Беспокойная гавань

Медиаконгломерат Viacom, которому принадлежат такие каналы, как MTV и Comedy Central, предпринял отчаянную юридическую атаку на наикрупнейший в мире видеохостинг YouTube. Представители Viacom направили в трибунал 74-страничное ходатайство, сплошь состоящее из разоблачений YouTube, который был обвинен в построении бизнеса на пиратстве. Видеохостинг ответил соткой страничек разоблачений Viacom.

Тяжба Viacom с YouTube продолжается уже три года. Она началась с того, что Viacom востребовала убрать с веб-сайта 100 тыщ клипов. Когда это было изготовлено, компания все равно обратилась в трибунал, заявив о нарушении прав автора и потребовав млрд баксов.

Это не 1-ая схожая претензия к YouTube, и до сего времени хостинг защищала от их правовая концепция «надежной гавани» (safe haven). В применении к данному случаю она значит, что провайдер контента не несет ответственности за пользовательские материалы, если по просьбе правообладателя убирает их. Блокирование 100 тыщ клипов Viacom — пример активного использования «надежной гавани».

Такая практика не устраивала Viacom, так как меж выкладыванием пиратского контента и его удалением проходит некое время. Не считая того, на отслеживание контрафакта тратится время, средства и другие ресурсы. Потому юристы Viacom решили обосновать, что концепция «надежной гавани» неприменима к случаю YouTube. Вправду, в отношении этого понятия действуют некие ограничения.

Так, контент-провайдер до получения просьбы об удалении не должен знать о том, что контент пиратский. Другими словами, он не должен специально использовать в собственной деятельности объекты, защищенные авторским правом. Конкретно это ограничение и позволило Viacom утверждать, что весь бизнес YouTube построен на пиратстве.

Юристы медиахолдинга цитируют переписку создателей ресурса, согласно которой те собирались хоть какими методами нагнать на YouTube трафик, чтоб потом реализовать компанию. (Позже их вправду купил Гугл за 1,8 млрд баксов.) Признавались в том, что пиратский контент наращивает их посещаемость. Собирались без помощи других удалять только те ролики, которые являются разумеется пиратскими.

Неосмотрительные фразы в этой переписке демонстрируют, что основоположники YouTube отрешались удалять ролики, нарушающие права автора, по требованию собственного интернет-провайдера. Обладателей прав на ролики они называли «копирайтнутыми ублюдками» (copyright bastards). В конце концов, один из создателей YouTube Джавед Коричневым (Jawed Karim) лично загрузил пиратский контент на веб-сайт. Другой, Стив Чен (Steve Chen), в письме о каком-то видеоклипе написал «укради его!». В процессе последовавшего обсуждения Чен объяснил, что нужно завлекать трафик, и подобные клипы являются единственной предпосылкой его взрывного роста.

Эти фразы можно именовать (и юристы наверное это сделают) вырванными из контекста. На этот случай у Viacom еще есть одно суждение .Концепция «надежной гавани» действовала бы, если б YouTube занимался только хранением файлов. Но он их обрабатывает и распространяет — а означает, содействует дистрибуции пиратского контента.

В этой точке история делает необыкновенный поворот, потому что YouTube два раза асимметрично ответил на обвинения Viacom. 1-ый раз — соткой страничек ходатайства, отосланного арбитре, 2-ой — записью в официальном блоге. Вот что там написано.

«Годами Viacom безпрерывно, и потаенно, загружала собственный контент на YouTube, продолжая на публике сетовать на то, что там находятся ее ролики. Для загрузки контента на веб-сайт компания наняла само мало 18 рекламных агентств. Не считая того, она специально «огрубляла» ролики, чтоб это было похоже на пиратскую копию. Учетные записи, с которых загружали ролики, были зарегестрированы на неверные электрические адреса. Доходило до того, что служащих Viacom высылали в интернет-центры, чтоб они загружали клипы с компов, которые нельзя проследить до Viacom».

Представители YouTube пишут, что Viacom очень искусно скрывала эту часть собственной деятельности даже от собственных служащих, которые воспринимали клипы за пиратские. В итоге Viacom — а конкретно находившиеся в незнании его сотрудники — поначалу добивался снять тот либо другой ролик, а позже обращался к YouTube повторно с просьбой возвратить ролик на место. Таким макаром, по драматичности судьбы, некие видеозаписи, из-за которых идет разбирательство, загрузил на веб-сайт сам Viacom.

Не без юмора в YouTube отмечают, что при таковой политике Viacom они никак не могли найти, какой клип следует убрать с веб-сайта как нарушающий права автора медиахолдинга, а какой — нет. При всем этом в конце они предлагают Viacom присоединиться к компаниям, которые использую систему YouTube Content ID для контроля за распространением видеороликов и заработка на их. Другими словами, советуют не пробовать перекрыть пиратские клипы, а расслабиться и получать средства от их показа.

Приведенные Viacom аргументы довольно серьезны. До сего времени к описанным способам правообладатели прибегали в делах о закрытии файлообменников, которые вначале были свалкой вареза и контрафакта и в особенности этого не скрывали. Но на данный момент под опасностью находится не только лишь наикрупнейший видеосайт, да и целая область современной Сети, которая за последние 5 лет кардинально изменила методы употребления видеоконтента и отношение к нему.

К огорчению, ответ YouTube может не произвести воспоминания на арбитров. Это юзерам может быть увлекательна история злого медиахолдинга, который глумился над видеопорталом, втихую загружая ролики. Не имеет дела к делу и внезапное для наблюдателей сообщение о том, что Viacom пробовал приобрести YouTube. Бизнес не имеет дела к делу. В конце концов, не прекрасно вышло с уличающими в злом умысле цитатами из писем основоположников — их YouTube в собственном ходатайстве фактически не упоминает.

Еще больше внимания уделяется практике справедливого использования чужого контента и правомочности схемы работы с правообладателями. Оно и понятно. Вопрос уже только формально касается определенных роликов определенного медиахолдинга. В определениях южноамериканского прецедентного права идет речь о том, остается ли надежная гавань у всех веб-сайтов, полагающихся на контент юзеров.

Ссылки по теме

Обладатель MTV объявил YouTube пиратским делом – Lenta.ru