца. Подобно тому, как Господь вверил Себя Пресвятой Деве в Рождестве, Богоматерь вверила свою душу Христу во Успении. Наглядное сопоставление в храмовом пространстве этих сюжетов знаменательно потому, что они иллюстрируют начало и завершение истории спасения – от Боговоплощения до вознесения нетленной плоти Пречистой Матери.

Особую популярность на Руси получили иконы с изображением Собора Богоматери. Этот праздник отмечается на следующий день после Рождества Христова и по смыслу и характеру богослужения тесно с ним связан. 26 декабря (по новому стилю – 8 января) христиане чествуют Пресвятую Деву как Матерь Сына Божия, послужившую тайне Боговоплощения.

Икона Рождество Христово: в чем помогает

В какой день празднуется Рождество Христово и в чем его смысл

Самые первые графические изображения Великого торжества были сделаны христианами, которые находились в римских катакомбах. Иконография изначально появлялась под воздействием византийского искусства, позднее ее основы распространились на территории Руси. Среди самых известных композиций нужно выделить работу иконописца Андрея Рублева. На ней наглядно показано появление на свет Сына Божьего.

Эта святыня высокопочитаема среди всех православных верующих. Считается, что икона, посвященная Великому таинству появления на свет Спасителя, помогает каждому справиться с трудностями, с которыми человек сталкивается на жизненном пути.

Молитва

В ночь перед наступлением священной даты православные люди со всего мира читают следующие слова:

Рождество Твое, Христе Боже наш, осветило наш грешный мир своим ярким светом; подобно тому, что произошло тогда: небесным светилам, Как Богу Всевышнему, служившие – научены были поклоняться Тебе по Звезде, появившейся на небе, Солнцу Правды, чтоб стать ближе к Тебе, Восток с высоты. Слава тебе, Отец наш Всевышний!

Акафист

Люди, посещающие церковь накануне Рождества, читают акафист, представленный хвалебными речами, посвященными Сыну Божьему, его матери Святой Богородице, и Господу Всевышнему.

Тропарь, кондак и величание

Тропарь:

Твое Рождество, Христос наш, грешный наши мир земной озарило ярким божественным светом, мы научены им поклоняться Тебе, нашему Солнцу правды, и возносить имя Твое повсюду. Слава Тебе, Спаситель наш!

Кондак:

Сегодня Дева станет матерью того, Кому быть превыше всего на свете, пещера станет ему первым домом, Ангелы возвестят всему миру о славной вести, мудрецы следуют за священной звездою: ибо появился на свет Младенец, которому быть предвечным Богом.

Величание

Христос наш, величаем Тя, ради спасения наших душ ты расплатился своею плотью, рожденный сын Пречистой Девою Марией.

Храмы в честь Рождества Христова в России

На территории Руси было построено большое количество церквей в честь Великого праздника.

  • В Великом Новгороде была освящена церковь, расположенная на Красном поле. Дмитрий Донской считается ее основателем. Строение сохранило свой первоначальный вид до наших дней.
    Церковь на Красном поле
  • В Костромской области в г. Галиче есть строение, время постройки которого относят к 1550 г. Дата неточная, ряд исследователей уверены, что церковь появилась гораздо раньше.
  • Собор Христорождественский появился в г. Каргополе во времена правления царя Ивана IV (1552-1562 гг.)
  • В Палашах (Московская область) в честь Великого праздника была освящена церковь, появившаяся в этом месте в 1573 г. В начале 30-х годов храм был частично разрушен, а затем на его месте было построено здание школы. На данный момент там располагается Музей революции.
  • Необычным архитектурным решением отличается строение Боровского монастыря. Все сооружения, входящие в состав храма, заключены в прямоугольник. Церковь была возведена в 1511 г.
  • Дмитрий Донской стал основателем еще одной церкви, посвященной Рождеству Христову в Ленинском районе Московской области. Изначально храм был построен из дерева, потом возвели новое каменное здание. Храм отличается необычным верхом в форме шатра, украшенным бочками и теремками. В 1930-е г здание превратили в овощехранилище, а в 1943г его перевдали вновь православным верующим.

Рождество Пресвятой Богородицы в 2022 году — 21 сентября

Рождество Пресвятой Богородицы в 2022 году — 21 сентября

Рождество Пресвятой Богородицы в 2023 году — 21 сентября

Рождество Пресвятой Богородицы в 2024 году — 21 сентября

Рождество Пресвятой Богородицы в 2025 году — 21 сентября

О Рождестве Пресвятой Богородицы не сказано в Писании, подробности его известны из апокрифического текста середины II века «Протоевангелие Иакова».

История о Рождестве Пресвятой Богородицы

Согласно существующему Преданию, место, где произошло Рождество Богородицы, находится в Иерусалиме. Однако в Русской Православной Церкви получила распространение версия, которой придерживался святитель Димитрий Ростовский: о том, что родители Девы Марии жили в Назарете и там-то Она и родилась.

В горной области на север от Иерусалима, на откосе одной из гор около Эздрелонской долины, лежал Назарет. Это был небольшой городок, ничем в истории себя не проявивший, почему евреи даже несколько презрительно отзывались о нем, говоря: «Из Назарета может ли быть что доброе?»

В какой день празднуется Рождество Христово и в чем его смысл

В этом-то городке жила благочестивая чета Иоакима и Анны, которых Господь избрал стать прародителями Спасителя мира. Иоаким происходил из дома царя Давида, а Анна — из священнического рода. Племянница Анны, праведная Елизавета, стала потом матерью Иоанна Крестителя и двоюродной сестрой будущей Девы Марии.

Праведный Иоаким был человеком зажиточным, имея большое количество скота. Вся жизнь этой праведной четы, несмотря на богатство, была проникнута духом благоговейной любви к Богу и милосердия к ближним. За эти качества они пользовались всеобщей любовью и уважением. Удручала их, однако, одна скорбь: они были бездетными, что у евреев считалось признаком наказания Божия. Они непрестанно просили у Бога послать им радость в ребенке, хотя уже в старости им мало оставалось надежды на это. Иоаким был особенно огорчен своим бесчадием, и однажды, принося свой дар Богу, он услышал от некоего Рувима жесткий укор: «Зачем ты прежде других желаешь принести свои дары Богу? Ведь ты недостоин, как бесплодный!» От великого горя праведный Иоаким удалился в пустыню для поста и молитвы.

Узнав об этом, праведная Анна, признавая себя виновницей их бесчадия, тоже восскорбела и стала еще усерднее молиться Богу, чтобы Он услышал ее и послал ей дитя. В одном из таких молитвенных моментов явился ей Ангел Господень и сказал: «Твоя молитва услышана Богом, и ты зачнешь и родишь дочь благословенную, выше всех земных дочерей. Ради Нее благословятся все роды земные. Нареки Ее Мария».

Услышав эти радостные слова, праведная Анна поклонилась Ангелу и сказала: «Жив Господь Бог мой! Если у меня действительно родится дитя, то я отдам его Господу на служение. Пусть оно служит Ему, восхваляя Его имя во всю жизнь!»

Тот же Ангел Господень явился и праведному Иоакиму, сказав ему: «Бог милостиво принял твои молитвы. Жена твоя Анна зачнет и родит дочь, о которой весь мир будет радоваться. Вот и знамение верности моих слов: иди в Иерусалим, и там у Золотых ворот ты встретишь свою жену».

Святой Иоаким немедля отправился в Иерусалим, взяв с собой дары как для жертвы Богу, так и для священников.

Придя в Иерусалим, Иоаким встретил свою жену Анну, как предсказал Ангел, и они рассказали друг другу все, возвещенное им, и, проведя еще некоторое время в Иерусалиме, возвратились домой, в Назарет. По прошествии положенного срока чревоношения праведная Анна родила дочь, Которую назвала Марией, как повелел ей Ангел.

По прошествии года св. Иоаким устроил пир, на который созвал священников, старейшин и всех своих знакомых. На этом пиру он поднял свою Благословенную Дочь и, показывая всем, просил священников благословить Ее.

Зачатие святой Анной Церковь празднует 9 декабря, называя это зачатие преславным и святым. Однако Православная Церковь не признает это зачатие бессеменным и непорочным, как учит Католическая Церковь, которая в XIX веке провозгласила догмат «непорочного зачатия». Среди католиков высказывались возражения против такого учения, почему на Тридентском соборе оно считалось лишь мнением. Но в 1854 году папа Пий IX возвел мнение о непорочном зачатии Девы Марии в степень догмата, не имея на то никаких данных ни в Священном Писании, ни в учении Отцов Церкви.

Православная же Церковь лишь рождение Господа нашего Иисуса Христа признает непорочным, ибо Он был рожден чудесным образом — от Духа Свята и Марии Девы. Дева же Мария родилась естественным путем и, хотя лично была безгрешной, все же имела природу, поврежденную прародительским грехом, и потому Сама нуждалась в искуплении. По словам св. Амвросия, «из всех рожденных женами только один свят совершенно: Господь наш Иисус Христос, Который по особенному, новому образу непорочного рождения не испытал земного повреждения».

В православной богословской литературе есть много трактатов, направленных против непорочного зачатия св. Анной Девы Марии. Мы приведем только мнение проф. Киевской духовной академии, прот. И. М. Скворцова, сказавшего: «Евангелие свидетельствует, что Св. Дух нисшел на Св. Деву и осенил Ее, и вследствие этого рождаемое от Нее — свято, совершенно чисто, безгрешно. Нужно ли поэтому, чтобы Св. Дева Сама родилась без порока? Не вследствие того, что Она от рождения была свята, а вследствие сошествия на Нее Св. Духа*** (фраза не закончена). Предание свидетельствует, что Богоматери необходимо было приготовление в храме с 3-летнего возраста. Первородный грех не мог в Ней развиваться. Воспитание при храме и молитва очищали в Ней всю душу. Окончательное же освящение было в день Благовещения. Но как мог быть очищен первородный грех, когда еще не совершилось искупление? Эта тайна благословенного Семени Жены, от века уготованного. Благодать Св. Духа могла поставить в минуту зачатия Сына Божия все существо Богоматери на такую высоту смирения и благоговения, что в зачатии не участвовало ничто человечески поврежденное».

Епископ Александр Милеант

Рождество Богородицы – великое утешение для бездетных супругов . Рождество Богородицы открывает новый церковный год – вся история Нового Завета начинается с появления на свет маленькой девочки, Которую назовут Престолом Бога, Которая станет той Дверью, через Которую явится Спаситель мира Христос.

Рождение Богородицы. Сербская песня

Тропарь Рождества Богородицы, глас 4

Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.Рождество Твое, Богородица Дева, радость возвестило всей вселенной: ибо из Тебя воссияло Солнце правды — Христос Бог наш, и, разрушив проклятие, дал благословение, и, уничтожив смерть, даровал нам жизнь вечную.

Кондак Рождества Богородицы, глас 4

Иоаким и Анна поношения безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и питательницу жизни нашея.Иоаким и Анна освободились от поношения за бездетность, а Адам и Ева — от смертной гибели святым Твоим Рождением, Пречистая. Его празднуют и люди Твои, избавившиеся от тяготы греховной, громко Тебе восклицая: неплодная рождает Богородицу и питательницу Жизни нашей.

Величание Рождества Богородицы

Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое.

«Услышана молитва твоя!.. У тебя родится дочь!» Рождество Пресвятой Богородицы

Наталия Сухинина

Родилась в семье девочка… Обычная фраза о житейском событии. Но какими мелкими, какими невыразительными кажутся слова сии, если отнести их к событию двухтысячелетней давности, когда в праведной семье Иоакима и Анны родилась долгожданная, вымоленная в слезных молитвах дочь. Это теперь мы говорим — Пресвятая Богородица, Приснодева Мария, Матерь Божия… А тогда – с виду обычный ребенок, чистый, трепетный, – доверчиво вглядывался в подаренный родителями мир, а немолодые родители радовались, глядя на Нее, и благодарили Господа за посланное к старости утешение. Родилась в семье девочка… Но день рождения Ее отмечается теперь как Рождество.

Рождество Богородицы

— Рождество Христово знаете? – Еще бы не знать нам Христово Рождество! – А ведь еще одно Рождество есть, в середине сентября, в дни последнего летнего тепла и первых робких весточек приближающейся стужи…

Нет рождественских морозов, но есть Рождество. Нет гирляндами увешанных елок, но есть Рождество. И открытки рождественские с щедрыми пожеланиями не летают почтовыми голубями по матушке-России, но есть Рождество. Тихо на земле, светло и спокойно. И тропарь рождественский тихонечко поем: «Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей Вселенной». Родилась в семье девочка, Своим рождением – Рождеством уже научившая нас тишине души и скромности помыслов.

Нередки сетования на дефицит положительных примеров для наших детей. Нет учителей, нет личностей, готовых повести за собой, научить добру и укрепить нетвердые детские души. А Иоаким и Анна?! Энциклопедия семейной жизни, в которой что ни поступок, то наука. Смиряться. Любить. Надеяться. Верить. Их презирали за бездетность, а они не роптали. Их звали праведными, а они почитали себя «грешнее всех в мире». Года серебрили их головы, а они не теряли надежды. Смиренное сердце – подарок Господу, и Он поспешает к смиренным с подарком: «Анна! Услышана молитва твоя!.. У тебя родится дочь» – возвестил благую весть Ангел. Радость великая. И тут же – поспешающая благодарность Господу: обещание посвятить Ему дочь! Какое удивительное, какое смиренное и кроткое материнское сердце. Богородица Дева унаследовала его от матери, и ни разу, даже когда по человеческим меркам было невозможно терпеть и смиряться, – не изменила щедрому родительскому наследству. И почему мы так редко молимся праведным родителям Пресвятой Богородицы? Почему не взыскуем их богатейшего опыта семейной жизни? Почему не плачем перед святой их иконой, не просим вразумления и помощи? Уж они-то в праведности своей для нас те самые образчики золотые, которых мы так жаждем и которых днем с огнем ищем в современных учебниках по педагогике и лекциях о семье и браке.

Рождество Пресвятой Богородицы лучом благодати озарило греховный земной мир. Мир затих в ожидании Спасения. Пройдет время, и маленькие ножки Марии Девы легко и ловко преодолеют высокие ступени Иерусалимского храма. А пока – пока счастливые родители склонились над дорогим чадом. Пятьдесят лет они вымаливали себе дитя. А мы… Мы быстро устаем от молитвы, нам надо сразу, нам надо сейчас, нам надо быстро. А не дается быстро, – значит без толку, сколько можно расшибать лоб о церковные настилы, сколько свечей теплить, сколько серебра изводить. Заполошные, спешащие, маловерные, нетерпеливые, обидчивые, – каких Господних подарков ждем мы, на какие щедроты надеемся?

Матерь Бога нашего празднует ныне Свое Рождество. Праздником этим Пречистая будит наши заскорузлые души от спячки и маловерия. Сегодня Рождество… Сегодня светлый день светлой славы Матери Света. Почтим Ее песнями, почтим рождественским тропарем, почтим нашей недостойной молитвой. Лишь бы только сердце не впитало в себя дыхание первых, еще осторожных осенних непогод.

Праздник в западной традиции

Для западной традиции принципиально, что верующие поминают событие Рождества, но все же празднуется то, что из этого происходит, то есть величается Рожденный тогда из перспективы нынешнего времени.

В какой день празднуется Рождество Христово и в чем его смысл

По этой причине праздник сначала и не назывался паtаlе Domini – праздник рождения Господа. И тексты древней римской рождественской мессы лишь в малой степени отражают внешние события в Вифлееме, зато всячески подчеркивают, что превечное Слово Бога Отца облеклось в плоть. Согласно проповедям папы Льва I, в Риме V века содержанием праздника Рождества является вочеловечение Христово, которое охватывало события Благовещения и Рождества.

Римский генезис, как полагают исследователи, имеют также три рождественских мессы, которые «служатся ночью (in посtе),на утренней заре (in аиrоrа)и на протяжении дня (in diе)».

Древнейшей из них является – первона­чально единственная – папская месса, служившаяся днем, а позднейшей – та, которая совершается на заре. Ее остановка – station, которая, как известно, была связана с так называемыми стационными храмами, откуда торжественная процессия переходила в другой храм, производилась на Палатинском холме, где располагалась резиденция Августа. Там была церковь во имя святой Анастасии, память которой совершается 25 декабря.

Вышеназванные мессы впоследствии вошли в сакраментарии и через литургическую практику Рима распространились по всему Западу. Поначалу, однако, три различные остановкине были предписаны как обязательные. Тройка служб была воспринята и Миссалом 1970 года, который удержал и октаву, наличествующую в латинской практике, как известно, только у Пасхи и Рождества Христова.

Основной тон ночной мессе задает Евангелие о Рождестве Господа (Лк. 2, 1–14). За утренней мессой чтение этого евангельского текста продолжается (Лк. 2, 15–20). За третьей мессой положен пролог Евангелия от Иоанна (Ин. 1, 1–18).

К рождественской литургии причисляется также «Мissa vigilia» – вечерняя месса 24 декабря, за которой из Евангелия вычитывается родословие Иисуса (Мф. 1, 1–25).

В католических костелах с XIII века устраивались небольшие ниши, в которых изображались сцены о рождении Христа с помощью фигурок из дерева, фарфора, раскрашенной глины. Со временем ясли стали ставить не только в храме, но и в домах перед Рождеством. Они стоят несколько недель – до праздника свечей 2 февраля. Популярны домашние сантоны – макеты в застекленных ящиках, изображающие грот, в яслях лежит младенец Иисус, рядом Богоматерь, Иосиф, ангел, пришедшие на поклонение пастухи и животные – бык и осел. Ранее евангельские сцены в католических странах разыгрывались прихожанами; эти народные представления позже переместились на площади. Рождественские праздники ознаменованы сочетанием церковных и народных обычаев. В католических странах хорошо известен обычай хождения по домам детей и молодежи в масках и шкурах животных с песнями и добрыми пожеланиями, аналогичный колядованию. В ответ молодежь получает подарки: колбасу, жареные каштаны, фрукты, яйца, пирожки, сладости. Обычай этот неоднократно осуждался церковными властями, он не согласовывался со строгими правилами; постепенно с поздравлениями стали ходить только к родственникам, соседям и близким друзьям.

В какой день празднуется Рождество Христово и в чем его смысл

Иудеи

Согласно Библии, около 4000 лет назад Богом был избран народ, из которого произойдет Спаситель. Этот народ – еврейский. Избрание евреев началось с одного человека – праотца Авраама. Он получил откровение о Едином Боге. Через годы и столетия пронесли это знание Авраам и его потомки. О сложном духовном пути евреев повествует Библия. На нем были и духовные взлеты, и глубокие падения.

Еврейский народ знал абсолютное доверие к Богу и великую святость, как у Авраама и пророка Моисея. Вера праотцев творила чудеса и знамения, равных которым не было. Были у иудеев и столь же глубокие падения, когда они вовсе отказывались от «Бога Авраама», терпя из-за этого многие скорби. Но столетия жило в народе ожидание пришествия Спасителя, бережно сохранялись и передавались пророчества о будущем. Пророчеств о Рождении Мессии, его жизни и смерти в Ветхом Завете насчитывается около 300. Среди них есть и обетования о Рождении Христа:

  • В книге прор. Даниила, написанной им в Вавилонском плену, указывается время рождения Христа, переданное пророку Архангелом Гавриилом после горячей молитвы о возвращении евреев в Иерусалим:

«Семьдесят седьмин определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видения и пророк, и помазан был Святый Святых. Итак, знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седьмин и шестьдесят две седьмины» (Дан. 9:24-27).

  • Местом рождения Христа прор. Михей называет город Вифлеем:

«И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих. 5:2).

  • В книге Бытия указывается на происхождение Христа от Авраама, из племени Иуды (Быт. 22:18, 49:9), рода великого царя Давида (2 Цар. 7:13).
  • Описаны чудесные обстоятельства рождения Господа – от Девы. Впервые пишет об этом прор. Исайя:

«Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил» (Ис. 7:14).

Время перед Рождением Христовым для верующих иудеев было наполнено напряженным ожиданием. Оканчивались 70 седмин (490 лет). Время приближалось.

Языческий мир

Интересный фактКо времени Рождества единственной великой державой на земле была Римская империя. Ее территория площадью более 4 млн. кв. км с населением, по разным данным, от 50 до 120 млн. человек, простиралась от Атлантики на западе до Месопотамии на востоке. В империи было множество процветающих городов – Рим, Антиохия, Александрия, Афины, Иерусалим, и многие другие. Но Рим являл собой сочетание материального благополучия, политического успеха и… духовного оскудения.Религией Рима было язычество, связанное с почитанием множества богов, покровительствующих землям, народам, конкретным видам человеческой деятельности и т.д. Ко времени Воплощения Спасителя существовал культ императора Рима. Им стали строиться храмы и приноситься жертвы. Но и это не могло заглушить во многих тоску по чему-то, что выше мира и дает ему смысл существования.

Философия и «христиане до Христа»

Многие античные философы, греческие и римские, философским путем приходят к пониманию Бога, Творца и Создателя мира:

  • стоики (III в. до Р.Х.) учат о «всеобщем разуме» как доброй преобразующей силе. Постижение ее – и есть смысл жизни человека, которому следует также жить добродетельно;
  • грек Эпикур (IV в. до Р. Х.) говорит о достижении счастья как цели человеческой жизни, при этом радости духовные он ставит намного выше материальных;
  • «христианами до Христа» считают Платона и Плотина. За 400 лет до пришествия Спасителя Платон учил о Боге, создателе мира, о бессмертии души. Плотин во II в. до Р.Х. развивает учение Платона о Боге, Который неизмеримо выше тварного бытия.

Единый Бог язычников

Не были чужды идее Истинного Бога не только гении, но и простецы. Это о них скажет позже Апостол Павел:

«… когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим. 2: 14-15).

Ученым не чуждо было мнение, что языческие верования часто содержали идею о верховном божестве. Даже греки с их развитым пантеоном имели такое представление. Согласно Деяниям Апостолов (Деян. 17:23), великий Павел, придя в Афины, среди множества жертвенников нашел жертвенник «неведомому богу». С этого он и начал свою проповедь.

У язычников, не имевших, подобно евреям, прямого откровения о Мессии, все же были известны пророчества о Том, кто придет спасти людей от греха и бессмысленности жизни.

Ветхозаветное повествование сохранило пророчество язычника и волхва Валаама:

«Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых» (Чис. 23:21-23, 24:15-17).

Иудейские пророчества имели хождение среди язычников. Часть таких пророчеств сохранилась в так называемых «Книгах Сивилл», приписываемых пророчицам, предсказывающим будущее, по верованию греков, даже на несколько столетий вперед. Многие из пророчеств сивилл подробно говорят о Мессии:

«Сына Бессмертного Бога пою я, великого в славе… Кто родился вторично, в плоть и кровь облечён, омытый водой Иордана… Я воспеваю Того, Кто огня избежит и увидит первым Духа Господня, слетевшего в белой голубке… Всех Он умным словом научит. Будет к суду призывать, убеждать народ непослушный… Будет ходить по волнам, людей избавлять от болезней, мёртвых поднимет… Всех из котомки одной Он досыта хлебом накормит. Семя Давидово даст росток — в руке Его будет целый мир».

И все же чем дальше, тем больше языческий мир осознавал свое бессилие преодолеть страсти и грехи, увидеть жизненные смыслы. А потому эпикурейцы скоро свели философию духовного наслаждения к чувственным удовольствиям, а стоики часто, не видя смысла жить, кончали самоубийством. Спасти людей мог только Бог.

Рождество в Америке: традиции и обычаи

В какой день празднуется Рождество Христово и в чем его смысл

Подготовка к Рождеству начинается после Дня благодарения (Thanksgiving day), который отмечается в конце ноября (в последний четверг месяца). Начинается сезон распродаж: все покупают елки, готовят подарки; украшают дома и улицы.

По традиции Рождество в Америке празднуют 25 декабря. Это национальный праздник, поэтому многие государственные учреждения, магазины, кафе и многие другие в этот период не работают, хотя условия меняются от штата к штату.

Рождество – религиозный праздник, хотя с ним связано множество светских традиций, таких как Санта Клаус, подарки и пр. Как бы то ни было, в американской культуре установилось множество традиций празднования Рождества, связанных с семьей, праздничным ужином и развлечениями.

Одна из самых ярких рождественских традиций – семейный ужин в канун праздника (Christmas Eve), который проводится 24 декабря. За столом собираются все родственники. Конечно, все обмениваются подарками. Есть даже такое понятие как «Тайный Санта» (Secret Santa). Суть этой церемонии в том, что все по очереди достают из шляпы по одной бумажке, т.е. проводится жребий, на котором определяется, кто кому дарит подарок. При этом имя «Санты» остается секретом для того, что получает презент.

В Америке широко распространены рождественские гимны (hymns). Возможно, некоторые из них вы слышали. Самые популярные гимны — “Hark the Herald Angels Sing”, “Silent Night”. Иногда на улицах в Сочельник можно встретить хор, исполняющий рождественские песни. Дети, облаченные в ангельские костюмы, поют рождественские гимны, славят Бога и рождение его сына Иисуса.

Во многих городах устраиваются праздничные парады. Все желающие наряжаются в тематические костюмы, и огромными колоннами проходят по центральным улицам, создавая этим праздничную атмосферу и задавая хорошее настроение зрителям. Празднуется рождество в Америке с большим размахом.

Как украшают дома в Америке на рождество

В какой день празднуется Рождество Христово и в чем его смысл

В США принято украшать дома внутри и снаружи. На улицах создается уютная праздничная атмосфера. Американцы не скупятся на иллюминацию домов, благодаря которым улицы светятся разноцветными огнями.

Перед домом на лужайку выставляются фигурки Санты с его оленьей упряжкой. Интересный факт, но раньше средством передвижения для него служила лошадь. Олени впервые были «придуманы» в произведении Клемента Мура «Ночь перед Рождеством».

Для украшения в ход идут фигурки снеговиков, медведей, ангелов, гирлянды, елочные игрушки, рождественские венки (wreath), колокольчики. Здесь не боятся проявить фантазию, и с душой отдаются этому занятию.

Конечно, главное рождественское украшение внутри дома – рождественская елка (Christmas Tree). Обычай наряжать елку пришел из Германии. Первое письменное упоминание об этом датируется 16 веком. В немецком городе Страсбурге люди из бедных и богатых семей в качестве украшений использовали цветную бумагу, фрукты, и даже сладости.

Постепенно эту традицию переняли другие европейские страны. Так этот обычай распространился почти по всему миру.

По данным статистики, в США существует около 13 тысяч ферм, на которых выращивают в общей сложности примерно 310 млн. елок. Ежегодно в стране продается 25-30 млн. живых елок на сумму более миллиарда долларов. Такая же сумма тратится американцами на покупку елочных игрушек (ornaments).

Ну и конечно, говоря об американском рождестве, нельзя не упомянуть рождественские чулки (Christmas stocking), точнее мешочки в форме чулок, которые традиционно вешаются на камин. Считается, что Санта Клаус, спускаясь по трубе в дом, обязательно кладет в них подарки.

Что готовят на рождество в Америке

В какой день празднуется Рождество Христово и в чем его смысл

Праздник нельзя представить без особого ужина. Главное блюдо на рождество, украшающее праздничный стол – запеченная индейка или другие виды мяса – утка, курица и т.д. На гарнир подаются брюссельская капуста, жареный картофель, вареные или паровые овощи, бобовые.

Главный десерт праздника – фруктовый кекс (Fruitcake). Многие хозяйки специально к Рождеству выпекают пирог с орехами, сухофруктами и цукатами, пропитанный ромом и сиропом. Интересно, но еще одно значение слова Fruitcake – «чудик» или «сумасшедший». Так что существует очень много шуток, связанных с этим лакомством.

Нельзя упомянуть о «пряничных человечках». Этот десерт широко известен во всем мире, и является кулинарным символом Рождества. При приготовлении этого печенья добавляется имбирь, а сверху они украшаются глазурью. Впервые такие съедобные фигурки появились при дворе королевы Елизаветы I, и при этом «человечки» были внешне похожи на некоторых ее важных гостей.

Напиток на Рождество должен быть согревающим. Поэтому готовят преимущественно горячий шоколад или какао. Но поистине традиционным считается эгг-ног (eggnog) — сладкий напиток на основе сырых куриных яиц и молока. Из остальных вариантов – вино, пунш, чай.

Перед началом трапезы принято читать молитвы, прославляющие Бога.

Что дарят на рождество в Америке

В какой день празднуется Рождество Христово и в чем его смысл

Рождество – это праздник подарков, которые дарят родственникам, знакомым и друзьям.. Для почтовых служб эти дни выдаются самыми сложными и загруженными.

По данным Почтовой службы Америки, ежегодно, в период с конца ноября и до конца декабря, доставляется примерно 450-470 миллионов писем, бандеролей и посылок.

На рождество в подарок можно получить что угодно. Среднестатистический американец тратит около 900 долларов на подарки к Рождеству и Новому году.

Но все же в США уделяют огромное значение не содержанию подарочной коробки, а внешнему виду – оберточной упаковке. Это почти что символ рождества. Но, к сожалению, последствия праздника – около 4 млн. тонн мусора в виде упаковок и пакетов из под подарков.

Символы рождества в Америке

В какой день празднуется Рождество Христово и в чем его смысл

Один из самых главных символов Рождества – Санта Клаус, который известен далеко за пределами страны. Во время праздника в стране работают около 20 тыс. Санта-Клаусов.

У многих этот сказочный персонаж ассоциируется с добродушным старичком, одетым в красный костюм с колпаком, и имеющим густую белую бороду. Его прообразом стал Святой Николаус, который почитается в Европе (в частности, в Германии), и в честь которого утвержден католический церковный праздник.

Еще один символ – красно-белый леденец в виде буквы J. Есть несколько версий его появления. Некоторые считают, что J – первая буква от имени Jesus. Другие полагают, что такая необычная форма конфеты символизирует форму посохов пастухов, которые первые пришли посетить новорожденного младенца.

Звезда на елке тоже символизирует появление на свет Иисуса, и напоминает о Вифлеемской звезде, взошедшей в момент его рождения.