На первый взгляд может показаться, что смиряться – значит проявлять слабость, а на самом деле смирение – это то, что позволяет человеку адекватно оценить свое место в мире: и по отношению к Богу, и по отношению к ближним. Смирение – это то великое, что без лишних эффектов, порой незаметно для окружающих, происходит в сердце человека. Мария Городова 24 июня, 2008 24 июня, 2008. Мария Городова На первый взгляд может показаться, что смиряться – значит проявлять слабость, а на самом деле смирение – это то, что позволяет человеку адекватно оценить свое место в мире: и по отношению к Богу, и по отношению к ближним. Смирение – это то великое, что без лишних эффектов, порой незаметно для окружающих, происходит в сердце человека.

Содержание

Понятие смирения как христианской добродетели

Ни одно другое слово не понимается так неверно нецерковными людьми (а также, людьми, которые только начинают воцерковляться), как слово «смирение». Под смирением часто, совершенно неправильно, имеют в виду забитость, унижение, чувство вины, неумение и нежелание отстоять, где это необходимо, достоинство человека и христианина. А значение глагола «смирить» обычно понимают как синоним слова «унизить». Но это в корне неправильное понимание смирения как добродетели. В духовной жизни христианина ни одна другая добродетель не значит так много и, одновременно, не дается так трудно, как эта.

Что такое смирение, как и кому ему учиться, противоположное смирению

Смирение – это трезвое видение самого себя. Смирение, можно условно разделить на три категории (для удобства восприятия), но по сути – это одно качество в трех различных проявлениях.

Смирение по отношению к Богу – это видение своих грехов, надежда только на Божие милосердие, но не на собственные заслуги, любовь к Нему, соединенная с безропотным перенесением жизненных невзгод и трудностей. Смирение — стремление подчинить свою волю святой Божьей воле, воле благой и всесовершенной. Поскольку источником любой добродетели является Бог, то вместе со смирением Он Сам вселяется в душу христианина. Смирение же лишь тогда воцарится в душе, когда в ней «изобразится Христос» (Гал. 4,19).

Кроме того, смирение характеризуется принятием жизненных невзгод и бытовых проблем без печали в сердце, со словами «Боже, да будет воля Твоя на всё». Однако смирение не синоним слова «бездействие» в вопросах бытовых и личных проблем и невзгод в жизни человека. То есть, конечно же, нужно искать способы выйти из трудного положения, но если что-то не получается, ни за что не пускать в сердце печаль или уныние.

Нередко по ошибке смирение отождествляют с бездумным и безответственным послушанием каким-то авторитетам не от Бога, или покорностью навязываемым жизнью обстоятельствам, но в действительности смирение — жизнь в мире с Богом, свободное и мужественное согласие с его волей, ученичество у Христа и готовность брать на себя проблемы, которые из этого проистекают, несение креста.
Смирение по отношению к другим людям – отсутствие гнева и раздражения даже на тех, кто, казалось бы, вполне заслуживает этого. Эта искренняя незлобивость основана на том, что Господь любит каждого человека, с которым произошло разногласие, так же, как и тебя. Потому как любой человек, вне зависимости от вероисповедания является образом Божиим.

Однако, смирение вовсе не предполагает потворство злу, и безропотное созерцание, когда твой ближний испытывает страдание от злого умысла другого человека. В данной ситуации, предотвращение насилия по отношению к ближнему не идет наперекор понятию «смирения». Смирение – это мир с Богом в любых, самых крайних обстоятельствах, смиренный человек – это тот, кто всегда побеждает зло, но только добром, по слову Апостола Павла «Побеждайте зло добром». Поэтому, когда мы защищаем ближнего, т.е. творим добро, мы побеждаем зло — добром.

Смирение по отношению к самому себе — человек, обладающий смирением по отношению к самому себе, не смотрит за недостатками других, зато прекрасно видит собственные. Более того, в любом конфликте он винит только себя, и на любое обвинение или даже оскорбление в свой адрес такой человек готов произнести искреннее: «прости».

Вся святоотеческая литература говорит о том, что без смирения не может быть совершено доброе дело, а многие святые говорили, что можно не иметь никакой другой добродетели, кроме смирения, и все равно оказаться рядом с Богом.
Безусловно, то, о чем сказано – это идеал, к которому должен стремиться каждый христианин, а не только монах, иначе жизнь в церкви, а значит — путь к Богу – окажется бесплодным. Не случайно корнем слова «смирение» является слово «мир». Наличие в сердце смирения действительно свидетельствуется глубоким и прочным душевным миром, любовью к Богу и людям, состраданием ко всем, духовной тишиной и радостью, умением слышать и понимать волю Божию, различные точки зрения и позицию других людей.

Смирение в Священном Писании

Страх Господень научает мудрости, и славе предшествует смирение
(Прит. 15:33)

Библия содержит обетования благодати и милости божьей смиренным людям. В частности, апостол Пётр пишет:

…облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать. Итак, смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесёт вас в своё время.
(1Пет. 5:5-6)

В этом, как и во всех прочих отношениях, земная жизнь Божественного Спасителя представляет для верующих совершенный пример и образец.

Он смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной
(Фил. 2:8)

Христос Сам заповедал всем христианам учиться у Него смирению (и кротости):

…научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем…
(Мф. 11:29)

И указал способ обучения:

возьмите иго Моё на себя… ибо иго Моё благо, и бремя Моё легко
(Мф. 11:29,30)

а также обещал и награду своим смиренным и кротким ученикам:

…и найдёте покой душам вашим
(Мф. 11:29)

Рассказ из жизни митрополита Антония Сурожского «О смирении»

Что такое смирение, как и кому ему учиться, противоположное смирению

«Я вспоминаю девушку лет двадцати с небольшим, милой внешности. Пришла ко мне, села и с ужасным выражением лица говорит:

— «Я не могу спастись, я погибаю от тщеславия!»

— «А что ты делаешь против него?»

— «Я не знаю, что делать с ним, я борюсь с ним, но тщеславие побеждает».

— «А в чем же заключается твое тщеславие?»

— «Каждый раз, когда я вижу себя в зеркале или отражение в стекле, то думаю: какая я хорошенькая!»

Я улыбнулся и сказал: — «А знаешь что, это правда!»

Она с ужасом на меня взглянула и воскликнула: — «Что же тогда мне делать? Я погибла!»

— «Нет, ты не погибла. Ты должна научиться преобразовать тщеславие в благодарность. До смирения ни тебе, ни мне еще пути нет, мы не знаем, что такое смирение, это свойство святых. А благодарность — это свойство, которое мы, каждый из нас, можем приобрести в любую минуту».

— «А как же это сделать?» — говорит она.

— «Вот что сделай: три раза в день становись перед зеркалом и перечисляй все черты твоего лица, которые тебе нравятся: лоб, брови, глаза, губы, нос, щеки, в общем, все что ты только можешь видеть в себе хорошего. И когда кончишь, скажи: Господи, спасибо Тебе, что Ты мне все это подарил, потому что я этого не создавала в себе. И прибавь еще: И прости меня, Господи, что на ту красоту, которую Ты мне дал, я накладываю такое отвратительное выражение, которое у меня сейчас на лице».

Я думаю, что это можно применить и к духовным свойствам. «Нищи духом» те, которые сознают, что все, что у них есть, — от Бога, и вместо того, чтобы ради приобретения ложного смирения отказываться от этого, отрицать это, они воспринимают это и обращаются к Богу с благодарностью за то, что Он это им дал.

Смирение в рассказе Клайва Стейплза Льюиса

Очень хорошо различие реального и мнимого смирения описано у К. Льюиса в «Письмах Баламута». Это письма, написаны от лица опытного демона (Баламута) своему юному племяннику (Гнусику) и содержат советы как искушать человека, уводить его от Христа.

Что такое смирение, как и кому ему учиться, противоположное смирению

Так вот, в 14-м письме есть замечательное место, которое простым понятным языком разъясняет суть смирения. Еще поясню, что поскольку переписка идет от имени бесов, то Врагом в данной ситуации называется Господь, и все, что описывается как благо – на самом деле вред для человека, и наоборот:

«Мой дорогой Гнусик!

Особенно тревожит меня в твоем докладе, что подопечный больше не принимает тех самонадеянных решений, которые сопровождали его первоначальное обращение. Он не обещает добродетели, он даже не ожидает благодати на всю жизнь – он только надеется всякий день и час получать поддержку своим скромным силам, чтобы их хватило на борьбу с искушениями. А это очень плохо!

Сейчас я вижу только одно направление действий. Твой подопечный приобрел смирение – заметил ли ты это? Все добродетели для нас менее страшны, чем добродетель смирения, особенно когда человек не осознает ее в себе. Поймай его в тот момент, когда он забыл о духовной бдительности, подсунь ему приятную мысль «А ведь я становлюсь смиренным». Если он очнется, увидит опасность и постарается заглушить новый вид гордыни, заставь его возгордиться этим старанием, и так далее. Но не занимайся этим слишком долго, ибо есть опасность, что ты пробудишь в нем чувство юмора и здравомыслие. Тогда он просто высмеет тебя и пойдет спать.

Но есть и другие эффективные возможности сосредоточить его внимание на этой гнусной добродетели. Смирением, как и любыми другими добродетелями, наш Враг хочет отвлечь внимание человека от самого себя и направить на Него и на ближних. Всякий отказ от самого себя и самоуничижение существуют в конце концов именно для этого; пока они не служат этой цели от них мало вреда. Они даже могут быть нам полезны, если из-за них человек интересуется преимущественно собой.

Кроме того, самоуничижение можно использовать как исходную точку для презрения к другим, для угрюмости, цинизма и жестокости. Поэтому ты должен скрыть от пациента истинную цель смирения. Пусть он под смирением подразумевает особенное (а именно – плохое) мнение о своих способностях и своем характере. Не сомневаюсь, что определенные способности у него действительно есть. Укрепи его в мысли, что смирение состоит в том, чтобы ставить эти способности как можно ниже. Конечно, они и в самом деле менее ценны, чем он думает.

Но не в этом дело. Самое главное – чтобы он ценил свое мнение больше, чем истинность, и вносил тем самым хоть крупицу нечестности и надуманной веры в самый центр того, что в ином случае угрожает стать добродетелью. При помощи этого метода мы заставили тысячи людей думать, что для красивой женщины смиренно считать себя уродом, для умного мужчины – считать себя дураком.А поскольку то, во что они старались верить – явная ерунда, им эта вера не дается, и мы можем до бесконечности вращать их мысли вокруг них самих, ибо они стараются достичь недостижимого.

Чтобы предупредить выпады Врага, мы должны знать Его цели. Враг хочет привести человека в такое состояние, когда он мог бы спроектировать лучший в мире собор, знать, что этот собор хорош, и радоваться этому, но не больше и не меньше, чем если бы его спроектировал кто-нибудь другой. В сущности, Враг хочет, чтобы человек был совершенно свободен от предубеждений в свою пользу и мог радоваться своим способностям так же искренне и благодарно, как и способностям ближнего, восходу солнца, слону или водопаду.

Он хочет, чтобы каждый человек в мире увидел, что все существа (в том числе и он сам) великолепны и прекрасны. Он хочет по возможности скорее разрушить в человеке животное самообожание, но, боюсь, конечная Его цель — в том, чтобы восстановить в нем благожелательность и милосердие ко всякому творению, включая себя самого. Когда он действительно научится любить ближнего, как самого себя, ему будет дано любить себя, как ближнего. Мы никогда не должны забывать самую отталкивающую и необъяснимую черту нашего Врага: Он действительно любит этих безволосых двуногих, которых Он создал, и правая рука Его всегда возвращает им то, что отнимает левая.

Поэтому Он будет всячески стараться, чтобы твой подопечный вообще перестал думать о том, какая ему цена. Он не рад, если люди считают себя скверными. В ответ на твои старания подсунуть ему тщеславие или ложную скромность Он напомнит, что от человека вообще не требуется никакого мнения о своем таланте, так как он прекрасно может им пользоваться, не решая точно, какая же из ниш в храме славы предназначена для него. Ты во что бы то ни стало должен исключить эту Вражью мысль из сознания пациента. Кроме того, Враг будет убеждать еще в одной истине, которую они все признают, но которую им трудно почувствовать: что они не создали самих себя, что все их способности дарованы Им и гордиться талантами так же глупо, как гордиться цветом волос. Враг всегда старается отвлечь человека от такой гордости, а ты должен фиксировать на ней его внимание. Враг даже не хочет, чтобы они сверх меры копались в своих грехах — чем скорее человек после покаяния займется делом, тем Врагу лучше.

Твой любящий дядя Баламут.»

О смирении в поэзии

Что такое смирение, как и кому ему учиться, противоположное смирению

Смириться — значит, жить с чистым сердцем,

Смириться — значит открыться добру.

Смирение — это есть ключ ко спасению:

К радости, счастью — в этом грешном миру

Смирение — одно очень важное слово,

Смирение — способно возвысить до неба,

Смиритесь — под руку Господа Бога,

И спокойствие ваше не потревожат проблемы.

Но каковы же пути, этого мудрого слова?

Как же суметь претворить его в жизнь?

Ответом послужат три несложных глагола:

Покаяться сердцем, прощать и любить.

М.Н.

Некоторые высказывания о смирении

  • Брат спросил старца: «Что есть смирение?» Старец отвечал: «Смирение состоит в том, чтобы делать добро тем, которые делают нам зло». Брат возразил: «Если человек не достиг такой меры, что ему делать?» Старец сказал: «Пусть избегает людей, избрав своим подвигом молчание» (Святитель Игнатий (Брянчанинов))
  • Не тот проявляет смиренномудрие, кто осуждает себя… но тот, кто, будучи укорен другим, не уменьшает к нему любви. (Преподобный Иоанн Лествичник)
  • Кто желает быть подобным Богу, пусть будет, по силе человеческой, кротким и смиренным.
  • Смиренный не уничижается в лишении и бедности и не оказывается надменным в благоденствии и славе, но постоянно пребывает в той же добродетели.
  • Смиренный не завидует успеху ближнего, не радуется его сокрушению, а, напротив, радуется с радующимися и плачет с плачущими.
  • Смиренный не клевещет брату на брата (это сатанинское дело), но служит для них миротворцем, не воздавая злом за зло.
  • Смиренный ненавидит самолюбие, потому не домогается первенства.
  • Смирение есть проявление духовной мощи в победе над самостью. Смирение есть раскрытие души для реальности. Считать себя самым страшным грешником — есть такое же самомнение, как считать себя святым. Смирение есть не самоуничтожение человеческой воли, а просветление и свободное подчинение ее истине. (Николай Бердяев)
  • Необходимо лишь смирение, для того чтобы святость Божья пребывала в Его творении и сияла через него (Эндрю Мюррей).В понятиях Святой Руси смирение — одна из главных духовно-нравственных ценностей:
  • «Смиренье — Богу угожденье, уму просвещенье, душе спасенье, дому благословенье и людям утешенье»,
  • «Смиренье — девичье (молодцу) ожерелье»,

Что значит смирение?

Что такое смирение, как и кому ему учиться, противоположное смирению

Если говорить о том, что человек должен проявлять смирение, сначала стоит упомянуть именно о значении данного термина. Такое понятие, как смирение – это термин, имеющий положительное значение, которое можно описать следующим образом:

  • смирение является христианской добродетелью, противоположной гордости;
  • суть смирения заключается в трезвом виденье себя самого;
  • смирением по отношению к Господу можно назвать виденье собственных грехов и упование на милосердие Господнее;
  • смирение по отношению к ближним – это отсутствие злости и раздражительности, даже если они делают что-то неправильно;
  • смирение к себе самому – это умение не обращать внимание на недостатки других, прекрасно понимая все свои минусы.

Смирение – это особое состояние, которое состоит из трех степеней. Первая степень смирения – это принятие человеком всяческой критики, как своего рода лекарства. Вторая степень заключается в искоренении всяческого гнева, а третья – это недоверие к собственным добрым делам и постоянное делание научиться быть более добрым. Чтобы стать воистину смиренным человеком, необходимо изо всех сил стараться выполнять Евангельские заповеди.

В чем ценность смирения

Мы привыкли сопротивляться смирению, но если посмотреть на этот термин под другим углом, то оказывается, что бояться его наступления не нужно.

В момент смирения приходит облегчение, освобождение.

Оно позволяет выйти на новый духовный уровень, где вы обретаете поддержку высших сил.

Смирение – не слабость, не состояние жертвы.

Смирение это освобождение от борьбы.

Почему одной из важных христианских добродетелей принято считать смирение?

Что такое смирение, как и кому ему учиться, противоположное смирению

Часто можно услышать о том, что одной из самых важных добродетелей христианина является именно смирение, но многие люди не до конца понимают, почему это именно так. Причины, по которым можно считать смирение одной из наиболее важных добродетелей, являются следующими:

  • смирение отображает должное отношение к себе, Богу и ближним;
  • смирение помогает человеку максимально правильно и объективно оценить свою жизненную роль;
  • истинное смирение отображает готовность человека всегда и во всем выполнять Волю Господа;
  • смиренный человек выражает искреннюю благодарность Господу, даже если в жизни идет что-то не так, как он планирует;
  • смирение – это не формальная покорность, а истинное послушание Господу и следование Его Воле;
  • смирение имеет такое же положительное действие, как истинная любовь и милость.

Многие люди считают смирение проявлением слабости, в то время, когда оно показывает наличие истинной духовной силы, ведь признать свои ошибки может далеко не каждый.

Чем ближе человек к состоянию искреннего смирения, тем больше искушений у него будет появляться, поскольку дьявол всяческими силами пытается отдалить от Бога каждого, кто пытается к Нему прийти.

Гордыня

Смирение противопоставляется в православном вероучении гордыне. Последняя характеризуется необоснованной убежденностью человека в собственной исключительности по сравнению с другими людьми, завышенной самооценкой и непомерными амбициями. Говоря современным языком, гордый человек неадекватен, он «летит» в части восприятия себя и окружающей реальности. Смирение же выступает лекарством, антидотом, позитивной противоположностью гордыне.

Если гордыня – неадекватна по своей природе, выходит, что смирение выступает в качестве «трезвой» характеристики человека по отношению к Богу, себе и людям.

Смиренный человек объективно воспринимает, или, по крайней мере, стремится, объективно воспринимать все три перечисленные выше личностные сферы.

Понятие смирения лишается христианского смысла вне религиозного контекста. Как мы видим, за подавляющими личность человека «страшилками» скрывается всего-то объективная самооценка и соответствующее отношение к другим личностям. Увы, православная современность скопила не на один том печальных историй псевдосмирения, за которыми – поломанные судьбы и лакированная лоском самоуничижения гордыня.

Что такое смирение, как и кому ему учиться, противоположное смирению

Ложное смирение, самоуничижение

«Выше головы не прыгнешь». «Наше дело терпеть». «Значит, выйду замуж за алкоголика, так видно на роду написано». «Друзья говорят, смирись, такая твоя доля». Тот момент, когда в четырех коротких фразах емко укладывается вся поврежденность современного понятия смирения в головах христиан. Разберем все по порядку.

Самые распространенные виды «народного» смирения в наши дни – это деструктивное самоунижение, маскировка слабости и безответственности, и игра мирян в аскетическо-пустынное духовничество с отдающим (или нет) себе в этом отчет священником.

Выйти замуж за нелюбимого человека с убежденностью, что «его послал Бог» – просто песня душевной боли.

Девушка или женщина не может выйти замуж так быстро, как хотелось бы ей. И представители православного сообщества вдруг в один миг начинают ее убеждать, что вот сейчас она молится, значит, должен со дня на день появиться любимый. На горизонте, допустим, появляется человек, но он, прямо скажем, девушке не нравится. Как человек. Но знакомые просто бомбардируют ее: ты должна выйти за него замуж! Это от Бога!

Ну, старчество, проникшее уже в ряды мирян, оставим для отдельного текста, а вот на счет добровольного взятия на себя подобного бремени как заведомо несчастливый брак… Поправьте, но мне всегда казалось, что семья – место радости, союз любящих и дополняющих друг друга сердце, точка творческого взаимораскрытия, место безопасности и надежный тыл. Или место скорби, страданий, тягот и лишений, где один супруг постоянно причиняет боль другому?

Что такое смирение, как и кому ему учиться, противоположное смирению

В жизни христианина испытаний всегда будет хватать. Степень их жесткости может не отличаться и в церковной ограде, и в «безбожном» житейском море. Семья сегодня остается буквально одним из немногих мест, где мы может перевести дух в каждодневной борьбе за хлеб насущный и существование… Стоит ли заведомо идти на шаг, способный превратить «малую Церковь» в ад на земле?

Улыбки, сладкие голосочки, неопрятный вид, потеря мужественности или женственности, постоянные извинения и преклоненная голова – это признаки смиренного человека? Не знаю. Скорее, потерявшего себя или убитого горем, находящемся в глубоком раскаянии.

Внутрь не заглянешь, но надо понимать, что самоуничижение не равно смирению.

Самоуничижение святые отцы, как можно догадаться, использовали как инструмент для достижения смирения. И да, святые отцы, величайшие светочи православного мира, принимали монашество, умирали для мира и жили в условиях иной реальности, нежели миряне.

Порой решение «забить на себя» ради некоторого абстрактного смирения может быть вызвано не столько благими намерениями, а просто сдачей позиций и опущенными руками. Человек ломается под ударами обстоятельств, но не преображается. Это не аксиома для вышеперечисленной типологии описанных «смиренных» людей (внутрь не заглянешь), но повод для честных ответов на вопросы самому себе.

Что такое смирение, как и кому ему учиться, противоположное смирению

Бывает, что люди уверены, что они ни на что не способны, на них можно ставить крест, и они и дальше будут продолжать свое «смиренное» существование. Но, позвольте, это же явное проявление гордыни. Неужели милосердный Бог отправил нас в этот мир «ни на что не способных»? Во-первых, каждого человека Господь создал уникальным.

Во-вторых, нет такой ситуации, которую Создатель не мог бы изменить, ведь «Богу возможно все» (Мф. 19:26).

Бог бы не создавал нас, будучи уверенным, что мы ни на что не способны, в том числе, и на то, чтобы развернуть свою волю к Нему.

Уверенность в Боге и себе

По мере нашего разговора суеверное смирение внезапно превратилось в… уверенность. Без приставки «само». Что это значит?

Итак, смирение в отношение к Богу есть видение своих грехов и стремление подчинить Ему волю. Все внешние испытания – как этапы соревнований, тренировка с тяжелыми весами в спортзале, возможность стать сильнее. Это достижимо только при соработничестве с Богом.

«Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем»

(Мф. 11:29)

Заметим, человек в здравом уме никогда бы не назвали Иисуса Христа «слабым». Да, Он позволил Себя распять. Позволил. Ключевое слово. В поведении, образе мысли, действиях Христос – довольно основательный, твердый, последовательный, благородный и тяжеловесный мужчина. Он был уверен в себе более, чем кто-либо из людей за всю историю человечества.

Смирение – это и уверенность в Боге, в Его заботе о нас. Если с нами Бог, то нам и море по колено.

Что такое смирение, как и кому ему учиться, противоположное смирению

Но мы не забываем о том, что смирение – это адекватная христианская оценка себя. Мы помним грехи, которые совершили, видим свои слабости наряду с достоинствами. Помним, благодаря кому мы такие, какие есть. И мы дети одного Отца, Который равно любит всех вокруг. Объективно оценивая себя, понимая склонность к греху, как мы можем осуждать людей вокруг? Их природа мало чем отличается от нашей.

Наконец, понимая себя, вряд ли нам станет интересно со скрупулезным вниманием следить за недостатками других людей. Мы будем заняты изменением собственного внутреннего мира, ведь именно там, в глубине души, и создается наша личная реальность, именно там куется «жизнь будущего века». Вот оно, смирение, – ступень на пути к самосовершенствованию.

Как можно научиться смирению?

Что такое смирение, как и кому ему учиться, противоположное смирению

Научиться смирению бывает очень сложно, поскольку признавать свое несовершенство и ошибки всегда тяжело, но все же, сделать это реально. Чтобы научиться смирению, придется потратить немало времени, следуя таким полезным советам:

  • нужно всеми силами стараться победить гордыню;
  • нужно четко осознать, что человек ничто не может без Божьей помощи;
  • стоит брать пример с духовных отцов и пытаться подражать им.

Да, человеку придется приложить максимум усилий, чтобы осознать свою немощь и научиться противостоять соблазнам внешнего мира. На то, чтобы справиться с гордыней и осознать свою немощь, у людей уходит очень много времени, но если им удается победить земные страсти, то они автоматически становятся победителями, а победа над собой – это то, что заслуживает уважение.

Смирение – это очень хорошая практика, которая должна присутствовать в ежедневной жизни каждого христианина, поскольку оно помогает воспринимать других без злости, осознавать свои ошибки, что и позволяет быстрее прийти к Богу.

75 метров над уровнем моря

Митрополит Афанасий принял монашество на Афоне, позже возглавил кипрский монастырь Махерас. Ведет просветительскую работу, пишет книги.

В конечном счете, говорит митрополит, душа каждого человека стремится обрести покой. Душа желает стать смиренной и ни о чем не беспокоиться.

Это не значит, что нужно опустить руки и ничего не делать. Нужно делать то, что должно, но не следует обременять свою душу мирскими заботами.

Карули — это вертикальные кельи, которые располагаются прямо на скале, на высоте 75 метров. В них живут всего несколько монахов-отшельников, полностью отрезанных от внешнего мира.

Что такое смирение, как и кому ему учиться, противоположное смирению

И вот, однажды митрополит Афанасий спросил монаха Стефана, который подвизался жить в такой келье, что он чувствовал в первый день?

В самый первый день я испугался, рассказывает Стефан, я был совершенно один. Сверху — скалы, снизу — море. У меня был с собой маленький мешочек с хлебом и оливами. Ну, поем я хлеб сегодня, завтра, а что я буду есть послезавтра?

Однако, Господь меня не оставил. Вот уже 25 лет я живу в этой пустыне и у меня все еще остался тот самый мешочек с хлебом и он даже не испортился. Я храню его.

Господь не оставил смиренного человека.

Так и мы, миряне, можем обрести смирение. Нужно делать свое дело без стресса, суеты и расстройства. Сделать все, что в наших силах, а на остальное — воля Божия.

Когда мы благодарим Господа за «хлеб насущный», мы не просим Его дать нам заодно и «хлеб завтрашний».

Один день исполнять волю Божию

Авва Агафон — старец, который обладал смирением и терпением. Однажды он решил в течение всего дня исполнять волю Божию. Я все время преступаю Божию волю, пусть хотя бы один день я буду исполнять ее.

Что такое смирение, как и кому ему учиться, противоположное смирению

Но вместо того, чтобы весь день молиться, Авва Агафон занялся обычными делами. Набрал зерна и понес на мельницу, чтобы перемолоть.

Он пришел самым первым и вот уже приготовился засыпать зерно в жернова, как его прервал человек:

Авва, не пропустите меня вперед? Я очень тороплюсь.

С удовольствием, брат, — ответил Авва Агафон.

Как только человек сделал свое дело и ушел, другой монах сказал:

Авва, пропустите и меня вперед, у вас много свободного времени, потом перемелите свое зерно.

С удовольствием! — вновь ответил Авва и помог монаху с жерновами.

Так продолжалось весь день. Как только Авва Агафон собирался молоть зерно, кто-то приходил и просил пропустить его.

В конце дня Авва собрался обратно. Он так и не смог перемолоть свое зерно. И тогда он понял, что весь день исполнял волю Божию. Он не стал роптать и гневаться, что я вам, козел отпущения? Сколько можно пропускать людей вперед! Ничего подобного он не сказал.

Чтобы выполнить волю Божию необязательно весь день молиться. Достаточно проявить любовь и заботу о людях.

Святой Макарий и козинак

В книге «Пусть говорит Бог» есть раздел с беседами афонского проповедника архимандрита Андрея Конаноса.

Однажды, выступая публично Андрей Конанос рассказывал о добродетелях, о том, как проявить заботу о людях. Но тут человек из зала задал вопрос:

А покажите, пожалуйста, на примере, как вы заботитесь о людях, отец. Вот, вы говорите, что нужно делать добро. А как это добро сделать на практике, расскажите.

Что такое смирение, как и кому ему учиться, противоположное смирению

Вопрос поставил Андрея Конаноса в тупик. Ведь на практике он не делает того, о чем говорит на проповеди. Ему стало стыдно. Он не нашел, что ответить.

Действительно, как часто мы отказываем нищему, просящему у нас мелочь. А если внезапно позвонит родственник и попросит крупную сумму, мы, скорее всего скажем, ох, извини, сейчас так тяжело с деньгами…

В Библии сказано, у кого есть два хитона, т.е. две рубашки, пусть отдаст одну тому, кто ее не имеет. Но ведь это же все символизм, аллегория. Мы не воспринимаем эту фразу буквально.

Позвольте же мне рассказать о святом Макарии, — продолжает Андрей Конанос.

Святой Макарий как-то посетил келью одного старого монаха-отшельника.

Как поживаешь, отче? — спросил Макарий.

Хорошо, спасибо, что пришел, — ответил старик.

А может быть тебе чего-нибудь хочется, отче? Что мне для тебя сделать?

Да ничего не надо, спасибо. Я живу тут один, питаюсь сухарями. Мне ничего не надо.

Ну все же, назови что-нибудь, — настаивал Макарий.

Ну, пожалуй, мне бы хотелось козинак. Но это только потому, что ты настаиваешь, так мне ничего не нужно.

И тогда святой Макарий пошел в ближайшее село. Он шел несколько часов, купил там козинак и вернулся обратно.

Ты просил козинак — вот он!

Никаких символизмов и аллегорий. Только дела.

А что бы сделали мы на месте святого Макария, если бы у нас попросили козинак? Пожалуй, сказали бы, хорошо, в следующий раз, когда буду тебя навещать, привезу с собой козинак. И то, мы бы подумали, а какой смысл в этом козинаке, если никто об этом не узнает и не похвалит нас за проявленную заботу?

Испытание щедростью

Андрей Конанос ведет передачу на греческом радио. Каждую неделю среди слушателей проводятся испытания. Например, эту неделю без телевизора, следующую — без интернета или без сахара.

Однажды всем слушателям предлагалось задание. Первому встречному нищему нужно было отдать 10 евро. Больше 500 рублей. Не раздумывая, на что пойдут эти деньги — отдать и все.

Один молодой человек поделился своими впечатлениями от задания:

Я повстречал нищего, положил ему в руку купюру и пошел дальше. Через минуту я почувствовал, как кто прикоснулся к моему плечу. Это был нищий, который сказал, что я, должно быть, ошибся и дал ему слишком большую сумму.

Давайте я вам разменяю ваши 10 евро. Оставлю себе один или два, а сдачу верну вам?

Я был тронут тем, что в нашем мире есть такие люди. В глазах этого нищего было столько доброты, — рассказывает молодой человек.

В тот день я получил гораздо больше, чем отдал.

Как разрешить ситуацию с помощью смирения

Что такое смирение, как и кому ему учиться, противоположное смирению

№1. Переключение внимания

Оно может быть двух видов:

1. Случайное переключение, с помощью внешних обстоятельств

Но, как вы знаете, ничего случайного не бывает.

Ваше “Высшее Я”, видя, что эго не отпускает ситуацию, создает такие события в жизни, которые смогут на определенное время переключить ваше внимание.

За это время ситуация разрешится сама собой.

Это происходит в том случае, если вы:

  • Не можете смириться (осознанно к смирению не придешь), а физические силы иссякают. Чтобы совсем не лишиться внутреннего ресурса, ваши высшие аспекты идут на такой шаг.

Например, мама не может уложить спать ребенка в течение нескольких дней. Каждый день, как пытка для обоих. На самотек ситуацию не отпустишь, ведь малыш – самое дорогое, а жизненный ресурс просто необходим.

  • Не созрели духовно до смирения, и много энергии тратите впустую на решение какого-то вопроса. Переключение происходит для того, чтобы скорректировать ваш путь.

Если в первом случае смириться вы хотите, но не можете, то во втором случае смирение может возникнуть только на подсознательном уровне.

Этот способ не подойдет для затяжных конфликтов. Если вы годами бились о закрытые двери, то одного переключения внимания будет недостаточно.

Что такое смирение, как и кому ему учиться, противоположное смирению

2. Осознанное переключение внимания

У вас не получается решить какой-то вопрос, вы осознанно смиряетесь с ситуацией на время и фокусируетесь на других вопросах, либо переключаетесь на что-нибудь нейтральное.

За это время хватка ослабляется, и ситуация либо разрешается сама по себе, либо к вам приходит идея как ее решить.

№2. Пирамида Силы и Света

Надо сказать, что в этом способе смирение играет не последнюю роль.

Если вы идете в пирамиду, оставляете там свою проблему, а потом продолжаете о ней думать, ничего не решится.

Важно то, насколько вы доверяете высшим силам в решении ситуации.

Как сделать свою пирамиду света и силы

Что такое смирение, как и кому ему учиться, противоположное смирению

№3. Практика “Махнуть рукой”

Предлагаем простую практику, выполняя которую, вы перейдете от отчаяния к смирению.

Наверняка вы слышали о таком методе “решения проблем” в народе, когда предлагается поднять руку, махнуть и произнести: “А ну его…!”

Только усовершенствуем его.

Входите в полумедитативное состояние, поднимаете руку, а можно и без поднятия руки, и произносите:

“Я передаю решение ситуации своему “Высшему Я”, своим наставникам и духовным учителям для наивысшего блага всех ее участников”.

Что такое смирение, как и кому ему учиться, противоположное смирению

Приготовьтесь и к неожиданным поворотам. Не всегда все получается так, как нам бы того хотелось.

Ваша задача – позволить высшим силам сделать всю работу за вас.

Умение смириться – это новый виток вашей духовной эволюции.

Икона Божией Матери «Призри на смирение»

Что такое смирение, как и кому ему учиться, противоположное смирению
Икона Божией Матери «Призри на смирение».

Обретение верующими образа «Призри на смирение» относится к середине XV века, точнее, к 1420 году, когда в Псковской губернии люди находились в тяжелом положении по причине голода и болезней. Город был осажден врагом с Литовской территории, князь которой хотел завоевать русские земли для своего обогащения. Состояние жителей Пскова было настолько удручающим, что им явился образ Божией Матери, который назван «Призри на смирение», символизирующий, что Дева Мария сопереживает этому горю и молится перед Господом за прекращение человеческих мучений.

Достоверной информации о происхождении иконы «Призри на смирение» не имеется, но в летописях содержится упоминание об обретении образа Богоматери на озере Каменное. Из глаз Богородицы, изображенной на иконе Призри на смирение, в течение нескольких дней сочилась кровь, что было свидетельством ее сопереживания псковскому народу и надеждой на Божью помощью, что и случилось позже. Враги оставили свою затею завоевать Псковскую землю и покинули ее, что стало спасением жителей от голода и смертельной болезни.

С этого момента икона была перенесена в Псковский храм, о чем существует документальное подтверждение. 16 сентября было принято за дату почитания явленной иконы.

История иконы Божией Матери Призри на смирение

О месте нахождения оригинала иконы в настоящее время ничего не известно. Упоминания о святыне обрываются уже в XIX веке, когда при описи церковной утвари в списке нет информации о данной иконе. Существует версия, что икона Божией Матери «Призри на смирение» погибла в пожаре, которые случались часто в те времена на Псковской земле.
Но с этого образа были сделаны списки, которые почитаются верующими и хранятся в разных православных святынях:

  • Фроловский женский монастырь в Киеве.
  • Введенский мужской монастырь в Киеве.

В настоящее время подробная информация есть о чудотворном списке «Призри на смирение», находящемся именно в мужском монастыре. Автором иконы является княгиня, которая решила посвятить свою жизнь служению Богу и стала монахиней, получив имя Мария. За ее глубокую веру и благодетель Всевышний даровал ей художественный дар, что позволило женщине написать образ Богоматери, который приобрел чудодейственную силу:

дело в том, что при написании образа «Призри на смирение» Мария читала Иисусову молитву и использовала вместо кисти кость от святых мощей, к которым ей было позволено прикасаться. Краски княжна разводила святой водой. Именно способ написания образа Божией Матери «Призри на смирение» напитал его силой и способностью являть чудо истинно верующим людям.

Что такое смирение, как и кому ему учиться, противоположное смирению
Чудотворная Икона Божией Матери «Призри на смирение» Фроловского женского монастыря в Киеве

О списке, который находится в мужском монастыре, есть информация от 1917 года, когда было гонение и уничтожение всего церковного с целью искоренения веры. Икону «Призри на смирение» спрятал у себя священник Борис Квасницкий. Он был арестован, но успел передать образ на хранение своей дочери, которая тоже относилась к церкви и была монахиней по имени Феофания. Ей пришлось оберегать образ Божией Матери 55 лет, перенося икону за собой из одного храма в другой.

Во Фроловском монастыре образ Богородицы явил первое чудо, исцелив девочку от недуга немоты. Немая девочка усердно молилась перед святым образом и смогла произнести первое слово «бабушка». Об этом чуде стало известно многим прихожанам и икона стала почитаться как чудотворная.

Постоянное место обитания образ Богородицы получил именно в мужском монастыре, которому монахиня завещала икону «Призри на смирение» перед смертью. С тех пор святыня хранится во Введенском монастыре и от нее было получено исцеление от разных недугов.

Известен этот список еще одним событием, которое можно назвать только божественным чудом. Служителями монастыря было принято решение провести реставрацию образа, потому что им казалось, что краски потеряли свою яркость. С иконы было снято стекло, которым образ был защищен от внешнего воздействия. Монахи заметили, что на стекле полностью отпечатался образ Богоматери и младенца, без нарушения формы и контуров святого лика. Как это произошло? Объяснить служители монастыря не могли, потому что стекло не соприкасалось с полотном. Была назначена экспертиза для подтверждения чуда и объяснения происходящего. Через некоторое время после проведения современных экспериментов над отпечатком на стекле было дано заключение, что это изображение не является делом рук человека, а Божьим промыслом.

Что такое смирение, как и кому ему учиться, противоположное смирению
Икона «Призри на смирение» и стекло с чудесным отображением. Свято-Введенский мужской монастырь.

Стекло было помещено рядом с иконой «Призри на смирение», после чего было зафиксировано большое количество исцелений, о чем свидетельствуют приношения от людей, получивших помощь от чудотворной иконы. С 1995 года икона официально получила статус чудотворной и стала для православных еще более почитаемой.

Описание образа иконы Божией Матери Призри на смирение

Что такое смирение, как и кому ему учиться, противоположное смирению
Чудотворный образ Пресвятой Богородицы Призри на смирение из Свято-Введенского монастыря города Киева

Иконографически образ Божией Матери «Призри на смирение» принадлежит к типу «Одигитрия» («Путеводительница»). На иконе изображена Дева Мария и Иисус во младенческом возрасте. Этот образ имеет следующие художественные символы:

  1. На голове Богородицы изображена корона, символизирующая, что власть находится именно в Божьей власти. Иисус без головного убора и на коленях матери, но не в сидячем положении, а стоя на ножках.
  2. В руке Богородицы скипетр — символ власти, а у Христа шар — символ державы, что также подтверждает, что все в руках Божьих.
  3. Очень ярко выражены глаза Девы Марии, которые пристально наблюдают за всем происходящим. При любом ракурсе размещения человека перед образом возникает ощущение, что взгляд устремлен именно на него.
  4. Правая рука Иисуса касается щеки Богородицы, что является символом мольбы Христа за человечество и о спасении его от разных бед и о всепрощении.

Название Иконы происходит от слов Евангелия от Луки «яко призре на смирение рабы Своея».

Значение чудотворной иконы Божией Матери Призри на смирение

Икона Божией Матери «Призри на смирение» относится к типу Путеводительницы, которая сопровождает человека в его мирской жизни и помогает обрести духовное единение с Господом.

Учитывая историю происхождения данного образа, можно сказать, что икона явилась людям, чтобы защитить их от различных бед и укрепить веру в Божественный промысел и спасение.

Исцелив Псковский народ от эпидемии и вернув к нормальной жизни, Богородица продолжает спасение людей на земле, которые усердно молятся и верят, что Всевышний не дает человеку испытаний, с которыми тот не может справиться. Чудеса, исходящие от иконы «Призри на смирение» являются этому подтверждением.

О чем молятся иконе Пресвятой Богородицы Призри на смирение

  1. Образу Богородицы «Призри на смирение» молятся при различных обстоятельствах, причиняющих страдания человеку.
  2. Чудотворная икона исцеляет от различных болезней, чему есть письменное подтверждение и приношение даров от людей, получивших ее благодать.
  3. Отмечается, что к иконе можно обращаться с молитвами о помощи умершим людям, которые при жизни не успели исповедаться и покаяться в своих грехах. Родные и близкие умерших при усиленной молитве перед иконой «Призри на смирение» могут вымолить заступничество Богородицы перед Всевышним.
  4. По заступничеству Пресвятой Богородицы происходят исцеления от сердечно-сосудистых заболеваний, женских болезней.
  5. Молитвы перед иконой помогают и в решении жилищных вопросов.

Получении смирения себе и близким

Творимая перед ликом Богородицы молитва избавляет от греховных мыслей, помогает избежать соблазнов, смирить гордыню, научиться смирению.

Просят за покаяние для грешников

Молятся за близкого, погрязшего в грехах человека, не желающего встать на путь покаяния.

Икона «Призри на смирение» способна помочь, направить его на путь праведности и веры, покаяться в совершенных грехах, излечить от болезней, терзающих душу, тело.

Что такое смирение, как и кому ему учиться, противоположное смирению

Облегчении жизни ушедшим с земли

Молитвы, в которых звучат просьбы о даровании Вечной жизни, всегда обладают сильным действием. Живые обращаются к Богоматери, прося о близких, ушедших в иной мир без покаяния, не раскаявшись, как должно, в совершенных во время земной жизни греховных делах.

Ограждении от ложных мыслей и неправильных учений

Святая направляет на путь, который ведет к истинно православной вере, просветляет, избавляет верующего от ненужных сомнений. Слова молитвы Богоматери оградят каждого от греховных лжеучений.

Решении жилищных проблем

Решить жилищный вопрос помогают молитвы, обращенные к лику Богородицы.

Текст молитвы иконе Божией Матери Призри на смирение и толкование

При обращении к образу нужно читать слова следующей молитвы, которая составлена служителями церкви по всем канонам.

Молитва содержит обращение о заступничестве Богородицы, ее милости и оказании помощи в разрешении конкретной проблемы. О том, что верующий обрел смирение и молится об укреплении этого смирения.

»зменить шрифт

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Призри на смирение»О, Пресвятая Госпоже, Дево Богородице, высшая Херувим и Честнейшая Серафим, Богоизбранная Отроковице! Призри с высоты небесной милостивным Твоим оком на нас, недостойных рабов Твоих, со умилением и слезами молящихся пред Пречистым образом Твоим; не лиши нас Твоего заступления и покрова Державнаго в странствии сем земном, многоскорбном и многомятежном.

Спаси нас в погибели и скорби сущих, воздвигни из глубины греховныя, просвети ум наш, омраченный страстьми и уврачуй язвы душ и телес наших. О, Всещедрая Мати Человеколюбиваго Владыки! Удиви на нас пребогатыя милости Твоя, укрепи немощную волю нашу к деланию заповедей Христовых, умягчи окаменелая сердца наша любовию к Богу и ближним, даруй нам сокрушение сердечное и покаяние истинное, да очистившеся от скверны греховныя, сподобимся мирныя христианския кончины и добраго ответа на Страшнем и нелицеприятном Суде Господа нашего Иисуса Христа, Емуже со Безначальным Его Отцем и Пресвятым, Благим и Животворящим Духом, подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Помимо основной молитвы перед чудотворной иконой, можно произносить следующие обращения к образу Богородицы:

»зменить шрифт

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Призри на смирение»
глас 4

Необоримая стена образ Твой и источник чудес, якоже древле от Него заступление Твое граду Пскову даровала еси тако и ныне нас от всех бед и скорбей милостивно избави и спаси душа наша яко любвеобильная Мати.

»зменить шрифт

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Призри на смирение»
глас 3Пренепорочная Дево, отображение Лика Твоего чтущия благодарныя дары приемлеши, живым и мертвым помогаеши, град и страну нашу спасаеши, и пред Сына Твоего молитвы приносиши, и спасаеши всех нас.

»зменить шрифт

Величание Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Призри на смирение»Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице и чтим святыя иконы Твоея чудесное отображение.

Тропарь, глас 4

Необори́мая стена́ о́браз Тво́й и исто́чник чуде́с,/ я́коже дре́вле от Него́ заступле́ние Твое́ гра́ду Пско́ву дарова́ла еси,/ та́ко и ны́не на́с от все́х бе́д и скорбе́й ми́лостивно изба́ви/ и спаси́ ду́ши на́ша я́ко любвеоби́льная Ма́ти.

Перевод:Неприступная стена образ Твой и источник чудес, как прежде Ты даровала от него защиту Твою городу Пскову, так и сейчас нас от всех бед и скорбей сострадательно избавь и спаси души наши, как исполненная любви Матерь.

Кондак, глас 3

Пренепоро́чная Де́во,/ отображе́ние Ли́ка Твоего́ чту́щих благода́рныя да́ры прие́млеши,/ живы́м и ме́ртвым помога́еши,/ гра́д и страну́ на́шу заступа́еши,/ и к Сы́ну Твоему́ моли́твы прино́сиши,// и спа́саеши все́х на́с.

Перевод:Пренепорочная Дева, образ Лика Твоего почитающих благодарные дары принимая, Ты помогаешь живым и мертвым, город и страну нашу защищаешь, и к Сыну Твоему молитвы возносишь, и спасаешь всех нас.

Величание

Велича́ем Тя,/ Пресвята́я Де́во,/ Богоизбра́нная Отрокови́це,/ и чте́м святы́я ико́ны Твоея́// чуде́сное отображе́ние.