Киты, бороздящие современные океанские просторы, несомненно, громадные, умные, притягивающие наше воображение создания. Они следуют своим курсом в поиске планктона или кальмаров. Животные умны, относятся с заботой к своему потомству, а порой приходят на помощь людям, попавшим в сложную ситуацию в воде. Но в стародавние времена условия существования на планете были куда более жесткими. И среди китообразных было немало примеров ужасающего вида хищных громадин. Одним из таких был Левиафан Мелвилла, опаснейший из существовавших зубатых китов.
Содержание
- 1 История происхождения
- 2 Левиафан — зверь из библейской истории
- 3 Сколько существует левиафанов?
- 4 Адская сущность хозяина морей и океанов
- 5 История Левиафана и параллели с другими народами
- 6 Истоки образа
- 7 Тайны Левиафана
- 8 Другие животные, похожие на левиафана
- 9 Левиафан — чудовище в культуре и искусстве
- 10 Сергей Худиев о Библии, Гоббсе и Левиафане
История происхождения
Образ многоголового морского чудовища по имени Латану, или Левиафан, появляется еще в мифологии древнего города-государства Угарит, существовавшего на территории современной Сирии за шесть тысяч лет до нашей эры. Там левиафан сопровождал Яма, бога моря, и был повержен вместе с тем богом Баалом.

Левиафан Мелвилла
Баал
Позже образ левиафана проник в легенды древних евреев. Есть мнение, что образ этот пришел из Египта. Евреи интерпретировали таким образом информацию о крокодилах, обитающих в реке Нил.
Описанный и пересказанный много раз тем, кто никогда не видел живого крокодила, образ мог значительно исказиться. Кроме того, размер и мощь животного могли «художественно преувеличить» для устрашающего эффекта. В результате животное практически до неузнаваемости изменилось в народном сознании, превратившись в демона из геенны огненной.
Левиафан
Имя Левиафан упоминается в Танахе и в древнейшей части христианской Библии — Ветхом Завете. Там это имя означает «свитый», «скрученный», а в современном иврите переводиться как «кит».
Левиафан — зверь из библейской истории
В притчах упоминается, что Господь создал каждой твари по паре. Однако были существа, сотворенные в единственном роде. Возможно, это отражение античных мифов о морских и земных созданиях, настоящих монстрах. Такие легенды встречаются во всем мире, и семитские народы, ставшие родоначальниками Библии, не исключение.
Левиафан — морской зверь невиданной силы и величины. Он подробно описывается в книге Иова, где Господь объясняет свой замысел по его созданию. Там же частично указан его облик: обладает двумя челюстями, огромным, покрытым прочнейшей чешуей телом, огнедышащим и способным испарять моря. При этом, вопреки более поздним источникам, отдельно отмечается, что само по себе чудовище не относится к демонам или адским силам, а лишь является манифестацией и символом безграничного могущества Господа.
Бегемот и левиафан в книге Иова
Ветхозаветные книги и притчи сообщают, что таких зверей было двое. Второй — Бегемот, именем которого впоследствии назвали демона. Они описаны как творения Бога, с которыми не под силу совладать ни одному оружию, ни смертному, ни ангелу. Считается, что поймать, покорить и убить этих существ невозможно. Погибнут они лишь во время Страшного Суда, убив друг друга, а их мясом будут пировать спасенные праведники.
Книга Иова
Легенда, описанная в Книге Иова, отражает то, как человек должен воспринимать Божью волю. Упоминание левиафана в ней – только один из примеров в разговоре человека и Господа. Творец напоминает Иову о том, что на земле есть существа и явления, неподвластные человеку. Роптать на судьбу и сетовать на несправедливость Бога все равно, что пытаться победить морское чудовище левиафана. Когда Иов перестает спорить и признает правоту Господа, он умирает в мире и покое, как и хотел.
Корабль столкнулся с морским змеем. В этой истории левиафан описан наиболее полно. Исходя из библейского текста, можно узнать, что:
- левиафан невероятно огромен;
- его сила не поддается описанию;
- ему не причиняет вреда никакое человеческое оружие;
- сам он легко рвет цепи и ломает железо;
- при встрече с ним человек испытывает ужас;
- от соприкосновения с его телом вода закипает;
- ему неведом страх, и это – истинный царь зверей.
Мощь и способности левиафана служат напоминанием Иову о том, насколько велик Господь, и насколько бесполезна и глупа попытка с ним спорить.
Книга Исайи
Левиафан также упоминается в Книге пророка Исайи. И здесь левиафан представлен не как мифическое, а реальное существо. Это змей, которого Господь поразит своим мечом в назначенный день. Несмотря на то, что существо обитает в море, левиафан назван «змеем прямо бегущим» и «змеем извивающимся». Сложно определить, идет ли речь о двух разных левиафанах или об одном монстре, который будет повержен в любом случае.
Факт!Левиафан, пораженный мечом (или молнией) Господа, рассматривается как аллегория нечестивых народов, которые он однажды покарает. Но прямого указания на это в тексте Библии нет.В Книге Исайи левиафан выступает напоминанием о том, что никто не избегнет Божьего гнева, если вызовет его. Даже такое сильное и могущественное создание легко погибнет, если Господь этого пожелает. В христианской и иудейской религии левиафан становится постоянным напоминанием о могуществе Господа.
Псалом 73 перекликается с Книгой Исайи. В нем говорится, что Господь поразит чудовище из океана. И наоборот, в псалме 104 Богу возносится хвала за огромные морские просторы, где обитает и резвится левиафан.
Сколько существует левиафанов?
Кроме того, кто такой левиафан, в Библии существует еще ряд неясностей. Название животного упоминается то в единственном, то во множественном числе, т.е. невозможно точно установить, был ли это уникальный бессмертный зверь, или это был целый вид животных.
На этот счет толкователями священных текстов выдвинуто несколько версий:
- это реально существовавший вид животных, возможно, вымерших;
- это несколько особей, существующих под строгим контролем Господа (возможно, последние особи вымершего вида, которых застал человек);
- единственная особь, существующая как символ божественного могущества (самец).
Сторонники последней версии выдвигают два противоположных мнения. Первое: Господь изначально сотворил только мужскую особь. Вторая – он сотворил двух подводных драконов, самца и самку, но самку затем уничтожил, чтобы левиафан не мог размножаться.
Адская сущность хозяина морей и океанов
В связи с тем, что океанское чудище обладало невероятной силой и способностями, многие древние ученые приписывали его к демонам. А Бинсфелд, популярный ученый исследователь в XVI века, и вовсе возвел повелителя водных глубин на один уровень с падшим ангелом Люцифером. Также в древности считали, что Левиафан являлся одной из сущностей дьявола, его звериным отображением.
Интересным фактом является то, что изображения владыки океанов не фигурировали в одном из самых известных гримуаров – Ключах Соломона (с содержанием которого можно ознакомиться в Википедии, здесь же можно и увидеть реконструированное фото самого подводного чудовища). В писании не встречается ни единого упоминания о том, что кто-либо мог быть одержим нечистым, который носил бы имя идентичное повелителю морей. Следовательно, можно заметить, что многие древние, все-таки, не считали водное чудище демоном.
В современном мире монстр Левиафан считается чудовищем из водных глубин, повелителем океана. Его не возносят ни к ангелам, ни к демонам, он не участвует в войне между Богом и дьяволом. Божья тварь живет в морских глубинах и охраняет свои владения. Это морское страшилище встречается и в современной культуре. К примеру, существует одноименный фильм, повествующий о бездушной, бессмертной бюрократии. Один из сезонов популярного сериала «Сверхъестественное» посвящен этому водоплавающему ужасу. Также со словом «Левиафан» ассоциируется что-то, что не имеет души, и что невозможно победить. Сегодня даже существуют некоторые культы, поклоняющиеся повелителю водных просторов, но количество этих культов ничтожно мало.
История Левиафана и параллели с другими народами
Первые упоминания о Левиафане приходят к нам из древнесемитских текстов и мифов Египта. Считалось, что с востока его защищают крокодилы, обитающие в Ниле — сказания об этих существах доходили до Междуречья и предков еврейских народов, где могли трансформироваться в облик Левиафана. Упоминается похожий зверь и в древневавилонских легендах. В них бог Баал стал единственным, кто смог повергнуть самого сильного слугу, личное чудище бога моря по имени Яма.
Йормунганд
В образе Левиафана прослеживается интересная параллель со скандинавской мифологией — там также считается, что в Асгарде живет огромный кабан, мясо которого каждый вечер поедают воины, погибшие в бою. Это совпадение с притчей о Левиафане и праведниках, которые будут вкушать его после Суда. Другой же отсылкой к мифам Скандинавии является и змей Йормунганд — такое же морское чудовище. Да и сама сцена Страшного последнего Суда, в которой будут сражаться мифические звери, очень похожа на Рагнарёк — конец света.
Проводят параллели Левиафана с древнегреческими существами Сциллой и Харибдой или же Лернейской Гидрой. А в древнерусской мифологии этот образ позаимствовало известное по множеству сказок Чудо-Юдо. Аналоги могущественных морских существ со сходными чертами есть практически во всех мировых религиях и традициях.
По мнению ученых, в средние века и в античности с Левиафаном часто путали морских зверей — китов, кашалотов, касаток, гигантских кальмаров и даже моржей. Это оставило отпечаток на некоторых названиях животных на латыни. А в современной культуре он часто отождествляется с чем-то бездушным и непобедимым — безжалостной машиной бюрократии и взаимной поруки, как это было продемонстрировано в одноименном фильме.
Истоки образа
Изучив несколько различных источников с преданиями о Левиафане, я посчитала нужным обратиться к истокам образа этого зверя. По мнению многих историков, мифы берут основу из древнесемитских легенд и мифов Древнего Египта.
Как считали в далёком прошлом, хранителями земель этих народов выступали крокодилы. Сказания о них нередко подчёркивали божественное происхождение этих хищников, а, дойдя до Междуречья, истории о крокодилах преобразились в “портрет” Левиафана.
Кроме того, некоторые детали образа Левиафана невероятно напоминают фрагменты из скандинавских преданий. В мифах Скандинавии есть упоминание об огромном кабане, мясо которого каждый день поедают воины, чьи славные подвиги нашли своё признание даже в Асгарде.
Кстати, отдельно хочу отметить и змея Йормунганда, который обитал в морской пучине. Не менее известными были морские монстры, в которых верили древние греки, – Сцилла и Харибда. Вот только они выступают в качестве грозных и губительных для человека созданий, порождением мрачных глубин, а не божественным созданием.
В русских традициях тоже был такой морской монстр – Чудо-Юдо. Не исключено, что в образе Левиафана нашли место собирательные черты различных существ, известных у самых разных народов.
Исследователи считают, что Левиафан мог “родиться” в древнем городе-государстве Угарите, что существовало на территории современной Сирии. Согласно древнейшим преданиям, морское чудовище выступало помощником бога Яма, низвергнутого в пучину великим божеством Баалом.
Тайны Левиафана
Но почему же для Левиафана Бог не создал пары, оставив животного одного? Как рассказывают библейские тексты, замысел Господа был крайне прост: сотворить живых существ, что могли бы размножаться, расселяясь по земле.
Некоторые из сказаний отмечают, что и для Левиафана вначале была создана самка, однако Бог сразу же осознал, насколько опасным станет появление в мире нескольких подобных зверей. Именно поэтому Господь уничтожил всех самок данного вида, оставив Левиафана без пары. Конечно, данный мифологический акт говорит о многом и, в первую очередь, подчёркивает силу животного.
Образ Левиафана стал очень популярен в литературе и кинематографе, он успешно используется в наше время. Особенно интересны метафорические трактовки данного чудовища. Например, в одноимённом фильме Андрея Звягинцева Левиафан символизирует государственную власть.
Не менее популярен Левиафан у современных писателей-фантастов. Американец Скотт Вестерфельд использовал название «Левиафан» для летающего корабля, что выполняет особую миссию.
В книжном цикле «Семь зверей Райлега» Ника Перумова Левиафан описывается как один из зверей и, надо признать, образ получился очень интересный и колоритный. Знаменитый книжный герой Бориса Акунина, Эраст Фандорин, также был связан сюжетной линией с кораблём «Левиафан», на котором произошли необъяснимые вещи.
В чём кроется причина популярности образа создания, о котором писали ещё много столетий тому назад? На мой взгляд, Левиафан притягателен своей силой. В писаниях говорится, что одержать победу над ним не сможет никто, но уточняется, что во время Страшного Суда Левиафан падёт от рук архангела Гавриила либо погибнет сам. Вот он – образ могущества и величия, что всё равно не смогут быть бесконечно сильными и вершащими власть.
Другие животные, похожие на левиафана
В мифологиях многих древних народов встречаются упоминания о крупных морских чудовищах. Все они носят разные названия, но имеют несколько общих признаков. Это огромный размер, физическая сила, неуязвимость к оружию и отсутствие разума. Зверь всегда наводит ужас на людей, но не способен проявить агрессию по собственному желанию. Он нападает на корабли по приказу своего хозяина, если он есть, либо борется с другими могущественными силами, а люди становятся случайными жертвами.
О реальных прототипах морских демонов ученые спорят до сих пор. Возможно, речь идет о крупных морских животных, в том числе вымерших. Люди не могли рассмотреть подводного обитателя, видели только отдельные части его тела и домысливали остальное, отсюда настолько нереалистичные описания. С другой стороны, древние люди были склонны одушевлять явления природы, в том числе наделять их чертами животных. По этой версии левиафан и похожие на него морские существа – это одушевленный шторм, в котором людям виделась огромная рептилия или рыба.
В мифах древних скандинавов Ёрмунганд – это морской змей, который опоясывает землю. Он был рожден Локи вместе с двумя другими чудовищами – волком Фенриром и великаншей Хель. Один отобрал у Локи его детей и попытался уничтожить, но не смог. Ёрмунганда он бросил в океан, где змей не только не умер, но и стал быстро расти. Он вырос до огромных размеров, обхватил своим телом всю землю и вцепился в собственный хвост. В этом он похож на другого змея – Уробороса.
Поведением Мирового змея скандинавские моряки объясняли шторма и землетрясения. В легендах сохранились упоминания о борьбе Змея с богами. Особенную неприязнь он питал к Тору. Во время последней битвы мира – Рагнарёка, два извечных противника должны сойтись в битве и погибнуть.
Тифон и Зевс
В Древней Греции и других странах Средиземноморья была распространена легенда о Тифоне. Это змееподобный монстр, либо великан со змеями вместо ног. Он был сыном самой первой богини Геи и Тартара, либо был сотворен Герой из яйца (вариант – рожден ей же без помощи мужа). Это было существо гигантских размеров, которое сражалось с богами.
За время долгой битвы с богами, Тифон сошелся с другим порождением Геи и Тартара – Ехидной. Она также была полуженщиной-полудраконом либо драконицей. От этого союза родились самые могущественные чудовища греческих мифов, оставившие заметный след в культуре античности (Цербер, Немейский лев, Лернейская гидра, Сфинкс).
Факт! Предположительно слово «Тайфун» стало результатом слияния двух слов. Китайского заимствования «Тай фын», т.е. «буря», «большой ветер», и имени греческого монстра Тифона.
Противостояние Тифона и Зевса закончилось победой громовержца. Он поверг змея наземь и забросал сверху камнями, а на голову ему поставил вулкан Этну. Древнегреческая религия объясняла землетрясения и извержения вулканов попытками Тифона освободиться.
Кракен
Кракеном исландские моряки называли подводное чудовище, имеющее вид гигантского кальмара. По разным легендам кракен либо подчиняется морскому царю, либо является воплощением морской стихии и не имеет хозяина. Он нападает на корабли в открытом море, топит их и губит команду. Он может появиться в шторм или, наоборот, при хорошей погоде и спокойной воде без всяких знамений.
Если бы произошла встреча между двумя морскими чудовищами, определить, кто сильнее – кракен или левиафан было бы сложно. По описаниям кракен обладает огромными щупальцами невероятной силы, а чешую левиафана невозможно пробить. Оба прекрасно себя чувствуют под водой и на ее поверхности, и оба обладают огромной разрушительной силой. Это была бы битва титанов, которую человеку вряд ли удалось бы увидеть и остаться невредимым.
Левиафан — чудовище в культуре и искусстве
В культуре и искусстве левиафан стал символом любого явления, которое поражает своими масштабами. Сравнить с этим существом можно животное, природное явление, общество или народ. В рассказе Р. Абернети «Человек против города» город сравнивается с левиафаном. Этот город огромен, жесток и совершенно равнодушен к герою. Но не лишен зачатков собственного разума (или так кажется герою). Также в фантастических книгах имя Левиафан часто используется как имя крупных морских существ на службе человека.
В трудах Т. Гоббса с левиафаном сравнивается государственный аппарат. Он предстает как система, пожирающая человеческую индивидуальность и творческое начало. При этом государственный демон-левиафан слишком огромен, чтобы один человек или группа людей могли бы с ним справиться.
Фильм «Левиафан»
Одно из самых обсуждаемых кинотворений, связанных с именем морского чудовища – фильм «Левиафан» (режиссер А. Звягинцев). Он вбирает в себя библейскую историю Иова и труды Гоббса, сравнивающего государство с этим монстром.
По сюжету главный герой повторяет путь библейского Иова – теряет всё, что имел, но не смиряется с этим и не благословляет Господа. Он борется, но попытки противостоять мэру города, коррумпированным судьям и равнодушным людям оказываются безнадежны. Он теряет дом, расстается с женой, которая сразу после ссоры погибает, и отправляется в тюрьму за преступления, которых не совершал. Только холодное северное море, где обитает мифическое чудовище левиафан, знает ответ, что произошло на самом деле.
У отечественных критиков фильм получил неоднозначную характеристику. Одна из главных претензий – использование выпивки, шансона и мата на экране. Главным достоинством считают уникальное место съемок – берег Баренцева моря. Фото со съемок «Левиафана» получились крайне живописными.
Сериал «Сверхъестественное»
В сериале «Сверхъестественное» левиафаны – самые сильные монстры, с которыми приходится сталкиваться героям. В рамках сериала эти существа могут менять свой облик и выглядеть как угодно, в том числе притворяться людьми. Они были сотворены одними из первых живых существ, и им не может навредить ни один человек, монстр или ангел. Чтобы левиафаны не истребили все живое, Бог поместил их в чистилище.
Убивать таких монстров может только Бог и архангелы. Также они сами могут убивать друг друга и пожирать самих себя. Еще одна их слабость – зависимость от лидера. Старший монстр правил с момента сотворения чудовищ, и когда героям удается его убить, левиафаны теряют значительную часть своей силы. Далее они появляются в воспоминаниях героев.
Сергей Худиев о Библии, Гоббсе и Левиафане
Судя по сообщениям в фейсбуке, великий и могучий русский язык обогатился новым ругательством — «левиафаны позорные», в смысле «алкоголики, позорящие нашу страну на весь мир». Связано это с новым фильмом режиссера Андрея Звягинцева под названием «Левиафан», живописующим ужасы российской глубинки. Фильма я не смотрел — сам режиссер настоятельно просил не смотреть пираток, а до кинотеатра я едва ли доберусь — поэтому не могу присоединиться ни к хору его ругателей, ни к противохору защитников, замечу только, что снимать фильмы про беспросветность жизни в французской/немецкой/голландской или еще какой-нибудь глубинке — обычное дело для европейских режиссеров.
Здесь мне хотелось бы немного рассмотреть сам образ Левиафана — потому что он довольно прочно присутствует в европейской культуре. Он появляется в священном Писании, в книге Иова, в образе могучего морского чудовища:
«Можешь ли ты удою вытащить левиафана и веревкою схватить за язык его? .. Круг зубов его — ужас; крепкие щиты его — великолепие; они скреплены как бы твердою печатью; один к другому прикасается близко, так что и воздух не проходит между ними; один с другим лежат плотно, сцепились и не раздвигаются. От его чихания показывается свет; глаза у него как ресницы зари; из пасти его выходят пламенники, выскакивают огненные искры; из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла. Дыхание его раскаляет угли, и из пасти его выходит пламя. На шее его обитает сила, и перед ним бежит ужас. Мясистые части тела его сплочены между собою твердо, не дрогнут. Сердце его твердо, как камень, и жестко, как нижний жернов. Когда он поднимается, силачи в страхе, совсем теряются от ужаса. Меч, коснувшийся его, не устоит, ни копье, ни дротик, ни латы. Железо он считает за солому, медь — за гнилое дерево. Он кипятит пучину, как котел, и море претворяет в кипящую мазь; оставляет за собою светящуюся стезю; бездна кажется сединою. Нет на земле подобного ему; он сотворен бесстрашным; на все высокое смотрит смело; он царь над всеми сынами гордости» (Иов.40-41)
Левиафан — образ всесокрушающей мощи, в которой иногда в Писании появляется демонический оттенок; Левиафан — чудовище, которое будет сокрушено Богом: «В тот день поразит Господь мечом Своим тяжелым, и большим и крепким, левиафана, змея прямо бегущего, и левиафана, змея изгибающегося, и убьет чудовище морское» (Ис.27:1)
Однако большую известность Левиафан приобрел благодаря знаменитой книге английского мыслителя XVII века Томаса Гоббса, где это символ государства:
«В этом Левиафане верховная власть, дающая жизнь и движение всему телу, есть искусственная душа, должностные лица и другие представители судебной и исполнительной власти — искусственные суставы; награда и наказание (при помощи которых каждый сустав и член прикрепляются к седалищу верховной власти и побуждаются исполнить свои обязанности) представляют собой нервы, выполняющие такие же функции в естественном теле; благосостояние и богатство всех частных членов представляют собой его силу, salus populi, безопасность народа,- его занятие; советники, внушающие ему все, что необходимо знать, представляют собой память; справедливость и законы суть искусственный разум (reason) и воля; гражданский мир — здоровье, смута — болезнь, и гражданская война — смерть»
Гоббс, бывший свидетелем английской гражданской войны, подчеркивал необходимость государства, без которого общество сваливается в состояние войны всех против всех:
Читайте также Кто такая Лилит из Библии? «Пока люди живут без общей власти, держащей всех их в страхе, они находятся в том состоянии, которое называется войной, и именно в состоянии войны всех против всех… Пусть сомневающийся сам поразмыслит над тем обстоятельством, что, отправляясь в путь, он вооружается и старается идти в большой компании; что, отправляясь спать, он запирает двери; что даже в своем доме он запирает ящики, и это тогда, когда он знает, что имеются законы и вооруженные представители власти, готовые отомстить за всякую причиненную ему несправедливость. Какое же мнение имеет он о своих согорожанах, запирая свои двери, о своих детях и слугах, запирая свои ящики? Разве он не в такой же мере обвиняет человеческий род своими действиями, как и моими словами?»Образ Левиафана у Гоббса несколько двойственный — это не самое приятное из животных, но его существование совершенно необходимо, иначе общество погружается в хаос. Немецкий мыслитель и поэт Фридрих Ницше, не называя Левиафана по имени, явно обращается к взятому у Гоббса образу в своей поэме «Так говорил Заратустра»:
«Государством называется самое холодное из всех холодных чудовищ. Холодно лжет оно; и эта ложь ползет из уст его: «Я, государство, есмь народ»… Но государство лжет на всех языках о добре и зле: и что оно говорит, оно лжет—и что есть у него, оно украло. Все в нем поддельно: крадеными зубами кусает оно, зубастое. Поддельна даже утроба его»
Для Андрея Звягинцева, режиссера одноименного фильма, очевидно, важен этот образ — мощи, которой не может противостать отдельный человек. Отдельные люди могут составлять из себя как бы некое чудовище морское — и грех может принимать не только личный, но и коллективный характер.
Само имя Левиафана обращает к определенной традиции размышления об уделе человеческом, о личности и государстве, о личном и общественном грехе — и задает довольно высокую планку этих размышлений. Реагировать на эти размышления в стиле «враги хотят нас обидеть!», наверное, в любом случае не стоит.