Лазерная ПРО

Лазерная ПРО

Самолет YAL-1 с боевым лазером. Фото Агентства по противоракетной обороне США.

26 августа действительный академический советник Академии инженерных наук Рф Юрий Зайцев откомментировал агентству «Интерфакс» сообщение о попытках американской компании Boeing сделать авиационный лазер, способный перехватывать баллистические ракеты. Перспективы подобного орудия он оценил скептически, сославшись на бессчетные технические трудности, но выделил, что подобные работы проводятся сейчас и в Рф, а в первый раз достигнуть фурроров на этом поприще удалось конкретно в СССР, где в 1972 году была испытана мощная лазерная установка.

РФ, по словам Зайцева, не втягивается в новейшую гонку вооружений, но управление страны не имеет права не замечать, что лазерное орудие уже «подымается» над Землей.

В ближайшее время конкретно америкосы, судя по постоянным сообщениям в СМИ, смогли достигнуть определенных результатов в разработке лазерного орудия. Например, посреди июня 2009 года, по инфы ВВС США, военные вместе с компанией Boeing в первый раз применили в полете макет боевого лазера воздушного базирования. Тесты проводились на ракетном полигоне Уайт Сэндс в штате Нью-Мексико и, как говорят их участники, снаряженному лазером Advanced Tactical Laser (ATL) самолету NC-130H в первый раз удалось поразить с воздуха цель на земле.

Но еще больше амбициозной можно именовать программку ABL (Airborne Laser), в рамках которой разрабатывается вооружение, способное, как уповают америкосы, уничтожать баллистические ракеты на разгонном шаге полета. Работы над его созданием начались в 1996 году по инициативе ВВС США. Поначалу Пентагон рассчитывал уложиться в сравнимо невысокую для такового проекта сумму — 2,5 млрд баксов. Но потом цена «летающего лазера», по разным оценкам, выросла до 7-13 млрд баксов, и работы над его созданием еще пока не окончены.

Последние удачные тесты ABL, по инфы Агентства по противоракетной обороне США (U.S. Missile Defense Agency), были проведены 10 августа 2009 года. На полигоне у побережья центральной Калифорнии участникам удалось выполнить всю последовательность действий по обнаружению, захвату, сопровождению цели, также компенсации атмосферных искажений и имитации ее поражения лазером большой мощности, установленном на самолете YAL-1 производства Boeing. В качестве учебной цели использовалась ракета Missile Alternative Range Target Instrument. По своим размерам она идентична с баллистической, но вооружена дополнительным оборудованием для оценки черт лазерного луча.

Лазерная ПРО

YAL-1 с боевым лазером. Фото Агентства по противоракетной обороне США.

2-мя месяцами ранее, 6 и 13 июля 2009 года, лазер в первый раз испытали против ракеты Terrier-Lynx, хотя ранее подобные испытания проводились только при помощи имитаторов баллистических целей. В наиблежайшие месяцы создатели авиационного боевого лазера хотят продолжить его тесты, а их основным результатом должен стать перехват истинной баллистической ракеты. По планам разработчиков и военных, это должно произойти до конца 2009 года.

«В наиблежайшие месяцы сложность воздушных испытаний будет нарастать, а кульминацией должна стать проверка боевых способностей лазера при воздействии на баллистическую ракету на разгонном шаге полета», — считает русский эксперт Юрий Зайцев, прокомментировавший «Интерфаксу» ход американской программки. Целью воздействия лазера, по его словам, станет топливный бак ракеты. Если лазерный луч в толики секунды сумеет разогреть его до больших температур, то бак взорвется, а ракета разрушится. Все же, по словам ученого, этого можно будет избежать при помощи особых мер противодействия. К примеру, вращения ракеты во время полета либо нанесения на корпус «зеркального» покрытия.

Зайцев также считает, что лазер сумеет поражать только ракеты средней дальности, при этом вероятнее всего, только оперативно-тактические ракеты. Почти во всем это связано с найденными техническими затруднениями в работе этого устройства. Преодолеть их в ближнем будущем, по воззрению профессионала, навряд ли получится. А именно, как отмечает Зайцев, при работе лазера происходит перегрев конструкции фюзеляжа самолета, что может привести к авиакатастрофе. Янки также пока не удалось сделать надежную оптическую систему фокусировки луча и решить делему точности слежения за объектом атаки.

1-ый лазерный Boeing

США занялись созданием боевых лазеров сначала 1970-х годов. Первым самолетом, снаряженным лазерной пушкой, стал NKC-135А производства Boeing, совершивший 1-ый полет в 1973 году. В том же году с его помощью удалось поразить летящую на высоте 60 метров со скоростью 320 км в час мишень. Тесты проводились с переменным фуррором до 1983 года, после этого были прекращены. В ВВС США растолковали это тем, что летающая лазерная лаборатория предназначалась для тестов и не являлась опытным прототипом орудия. Дальность деяния бортового лазера NKC-135А не превосходила 5 км.

Зайцев также считает, что южноамериканские военные и сами отлично понимают трудности, которые ждут программку. Если вначале, по его словам, планировалось выстроить семь самолетов с лазерными комплексами на борту, то в 2008 году речь шла уже о 2-ух образчиках. Сейчас америкосы решили ограничиться одним прототипом для проведения испытаний.

Какую конечную цель преследуют русские ученые, работая над созданием лазерного орудия, в таком случае и совсем трудно осознать. Вобщем, что касается авиационных лазеров, то создавать их в СССР начали еще в 1970-х годах, хотя практических результатов этой работы по каким-то причинам не видно и до настоящего времени.

В первый раз летающая лаборатория для тесты лазерного орудия на базе самолета Ил-76МД, популярная как А-60, поднялась в воздух 19 августа 1981 года. Но скоро самолет сгорел дотла прямо на аэродроме. Как выяснилось, дорогостоящее вооружение загубили не диверсанты и не просчеты создателей лазерного луча, а техники, пытавшиеся слить спирт из самолета намедни испытаний.

Как отмечается на веб-сайте авиационной энциклопедии «Уголок неба», с вечера самолет стоял стопроцентно заправленный и приготовленный к утренней работе. Перед рассветом техники просочились вовнутрь, чтоб слить малость спирта. Но так как ряд систем находился под напряжением, появилось замыкание и начался пожар. Виновники происшествия выскочили наружу, закрыли и опечатали машину, чтоб замести следы. Скоро приехали пожарные, у каких не было допуска для работы снутри секретного объекта. Получить его они уже не успели, так как пламя начало вырываться наружу, и пожарные были обязаны спасаться сами. При взрыве какой-то из них умер.

Лазерная ПРО

А-60. Фото с веб-сайта www.testpilot.ru

2-ой аналогичный самолет сделал 1-ый полет только спустя 10 лет — в августе 1991 года. На его борту был расположен новый вариант специального комплекса, измененный по результатам испытаний, проведенных на первой машине. Доработкой самолета занимались Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Г.М. Бериева и Таганрогский машиностроительный завод имени Жору Димитрова, который выпускал самолет далекого радиолокационного обнаружения и управления А-50 и противолодочный Ту-142.

О ходе самих испытаний понятно малость, так как они проводились в серьезной секретности. Но, как говорят спец издания, в рамках той программки было выполнено несколько испытаний российского боевого лазера по стратосферному аэростату, который находился на высоте около 30-40 км. Не считая этого, участники делали стрельбы и по мишени Ла-17.

В текущее время, как утверждает ряд источников, работы по этому проекту длятся, хотя официальной инфы по этому поводу нет.

Необходимо отметить, что созданием лазерного орудия сейчас занимается еще ряд стран. В числе их именуют Израиль, который желает сделать собственное орудие для нейтрализации реактивных снарядов, которыми палестинские боевики обстреливают израильские местности. Южная Корея, по неким данным, занимается созданием лазерного орудия, которое могло бы выводить из строя ракетные и артиллерийские системы КНДР.

Лазерная ПРО

А-60. Фото с веб-сайта www.testpilot.ru

В целях защиты от северокорейских баллистических ракет проектированием лазерного орудия хочет заняться и Япония. Для начала Токио хочет создать установку наземного базирования, а потом установить ее на самолет. Жители страны восходящего солнца считают, что ЗРК Patriot могли бы поражать ракеты в атмосфере, система Aegis морского базирования — на заатмосферном участке, а лазерное орудие — на исходном участке линии движения. При всем этом, как говорят, Токио планирует тесновато сотрудничать с США, так как технические планы обеих государств почти во всем совпадают.

Специалисты также подразумевают, что сделать схожее вооружение мог и Китай. Может быть, идет речь о комплексе, способном сбивать ракеты на низких высотах, для разработки которого китайцы использовали русские технологии. При всем этом лазерным лучом в «китайском варианте» поражается система управления ракеты.

Вобщем, разумеется, что во всех схожих программках сотворения лазерного орудия находится значимый элемент саморекламы. Сделать установку, стопроцентно готовую к практическому применению в военной области, ни одна страна еще не смогла, но заявлений и прогнозов по поводу перспектив внедрения лазера в той же противоракетной обороне существует огромное количество. Получится ли узреть нечто реальное в обозримом будущем — большой вопрос.

Андрей Федоров

Другие статьи:
Интернет журнал НЛО МИР

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

*

code

Редакция рекомендует

x