Что такое Святость для христианина

Сначала «святыми» называли всех ранних христиан. Это видно из Первого Послания Павла к Коринфянам, где говорится: «освящены через имя Господа Иисуса Христа и через Духа нашего Бога».

Святыми были христиане, пытающиеся выполнить обязательное требование святости в послушании Богу и любви к ближним тогда соседям коринфян, фессалоникийцам. Но постепенно взгляды на «святость» изменились. «Святыми» стали называть сены члены различных сект. Это было с Оливером Кромвелем в Англии XVII века и заканчивая современными мормонами с XIX по XXI век.

Но когда же было изменено значение «святого» в христианстве? Это случилось во время гонений на христиан в Римской империи. Апостол Павел считал святыми всех христиан. Но хотя среди них было не так много мудрых, благородных и сильных. Мученик стал синонимом слова «святой». Почитание их началось из-за веры в то, что мученики после смерти поднимались сразу на небо.

Люди считали, что их заступничество перед Богом более эффективно. Мученики находятся в небесах на особом положении. Их место сразу под алтарём Бога. Когда гонения христиан прекратились, установилось почитание исповедников. Это были те люди, кто не отрицал свою веру во Христа, но не принял мученическую смерть ради Него. Ими стали первые Папы, епископы, ранние отцы Церкви и отшельники-аскеты. Все они вели богоподобную жизнь. В Церкви «Святыми» стали называть тех христиан, кто отличался духовной чистотой и мученической преданностью Христу.

В Православной Церкви Святые были харизматическими фигурами. В них прообраз Христа отражался в различных образах. Поэтому их почитание в Православной Церкви было основано в большей степени на идее того, что Святые давали наглядный пример праведной христианской жизни, святости. Но в Римско-католической Церкви преобладало культовое почитание Святых, как покровителей. Католики считали, что функция покровителей заключается в том, что Святые – это помощники для страждущих.

На протяжении XII – XIII веков у католиков почитание Святых перешло под контроль Папства. Это установило процесс канонизации, который называется каноническим законом. После этого Святые стали доминировать в церковном календаре. Там были записаны имена Святых, признанных Церковью. Они соответствовали определённым дням года. Святых почитают молитвами заступничества в определённые дни, к которым те относятся. В молитвах упоминаются их дела и чудеса.

Святость свойственна тем людям, кто следовал нравственной цели общего характера. Святые стремились подражать нравственному совершенству Бога. Но в Православии святость – это не только нравственное совершенство. Это внутреннее преображение и восстановление первозданной природы, освобождение. Под святостью понимается чистота сердца и стяжение благодати. Поэтому человек, преодолевший свои слабости и недостатки, может стать святым. Безгрешным был только Иисус Христос.

Многие христианские подвижники стали Святыми. Большинство из них приняли мученическую смерть и страдания за веру. Когда их почитают на земле, то это значит, что их признают их земное предназначение. В истории Церкви имеется большое количество примеров, когда её служители подвергались жестоким гонениям. В языческие времена появились первые Святые Мученики.

Когда Папой Римско-католической Церкви стал Павел VI, то он постарался уменьшить почитания Святых. Папа хотел подчеркнуть идею их исторической образцовости. Им были удалены некоторые имена из календаря Святых. Исключил он и Святого Христофора.

Такие меры не оказали большого влияния на благочестие. Другой Папа, Иоанн Павел II уважал указания Второго Ватиканского Собора. Но он выразил уважение к некоторым формам преданности, которые реформаторы хотели вытеснить. Иоанн Павел II уважал традиционное почитание Святых. Это он подтверждал своими деяниями: этот Папа канонизировал гораздо больше Святых, чем его предшественники.

Во времена ранней Церкви почитание Святых проходило только у мест их захоронений. Но постепенно культ Святых Мощей стал переходить и на другие области. Мощи Мученика Поликарпа, принявшего смерть в 155 году, были дороже золота и драгоценных камней. Они нуждались в особой защите.

Так мощи Святых переносились в храмы. Святые становились покровителями городов, областей, гильдий, классов. Многие Ордена Римско-католической Церкви имеют своего Святого Покровителя. Его присутствие в храме представляется определённой реликвией.

Святые также стали покровителями имён. И в Римско-католической, и в Православной Церкви младенцы во время крещения часто получали имя Святого, чей праздник отмечался в день крещения ребёнка. В результате этого человек получал на всю жизнь заступника, соединённого с ним через имя. Именины были более важным праздником, чем день рождения. Они имели большее значение для судьбы верующего.

Реформация в целом не отрицала Святых и их силу, данную Богом, но она устраняла почитание их изображений и реликвий, связанных с ними. Это проявилось в Протестантской Церкви. Лютер заявлял, что все верующие являются святыми.

Таким образом во времена преследования Реформации произошло развитие нового Святого идеала в радикальных сектах. В прошлом веке архиепископ из Швеции Натан Сёдербл попытался выработать новое понимание святости. Это привело к новому открытию святых в мире протестантов. В наши дни в католицизме делается акцент на харизматических аспектах святых. Они стали образцами духовной святой христианской жизни.

Во времена СССР, особенно в раннем периоде, было масштабное гонение на Церковь и религию в целом. Это походило на гонения ранних христиан. Были разрушены храмы, а священники расстреляны или сосланы в лагеря. Так появились новомученики, которых прославляют в наши дни. Эти Святые пострадали за веру. В связи с их мученической смертью в церковном календаре тоже установлены даты памяти.