Мощный фонарь

Мощнейший фонарь

Турель с боевым лазером, установленная на носу B747-400F. Фото с веб-сайта boeing.com

США в первый раз сбили баллистические ракеты на взлете с помощью установленного на самолете боевого лазера. По данным Агентства противоракетной обороны США, в перспективе боевые лазеры должны составить базу американской ПРО, которая позволит поражать «несколько неприятельских ракет сразу со скоростью света».

Вобщем, ранее еще далековато — на сегодняшнем шаге боевой лазер имеет массу недочетов, которые не позволяют принимать его как суровое орудие.

Тесты лазера состоялись в США вечерком 11 февраля 2010 года. Взлет самолета с боевым лазером был осуществлен с авиабазы ВМС США Пойнт-Мугу в Калифорнии. Баллистические ракеты были запущены с некоей мобильной платформы в море и с острова Сан-Николас, размещенного приблизительно в 100 километрах от Пойнт-Мугу. 1-ая ракета была жидкотопливной, а 2-ая — твердотопливной.

По данным Агентства противоракетной обороны США (MDA), лазерная система, установленная на самолете Boeing 747-400F, сработала в три шага. На первом шаге 6 инфракрасных детекторов засекли термический след набирающей скорость ракеты. При всем этом была произведена наводка слабенького лазера на цель — он употреблялся для ее подсветки. На втором шаге был послан слабенький луч, с помощью которого была произведена оценка воздействия атмосферы на рассеяние лазера и точность попадания.

На 3-ем шаге был задействован мегаваттный лазер, который и сбил летящую ракету. В общей трудности на все операции было потрачено около 2-ух минут. Спустя час после того, как была сбита 1-ая цель, боевой лазер уничтожил вторую. Последовательность операций была сохранена. Поглядеть на работу лазера, использовавшегося при испытаниях, можно тут (колоритное пятно в ролике — ракета, маленькое — самолет с боевым лазером).

Пересвет

Разработка боевого лазера воздушного базирования ABL (Airborne Laser) ведется в США с 1970-х годов. Необходимо подчеркнуть, что это один из самых длительных проектов MDA, рассчитанный на 10-ки лет. В первый раз тесты лазера были произведены сначала 80-х годов — система мощностью 0,5 мегаватта была установлена на борту самолета NKC-135ALL (специально переоборудованный летающий танкер KC-135). Убить цели лазером не удалось, но MDA получило доказательство, что применение боевых лазеров в перспективе может быть.

Развитие лазерного орудия является для США одним из ценностей, вровень с улучшением черт боевых беспилотников. А именно, Boeing ведет создание наземной лазерной установки Laser Avenger, которая устанавливается на армейский автомобиль Humvee. Тесты устройства проявили, что оно способно уничтожать мины, недвижные цели и беспилотники, парящие на различных дальностях. Южноамериканские военные планируют использовать боевые лазеры на беспилотных летательных аппаратах. А именно, боевой лазер рассматривается как один из главных видов вооружения многообещающего палубного реактивного беспилотника X-47B.

В 1985 году были проведены наземные тесты боевого лазера, который выстрелил по недвижному топливному баку, находившемуся в одном километре от лазера. Лазерный луч принудил топливный бак нагреться и подорваться. Сколько конкретно времени на это было потрачено, непонятно.

На данный момент разработкой боевого лазера занимается консорциум компаний Boeing, Northrop Grumman и Lockheed Martin. Концерн Boeing занимается созданием авиационной платформы, применимой для установки лазера. Northrop Grumman разрабатывает лазерную систему, а Lockheed Martin — подвижную турель и системы четкого наведения ABL.

Пока ABL состоит из нескольких частей: инфракрасных детекторов для обнаружения целей, 3-х лазеров и системы линз для фокусировки луча. Два служебных лазера мощностью по кв каждый употребляются для подсветки цели и оценки атмосферного воздействия. 3-ий, боевой, луч представляет собой кислородно-йодистый хим лазер мощностью в мегаватт.

Тесты лазерной системы проводятся фактически раз в год, но на баллистических ракетах ABL был проверен в первый раз исключительно в 2009 году. В августе прошедшего года измененный B747 с лазером на борту поднялся в воздух с базы ВВС США Эдвардс. Ракета была запущена с острова Сан-Николас, размещенного приблизительно в 300 километрах от базы ВВС.

В процессе полета бортовые системы B747-400F засекли ракету, навели лазеры и направили луч на цель. Баллистическая ракета сбита не была, но таковой задачки и не ставилось — во время испытаний проводилась проверка возможности ABL точно наводиться на летящую цель. Особые системы, установленные на ракете-цели, зафиксировали четкое попадание лазера.

Недосвет

Невзирая на то, что янки уже удалось достигнуть значимых фурроров в разработке боевого лазера, до реального внедрения системы в составе ПРО еще очень далековато. А именно, предельное расстояние деяния лазера ограничено только областью прямой видимости. На самом деле, к тому же, оно еще меньше — с расстоянием мощность луча падает из-за атмосферных возмущений и взвесей в воздухе. Не считая того, ученым пока не удалось убрать эффект электронного пробоя в луче лазера, из-за чего мощность луча с расстоянием понижается еще более.

В августе 2009 года действительный академический советник Академии инженерных наук Рф Юрий Зайцев заявил, что Наша родина занимается разработкой боевого лазера, созданного для установки на самолеты. Технические свойства и методы вероятного внедрения нового орудия Зайцев не уточнил. Не исключено, что Наша родина возобновила работы по программке сотворения лазера на базе самолета А-60 (измененный Ил-76). А-60 и боевой лазер были разработаны и испытаны в 1970-1980-х годах в СССР. После распада Русского Союза работы над программкой были остановлены.

Сама лазерная установка также далека от совершенства. Во-1-х, даже краткосрочное применение лазера приводит к сильному нагреву турели и фюзеляжа самолета, что чревато авиакатастрофой. Во-2-х, система ABL еще пока очень копотлива — она неспособна совершать поочередно несколько выстрелов по различным целям, в том числе из-за перегрева. Все это, но, технические трудности, которые в перспективе получится решить.

Эффективность лазерной системы можно поставить под колебание и по другой причине. Дело в том, что лазерная ПРО может удачно применяться против баллистических ракет, только если они находятся в активной фазе полета, другими словами до момента отделения боеголовки и разделения ее на несколько боевых блоков с личным наведением. Это автоматом значит создание мультислойной лазерной ПРО, 1-ые элементы которой должны находиться в конкретной близости от границ государства-противника.

На заключительном шаге полета баллистической ракеты лазерная ПРО, вероятнее всего, окажется неэффективной. В главном поэтому, что светить на отделившиеся боевые блоки до их ликвидирования придется очень длительно — любой из их накрепко упрятан в углеродный контейнер, выдерживающий сильный нагрев. (Такая мера защиты предусмотрена для предотвращения перегрева боевых частей в полете.)

Следует также учесть, что многие страны ведут исследования в области разработки межконтинентальных неуязвимых для ПРО баллистических ракет. Наша родина, к примеру, сделала ставку на сокращение активной фазы полета баллистических ракет, которая на данный момент составляет в среднем от 3-х до 5 минут. Это значит, что американской лазерной ПРО придется вести патрулирование прямо на местности Рф, что в военных, ну и в мирных, критериях просто нереально.

При всем этом Наша родина ведет разработку межконтинентальной баллистической ракеты «Булава», которая, предположительно, будет неуязвима даже для многообещающей американской ПРО. А именно, эти ракеты в активной фазе полета будут использовать рыскание — неожиданное изменение линии движения полета.

Вот и выходит, что до сотворения вправду работающей лазерной ПРО США еще очень далековато — на устранение недочетов ABL, продумывание концепции нового противоракетного щита и его строительство пригодится не один десяток лет. А на данном шаге ABL, пожалуй, представляет собой мощнейший, массивный и полностью никчемный фонарь.

Василий Сычев

Другие статьи:
Интернет журнал НЛО МИР

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

*

code

Редакция рекомендует

close
x