В погоне за Хищником

В погоне за "Хищником"

Дмитрий Литовкин

Гиперзвуковые, высотные, труднодоступные для средств ПВО самолеты со скоростью, как выражаются мастера, 6М (это означает в 6 раз резвее звука), беспилотные летательные аппараты — вот наиблежайшее будущее нашей военной авиации. Об этом во вторник поведал главком ВВС Александр Зелин в преддверии открывающегося аэрокосмического салона «МАКС-2009». Главком пообещал, что уже в ноябре-декабре в небо подымется 1-ый эталон истребителя 5-ого поколения.

Его еще именуют многообещающий авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА). Это наш ответ южноамериканскому F-22 Raptor («Хищник»).

— В Комсомольске-на-Амуре в рамках гособоронзаказа сделаны три эталона боевого самолета 5-ого поколения, — заявил главком. — Строительство летающего эталона уже заканчивается. Думаю, в этом году мы поднимем машину в воздух.

На «МАКСе» истребителя 5-ого поколения нам не покажут. Компания «Сухой» сосредоточена на продвижении собственного нового среднемагистрального самолета Sukhoy Super Jet. Так что не до многообещающих авиационных комплексов фронтовой авиации (ПАК ФА). А вот смежники, напротив, готовы вовсю рекламировать свои заслуги в его разработке. И их можно осознать. Концепция новейшей боевой машины подразумевает модульность оборудования, другими словами возможность его интеграции не только лишь в многообещающем истребителе, да и в тех, что уже летают.

В погоне за "Хищником"

Может быть, конкретно так, по воззрению неспециалистов, будет смотреться русский истребитель 5-ого поколения

Наружность значения не имеет?

О 5-ом поколении молвят не один год, но до сего времени его четких технических черт никто не именовал. Главком Зелин только туманно намекает, что машина будет владеть сверхманевренностью, высочайшей интеллектуализацией, иметь радиальное информационное поле, малую заметность и владеть возможностью всеракурсного обстрела целей. Посреди других боевых свойств — многоканальность внедрения орудия, возможность одновременной атаки нескольких воздушных целей и наземных объектов высокоточным орудием, мощнейший бортовой комплекс обороны, высочайшая эффективность и безопасность полетов.

Как смотрится это волшебство техники — загадка. Вобщем, спецы молвят, что аэродинамика очень хитрецкая наука и неожиданностей в ней нет. Поглядите на южноамериканский истребитель F-22. Если «скрестить» его с Су-35, то вы, вероятнее всего, получите полностью адекватное представление об виде ПАК ФА. В вебе много схожих рисунков, но, как нам кажется, дизайнер Александр Дульцев поближе и поточнее всех нарисовал многообещающую машину. При этом сделал это сходу в 2-ух видах: обыденный вариант с обычным крылом, как у Су-35 и F-22, и тот, что мог бы получиться, если б компания «Сухой» взяла за прототип истребитель Су-47 «Беркут», имеющий крылья с оборотной стреловидностью.

Глаза и уши 5-ого поколения

— На салоне мы в первый раз покажем активную фазированную антенную решетку (АФАР) Х?спектра для многообещающих истребителей, — поведал «Известиям» глава НИИ приборостроения имени Тихомирова Юрий Белоснежный. — Ранее ни одна страна мира — реально работающую — технику нигде не демонстрировала.

Откровенность наших конструкторов понятна. Новый радар на базе АФАР должен стать основным экспортным продуктом страны в последнее время. Наша родина — один из фаворитов в разработке схожей техники, и сейчас принципиально показать возможным заказчикам, что это конкретно так. Юрий Белоснежный гласит, что антенна создается сначала под истребитель 5-ого поколения, но по своим способностям и чертам может быть интегрирована в хоть какой другой современный русский истребитель, будь то Су-30 либо МиГ-35. И будет, как уверен гендиректор, не ужаснее тех антенн, что стоят на американских F-22 и F-35.

Решетка НИИ Тихомирова — это более тыщи объединенных в единое поле с высочайшей мощностью сигналом на выходе маленьких приемо-передающих модулей. Радар с АФАР лицезреет все, что делается в воздухе и на земле на расстоянии нескольких сотен км. Может вести огромное количество целей, сразу наводя вооружение истребителя на их. И, как молвят конструкторы, сразу их все обстрелять, практически веером выпустив ракеты из самолета.

В погоне за "Хищником"

В аэродинамике не бывает чудес, «скрестите» южноамериканский F-22 (слева) и русский Су-35, и можно получить представление, в каком направлении движется конструкторская идея

Виртуальный полет

— Истребитель 5-ого поколения, — гласит глава концерна «Авионика» Гиви Джанджгава, — должен обрабатывать большой объем инфы. Человек без помощи других не в состоянии ее даже правильно воспринять. Потому мы создаем высокоинтеллектуальную боевую информационную машину. Которая без помощи других будет обрабатывать данные и выдавать пилоту только самое нужное.

Концерн «Авионика» уже демонстрировал на предшествующей выставке «МАКС» прототип кабины истребителя 5-ого поколения. На данный момент она интенсивно отрабатывается в составе истребителя Су-35. Главные особенности — отсутствие аналоговых стрелочных устройств. Заместо их две цветные жидкокристаллические панели. На истребители 5-ого поколения будет так же.

На их, как в обыкновенном телеке в режиме «картина в картинке», будет выдаваться вся нужная пилоту информация. При этом, как гласит Джанджгава, из-за ее трудности не в обыкновенном виде «числа» показания высоты, дальности и т.д., а образная индикация. Другими словами пилот сумеет включить режим трехмерного отображения окружающей обстановки: рельеф местности, размещение целей. Прямо как в компьютерном авиасимуляторе. При этом часть этой инфы может транслироваться на защитное стекло шлема пилота.

— Не растеряет ли человек чувство действительности от такового «компьютерного» полета? — спрашиваю конструктора.

— Нет, стекло шлема будет прозрачным, — гласит Гиви Джанджгава. — Так что он будет созидать и показания устройств, и то, что вокруг него происходит в действительности.

Одна из основных концепций концерна «Авионика» состоит в открытости и модульности архитектуры бортового оборудования самолетов. Потому выработки по пятому поколению отыщут применение и на истребителях Су-35, МиГ-35, вертолете Ка-52 и даже многообещающем штатском дальнемагистральном самолете МС-21. На базе этих наработок можно будет провести модернизацию и пассажирских самолетов Ту-204, Ту-334 и других проектов.

Наша родина отстает в разработке истребителя 5-ого поколения от янки. Их «Хищник» уже летает. Но так ли это жутко? Почти все из того, что необходимо российскей новейшей машине, уже сотворено, модернизируется и совершенствуется в согласовании с требованиями времени. А означает, к моменту взлета наш «пятопоколенник» будет на уровне, а может, и лучше собственных соперников.

===============================

ПАК ФА

Тип Многоцелевой истребитель

Производитель Объединённая авиастроительная компания

1-ый полёт 2009 (план)

Начало эксплуатации 2012-2015 (план)

Главные эксплуатанты ВВС Рф

Многообещающий авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА, Т-50, Изделие 701, истребитель 21) — русский истребитель 5-ого поколения, разрабатываемый ОАК. Головным разработчиком является ОАО Сухой, где он получил обозначение Т-50. На КнААПО, где собирают 1-ый летный экземпляр, называется изделием 701. Самолёт разрабатывается для подмены МиГ-29 и Су-27. 1-ый полёт макета ПАК ФА планируется на осень 2009. Серийное создание самолета запланировано на 2015 — 2017[источник не указан 17 дней]. Может быть, истребитель также будет поставляться на экспорт.

Содержание [убрать]

1 История

2 Свойства

3 Ход работ над комплексом

4 Разработка «стелс»

5 Тактико-технические свойства (предположительные)

5.1 Технические свойства

5.2 Лётные свойства

5.3 Вооружение

5.4 Авионика

5.5 Идентичные самолеты

6 Примечания

7 См. также

8 Ссылки

[править] История

Микоян 1.44 технологическая демонстрация дельтавидного крыла.В конце 80-х ВВС Русского Союза выработали требования к истребителю 5-ого поколения для фронтовой авиации на смену МиГ-29 и Су-27. На базе этих требований КБ Микояна разработал проект Микоян 1.44, КБ Сухого — Су-47. Распад Русского Союза и последовавший экономический спад не позволили продолжить работу над созданием самолета, проекты были позднее закрыты[источник не указан 87 дней]. В 2002 КБ Сухого было выбрано для разработки нового самолета, на котором будут применены некие технологии Су-47 и МиГ 1.44.

[править] Свойства

Проект ПАК-ФА является скрытым. По этой причине, информация по его лётно-техническим чертам и внешнему облику отсутствует. По заявлению начальника вооружения Вооружённых Сил — заместителя министра обороны РФ Владимира Поповкина, «планер — это будет самолет 5-ого поколения. Движок будет 4+++».[1] Из интервью с людьми из русских ВВС следует, что самолет стопроцентно отвечает требованиям для самолетов 5-го поколения (обычный и дешевенький в обслуживании; развивает сверхзвуковую скорость без использования форсажа; маневрирует с большенными перегрузками; малозаметен и многофункционален).

Для заслуги этих целей на ПАК ФА установят новые движки, более массивные, чем у предшественников, и с отклоняемым вектором тяги. Вооружение он сумеет нести как на наружных узлах подвески, так и во внутренних. Формы самолета призваны обеспечивать наименьшую площадь отражающих поверхностей и отличные аэродинамические свойства. ПАК ФА — это самолет томного класса (наибольшая взлетная масса около 32-37 тонн, как у Су-27, Су-47 и F-22). Наряду с ним разрабатывается облегченный истребитель 5-го поколения (его заглавие — ЛФИ). Но на данном шаге принято решение что в роли ЛФИ будет выступать МиГ-35, отчасти соответственный требованиям к истребителю 5 поколения и применимый для выполнения современных задач.

Насчет внешнего облика ПАК ФА прогуливается огромное количество спекуляций. Поначалу его изображали как Су-47 без либо с малозначительными переменами. Потом появились изображения, в каких ПАК ФА приобрёл некое сходство с F-22. На это воздействовали представления отдельных профессионалов о вероятном отказе от интегрального триплана с КОС в пользу классической компоновки[2].

[править] Ход работ над комплексом

В мае 2007 года 1-ый вице-премьер Правительства РФ Сергей Иванов в своём интервью заявил, что истребитель ПАК ФА по своим чертам ни в чём не будет уступать южноамериканскому истребителю F-22 «Рэптор». Исходя из этого, предположение о том, что забугорным аналогом ПАК ФА является конкретно F-22, смотрится более возможным.

В декабре 2007 года генеральный директор компании «Сухой» Миша Погосян сказал, что тесты нового самолета запланированы на 2009 год, а серийное создание должно быть налажено до 2015 года[3].

26 декабря 2008 года главнокомандующий ВВС Рф генерал-полковник Александр Зелин сказал, что к 12 августа 2009 г. Наша родина получит летный эталон самолета 5-ого поколения и в этом же году он подымется в воздух. «Работа над самолетом идет по плану, все задачки производятся. В будущем году мы должны получить 1-ые три машины. В текущее время они все находятся в состоянии сборки, в той либо другой степени готовности», — отметил Зелин.[4]

Летные тесты русского истребителя 5-ого поколения должны начаться до конца текущего года, а серийное создание — в 2010 году, заявил в Комсомольске-на-Амуре вице-премьер Рф Сергей Иванов[5]. По заявлению генерального директора ОАО «Холдинговая компания „Сухой“» Миши Погосяна, произведенному 16 июня 2009 г., русский истребитель 5-ого поколения покажут общественности в 2009 году.[6]

По заявлению главнокомандующего ВВС к 11 августу 2009 года было собрано три самолёта. Они все проходят наземные тесты, полёт первого лётного экземпляра намечен на ноябрь 2009 года[7].

[править] Разработка «стелс»

Доподлинно неведома «эффективная площадь» отражающей поверхности ПАК ФА. ПАК ФА — фактически 1-ый суровый опыт Рф в разработке самолёта по технологии «стелс», хотя на поздних моделях боевых самолетов Микояна, Сухого и Туполева на корпусе употребляются всасывающие радиоволны материалы. Они позволяют понизить эффективную площадь до значений наименее 1 м². Необходимо отметить, что внедрение технологии «стелс» обходится очень недешево и очень оказывает влияние на цена самолёта, к тому же чрезмерное увлечение технологиями понижения заметности приводит к сильному ухудшению летно-технических черт летательных аппаратов. К примеру, самолёт F-117, при разработке которого ценностью было понижение заметности во всех вероятных спектрах, обладает очень низким для тактических ударных самолётов аэродинамическим качеством, что впрямую оказывает влияние на массу боевой нагрузки и дальность полёта. Для современных самолетов принят принцип «разумной достаточности», состоящий в компромиссе понижения заметности и больших летных черт.

[править] Тактико-технические свойства (предположительные)

Приведённые ниже свойства являются расчетными[8].

[править] Технические свойства

Экипаж: 1 человек

Длина: 22 м

Размах крыла: 14,2 м

Высота: 6,05 м

Площадь крыла: 78,8 м²

Масса пустого: 18 500 кг

Обычная взлётная масса: 26 000 кг

Наибольшая взлетная масса: 37 000 кг

Масса полезной нагрузки: 7 500 кг

Объём горючего: 10 300 л

Движки: 2 x ТРДДФ АЛ-41Ф

Тяга наибольшая: 2 x 9 800 кгс

Тяга на форсаже: 2 x 15 500 кгс

Масса мотора: 1 350 кг

Углы отличия вектора тяги: ±16° в любом направлении, ±20° в плоскости

Скорость отличия вектора тяги: 60 °/с

[править] Лётные свойства

Наибольшая скорость: 2 128 км/ч (1,8 М)

Крейсерская скорость: 1 300 км/ч

Перегоночная дальность: 4 000—5 500 км

Длительность полёта: 3,3 ч

Практический потолок: 20 000 м

Скороподъёмность: 350 м/с

Длина разбега/пробега: 350 м

Нагрузка на крыло:

при наибольшей взлётной массе: 470 кг/м²

при обычной взлётной массе: 330 кг/м²

Тяговооружённость:

при наибольшей взлётной массе: 0,84

при обычной взлётной массе: 1,19

Наибольшая эксплуатационная перегрузка: + 10—11 g

ЭПР: 0,05 м²

[править] Вооружение

Пушечное: 30 мм интегрированная пушка

Точки подвески: 16 (8 снутри фюзеляжа и по 4 с каждой стороны)

[править] Авионика

РЛС: проектируемая Н050 (?) (на ранешних шагах может быть внедрение стоящей на данный момент на истребителях Су-35БМ РЛС Н035 Ирбис)

Рабочая длина волны: 3 мм

Поперечник: 0,9 м

Цели: 30 сопровождение, 8 обстрел

Дальность: 400 км

Разрешение РЛС: 3 м² на 350—400 км

Углы обзора: ±120°[источник не указан 36 дней], +90/-60°

Мощность: 4 000 Вт

Масса: 65—80 кг

[править] Идентичные самолеты

F-22

F-35

[править] Примечания

↑ [1]

↑ [http://paralay.com/s37.html

↑ [2]

↑ [3]

↑ BBC Russian: Сергей Иванов обещал самолет 5-го поколения к концу года

↑ [4]

↑ http://zvezdanews.ru/video/day_events/army/0034550/

↑ ТТХ проекта Т-50 на веб-сайте www.warfare.ru (англ.)

http://www.niip.ru/Library/sky/2007/2007_2.pdf

[править] См. также

КБ Сухой

ПАК ДА

МиГ 1.44

[править] Ссылки

КБ «Сухой» — главный разработчик ПАК ФА

ПАК ФА на Warfare.ru

Компания «Сухой» приступила к изготовлению опытнейших образцов истребителя 5-ого поколения

Истребитель 5-ого поколения подымется в воздух в 2009 году

Сергей Иванов обещал самолет 5-го поколения к концу года

Информация о ПАКФА на веб-сайте «Стелс Машины»

[скрыть]п·о·рСамолёты ОКБ им. П. О. Сухого (ОАО «Компания „Сухой“»)

Истребители И-4 • И-14 • Су-1 (И-330) • Су-5 (И-107) • Су-7 (1944) • Су-7 • Су-9 • Су-11 (1958) • Су-15 (1949) • Су-15 • Су-17 (1949) • Су-27 • Су-30 • Су-30МК • Су-33 • Су-35 • Су-35БМ • Су-37

Истребители-

бомбовозы Су-7Б • Су-9 (1946) • Су-11 (1947) • Су-17/Су-20/Су-22

Бомбовозы Су-2 (ББ-1/ББ-2) • Су-24 • Су-34 • Т-4

Бомбардировщики-

штурмовики ШБ • Су-4 (ББ-3)

Штурмовики Су-6 • Су-8 • Су-25 • Су-39

Лазутчики Су-12 • Су-24МР

Учебные и спортивные УТБ • Су-25УТГ • Су-26 • Су-28 • Су-27КУБ/Су-33УБ • Су-29 • Су-31

Штатские Су-38 • Су-80 • S-21 • Superjet 100

Проекты Су-1 (И-330) • Су-3 (И-360) • Су-10 • Су-13 • П-1 • Т-3 • КР-860 • ПАК ФА • С-32 (Су-27КМ) • С-37 (Су-47) • С-54/55/56 • SSBJ

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%90%D0%9A_%D0%A4%D0%90

Другие статьи:
Интернет журнал НЛО МИР

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

*

code

Редакция рекомендует

close
x