Рекордный гиперзвуковик удачно оседлал ударную волну

Рекордный гиперзвуковик успешно оседлал ударную волну

Рекордный полёт «Вейфрайдера» состоялся у побережья Калифорнии. Кстати, посреди участников этого проекта – агентство DARPA, что очевидно намекает на военный потенциал новинки (иллюстрация US Air Force).

26 мая 2010 года с первой же пробы экспериментальный гиперзвуковик Boeing X-51A WaveRider побил мировой рекорд по длительности полёта устройств такового типа. WaveRider оснащён воздушно-реактивным движком с горением в сверхзвуковом потоке (scramjet).

Этот тип летательных аппаратов пару раз тестировали в США и Европе, но в лётных испытаниях предшественников время работы мотора не превышало 12 секунд. Этого более чем довольно для снятия данных, но до забавного не достаточно, чтоб гласить о практическом применении технологии. Сейчас же изготовлен большой шаг вперёд.

Рекордный гиперзвуковик успешно оседлал ударную волну

WaveRider под крылом B-52. После сброса экспериментального аппарата, произошедшего на высоте 15 км, включился твердотопливный ускоритель. Только с достижением скорости приблизительно 4,5-4,8 М ускоритель был отброшен, и X-51A запустил свой прямоточный движок, продолжив набор скорости и высоты (фото U.S. Air Force/Mike Cassidy).

Новый рекорд составил более 200 секунд, либо практически 3,5 минутки. Конкретно столько времени X-51A летел без помощи других, развив 5 скоростей звука и достигнув высоты в 21 километр, — информирует пресс-релиз компании Boeing.

В отличие от водородного NASA X-43A (в ноябре 2004-го установившего рекорд скорости — более 11 тыщ км/ч, либо 9,7 М), X-51A питается углеводородным горючим. И это принципиальное новаторство.

Рекордный гиперзвуковик успешно оседлал ударную волну

У янки имеется ещё три экземпляра X-51A (1-ый эталон, установивший рекорд, как и планировалось, был уничтожен сходу после отключения мотора). Их ВВС США хотят испытать в небе тоже в сегодняшнем году. Профиль полёта будет похожим с первым тестом (фото Chad Bellay, United States Air Force).

1-ые секунды работы прямоточник «пил» смесь этилена и реактивного горючего JP-7, а потом перешёл на незапятнанное JP-7. И это 1-ый случай полёта движка типа scramjet на «удобном авиационном горючем», докладывают америкосы. Кстати, на JP-7 летал быстрейший на планетке пилотируемый реактивный самолёт SR-71 Blackbird.

Рекордный гиперзвуковик успешно оседлал ударную волну

Кстати, «просто waverider», к которым относится и X-51A, – это гиперзвуковые летательные аппараты, которые употребляют свою ударную волну для сотворения подъёмной силы (иллюстрация United States Air Force Research Laboratory).

Обеспечить размеренную работу «скрамджета» не просто. Создатели машины ассоциируют эту задачку с попыткой зажечь спичку в бушующий ураган и попробовать сохранить её пылающей, — докладывает пресс-релиз ВВС США.

В новеньком аппарате удалось не только лишь вынудить «спичку пылать», да и решить делему остывания мотора на гиперзвуке – оно осуществляется самим горючим JP-7, которое заодно греется до хорошей температуры перед подачей в камеру сгорания.

Кстати, движок для X-51A, именуемый SJY61, сделала компания Pratt & Whitney Rocketdyne, а аппарат в целом – это детище известной боинговской группы Phantom Works.

Рекордный гиперзвуковик успешно оседлал ударную волну

Испытание мотора SJY61. Его наибольшая тяга превосходит 450 кг, причём, как и у обыденных самолётов, она может регулироваться в процессе полёта в широких границах – это ещё одна изюминка X-51A (фото Maj Gen Curt Bedke, US Air Force).

Хотя терабайты данных, переданных с детекторов «Вейфрайдера» в процессе теста, ещё предстоит разгрести, устроители тесты молвят об успехе.

Чарли Бринк (Charlie Brink), менеджер программки X-51A в исследовательской лаборатории американских ВВС (AFRL), заявил: «Мы приравниваем этот скачок в технологии движков к переходу от винтообразных самолётов к реактивным после 2-ой мировой войны».

Другие статьи:
Интернет журнал НЛО МИР

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

*

code

Редакция рекомендует

close
x