Невидимые убийцы

8 мая 1915 года мир содрогнулся от кошмара. Немецкая подводная лодка «U-20» у берегов Ирландии затопила большой лайнер «Лузитания». В итоге этой катастрофы погибло 1198 пассажиров и моряков. Это событие вызвало шок, не наименьший, чем смерть «Титаника».

Невидимые убийцы

Стало ясно, что наступила новенькая эра владычества ожесточенных подводных убийц. Если «Титаник» умер в итоге стечения роковых событий, то «Лузитания»,

как и огромное количество других кораблей, не являвшихся военными, была потоплена с тем расчетом, чтоб вызвать панику и ужас.

Подводные лодки из хитроумных технических игрушек не только лишь стали опасностью торговым и штатским судам, да и положили конец безграничной власти на море линкоров, крейсеров и других надводных кораблей.

Итак, в годы первой мировой войны воюющее население земли освоило еще одну стихию, в какой возлагало надежды одерживать решающие победы, — гидрокосмос. Появилось фактически невидимое орудие — подводные лодки. В их была реализована вековая мечта военных о шапке-невидимке. Кто из полководцев не грезил наносить суровые удары, оставаясь незамеченным для противника, а означает, и неуязвимым? Один из первых российских подводников, старший лейтенант Иван Ризнич, пояснял значение подводных лодок на таком примере: «Однажды в трюмах парохода, везшего кипы хлопка из Индии, увидели змей. Змеи появлялись из хоть какой щели и смертельно жалили. Ужас овладел команду и пассажиров. Сила змей была в непредсказуемости их возникновения и в полной скрытности. Так и подводные лодки. Одна только идея, что кое-где вблизи находится подводная лодка, будет парализовывать врага страхом».

Вобщем, во времена Ризнича субмарины были не столько подводными, сколько ныряющими кораблями. Они могли находиться под водой чуток более суток. Позже иссякал кислород либо разряжалась аккумуляторная батарея и лодка обязана была всплывать, иногда под дулами неприятельских орудий. Возникновение первых боеспособных российских подводных лодок так встревожило японское командование, что, когда на мине, поставленной минным заградителем «Амур», подорвался броненосец «Хатсусе», все корабли его охранения открыли огнь 2-мя бортами. И в течение сорока 5 минут молотили воду, думая, что это была атака российских субмарин. Но, к огорчению, в Порт-Артуре российских подлодок тогда не было…

Еще в 1900 году контр-адмирал Вильгельм Витгефт обратился с докладной запиской к командующему морскими силами Тихого океана с предложением: в порядке опыта установить на старенькых лодках Джевецкого торпедные аппараты и выслать их на Далекий Восток. В конце года пароходом Добровольческого флота «Догмар» «посылка» была доставлена. При всем этом Витгефт попросил дать телеграмму с благодарностью подводникам. Было изготовлено все, чтоб жители страны восходящего солнца узнали об этом. Это и вызывало такую панику при подрывах их кораблей на минах.

Все же многие морские чины относились к подводным лодкам с огромным скептицизмом. Командующий вице-адмирал Н.И. Скрыдлов не скрывал, что является их противником. Того же представления придерживался и вице-адмирал А.А.Бирилев, будущий морской министр. Но невзирая ни на что, подводный флот развивался, учились команды будущих субмарин, разрабатывалась стратегия и методы ведения боевых действий. Строились и проектировались новые типы кораблей для новых задач. Все приходилось делать в первый раз, даже командные слова для управления лодкой приходилось выдумывать.

Техником путей сообщений М.П. Налетовым была в первый раз предложена мысль подводного минного заградителя, потом реализованная им в именитом «Крабе».

Выдающимся конструктором И.Г. Бубновым был спроектирован и построен ряд очень успешных кораблей с массивным торпедным вооружением. Если на зарубежных субмаринах были установлены 1 либо 2 трубчатых торпедных аппарата, то на бубновских «Акуле» их было 4, а на «Барсе» и «Пантере» — по 8. Но они вступили в строй уже в процессе первой мировой войны.

Невзирая на все это, Наша родина, проиграв войну с Японией, к 1914 году оказалась с таким подводным флотом, который имел очень малую боевую ценность.

Большая часть держав, видя итоги русско-японской войны в торжестве японской артиллерии при Цусиме, в искусстве минеров и в малой эффективности подводных лодок, выделяло максимум средств на строительство дредноутов и сверхдредноутов. Суровое внимание уделялось также и развитию минного орудия.

«Германская подводная война», «подводный террор» — эти определения в годы первой мировой заставляли моряков и пассажиров кораблей, оказавшихся в «запрещенных зонах», напряженно всматриваться в каждую точку, возникающую на поверхности воды, надеясь, что это не перископ подводной лодки либо бурунный след торпеды.

22 сентября 1914 года в течение 1 часа 15 минут 500-тонная немецкая лодка «U-9» выслала на дно три английских броненосных крейсера — «Кресси», «Абукир» и «Хог». Британия понесла утраты, огромные, чем были при Трафальгарском сражении: погибло без малого полторы тыщи человек. Действуя в пиратском духе, Германия за время войны потопила более 5 800 судов. Невооруженные корабли отчаливали на дно без предупреждения и предоставления времени для посадки на спасательные шлюпки. Это являлось нарушением Гаагской конвенции. Невзирая на разные заявления Германии о военных зонах, официально «неограниченная подводная война» не объявлялась прямо до начала 1917 года.

Во время первой мировой войны сравнимо маленькие, с малыми экипажами подводные лодки стали неотъемлемой частью военных флотов. Их способность действовать скрытно в открытом море и у берегов противника, внезапность нанесенных ударов пробудили к ним энтузиазм, и субмарины стали строиться и врубаться в составы флотов всех государств все в огромных количествах.

Германия за годы первой мировой войны выстроила 372 лодки, утратив 178 из их. Великобритания, начав войну с 68 лодками, в процессе боевых действий ввела в строй еще 179. За 13 лет, предыдущих первой мировой войне, Франция отдала флоту 6 экспериментальных и 104 серийных лодок 22 разных типов. В составе российского флота перед революцией и штатской войной было 52 подводные лодки. 1-ая глобальная показала, что на море появилась новенькая сила с новыми способами и стратегией ведения боя.

«Никогда до этого боевой опыт не изучался так кропотливо, как в годы, последовавшие за первой мировой войной, — отмечали историки. — И никогда до этого воюющие державы не делали из изученного боевого опыта настолько расходящихся выводов. Так, британцы лицезрели в подводных лодках приемущественно орудие противолодочной обороны и морской блокады. Америкосы считали главной целью подводных лодок боевые корабли противника — линкоры, авианосцы, крейсеры, эсминцы. Жители страны восходящего солнца стремились сделать лодки, способные действовать в составе эскадр, господствующих на море. В конце концов, немцы, считая, что главной целью подводных лодок будет неприятельский торговый флот, ставили их в этой борьбе на 2-ое место после надводных рейдеров — быстроходных линейных крейсеров».

Так в согласовании с муниципальными взорами на назначение подводного флота во 2-ой мировой войне и действовали немцы, итальянцы и жители страны восходящего солнца против союзных подводных армад СССР, Англии, Америки и Франции. Немцы чуть не убили торговый флот Британии.

Британцы научились профессионально вести борьбу с подводными лодками противника. Америкосы охотились за японскими авианосцами и топили их при мельчайшей способности.

Русский подводный флот с самого начала создавался как ударная часть военно-морских сил и имел в собственном составе подводные лодки разных типов: малые — для действий в прибрежных районах, средние — для открытого моря, огромные — для крейсерских операций на отдаленных коммуникациях противника. Первым кораблем, который проектировался для русского флота, была подводная лодка типа «D». В 1927 году была заложена 1-ая серия таких лодок. Субмарины проектировались и строились не только лишь с учетом их боевого предназначения, принимался во внимание и театр военных действий. Так, для Тихоокеанского флота строились лодки XI серии, которые могли перевозиться по стальной дороге в разобранном виде. А в 1932-м конструктор А.Асафов предложил малые подводные лодки, транспортируемые уже в собранном виде.

К 1940 году СССР обладал самым бессчетным и современным подводным флотом в мире. В его составе было 16% огромных лодок, 45% средних и 39% малых. Русские подводники за время боевых действий убили 938 000 тонн неприятельского торгового флота и 87 боевых кораблей различного класса. Многим кораблям было присвоено звание «Гвардейских», а их командиры были удостоены звания «Герой Русского Союза». Мастерство в бою помогало даже в не обычных для подводных лодок артиллерийских боях с надводными и противолодочными кораблями противника. Подводники научились делать и бесперископные атаки по данным гидроакустики. Лодка под командой Н.Лунина вступила в бой с фашистским линкором «Тирпиц», заставив его отрешиться от намеченной операции.

В августе 1942 года германская разведка получила сведения о переходе из Гибралтара на Мальту английского конвоя из 14 больших транспортов. Британцы включили в состав охранения не считая эсминцев и крейсеров авианосец «Игл», который был должен обеспечить прикрытие конвоя с воздуха, да и он сам оказался жертвой торпедной атаки германской лодки «U-73» — взрыв паровых котлов сгубил авианосец, и лишенный воздушного прикрытия конвой был практически весь уничтожен германскими торпедными катерами, самолетами и подводными лодками.

Германские подводники в процессе войны пустили ко дну 2 линкора, 5 авианосцев, 6 крейсеров и 88 кораблей других классов, а утраты союзников в транспортных кораблях были еще большенными.

30 января 1945 года на русской подводной лодке «С-13», находившейся в Южной Балтике, акустик поймал шумы винтов группы кораблей, об этом немедля было доложено капитану 3-го ранга А.Маринеско. Лодка двинулась навстречу, и в 21.10 управляющий сигнальщик нашел неприятельские суда. Это были теплоход «Ганза» и лайнер «Вильгельм Густлов», окруженные кораблями охранения.

Несколько часов погони и 3 массивных взрыва унесли на дно 50 экипажей из 1500 обученных подводников фашистской Германии. Охранение не ждало нападения подводной лодки со стороны прибрежного мелководья. За другой поход экипаж «С-13» уничтожил еще 8 тыщ — целую дивизию —наилучших германских профессионалов с большого транспорта «Генерал Штойбен».

Из итогов первой мировой войны любая страна сделала собственный вывод. Америкосы считали, что линкоры, авианосцы, крейсеры будут главной целью субмарин, и строили подводные лодки, способные действовать в составе флота, при этом конкретно в водах противника. И владея сначала 2-ой мировой войны 112 лодками, в процессе ее разработали ряд успешных конструкций лодки «Гэтоу» и модификацию лодки типа «Балао», введя в строй 203 новые субмарины.

В процессе войны утраты янки составили 52 подводные лодки, погибшие от японских надводных кораблей. Жители страны восходящего солнца в свою очередь утратили 9 авианосцев, 1 линкор, 12 крейсеров, 122 малых надводных корабля и 23 подводные лодки — практически третья часть всего флота. Из всех воюющих держав Япония повышенное внимание уделяла подводным лодкам, несущим на борту самолет. Верхом достижений стали субмарины серии «I-400», способные расположить на борту два бомбовоза, потом ангар был увеличен до 3 самолетов. Эти авианесущие субмарины могли автономно находиться в море до 90 дней с радиусом деяния до 30 тыщ миль и скоростью хода 16 узлов. Но до конца войны жителям страны восходящего солнца удалось выстроить всего 2 лодки такового типа.

Самым большим подводным флотом к началу войны располагали итальянцы. Его базу составляли средние лодки типа «Аргонаута». В процессе боевых действий, которые велись в главном в Средиземном море, была введена в строй еще 41 лодка. Но основным фуррором итальянского флота был 1-ый опыт внедрения человекоуправляемых торпед. Две такие торпеды (мини-лодки) в декабре 1940 года навечно вывели из строя два британских линкора. К сентябрю 1943 года Италия вышла из войны. Ее утраты составили: 84 лодки были потоплены, 34 капитулировали, 20 уничтожены своими экипажами, 10 захвачены германцами, 9 разоружены.

Первыми итальянский опыт интенсивно начали использовать британцы. Разработав управляемую ракету-транспортировщик типа «МК-1», переоборудовали под ее носители несколько подводных лодок, в том числе «Тандерболт».

Германцами же было сформировано так называемое соединение «К» (от Kleinkampferband — соединение малого боя. — Прим. авт.). На его вооружении были управляемые торпеды и сверхмалые подводные лодки типа «Зеехунд», «Мольх Бибер» и др. У японцев были управляемые торпеды типа «Кайтэн-1» и «Кайтэн-2», которые могли транспортироваться на лодке носителя «И-58». Но ни одна из их в боевых действиях не участвовала.

В процессе 2-ой мировой войны было опробовано много новшеств в подводной войне, некие из их получили предстоящее развитие в период после войны. Судьба же других завершилась в военном противоборстве. Драматично сложилась судьба военно-морского флота Франции. Ее корабли топили и британцы, и америкосы, и немцы, и даже сами французы. Из 77 лодок она растеряла 65, 29 были потоплены союзниками, 19 — самими французами, а другие — итальянцами, германцами и японцами.

Во время войны проявились как сильные, так и слабенькие стороны субмарин. Вроде бы там ни было, но с поля боя подводные лодки возвратились с обилием новых устройств и приспособлений. Они стали заряжать аккумуляторные батареи, фактически не всплывая, а только выставив на поверхность воздухозаборник шноркеля. Акустические торпеды сами наводились на шум винтов цели. Возросли мощь орудия, скрытность, дальность деяния, но появились и средства по обнаружению и уничтожению. Субмарины обрели ночное зрение при помощи радаров, также подводное чутье благодаря гидролокаторам-сонарам. Они научились пеленговать не только лишь вражеские радиопередатчики, да и лучи его радиолокаторов.

Так противоборство под водой перенеслось из гидрокосмоса в иную сферу — в радиоэлектронные поля, в эфир. Было выдумано и огромное количество других новшеств, но от головного недочета — необходимости через двое-трое суток подводного хода всплывать на поверхность — подводные лодки так и не избавились.

А вот о том, как была решена эта задачка, вы узнаете в последующий раз.

Николай Черкашин

Другие статьи:
Интернет журнал НЛО МИР

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

*

code

Редакция рекомендует

close
x