Священным Писанием, или Библией, называется собрание книг, написанных пророками и апостолами, как мы верим, по вдохновению Духа Святого. Слово «Библия» – греческое, означает – «книги». Главной темой Священного Писания является спасение человечества Мессией, воплотившимся Сыном Божиим Господом Иисусом Христом. В Ветхом Завете говорится о спасении в виде прообразов и пророчеств о Мессии и о Царствии Божием. В Новом Завете излагается само осуществление нашего спасения через воплощение, жизнь и учение Богочеловека, запечатленное Его Крестной смертью и Воскресением.

Содержание

Что такое Ветхий Завет

Ветхий Завет – это название первой части христианской Библии (Священного Писания). В отличие от второй части, Нового Завета, он был написан до рождения Христа. Главный смысл Библии в целом — освобождение человечества от греха и смерти через воплощение (принятие на Себя человеческой природы) Сына Божьего.

В Ветхом Завете пророчествами и прообразами предсказан приход Мессии. Люди, пока только в пределах одного еврейского народа, подготавливаются к Пришествию Бога на землю. Ветхий Завет составляет также священные тексты иудаизма. Новый же Завет повествует непосредственно о спасении человечества Христом через Его воплощение, земную жизнь, учение, смерть на Кресте и Воскресение.

О чем написано в Ветхом Завете, кроме пророчеств о событиях на земле

Свиток Торы (Ветхий Завет)Всё Священное писание является Богооткровенным. Оно было написано и составлено избранными людьми под вдохновением Святого Духа. Кто написал Ветхий Завет? Господь призвал к этой священной миссии людей из самых разных слоёв общества. Откровение Божие приходило в мир и через простых пастухов (пророк Амос), и через могущественных царей (Соломон). Однако всех их объединяет духовная близость и открытость Творцу и ревностное служение Ему.

При этом важно понимать, что Священное Писание не было в готовом виде “спущено” или надиктовано свыше. Оно является результатом совместного творчества Святого Духа и человека. Поэтому в тексте Библии прослеживаются индивидуальные черты её авторов.

Почему Ветхий Завет так называется

Понятие «завет» (оригинальное еврейское слово – «берит») в христианстве означает союз, договор между Богом и человеком с целью спасения последнего. За время существования человечества было заключено несколько таких заветов. Союзы, заключённые в дохристианскую эпоху, в совокупности именуются Ветхим Заветом.

Первый завет был заключен в раю между Творцом и Адамом. Всевышний благословил человека владычествовать над природой: «Пло­ди­тесь и раз­мно­жай­тесь, и напол­няй­те зем­лю, и обла­дай­те ею» (Быт. 1:28). Господь запретил лишь вкушать плоды с древа познания добра и зла (Быт. 2:16-17). Адам и Ева ослушались Бога и тем самым расторгли союз с Ним. Грехопадением человек лишил себя рая и впустил в своё бытие зло, страдания и смерть.

Все последующие дохристианские заветы (с Ноем, Авраамом, Моисеем и т.д.) должны были подготовить человека к приходу Иисуса Христа – Искупителя первородного и всех остальных наших грехов. Важнейшей составляющей Ветхого Завета являются данные Богом пророку Моисею 10 заповедей. Они стали морально-нравственным ориентиром для всего человечества.

Итак, первая часть Священного Писания именуется Ветхим Заветом, поскольку она повествует о старом соглашении Бога и человека, об истории сохранения этого союза. Искупление Христом грехов человечества положило начало Новому, последнему Завету, который продлится до конца времён. Старые Заветы заключались с пророками, царями, избранным еврейским народом. Новый же заключён со всем человечеством. Благодаря Спасителю каждый из нас через Святое Крещение может стать участником Нового Завета для обретения Вечной Жизни.

Канон Ветхого Завета

В настоящее время существуют три канона Ветхого Завета, отличающиеся по составу и происхождению:

  1. Иудейский канон (Танах), сформировавшийся до новой эры в иудаизме;
  2. Христианский канон, основанный на александрийской версии иудейского канона (Септуагинта) и принятый в Православной и Католической Церквях;
  3. Протестантский канон, возникший в XVI веке и занимающий промежуточное положение между первыми двумя.

В истории формирования канона Ветхого Завета очевидным образом выделяются два этапа: формирование канона в иудейской среде и принятие этого канона христианской Церковью.

Иудейский канон

Иудейский канон подразделяется на три части в соответствии с жанром и временем написания тех или иных книг.

  1. Закон или Тора , включающая Пятикнижие Моисеево
  2. Пророки или Невиим , включающие, кроме пророческих, некоторые книги, которые сегодня принято считать историческими хрониками. Невиим подразделяются, в свою очередь, на три раздела.
    • Древние пророки: книги Иисуса Навина, Судей, 1 и 2 Самуила (1 и 2 Царств) и 1 и 2 Царей (3 и 4 Царств)
    • Поздние пророки, включающие 3 книги «больших пророков» (Исайи, Иеремии и Иезекииля) и 12 «малых пророков». В рукописях «малые пророки» составляли один свиток и считались одной книгой.
  3. Писания или Ктувим , включающие произведения мудрецов Израиля и молитвенную поэзию. В составе Ктувим выделяется сборник «пяти свитков», включающий книги Песнь песней, Руфь, Плач Иеремии, Екклесиаст и Есфирь, собранные в соответствии с годичным кругом чтений в синагоге.

Первые буквы названий этих трёх частей Писания (Тора, Невиим, Ктувим) в составе иудейского канона составляют слово ТаНаХ. Иудейская традиция часто именует книги по их первому слову.

Деление Танаха на три части засвидетельствовано многими древними авторами на рубеже нашей эры. Упоминание о «законе, пророках и остальных книгах» (Сир.1:2) мы обнаруживаем в книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова, написанной около 190 г. до н. э. Евангелист Лука в последней главе своего Евангелия приводит слова Иисуса: «надлежит исполниться всему, написанному о Мне в Законе Моисеевом и в Пророках и Псалмах» (Лк.24:44). Однако в большинстве случаев евангелисты используют выражение «закон и пророки». Три раздела Танаха называют также Филон Александрийский (ок. 20 до н. э. — ок. 50 н. э.) и Иосиф Флавий (37 н. э. — ?).

Условно книги Судей и Руфь, Иеремии и Плач Иеремии, Эзры и Неемии попарно считаются как одна книга по общему автору, так что общее число книг Танаха приравнивается к 22, по числу букв еврейского алфавита. Многие древние авторы насчитывают в Танахе 24 книги. Все книги иудейского канона изначально были общепризнанными во всех христианских общинах.

Александрийский канон (Септуагинта)

Александрийский канон Ветхого Завета (Септуагинта) был принят на рубеже нашей эры у евреев Александрии и лёг в основу христианского канона Ветхого Завета (это касается как текста, так и состава и рубрикации книг). Он заметно отличается от иудейского Танаха как по составу книг, так и по их расположению и отдельным текстам. Необходимо иметь в виду, что текстуально александрийский канон основан на иной, не протомасоретской, версии оригинального текста. Нельзя исключить также и то, что дополнения в нём могут иметь христианское происхождение.

После разрушения Второго Храма александрийский канон не был принят иудаизмом и сохранился только в списках христианского происхождения.

Структурно александрийский канон отличается тем, что книги Невиим и Ктувим перераспределены между разделами в соответствии с иным, чем в Танахе, представлением о жанрах. Это 39 книг, которые представляют собой следующие разделы:

  1. Законоположительные книги (Пятикнижие) (Быт-Втор)
  2. Исторические книги (Нав-Есф)
  3. Учительные (поэтические) книги (Иов-Песн)
  4. Пророческие книги (Ис-Мал)

Кроме того, добавлены к канону целиком или существенно текстуально дополнены ряд книг. Так, 2 Пар включает часто употребляемую в восточнохристианском богослужении молитву Манассии (2 Пар. 36:24 слл). В книге Есфирь добавлены Пролог (следут перед 1-й главой книги), список указа Артаксеркса об уничтожении иудеев (следует между 13-м и 14-м стихом 3-й главы книги), молитва Мардохея и Есфири (следует в завершении 4-й главы книги) и список 2-го указа Артаксеркса, отменяющий его первый указ (следует между 12-м и 13-м стихом 8-й главы). В книге пророка Даниила добавлены: песнь 3-х отроков в пещи (следует между 23-м и 24-м стихами 3-й главы, соответствует 24-91 стиху в русском полном Синодальном переводе) и 2 дополнительные главы — 13-я о Сусанне и 14-я о Виле и драконе. Целиком отсутствуют в еврейской Библии книги Товита и Иудифи, Премудрости Соломоновой и Премудрости Иисуса, сына Сирахова, пророка Варуха и Послание Иеремии, а также 2 книги Ездры. Некоторые списки Септуагинты включают также 1 и 2 книги Маккавейские.

Православная Церковь в составе «Ветхого Завета» насчитывает 39 канонических и 11 неканонических книг, отличаясь этим от Римско-Католической Церкви, насчитывающей в своей Вульгате 46 канонических книг (включая книги Товит, Иудифь, Премудрость Соломона и 2 кн. Маккавейские).

Протестантский канон

В эпоху Реформации господствующее на Западе представление о каноничности и авторитете библейских книг подвергается радикальному пересмотру. Якоб ван Лисвельдт (Jacob van Liesveldt) в 1526 г. и Мартин Лютер в 1534 г. издают Библии, в которых включают в Ветхий Завет только книги иудейского канона. Не входящие в иудейский канон книги получают в протестантской традиции название апокрифы — термин, закреплённый в восточнохристианской традиции за поздней (II в. до н. э. — I в. н.э) литературой, никогда не входившей в александрийский и христианский каноны.

Книги Ветхого Завета

О чем написано в Ветхом Завете, кроме пророчеств о событиях на земле

Книги Ветхого Завета Русское
название
Латинское
название
Греческое
название
Рус.Англ.Оригинальное
название
Книга БытиеGenesisΓένεσιςБыт.Genבְּרֵאשִׁית
Книга ИсходExodusἜξοδοςИсх.Exשְׁמוֹת
Книга ЛевитLeviticusΛευϊτικòνЛев.Levוַיִּקְרָא
Книга ЧислаNumeriἈριθμοὶЧис.Numבְּמִדְבַּר
ВторозакониеDeuteronomiumΔευτερονόμιονВтор.Deutדְּבָרִים
Книга Иисуса НавинаIosueἸησοῦςНав.Joshיְהוֹשֻׁעַ
Книга Судей ИзраилевыхIudicumΚριταὶСуд.Judgשׁוֹפְטִים
Книга РуфьRuthΡοὺθРуф.Ruthרוּת
1-я Книга ЦарствI SamuelisΒασιλειων Α’1Цар1Samשְׁמוּאֵל א׳
2-я Книга ЦарствII SamuelisΒασιλειων Β’2Цар2Samשְׁמוּאֵל ב׳
3-я Книга ЦарствI RegumΒασιλειων Γ’3Цар1Kingsמְלָכִים א׳
4-я Книга ЦарствII RegumΒασιλειων Δ’4Цар2Kingsמְלָכִים ב׳
1-я ПаралипоменонI ParalipomenonΠαραλειπομένων Α’1Пар1Chronדִּבְרֵי הַיָּמִים א׳
2-я ПаралипоменонII ParalipomenonΠαραλειπομένων Β’2Пар2Chronדִּבְרֵי הַיָּמִים ב׳
Книга ЕздрыEsdraeἚσδραςЕздEzraעֶזְרָא
Книга НеемииNehemiaeΝεεμιαςНеемNehנְחֶמְיָה
Книга ЕсфирьEstherἘσθὴρЕсфEstherאֶסְתֵּר
Книга ИоваIobἸῶβИовJobאִיּוֹב
ПсалтирьPsalmorumΨαλμοὶПс / ПсалPsתְּהִלִּים
Книга притчей СоломоновыхProverbiorumΠαροιμιαιПритProvמִשְׁלֵי
Книга ЕкклесиастаEcclesiasticusἘκκλησιαστὴςЕккEcclesקֹהֶלֶת
Песнь песней СоломонаCanticum CanticorumᾎσμαПеснSongשִׁיר הַשִּׁירִים
Книга Пророка ИсаииIsaiaeἨσαΐαςИс / ИсаиIsיְשַׁעְיָהוּ
Книга Пророка ИеремииIeremiaeΙερεμίαςИерJerיִרְמְיָהוּ
Плач ИеремииLamentationesΘρῆνοιПлачLamאֵיכָה
Книга Пророка ИезекииляEzechielisἸεζεκιὴλИезEzekיְחֶזְקֵאל
Книга Пророка ДаниилаDanielisΔανιὴλДанDanדָּנִיֵּאל
Книга Пророка ОсииOseeὩσηὲОсHosהוֹשֵׁעַ
Книга Пророка ИоиляIoelἸωὴλИоилJoelיוֹאֵל
Книга Пророка АмосаAmosἈμὼςАмосAmosעָמוֹס
Книга Пророка АвдияAbdiaeἈβδιοὺАвдObadעֹבַדְיָה
Книга Пророка ИоныIonaeἸωνᾶςИонаJonיוֹנָה
Книга Пророка МихеяMichaeaeΜιχαίαςМихMicמִיכָה
Книга Пророка НаумаNahumΝαοὺμНаумNahumנַחוּם
Книга Пророка АввакумаHabacucΑμβακοὺμАввHabחֲבַקּוּק
Книга Пророка СофонииSophoniaeΣοφονίαςСофZephצְפַנְיָה
Книга Пророка АггеяAggaeiἉγγαῖοςАггHagחַגַּי
Книга Пророка ЗахарииZachariaeΖαχαρίαςЗахZechזְכַרְיָה
Книга Пророка МалахииMalachiaeΜαλαχίαςМалMalמַלְאָכִי

Значение пророчеств

Река времени стремительно несет наш жизненный челнок к безбрежному океану вечности. Что человека ждет впереди — никто не знает — ни люди, ни бесы, ни даже ангелы — только один Бог! Некоторые люди пытаются проникнуть в тайну будущего, обращаясь к гороскопам, гаданию, колдовству, суеверным приметам и другим греховным и суетным средствам, запрещенным Священным Писанием (Лев. 19:31 и 20:6, Втор. 18:10-13, Иер. 27:9-10). То, что нам полезно знать относительно нашего будущего, Бог уже открыл через Своего Единородного Сына и через Своих избранников — пророков и апостолов.

Все книги Священного Писания в той или иной степени содержат в себе пророчества. Однако некоторые книги в Библии преимущественно говорят о событиях будущего и поэтому именуются пророческими. В ветхозаветной части Библии мы находим шестнадцать пророческих книг, в новозаветной — одну: Апокалипсис. К ветхозаветным пророческим книгам относятся следующие: книга пророка Исаии, книга пророка Иеремии, книга пророка Иезекииля, книга пророка Даниила и книги пророков Осии, Иоиля, Амоса, Авдии, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии. Авторы первых четырех книг — Исаия, Иеремия, Иезекииль и Даниил именуются «великими» пророками. Их книги объемом больше книг двенадцати пророков, именуемых, поэтому, «малыми». К книге пророка Иеремии присоединяются еще две следующие: «Плач Иеремии» и книга Варуха. Пророки иногда сами записывали свои беседы, иногда записи вели их ученики. Многие предсказания, находящиеся в пророческих книгах, уже исполнились, например: относительно судеб древних народов, пришествия Мессии и новозаветных времен. Пророчествам относительно последних времен мира — воцарения антихриста, второго пришествия Христова, всеобщего воскресения умерших и страшного суда — предстоит еще осуществиться. Однако признаки приближения этих завершительных событий в истории человечества начинают уже исполняться. Пророчества, как и чудеса, свидетельствуют о Божием избранничестве пророков и о боговдохновенности их книг.

Христианская вера нас учит, что будущее каждого отдельного человека и всего человечества в совокупности не есть результат сплетения случайных обстоятельств, «судьбы». События в бездушной природе всецело находятся под контролемСоздателя. Что касается поступков человека, то Бог предоставляет ему свободу поступать, как он хочет, помогая ему, однако, осуществлять свои добрые намерения. Вся священная история, жития святых и вдумчивое наблюдение над собственной жизнью убеждают нас в том, что Бог заботится о благе человека и направляет его жизнь к спасению.

Если поступки человека определяются его собственным желанием, то как может Бог предвидеть, что именно человек решит сделать? При рассмотрении этого вопроса надо учесть, что понятия прошедшего и будущего — это человеческие понятия. Бог живет вне и выше времени, у Него все — настоящее. Все великие и малые события в жизни каждого живого существа, его тайные мысли и желания, события в жизни человеческого общества — в прошлом, настоящем и будущем — все то, что происходит в самых отдаленных углах вселенной, в ангельском и преисподнем мире — все до мельчайших подробностей обнажено, как на ладони, перед Его всевидящим оком.

Почему Бог некоторые будущие события от нас скрывает, а другие открывает? — Бог так поступает для нашей душевной пользы. С того трагического момента, когда первый человек послушался искусителя и нарушил заповедь Божию, в мире завязалась напряженная война за душу человека, и человек находится в самом центре сражения. Его защитниками и помощниками являются Господь, ангелы и святые, достигшие совершенства; его врагами — бесы и люди, ставшие на сторону зла. Чтобы помочь верующему человеку разобраться в этой сложной войне и одержать победу, Бог показывает ему, куда ведут те или другие его поступки, какие сети раскидывает дьявол, и что Господь намеревается сделать для помощи верующим. С другой стороны, скрывая от человека некоторые события, как, например, день его смерти, Бог заставляет его не ослабевать в усердии.

Когда того требуют обстоятельства, предсказания пророков звучат очень конкретно и описывают подробности будущих событий, называя страны, города, людей и даже указывая сроки. Но чаще всего пророчества объединяют в одной картине несколько событий, отстоящих друг от друга на многие века, но сродных в духовном плане. Такое сопоставление разных событий в одном видении возможно потому, что отдельные события не столь важны, как те духовные процессы, которые происходят в глубине человеческих сердец. Поэтому пророчества преимущественно говорят о нравственном состоянии людей и показывают закономерность между ним и событиями будущего. При этом, пророчества с предельной ясностью раскрывают отеческую Божию заботу о всех людях, Его направляющую руку в жизни каждого человека, отдельных стран и в судьбах всего мира; Его безграничную любовь и долготерпение к тем, которые стремятся к добру и гнев Его правосудия по отношению к тем, которые упорствуют в своих грехах и содействуют дьяволу.

Целью наших двух брошюр, посвященных пророческим книгам Ветхого завета, является познакомить читателя с содержанием пророческих книг. В предыдущей брошюре «Ветхий Завет о Мессии» приведены предсказания относительно пришествия Мессии, Его личности, дел и чудес. Поэтому, в настоящих двух брошюрах, чтобы не повторяться, мы остановимся на других предсказаниях и проповедях древних пророков.

Эпоха пророков

Пророческие книги легче понять, зная ту историческую обстановку, в которой они составлялись. Поэтому мы бегло познакомим читателя с важнейшими событиями тех времен.

При сыне Соломона, царе Ровоаме, (980 лет до Р.Х.) единое Израильское царство разделилось на два — Иудейское и Израильское. В Иудейском, занимавшем южную часть Святой Земли, правили потомки царя Давида. Столицей Иудейского царства был город Иерусалим, где на Сионском холме возвышался благолепный храм, построенный Соломоном. Закон разрешал евреям иметь только один храм, потому что он служил духовным центром для еврейского народа. Иудейское царство состояло из двух племен — потомков Иуды и Вениямина. Остальные десять племен вошли в Израильское царство, которое образовалось в северной части Святой Земли. Его столицей была Самария, в которой правили цари разных династий.

Израильские цари, опасаясь, что их подданные, посещая Иерусалимский храм, пожелают вернуться под скипетр иудейского царя, препятствовали своим подданным паломничать в Иерусалим. Для удовлетворения духовных нужд народа они строили языческие капища в разных частях Израиля и склоняли народ к поклонению идолам. Соблазн идолопоклонства был велик, так как все окружающие Израиль народы почитали различные божества. В особенности было популярно финикийское божество Ваал. Вместе с идолопоклонством переходили к евреям и грубые, безнравственные языческие обычаи.

В это трудное для религии время Бог посылал Израилю Своих пророков, которые старались задержать процесс духовного разложения и восстановить в народе благочестие. Первые израильские пророки Илия и Елисей жили при израильских царях Ахаве, Иуе и Иоахазе (900-825 гг. до Р.Х.) Они не оставили потомкам записей своих проповедей, но их чудеса и некоторые наставления записаны в третьей и четвертой книгах «Царств».

В течение долгого царствования Иеровоама II (782-740 до Р.Х.) Израильское царство достигло высшей степени благополучия. Ослабевшие соседние царства — Сирия, Финикия, Моавитяне, Аммонитяне и Эдомляне — не беспокоили евреев. Расширению границ Израильского царства сопутствовали мир и безопасность. То было время расцвета искусства и торговли. Но одновременно быстро стала падать нравственность. Богатые притесняли бедных, судьи оправдывали за взятки, распутство находило себе широкий отклик среди суеверных масс. Против этих зол вооружались израильские пророки Иоиль, Амос и Осия.

Особое положение среди пророков занимает Иона, который проповедовал не среди евреев, но в Ниневии, столице Ассирии. После его проповеди и покаяния ниневитян, Ассирийское царство начинает крепнуть, расширяется и, наконец, превращается в мощную военную силу. В течение двух столетий Ассирийская империя раскинулась на территориях, занимаемых ныне Ираном, Ираком, Сирией, Иорданией и Израилем. Израильскому царю в 738 году пришлось заплатить Феглатфаласару Ассирийскому огромную дань. Ввиду возрастающих требований Ассирийских царей, израильским царям необходимо было искать себе союзников среди царей соседних государств. Так, израильский царь Фекей совместно с Рецином Сирийским пытался силой вовлечь иудейского царя Ахава в союз против Ассирии. Но испуганный Ахав обратился за помощью к Феглатфаласару III. Феглатфаласар в 734 году снова вторгся в Израиль, присоединил к своему царству Галилею и Дамаск и увел многих израильтян в плен. При жизни Феглатфаласара израильский царь Осия покорно платил дань Ассирии. После же его смерти был заключен союз с Египтом. Тогда ассирийский царь Салманассар IV вторгся в Израиль и разорил его, а его преемник Саргон в 722 году завоевал столицу Израиля Самарию и разорил ее. Израильтяне были переселены в разные части обширной Ассирийской империи, а на их место были переселены соседние народы. Так прекратило свое существование Израильское Царство. На его месте потом появились самаряне — потомки израильтян, смешавшихся с язычниками. Пророки Иоиль, Амос и Осия предсказывали о бедствиях, грядущих на Израиль. Они видели в покаянном обращении еврейского народа к Богу единственную для него возможность спасения.

После падения Израиля, Иудейское царство просуществовало еще сто с лишним лет. Во время падения Самарии в Иудее правил благочестивый царь Езекия (725-696). Он, следуя политике своего отца Ахава, поддерживал союз с Ассирией. Однако, после смерти Саргона, Езекия присоединился к коалиции соседних царств, стремившихся свергнуть гнет Ассирии. В 701 году ассирийская армия под предводительством царя Сеннахирима вторглась в Иудею и разорила несколько иудейских городов. Езекия откупился крупной данью. В скором времени Сеннахирим снова напал на Иудею, желая собрать новую дань, необходимую ему для поддержания военной мощи, и угрожал Иерусалиму уничтожением. Надеясь на Божию помощь, Езекия решил обороняться в Иерусалиме. Тогда выступил пророк Исаия, который предсказал, что замыслы Сеннахерима не состоятся, и Бог спасет иудеев. Действительно, следующей же ночью ангел Господень поразил ста восьмидесяти пяти тысячное ассирийское войско. Сеннахирим со стыдом вернулся в Ассирию, где вскоре был убит заговорщиками (Четвертая Царств 20 гл.). Исаия явил в себе расцвет пророческого дара, и его книга является замечательным памятником пророческой письменности. О ней мы позже расскажем подробнее. Приблизительно в это же время пророчествовали Михей и Наум.

Сын Езекии, нечестивый Манассия (696-41 до Р.Х.), был полной противоположностью своему верующему и доброму отцу. Его царствование оказалось самым мрачным периодом в истории еврейского народа. То было время преследования пророков и уничтожения веры. Манассия, заключив союз с Ассирией, поставил себе целью сделать язычество господствующей религией в своей стране. Защитников веры он беспощадно уничтожал. При нем пострадал мученической смертью и великий Исаия. Царствование Манассии, продолжавшееся около пятидесяти лет, нанесло вере непоправимый вред. Немногие пророки, уцелевшие от гонений, ушли в подполье, и о их деятельности нам ничего не известно. Под старость Манассия попытался было сбросить свою зависимость от Ассирии, но тяжело за это поплатился. В конце концов он осознал свою вину перед Богом и покаялся, но веру в народе не смогли восстановить ни состарившийся Манассия, ни его преемники.

После Манассии, правил благочестивый царь Иосия (639-08 до Р.Х.). Желая возродить в народе веру в Бога, он усердно занялся религиозной реформой, в храме снова начались регулярные богослужения. Однако, успех его реформ был преимущественно внешний. Языческие обычаи и суеверия пустили в народе глубокие корни. Высшее общество было морально разложено. Тем не менее, пророки Наум, Софония, Аввакум и в особенности Иеремия старались пробудить в народе чувство покаяния и восстановить веру в Бога. В 608 году Египетская армия царя Нехао II, идя войной против Ассирии, проходила через Иудею. Иосия, стараясь остаться верным Ассирии, вступил в сражение с Нехао, но был разбит в Мегидо (Армагеддоне). На короткое время Иудея стала подданной Египта.

Это было время ослабления Ассирии и усиления Вавилонской монархии. Совместная армия Набопалассара вавилонского (халдейского) и Ксеркса мидийского разрушила Ниневию в 606 году. Так погибла воинственная Ассирийская империя, наводившая ужас и разорявшая соседние страны в течение полутораста лет. Преемник Набопалассара, Навуходоносор, в своем победоносном походе на Египет, вторгся в Иудею, и царь Иоаким в 604 году стал подданным Вавилона. Вопреки предупреждениям пророка Иеремии, Иехония, сын Иоакима, поднял восстание против Вавилона и был вместе со многими приближенными уведен в плен в Вавилон (597, это — первое вавилонское пленение). Среди пленных находился и пророк Иезекииль. В 588 году, при царе Седекии, Иудея снова возмутилась против Вавилона (Халдеи). В 586 году Иерусалим был осажден и взят. Храм был сожжен, город — разрушен. Ослепленный царь вместе с остальными поданными был уведен в плен в Вавилон. Так началось второе вавилонское пленение. В плену евреи провели приблизительно 70 лет, начиная с 597 по 536 год до Р.Х.

Кто такие пророки Ветхого Завета

Бог в ветхозаветные времена избирал людей для служения. Господь через них возвещал Свою Волю, предостерегал от греха, давал толкование совершенным поступкам и снам, предрекал пришествие в мир Спасителя (Мессии). Таких людей называли пророками (тот, кто произносит слова Божьи) или прорицателем. Однако Израиль, знать и простой народ, далеко не всегда готовы были услышать обличительные слова пророков или предсказание бед и несчастий. Поэтому пророки Ветхого Завета нередко были гонимы своими соплеменниками, их жизни часто угрожала опасность.

О чем написано в Ветхом Завете, кроме пророчеств о событиях на земле

Пророки Ветхого Завета: иконы из «пророческого» ряда иконостасаПророк Иеремия точно выразил свое положение среди народа:

“Ты сильнее меня — и превозмог, и я каждый день в посмеянии, всякий издевается надо мною. Ибо лишь только начну говорить я, — кричу о насилии, вопию о разорении, потому что слово Господне обратилось в поношение мне и в повседневное посмеяние” (Иер. 20:7-8).

Учение пророков

Невозможно представить ветхозаветную историю религиозную жизнь израильского народа без пророков. Именно пророки Ветхого Завета предостерегали правителей от серьезных ошибок, обличали народ в грехах и преступлениях.

Учение библейских пророков сводится к трем основным составляющим:

– монотеизм. Пророки старались оградить богоизбранный народ от языческого влияния. Ветхозаветная история повествует о многократном отступничестве израильского народа от Бога. Это красная линия исторического пути Израиля, в спасении от впадения в идолопоклонства заключалась главная «функция» пророков.

– морализм. Пророческая проповедь была направлена на обличение морального облика людей, призывала их к чистоте жизни и подлинной, не формальной, нравственности.  Пророки призывали к внутренней чистоте и святости и лишь потом к соблюдению внешних обрядов.

– ожидание Мессии. Важнейшей составляющей служения пророков  являлась проповедь о скором Пришествии Спасителя. Его Рождество, деятельность подробно и точно предсказаны во многих книгах Ветхого Завета. Например, пророк Исаия предсказал, что Спаситель родится от непорочной девы из рода Давида. Он также с поразительной, практически фотографической точностью предрек страдания и смерть Спасителя на Голгофе.

Обличение и утешение

Пророки болели душой, когда видели нарушения справедливости и благочестия. Они понимали, что нарушения закона Божия меньшинством служат дурным примером и соблазном для остальных. Они видели, как моральная распущенность ведет страну к духовной и физической катастрофе. Поэтому пророки в самых строгих словах, с безжалостной откровенностью обличали согрешающих, открыто им объявляли, как строги будут наказания за их беззакония.

Приведем здесь несколько характерных обличительных фраз пророков Исаии и Иеремии: «Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные!… Во что еще бить вас, продолжающих свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло. От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные, необвязанные и несмягченные елеем… Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие — и празднование!» (Ис. 1:4-6, 13:16-18).

Грозно звучат слова Божии, сказанные устами пророка Иеремии незадолго до падения Иерусалима: «Не надейтесь на обманчивые слова: «Здесь храм Господень…» Как! Вы крадете, убиваете и прелюбодействуете, и клянетесь во лжи, и кадите Ваалу и ходите во след иных богов, которых вы не знаете, а потом приходите и становитесь пред лицом Моим в доме сем, над которым наречено Мое имя, и говорите: «Мы спасены», — чтобы народ делал все эти мерзости? Не сделался ли вертепом разбойников в глазах ваших дом сей, над которым наречено Мое имя?»

Видя ожесточение своего народа, пророк с глубокой скорбью оплакивает его гибель в таких словах: «О, кто даст голове моей воду и глазам моим источник слез! И я плакал бы день и ночь о пораженных детях народа моего. О, кто дал бы мне в пустыне пристанище путников! Оставил бы я народ мой и ушел бы от них: ибо все они — прелюбодеи, скопище вероломных… Каждый обманывает своего друга, и правды они не говорят; приучили язык свой говорить ложь, лукавствуют до усталости… Неужели Я не накажу их за это? говорит Господь… Я сделаю Иерусалим грудой камней, жилищем шакалов, и города Иудеи сделаю пустынею без жителей» (Иеремия из седьмой и девятой главы).

Но пророки не только обличали. Когда происходили бедствия и общественные несчастья, пророки спешили утешить кающихся надеждой на милость Божию, обещали людям помощь свыше, предсказывали лучшее будущее.

«Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш; говорите к сердцу Иерусалима и возвещайте ему, что исполнилось время борьбы его, что за неправды его сделано удовлетворение, ибо он от руки Господней принял вдвое за грехи свои… Взойди на высокую гору, благовествуй Сиону! Возвысь с силой голос твой, благовествуя Иерусалиму! Возвысь, не бойся, скажи городам Иудиным: вот Бог ваш! Вот Господь Бог грядет с силою, и мышца Его с властью. Вот награда Его с Ним, и воздаяние Его пред лицом Его. Как пастырь будет Он пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей» (Исаии 11:1-2; 9-11).

Пророки Ветхого Завета

Пророки условно делятся на больших (великих) и малых. Это не говорит о их “пророческой силе” или о величине их личности. Большие и малые пророки классифицируются таким образом по количеству и объему оставленных после себя посланий и пророческих книг.

Великие пророки: Исаия, Иеремия, Иезекииль и Даниил.

Малые пророки: Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария и Малахия.

Особое значение в пророческих книгах имеют предсказания о Мессии: Его родословная, жизнь, вера и смерть. Пророческие книги свидетельствуют о том, что написаны они были под вдохновением Святого Духа, а не по задумке и воле человека.

Пророки были совершенно разными людьми и их служение также было в каждом случае уникальным. Кто-то был внезапно предопределен Богом и вовлечен в самую гущу событий из заурядной повседневности (Амос). Некоторые вышли из учеников великих пророков – например, Елисей много лет был помощником пророка Илии. Но объединяла их всех миссия нести слово Божье и Его Волю народу.

Исаия

Пророк был избран Богом знаменательным образом. Он видел Бога сидящего на престоле, а вокруг парили серафимы и взывали к Господу. Его пророчества не были таинственными и замысловатыми, как у многих ветхозаветных пророков. Пророк Исаия точно описывал рождение Мессии и Его страдания, поэтому пророка часто называют “ветхозаветным евангелистом”.

Иеремия

Жил в VII-VI веке до Р.Х. Его служение выпало на тяжелый и мрачный период истории израильского народа. Он взывал к людям, чтобы они покаялись в своих грехах и разврате. Но жители не слушали его, всячески преследуя пророка. Иеремия предсказал разрушение Иерусалима вавилонский плен в течение семидесяти лет. Благодаря горькому тону книги Иеремии этот пророк называется «плачущим».

Иезекииль

Жил в VII-VI веке до Р.Х., происходил из семьи священников. Пророчества Иезекииля занимают одно из основных мест в новозаветном богословии: он повествует о видении Славы Божией, пророчествует о будущем воскресении мертвых, предсказывает восстановление Храма и Рождество Христа.

Даниил

Жил в эпоху вавилонского пленения израильского народа. Занимал важные посты при дворе сначала вавилонских, а затем персидских царей. Его пророчества о Христе занимают важное место в христианском богословии и богослужении.

Осия

Уличал израильтян в отступлении от Истинного Бога, призывал их к покаянию. Свидетельствовал о будущем Пришествии Мессии (Христа). Предсказал пришествие к Богу язычников, которые займут в Царстве Небесном место иудеев.

Иоиль

Книга пророка Иоиля, обращенная к Иудину колену, содержит пророчества о Христе и сошествии Святого Духа на людей. Апостол Петр в своем обращении к народу ссылался на слова пророка Иоиля.

Амос

Был современником пророка Иоиля происходил из бедной семьи. Его проповедь касалась подлинной нравственности, а не внешнего исполнения закона и ритуалов. Также он обличал язычников и идолопоклонников.

Пророк Малахия: грядущий Вестник

Они предсказывали будущее, обличали царей и возвещали волю Божию: 12 «малых» пророков Ветхого Завета — что мы знаем о них?

Пророки — ветхозаветные праведники, которые, по внушению Духа Святого, возвещали волю Божию народу, учили людей истинной вере, предсказывали грядущие события, обличали идолопоклонство. Большинству известны имена великих пророков Исайи, Иеремии, Иезекииля, Даниила и Илии. Но есть пророки, которых знают гораздо меньше. Их называют «малые пророки». Такое именование принято не по достоинству, а по краткости книг праведников. На самом деле, это были великие люди, поэтому мы предлагаем вспомнить о них в подборке материалов журнала «Фома».

Пророк Авдий: наказание за злорадство

О чем написано в Ветхом Завете, кроме пророчеств о событиях на земле

Книга этого пророка – самая малая из книг «малых пророков». Здесь всего одна тема. Авдий говорит о наказании эндомитянам за злорадство во время бедствий в Иудее и Израиле. В чем смысл предостережения пророка и сбылось ли оно?

Пророк Иона, неправильный пророк

О чем написано в Ветхом Завете, кроме пророчеств о событиях на земле

Пророк Иона — один из самых удивительных пророков. Часто его считают антипророком, потому что с ним всё наоборот. Иона проповедовал не на земле израильтян, а в Ниневии — столице Ассирийского царства, для язычников. Его пребывание во чреве кита — и вовсе один из самых известных и необычных эпизодов библейской истории. Почему же Иону называют неправильным пророком?

Пророк Михей, бедняк Господень

О чем написано в Ветхом Завете, кроме пророчеств о событиях на земле

Слова пророка Михея созвучны с пророчествами его великого современника и, возможно, учителя — пророка Исайи. Однако Михея отличает незнатное происхождение — он был «бедняком Господним». Пророк говорит о наступлении времени, когда исчезнет не только вражда человека с Богом, но и войны народов между собой. С этим временем также связано пророчество Михея о рождении Христа в Вифлееме.

Пророк Наум, обличитель Ниневии

О чем написано в Ветхом Завете, кроме пророчеств о событиях на земле

Пророк Наум жил в VII веке до н. э., когда самым сильным и влиятельным государством на Ближнем Востоке была Ассирия. Но идолопоклонство и разврат не могут соседствовать с могуществом и процветанием. Наум говорит именно об этом. Он пророчествует о гибели Ниневии — последней из столиц Ассирии.

Пророк Аввакум, дозорный на башне

О чем написано в Ветхом Завете, кроме пророчеств о событиях на земле

В своих писаниях Аввакум называет себя дозорным, который стоит на башне и напряженно вглядывается вдаль. Он должен подняться над повседневной суетой, чтобы разглядеть вдали то, чего не хотят или не могут увидеть другие. И со своей башни он, действительно, видит нечто очень важное — Пришествие Мессии.

Пророк Софония и День Господень

О чем написано в Ветхом Завете, кроме пророчеств о событиях на земле

Софония — пророк, который говорит о наступлении Дня Господнего, то есть Страшного суда и жизни будущего века. Израильтяне того времени связывали с этим днем радужные ожидания. Но слова Софонии звучат страшно. Он говорит об уничтожении мира, каким мы его знаем. Но тут же звучат и слова надежды, поскольку полученное предупреждение поможет избежать грядущей беды.

Пророк Аггей: время строить Храм!

О чем написано в Ветхом Завете, кроме пророчеств о событиях на земле

Аггей проповедовал после периода Вавилонского пленения. Иерусалим разрушен, поэтому нужно восстанавливать город. Но пророк Аггей говорит, что куда важнее не просто заново отстроить стены, а возродить духовную жизнь государства. Поэтому он вдохновляет людей на строительство Иерусалимского храма.

Пророк Захария: видения нового Храма

О чем написано в Ветхом Завете, кроме пророчеств о событиях на земле

Захария был свидетелем особых видений, в том числе о пришествии Иисуса Христа. Многие из его пророчеств переходят в новозаветную книгу Откровения. Но проповеди Захарии не только о далеком и загадочном. Он говорит о своих современниках и соотечественниках, об изменениях, в которых нуждается Израильский народ.

Пророк Малахия: грядущий Вестник

О чем написано в Ветхом Завете, кроме пророчеств о событиях на земле

Имя Малахия означает «Вестник Господень». Книга этого пророка завершает списки двенадцати «малых пророков» и всех ветхозаветных пророков. Малахия предсказывает приход нового и необычайного. Он предрекает пришествие Мессии.

Принципы в Ветхом Завете для понимания Божьей воли

Одним из атрибутов Бога является Его рациональная природа. Бог по своей сути логичен, рационален и разумен. Он — Бог истины. Он создал людей по Своему образу и подобию, который включает в себя ту же разумную природу.

Человеческий разум был создан Богом для рационального функционирования. Общение Бога с человечеством допускает эту характерную особенность.

Библия была написана на человеческом языке, и она была написана таким образом, будто ожидается, что ее намеренные значения не только возможно правильно понять, онидолжны быть правильно поняты.

Факт в том, что в Библии, начиная с Ветхого Завета, находятся герменевтические принципы, с помощью которых читатель может понять предполагаемые значения.

Герменевтика (др.-греч. ἑρμηνευτική «искусство толкования», от термина ἑρμηνεύω «толкую, толковать», этимология которого неясна) — изучение принципов интерпретации (например, принципов интерпретации каких-либо текстов или (систем) понятий — так как любые тексты или понятия формулируются в (не)определённых среде и контексте).

В том числе, может применяться в смыслах:

  • искусство толкования, теория интерпретации и понимания текстов, в том числе текстов классической древности;
  • направление в философии XX века, выросшее на основе теории интерпретации литературных текстов.

Теоретик и (или) практик в области библейской (богословской), философской или филологической герменевтики называется гермене́втом. Источник – Википедия.

Эти принципы не являются «новыми» принципами, разработанными современными ученымии недоступными длядревнего человека. Наоборот, они были заложены в Ветхий Завет тысячи лет назад для всех, кто желает достаточно глубоко погрузиться в Слово Божье, чтобы обнаружить их.

В этом разделе кратко излагаются шесть ключевых принципов, очевидных в Ветхом Завете, которые необходимы для правильного понимания Библии. Многие библейские отрывки требуют, чтобы читатель Библии применял эти простые, но необходимые принципы толкования, чтобы прийти к смыслу, задуманному Богом.

Принцип 1: абсолютная истина достижима

Абсолютная, объективная истина существует и может быть познана.Человеческий разум может познать эту истину.

Соломон сказал: «Купи истину и не продавай мудрости и учения и разума» (Притчи 23:23). И Исаия, и Иеремия утверждали, что людей можно и нужно учить, чтобы они пришли к познанию того, что должно быть известно (Исаия 54:13; Иеремия 31:34; ср. Иоанна 6:45; 7:17).

Моисей предупреждал, что израильтянам будет крайне важно и самим познавать, и учить своих детей тому, что необходимо для угождения Богу (Второзаконие 6:1–9).

Моисей также объяснил, что цель трудностей пустыни состояла в том, чтобы заставить израильтян понять «что не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа» (Второзаконие 8:3).Если вся жизнь должна управляться словами, исходящими от Бога, люди способны уразуметь эти слова и прийти к правильному пониманию того, что от них требуется.

Моисей далее указал, что:

«Тайное принадлежит Господу, нашему Богу, а открытое принадлежит нам и нашим детям навеки, чтобы мы следовали всем словам этого закона»
(Второзаконие 29:29).

Конечно, есть много вещей, которые люди не могут знать, вещей, выходящих далеко за рамки нашей ограниченной способности понять (Римлянам 11:33).Однако Бог открыл определенные истины, которые мы вполне способны постичь, и Бог ожидает, чтобы мы их поняли.

Эти истины «принадлежат» нам. То есть они направлены к нам, и мы будем нести ответственность за нашу реакцию к ним.

Активное изучение Библии:  Умение задавать верные вопросы1.1

К сожалению, многие люди останавливаются на вопросах, которые не могут быть полностью известны, в то время как они пренебрегают теми вещами, за которые они будут нести ответственность в вечности. Неудивительно, что Бог часто предостерегал от невежества, неосведомленности или сопротивления к познанию (Исаия 1:3; 5:13; Иеремия 9:6; Осия 4:6).

Соломон заметил, что слова Божьей мудрости:

«все они ясны для разумного и справедливы для приобретших знание»
(Притчи 8:9)

Его мудрость утверждает, что «ищущие меня найдут меня» (Притчи 8:17).

  • Могли ли Адам и Ева знать, разрешено ли им есть плод (Бытие 3:1-3)?
  • Мог ли Каин знать, какой жертвы ожидал Бог (Бытие 4:5)?
  • Мог ли Моисей знать, говорить ли ему со скалой или ударить ее (Числа 20:8-11)?

Эти примеры демонстрируют, что извечная проблема человечества не в способности познать Слово Божье; скорее, постоянная проблема – это воля и желание подчиняться.

Многие другие отрывки не оставляют сомнений в том, что у Бога есть свод истины, который Он сделал доступным человечеству, и Он ожидает, что каждый человек будет использовать умственные и познавательные способности, чтобы понять эту истину.

Принцип 2: требуется логическое рассуждение

О чем написано в Ветхом Завете, кроме пророчеств о событиях на земле

Ветхий Завет также передает идею о том, что для того, чтобы прийти к Божьей истине, необходимо использовать правильные рассуждения.

Исаия процитировал Божье обращение к народу: «придите же, и вместе рассудим» (1:18). Позже Бог сказал: «Напомни Мне, и будем судиться;изложи свое дело, чтобы оправдаться» (43:26).

В своем прощальном обращении к народу Самуил провозгласил: «Итак, встаньте здесь, а я буду судиться с вами перед Господом» (1 Царств 12:7). Соломон утверждал, что «ктопервым изложит дело, тот выглядит правым,пока другой не придет и его не расспросит» (Притчи 18:17). Он также сказал: «Простак верит всему,но разумный следит (хорошо обдумывает) за своими шагами» (Притчи 14:15).

Мы должны использовать данную нам Богом рациональность, чтобы мыслить ясно, точно и логично в нашем обращении с Писанием, а также в решении повседневных жизненных дел.

Эти отрывки учат тому, что мы и можем и должны установить правильное значение Священного Писания посредством надлежащего использования наших способностей к рассуждению.

Принцип 3: необходимо прилагать усердные усилия

Задача узнать то, что Бог хочет, чтобы мы знали, требует значительных усилий. Мы должны быть готовы тратить время и силы на то, чтобы внимательно, с молитвой и усердно анализировать и исследовать слова Бога.

Моисей подчеркнул этот принцип, когда наставлял израильтян на равнинах Моава незадолго до их входа в Ханаанскую землю.Он описал эту задачу, как требующую постоянного, последовательного внимания:

6 И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем.
7 и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая;
8 и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими,
9 и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих.
(Втор. 6:6-9)

Соломон упомянул о внимательности, необходимой для того, чтобы оставаться верным Богу:

20 Сын мой! храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей;
21 навяжи их навсегда на сердце твое, обвяжи ими шею твою.
22 Когда ты пойдешь, они будут руководить тебя; когда ляжешь спать, будут охранять тебя; когда пробудишься, будут беседовать с тобою:
(Прит. 6:20-22)

Эта внимательность должна включать в себя сильное желание следовать, знать и приобретать истину — подобно псалмопевцу, который так сильно хотел Божьих законов, что почти ощущал их вкус (Псалом 18:11).

Её нужно было искать больше, чем чистое золото (Псалом 18:11; 118:127).

Большинство людей просто слишком заняты или не желают прилагать усилия с такой интенсивностью. В жизни слишком много отвлекающих факторов и слишком много других интересов. Но Библия ясно проясняет, что если мы хотим понять Божью волю для нашей жизни, то для того, чтобы знать и исполнять эту волю, необходимы напряженные, настойчивые, агрессивные усилия.

Принцип 4: остерегайтесь ложного толкования

Четвертый принцип, найденный в Библии, состоит в том, что мы должны осознавать, что существуют неправильные толкования и что мы способны отличить правильное от неправильного.

На самом деле существуют лжеучители, которые искажают Слово Божье и вводят людей в заблуждение неверными толкованиями.

Бог через Иеремию предупредил народ:

16 Так говорит Господь Саваоф: не слушайте слов пророков, пророчествующих вам: они обманывают вас, рассказывают мечты сердца своего, [а] не от уст Господних.
(Иер. 23:16)

Подумайте о многих аферистах и ​​мошенниках на протяжении всей библейской истории, которые стремились сбить с пути народ Божий – от чародеев фараона (Исход 7:11; 2 Тимофею 3: 8) и пророков Ваала, Ахава и Иезавели (3 Царств 18:19) до Седекия (3 Царств 22: 11,24) и Ханания (Иеремия 28).

Бог ожидал, что люди увидят насквозь их спектакль и их ошибочные идеологии и распознают чистое Слово Божье.

Итак, очевидно, что Ветхий Завет предупреждает о ложных толкованиях и искажении Слова Божьего. В глазах Бога, с одной стороны, есть только истина, а с другой – различные отклонения от этой истины.

Все люди обязаны различать истину и заблуждение и держаться за истину.

Вы должны следовать поучениям и завету. Если не будете следовать им, можете сбиться на ложные поучения, идущие от чародеев и предсказателей будущего, но они пусты, и вам не будет от них пользы.
(Исаия 8:20 Современный перевод)

Принцип 5: оставайтесь в рамках Библейских параметров

Библия также учит, что толкователь должен оставаться в рамках Писания, не прибавляя и не отнимая от письменных откровений.

Давным-давно Моисей провозгласил:

2 не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того; соблюдайте заповеди Господа, Бога вашего, которые я вам заповедую.
(Втор. 4:2)

32 Все, что я заповедую вам, старайтесь исполнить; не прибавляй к тому и не убавляй от того.
(Втор. 12:32)

Соломон сказал:

5 Всякое слово Бога чисто; Он — щит уповающим на Него.
6 Не прибавляй к словам Его, чтобы Он не обличил тебя, и ты не оказался лжецом.
(Прит. 30:5,6)

Иеремия призывал:

16 Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим. Но они сказали: «не пойдем».
(Иер. 6:16)

Другими словами, зачеловекомстоит ответственность определить пределы Божьих указаний, и ограничиться этими указаниями. Эти отрывки ясно показывают, что Бог определил параметры моральной, духовной и религиозной истины для человечества.

Он ожидает, что мы ограничимся Его наставлениями в нашем мышлении и практике.

Ветхий Завет изобилует примерами людей, неспособных в точности подчиняться наставлениям и инструкциям, данным им Богом.

  1. Каин не был ни атеистом, ни нечестивцем.Он, по сути, был религиозным человеком, готовым участвовать в религиозном поклонении. Похвально и то, что он направил свое поклонение в сторону правильного Бога. Тем не менее, его небольшое изменение в конкретных деталях поклонения вызвало недовольство Бога (Бытие 4:5; 1 Иоанна 3:12).
  2. Надав и Авиуд были правильными людьми (Левитами), в правильноевремя,на правильном месте, с правильными кадилами и правильными благовониями. Однако, используя неправильный огонь, они были уничтожены Богом (Левит 10:1-2).
  3. Царь Саул дважды подвергался осуждению за свои несанкционированные действия (1 Царств 13: 11-13; 15: 19-24).
  4. Оза был убит просто за то, что прикоснулся к Ковчегу Завета, хотя его очевидным мотивом было защитить Ковчег (2 Царств 6:7).

Позже Давид определил проблему, сказав, что это произошло «потому что мы не посоветовались с Ним (Богом) о надлежащем порядке» (1 Паралипоменон 15:13).

Предыдущие указания Бога по этому вопросу не были выполнены должным образом.

Чтобы оставаться в рамках Священного Писания, необходимо должным образом признать роль «молчания» Священного Писания.

Недопонимание возникает по двум причинам:

  1. некоторые думают что если Библия ничего не говорит о конкретном действии или поступке (и, следовательно, не осуждает его явно),то они могут свободно тем заниматься;
  2. другие считают, что если в Библии не упоминается какая-то практика или действие, то они тоже не могут то делать.

Но ни одна из этих точек зрения не соответствует библейской картине. Библия может не упомянуть конкретный предмет, но разрешить его использование.

Например, Ною было сказано построить ковчег, не вдаваясь во все подробности о том, как это сделать(Бытие 6:14). Ему было разрешено выполнять эту задачу, используя различные столярные и плотницкие инструменты.

Следовательно, Божье молчание по этому конкретному вопросу было снисходительным. С другой стороны, Бог прямо не запрещал использовать тополь, кедр или ясень. Вместо того, Он конкретно указал сделать ковчег из дерева «гофер«. Поэтому молчание Богаоб использовании каких либо других пород деревьев, в данном случае было ограничительным.

Еще два примера иллюстрируют этот принцип.

Бог прямо не запрещал Надаву и Авиуду использовать огонь из какого-либо другого источника, кроме указанного Богом. Вместо того чтобы перечислить все источники откуда нельзя было брать огонь для кадильниц,Он просто указал им откуда разрешено брать огонь.

Поэтому, использование огня из любого другого источника было несанкционированным действием, то есть не получило предварительного одобрения Бога.

В тексте говорится, что они «принесли пред Господа огонь чуждый, которого Он не велел им» (Левит 10: 1).Не то чтобы Бог сказал им этого не делать; дело в том, что Он не велел им это делать.

Подобным образом, когда Иисус Навин получил указания от Бога относительно надлежащей тактики, которую следует использовать при завоевании города Иерихон, Бог дал положительное повеление, указав, что они должны были делать.

Он не сказал им, чего они не должны были делать. Инструкции включали восклицания всего народа при звуке трубы (Иисус Навин 6:3-5). Однако Иисус Навин, который, очевидно, понимал принцип соблюдения Божьих наставлений и усвоил концепцию ограничительного молчания, передал Божьи наставления народу, предложив дальнейшие разъяснения:

9 Народу же Иисус дал повеление и сказал: не восклицайте и не давайте слышать голоса вашего, и чтобы слово не выходило из уст ваших до [того] дня, доколе я не скажу вам: «воскликните!» и тогда воскликните.
(Иис.Нав.6:9)

Иисус Навин понимал, что вещи могут быть запрещены Богом — не потому, что Он явно запрещал их, а потому, что Он просто не давал никаких полномочий делать их.

При тщательном и честном изучении мы тоже можем решать вопросы толкования и авторитета.

Принцип 6: сохраняйте восприимчивое отношение

Это подводит нас к шестому принципу понимания Библии.

У нас должен быть правильный образ мышления, правильное отношение, искреннее желание познать волю Бога и честное сердце, чтобы принять истину, независимо от того, насколько трудными могут быть требования этой истины.

Соломон отметил, что «послушает мудрый и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы» (Притчи 1: 5). «Дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее; научи правдивого, и он приумножит знание» (Притчи 9: 9).

Эти отрывки ясно показывают, что мы не можем обращаться к Священному Писанию, имея скрытый мотив — добиваться своего или доказывать свою позицию.

Мы должны стремиться узнать из Священного Писания то, что Господь предназначил для нас. Мы не должны уподобляться современникам Иеремии, которые демонстративно заявляли: «Мы не пойдем по нему» и «Мы не будем слушать» (6:16-17).

Новый Завет

Евангелие
От Матфея святое благовествование1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28
От Марка святое Благовествование1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
От Луки святое благовествование1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24
От Иоанна святое благовествование1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
Деяния святых апостолов1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28
Соборные послания апостолов
Соборное послание святого апостола Иакова1 2 3 4 5
Первое соборное послание святого апостола Петра1 2 3 4 5
Второе соборное послание святого апостола Петра1 2 3
Первое соборное послание святого апостола Иоанна Богослова1 2 3 4 5
Второе соборное послание святого апостола Иоанна Богослова1
Третье соборное послание святого апостола Иоанна Богослова1
Соборное послание святого апостола Иуды1
Послания апостола Павла
Послание к Римлянам святого апостола Павла1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Послание к Галатам святого апостола Павла1 2 3 4 5 6
Послание к Ефесянам святого апостола Павла1 2 3 4 5 6
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла1 2 3 4
Послание к Колоссянам святого апостола Павла1 2 3 4
Первое послание к Фессалоникийцам святого Апостола Павла1 2 3 4 5
Второе послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла1 2 3
Первое послание к Тимофею святого апостола Павла1 2 3 4 5 6
Второе послание к Тимофею святого апостола Павла1 2 3 4
Послание к Титу святого апостола Павла1 2 3
Послание к Филимону святого апостола Павла1
Послание к Евреям святого апостола Павла1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Откровение святого Иоанна Богослова1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22

Ветхий и Новый Заветы – про «разных Богов»?

О чем написано в Ветхом Завете, кроме пророчеств о событиях на земле

Тем, кто ищет информацию по теме «Библия: Ветхий Завет», необходимо понимать, что оба Завета повествуют об одном Боге. По словам протоиерея Всеволода Чаплина,

«в Священном Писании Ветхого и Нового Завета в полноте явил себя Истинный Бог».

Менялись люди и представления о Творце, но Сам Он оставался неизменным. Всевышний открывал человечеству путь ко спасению постепенно, учитывая его (человечества) духовный и интеллектуальный уровень. Протоиерей Димитрий Смирнов называет Ветхий Завет «детством человечества», подготовкой к Новому Завету:

«Ребёнку не дают заданий, которые выше его возможностей. Ветхий Завет был дан древнему, не готовому к Евангелию человеку. И когда человек стал готовым, появился Христос».

В корне неверна часто встречающаяся мысль о том, что на смену суровому и жестокому Богу Ветхого Завета пришёл другой – добрый и любящий Бог Нового Завета. Это один и тот же истинный, милосердный и человеколюбивый Творец (Исх. 34:6). Некоторые события Старого Завета кажутся нам чрезмерно жестокими, но для древнего падшего человека они были нормой. Не Господь был жестоким, а люди, вследствие своих грехов. Постепенно, через испытания, Бог привёл грубого ветхозаветного человека к Истине и Любви. Это была забота строгого, но любящего и спасающего Отца о Его заблудших детях. Диакон Андрей Кураев отмечает:

«Жестокости Ветхого Завета кажутся ужасающими. Но если у нас создается о нем именно такое впечатление, – значит, он все-таки привел к той цели, ради которой был некогда дан. Мы и наш мир действительно стали лучше. Нравственное чувство обострилось. Мы стали способны возмущаться тем, что в иные времена казалось само собой разумеющимся».

Зачем православному христианину «еврейские книги»?

Православное христианство всё Священное Писание рассматривает как неразделимое Божье Откровение, единый Завет человека и Бога. Преподобный Ефрем Сирин Ветхий и Новый Заветы называет «единым телом Истины». Старый Завет является предвестником Нового, а его Закон – «детоводителем ко Христу» (Гал. 3:24). Сам Христос подчёркивал, что пришёл не отменить Закон, а дополнить и развить его (Мф. 5:17).

Ветхий Завет нужен христианам для полноценного понимания Евангелия. Почему человечество нуждалось в спасении? Как оно отпало от Рая? Почему Спасителя ждали несколько тысячелетий? Ответы на все эти вопросы даны нам в первой части Священного Писания. Августин Блаженный учил, что

«Новый Завет в Ветхом скрывается, Ветхий Завет в Новом раскрывается».

Иерей Евгений Мурзин отмечает:

«Если отбросить Ветхий Завет, то мы не поймем практически ничего в Евангелии. Ветхий завет исполнен пророчеств и прообразов, исполнение которых мы видим в земной жизни, смерти и воскресении Спасителя».

Многие Евангельские истины были даны ещё в Ветхом Завете. Моисеевы 10 заповедей и по сей день остаются для нас идеалом праведной жизни. А ветхозаветные псалмы, которые так глубоко раскрывают отношения человека и Бога, на богослужениях цитируется чаще, чем Евангелие.