Капища древних славян: реконструкция прошлого О религиозной жизни того или иного народа можно судить прежде всего по его священным текстам, а также по материальным отображениям мистических верований. Когда же со священными текстами дело обстоит сложно, как в случае с язычеством славян, от которого письменных памятников и не осталось, материальные памятники выходят на первый план. Правда, и здесь подстерегают сложности: места поклонения языческим богам не могли сохраниться в неизменном виде до наших дней. Так что приходится реконструировать языческие славянские капища на основании смутных описаний современников и достаточно редких археологических находок.

Станьте, боги, станьте в круг…

Капище это одна из разновидностей языческих культовых сооружений, предназначение которой было в непосредственном поклонении верующих идолам того или иного бога или богов. В появлении и структуре капища прослеживается две основные черты языческого мировоззрения: с одной стороны, человек нуждался в непосредственном общении с божествами, к которым можно было обратиться хотя бы путём взаимодействия с их идолами. С другой — языческое мировоззрение предполагало единство всего мира, присутствие божеств во всей окружающей природе, так что строительство полностью закрытых храмов было относительно редким.

Капища представляли собой круглые или овальные площадки на открытом воздухе, в центре которых устанавливался идол того божества, которому эта ритуальная территория была помещена. Для капища всегда выделялось особое место, находящееся вне поселения и не использовавшееся больше ни для какого иного назначения. Более того: зачастую капища располагались в удалённых от жилища и труднодоступных местах, например, посреди леса или на вершине холма. Так достигалось уединённость общения с богами и подчёркивалась особенность этого места. Типичное капище представляло собой круг диаметром в несколько десятков метров, границы которого были обозначены неглубокими, но широкими рвами, в которых разжигались жертвенные костры, а также зачастую расставленными по окружности камнями, столбами или прочими священными предметами. В центре стоял идол бога, чаще всего деревянный, иногда каменный, рост которого ненамного превышал человеческий – тем самым создавалась визуальная возможность для общения. В некоторых случаях существовали капища, посвящённые сразу нескольким богам, тогда их идолы равномерно располагались по окружности капища.

Кто ищет, тот найдёт

Очевидно, что большого числа славянских капищ не могло сохраниться до настоящего времени. Во-первых, капища разрушались и уничтожались в ходе христианизации Руси и других славянских государств, когда языческие культовые объекты должны были исчезнуть, чтобы не давать населению возможности вернуться к старой вере. Во-вторых, сам характер капища как сооружения не располагал к долговечности: здесь не было каменных стен, прочного фундамента, по сути капища состояла из небольших круговых рвов и идолов, по большей части деревянных. Однако удалённый и скрытый характер языческих капищ отчасти сыграл в пользу сохранения следов хотя бы малой их части. Порой эти территории так и оставались неиспользованными для хозяйственных целей, что оставило следы, которые при грамотных археологических исследованиях могут в определённой мере восстановить облик того или иного объекта.

На территории России наиболее известны два капища – Киевское и Перыньское. Но в случае с Киевским капищем рассчитывать на археологические исследования бессмысленно, так как территория города активно использовалась в течение многих веков, да и сохранение следов языческой веры в центре столицы ставшего христианским государства просто немыслимо. А вот Перыньское капище, расположенное вблизи Новгорода, у истока реки Волхов. Исторические источники сообщают, что Перыньское капище было создано в 980 году в ходе языческой религиозной реформы князя Владимира, который стремился создать единый для всех своих земель языческий пантеон во главе с богом Перуном.

Собственно, название «Перыньское» и произошло от имени Перуны, ведь именно ему оно было посвящено. Правда, просуществовало оно менее десяти лет и в ходе Крещения Руси было разрушено. Но археологи сумели восстановить общий облик капища: его диаметр составлял 21 метр, причём круглая форма была практически идеальной. Площадка капища несколько возвышалась над окружающей поверхностью и была окружена рвом глубиной в один метр и шириной от пяти до семи метров. Характерно, что ров имел внешние овальные выступы, на которых, судя по всему, и зажигались жертвенные костры. Следы костров были также обнаружены на дне рва, однако следов жертв найдено не было – скорее всего, эти костры имели не жертвенный, а очищающий или защитный характер. В центре капища был установлен идол – от него найдено углубление общим диаметром около 65 сантиметров. Есть предположение, что капище Перуна была лишь центральным элементом целого комплекса, а вокруг него располагались капища других богов, включённых князем Владимиром в общеславянский пантеон.

Александр Бабицкий