Нужен ли боевому самолету пилот?

Нужен ли боевому самолету пилот?

Создатель Андрей Сидельников

5-ое поколение

Четкой систематизации поколений истребителей нет. Большая часть профессионалов считает основной чертой истребителей 5-ого поколения высшую системность боевых машин, интегрированность самолета в единый комплекс сил и средств, координируемый и управляемый компьютерной сетью. Времена, когда командир полка ставил задачку летчикам, указывая на карте главные и запасные цели, остались в дальнем прошедшем.

Сейчас пилот самолета на боевом патрулировании может и не знать четкой цели, координаты которой получает бортовик.

Истребитель 5-ого поколения сначала многофункционален. Он может поменять машины различного класса, как сухопутного, так и морского базирования. Такая техника идиентично отлично годится и для перехвата целей, и для ведения воздушного боя, и для ударов по наземным, надводным и подводным целям. А это означает, что обречены на вымирание целые классы авиационной техники.

Не считая того, самолеты 5-ого поколения унифицированы. У их схожи движки, авионика и электрические составляющие. Это удешевляет постройку самолетов, упрощает их сервис и упрощает подготовку технических профессионалов.

Но электроника, которая делает истребители 5-ого поколения так совершенными, может сыграть с ними злую шуточку. Конкретно электроника превращает пилотируемую авиацию в вымирающий вид техники.

Летчик становится пассажиром

Обмен данными меж командными центрами, подразделениями сухопутных войск, спутниками, станциями радиолокационного наблюдения и бортовыми системами самолета происходит так стремительно, что пилот на физическом уровне не успевает выслеживать информационные потоки. Электроника управляет всем: параметрами полета машины, захватом и отслеживанием целей, выбором и применением орудия.

Более того, современные электрические системы способны поменять пилота на каждом шаге полета: взлет, набор высоты, полет в данном эшелоне, понижение и посадка могут происходить без роли человека. Компы могут управлять машиной и орудием и в бою. На практике компы это и делают, потому что запуск современной ракеты «воздух—воздух» средней дальности может осуществляться с дистанции несколько 10-ов км.

Летчик практически перевоплотился в пассажира, который может взять управление в критичной ситуации либо принять принципиальное решение. Вобщем, вмешательство в работу электрических систем требуется все пореже и пореже, а решение может принимать и удаленный оператор.

Помогает современному самолету пилот не очень. А вот мешать может значительно. Пилот занимает драгоценное место, просит нахождения на борту систем жизнеобеспечения. Пилот чувствителен к перегрузкам, недочету кислорода и вибрации. Человек на борту истребителя — самый дорогой, уязвимый и слабенький компонент боевой системы.

Избавившись от человека, истребитель последующих поколений станет более совершенным и универсальным. Но это будет уже совершенно другой класс техники.

Другие статьи:
Интернет журнал НЛО МИР

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

*

code

Редакция рекомендует

close
x