Дирижабли подвинут самолеты и вертолеты?

Они поменяют и вертолеты нефтяников, и военно-транспортные самолеты «Руслан». Таким лицезреет будущее Кирилл Лятс, гендиректор группы компаний «Метапроцесс». Его основной бизнес — строительство газохимических заводов для нефтяных и газовых компаний. Столкнувшись с неуввязками логистики, Лятс не на шуточку увлекся дирижаблями.

Обыкновенно, новое — это отлично забытое старенькое.

Мировое дирижаблестроение отдало приказ длительно жить после того, как в 1937 г. в США сгорел дирижабль «Гинденбург» компании Zeppelin, перевозивший пассажиров из Германии. При посадке водород, которым был заполнен дирижабль, по невыясненным причинам взорвался. Полста лет спустя, в 1980-х, мир вновь заинтересовался дирижаблями. Правда, заполнять их стали не взрывоопасным водородом, а инертным газом — гелием. Германский Zeppelin возобновил создание дирижаблей для туристских перевозок, также геологоразведки. С помощью их De Beers, к примеру, отыскивает алмазоносные месторождения в Африке. У дирижабля более плавный ход, чем у самолета либо вертолета, — из-за этого эффективность геологоразведки оказывается в 5 раз выше. В Израиле маленькие дирижабли ведут мониторинг дорожной ситуации.

В СССР же разрабатывали так именуемый термоплан — грузовой дирижабль с термобалластированием. Мысль была революционной. Традиционные сигарообразные дирижабли, полностью заполненные газом, не умели приземляться. Они причаливали к особым мачтам в воздухе. А термоплан академика Юрия Рыжова имел принципно другую конструкцию: не сигара, а диск, схожий на НЛО из умопомрачительных кинофильмов. И газом — гелием — заполнен не весь его объем, а только две третьих. Оставшаяся третья часть — это подогретый воздух, охлаждая который можно обеспечить полную посадку и загрузку-выгрузку на земле. Этот проект вело Минобороны на базе Ульяновского авиазавода (сейчас «Авиастар»). Военные рассчитывали сделать термоплан грузоподъемностью 2000 т, на котором можно было бы перекидывать с места на место целые дивизии — до 9000 человек совместно с техникой. Но в 1991 г. финансирование закончилось, и проект заглох.

В 2005 г. Кирилл Лятс оживил этот проект: отыскал разработчиков во главе с Рыжовым, арендовал цех на «Авиастаре» и выделил финансирование — $5 млн для начала. Лятс грезит о дирижабле, который будет подымать 600 т груза, как 10 жд вагонов. Поперечник этого термоплана составит 360 м — с полтора футбольных стадиона. Ни в один заводской цех такая громада не влезет. Так что собирать эту «летающую тарелку» придется на открытой площадке, обставив строй лесами. А цена ее, по сметным расчетам, составит около $120 млн.

Не очень ли утопическая мысль? Никак. Новый грузовой самолет Ан-124 «Руслан» стоит все $170 млн, а груза он перевозит в 5 раз меньше — 120 т. Вприбавок ему нужна особенная взлетно-посадочная полоса, способная принимать томные самолеты. Провинциальные аэродромы, обычно, ее не имеют, а выстроить такую полосу с нуля стоит около $1 миллиардов. Это очень ограничивает сферу внедрения «Русланов». У вертолетов другая неувязка. Самый тяжкий вертолет, Ми-26, может поднять максимум 20 т груза. Бывает, что 3-4 вертолета идут в связке и на подвеске везут объект весом 45 т. Время от времени так возят аэрокосмическую технику. Но это очень непростая, эксклюзивная перевозка, для которой необходимы пилоты-асы. Так что по эффективности дирижабль возможно окажется вне конкуренции.

КОМУ ЭТО Нужно

За клиентами тоже дело не станет. «Норникель», например, серьезно изучал вопрос использования не только лишь дирижаблей, но даже подводных лодок для собственных перевозок. Создание компании размещено за полярным кругом, в географической изоляции на Таймыре. Завезти и вывезти грузы оттуда — целая неувязка. Интенсивно интересуется дирижаблями и правительство Якутии. Этот регион, занимающий пятую часть местности всей Рф, очень слабо освоен. До недавнешнего времени там даже не было жд сообщения с остальной частью страны. «Газпром» еще во времена Черномырдина проявлял энтузиазм к термопланам. В сотрудничестве с нефтегазовыми компаниями Кирилл Лятс лицезреет синергию. Ведь гелий, которым заполняют дирижабли, — попутный продукт добычи газа на многих месторождениях. А продукты газопереработки можно использовать в качестве горючего для движков дирижабля. Они будут турбовинтовые и обеспечат скорость 100 км/ч.

Принципиальным заказчиком могут стать и госструктуры. К примеру, МЧС интересуется внедрением 600-тонного дирижабля для тушения лесных пожаров, завоза грузов в районы стихийных бедствий, эвакуации людей. Соперники уже вовсю сотрудничают с госструктурами. Компания «Росаэросистемы» продала ГИБДД Москвы собственный дирижабль мониторинга. Во время концерта Мадонны в Лужниках он смотрел за безопасностью с воздуха. Дело в том, что один из основоположников «Росаэросистем» — отпрыск сенатора Владимира Федорова, в прошедшем управляющего столичного ГАИ. Этот фактор в свое время и посодействовал прибыльно пристроить дирижабль. Но грузовые дирижабли компания не строит. Тут у Кирилла Лятса практически нет соперников.

Но если это и впрямь настолько прибыльно, почему в мире еще не начали массово возить грузы дирижаблями? К этому все идет, убеждает Лятс. В Южной Корее разрабатывают аэро платформу грузоподъемностью 1000 т. Несколько грузовиков будут ехать по дороге и тянуть ее за собой по воздуху. Может, это и не совершенно дирижабль, но возить крупногабаритные грузы так очень комфортно. Южноамериканская Lockheed Martin проектирует грузовой дирижабль на 400 т в форме катамарана — 2-ух «сигар», соединенных меж собой. Если все пойдет нормально, уже скоро грузовые дирижабли начнут бороздить небесные просторы по всему миру. У россиян есть шанс занять достойное место на этом новеньком рынке.