Война летающих парт

Война "летающих парт"

Як-130. Фото с веб-сайта www.owasia.ru

О каких конкретно странах речь идет, Демченко не уточнил. Все же, по прогнозам профессионалов, сейчас потребности мирового рынка в таких машинах оцениваются приблизительно в 2500 единиц. Да и конкурентность посреди производителей становится все более жесткой.

Потребность в обновлении парка так именуемых «летающих парт» у русских военно-воздушных сил назрела издавна.

На закате русской эры одним из главных самолетов, использовавшихся для подготовки курсантов ВВС, был чехословацкий L-39 «Альбатрос», который заслужил стиль надежного и экономного.

Но с возникновением боевых самолетов последнего поколения появилась необходимость в разработке более совершенной учебной машины, которая по своим чертам была бы поближе к ним. Как утверждали специалисты, будущий летчик, даже в совершенстве освоивший «элку», не мог сходу пересесть на более современные Су-27 либо МиГ-29.

Як-130, который сейчас и позиционируется в качестве грядущего учебной авиации ВВС РФ, для русского авиапрома машина более чем знаковая. Он стал первым стопроцентно новым боевым самолетом, показавшимся в РФ после распада СССР, хотя работы над проектом начались еще в 1980 годы.

На исходном шаге в его разработке участвовала итальянская компания Alenia Aermacchi, что было очень нехарактерно для российскей военной машины. Этот фактор большая часть источников разъясняют финансовыми причинами — без роли компании из страны, еще не так давно считавшейся возможным противником, программка сотворения самолета не была бы доведена до конца.

Пути россиян и итальянцев все таки разошлись из-за разногласий. Alenia Aermacchi получила конструкторскую и техно документацию на планер самолета, создав свою машину M-346, а ОКБ имени Яковлева продолжило разработку Як-130. По драматичности судьбы, он сделал 1-ый полет 25 апреля 1996 года с аэродрома в Жуковском, где приблизительно в месяц ранее в первый раз поднялся в воздух один из соперников — учебно-тренировочный самолет МиГ-АТ. Для его сотворения ОКБ имени А.И. Микояна по денежным причинам также пришлось частично скооперироваться с французскими спецами.

Война "летающих парт"

МиГ-АТ. Фото с веб-сайта www.testpilots.ru

Кроме МиГа и Яка, на конкурс Минобороны были представлены еще два проекта — УТК-200 (включавший самолет М-200 и наземную часть комплекса НУТК-200) разработки ЭМЗ имени Мясищева и С-54 ОКБ имени Сухого. На финишном шаге победителем стал конкретно яковлевский самолет, хотя о необходимости этого решения спецы продолжают спорить до сего времени. Проекты конструкторских бюро Мясищева и Сухого были заморожены, а микояновцы, невзирая на беду, продолжили работу над МиГ-АТ. Сейчас РСК «МиГ» отыскивает забугорные рынки сбыта для собственной машины, рассматривая, в том числе, и способности сборки на местности заказчика.

По данным разработчика, Як-130 позволяет готовить пилотов на самолеты 4-ого и 5-ого поколений различных производителей. Это, а именно, русские Су-30 и МиГ-29, южноамериканские F-16, F-15, F-22 и F-35, французский Rafale, также европейский Eurofighter Typhoon. Машина прямо в воздухе может быть перепрограммирована для выполнения полета в разных погодных либо пилотажных критериях, также зависимо от того, на каком боевом самолете предстоит летать курсанту.

ЛТХ самолета Як-130

Макс. взлетная масса — 9 тыс. кг.

Макс. скорость полета — 1050 км/ч

Макс. высота полета — 12,5 тыс. м.

Полетные углы атаки — < 40 град.

Макс. дальн. полета — 2 тыс. км.

Ресурс — 10 тыс. л. ч.

В разных модификациях Як-130 также может употребляться в качестве легкого ударного самолета, учебного самолета палубного базирования либо машины для подготовки летного состава штатской и военно-транспортной авиации. По инфы на веб-сайте ОКБ имени Яковлева, Як-130 также можно доработать до уровня штурмовика, постановщика помех, лазутчика, истребителя-бомбардировщика и даже беспилотного ударно-разведывательного самолета. Вобщем, пока большая часть этих вариантов есть только в теории.

В июне 2008 года компания «Иркутский авиационный завод» начала выполнение заказа на создание для ВВС Рф 62 заказанных учебно-боевых машин, хотя, по данным из открытых источников, потребности военно-воздушных сил РФ куда больше и составляют около 250 самолетов. Не считая этого, заказ на 16 машин поступил от ВВС Алжира, а в конце 2005 года Як-130 стал участником тендера военного ведомства Малайзии. При всем этом шансы на победу в нем у русского самолета довольно значительны, потому что на вооружении малазийской авиации уже стоят российские многоцелевые истребители Су-30МКМ.

Не так давно о проведении еще 1-го большого тендера на закупку учебных самолетов для собственных ВВС объявил давнешний партнер РФ в военно-технической области — Индия. Приглашение принять роль в нем получили сходу два русских производителя с самолетами Як-130 и МиГ-АТ. Таким макаром, двум российским машинам предстоит опять померяться своими способностями. Правда, сейчас уже на забугорном рынке.

Война "летающих парт"

M-346. Фото с веб-сайта www.defenseindustrydaily.com

Но тут суровую конкурентнсть им может составить и итальянский собрат русского Яка — M-346, 1-ый полет которого состоялся в 2004 году. В текущее время проект не завершен, но компании Alenia Aermacchi уже удалось вызвать заинтригованность не только лишь у ВВС собственной страны, да и у вероятных забугорных покупателей. В 2005 и 2008 годах соответственно итальянцы подписали меморандумы о сотрудничестве по программке с военными ведомствами Греции и Чили.

В 2008 году Alenia Aermacchi также заключила соглашение с компанией Boeing, в рамках которого южноамериканский партнер будет участвовать в продвижении на рынок 2-ух самолетов итальянского производства — M-346 и M-311. А в феврале 2009 года M-346 избрали в качестве многообещающего учебного самолета Объединенные Арабские Эмираты. В этом конкурсе итальянской машине удалось обойти южнокорейскую T-50 Golden Eagle.

Чешская компания Aero Vodochody, популярная как производитель сегодняшнего учебного самолета русских ВВС L-39, сейчас также сохраняет суровые позиции на рынке с новейшей модификацией знаменитой «элки», получившей наименование L-159. Пока эти машины стоят на вооружении ВВС собственной страны, но возможность их приобретения также рассматривают Австрия, Литва, Венгрия, Боливия, Израиль и Испания. L-159 также может стать участником тендера, объявленного Индией.

Рынок современных «летающих парт» не ограничивается перечисленными самолетами. Они все, по утверждению производителей и военных профессионалов, отличаются различными плюсами и, не исключено, сумеют занять собственный сектор рынка учебной авиации. Большой либо небольшой — совершенно другой вопрос. Русский Як-130, невзирая на конкурентнсть, задел на будущее уже сделал, хотя пока, как досадно бы это не звучало, производитель не торопится подробнее поведать, в каких еще направлениях в перспективе могут полететь новые «Яки».

Андрей Федоров

Другие статьи:
Интернет журнал НЛО МИР

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

*

code

Редакция рекомендует

close
x