Киты, бороздящие современные океанские просторы, несомненно, громадные, умные, притягивающие наше воображение создания. Они следуют своим курсом в поиске планктона или кальмаров. Животные умны, относятся с заботой к своему потомству, а порой приходят на помощь людям, попавшим в сложную ситуацию в воде. Но в стародавние времена условия существования на планете были куда более жесткими. И среди китообразных было немало примеров ужасающего вида хищных громадин. Одним из таких был Левиафан Мелвилла, опаснейший из существовавших зубатых китов.

История происхождения

Образ многоголового морского чудовища по имени Латану, или Левиафан, появляется еще в мифологии древнего города-государства Угарит, существовавшего на территории современной Сирии за шесть тысяч лет до нашей эры. Там левиафан сопровождал Яма, бога моря, и был повержен вместе с тем богом Баалом.

Кто такой Левиафан и почему у него была неудержимая страсть топить корабли

Левиафан Мелвилла

Баал

Позже образ левиафана проник в легенды древних евреев. Есть мнение, что образ этот пришел из Египта. Евреи интерпретировали таким образом информацию о крокодилах, обитающих в реке Нил.

Описанный и пересказанный много раз тем, кто никогда не видел живого крокодила, образ мог значительно исказиться. Кроме того, размер и мощь животного могли «художественно преувеличить» для устрашающего эффекта. В результате животное практически до неузнаваемости изменилось в народном сознании, превратившись в демона из геенны огненной.

Левиафан

Имя Левиафан упоминается в Танахе и в древнейшей части христианской Библии — Ветхом Завете. Там это имя означает «свитый», «скрученный», а в современном иврите переводиться как «кит».

Левиафан — зверь из библейской истории

Кто такой Левиафан и почему у него была неудержимая страсть топить корабли
В притчах упоминается, что Господь создал каждой твари по паре. Однако были существа, сотворенные в единственном роде. Возможно, это отражение античных мифов о морских и земных созданиях, настоящих монстрах. Такие легенды встречаются во всем мире, и семитские народы, ставшие родоначальниками Библии, не исключение.

Левиафан — морской зверь невиданной силы и величины. Он подробно описывается в книге Иова, где Господь объясняет свой замысел по его созданию. Там же частично указан его облик: обладает двумя челюстями, огромным, покрытым прочнейшей чешуей телом, огнедышащим и способным испарять моря. При этом, вопреки более поздним источникам, отдельно отмечается, что само по себе чудовище не относится к демонам или адским силам, а лишь является манифестацией и символом безграничного могущества Господа.

Кто такой Левиафан и почему у него была неудержимая страсть топить корабли

Бегемот и левиафан в книге Иова

Ветхозаветные книги и притчи сообщают, что таких зверей было двое. Второй — Бегемот, именем которого впоследствии назвали демона. Они описаны как творения Бога, с которыми не под силу совладать ни одному оружию, ни смертному, ни ангелу. Считается, что поймать, покорить и убить этих существ невозможно. Погибнут они лишь во время Страшного Суда, убив друг друга, а их мясом будут пировать спасенные праведники.

Книга Иова

Легенда, описанная в Книге Иова, отражает то, как человек должен воспринимать Божью волю. Упоминание левиафана в ней – только один из примеров в разговоре человека и Господа. Творец напоминает Иову о том, что на земле есть существа и явления, неподвластные человеку. Роптать на судьбу и сетовать на несправедливость Бога все равно, что пытаться победить морское чудовище левиафана. Когда Иов перестает спорить и признает правоту Господа, он умирает в мире и покое, как и хотел.

Корабль столкнулся с морским змеем. В этой истории левиафан описан наиболее полно. Исходя из библейского текста, можно узнать, что:

  • левиафан невероятно огромен;
  • его сила не поддается описанию;
  • ему не причиняет вреда никакое человеческое оружие;
  • сам он легко рвет цепи и ломает железо;
  • при встрече с ним человек испытывает ужас;
  • от соприкосновения с его телом вода закипает;
  • ему неведом страх, и это – истинный царь зверей.

Мощь и способности левиафана служат напоминанием Иову о том, насколько велик Господь, и насколько бесполезна и глупа попытка с ним спорить.

Книга Исайи

Левиафан также упоминается в Книге пророка Исайи. И здесь левиафан представлен не как мифическое, а реальное существо. Это змей, которого Господь поразит своим мечом в назначенный день. Несмотря на то, что существо обитает в море, левиафан назван «змеем прямо бегущим» и «змеем извивающимся». Сложно определить, идет ли речь о двух разных левиафанах или об одном монстре, который будет повержен в любом случае.

Факт!Левиафан, пораженный мечом (или молнией) Господа, рассматривается как аллегория нечестивых народов, которые он однажды покарает. Но прямого указания на это в тексте Библии нет.В Книге Исайи левиафан выступает напоминанием о том, что никто не избегнет Божьего гнева, если вызовет его. Даже такое сильное и могущественное создание легко погибнет, если Господь этого пожелает. В христианской и иудейской религии левиафан становится постоянным напоминанием о могуществе Господа.

Псалом 73 перекликается с Книгой Исайи. В нем говорится, что Господь поразит чудовище из океана. И наоборот, в псалме 104 Богу возносится хвала за огромные морские просторы, где обитает и резвится левиафан.

Сколько существует левиафанов?

Кроме того, кто такой левиафан, в Библии существует еще ряд неясностей. Название животного упоминается то в единственном, то во множественном числе, т.е. невозможно точно установить, был ли это уникальный бессмертный зверь, или это был целый вид животных.

На этот счет толкователями священных текстов выдвинуто несколько версий:

  • это реально существовавший вид животных, возможно, вымерших;
  • это несколько особей, существующих под строгим контролем Господа (возможно, последние особи вымершего вида, которых застал человек);
  • единственная особь, существующая как символ божественного могущества (самец).

Сторонники последней версии выдвигают два противоположных мнения. Первое: Господь изначально сотворил только мужскую особь. Вторая – он сотворил двух подводных драконов, самца и самку, но самку затем уничтожил, чтобы левиафан не мог размножаться.

Адская сущность хозяина морей и океанов

В связи с тем, что океанское чудище обладало невероятной силой и способностями, многие древние ученые приписывали его к демонам. А Бинсфелд, популярный ученый исследователь в XVI века, и вовсе возвел повелителя водных глубин на один уровень с падшим ангелом Люцифером. Также в древности считали, что Левиафан являлся одной из сущностей дьявола, его звериным отображением.

Интересным фактом является то, что изображения владыки океанов не фигурировали в одном из самых известных гримуаров – Ключах Соломона (с содержанием которого можно ознакомиться в Википедии, здесь же можно и увидеть реконструированное фото самого подводного чудовища). В писании не встречается ни единого упоминания о том, что кто-либо мог быть одержим нечистым, который носил бы имя идентичное повелителю морей. Следовательно, можно заметить, что многие древние, все-таки, не считали водное чудище демоном.

В современном мире  монстр Левиафан считается чудовищем из водных глубин, повелителем океана. Его не возносят ни к ангелам, ни к демонам, он не участвует в войне между Богом и дьяволом. Божья тварь живет в морских глубинах и охраняет свои владения. Это морское страшилище встречается и в современной культуре. К примеру, существует одноименный фильм, повествующий о бездушной, бессмертной бюрократии. Один из сезонов популярного сериала «Сверхъестественное» посвящен этому водоплавающему ужасу. Также со словом «Левиафан» ассоциируется что-то, что не имеет души, и что невозможно победить. Сегодня даже существуют некоторые культы, поклоняющиеся повелителю водных просторов, но количество этих культов ничтожно мало.

История Левиафана и параллели с другими народами

Кто такой Левиафан и почему у него была неудержимая страсть топить корабли
Первые упоминания о Левиафане приходят к нам из древнесемитских текстов и мифов Египта. Считалось, что с востока его защищают крокодилы, обитающие в Ниле — сказания об этих существах доходили до Междуречья и предков еврейских народов, где могли трансформироваться в облик Левиафана. Упоминается похожий зверь и в древневавилонских легендах. В них бог Баал стал единственным, кто смог повергнуть самого сильного слугу, личное чудище бога моря по имени Яма.

Кто такой Левиафан и почему у него была неудержимая страсть топить корабли

Йормунганд

В образе Левиафана прослеживается интересная параллель со скандинавской мифологией — там также считается, что в Асгарде живет огромный кабан, мясо которого каждый вечер поедают воины, погибшие в бою. Это совпадение с притчей о Левиафане и праведниках, которые будут вкушать его после Суда. Другой же отсылкой к мифам Скандинавии является и змей Йормунганд — такое же морское чудовище. Да и сама сцена Страшного последнего Суда, в которой будут сражаться мифические звери, очень похожа на Рагнарёк — конец света.

Проводят параллели Левиафана с древнегреческими существами Сциллой и Харибдой или же Лернейской Гидрой. А в древнерусской мифологии этот образ позаимствовало известное по множеству сказок Чудо-Юдо. Аналоги могущественных морских существ со сходными чертами есть практически во всех мировых религиях и традициях.

По мнению ученых, в средние века и в античности с Левиафаном часто путали морских зверей — китов, кашалотов, касаток, гигантских кальмаров и даже моржей. Это оставило отпечаток на некоторых названиях животных на латыни. А в современной культуре он часто отождествляется с чем-то бездушным и непобедимым — безжалостной машиной бюрократии и взаимной поруки, как это было продемонстрировано в одноименном фильме.

Истоки образа

Изучив несколько различных источников с преданиями о Левиафане, я посчитала нужным обратиться к истокам образа этого зверя. По мнению многих историков, мифы берут основу из древнесемитских легенд и мифов Древнего Египта.

Как считали в далёком прошлом, хранителями земель этих народов выступали крокодилы. Сказания о них нередко подчёркивали божественное происхождение этих хищников, а, дойдя до Междуречья, истории о крокодилах преобразились в “портрет” Левиафана.

Кроме того, некоторые детали образа Левиафана невероятно напоминают фрагменты из скандинавских преданий. В мифах Скандинавии есть упоминание об огромном кабане, мясо которого каждый день поедают воины, чьи славные подвиги нашли своё признание даже в Асгарде.

Кто такой Левиафан и почему у него была неудержимая страсть топить корабли

Кстати, отдельно хочу отметить и змея Йормунганда, который обитал в морской пучине. Не менее известными были морские монстры, в которых верили древние греки, – Сцилла и Харибда. Вот только они выступают в качестве грозных и губительных для человека созданий, порождением мрачных глубин, а не божественным созданием.

В русских традициях тоже был такой морской монстр – Чудо-Юдо. Не исключено, что в образе Левиафана нашли место собирательные черты различных существ, известных у самых разных народов.

Исследователи считают, что Левиафан мог “родиться” в древнем городе-государстве Угарите, что существовало на территории современной Сирии. Согласно древнейшим преданиям, морское чудовище выступало помощником бога Яма, низвергнутого в пучину великим божеством Баалом.

Тайны Левиафана

Но почему же для Левиафана Бог не создал пары, оставив животного одного? Как рассказывают библейские тексты, замысел Господа был крайне прост: сотворить живых существ, что могли бы размножаться, расселяясь по земле.

Некоторые из сказаний отмечают, что и для Левиафана вначале была создана самка, однако Бог сразу же осознал, насколько опасным станет появление в мире нескольких подобных зверей. Именно поэтому Господь уничтожил всех самок данного вида, оставив Левиафана без пары. Конечно, данный мифологический акт говорит о многом и, в первую очередь, подчёркивает силу животного.

Образ Левиафана стал очень популярен в литературе и кинематографе, он успешно используется в наше время. Особенно интересны метафорические трактовки данного чудовища. Например, в одноимённом фильме Андрея Звягинцева Левиафан символизирует государственную власть.

Не менее популярен Левиафан у современных писателей-фантастов. Американец Скотт Вестерфельд использовал название «Левиафан» для летающего корабля, что выполняет особую миссию.

В книжном цикле «Семь зверей Райлега» Ника Перумова Левиафан описывается как один из зверей и, надо признать, образ получился очень интересный и колоритный. Знаменитый книжный герой Бориса Акунина, Эраст Фандорин, также был связан сюжетной линией с кораблём «Левиафан», на котором произошли необъяснимые вещи.

В чём кроется причина популярности образа создания, о котором писали ещё много столетий тому назад? На мой взгляд, Левиафан притягателен своей силой. В писаниях говорится, что одержать победу над ним не сможет никто, но уточняется, что во время Страшного Суда Левиафан падёт от рук архангела Гавриила либо погибнет сам. Вот он – образ могущества и величия, что всё равно не смогут быть бесконечно сильными и вершащими власть.

Другие животные, похожие на левиафана

В мифологиях многих древних народов встречаются упоминания о крупных морских чудовищах. Все они носят разные названия, но имеют несколько общих признаков. Это огромный размер, физическая сила, неуязвимость к оружию и отсутствие разума. Зверь всегда наводит ужас на людей, но не способен проявить агрессию по собственному желанию. Он нападает на корабли по приказу своего хозяина, если он есть, либо борется с другими могущественными силами, а люди становятся случайными жертвами.

Кто такой Левиафан и почему у него была неудержимая страсть топить корабли

О реальных прототипах морских демонов ученые спорят до сих пор. Возможно, речь идет о крупных морских животных, в том числе вымерших. Люди не могли рассмотреть подводного обитателя, видели только отдельные части его тела и домысливали остальное, отсюда настолько нереалистичные описания. С другой стороны, древние люди были склонны одушевлять явления природы, в том числе наделять их чертами животных. По этой версии левиафан и похожие на него морские существа – это одушевленный шторм, в котором людям виделась огромная рептилия или рыба.

В мифах древних скандинавов Ёрмунганд – это морской змей, который опоясывает землю. Он был рожден Локи вместе с двумя другими чудовищами – волком Фенриром и великаншей Хель. Один отобрал у Локи его детей и попытался уничтожить, но не смог. Ёрмунганда он бросил в океан, где змей не только не умер, но и стал быстро расти. Он вырос до огромных размеров, обхватил своим телом всю землю и вцепился в собственный хвост. В этом он похож на другого змея – Уробороса.

Поведением Мирового змея скандинавские моряки объясняли шторма и землетрясения. В легендах сохранились упоминания о борьбе Змея с богами. Особенную неприязнь он питал к Тору. Во время последней битвы мира – Рагнарёка, два извечных противника должны сойтись в битве и погибнуть.

Тифон и Зевс

В Древней Греции и других странах Средиземноморья была распространена легенда о Тифоне. Это змееподобный монстр, либо великан со змеями вместо ног. Он был сыном самой первой богини Геи и Тартара, либо был сотворен Герой из яйца (вариант – рожден ей же без помощи мужа). Это было существо гигантских размеров, которое сражалось с богами.

За время долгой битвы с богами, Тифон сошелся с другим порождением Геи и Тартара – Ехидной. Она также была полуженщиной-полудраконом либо драконицей. От этого союза родились самые могущественные чудовища греческих мифов, оставившие заметный след в культуре античности (Цербер, Немейский лев, Лернейская гидра, Сфинкс).

Факт! Предположительно слово «Тайфун» стало результатом слияния двух слов. Китайского заимствования «Тай фын», т.е. «буря», «большой ветер», и имени греческого монстра Тифона.

Противостояние Тифона и Зевса закончилось победой громовержца. Он поверг змея наземь и забросал сверху камнями, а на голову ему поставил вулкан Этну. Древнегреческая религия объясняла землетрясения и извержения вулканов попытками Тифона освободиться.

Кракен

Кракеном исландские моряки называли подводное чудовище, имеющее вид гигантского кальмара. По разным легендам кракен либо подчиняется морскому царю, либо является воплощением морской стихии и не имеет хозяина. Он нападает на корабли в открытом море, топит их и губит команду. Он может появиться в шторм или, наоборот, при хорошей погоде и спокойной воде без всяких знамений.

Если бы произошла встреча между двумя морскими чудовищами, определить, кто сильнее – кракен или левиафан было бы сложно. По описаниям кракен обладает огромными щупальцами невероятной силы, а чешую левиафана невозможно пробить. Оба прекрасно себя чувствуют под водой и на ее поверхности, и оба обладают огромной разрушительной силой. Это была бы битва титанов, которую человеку вряд ли удалось бы увидеть и остаться невредимым.

Левиафан — чудовище в культуре и искусстве

В культуре и искусстве левиафан стал символом любого явления, которое поражает своими масштабами. Сравнить с этим существом можно животное, природное явление, общество или народ. В рассказе Р. Абернети «Человек против города» город сравнивается с левиафаном. Этот город огромен, жесток и совершенно равнодушен к герою. Но не лишен зачатков собственного разума (или так кажется герою). Также в фантастических книгах имя Левиафан часто используется как имя крупных морских существ на службе человека.

В трудах Т. Гоббса с левиафаном сравнивается государственный аппарат. Он предстает как система, пожирающая человеческую индивидуальность и творческое начало. При этом государственный демон-левиафан слишком огромен, чтобы один человек или группа людей могли бы с ним справиться.

Фильм «Левиафан»

Одно из самых обсуждаемых кинотворений, связанных с именем морского чудовища – фильм «Левиафан» (режиссер А. Звягинцев). Он вбирает в себя библейскую историю Иова и труды Гоббса, сравнивающего государство с этим монстром.

По сюжету главный герой повторяет путь библейского Иова – теряет всё, что имел, но не смиряется с этим и не благословляет Господа. Он борется, но попытки противостоять мэру города, коррумпированным судьям и равнодушным людям оказываются безнадежны. Он теряет дом, расстается с женой, которая сразу после ссоры погибает, и отправляется в тюрьму за преступления, которых не совершал. Только холодное северное море, где обитает мифическое чудовище левиафан, знает ответ, что произошло на самом деле.

У отечественных критиков фильм получил неоднозначную характеристику. Одна из главных претензий – использование выпивки, шансона и мата на экране. Главным достоинством считают уникальное место съемок – берег Баренцева моря. Фото со съемок «Левиафана» получились крайне живописными.

Сериал «Сверхъестественное»

В сериале «Сверхъестественное» левиафаны – самые сильные монстры, с которыми приходится сталкиваться героям. В рамках сериала эти существа могут менять свой облик и выглядеть как угодно, в том числе притворяться людьми. Они были сотворены одними из первых живых существ, и им не может навредить ни один человек, монстр или ангел. Чтобы левиафаны не истребили все живое, Бог поместил их в чистилище.

Убивать таких монстров может только Бог и архангелы. Также они сами могут убивать друг друга и пожирать самих себя. Еще одна их слабость – зависимость от лидера. Старший монстр правил с момента сотворения чудовищ, и когда героям удается его убить, левиафаны теряют значительную часть своей силы. Далее они появляются в воспоминаниях героев.

Сергей Худиев о Библии, Гоббсе и Левиафане

Судя по сообщениям в фейсбуке, великий и могучий русский язык обогатился новым ругательством — «левиафаны позорные», в смысле «алкоголики, позорящие нашу страну на весь мир». Связано это с новым фильмом режиссера Андрея Звягинцева под названием «Левиафан», живописующим ужасы российской глубинки. Фильма я не смотрел — сам режиссер настоятельно просил не смотреть пираток, а до кинотеатра я едва ли доберусь — поэтому не могу присоединиться ни к хору его ругателей, ни к противохору защитников, замечу только, что снимать фильмы про беспросветность жизни в французской/немецкой/голландской или еще какой-нибудь глубинке — обычное дело для европейских режиссеров.

Здесь мне хотелось бы немного рассмотреть сам образ Левиафана — потому что он довольно прочно присутствует в европейской культуре. Он появляется в священном Писании, в книге Иова, в образе могучего морского чудовища:

«Можешь ли ты удою вытащить левиафана и веревкою схватить за язык его? .. Круг зубов его — ужас; крепкие щиты его — великолепие; они скреплены как бы твердою печатью; один к другому прикасается близко, так что и воздух не проходит между ними; один с другим лежат плотно, сцепились и не раздвигаются. От его чихания показывается свет; глаза у него как ресницы зари; из пасти его выходят пламенники, выскакивают огненные искры; из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла. Дыхание его раскаляет угли, и из пасти его выходит пламя. На шее его обитает сила, и перед ним бежит ужас. Мясистые части тела его сплочены между собою твердо, не дрогнут. Сердце его твердо, как камень, и жестко, как нижний жернов. Когда он поднимается, силачи в страхе, совсем теряются от ужаса. Меч, коснувшийся его, не устоит, ни копье, ни дротик, ни латы. Железо он считает за солому, медь — за гнилое дерево. Он кипятит пучину, как котел, и море претворяет в кипящую мазь; оставляет за собою светящуюся стезю; бездна кажется сединою. Нет на земле подобного ему; он сотворен бесстрашным; на все высокое смотрит смело; он царь над всеми сынами гордости» (Иов.40-41)

Левиафан — образ всесокрушающей мощи, в которой иногда в Писании появляется демонический оттенок; Левиафан — чудовище, которое будет сокрушено Богом: «В тот день поразит Господь мечом Своим тяжелым, и большим и крепким, левиафана, змея прямо бегущего, и левиафана, змея изгибающегося, и убьет чудовище морское» (Ис.27:1)

Кто такой Левиафан и почему у него была неудержимая страсть топить корабли

Однако большую известность Левиафан приобрел благодаря знаменитой книге английского мыслителя  XVII века Томаса Гоббса, где это символ государства:

«В этом Левиафане верховная власть, дающая жизнь и движение всему телу, есть искусственная душа, должностные лица и другие представители судебной и исполнительной власти — искусственные суставы; награда и наказание (при помощи которых каждый сустав и член прикрепляются к седалищу верховной власти и побуждаются исполнить свои обязанности) представляют собой нервы, выполняющие такие же функции в естественном теле;   благосостояние и богатство   всех   частных   членов представляют собой его силу, salus populi, безопасность народа,- его занятие; советники, внушающие ему все, что необходимо знать, представляют собой память; справедливость и законы суть искусственный разум (reason) и воля; гражданский мир — здоровье, смута — болезнь, и гражданская война — смерть»

Гоббс, бывший свидетелем английской гражданской войны, подчеркивал необходимость государства, без которого общество сваливается в состояние войны всех против всех:

Читайте также Кто такая Лилит из Библии? «Пока люди живут без общей власти, держащей всех их в страхе, они находятся в том состоянии, которое называется войной, и именно в состоянии войны всех против всех… Пусть сомневающийся сам поразмыслит над тем обстоятельством, что, отправляясь в путь, он вооружается и старается идти в большой компании; что, отправляясь спать, он запирает двери; что даже в своем доме он запирает ящики, и это тогда, когда он знает, что имеются законы и вооруженные представители власти, готовые отомстить за всякую причиненную ему несправедливость. Какое же мнение имеет он о своих согорожанах, запирая свои двери, о своих детях и слугах, запирая свои ящики? Разве он не в такой же мере обвиняет человеческий род своими действиями, как и моими словами?»Образ Левиафана у Гоббса несколько двойственный — это не самое приятное из животных, но его существование совершенно необходимо, иначе общество погружается в хаос. Немецкий мыслитель и поэт Фридрих Ницше, не называя Левиафана по имени, явно обращается к взятому у Гоббса образу в своей поэме «Так говорил Заратустра»:

«Государством называется самое холодное из всех холодных чудовищ. Холодно лжет оно; и эта ложь ползет из уст его: «Я, государство, есмь народ»… Но государство лжет на всех языках о добре и зле: и что оно говорит, оно лжет—и что есть у него, оно украло. Все в нем поддельно: крадеными зубами кусает оно, зубастое. Поддельна даже утроба его»

Для Андрея Звягинцева, режиссера одноименного фильма, очевидно, важен этот образ — мощи, которой не может противостать отдельный человек. Отдельные люди могут составлять из себя как бы некое чудовище морское — и грех может принимать не только личный, но и коллективный характер.

Само имя Левиафана обращает к определенной традиции размышления об уделе человеческом, о личности и государстве, о личном и общественном грехе — и задает довольно высокую планку этих размышлений. Реагировать на эти размышления в стиле «враги хотят нас обидеть!», наверное, в любом случае не стоит.