Тьма цветных атомов с дрожью раскрасила воздух

Тьма цветных атомов с дрожью раскрасила воздух

«…Глас Петерсена: Что случилось? Макаров! Где я?

Макаров: Где ты? Я тебя не вижу!

Глас Петерсена: А ты где? Я тоже тебя не вижу!.. Что же это все-таки за шары?

Макаров: Что все-таки делать? Петерсен, ты слышишь меня?

Глас Петерсена: Слышу! Но что такое случилось? И что же это все-таки за шары?

Макаров: Ты можешь двигаться?

Глас Петерсена: Макаров! Ты видишь эти шары?

Макаров: Какие шары?

Глас Петерсена: Пустите!..

Пустите меня!.. Макаров!..

(Тихо. Макаров стоит в страхе, позже хватает книжку и открывает ее).

Макаров (читает): «…Равномерно человек утрачивает свою форму и становится шаром. И став шаром, человек утрачивает все свои желания»…»

Этот необыкновенный диалог из рассказа Даниила Хармса приходит на разум, когда смотришь на просторный зал, от пола до потолка заполненный шарами. И не только лишь поэтому, что неясно, что же это все-таки за шары. Но, пожалуй, ещё из-за того, что, смотря на их, можно и взаправду стопроцентно потерять все желания — только бы дольше глядеть на этот умопомрачительный мир, как будто составленный из атомов.

Тьма цветных атомов с дрожью раскрасила воздух

Установка «Атомного мира» заняла целых 10 дней! Похоже, старания полностью окупились вниманием зрителей, и эта широкая пространственная статуи стала центром всей экспозиции (фото с веб-сайта flickr.com).

«Когда эта работа выставлялась в Мельбурне, я увидела 1-го парня, который подошёл к ней, сел напротив неё и так просидел два часа. После он снова возвратился к ней на последующий денек, и на последующий», — ведает создатель установки Ника Саввас (Nike Savvas).

Тьма цветных атомов с дрожью раскрасила воздух

Изюминка установки в том, что она безпрерывно колеблется. Вот так (иллюстрация с веб-сайта artgallery.nsw.gov.au).

Статуя состоит из 50 тыщ раскрашенных шариков, приделанных к леске, укреплённой на стенках. Для того, чтоб она «заработала», включают стенные вентиляторы, и вся конструкция начинает вибрировать.

Всё это умопомрачительно, завораживающе и повсевременно припоминает об атомах и кристаллических решетках… Кстати, установка и именуется «Атомный мир: полный любви, полный удивления» (Atomic: full of love, full of wonder).

Тьма цветных атомов с дрожью раскрасила воздух

Секрет этих подвешенных шариков, наверняка, в том, что они особенно смотрятся с хоть какого ракурса (фото с веб-сайта flickr.com).

По словам самой Ники, на такую работу её вдохновили картины французского живописца Жоржа Сёра (Georges Seurat), покрывавшего картины точками, из которых потом складывался ландшафт.

Тьма цветных атомов с дрожью раскрасила воздух

У неких критиков есть предположение, что на создание «Атомного мира» Нику Саввас вдохновил не Сёра, а детский уголок из «IKEA» (фото с веб-сайта ikea.com).

«На данный момент я живу в Лондоне. И хотя приезжаю домой каждый год, я неописуемо тоскую по австралийскому ландшафту, — произнесла Ника, объясняя, что цвета слоёв шариков символизируют цвета природы, а именно, небо и красноватый песок. А вибрация должна припоминать дрожание жаркого воздуха. — Чем больше стоишь перед установкой, тем больше понимаешь это», — гласит художница.

Выставка «Приключения с формой и местом» (Adventures with Form in Space), на которой это можно узреть, проходит в эти деньки в Австралии в Худоджественной галерее Нового Южного Уэльса (Art Gallery of New South Wales).

Тьма цветных атомов с дрожью раскрасила воздух

Некие другие произведения Ники Саввас. Вверху: установки «Нечто искрящееся» и «Киноэкран». Понизу – световая установка «Гимн» и картина «Улетай». Ну, в общем, всё понятно… (фото с веб-сайтов artnet.com, roslynoxley9.com.au и evabreuerartdealer.com.au).

Она посвящена всяческим «изобретательствам», на которые готовы пойти современные живописцы, только бы поэкспериментировать с формой, цветом и местом в собственных статуях. Тут собраны работы австралийских создателей, очень абстрактные, выразительные и содержащие внутри себя самые различные художественные идеи.

К примеру, установка, сделанная Дамиано Бертоли (Damiano Bertoli) балансирует на границе меж близким к реальности и абстрактным искусством. Его статуя под заглавием «Длящийся момент» (Continuous Moment) основывается на картине «Смерть «Надежды» во льдах» германского художника Каспара Давида Фридриха (Caspar David Friedrich). Она представляет собой некоторое подобие айсберга, но изготовленного, очевидно, не изо льда, а из листов древесной породы и пластика, баллонов флуоресцентных ламп, ДСП и иных предметов, кое-где отысканных, а после выкрашенных в белоснежный.

Тьма цветных атомов с дрожью раскрасила воздух

«Длящийся момент» Дамиано Бертоли. Осколок флуоресцентной лампы, который можно рассмотреть на нижнем снимке, наверняка, символизирует корабль «Надежда» с картины Фридриха (фото с веб-сайтов artgallery.nsw.gov.au и artdaily.com).

Цель этой достаточно схематичной работы в том, чтоб показать, что картина Фридриха тоже указывает действительность только примерно. В данном случае материалы выступают вроде бы сходу и сами по для себя, и как что-то другое – всё будет зависеть от взора на их либо освещения.

Тьма цветных атомов с дрожью раскрасила воздух

Картина Каспара Давида Фридриха «Смерть «Надежды» во льдах» (1823-1824) , вдохновившая на создание «Длящегося момента» (иллюстрация с веб-сайта plattpartu.de).

Вот только из-за чего государь Бертоли так невзлюбил (либо, напротив, оказался огромным почитателем) конкретно этой картины конкретно этого художника – он так и не признался.

Пара живописцев Клер Хили и Шон Кордейро (Claire Healy & Sean Cordeiro) представила работу, которая тоже оказалась хорошим тестом с формами и местом. Их «Самохранилище» (Self Storage) в каталоге выставки окрестили «криптореализм» – другими словами, реализм, но таинственный, непонятный. На 1-ый взор, не совершенно ясно, почему.

Тьма цветных атомов с дрожью раскрасила воздух

Клер Хили и Шон Кордейро на фоне их «Самохранилища» (фото Edwina Pickles).

Что все-таки содержит внутри себя это хранилище? Как ни удивительно, море всякого барахла, которое живописцы выгребли из родительских гаражей и расположили в маленький древесный домик. Записи Фрэнка Синатры (Frank Sinatra), запчасти для компьютера, ящик пива, труба… Таинственно? Неясно? То-то же.

Умопомрачительно, но с формой и местом удалось развлечься и Джонатану Джонсу (Jonathan Jones), сделавшему практически плоскую установку «Под эгидой: человек идёт в прошедшее» (Under the Aegis: A man walks past): это просто-напросто лампы дневного света, укреплённые на стенке. С формой – так как размещение (по последней мере, если веровать плану создателя) имитирует полосы австралийского ландшафта и мотивы изобразительного орнамента туземцев, а с местом – так как занимает это произведение искусства… 28 метров!

Тьма цветных атомов с дрожью раскрасила воздух

«Под эгидой» Джонатана Джонса – 28-метровая установка встречает у входа на выставку (фото AFP).

Хэни Арманиус (Hany Armanious) пошёл приблизительно по такому же пути. В зале, предоставленном для его работы, находятся странноватые предметы: швейная машинка, непонятная колонна, поддерживающая потолок и стоящая на футбольных мячах. А ещё, чтоб придать некоторую форму занятому месту, по стенкам и потолку проведена широкая полоса, состоящая из тонких линий, напоминающих или дорожки на виниловой пластинке, или слои в геологических отложениях.

И, конечно, эта работа занимает целый зал. Кстати, как и практически все другие. Ничего не поделаешь – работа над темой места просит места

Тьма цветных атомов с дрожью раскрасила воздух

Установка Хэни Арманиуса просит простора (фото Jenni Carter).

Куратор выставки Вэйн Танниклифф (Wayne Tunnicliffe) произнес, что, организуя её, он желал расширить определение статуи. «Статуя – это не только лишь скульптура на постаменте», — гласит он.

Поясняя заглавие выставки, Вэйн добавил, что «оно призывает присоединиться к приключению – проще говоря, поэкспериментировать и придумать что-то новое».

Другие статьи:
Интернет журнал НЛО МИР

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

*

code

Редакция рекомендует

close
x