Воровство как искусство

Воровство как искусство

Палубный истребитель Су-33. Фото компании «Сухой».

На деньках издание Kanwa Defense Review распространило информацию о срыве сделки меж Россией и Китаем, согласно которой Пекин был должен приобрести у РФ палубные истребители Су-33. Переговоры о продаже самолетов велись издавна, но их подробности стороны предпочитали не открывать из-за внегласной договоренности, имеющейся меж государствами.

Вначале Китай намеревался заказать партию из 50 истребителей, за ранее купив два «пробных» эталона. Потом речь шла уже о 14 машинах. Но в конечном итоге, по данным китайской стороны, сделка так и не свершилась. В Рф данный факт пока предпочитают официально не комментировать.

Срыв российско-китайской сделки вызвал большой резонанс, так как, как утверждает «Столичный комсомолец», большой оборонный договор в первый раз не состоялся из-за очень особенных мотивов — опасений копирования технологий производства. Ранее Наша родина уже выражала недовольство схожими фактами, но на определенных планах «купли-продажи» это практически никак не отражалось.

Любопытно, что скандальная информация появилась в СМИ спустя всего несколько месяцев после заключения соглашения меж Россией и Китаем об охране умственной принадлежности в сфере военно-технического сотрудничества (ВТС). В декабре 2008 года Китай посетила русская делегация во главе с министром обороны Анатолием Сердюковым, а соответственная договоренность была достигнута по итогам заседания межправительственной комиссии по ВТС. Заключение такового контракта было названо значимым достижением, хотя аналитики сразу усомнились в его действенности.

А именно, эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко отметил в интервью газете «Коммерсант», что это беспримерный фуррор, но навряд ли наличие соглашения приостановит китайцев, а Рф все равно придется находить инструмент для более жесткой переговорной позиции по этому вопросу.

Из истории Су-33

Су-33 (Су-27К) был должен стать первым российским боевым самолетом, способным производить взлет с палубы корабля и посадку на нее с разбегом и пробегом. Ранее в составе ВМФ не было летательных аппаратов подобного типа и кораблей, способных их принимать. В конструктивно-компоновочном плане в нем повторялись все главные решения, принятые тогда для «сухопутного» варианта Су-27, но с учетом специфичности палубного базирования. Это подразумевало усиление опор шасси, установку посадочного гака и складывание крыла при хранении машины на ангарной палубе.

Инструмент, судя по всему, нашелся. Сам факт отказа в продаже Су-33 по таковой «скользкой» причине припоминает намек китайской стороне, что если у нее и есть намерения взять в долг русские технологии, то и заплатить за это придется соответственно. Ведь, вероятнее всего, согласись Китай вначале приобрести партию из 50 самолетов, таковой оборот событий был бы фактически исключен. Но, как говорится, алчность подвела.

Вначале было понятно, что перспективы сделки «на китайских критериях» не сулили особенной выгоды для российских производителей. Если б Москва продала Пекину два «пробных» эталона Су-33, более существенного заказа пришлось бы ожидать длительно. А спустя какое-то время Китай наверное в очередной раз объявил бы, что ему удалось создать свой палубный истребитель, и в русских он больше не нуждается. Похожие случаи уже были. Правда, тогда Китай действовал куда осторожнее.

Сам энтузиазм Пекина конкретно к этим боевым самолетам объясним. В конце декабря 2008 года китайцы в первый раз официально озвучили планы по строительству собственных авианосцев для ВМС. По словам консульства военного ведомства страны, эти корабли должны стать «эмблемой силы цивилизации и конкурентоспособности флота страны».

Информация о том, какие конкретно авианосцы собираются строить китайцы и когда они могут быть введены в состав флота, поступала самая противоречивая. В конце прошедшего года СМИ докладывали, что к 2015 году Пекин хочет выстроить два первых авианосца среднего класса водоизмещением 50-60 тыщ тонн с неядерными силовыми установками и сразу окончить модернизацию недостроенного томного авианесущего крейсера «Варяг», приобретенного у Украины, чтоб использовать его для подготовки пилотов палубной авиации.

Но, как сказало не так давно агентство Associated Press со ссылкой на Kanwa Defense Review, китайские военные уже в будущем году хотят окончить строительство авианосца водоизмещением 48 тыщ тонн с обыкновенной силовой установкой. А к 2020 году Пекин планирует принять на вооружение аналогичный атомный корабль водоизмещением 93 тыщи тонн. Как утверждает агентство, в текущее время китайские конструкторы также работают над созданием палубных боевых самолетов, которые могли бы базироваться на новых авианосцах.

ЛТХ Су-33

Взлетная масса, 33000 кг

Масса б/нагрузки, 6500 кг

Потолок, 17 км

Скорость, 2300 км/ч

Дальность полета, 3000 км

Экипаж 1 чел.

Размеры самолета:

— длина, 21,19 м

— размах, 14,7 м

— высота, 5,9 м

Трудно сказать, каких фурроров удалось достигнуть падким на копирование забугорных технологий китайским конструкторам. Все есть основания считать, что за его базу будут взяты конкретно технологии Су-33 русской разработки, так как ими китайцы уже успели овладеть в обход Рф. Посодействовала в этом, как нетрудно додуматься, Украина, через которую обычно происходит утечка русских военных технологий третьим странам.

Как сказал в октябре 2007 года в интервью газете «Время новостей» канадский эксперт Чжан Ихун, еще за пару лет ранее Пекин заполучил на Украине самолет Т10К, который является макетом палубного истребителя Су-33. Для полетов Т10К уже непригоден, но цель этой сделки была вначале ясна — изучить конструкции складывающегося крыла, посадочного тормоза и других систем палубного самолета, после этого спроектировать свой аналогичный истребитель на базе J-11.

Последний китайцы также «взяли в долг» у русских конструкторов — он является аналогом Су-27. Что все-таки касается палубной версии, то она, по утверждениям СМИ, должна получить наименование J-11C либо J-11BJ.

Воровство как искусство

Китайский J-11(сверху) и русский Су-27(снизу).

Копирование китайцами конструкции Су-27 уже было предпосылкой конфликта меж Москвой и Пекином. В 1995 году русская и китайская стороны заключили соглашение о лицензионной сборке 200 самолетов Су-27СК на заводе в Шэньяне. В 1998-2004 годах Пекин получил около 100 комплектов для сборки, но от оставшихся отказался — китайские производители научились собирать J-11 на базе собственных компонент. В местных СМИ даже появилась информация о разработке самолета J-11B с китайским движком и радаром своей разработки. Сейчас, по оценкам профессионалов, идет речь о серийной сборке китайского аналога Су-27.

Этот случай далековато не единичный. На оружейных выставках китайские производители уже показывали крылатую ракету С-602, которая, по воззрению профессионалов, похожа на российскую X-55. Движок Tai Hang WS-10 является аналогом АЛ-31Ф для истребителей «Су». Не считая этого, в Китае на данный момент организуется лицензионная сборка Ми-171 — самого продаваемого в мире русского вертолета. Не исключено, что в перспективе и у него появится китайский «собрат».

Еще больше увлекательна массовая скупка авианесущих крейсеров русского производства, которой Пекин занимается практически с момента развала СССР. Так что если Китай в конечном итоге выстроит «государственный авианосец», то по многим показателям он очевидно будет припоминать уже известные эталоны.

Разумеется, что невзирая на любые договоренности, Пекин не откажется от наработанной практики «заимствования» чужих технологий — начиная с мобильников и заканчивая самыми современными боевыми самолетами и кораблями. «Постыдно» за такое поведение китайцам точно не будет. Быстрее, даже напротив. Молвят, в Китае даже существует поговорка, очень метко объясняющая такую практику: «Если ты можешь точно скопировать Мастера, то ты и сам — Мастер».

Что все-таки касается палубных истребителей, то очень маловероятно, что срыв российско-китайской сделки скажется на намерениях Пекина. Вероятнее всего, для копирования технологий китайцам будет довольно Т10К, приобретенного у Украины.

Андрей Федоров

Другие статьи:
Интернет журнал НЛО МИР

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

*

code

Редакция рекомендует

close
x