В христианской традиции есть особый праздничный период, который длится с Сочельника (с момента появления первой звезды) до Богоявления включительно. Этот особый период называется Святками и приурочен он к зимнему солнцестоянию. Праздничный период, длящийся 12 дней, имеет как христианские, так и языческие традиции.

Когда справляется церковный праздник Святки и почему он длится 12 дней

Содержание

Святки, что значит это слово и почему у него нет единственного числа

Святки – слово древнерусское, означающее «святой». Святки также называли святыми вечерами. В это время был воспрещён пост и совершение таинства брака, то есть венчание.

У слова нет единственного числа – а как иначе, если это не один день, а праздничное время, «связанное с празднованием Рождества и Крещения и сопровождающееся гаданием, пением колядок, переодеванием» (согласно толковому онлайн-словарю Т. Ф. Ефремовой).

История возникновения Святок

Во времена единой христианской Церкви праздники Рождества и Крещения отмечались в один день, а в IV веке отцы церкви разделили их 12-дневным периодом с особыми праздничными правилами. В V  веке святки вошли с точными датами их проведения во все православные церковные календари.

Когда справляется церковный праздник Святки и почему он длится 12 дней

Как празднуют Святки?

В Святки, особенно в святые вечера, когда дневные хлопоты хоть городской, хоть деревенской жизни завершены, в уютной семейной обстановке во время прочтения духовной литературы, в том числе глав из Евангелия апостолов Луки и Матфея, вспоминают события Рождества и Крещения Спасителя. К тому же, в наше время можно с детьми любого возраста посмотреть фильмы, посвященные рождественским чудесам.

Когда справляется церковный праздник Святки и почему он длится 12 дней

Особенно дети в эти святочные дни ждут чудес. Родители, кроме искренней и разумной своей любви к ним, должны хотя бы создать чудесную обстановку — поиграть в интересные детские игры, почитать что-либо из богатой библиотеки святочных художественных произведений отечественной и зарубежной литературы, которые в наше трудное, но все же благословенное время большинству доступны через интернет, через электронную книгу. Надо ли говорить, как это объединяет семью и укрепляет веру в Бога, в добро и в светлое будущее.

Как предписывает церковный устав, в период Святок не соблюдаются однодневные посты по средам и пятницам, но 18 января — Крещенский сочельник — день постный. Допускается постная пища с растительным маслом.

Кроме того, что 7, 8, 9 января — это все Рождественские праздники, включая воскресную службу, 14 января праздник Обрезания Господня. Верующие в эти дни должны участвовать в праздничной литургии, а в свободное время могут принимать участие в особом народном прославлении Рождества Христова — посещать родственников и соседей с пением особых рождественских песен, колядок, в которых прославляются все рождественские праздники и младенец Христос да поются пожелания хозяевам здоровья и достатка.

Чем угощают во время Рождественских Святок

Основная задача святочных угощений у православных христиан состояла не в насыщении – скорее, еда была символом праздника. На стол подавали пряники и пироги, а также традиционную кутью (в Рождественский сочельник и Крещенский сочельник) — это блюдо обычно приготавливали из цельного зерна (пшеницы, ячменя, пшена) с добавлением лесных ягод и меда. Зажиточные семьи могли приготовить кутью с изюмом и орехами. А еще гостей угощали узваром – напитком из сухофруктов, подслащенным медом.

Январь – время, когда световой день начинает медленно увеличиваться. А потому в Святки обычно пекли блины, издревле считавшиеся символом света и солнца. Нередко перед Рождеством хозяюшки готовили печенье, называемое колядками. Форма у такой выпечки могла быть разная, но вот тесто всегда изготавливали пресное – из ржаной муки. Это угощение могли есть и с квасом, и с чаем, и со щами.

Зачастую к святочному столу, начиная с 7 января, подавали жареного поросенка – его почитали символом грядущего плодородия и благополучия. В праздник могли употреблять и другие мясные деликатесы: баранину, дичь, рябчиков, гуся или курицу.

Как украшают дома

В убранстве домов накануне Рождества всегда присутствовали свечи – их свет символизировал самого Христа. К празднику готовились, запасаясь крупными восковыми свечками, горевшими почти сутки: огонь зажигали с наступлением темноты, а тушили к исходу следующего дня.

В период Святок крестьяне разбрасывали по полу изб солому, а в красный угол ставили сноп. Не забывали и об украшении садов: фруктовые деревья во дворе было принято обвязывать ленточками. Находившихся в хозяйстве кур кормили праздничной кутьей. Все это делали, дабы привлечь в дом счастье и достаток.

Традиции и обычаи Святок

Издавна принято в христианстве в первые дни Святок, в воспоминании о дарах волхвов, дарить пусть скромные, но все же подарки. Во все святочные дни творить дела добра и милосердия, посещать больных и одиноких, накормить голодных, не дать замерзнуть в крещенские лютые морозы бездомным.  В наше время — позвонить дальним родственникам и поздравить их с Рождеством.

Когда справляется церковный праздник Святки и почему он длится 12 дней

 

Если есть возможность и необходимость, посещать с дарениями детские дома, приюты, больницы, тюрьмы. Говорят, что в старину во время Святок даже цари, переодевшись в простолюдинов, посещали тюремных узников и давали им милостыню.

В добрых старых традициях проводилась в святочные дни праздничная трапеза с нечетным количеством блюд, во главе которой была кутья. Готовились специальные святочные угощения: блины и овсяный кисель, сбитень, маковник, шарики из сладких крошек, ореховое печенье. На столе размещали также отдельные столовые приборы по количеству умерших в минувшем году родственников. За таким столом по возможности собиралась вся семья.

Последние дни Святок уходили на приготовление к Крещению Господню. Заранее прорубалась в виде креста во льду ближайшего водоема прорубь, а края этой проруби украшались деревянными узорами, лентами и даже ледяными кристаллами. У самого края проруби делали удобные деревянные сходни для желающих принять водяную крещенскую купель. В наше время к такому купанию интерес возобновился даже там, где и водоема нет — приспосабливают специальные бассейны, которые к самому Крещению наполняют водой.

На Руси про Святки говорили так — «От звезды до воды» — то есть длятся эти 12 дней начиная с Рождественского Сочельника и до праздника Крещения. Сегодня на эти 12 дней выпадает и Старый Новый Год со своими традициями.

Пришли святки – придут и сваты

Когда справляется церковный праздник Святки и почему он длится 12 дней

МИР В СЕМЬЕ ВСЕГО ДОРОЖЕ

«Словно двенадцать месяцев эти двенадцать дней», — поётся в советской лирической песне на слова Андрея Вознесенского. Правда, великий поэт ушедшей эпохи имел в виду не Святки, а период «с первого по тринадцатое нашего января», то есть – от календарного Нового Года до Старого Нового года. В тесте песни выходила нестыковка – дней-то не 12, а 13. Все это знали – и поэт, и слушатели, но привычно махали рукой: мол, песня есть песня, что с неё требовать математической точности…

А между тем Вознесенский не просто так, с потолка, взял эту идею – провести некую философскую параллель между 12-ю месяцами и первыми днями года. Это ещё наши далёкие предки подметили: «Как святочные дни проведёшь, так и весь твой год пройдёт». Не то, чтобы правило сие действовало неуклонно и для всех, просто люди хотели верить, что праздничные, сытые дни продолжатся вплоть до следующего Рождества. И старались не безобразничать, чтобы это самое безобразие не перетекло на все последующие 12 месяцев…

Потом, в советское время, когда Святки были вытеснены из общественного сознания новогодними праздниками, в народе стали говорить: «Как Новый Год встретишь, так его и проведёшь». Ну, скажите на милость, может ли одна ночь быть показателем всего предстоящего года? Ну – о-очень редко. Иное дело – целых 12 дней, по числу месяцев года. Все они вмещается в Святки – с 7 по 19 января нового стиля сколько всего успеть можно!

В старину, при прежнем календаре, новогодняя ночь делила Святки аккурат пополам – Новый год встречали с 13 на 14 января по нынешнему календарю. От «ночи перед Рождеством» (с 6 на 7 января) до Старого нового года – 6 дней, и потом до Крещенского ночного купания в проруби – также 6 дней. Вечерами сходились в дом гости. Первые шесть святочных вечеров назывались «святыми», а последующие, посленовогодние – «страшными».

Ну, с прозвищем «святые» все вроде понятно: Рождество, как-никак, наступило. А почему же заключительные шесть вечеров перед Крещеньем – страшные? Да потому, что по обычаю в эти морозные, тихие вечера возле жарко натопленной печи было принято рассказывать в кругу семьи или гостей самые что ни на есть страшные истории, который случились под рождество или после него. Так сложился народный жанр святочного рассказа – что у православных, что у католиков и протестантов. Это особый жанр: смесь триллера, переходящего в хоррор, и в то же время – мораль, что все – от Бога, все мы под Ним ходим, и лишь на Него надеемся…

В эти дни – от Рождества до Крещенья, люди стремились обозначить и даже частично реализовать свои планы не только на год, но и на всю предстоящую жизнь. Хочешь жить богато? Ходи все 12 дней по гостям в самой лучшей одежде, щедро одаривай подарками соседей, родню и просто – незнакомых бедняков. Хочешь сладко есть весь год – накрывай обильный стол с яствами и разносолами, всех зови, не впадай в грех «тайноядения», то есть – не тайком обжирайся, а всех-всех угощай. И Бог, видя это, даст тебе пищу на весь год. Вот такие нехитрые верования и устремления.

А умные-то люди, да сердечные, да умудрённые — те желали себе в будущем году совсем другого. Не денег, не жратвы «от пуза», а любви семейной и мира домашнего. Вот для исполнения этого заветного желания они и говорили своим родным и близким только самые добрые, ласковые и нежные слова в течение всех Святок: Бог услышит и даст желаемое…

НЕ ЗАБУДЬ ПРО УБОГИХ

В замечательном советском фильме «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» Святки показаны с размахом, с тонким знанием всех деталей. Особенно памятна сцена, когда состоятельные парни, напялив на себя кабаньи, медвежьи и оленьи головы (и шкуры с лапами да копытами), вламываются в жилища и требуют угощений. Ну, эти забавы – для богатых, ибо и наглость нужна изрядная, и святочные костюмы такого уровня уже тогда стоили немалых денег.

А молодёжь попроще в эти дни шла колядовать: ходить по селу со святочными песенками, стучать во все избы. Причем не как нищая братия, а для развлечения: соседей потешить и себе «магарыч» подсобрать (а то ведь тятенька с маменькой прижимистые да больно строгие – лишнюю рюмку выпить на дают). Знамо дело, в мешки колядовщикам совали и выпивку, и закусь: самогон, сало, пироги. Рядиться во всякую нечисть было при этом совершенно не обязательно. Просто юноши и девушки подходили к очередному дому в деревне и пели, по возможности стройными голосами (тут обычно девушки выручали, ибо парни были уже навеселе). А что пели-то? Репертуар был довольно строг: непременно спеть колядку о Младенце-Христе, поголосистей да поубедительней — о добрых хозяевах дома, обязательно пожелав им «во всем благое Божие споспешествование» (по-старинному – помощь).

И уж тут, хошь не хошь, а приходилось выносить певчим «вымогателям» еду и питье (в дом не пускали, иначе одни голые котлы и кастрюли останутся после такой оравы, да и припасов под лавкой недосчитаешься). Ну, а корку хлеба тоже ведь не дашь, иначе дурная слава пойдёт… А там, глядишь – новая волна колядовщиков идёт, горло дерёт, на похмелку выцыганивает. Вот ведь напасть!

Подобные обходы окрестных изб с песнями и «поборами» в течение Святок проводились аж трижды: в рождественский сочельник, под Новый год и накануне Крещения. Вывод: небедно и сытно жили наши предки по большей-то части, коли могли себе позволить так угощать толпы колядовщиков! Конечно, официальная Церковь такие вещи не одобряла, больше того – хулила колядовщиков с амвона. Ведь и рождественский, и крещенский сочельники – дни самого строгого поста, какая уж тут выпивка и закуска! Тем более, что ночью в храм Божий надо идти, не пойдёшь – срам великий на себя навлечёшь.

Но народ наш – и русичи, и белорусы – во все времена ухитрялись все успевать и с успехом соединяли благочестие и веселье. В храме стояли чинно, не икали – даже после обильных колядований.

Главные персонажи колядной процессии, они же – неизменные герои песен — Коляда и Овсень, мифологические существа, которые должны были принести в новом году обильный урожай и семейное счастье.

Особо осаждали со своими колядками те дома, где в этот момент шло сватовство (а уж про то вся деревня знала заранее). Как тут ударишь лицом в грязь перед будущей родней, перед свахой? Вот и пускали пыль в глаза, припасая заранее обильные кушанья для стоящих под окном колядовщиков. А иной раз даже исключение для них делали – в дом пускали погреться да песни попеть, чтобы сватовство гладко прошло, без сучка и задоринки, без лишних расспросов и придирок к невесте. Рады были колядовщикам и представители жениха, пришедшие в дом родителей невесты. Ведь под песенку подблюдную оченно сподручно было подпоить будущего тестюшку и свата, чтоб посговорчивей стал насчёт приданого. Такие вот маленькие простонародные хитрости бытовали в крестьянских домах Руси и Беларуси.

Но – шутки шутками, а святочные дня были все-таки главным образом предназначены для совершения добрых, серьёзных дел. И если в течение года человек по каким-то причинам их сделать не мог или не хотел, ту тут уж ему деваться было некуда и оправданий никаких найти было нельзя.

Что же это за дела такие, без совершения которых кусок в горло не лез добропорядочному христианину – что русскому, что – белорусу?

В первые дни рождественских празднований по непреложному обычаю принято посещать знакомых, близких, друзей, дарить подарки – как бы в воспоминание о дарах, принесённых новорождённому Богомладенцу волхвами. И особенно в Российской Империи следили за тем, чтобы никто не был обойдён заботой в эти святые дни.

Итак, по порядку. В первый день, отоспавшись после ночного и очень протяжённого рождественского богослужения, попив чайку да подъев остатки яств с ночного разговления, шли навещать родителей или самых близких сородичей. Там усаживались за обильный стол.

Но перед трапезой следовало, помимо общих молитв, помянуть усопших. Особенно – тех кто умер недавно. Даже на праздничный стол кое-где было принято ставить лишние приборы – для тех родственников, что отошли в мир иной в ушедшем году.

До сих пор существует общее для восточнославянских народов поверье, что в ночь на 8 января все покойники сходятся в храм, а богослужение совершают умершие священники.

Второй день Святок должен быть посвящен посещению больных, третий — сирот, четвёртый — заключённых. Ведь радость народившегося Христа должна коснуться каждого, даже осуждённого преступника и лютого душегуба. В Беларуси обычно несли с собой особые святочные угощения: сбитень, ореховое печенье, маковник, шарики из сладких крошек, кутью на молоке и сливочном масле. По сей день рассказывают, что в древние времена в Святки даже русские цари, переодетые в знатных бояр, посещали тюрьмы и давали заключённым милостыню. Особенно любил это делать Алексей Михайлович.

«РАЗ В КРЕЩЕНСКИЙ ВЕЧЕРОК ДЕВУШКИ ГАДАЛИ»

Когда справляется церковный праздник Святки и почему он длится 12 дней

Эти стихи Василия Андреевича Жуковского знает каждый. Как трепетно гадали, как «за ворота башмачок, сняв с ноги, бросали»… Гадали, конечно, на жениха, ибо девушками назывались только никогда не бывшие замужем особи женска пола, не то что сейчас. Со сцены святочных гаданий начинается и пушкинская «Сказка о царе Салтане». Этот обычай древний, народный, таинственный (гадали под покровом ночи, чтобы не прогневать Бога и заодно – задобрить нечистую силу, чья власть якобы сильней в тёмное время). Обычай – по большей части, конечно, женский, ибо парни и мужики считали гадания недостойным делом для добра молодца.

Ну, а в городах Руси и Беларуси? Что ж, к чести тогдашних городов, они старались как только можно, во всем подражать деревне. В первый святочный день нужно стоять службу в церквях и вести себя пристойно. Зато уже вечером 8 января на улицы Москвы и Минска, Смоленска и Гомеля (список бесконечен) высыпали ряженые, в вывернутых наизнанку шубах и с лицами, измазанными в саже. Это что же, нечисть? Да нет, скорее – насмешки над силой бесовской, вызов прислужникам Сатаны.

Поясним. По преданию, в течение восьми дней после праздника Рождества бродит по земле нечистая сила, рыщет повсюду, пугает прохожих. Именно эту нечистую силу изображали в неприглядном, смешном виде ряженые, которые надевали рогатые и бородатые маски, пугали и веселили людей. По городам водили они хороводы, втягивая в круг прохожих, а если кто-то отказывался, того вовлекали силой. Доходило и до мордобоя, однако…

Ну, а потом — с гоготом и свистом впрягались они в телегу, а в ней — набитая соломой тряпичная кукла – Коляда, обряженная в драную овчинную шубу и белую посконную рубаху. Лихим голосом выкрикивали: «Веселись, ребятки, наступили Святки!» – и начиналась настоящая святочная вакханалия, которая продолжалась почти десять дней. Программа состояла из всевозможных игрищ: кроме невинных колядований да посиделок, были проводились (с дозволения полиции) кулачные бои. А еще были снежные побоища: строилась ледяная крепость, и парни делились на две армии – одна штурмовала крепость, а другая обороняла.

В ПРОРУБЬ – С ГОЛОВОЮ. ТРЕЗВОЮ

И вот – Крещение, которое полностью именуется Святым Богоявлением Господа нашего Иисуса Христа. В реках, озерах и других «источниках водных» загодя выпиливается во льду прорубь в виде креста – «иордань». Сюда из близлежащих церквей крестным ходом – с иконами и хоругвями – движется после торжественного богослужения огромная народная процессия, возглавляемая духовенством. Все громко поют: «Во Иордане крещающеся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение…»

Главный из священнослужителей после прочтения необходимых молитв погружает напрестольный крест в иордань и освящает воду. Она так и называется – крещенская вода, и люди верят, что защитит глоточек воды этой от всяких болезней, тревог и напастей.

После окончания водосвятного молебна к иордани, толпясь и гремя бидонами, устремляется народ: бери, сколько хочешь! По сей день не понимают люди, что на Крещение Господне вся вода на планете становится чудодейственной, крещенской – даже та, что тычет из вашего крана или душа. Нынешние священники прямо благословляют верующих, придя из храма, принять душ или ванну. Очень полезно для здоровья.

Когда справляется церковный праздник Святки и почему он длится 12 дней

Но всех смельчаков почему-то тянет непременно в иордань – в морозную прорубь, где только что трижды погружался напрестольный крест. Вообще-то на Руси и в Беларуси погружение в ледяную прорубь известно как народная забава ещё с дохристианских времён. Способность «пересидеть» всех прочих «охотников» в студёной воде почиталась у наших предков за особую удаль. Для победы над соперниками применялись всяческие хитрости. Например, голое тело намазывали гусиным жиром. Но даже с такими предосторожностями соревнования по «сидению в проруби» нет-нет да и заканчивались трагически — об этом, в частности, пишет в своих воспоминаниях московский бытописатель конца XIX – начала ХХ века Иван Шмелев.

Так что, друзья, не бахвальтесь своим богатырским здоровьем, а соблюдайте основные правила погружения в крещенскую купель. Трижды, с головой, окунувшись в воду, следует быстренько выбираться на берег и обтираться сухим махровым полотенцем. Затем (если рядом нет специального, прогретого помещения) надо скоро, по-солдатски, напялить на себя шерстяные носки, льняное или байковое белье, а затем, в несколько слоёв – свитера и кофты. Голову плотно укутать, на ноги надеть валенки. И – вперёд, в тепло (в автобус, в палатку), к термосу с горячим чаем! Тогда и крещенское купание пойдёт впрок. Ведь, как говорят и в России, и в Беларуси – бережёного Бог бережёт!

Колядование

Обходные обряды, в представлении крестьян, обеспечивали плодородие полей, приплод скота и защиту от злых сил. В нашей традиции такие обходы называются колядованием (происхождение слова «коляда» до сих пор точно не определено). В древности обходные обряды исполнялись под предводительством жрецов (сравните с крестным ходом в церкви), но и в колядках одни участники обряда (например, мехоноша — человек, который носил мешок для подношений, или запевала, задававший тон распевам) считались «главнее» других.

Колядование в течение Святок совершалось несколько раз: в Рождественский и Крещенский сочельники, утром в Рождество и утром 1 января — в самые «переходные» моменты.

Впоследствии к колядованию прибавилось христославление: вместо веселых частушек молодежь пела тропари (краткие молитвенные песнопения) во славу Христа.

Эти два вида обходов сосуществовали, хотя церковь и стремилась запретить «бесовское» колядование.

Содержание песен-колядок — самое невинное: это поздравления, пожелания счастья в хозяйстве и семейной жизни; отказывать колядующим было не принято. Они не столько выпрашивали угощение, сколько справляли магический обряд, в котором должны были сыграть роль и хозяева-дарители, если они хотели благополучия в будущем. Дарили съестное: обрядовое печенье в виде животных, конфеты.

Колядование неразрывно связано с ряженьем — переодеванием колядующих в «личины» животных и персонажей. В первой половине святок («святые недели») больше всего было «звериных» личин: конь, символизирующий солнце; бык или корова, символ плодородия; птица, символ добрых вестей и наступления весны. Наряды были незамысловатые: кожаная или тряпичная маска-личина и вывернутый наизнанку тулуп или шуба в качестве «шкуры» часто составляли весь реквизит. Однако важным было сохранить анонимность, если ряженого узнавали односельчане, он должен был «выйти из игры». Ряженые особо активизировались во второй половине Святок («страшные недели») — после Нового года и до Крещения. Считалось, что в этот период нечистая сила свободно гуляет по земле. Поэтому наряжались в чертей, кикимор, покойников, придавая себе пугающий облик.

В рот вставляли длинные зубы из брюквы, лицо мазали сажей, прицепляли бороду из мочала. Такие ряженые обычно шалили: крали вещи, затыкали тряпьем печные трубы, подпирали снаружи двери, пачкали навозом дверные ручки, рассыпали поленницы.

Ряженье воспринималось в первую очередь не как развлечение, а как функция: в «страшные» маски рядились мужчины или молодые парни, иногда бойкие бабы, но никогда незамужние девушки и дети. Выбирали ряженых по жребию, а после окончания Святок все, кто обряжался в «личины», обязательно купались в проруби на Богоявление, чтобы смыть с себя грехи и начать год с чистого листа.

Посиделки

Посиделки, или вечорки, — форма досуга молодежи, которой заправляет женская половина деревенского общества. Посиделки различались по возрасту девушек, причем во «взрослую» посиделку юных девчонок принимали с инициационными обрядами в виде ритуальных песен или танцев: «Какой-нибудь парень приглашает намеченную девушку „идти в проводки“. Та отказывается. Тогда подходит еще один парень и, взяв ее под руки с другой стороны, начинают водить по полу (то есть по центру комнаты) взад и вперед под песню девушек: „Пошел по полу водиться, пособи Бог научиться“. Вот девушка и введена в свет».

Главной целью посиделок было обретение девушкой пары (напомню, Святки полны обрядами плодородия, и логично именно в это время сходиться для создания семьи).

Когда справляется церковный праздник Святки и почему он длится 12 дней

Именно поэтому на посиделках желанными гостями были парни, из этой или соседних деревень. Чтобы «привечать» молодых людей, девушки перед посиделкой вместе выметали дорожку от крыльца до калитки, а когда парни приходили в избу, в печь клали поварешку, «чтобы подольше не уходили».

Новые девушки на вечорке садились у входа, а готовые на выданье невесты — на лучших местах, они и управляли ходом посиделки. Пришедшие молодые люди подсаживались к девушкам, вели с ними беседы, а также показывали свою удаль в танцах и коллективных играх. Понравившуюся девушку парень вызывал для беседы с глазу на глаз на крыльцо, и в случае обоюдного согласия формировалась пара — теперь парень становился ее «вечеровальником». Отвергнуть «вечеровальника» было непросто — по крайней мере передумавшая девушка была должна откупиться от него очень большой для крестьян суммой (рубль или больше) или вещью — кисетом, платком, ремнем для гармони.

Посиделки «дополнялись» срамными играми — например, по жребию девушки сидели на коленях у парней или целовали их по очереди. Были и более жесткие игры, в которых девушек хватали за мягкие места, «проверяя» на плодородность.

Ну а уж содержание частушек было таким, что неопытные девки сгорали со стыда.

Кроме как в святочные недели, такие эротические игры запрещались деревенским обществом, да и плясать и петь песни особо не дозволялось. За порядком на посиделках могли следить замужние женщины или старики, которые, как и малые дети, тоже могли присутствовать на посиделках, чтобы возбужденная молодежь не позволила себе совсем уж откровенного срама. Заканчивались посиделки далеко за полночь, когда «вечеровальники» шли провожать своих подруг домой — а затем нередко гуляли по деревне, устраивая переполох соседям.

Когда справляется церковный праздник Святки и почему он длится 12 дней

Приметы на рождественские святки

  1. Если кутья на праздник получилась разваристой и вкусной, то весь год будет достаток.
  2. Морозная и снежная погода на праздники предвещает жаркое лето и хороший урожай.
  3. Если на Рождество сильная метель, то пчёлы будут хорошо роиться и принесут много мёда.
  4. На праздничном столе должны стоять красное вино и хлеб – тогда весь год в достатке будет.
  5. Если на Рождество первым гостем будет выпивший человек, то в скором времени в семье будут скандалы.
  6. Случайно разлитый напиток за праздничным столом принесёт хорошие вести.
  7. Сыгранная свадьба на Святки – к счастливому браку.

Святочные гадания

Церковь не одобряет святочные гадания. Гадальщицы считают карты всего лишь игрой

В пору Святок было принято гадать о будущем. То, что некогда было обрядом языческих жрецов, со временем стало девичьей забавой. И хотя церковь никогда не поощряла суеверие, сами гадальщицы относились к этому процессу как к игре. Девушки уединялись в каком-нибудь помещении – приступая к ворожбе, каждая из них распускала волосы, снимала с себя крест и обереги. Существовали разные способы гаданий: с использованием зеркала, по травам и цветам, по звукам и свечному воску. И пусть такая игра не открывала завесы будущего – в ней было много смеха и святочного снега, пения и надежды на счастье.

Святочные заговоры на прибавление денег

По поверью, эти старинные денежные заговоры способны приумножить доход в несколько раз и сделать следующий год прибыльным и в материальном плане успешным. Читайте их, глядя на небо, в течение двух, вплоть до Крещения: «Силу небес призываю на помощь, прошу о росте дохода. Поделитесь, небеса, своей силой с моими деньгами, да так, чтобы их с каждым днём становилось больше. Пусть доходы мои растут, оттого что небесную силу пьют. Финансы мои растут, прибавляются – кошелёк мой деньгами наполняется. Благодарю!»

А затем прочтите шепоток, глядя на молодой растущий месяц.

Перед проведением следующего ритуала на изобилие сначала стоит провести очищение своего жилища. С зажжённой свечой обойдите свой дом по часовой стрелке, каждый угол перекрестите свечой. Подождите, пока свеча догорит до конца.

После этого встаньте посредине комнаты в юго-восточной стороне жилища. Поднимите руки вверх так, чтобы над головой образовалась чаша, и по часовой стрелке покружитесь вокруг себя семь раз, приговаривая: «Привлечь богатство хочу – денег себе накручу. Ангелы, помогайте, изобилие мне дайте. Аминь»

Радуйтесь любым денежным поступлениям и не забывайте благодарить Господа даже за малые суммы, которые начнут приходить. Да и вообще за всё.

Любовные заговоры на Святочной неделе

В Святки замужние женщины укрепляли семейный союз. Для этого они, глядя в зеркало, расчёсывались расчёской мужа, говорили: «Волосок к волоску, гребешок к гребешку. Любовь наша крепка, и она на века. Так!»

Во время Святочной недели важно успеть воспользоваться святочной порой, чтобы привлечь долгожданную любовь и обрести семейное счастье. Давно подмечено, что белые любовные заговоры, обряды, ритуалы и шепотки, проведённые в это таинственной время, обладают удивительной силой и срабатывают почти мгновенно.

Перед прочтением любовного заговора нужно чётко озвучить свою просьбу в настоящем времени, как свершившийся факт. Например, «В этом году я выхожу замуж за подходящего мне, соответствующего всем моим параметрам, мужчину». Вы, надеюсь, хорошо представляете себе образ мужчины своей мечты. Заговор можно отнести как к конкретному человеку, так и будущему потенциальному партнёру. Таким же образом и мужчины могут попросить о встрече с любимой. После того, как вы обозначили просьбу или своё желание, читайте заговор: «Помогает мне (имя) сама ночь звёздная, направляя силу свою в ворожбу мою на любовь и счастье. Небеса, слова мои подхватите, любимого (любимую) оповестите – любовь в его (её) сердце ко мне разожгите. Пусть оно воспылает любовью. Пусть любовь приведёт его (её) к моему дому, к моему порогу. Пусть любимый (любимая) рядом со мной счастье своё найдёт. Что сказано – то сделано. Да будет так!»

Гадание на святки по тени

Простое и знакомое многим гадание. Берут газетный лист, подойдет и обычный А4 белый. Мнут в руках, придавая форму шара. Плотно мять не  надо. Лист мнет тот, кому предсказывают. Затем положите бумажный ком на тарелку, она должна быть очень плоской, можно просто перевернуть обычную. Тарелку ставят рядом со стеной. Бумагу поджигают, и ждут, когда она прогорит. За тарелкой поставьте свечу. Смотрите на тень, по ней и предсказывают будущее. Тень формируется сгоревшей бумагой. Значение фигур совпадает с толкованием фигур при гадании на воске.

Святочное гадание на замужество по яйцу

Чтобы предсказать будущее, надо в святочные дни вечером взять стакан, налить  в него воды (3/4) и вбить туда белок куриного яйца. Его предварительно держите в руках, мысленно формулируйте вопрос. Стакан с белком надо поместить в духовку. Духовой шкаф предварительно нагрейте. Дождитесь, когда белок побелеет. Выньте его из стакана. А теперь, рассматривайте полученную фигуру.

Если фигурка из белка похожа на:

  • кольцо – жди свадьбы;
    купол церковный – готовься к венчанию;
  • квадрат, фигуру с прямыми углами – жди болезнь смертельную;
  • корабль – готовься к переезду после свадьбы в другой город.
  • Блин, плоский круг – будешь еще в девках ходить долго.

Гадание на суженого по зеркалу

Когда справляется церковный праздник Святки и почему он длится 12 дней

Все девушки на выданье мечтают об одном – узнать, что будет их жених. Предсказать каким будет муж, помогут святочные гадания. Проводят  их в любой день святок. Но наши бабушки считали, что самое верное гадание в ночь на 14, то есть 13 в полночь. Эта ночь как нельзя лучше подходит для ворожбы на жениха.

Святочное гадание на жениха – точный, действенный ритуал предсказания, который проводят у зеркал. Выбирают для предсказания большую комнату с балконом, берут два зеркала – одно большое, второе меньшего размера. Раньше ритуал проводили тайком в бане девушки, которые желали увидеть своего суженого.

Подготовка к гаданию: снимите нательный крест, тугую одежду, облачитесь в свободную рубаху, платье без пояса, распустите волосы, снимите обувь.

Зеркала поставьте следующим образом: маленькое зеркало напротив большого так, чтобы в большом создавался визуальный зеркальный «коридор». Он будет бесконечный. Для лучшей видимости ставьте по обе стороны от зеркала зажжённые свечи.

Как только вы подойдете к зеркалу, скажите: «Суженый мой, ряженный, покажись в зеркале».

Сидите спокойно и вглядывайтесь в зеркальный «коридор». Старайтесь взгляд рассредоточить. Минут через десять вы увидите изображение своего будущего мужа. Некоторым для этого требуется больше времени, например, минут 15-20. В момент как появится изображение, резко положите маленькое зеркало на стол вниз зеркальной поверхностью и крикнуть: «Чур, меня!». Затем перекреститесь.

Поздравления

Вот уж радость нам, девчатки!
Мы дождались снова Святки!
Целый год гадания искали,
А теперь праздник мы застали!

Ну, держитесь, мужички!
Всё узнаем точно:
С кем по жизни нам шагать,
А кому — замуж срочно!

* * *

Всем кто верит, знает, помнит
О дне святок. Вам скажу:
Поздравляю вас, ребятки.
Затаилась. Чуть дышу.

Помню, как давно когда-то
Мы гадали на судьбу.
Только что тогда случилось,
Хоть убей, я не пойму.

* * *

Всем кто верит, знает, помнит
О дне святок. Вам скажу:
Поздравляю вас, ребятки.
Затаилась. Чуть дышу.

Помню, как давно когда-то
Мы гадали на судьбу.
Только что тогда случилось,
Хоть убей, я не пойму.

* * *

Чудесный праздник Святки,
Он полон красотой,
Приоткрытие завесы тайны,
Узнать кто суженый твой.

Гадания, веселье —
Всё это будет в кон,
Гулянья, песнопенья —
Совсем это не сон!

Кто валенок бросит,
Свечу кто зажжёт,
Ведь каждая милого
С радостью ждёт!

* * *

Ох, давайте поиграем,
Святки весело встречаем.
Посидим да погадаем,
Женихов позазываем.
Мы походим по дворам,
Подзываем счастье к вам.
Господа, нас не гоните,
Вы конфеткой угостите.
Это ж Святки, мы гадаем,
В дом добро к вам зазываем.

* * *

Святки к нам пришли опять,
Значит, всем пора гадать.
Запаслись уже свечами,
Кольцами и зеркалами…
Где-то ходит женишок?
Скоро ль ступит на порог?
Как зовут и где живет —
Ночь на то ответ найдет,
Новый дом тебе укажет,
В круге света тень покажет…
Что вы там ни нагадайте,
Все к удаче будет, знайте!

* * *

Святые дни и вечера,
Когда бушуют все метели,
Девчонки быстро со двора,
За стол большой скорее сели.

Судьбу желают разгадать,
О суженом узнать всю правду,
Пусть сбудутся мечты опять,
Любовь для них пусть станет главной!

* * *

Святки, святки! Погадаем,
И гадалки ни к чему.
По приметам разгадаем
Даже может быть Судьбу.

Святки, святки, всё сбывайся.
На душе опять светло.
В доме счастье оставайся
Каждый день и круглый год.

* * *

Открывайте ворота — запускайте святки.
Пришло время ворожбы и чтоб петь колядки.
Зимней снежною порой сердце просит сказки —
Получи в подарок радужные краски.
Получи веселье и простое чудо —
Вот такое вот святочное блюдо.

* * *

Святки славятся гаданиями,
Хоть гадать конечно грех!
Но так тянет знать заранье,
Что нас ждёт по жизни всех!

Возраст даже неподвластен,
Любопытство же сильней!
И вопрос судьбе прекрасен,
Про любовь, и про людей!

Таинство манит собою,
И обрядов: «Чур меня!»
Обереги будем делать,
Чтобы крепла вновь семья.

Окончание Святок 19 января

Заканчивались Рождественские Святки в день Крещения Господня – 19 января (другие названия — Богоявление, Водосвятие, Водокрещи, Иорданов день). Православные приходили к замерзшим водоемам, дабы окунуться в студеную воду – для этого во льду проделывали крестообразную прорубь. Все окрест иордани украшали узорами из дерева и цветными лентами. Строгий пост, предшествующий Крещенскому сочельнику, а также окунание в освященную воду, помогали люду очиститься от всех грехов, случившихся на Святках – как вольных, так и невольных.

Как отмечают праздник католики

Католической церковью этот период именуется Рождественским временем. Он длится от сочельника Рождества (вечер 24 декабря) до дня Крещения Господня (первое воскресенье после торжества Богоявления). Основу такого времени составляет Октава Рождества: она состоит из 8 дней и заканчивается 1 января – в день Торжества Пресвятой Богородицы.

Весь этот период считается очень торжественным: духовенство появляется на литургиях в кипенно-белых праздничных облачениях. В последний день Святок – 6 января – католики устраивают Карнавал. Его кульминация обычно приходится на три дня, предваряющие Великий пост. И хотя сроки этих торжеств строго регламентированы церковным календарем, по сути празднества тесно связаны с язычеством – с проводами зимушки-зимы и встречей долгожданной весны.

Что нельзя делать на Святки?

В первую очередь не стоит забывать, что Святки — это христианский праздник и провести его надобно по-христиански, без малейшего поругания его святости и чистоты. Поста нет — и можно все есть, но прежде думаем о духе и не допускаем излишнего возлияния и переедания. Больше сил воздадим пище духовной.

Когда справляется церковный праздник Святки и почему он длится 12 дней

Во время Святок православная церковь не совершает венчание, чтобы телесные удовольствия не затмевали духовную радость рождения Христа. Не следует принимать участие и в многолюдных народных гуляньях, где порой быстро забывают и причину их проведения, а по форме они становятся часто мало приличными.

Святки — это, как ни жаль, время борьбы добра и зла. Лукавые силы не дремлют и в эти святые дни, искушают человека. Таким сильным и очень опасным искушением, пришедшим еще из языческих времен и раннего христианства, когда святочные обряды превращались в заклинания на весь последующий год, является гадание. Любое гадание и магические обряды — это обращение к бесам, которые особенно активно «отвечают» на вопросы всяческих прорицателей и гадателей именно в Святки.

Церковь категорически запрещает все виды гадания и обращения к астрологам и экстрасенсам, а на Святки особенно. 61 правило VI Вселенского собора предупреждает верующих христиан: кто гадает о счастье, судьбе или будущем, подлежит правилу шестилетней епитимьи.

В период Святок, впрочем как и всегда, следует избегать любых конфликтов с окружающими, осуждать их поступки. Не присоединяться к так называемым сплетням, не передавать никаких осуждений одних другими. В противном случае, считается, таковых ждут болезни.

От Рождества до Крещения женщинам, особенно незамужним, нельзя играть в азартные игры, а за нарушение этого негласного запрета ни один мужчина не возьмет её в жены.

Помогать ближним нужно всегда, а вот отказывать в этом в Святки вовсе нельзя. Это касается особенно детей, больных и бедных, обратившихся к вам за помощью. Она должна быть для вас посильной и от всей души.

В старые времена на Руси период Святок приходился на относительно малую занятость населения, особенно в сельской местности. Считалось, что работать можно только половину дня, в вторую его половину посвятить участию в церковной службе или безобидному веселью.

Совсем строгому запрету подвергалась охота на лесного зверя. С этим запретом связано грозное предсказание для тех охотников, для кого такой закон не писан: пойдет такой дерзкий в лес и с ним может произойти несчастье.

Заканчиваются Рождественские Святки 18 января на Крещенском сочельнике, к которому тоже готовятся. Варят кутью, стряпают традиционные разнообразные, но постные блюда, по-особому христианскому обычаю украшают дом и стол, а ужинают с Сочивом (кутьей) после молитвы и, как говорится, после «первой звезды» , а лучше — после вечерней службы в храме.

Интересные факты

  1. В Тихвине сооружали огромную лодку, водружали на несколько саней, которые тянули многочисленные лошади. В лодке сидели ряженые, распевавшие песни. Отзывчивые жители города с радостью угощали их.
  2. В стародавние времена верующие люди считали, что на Святки временно возвращались на землю с того света души умерших. Их невидимое присутствие позволяло увидеть будущее.
  3. В Крещенский сочельник (до водосвятия) проводили обряд «изгнания святок». Поджигали соломенный сноп и провозили его на санях через всю деревню.
  4. По новгородскому обычаю ряженые посещали только дома, где хозяева на подоконнике зажигали свечки, приглашая в дом.
  5. В Святки никто не берется за работу, боясь последующих несчастьй.