17 марта — День святого Патрика. Весь мир пьет пиво и напивается вусмерть. Но почему в день святого нужно напиваться? Кто такой этот Патрик? Он действительно существовал? Когда придумали этот праздник и почему он стал популярен во всем мире?

Содержание

Биография

Большая часть того, что мы действительно знаем о жизни Св. Патрика, известно нам из его сохранившихся писаний («Исповедь», «Письмо к Коротикусу», молитва «Щит Св. Патрика», некоторые другие) и из стихотворных гимнов, написанных вскоре после его смерти. Достоверно известно нам о Св. Патрике сравнительно немного – зато о нем помнят многие легенды, описывающие его чудесные дела.

Кто такой Святой Патрик в день праздника, которого, пиво льется рекой

Родился Патрик (тогда его звали Суккат) примерно в 387 году, в Британии. Он был, как он сам пишет, внуком христианского священника и сыном диакона Кальпурния, который принадлежал к знатному семейству и был римским декурионом (ранг чиновника). Он был из бриттов, а мать мальчика, близкая родственница Св. Мартина Турского, покровителя Галлии, – из франков. Шестнадцати лет святой был угнан в рабство из имения своего отца. Напавшие на имение (это были изгнанные сыновья бриттского короля) убили его отца, сестры его пропали без вести. Святой Беда Достопочтенный рассказывает, что в те годы все британские воины отправились по приказанию римских властей к Риму, чтобы оборонять город, оставив свои земли беззащитными. Это привело ко многим беззакониям и опасностям в тех краях. Патрик был продан в рабство в Ирландию, где и пребывал в повиновении у хозяина, пока не бежал, выполняя полученное в откровении от Бога повеление. Он и потом нередко получал такие откровения от Виктора, ангела Божьего, часто являвшегося ему в образе птицы.

В рабстве святой пас овец в уединенных местах, горах и лесах. Там, созерцая творение, он научился верить и молиться, возрастая в любви к Богу. Св. Патрик стал подлинным человеком молитвы, достигшим высот молитвенного созерцания. По его исполненным веры молитвам Бог часто творил чудеса. Да дарует нам Господь по ходатайству Святого Патрика дар молитвы и любовь к ней, подобные тем, которыми Он наделил своего прославленного служителя.

Хотя сам святой пишет, что бежал, легенды рассказывают, будто он не хотел уходить без разрешения хозяина. Тот же потребовал в плату за свободу слиток золота, размером с голову самого Патрика. Ангел Виктор велел тогда юноше следовать за диким кабаном, который и выкопал из земли этот слиток. Когда святой достиг побережья, где, по словам ангела, его ждал корабль, там, по житийным рассказам, его схватил владелец берега и снова продал в рабство. Но Бог наказал злодея – когда он и его домочадцы рассматривали полученные в уплату медные котелки, их руки крепко прилипли к металлу. Незадачливый делец раскаялся, был прощен Патриком, выкупил его из рабства и снабдил деньгами на дорогу. Легенда говорит, что вернувшись, уже епископом, святой крестил его. После долгого пути, описанного в «Исповеди», святой вернулся в родные края.

Там ему снова явился в видении тот же ангел и повелел вернуться в Ирландию с проповедью Христа. Но прежде он должен был получить образование. Для этого святой отправился в Галлию (нынешняя Франция), где обучался под руководством Св. Германа, епископа Оксерского (который рукоположил его в диаконы под именем Патрика) и монахов монастыря Св. Гонората на о. Лерине (около нынешних Канн в Провансе), одного из оплотов монашеской жизни Галлии. Вскоре Св. Герман, отправляясь в Британию, бороться с ересью Пелагия (который полагал, будто человек может сам, только своими делами и без благодати Божьей, достигнуть спасения), взял с собой и Св. Патрика, своего ученика. Вместе с группой священников они ходили по Британии, опровергая ересь и возвращая людей к Богу, совершая великие чудеса исцеления. Рассказывают, что однажды Св. Патрик предложил Св. Герману поститься, ради обращения одного из городов, впавшего в ересь. Однако город не обратился и в конце третьего дня поста земля разверзлась и поглотила его. То место, где постились Святые и их спутники, стало потом традиционным местом, куда для поста собирались местные священники. Во время этого путешествия Св. Герман часто не только боролся с ересью, но и обращал ко Христу местных властителей, – это впоследствии послужило примером для ирландской миссии самого Св. Патрика.

В результате своего обучения, Св. Патрик узнал все, что было необходимо для его будущей миссии. Особую любовь питал святой к Слову Божьему – об этом говорит, например, его «Исповедь». В этом небольшом повествовании он примерно двести раз явно или неявно, намеками, ссылается на Священное Писание. Да дарует Господь и нынешним христианам такую же любовь к Своему Слову, Своей Церкви и Своей воле.

Из видений Св. Патрик знал, что должен отправиться с проповедью в Ирландию. Чтобы это могло осуществиться, он едет к тогдашнему римскому епископу, Папе Целестину, который благословляет эту миссию. Рукоположенный в епископа, Св. Патрик направляется к Ирландии, куда и прибывает в 432 году. Все последующие годы жизни он проводит в странствиях, обращая и крестя людей тысячами. Обычно сначала, по примеру своего учителя, Св. Патрик старался обратить в христианство вождя того или иного клана, – по его примеру обращались и остальные. Господь дал ему дар великого чудотворца, о чем повествуют жития и легенды. Многие люди, услышав его проповедь, не только принимали крещение, но и полностью посвящали всю свою жизнь Христу, становясь священниками и монахами.*

Святому, утверждавшему христианство, приходилось, конечно же, противостоять языческим верованиям и выдерживать столкновения со сторонниками язычества. Когда он шел в столицу Ирландии, Тару, чтобы проповедовать там на Пасху, король-язычник устроил на него засаду в лесу. Святой же и все его спутники по пути пели гимн-молитву, им составленную, которая теперь известна как «Щит Св. Патрика» или «Мольба оленя». И произошло чудо – воины, вместо клириков, увидели лишь проходившее мимо оленье стадо. По словам жития, перед смертью ангел обещал святому, что эта молитва всегда будет ограждать от зла читающих ее с верой.

Тогда как раз приближался языческий праздник и по указу верховного короля Лоэгайрэ было запрещено зажигать любые огни до того, как загорится ритуальный языческий огонь в Таре. Однако Патрик и его спутники зажгли близ столицы огромный костер в честь Пасхи. «Если этот огонь не будет погашен сегодня ночью, – сказали королю жрецы-друиды, – он никогда не угаснет». По приказу короля воины пытались погасить пламя и убить святого, но не преуспели ни в том, ни в другом, поскольку тех охраняла сила Божья. Наутро Св. Патрик в полном облачении и в сопровождении процессии своих спутников направился в Тару. Там он говорил о Боге-Троице, показывая трилистник клевера, чтобы объяснить свою веру ирландцам. Несмотря на сопротивление язычников, верховный король был вынужден дозволить Патрику проповедовать по всей стране. Это был великий день в ее истории. Пророчество друидов сбылось – огонь веры, зажженный Патриком, больше не угасал, а трилистник клевера позже стал одним из символов Ирландии.

Жития и легенды описывают многие другие чудеса, совершенные святым Патриком. Иные верят всем этим историям, иные – не всем, но несомненно одно – Бог всегда сопутствует человеку, который с верой и самоотверженностью посвящает себя исполнению Его воли. Для Бога же, как верил Св. Патрик и как верим и мы, нет ничего невозможного.

Умер Св. Патрик в 461 году, получив прежде из рук спутника-священника Святое Причастие. Говорят, что место его смерти все было окружено поющими птицами, и многие думали, что то были ангелы Божьи, принявшие вид птиц, как это делал приходивший к святому в видениях ангел Виктор.

Как полагают, свою «Исповедь» Св. Патрик составил незадолго до смерти, чувствуя ее приближение. Ее незатейливый слог поможет нам по-настоящему узнать святого Патрика и, по его собственным словам, «понять желание его сердца».

Да благоволит Господь Всемогущий, для Которого нет невозможного, по молитвам Святого Патрика, и в эти дни даровать Своей Церкви святых, служителей и учителей, подобных ему по духу, чтобы они вели людей ко Христу, царствующему со Отцом и Святым Духом во веки веков. Аминь.

К примеру, однажды он был в гостях в доме у вождя одного клана, принявшего истинную веру вместе со своими домочадцами. Юный Бенигнус (Бенен), сын вождя, был особенно пленен учением Евангелия и кротостью святого. Когда Св. Патрик спал, он, собрав благоухающие цветы, окружил ими его ложе. С разрешения отца, он последовал за святым, и всегда был при нем, став его учеником, а после смерти святого – наследником его епископской кафедры.

Христианское служение

С момента сна жизнь Патрика озарила священная служба, которую в «Исповеди» описывает крайне скупо. Мужчина заступил на службу в церковь в сане дьякона, а в планах было стать епископом. Много путешествовал по свету, обучаясь в монастырях. В 432 году Патрик в одеянии и с полномочиями епископа вернулся в Ирландию, как того и просил ангел. Миссия священника заключалась в том, чтобы проповедовать Евангелие язычникам и христианизировать страну.

Кто такой Святой Патрик в день праздника, которого, пиво льется рекой

На счету Патрика тысячи крещений и исповедей. В церковь потянулись люди из низших слоев общества, паства в основном состояла из рабов, молодых людей и женщин. В списке достижений святого от 300 до 600 храмов, которые он основал по всей Ирландии.

Мужчина кается в рукописной биографии о взятках в виде подарков, которые сыпал как из рога изобилия к ногам правителей и судей в тех местах, где удавалось побывать в образе миссионера. Причем сам мзду не брал. Не везде священника принимали гостеприимно, однажды вместе с единомышленниками угодил в тюрьму и сидел в кандалах.

Жизнь Патрика окутана легендами. Одно из преданий гласит, что во время миссионерского похода около озера священник повстречал королевских наследниц Этне и Фелем. Услышав подробности о Боге, девушки захотели креститься, а после обряда тут же пожелали причаститься – настолько велико было желание поскорей увидеть всевышнего. Однако как только Патрик провел обряд, дочери короля пали замертво. Позднее сестер канонизировали.

В другом предании рассказывается о том, что Патрик очистил Ирландию от змей. Историки уверены, что легенду стоит трактовать как аллегорию – под гадами подразумеваются поклонники язычества. Неотъемлемой частью образа святого стал клевер, и тоже благодаря преданию: на примере трилистника Патрик объяснял народу идею Святой Троицы.

Святого Патрика уважают за многие деяния, которые он совершил во имя укрепления христианства в Ирландии, однако миссионером-первопроходцем мужчину не считают. До этого священника в страну пробирались и другие христиане, еще на век раньше. Причем с юга, а не с севера, как Патрик. Например, здесь побывал римский епископ Палладий, которому не посчастливилось обратить достаточно народа в истинную веру – тяжело заболел и спешно уехал на родину.

Историки предполагают, что учения Патрика повлияли и на христианизацию Руси, церковь этого святого добралась до русских земель через варягов.

Детство и юность

Ранняя биография святого Патрика загадочна и туманна, основана на его собственных мемуарах, а так же состоит из предположений и домыслов историков. Точное место рождения, впрочем, как и год, так и не удалось установить (годы жизни приходятся на середину V века). В «Исповедях» мужчина упоминает местечко Баннавем и Вентре.

Кто такой Святой Патрик в день праздника, которого, пиво льется рекой

Английский ученый Чарльз Томас предположил, что это британское селение на землях, колонизированных римлянами. Известно, что отец Патрика Кальпурний – римский офицер-чиновник, по совместительству дьякон. Дед Потит тоже служил священником.

Партик под именем Магон родился в зажиточной семье, которая имела загородную усадьбу и даже рабов. Рос с двумя сестрами. В мемуарах признается в собственной необразованности, впрочем, по обилию ошибок в произведениях, написанных на латинском языке, и так это понятно. Но кое-где мужчина вдруг говорит о блестящем образовании, полученном в отцовском доме.

В 16 лет юноша разделил рабскую долю с тысячами соотечественников. Патрика украли из родного дома и отвезли в Ирландию, где заставили пасти стада овец. Кто именно похитил ребенка – тоже тайна: возможно, разбойники, ходившие под флагами ирландского короля Ниалла, или же выходцы из Шотландии и скотты, представители кельтских племен.

Хозяин дал будущему священнику кличку, назвав того Patricius, что означает «знатный человек, патриций». С тех пор мужчина больше не вспомнил о прежнем имени, всю жизнь пронеся на себе «клеймо» унижений плена, что вполне объяснимо. В неволе поверил в истинного Бога, воздавал хвалы всевышнему днями и ночами напролет – якобы читал по 100 молитв на дню. Имя стало как бы отправной точкой на пути к религии.

Однажды молодому человеку приснился сон, в котором голос сулил скорое возращение на родину. Здесь духовная биография святого перекликается с мотивами из приключений ветхозаветного Моисея. Патрик решился на побег, добравшись до моря, увидел корабль. С трудом, но капитан согласился взять на борт безденежного путника и не пожалел – по дороге благодаря искренним молитвам Бог послал экипажу пропитание из стада свиней и меда.

По неизвестным причинам Патрик вновь попал в рабство к племенам пустыни, теперь всего на 60 дней. С немалым трудом юноша добрался до дома, где во сне его призвал вернуться в Ирландию некий ангел:

«Святой брат, мы умоляем тебя, приди и обрати нас».

Смерть

Загадочный христианский герой, конечно же, и умер при неясных обстоятельствах. Легенды гласят, что священник, предчувствуя смерть, забрался на вершину горы Крох и просидел там 40 дней и столько же ночей. За сутки до кончины Патрик исповедовался у епископа, а заодно сбросил с горы колокол с молитвами об укреплении на ирландской земле христианской веры. Призывы услышали ангелы и подхватили колокол.

Камень на предполагаемой могиле Святого Патрика

Одни почитатели святого уверены, что Патрик похоронен в городе Даунпатрик на севере Ирландии. Другие считают, что могилу стоит искать в селениях Соул или Арма. Впрочем, разность позиций объясняется преданием: якобы после смерти мощи святого сложили в телегу, запряженную бешеными быками, и где животные решат остановиться, там и быть могиле. Первую ночь ангелы охраняли захоронение, а вскоре за обладание мощами Патрика развернули бойню два неких народа. Однако война окончилась ничьей, потому как Бог защитил святого, ушедшего на покой.

10 вопросов о святом Патрике

1. Почему все пьют в день святого?

Кто такой Святой Патрик в день праздника, которого, пиво льется рекой

Исаак Крукшенк. Утро Дня святого Патрика. 1803 год National Maritime Museum / Royal Museums Greenwich

С одной стороны, День святого Патрика изначально не был религиозным праздником: его придумали ирландские эмигранты, оказавшиеся в США, чтобы собираться вместе и не забывать о своем происхождении. С другой стороны, в Ирландии с древности было принято бурно отмечать праздни­ки, об этом писали еще в сагах. Известна, например, сага «Опьянение уладов»: ее герой Кухулин пригласил на пир короля Конхобара и запасся пивом — «по 150 бочек пива каждого сорта». О подготовке еды и питья для королевского пира рассказывается и в саге «Пир в Гусиной крепости», да и еще много где. Так что можно сказать, что День святого Патрика 17 марта связан не с религией как таковой, а скорее с архаическими ритуалами, имеющими в первую очередь социальную направленность.

2. Кем Патрик был на самом деле?

Кто такой Святой Патрик в день праздника, которого, пиво льется рекой

Эдвард Реджинальд Фрэмптон. Святой Патрик, приплывший к берегам Ирландии. Около 1912 года © Diomedia

Это очень сложный вопрос. Дело в том, что существуют разные предания о человеке по имени Патрик. Одно рассказывает о юноше из знатной христиан­ской романо-бриттской семьи. Он родился в конце IV века, а в юности был захвачен ирландскими пиратами и попал в рабство. Через шесть лет ему удалось бежать из Ирландии в Галлию, а потом в Рим. Второе — о человеке, который в 432 году начал проповедовать в Ирландии христианство, называя себя епископом (хотя неясно, кто и где его рукоположил). В VII веке появля­ются первые латинские жития Патрика, в которых эти две истории сливаются в одну.

Однако исследователи Ирландской церкви сомневаются в том, что это один и тот же человек. Еще в 1940-е годы историк Томас О’Рахилли выдвинул гипотезу о существовании двух Патриков и предложил называть их Patricius Junior и Patricius Senior (то есть «младший» и «старший»). Это предположение позволяет увязать разброс датировок смерти святого в ирландских анналах — от 461 до 492 года или даже еще позже.

Главным источником биографических сведений о Патрике стала «Исповедь», якобы написанная им самим. Ее ранние редакции не сохранились — только список 630 года, подлинность которого остается под вопросом. В 1905 году ирландский историк Джон Бьюри предположил, что Патрика не было вообще, а его биография — продукт компиляции монахов. В 1962 году вышла работа специалиста по ирландскому праву, филолога и лингвиста Дэниела Бинчи: с его точки зрения, Патрик не только существовал, но и сам написал «Исповедь».

Одним словом, проблема восстановления реальной биографии крестителя ирландцев очень сложна и не имеет однозначного решения. Но в чем-то это не так уж и важно: за много столетий его легендарная биография выстроилась достаточно полно, и ирландцы верят, что благородный юноша действительно вернулся, чтобы вывести народ из тьмы язычества, его посох достался ему прямо от Христа и что именно Патрик изгнал с острова всех змей    Правда, есть и легенды о том, что он на са­мом деле не совсем их изгнал, но велел прятаться в болотах, в горах, в пещерах и не показываться людям до тех пор, пока сохраняется на острове вера в Христа и Патрика..

3. Если Патрик не ирландец, почему он стал символом Ирландии?

Кто такой Святой Патрик в день праздника, которого, пиво льется рекой

Джеймс Бэрри. Крещение короля в Кашеле святым Патриком. 1800–1801 годы National Gallery of Ireland

Потому что он крестил ирландских язычников в христианство. Если верить «Исповеди», рабу Патрику явился ангел и велел бежать из Ирландии: на берегу моря его ждал корабль, отплывающий в Галлию. Ангела послал Бог, который хотел, чтобы юноша крестил ирландцев, поэтому потом Патрик вернулся обратно на остров. Там он занимался тем, что проповедовал христианство, боролся с язычниками-королями, жрецами-друидами, а также учением бри­тан­ского богослова Пелагия, чье учение (а на самом деле ересь) широко рас­пространилась по стране    Пелагий считал, что первородный грех не вли­яет на природу человека и что каждый может общаться с Богом напрямую, без пос­ред­ничества Церкви.. Пелагианство было осуждено на соборе 418 года, а в 431 году папа Целестин отправил в Ирландию епископа Палладия, чтобы вернуть ирландских христиан в лоно Католической церкви. Поэтому все тот же Томас О’Рахилли считал, что Патрик и Палладий — одно лицо. В любом случае именно Патрику, пришельцу извне, отводится роль спасителя народа, избави­теля от тьмы и прочих бед.

4. Когда этот день стал популярным праздником? Какой талантливый маркетолог его придумал?

Кто такой Святой Патрик в день праздника, которого, пиво льется рекой
Парад в честь Дня святого Патрика на Юнион-сквер в Нью-Йорке. 1870-е годыMuseum of the City of New York2 / 4Парад в честь Дня святого Патрика на Пятой авеню. Нью-Йорк, 1907 годLibrary of Congress3 / 4Эрскин Николь. 16, 17 (День святого Патрика) и 18 марта. 1856 годNational Gallery of Ireland4 / 4Празднование Дня святого Патрика. Сидней, 1937 годState Library of New South Wales

Это произошло примерно в середине XVIII века, но не в Ирландии, а в Америке, где было много ирландских эмигрантов, которые начали активно отмечать этот день. До этого дату смерти святого Патрика — 17 марта — помнили лишь в узких церковных кругах. В 1761–1762 годах в нескольких городах прошли парады, и с тех пор День святого Патрика празднуется ирландскими эмигран­тами не только в США, но и в Австралии, Канаде, Новой Зеландии и даже в Аргентине. В саму Ирландию, тогда еще входившую в состав Со­единен­ного королевства, День святого Патрика пришел только в 1903 году: 17 марта было официально объявлено национальным праздником и выходным. А вот первый парад в честь Дня святого Патрика состоялся в Дублине в 1931 го­ду, спустя десять лет после получения страной независимости. В 1990-х нача­лась настоя­щая рекламная кампания по раскрутке святого Патрика. Так что традиция пить именно в этот день темное, тяжелое, крепкое пиво тоже оказалась навязанной сверху (раньше в Ирландии 17 марта, наоборот, закры­вали пабы, чтобы люди пили поменьше). Кто именно все это придумал, неизвестно, но определение «талантливый маркетолог» очень точное.

5. Что говорил про возлияния сам Патрик?

Кто такой Святой Патрик в день праздника, которого, пиво льется рекой

Адриан Колларт. Чудеса святого Патрика. Сцены из жития святого Патрика. 1603 год National Gallery of Ireland

Это неизвестно. Историк-медиевист Дороти Брей в своем «Указателе мотивов ирландских житий» пишет о том, что Патрик превращал воду в вино, ссылаясь на трехчастное житие святого Патрика — «Vita Tripartita». Однако в тексте жития описан несколько другой случай: юный Патрик как-то зачерпнул кувшином воду из реки и превратил ее в мед, который чудодейственным образом излечивал все болезни. Так что определенного ответа на вопрос об отношении святого Патрика к возлиянию не существует. Другое дело — святая Бригитта. Она не просто в большом количестве варила пиво и охотно угощала им всех, но и чудесным образом ускоряла его фермен­тацию, так что процесс, занимавший несколько дней, у нее сводился к одному часу.

6. Почему Патрик ассоциируется с клеверами и лепреконами?

Кто такой Святой Патрик в день праздника, которого, пиво льется рекой

Витраж с изображением святого Патрика, держащего листик клевера, и лепрекона © Jubilee Museum and Catholic Cultural Center, Columbus, Ohio

Практически все христианские праздники связаны с днями, почитаемыми язычниками. Есть ирландская пословица, которую можно перевести примерно так: «Как лосось в середине потока, так и День Патрика в середине весны». Действительно, весна у ирландцев начинается 1 февраля, в День святой Бригитты, когда заметно увеличивается световой день. 17 марта, таким образом, приходится на середину весны, то есть зна­менует поворот к теплу и свету. Клевер — архаический символ, связанный с поклонением солнцу. Условное изображение трилистника можно найти в Ирландии на стенах так называемого Нью-Грейнджа — культовой постройки, возведенной около пяти тысяч лет назад. Чтобы не отказываться от древнего символа, ирландцы его переосмыслили: появилась легенда о том, что с помо­щью трех листов на одном стебле святой Патрик показывал догмат о Троице. Ну а лепроханы, или лепреконы, — это жители леса, которые в теплые дни приходят к людям.

7. Каким проповедником и писателем был Патрик?

Кто такой Святой Патрик в день праздника, которого, пиво льется рекой

Страница манускрипта с «Исповедью» святого Патрика. Арма, около 807 года Trinity College Dublin Library

За годы, проведенные в рабстве у ирландцев, Патрик неплохо изучил местные нравы: став позже проповедником, он действовал довольно умело. Есть преда­ния о соревнованиях Патрика с местными друидами, в которых он справедливо видел главных врагов христианства. Однажды в летний день друиды    Друиды — жрецы у древних кельтских народов. зава­лили поля снегом. Все были потрясены их могуществом. Но Патрик велел убрать снег, потому что посевы погибнут. «Снег сам потом растает», — отве­тили друиды. Тогда Патрик перекрестил поля, и снега не стало. В другой раз друиды надоили от быка ведро молока. Все опять потрясены. Патрик перекре­стил ведро, и все увидели, что это не молоко, а слизь и кровь. Бык же лежал и умирал. Патрик вылил ведро ему на спину, и бык ожил. Иными словами, святой Патрик постоянно демонстрировал свое превосходство над местными магами, и проповедь его была не философской, а наглядной.

Самый известный текст Патрика — латинская «Исповедь», в которой он расска­зывает о своей жизни. И тут перед нами вдруг предстает человек, истерзанный разного рода упреками, подозрениями в воровстве, тщеславии и так далее. Ему постоянно приходится оправдываться. Если верить «Исповеди», его врагами были не только друиды и короли-язычники, но и местные ученые люди, христиане и книжники, для которых Патрик был чужаком.

В «Исповеди» Патрик рассказывает о том, что в юности, еще будучи в Брита­нии, совершил некий грех и рассказал об этом близкому другу. А тот — всем вокруг! Поэтому Патрик кается в том, чего, может быть, никто бы и не узнал. Что это был за грех — неизвестно: возможно, участие в языческих обрядах, возможно, секс, а возможно, он воровал груши, как Блаженный Августин. В любом случае упоминание юношеского греха неслучайно: это обязательный эпизод в жанре исповеди.

8. Этот день — низовая культура или Джойс тоже уважал Патрика?

Кто такой Святой Патрик в день праздника, которого, пиво льется рекой

Празднующие Блумсдей. 1962 год

Вероятно, Джойс относился к Патрику без особой симпатии, так как вообще плохо относился к Церкви и предпочитал его дню придуманный им Блумсдей, или День Блума    16 июня 1904 года Джойс познакомился со своей будущей женой Норой и позже увеко­вечил этот день в «Улиссе». Уже в 1924 году поклонники Джойса начали отмечать Блумс­дей, воспроизводя путь героя романа Лео­польда Блума по Дублину., героя романа «Улисс» (1922). При этом не нужно считать День святого Патрика низовым праздником: как мы уже говорили выше, это не фольклорный праздник, а праздник, спущенный сверху и не существовав­ший в народной традиции.

9. Какие в современной Ирландии есть места для почитания святого Патрика?

Кто такой Святой Патрик в день праздника, которого, пиво льется рекой
В первую очередь это Армаг — монастырь в Северной Ирландии, по преданию основанный Патриком в 444 году. Конечно, тут не обошлось без возникших позже легенд и преданий. Получив от местного правителя землю для основа­ния монастыря, Патрик якобы стал ждать знака, который указал бы ему конкретное место. И знак был послан. Патрик увидел смертельно раненого олененка, который вдруг ожил и встал. Так стало понятно, что это место не простое, а особое.

Другое место почитания — город Даунпатрик, где, по одной версии, находится могила Патрика. Также существует традиция подниматься на холм Кро-Патрик в Северной Ирландии, где святой пас овец (впрочем, точной информации, что это происходило именно там, нет).

Вообще фольклорная традиция с легкостью навешивает ярлык «Здесь был Патрик» на любое чем-то интересное место. Назовем еще два, хотя на самом деле их больше. Одно из них находится в Северной Ирландии и называется Струэлл-Уэллс. Еще в языческие времена там были священные источники, и Патрик понял, что не сможет запретить людям почитать эти воды. Тогда он решил освятить их: три ночи подряд обнаженный Патрик лежал в ледяной воде и пел псалмы, потом ненадолго вылезал, садился на каменный стул, дремал и вновь погружался в ледяную воду. Долгое время это место было культовым: счита­лось, что посещение источника и сидение на кресле святого Патрика, то есть на куске скалы странной формы, исцеляет больных. При этом интересно, что пик паломничества приходится вовсе не на 17 марта, а на 21 июня, языческий день летнего солнцестояния. Так повелось с древ­ности: в этот день было принято приходить к священному источнику.

Другое место — монастырь и замок Кашел в провинции Манстер. Там находит­ся камень-плита, на котором, по преданию, Патрик крестил короля Энгуса. Святой случайно проткнул концом посоха стопу короля, и камень был залит кровью, следы которой видны до сих пор. Во время совершения обряда Патрик смотрел королю в глаза и не заметил, что тот ранен. Позже Патрик спросил Энгуса: «Почему ты не сказал, что истекаешь кровью?» — «Я думал, это часть ритуала», — ответил король.

10. Как принято изображать святого Патрика?

Кто такой Святой Патрик в день праздника, которого, пиво льется рекой

В середине изображен святой Патрик в тиаре и с посохом

Первые изображения Патрика датируются X–XI веками: это барельефы на монастырских стенах. Уже к этому времени сложился особый канон изображения святого Патрика: в епископской тиаре и обязательно с посохом, который, согласно преданию, достался ему непосредственно от Христа. Иногда у ног святого изображена поверженная змея. Позднее появился другой канон, не вытеснивший ранний, но дополнивший его: юный Патрик с непременным посохом сидит на камне среди овец. Позже появились шутливые фигурки разных размеров, которые продают к 17 марта: Патрик похож на Деда Мороза — с большой бородой, добрым лицом и по-прежнему с посохом.

День Святого Патрика. Что нужно знать, чтобы почувствовать себя ирландцем?

Всегда хотели побывать в Ирландии? Что же, в марте это желание довольно легко исполнить! Просто зайдите 17 марта в любой ирландский паб, и вы сможете на себе прочувствовать все прелести ирландской ночной жизни. Почему именно 17 марта? Дело в том, что каждый год именно 17 марта отмечается День Святого Патрика — Saint Patrick’s day. Ну а для того, чтобы празднование не превратились в банальные посиделки, мы предлагаем ознакомиться с полезной английской лексикой для этого праздника.

История Дня Святого Патрика

Итак, по сути, St. Patrick’s day – это культурный праздник, который отмечается в день смерти святого Патрика (небесного покровителя Ирландии). Этот день символизирует принятие христианства в Ирландии. Считается, что Святой Патрик является на только покровителем Ирландии, но и родоначальником Ирландской литературы.

Где бы в этот день, 17 марта, не находился ирландец, он обязательно будет отмечать свою принадлежность к этому славному народу. Хотя это и христианский праздник, который зачастую попадает на пост перед Пасхой, в этот день даже церковью сделаны послабления на употребления алкоголя. Ведь действительно, истинный ирландец должен выпить за свою Родину!

Кто такой Святой Патрик в день праздника, которого, пиво льется рекой

Как празднуется St. Patrick’s day?

В День Святого Патрика проводятся церковные службы, парады и фестивали. Так что каждый любитель Ирландии может выбрать себе времяпрепровождение по душе.
Но не думайте, что массово этот день празднуют только в Ирландии. Во многих городах и странах проводятся парады и вечеринки. К примеру, в Канаде, проходит один из самых больших парадов в Северной Америке. А в Чикаго (США) в St. Patrick’s day даже красят воду главной реки города цвет праздника — зеленый. Этот день также активно отмечают в Аргентине, США, Великобритании, Японии, Швейцарии — везде, где представлена ирландская диаспора.

За несколько недель до праздника в магазинах можно купить и зеленые футболки со смешными надписями, и зеленые шляпы. Даже появляется еда зеленого цвета, которая в нормальной жизни никогда не бывает такого оттенка (к примеру, печенья с зеленой глазурью).

Кто такой Святой Патрик в день праздника, которого, пиво льется рекой

Река в Чикаго на День Святого Патрика

Символы Дня Святого Патрика

Довольно общей информации! Давайте обратимся к английскому языку и узнаем, какие слова крепко связаны с этим днем.

Конечно же, как и у любого особого дня, у данного праздника есть свои символы и слова-ассоциации, названия которых не часто встретишь в повседневной речи.

Особые символы St. Patrick’s day

Shamrock – трилистник

Этот растение является символом Ирландии. Данная трава заслужила подобную честь, так как считается, что именно ее использовал Святой Патрик, когда объяснял основную концепцию Trinity (Троица).

Поэтому, иногда этот праздник называют Shamrock Day. Не удивляйтесь, если празднующие ирландцы будут говорить что-то типа «Happy Shamrocks» или “have a sham-rocking day”.

Кстати, в сленге этот праздник могут еще называть и St. Paddy’s day, так как Paddy – это сокращенная версия имени Patrick. И тут нет ничего странного, ведь изначально это имя писалось как Pádraig. Иногда можно встретить и сокращения типа St. Patty’s day, но это не совсем правильно. Ведь имя Patty – это краткий вариант от Patricia, и ей точно далеко до Патрика.

Leprechaun – лепрекон; эльф, который всегда носит кошелек с деньгами

Этот персонаж один из представителей ирландского фольклора. Поэтому не удивительно, что в этот день он является своеобразным символом праздника. Невысокие пожилые человечки, одетые во все зеленое, известны тем, что они могут исполнять желания или одаривать золотом.

Ceilidh /ˈkeɪli/ — кейли, традиционные групповые танцы Ирландии и Шотландии

Это слово употребляется в английском языке не только, когда речь заходит о танцах. В определенном контексте ceilidh обозначает ирландскую вечеринку с музыкой и танцами. Изначально слово «кейли» как раз-таки и означало слова «праздник» и «вечеринка».

Кто такой Святой Патрик в день праздника, которого, пиво льется рекой

Bagpipe – волынка

Именно инструмент под таким называнием используется для того, чтобы исполнять национальную ирландскую музыку, без которой не обходится ни одно празднование.

Donnybrook – шумная ссора, драка

Изначально слово Donnybrook отсылает нас к району в городе Дублин. Но если мы капнем чуть глубже, то узнаем, что именно так в сленге называется «шумная ссора». Интересно, почему именно этот район Дублина так прославился?

Повседневные слова как символы Дня Святого Патрика

У каждого праздника есть какие-то свои символы, которые мы запросто можем встретить и в обычный день. Но именно в день празднования они приобретают особый смысл. Что же за простые символы могут быть у Дня Святого Патрика?

Emerald green – изумрудно-зеленый

Как мы уже знаем, зеленый – это цвет St. Patrick’s Day. Но считается, что самым правильным зеленым будет как раз насыщенно-зеленый, или как его называют — изумрудно-зеленый (Emerald – изумруд)

Four-leaf clover – четырехлистный клевер

По поверью, именно такой клевер (clover) и приносит удачу. Так что 17 марта вы можете увидеть много изображений этого растения. Ведь в нем сочетается все: и нужный цвет, и похожесть на символ Ирландии, и символ удачи.

Luck – удача

Считается, что ирландцы – чрезвычайно удачливый народ. Не зря даже есть выражение “luck of the Irish”, которое означает «очень удачливый». Наверное, этому народу действительно покровительствуют лепреконы. Откуда же пошло это выражение? Говорят, что во время «золотой» и «серебренной» лихорадки в XIX веке самыми счастливыми золотоискателями были как раз ирландцы (ну или ирландцы американского происхождения). Вот это выражение “luck of the Irish” и закрепилось в языке с тех пор.

Кто такой Святой Патрик в день праздника, которого, пиво льется рекой

Пусть удача ирландцев скрывается под вашем килтом

Rainbow – радуга

Если верить мифам, то покровители Ирландии, лепреконы, прячут горшочек с золотом (pot of gold) в самом конце радуги. Не удивительно, что и сама радуга, и горшочек с золотом являются одним из символов Дня Святого Патрика.

Почувствовали себя ирландцем? Чтобы окончательно проникнуться духом страны, мы предлагаем вам одеться во все зеленое и направиться 17 марта в ирландский бар. Там вы сможете не только хорошенько попрактиковать язык с ирландской коммуной, но и хорошо провести время. А наша статья о барной лексике, точно вам в этом поможет.

Кто такой Святой Патрик в день праздника, которого, пиво льется рекой

Это хорошо, что вы зеленый в День святого Патрика

Неофициально ирландцы отмечают День Патрика с IX-X веков. Лишь в XVII веке день был отмечен как праздник в церковном календаре. Патрика почитают в католицизме, англиканской, лютеранской, пресвитерианской церквях, а также в некоторых православных общинах. Сегодня 17 марта является государственным праздником в Ирландии, Северной Ирландии и в провинциях Канады Ньюфаундленд и Лабрадор.

Кто такой Святой Патрик в день праздника, которого, пиво льется рекой

Во многих странах мира этот день становится праздником Ирландии и ирландской культуры. Цвет настроения – зеленый! В крупных городах проводятся парады, устраиваются театрализованные представления, играет ирландская фолк-музыка, люди одеваются в зеленую одежду, путешествуют от одного питейного заведения к другому. Отмечает День даже британская королевская семья – конечно, в пабах, конечно, с бокалом пива!

Кстати, самый первый парад в честь Дня святого Патрика был проведен в американском городе Бостон в 1937 году. С тех пор он проходит здесь регулярно. Крупнейшие парады организовывают в Дублине, Нью-Йорке, Лондоне. В Чикаго в День святого Патрика городскую реку красят в зеленый цвет.

17 марта считается днём его смерти святого. Место гибели и захоронения Патрика неизвестны. По легенде, повозку с телом святого были впряжены два неукрощённых быка, и похоронен он был там, где они остановятся. Ориентировочно это произошло в Даунпатрике (Северная Ирландия).

Закончить хочется еще одной ирландской мудростью: «Одно пиво – не пиво. Два пива – полпива. Четыре пива – одно пиво. Одно пиво – не пиво!»

Sláinte! – За наше здоровье!