Всем миром

Всем миром

Вероятный вид ПАК ФА. Иллюстрация с веб-сайта air-attack.com

У Рф может показаться новый партнер в проекте истребителя 5-ого поколения, 1-ый полет которого намечен на 2009 год. 7 апреля заместитель директора федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Александр Фомин сказал, что переговоры об обмене технологиями и разработке площадки для сборки и лицензионного производства самолетов ведутся с бразильской компанией Embraer — наикрупнейшей авиастроительной компанией латиноамериканского региона.

Часто ее ставят в один ряд с глобальными фаворитами отрасли — Lockheed Martin и Boeing. Ранее договоренность о совместной работе над истребителем была достигнута с Индией, хотя российско-индийский самолет должен подняться в воздух существенно позднее, чем государственный.

О новеньком русском истребителе, который получил условное обозначение ПАК ФА («Многообещающий авиационный комплекс фронтовой авиации»), в ближайшее время много молвят и пишут, но этот проект все таки остается в значимой степени засекреченным. В вебе можно отыскать огромное количество иллюстраций, на которых изображен многообещающий вид самолета, но практически нереально сказать, какие из их поближе к правде. Некие изображения, выдаваемые за ПАК ФА, очень напоминают южноамериканский F-22 Raptor, и, судя по всему, снаружи у южноамериканского истребителя и его русского соперника по сути может быть много общего.

Работы над многообещающим истребителям 5-ого поколения, призванным стать противовесом южноамериканскому F-22 и поменять МиГ-29 и Су-27, велись в СССР еще в 1980-е годы. Вначале, как говорят в печати, к ним были привлечены конструкторские бюро Микояна, Яковлева и Сухого. В КБ Микояна был разработан так именуемый проект МиГ 1.44 (Изделие 1.44, либо Flatpack по систематизации НАТО) с внедрением стелс-технологий. 1-ый полет истребителя состоялся в 2000 году в подмосковном городке Жуковский. Но это событие, к удивлению многих, осталось фактически незамеченным.

Всем миром

Су-47 (C-37) «Беркут». Фото с веб-сайта www.testpilot.ru

Еще ранее в КБ Сухого был разработан экспериментальный многоцелевой истребитель Су-47 (C-37) «Беркут» (Firkin по систематизации НАТО), построенный в единственном экземпляре и в первый раз поднявшийся в воздух в 1997 году. При разработке этого самолета были использованы композиционные материалы, также технологии крыла оборотной стреловидности, с помощью которого, как говорят специалисты, улучшается малозаметность и маневренность на малых полетных скоростях. Первым в мире самолетом, при проектировании которого была использована подобная разработка, был германский бомбовоз Junkers Ju-287, сделанный в самом конце 2-ой Мировой войны. Развития этот проект по полностью понятным причинам так и не получил.

В 2002 году в качестве головного предприятия многообещающего русского истребителя ПАК ФА (либо Т-50) также было выбрано КБ Сухого, а в 2004 году, согласно официальной инфы компании, «Сухой» представил ВВС Рф эскизный проект самолета. Правда, как молвят, технологии крыла оборотной стреловидности при его разработке уже не применялись, а самолет снаружи напоминал не «Беркут», построенный в единственном экземпляре, а южноамериканский Raptor. Все же, некие технологии Су-47 и МиГ 1.44 при его проектировании все таки использовались.

О свойствах загадочного самолета российскей разработки понятно не достаточно. На ПАК ФА, как говорят, установлены новые массивные движки с отклоняемым вектором тяги в горизонтальной и вертикальной плоскостях. В 2005 году НПО «Сатурн» передало на тесты 1-ые 5 опытнейших образцов, разработанных вместе с Уфимским моторостроительным комплексом.

Всем миром

Вероятный вид ПАК ФА (Т-50). Набросок Рустама Зиннатуллина с веб-сайта www.paralay.com

Вначале они получили условное обозначение «Изделие 117А», а позднее — АЛ-41Ф-1 (предшествующая модификация разрабатывалась еще для МиГ 1.42 — макета МиГ 1.44). По словам гендиректора НПО «Сатурн» Юрия Ласточкина, участвовавшие в испытательных полетах истребители с новыми движками «проявили отменно новые результаты и достигнули уникальных черт».

Истребитель, по данным печати, сумеет нести вооружение как на наружных узлах подвески, так и во внутренних. В конце февраля 2009 года это косвенно подтвердил начальник кафедры Военно-воздушной инженерной академии имени доктора Жуковского полковник Сергей Хрипунов, сообщивший, что на русских истребителях 5-ого поколения ПАК ФА внедрение физической силы для подвески вооружения в неких случаях будет неосуществимым, так как точки подвески размещены в грузоотсеке. Для этого, по его словам, пригодятся не механизированные, а механизированные средства.

О вооружении ПАК ФА также достоверно понятно малость. Но, как говорят, он должен получить ракеты последнего поколения класса «воздух-воздух», которые, по неким данным, будут квадратными в сечении для уменьшения размеров внутренних отсеков, также ракеты «воздух-земля», противокорабельные ракеты и корректируемые авиабомбы.

Для поражения воздушных целей на новеньком русском истребителе могут применяться новые ракеты сверхбольшой дальности КС-172, разрабатываемые ОКБ «Новатор». Их предполагаемая дальность составляет до 400 км. В числе другого вооружения могут употребляться управляемые ракеты «воздух-воздух» средней дальности Р-77 (аналог американской AIM-120 AMRAAM), также малой дальности типа Р-73. Разработчиком этого вооружения является русское ГосМКБ «Вымпел».

ПАК ФА также должен получить бортовую РЛС с фазированной решеткой, разработанную НИИ Приборостроения имени Тихомирова. По оценкам профессионалов, она ни в чем же не уступает радару AN/APG-77, установленному на южноамериканском истребителе F-22. Не считая этого, на русском самолете могут быть установлены оптико-электронные информационные датчики французской компании Thales. Благодаря им можно будет делать целый ряд боевых задач, не включая РЛС. Система управления будет стопроцентно компьютеризированной.

Всем миром

F-22 Raptor. Фото Lockheed Martin.

Отличительной особенностью самолета, соответствующей для истребителей 5-ого поколения, должна стать малозаметность. Для этого, а именно, могут употребляться всасывающие радиоволны материалы, также уменьшенные размеры вертикального оперения. Вобщем, подробных сведений по поводу технологий стелс, которые применены при разработке самолета, также нет. Но, по неким данным, они значительно повысят цена истребителя. Как говорят в печати, стоимость одной машины может составить до 70-80 миллионов баксов. Это значительно больше цены сегодняшних русских боевых самолетов, но фактически в два раза меньше, чем стоимость южноамериканского F-22.

Согласно последним заявлениям командующего ВВС Рф генерал-полковника Александра Зелина, 1-ый полет надежды военной авиации Рф может состояться уже летом 2009 года, хотя ранее военные намеревались поднять самолет в небо в 2007 году. Все же, у многих и эта перспектива вызывает сомнения. Бывалые эталоны истребителя 5-ого поколения еще пока только строятся на «Комсомольском-на-Амуре производственном авиационном объединении имени Гагарина» (КнААПО), которое заходит в концерн «Сухой». На какой стадии находится работа — сказать трудно.

С этим заводом, к слову, связан недавнешний скандал, вылившийся с местного на федеральный уровень. По словам представителя профкома КнААПО Павла Арсланова, сначала марта 2009 года на предприятие поступило извещение о сокращении части коллектива, а с прошедшего года на заводе развивается конфликт, вызванный недовольством рабочих уровнем оплаты. На КнААПО создают самолеты Су-30МК2, Су-30МК, Су-27СМК и бывалые эталоны функционального истребителя поколения «4++» Су-35, но важнейшей задачей завода сейчас считается конкретно создание первых образцов ПАК ФА.

Трудно представить, скажется ли конфликт на реализации проекта, но некие СМИ уже успели сделать выводы, что из-за внутренних разногласий на предприятии она может забуксовать. Вобщем, судя по всему, если это и случится, то по совершенно другим причинам.

В разработке принципно новых образцов боевой авиационной техники Москва уже не 1-ый год подыскивает для себя союзников. Пару лет вспять, как молвят, надлежащие переговоры велись с Китаем, но до практической реализации этих планов дело так и не дошло. Вобщем, Пекин уже и сам ведет работу над схожим истребителем, за базу которого взят один из образцов государственного производства. Многие специалисты задаются вопросом, у кого сейчас китайцы позаимствуют технологии, сомневаясь, что конструкция истребителя будет представлять собой нечто принципно новое.

Совсем условиться о сотрудничестве в производстве нового боевого самолета Рф пока удалось только с Индией. Разделяй, как указывает опыт, является старенькым и надежным партнером Москвы в сфере военно-технического сотрудничества. К тому же, в отличие от китайцев, у Рф пока не было повода инкриминировать индийцев в откровенном воровстве технологий.

Переговоры с Индией о совместном разработке самолета велись с 2007 года. В последнее время военные ведомства 2-ух государств хотят согласовать требования к проекту. Но уже понятно, что русские ВВС планируют принять на вооружение одноместный вариант самолета, а ВВС Индии рассчитывают на двухместный истребитель, так как, согласно военной доктрине страны, он должен делать более широкий диапазон задач. Ожидается, что 1-ый таковой самолет будет передан заказчикам в 2017 году, тогда как чисто русский истребитель планируют принять на вооружение несколько ранее — в 2012-2015 годах.

Основным партнером «Сухого» в реализации этого проекта станет Hindustan Aeronautics Limited (HAL) — наикрупнейшая авиастроительная компания Индии, работающая в интересах министерства обороны страны. HAL и ранее тесновато сотрудничала с другими оборонными предприятиями, включая «МиГ» и «Сухой». Компания располагает 19 производствами и 9 исследовательскими центрами в различных регионах Индии. В 2008/2009 финансовом году, который закончился 31 марта, HAL удалось воплотить свою продукцию на 2,05 млрд баксов.

Всем миром

Самолет Super Tucano. Фото Радриго Барре с веб-сайта cdn-www.airliners.net

В чем непосредственно будет заключаться схожее сотрудничество с бразильской компанией Embraer, если соответственная договоренность будет достигнута, пока не совершенно ясно. Возможно, идет речь о лицензионной сборке русского самолета либо же разработке на его базе новейшей модификации. Пока же понятно, что в апреле 2008 года Наша родина и Бразилия уже подписали соглашение о совместной разработке истребителя 5-ого поколения и галлактических ракет для вывода на орбиту томных спутников. Но тогда более подробной инфы по этому поводу не было.

В собственной области Embraer является известным и знатным производителем, хотя и строит очень специальные эталоны самолетов военного предназначения, также обыденные пассажирские самолеты. А именно, компания получила известность благодаря учебно-боевым самолетам Tucano и Super Tucano. Более древняя модификация EMB 312 Tucano делается с начала 1980-х годов и поставлялась многим забугорным заказчикам, в большей степени — латиноамериканским и африканским. Но этот самолет также избрали в качестве учебно-тренировочного ВВС Франции.

Новенькая модификация машины EMB 314 Super Tucano была представлена в 2003 году и также начала завоевывать популярность. Любопытно, что о намерении взять в лизинг эти машины не так давно заявило управление ВМС США. Южноамериканские военные рассчитывают, что Super Tucano можно будет использовать для поддержки спецподразделений, выполняющих боевые задачки в нерегулярных конфликтах.

Феноминально, но факт — США, владеющие практически самой сильной авиационной индустрией в мире, сочли умеренную бразильскую машину более подходящей для настолько специфичных задач, ежели собственные современные эталоны. Военные отмечают, что Super Tucano могут приземляться и взмывать на неподготовленной местности, а перезаправка машин не занимает много времени.

Для бразильской авиастроительной компании создание нового истребителя русской разработки может стать не только лишь источником дохода, да и вопросом престижа. Хотя заслуги Embraer уже и так получили признание — по оценкам профессионалов, сейчас бразильская компания занимает третье место в мире посреди производителей коммерческих самолетов, уступая только Airbus и Boeing.

Рф это сотрудничество на теоретическом уровне также может быть на руку, хотя мотивы, побудившие российских производителей к переговорам с бразильской стороной, пока не совершенно ясны. Не исключено, что Москва хочет форсировать перевооружение своей армии за счет использования забугорных производственных мощностей. Но, может быть, попытка использовать бразильцев в проекте также связана с экспортными планами и желанием понизить цена проекта.

Андрей Федоров

Другие статьи:
Интернет журнал НЛО МИР

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

*

code

Редакция рекомендует

close
x