Хлыст Посейдона: Суперторпеда

Хлыст Посейдона: Суперторпеда

Технотриллеры Тома Клэнси и голливудские киноленты навязывают читателям и зрителям мировоззрение, что стратегия подводной войны припоминает неторопливую шахматную партию. Но эти представления издавна устарели

Хлыст Посейдона: Суперторпеда

Схема ракеты-торпеды «Шквал» в разрезе

Хлыст Посейдона: Суперторпеда

Тактико-технические свойства ракеты-торпеды «ШКВАЛ»

Секретное орудие

1-ые упоминания об этом русском оружии в прессе были связаны со шпионским скандалом вокруг Эдмунда Поупа: он типо пробовал приобрести чертежи скрытой суперторпеды.

До того момента широкой публике не было понятно о ней фактически ничего (вобщем, и на данный момент инфы совершенно малость) – даже ее заглавие («Шквал») не достаточно что гласило непосвященным.

Меж тем, «Шквал» – орудие не новое. Разработки высокоскоростной торпеды начались в 1963 году, а через год состоялись 1-ые запуски прототипов на озере Иссык-Куль. Потребовалось еще 13 лет, чтоб доработать конструкцию, и в 1977 году на вооружение ВМФ СССР поступила высокоскоростная ракета-торпеда «Шквал» (ВА-111). Но, невзирая на настолько почетный возраст, до сего времени орудие не имеет аналогов, а многие детали остаются скрытыми.

Подводные «болиды»

Уникальность суперторпеды – в скорости. Но разница меж «Шквалом» и обыкновенными торпедами громадна – такая же, как меж болидом «Формулы-1» и Форд T: их наибольшая скорость отличается во много раз. Скорость обыденных торпед составляет 60-70 узлов, в то время как «Шквал» может развивать под водой скорость 200 узлов (370 км/ч, либо 100 м/с) – абсолютный рекорд для подводного объекта.

В воде развить такую скорость тяжело: мешает сопротивление среды – под водой оно приблизительно в 1000 раз больше, чем в воздухе. Для разгона и поддержания настолько большой скорости торпеде требуется большая тяга, ее нельзя получить от обыденных движков и воплотить при помощи гребных винтов. Потому в качестве движителей «Шквал» употребляет ракетные ускорители. Стартовый ускоритель – твердотопливный, с тягой в несколько 10-ов тонн, он разгоняет торпеду до крейсерской скорости за 4 секунды и потом отстреливается. Дальше начинает работать маршевый движок. Он тоже реактивный, на гидрореагирующем горючем, содержащем алюминий, магний, литий, а в качестве окислителя употребляет забортную воду.

Но даже реактивным движкам не под силу повсевременно преодолевать сопротивление аква среды на таковой большой скорости. Изюминка «Шквала» – в эффекте суперкавитации. По сути, «Шквал» – быстрее ракета, чем торпеда (время от времени его так и именуют – «ракета-торпеда»), и она не плывет, а летит в газовом пузыре (каверне), который сама и делает.

Как работает суперкавитация

В носовой части ракеты-торпеды «Шквал» размещена особая деталь – кавитатор. Это эллиптической формы плоская толстая пластинка с заточенными краями. Кавитатор малость наклонен к оси торпеды (во переднем сечении он круглый) для сотворения подъемной силы на носу (на корме подъемная сила создается рулями). При достижении определенной скорости (около 80 м/с) поблизости края пластинки кавитация добивается таковой интенсивности, что появляется огромный «пузырь», обволакивающий торпеду. При всем этом гидродинамическое сопротивление движению существенно миниатюризируется.

По сути, 1-го только кавитатора недостаточно, чтоб получить каверну подходящего размера. Потому в «Шквале» употребляется дополнительный «наддув»: сходу за кавитатором в носовой части размещены отверстия — дюзы, через которые каверна «наддувается» от отдельного газогенератора. Это позволяет прирастить каверну и окутать весь корпус ракеты-торпеды – от носа до кормы.

Другая сторона

Революционные принципы, положенные в базу конструкции «Шквала», имеют и свою оборотную сторону. Одна из их – невозможность оборотной связи, а стало быть, и отсутствие системы самонаведения: излучение гидролокаторов не может «пробить» стены газового пузыря. Заместо этого торпеду программируют до пуска: в систему управления вводят координаты цели. При всем этом, очевидно, учитывают упреждение, другими словами рассчитывают возможное местопребывание цели в момент поражения торпедой.

«Шквал» не умеет и поворачивать. Торпеда движется строго по прямой к заблаговременно рассчитанной точке встречи с целью. Система стабилизации повсевременно выслеживает положение торпеды и ее курс и заносит коррективы при помощи выдвижных рулей, чуть касающихся стен «пузыря», также за счет наклона кавитатора – мельчайшее отклонение угрожает не только лишь потерей курса, да и разрушением каверны.

Замаскировать пуск «Шквала» нереально: торпеда издает наисильнейший шум, а газовые пузыри всплывают на поверхность, образуя отлично видимый след. Один из разработчиков, присутствовавший при испытаниях на озере Иссык-Куль, произнес нам: «На что похож пуск «Шквала»? Представьте для себя, будто бы бог морей Посейдон взял в руки хлыст: свист и грохот, а потом очень стремительно убегающий вдаль прямой, как стрела, след от хлыста на аква глади».

Убийца авианосцев

Америкосы время от времени именуют «Шквал» (вобщем, вместе с другими видами вооружений – ракетами «Гранит», к примеру) «убийцей авианосцев». Вправду, одна из вероятных задач «Шквала» – выведение из строя авианосца либо даже всей авианосной группы (боеголовка торпеды предполагалась ядерной). Ведь, невзирая на отсутствие скрытности и «прямолинейность», уйти либо защититься от «Шквала» (а тем паче – от залпа 2-ух таких торпед) фактически нереально: за 100 секунд подводного «полета» к цели большое судно либо подводная лодка не успеют ни поменять курс (либо хотя бы погасить набранную скорость), ни принять какие-либо контрмеры. В итоге погрешность попадания «Шквала» не превосходит 15-20 м, что при таковой сильной боеголовке смертельно.

Создатель: Дмитрий Мамонтов

=====================

Что такое кавитация?

Кавитация (от лат. «cavitas» – «пустота») – образование в воды полостей, заполненных газом, паром либо их консистенцией (так именуемых кавитационных пузырьков, либо каверн). Кавитационные пузырьки образуются в тех местах, где давление в воды становится ниже некого критичного значения.

При огромных местных скоростях в потоке воды происходит снижение давления и начинается гидродинамическая кавитация. При повышении давления образовавшиеся пузырьки могут схлопываться, этот процесс сопровождается звуковым импульсом (гидравлическим ударом). Если в случайные моменты времени появляется и захлопывается огромное количество пузырьков, то явление сопровождается сильным шумом. Кавитационный шум от гребных винтов – один из основных противников подводных лодок (он способен выдать противнику местопребывание лодки).

Если кавитационная каверна схлопывается поблизости от обтекаемого тела, то неоднократно повторяющиеся удары приводят к разрушению (кавитационной эрозии) поверхности (лопастей турбин, гребных винтов кораблей и др.).

Другие статьи:
Интернет журнал НЛО МИР

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

*

code

Редакция рекомендует

x