Испытан беспилотный дирижабль-червяк

Sanswire-TAO — дочерняя компания американской компании Sanswire и германской группы TAO. Sanswire известна нам по изобретению термина стрателлит (stratellite — композиция «стратосферы» и «спутника») и выводу на тесты первого такового аппарата. Сейчас Sanswire, в партнёрстве с заморскими спецами разработала новейшую машину, получившую обозначение STS-111.

Основная изюминка аппарата — сегментированная эластичная оболочка (никаких внутренних каркасов), напоминающая червя.

Головная секция этого дирижабля заполнена гелием. Она несёт на для себя полезную нагрузку, также движок с винтами, способный поворачиваться по всем осям для сотворения направленного вектора тяги.

Все хвостовые секции дирижабля заполнены другим газом (это может быть метан, сингаз либо водород — америкосы пишут вообще-то просто fuelgas). В отличие от головного сектора тут подъёмная сила отрегулирована так, чтоб только только восполнить вес оболочек. Хвост «червя» снабжён также ординарными недвижными стабилизаторами.

Таким видится инженерам финишный вариант STS-111 и сфера его внедрения (иллюстрации Sanswire-TAO).

Принцип управления движением дирижабля прост — он начинает сдвигаться туда, куда ориентирована тяга мотора. При всем этом извивающийся «пассивный» хвост играет роль стабилизатора, обеспечивающего соответственно «успокоение» машины после выполнения поворота либо понижения (набора высоты).

STS-111 должен работать на малых и средних высотах (до 4,6 км) в роли лазутчика, носителя датчиков мониторинга среды, также ретрансляционной платформы для военных и штатских нужд.

Длина STS-111 составляет 33,8 метра, высота 3,35 м. Он должен нести полезную нагрузку весом в 9 кг, которая может потреблять от бортового генератора мощность до 3 кв.

Главные достоинства новинки — быстрота развёртывания, относительная дешевизна самого аппарата и наземной инфраструктуры, а ещё — долгое время работы в воздухе: 2,5 денька при скорости 27 узлов (50 км/ч) и до 5 дней при более умеренном движении (если не считать помех от ветра).

Аппарат, по проекту, будет способен как на автономное перемещение по программке, так и на дистанционное управление с земли. Предусмотрен аварийный парашют для полезной нагрузки.

17 июня и 18 августа этого года Sanswire-TAO испытала в небе масштабный макет STS-111 — аппарат длиной 23,2 метра. В процессе тестов «червь» подымался на высоту до 2,75 км, доказав работоспособность идеи свободного извивающегося хвоста. Скоро компания хочет вывести на тесты и полномасштабный эталон STS-111.

В предстоящем на базе данной технологии подразумевается создавать подобные дирижабли различного размера и предназначения, в том числе — коммуникационные стрателлиты, действующие на высотах до 18 км (такая машина запланирована Sanswire-TAO к постройке на 2010 год).

Вверху: тесты масштабного макета. Понизу: полноразмерный STS-111 практически готов к вылету (фото Sanswire-TAO).