В этом мире не осталось ничего личного и тайного: кто собирает на нас досье (4 фото)

Сведения о состоянии здоровья и копии документов могут быть в опасности, если вы поставили галочку в поле онлайн-согласия на обработку персональных данных.

Расследование авторитетного британского ежедневного издания Daily Mail («Ежедневная почта») выявило ряд компаний, занимающихся скрытым сбором информации и ее обменом, а претензии к корпорации Google по этому поводу уже давно вышли на мировой уровень. Крупные организации могут использовать личные данные клиентов для целевой рекламы и передачи своим партнерам.

Как клиентов вынуждают соглашаться на обработку данных

Различные коммерческие организации запрашивают разнообразную информацию для оказания своих услуг и по роду своей деятельности имеют доступ к данным из некоторых сфер жизни своих клиентов.

Как часто вы читаете текст согласия на обработку персональных данных, не дав которое, просто не сможете воспользоваться услугой или приложением? В основном это тысячи слов, и в большинстве документов, отражающих политику конфиденциальности, принятую в компании, есть оговорка, что «ни одна система хранения не является 100% безопасной».

Поле «принять» отображается при совершении покупки, скачивании бесплатной программы или регистрации в онлайн-сервисе, например, при бронировании рейса, создании учетной записи электронной почты или регистрации для доставки товара, однако никто, по сути, не понимает, что происходит с их данными далее. Это в подавляющем большинстве случаев является завуалированным или скрытым.

Регулярно информация похищается, но еще чаще — просто используется злоупотребляющими доверием фирмами, которые делают на этом мега-прибыль.

Громкие имена обвиняемых

В этом мире не осталось ничего личного и тайного: кто собирает на нас досье (4 фото)

Под пристальный взгляд Daily Mail попали около дюжины британских бизнес-гигантов, среди которых:

  • Marriott International («Марриотт Интернешнл») международная компания по управлению гостиничными сетями со штаб-квартирой в США, работающая в 150-и странах мира, имеющая в базе данных 500 миллионов гостей;
  • Facebook («Фейсбук») — компания, владеющая крупнейшей в мире одноименной социальной сетью;
  • Asda («Асда») — сеть супермаркетов в Великобритании, торгующая продуктами питания, одеждой и другими разнообразными товарами, а также гипер интернет-магазин, в котором можно приобрести практически все;
  • Tesco («Теско») — британская транснациональная корпорация, крупнейшая розничная сеть в Великобритании;
  • Paypal («ПэйПэл») крупнейшая дебетовая электронная платежная система;
  • BT («BT Group» — ранее «British Telecommunications» или «British Telecom») — британская телекоммуникационная компания, оказывающая услуги фиксированной и мобильной телефонии и Интернета, передачу в эфир собственных телеканалов и ретрансляцию других компаний, а также предоставляющая множество дополнительных сервисов для предприятий и частных лиц, например, голосовую почту, теле- и веб-конференции.

Кроме того, в скандалы и судебные разбирательства по всему мира — от родных для компании Соединенных Штатов до стран Евросоюза, вовлечена американская транснациональная публичная корпорация Google, реорганизованная в октябре 2015 года в международный конгломерат Alphabet Inc.

Что именно происходит: суть обвинения

В этом мире не осталось ничего личного и тайного: кто собирает на нас досье (4 фото)

Выявляются тревожные цифры, касающиеся масштабов личной информации, полученной и проданной транснациональными корпорациями, которые занимаются скрытым сбором данных, их использованием и обменом.

Нарушения касаются сведений о состоянии здоровья, записей детских голосов, копий различных удостоверяющих личность документов.

Примером могут служить:

  • сроки беременности женщин, переданные Asda сторонним компаниям для маркетинга;
  • использование Google для продвижения других приложений детских голосов, записанных на YouTube Kids;
  • фотографии паспортов, предоставленных PayPal для проверки учетных записей, вероятно, были переданы в Microsoft для предотвращения мошенничества и тестирования новых продуктов;
  • сведения о здоровье, этническом происхождении и политических взглядах пользователей Facebook используются социальной сетью для целевой рекламы;
  • компания Tesco передает данные клиентов телекомпании BSkyB (British Sky Broadcasting) и связывает данные по покупкам с использованием клубных карт со страховыми предложениями от своего подразделения финансовых услуг;
  • BSkyB перекрестно ссылается на данные своих клиентов с помощью Experian (информационные, аналитические и маркетинговые услуги), Royal Mail (Национальная почтовая служба Великобритании) и «открытых источников» для создания индивидуальных и домашних профилей пользователей;
  • профилирование клиентов BT для рекламодателей по их историям предпочтений в просмотрах и записям телефонных звонков.

Были опубликованы письма с подробным описанием того, как Facebook принял наличные деньги в обмен на доступ к данным своих пользователей. Многие компании, включая AirBnB, Tinder и Netflix, получают доступ к данным пользователей Facebook, если они разместили достаточно рекламы. Марк Цукерберг, исполнительный директор Facebook, написал в частном письме, что доступ к пользовательским данным может быть лицензирован для покупателей рекламных продуктов, он также уточняет, что при определенном соотношении дохода и суммы взносов за рекламные услуги соцсети, возможна доплата напрямую.

На прошлой неделе компания Marriott International объявила, что хакеры взломали их базу данных, содержащую «некоторую комбинацию» паспортных номеров, имен, адресов и реквизитов банковских карт. Группа отелей также хранит имена и возраст детей своих гостей, сведения об их работодателях, заказы на обслуживание номеров, учетные записи социальных сетей, доступные для всех филиалов корпорации. По поводу ее деятельности ведутся расследования Национальным ведомством по защите информации Великобритании, а также ФБР и пятью отдельными американскими штатами.

Официальные ответы компаний

В этом мире не осталось ничего личного и тайного: кто собирает на нас досье (4 фото)

Все компании заявляют о защите данных клиентов в соответствии с новыми правилами GDPR Европейского Союза, утверждая что информация зашифрована.

Однако успешная хакерская атака на Marriott говорит о необходимости нового уровня безопасности. Есть также опасения по поводу тенденции компаний формировать и хранить профили своих клиентов, чтобы использовать их для персонифицированной рекламы.

Представитель Marriott высказал следующую позицию: «Наши гости знают, что мы собираем личные данные. Потому что Марриотт — это глобальная организация… необходим некоторый обмен данными через границы».

Представитель Asda прокомментировал ситуацию так: «Мы относимся к защите личной информации очень серьезно, всегда обрабатываем ее тщательно и в соответствии с законом «О защите данных».

Представитель Google заявил: «Мы постоянно совершенствуемся в вопросах конфиденциальности и безопасности информации. Мы хотим, чтобы людям было легко контролировать свои данные и выбрать уровень конфиденциальности, который является правильным для них». Компания отрицает все обвинения.

Представитель Morrisons (сеть британских супермаркетов) сказал: «Мы записываем, что клиенты покупают у нас, и их маркетинговые предпочтения, чтобы предоставлять им предложения и купоны, которые полезны для них».

Facebook отказался официально комментировать обвинения, но опроверг претензию по поводу использования приватных данных для целевой рекламы, несмотря на противоположную информацию, содержащуюся в тексте, описывающем политику конфиденциальности компании. Там открыто говорится, что ваши тайны могут быть использованы для формирования более подходящих для вас предложений.

Представитель PayPal в Великобритании высказал следующее: «Мы передаем очень ограниченное количество информации доверенным компаниям, чтобы помочь предоставлять наши услуги, защититься от мошенничества и других преступлений, а также держать клиентов в курсе актуальных предложений.»

Представитель Tesco заявил: «Мы никогда не продаем личные данные наших клиентов и не делимся ими с организациями, чтобы они могли использовать их в своих маркетинговых целях».

Представитель BT сказал, что они использовали информацию о клиентах для предоставления услуг, но финансовые данные не входили в их профили.

Представитель Sky BSkyB опроверг обмен «личной информацией» со своими компаниями-партнерами.

В Microsoft отказались комментировать свою вовлеченность в разбирательство.

Где правда?

Разбирательствам не видно конца. Например, только в этом месяце семь европейских государств уже начали судебные процессы против Google, и они не первые возмутившиеся публично. Претензии все те же — непрозрачность условий предоставления услуг и скрытая слежка за клиентами, передача информации на сторону, применение ее в собственных целях. Кто-то называет это анализом и статистическими исследованиями, другие — непростительным вмешательством в частную жизнь.

Несмотря на официальные возражения, нет никакой уверенности в сохранении приватности предоставляемых коммерческим организациям данных. Наверняка вы не раз замечали удивительные совпадения, например, своевременное появление тематических рекламных предложений, стоит только сделать соответствующий запрос в поисковой системе, или, что еще тревожнее, обсудив это в кругу близких, не вынеся из комнаты свой смартфон.