Арджуна промахнулся

24 мая 2009 года индийские СМИ сказали о намерениях оборонного ведомства провести сравнительные полевые тесты государственного танка Arjun и русского Т-90. Ранее военные планировали начать эти маневры в мае-июне 2009 года, задействовав в их малозначительное количество техники. Но по неведомым причинам тесты собрались сделать более масштабными — в их воспримут роль два полка, один из которых будет вооружен индийскими, а другой — русскими машинами.

Вобщем, если Т-90 уже издавна стоит на вооружении индийской армии, то с продукцией местного производства в войсках пока знакомы не достаточно.

Программка разработки первого индийского государственного танка Arjun лупит все рекорды не только лишь по продолжительности, да и по числу технических заморочек, с которыми на различных шагах приходилось сталкиваться производителю. В 1972 году сухопутные войска индийской армии определили требования к многообещающему основному боевому танку, в качестве которого был избран Arjun, получивший заглавие в честь знаменитого воителя Арджуны, героя государственного эпоса «Махабхарата».

Вначале индийцы планировали сделать 40-тонную машину, вооруженную 105-миллиметровым орудием, но потом эталоны поменялись: масса танка должна была составить 58,5 тонны, а калибр его вооружения — 120 мм.

Разработка танка началась в 1974 году одним из профильных подразделений Организации оборонных исследовательских работ и разработок Индии (Defence Research and Development Organization, DRDO). Работы проводились при участии германской компании Krauss-Maffei, известной в качестве производителя известного танка Leopard, также ряда других компаний из Германии. Потому, как отмечают специалисты, внешний облик и свойства танка Arjun почти во всем идентичны с германским Leopard 2A4.

Не считая этого, в конструкции машины употребляется более 60 процентов привезенных из других стран девайсов. А поэтому именовать этот танк чисто индийским можно разве что с большой натяжкой.

За время разработки машины цена программки неоднократно возросла, чему содействовали конфигурации в технической спецификации, также инфляция. Так, если на исходном шаге разработки индийцы планировали уложиться всего в 3,5 миллиона баксов, то к 2005 году проект оценивался уже в 3 млрд баксов. Но достаточно суровые по местным меркам денежные вложения никак не ускорили разработку танка и не освободили производителя от бессчетных технических проблем.

Танк Arjun

Экипаж — 4 чел.

Масса — 58,5 т.

Длина — 10,6 м.

Ширина — 3,8 м.

Высота — 2,3 м.

Скорость — 72 км/час

Мощн. мотора 1400 л/с

Припас хода — 200 км

1-ый макет многообещающего танка индийской армии DRDO показала спустя более 10 лет с момента начала разработки — в 1985 году. Вначале военные планировали поставить на вооружение 1500 машин, хотя в 2000 году решили ограничиться только 124 танками. Но 1-ые же машины, переданные армии для проведения испытаний, военные возвратили производителю для доработки. Оценка Arjun в разных модификациях проводится до сего времени, и всякий раз на следующем шаге выявляются новые недочеты.

Так, в 2005 году при проведении испытаний Arjun были выявлены проблемы прицелов, подвесок и систем управления огнем. Не считая этого, в критериях, когда температура воздуха достигала 55-60 градусов по Цельсию, движки германского производства начинали давать сбой. В 2007 году военные также выразили неудовлетворение точностью вооружения и другими техническими чертами.

В том же году во время испытаний в критериях пустыни представители индийской армии заявили, что очень разочарованы первым государственном танком, сообщив о 14 выявленных недочетах. К ним, кроме уже упомянутых заморочек, также была добавлена малая скорость.

2008 год и совсем стал чертовским для разработчиков индийской боевой машины, которые, к слову, далековато не всегда соглашались с претензиями военных и даже заявляли о саботаже во время проведения испытаний. В этом году, а именно, оборонное ведомство страны подписало договор с Москвой на поставку 347 танков Т-90, которые к тому моменту уже стояли на вооружении индийской армии, также на многообещающую сборку еще тыщи русских машин.

Военные также завили о намерении поставить на вооружение после 2020 года принципно новый основной боевой танк, который будет иметь не достаточно общего с Arjun. Свою помощь в его разработке предложила Наша родина. Не считая этого, представители сухопутных войск Индии подтвердили, что пока не хотят закупать дополнительные партии танков Arjun, кроме уже заказанных 124 единиц.

Танк Т-90

Экипаж — 3 чел.

Масса — 46,5 т.

Длина — 9,5 м.

Ширина — 3,7 м.

Высота — 2,2 м.

Скорость — 65 км/час

Мощн. мотора 840 л/с

Припас хода — 650 км

Все эти причины, как отмечают специалисты, еще более усугубили положение и без того затянувшегося проекта. Все же, DRDO пока не теряет надежды поставить собственной армии до 500 машин, хотя главным боевым танком Arjun уже навряд ли станет — разумеется, что военные не скрывают собственных симпатий, отдавая предпочтение более надежной и испытанной русской технике. Нужно считать, что сравнительные тесты 2-ух танков, которые запланированы на август 2009 года, либо совсем похоронят проект, либо же дадут первому индийскому танку очередной, может быть последний, шанс.

Разумеется, что для Разделяй разработка основного боевого танка является не столько вопросом укрепления боевой мощи армии, сколько престижа. Примыкающий Пакистан, который является исконным противником и конкурентом Индии, смог сделать собственный основной боевой танк Al-Khalid в куда более недлинные сроки. Довольно сказать, что на сегодня на вооружении пакистанской армии стоят уже более 300 таких машин, хотя разработка танка началась только в 1990-х годах.

Правда, именовать Al-Khalid чисто пакистанским танком также можно только с натяжкой — он создавался на базе русской и китайской техники при участии Украины и получил огромное количество привезенных из других стран девайсов. В перспективе сухопутные войска Пакистана планируют закупить до 600 машин местного производства, хотя для их также нашелся и зарубежный потребитель — в мае 2008 года армия Шри-Ланки заказала партию из 22 Al-Khalid.

У индийского же танка после многих десятилетий разработки пока не достаточно перспектив даже на внутреннем рынке, не говоря уже про наружный. Для страны, являющейся одним из глобальных фаворитов по затратам на вооружение, это, мягко скажем, не совершенно внушительно. И невзирая на последние пробы спасти проект, шансов на благополучный для индийского танка финал малость.

Андрей Федоров