С пушкой в голове: Противовоздушный Ильич

С пушкой в голове: Противовоздушный Ильич

С пушкой в голове: Противовоздушный Ильич

Тяжелее и выше

На месте, где на данный момент стоит восстановленный храм Христа Спасателя, был должен возвышаться великанский Дворец Советов, знак могущества СССР. Согласно современным легендам, инициатива строительства Дворца Советов принадлежала Иосифу Сталину. По сути еще 30 декабря 1922 года, выступая на I съезде Советов, С.М. Киров предложил сконструировать превосходный Дворец Советов, который бы символизировал победившую революцию и грядущее торжество коммунизма в мире.

В 1931 году был объявлен всесоюзный конкурс на наилучший проект Дворца. Потом сформировали Управление строительства Дворца Советов, куда вошли ведущие архитекторы Веснин, Гельфрейх, Жолтовский, Иофан, Щуко, Щусев, также деятели искусства Горьковатый, Луначарский, Мейерхольд, Петров-Водкин, Станиславский, Шадр и др. Проектирование Дворца Советов шло под личным контролем Сталина. Подчеркнем – контролем, но не управлением. Основным создателем проекта был назначен Жолтовский. И площадку под здание выбирал не Сталин, а Жолтовский, Иофан, Гельфрейх и Щуко. Они же и предложили подорвать храм.

Для скульптуры Ленина Совет строительства избрал проект архитектора Меркурова. Эта скульптура, весившая 6000 т, должна была оказаться «тяжелее и выше» скульптуры Свободы. Так, размер указательного пальца составлял 6 м, голова по объему была несколько меньше Колонного зала Дома Союзов, а высота скульптуры Ленина составляла 100 м.

В конце 1936 года Сталин внезапно для архитекторов предложил устроить на крыше строения и в самой голове скульптуры помещения для сокрытой установки зенитных орудий. По сопоставлению со всем проектом эта задачка показалась конструкторам незначительной. Но зато у управления Артиллерийского управления РККА растянулись лица – у их не было зенитных орудий!

Невооруженное небо

К началу 1937 года в СССР не было зенитных орудий. Поточнее, были 76-миллиметровые зенитные пушки образцов 1915-го, 1928-го и 1931-го годов, но они не годились для ближней самообороны. Эти пушки кое-как могли биться с авиацией противника на высотах от 3 до 7 км. Реальный темп их стрельбы составлял 10-12 выстрелов за минуту, угловая скорость вертикального и горизонтального наведения была очень мала. А для ближней обороны требовались зенитные автоматы калибра 37-40 мм со скорострельностью в несколько сот выстрелов за минуту.

И такие автоматы (37-миллиметровые Обуховского завода и 40-миллиметровые системы Виккерса) состояли на вооружении российской армии и флота еще в 1917 году. Но к 1937 году они износились и были сданы в лом. А против новых автоматов ополчился заместитель наркома обороны по вооружению Миша Тухачевский, поддержанный управлением Артуправления РККА. Они считали, что автоматические зенитные пушки Красноватой Армии не необходимы, а задачки войсковой ПВО могут решать 76-миллиметровые универсальные пушки, некоторый гиб-рид дивизионной и зенитной пушки. В конечном итоге к 1937 году войсковая ПВО и ПВО страны были обустроены 76-миллиметровыми зенитными пушками и 7,62-миллиметровыми пулеметами Максима. Сначала 1937 года Сталин решительно востребовал срочно принять на вооружение 37-миллиметровую автоматическую пушку. Поч-ти сразу с этим было репрессировано практически все управление Артуправления РККА.

Головные орудия

Кампания по созданию универсальных орудий сменилась кампанией по созданию зенитных автоматов калибра 37-45 мм. По постановлению Совета Труда и Обороны за рубежом срочно закупили автоматические пушки: 25-миллиметровые системы Гочкиса, 37-миллиметровые системы Шнейдера, 40-миллиметровые системы «Бофорс» и даже 15-миллиметровый автомат системы «Шкода». В конце 1937 года были испыта-ны российские автоматические зенитные пушки: 37-миллиметровые системы Шпитального, Таубина и Кондакова, также 37-миллиметровый автомат КБ завода № 8. Последний автомат с индексом 61К разработчики содрали с 40-миллиметрового шведского автомата системы «Бофорс» практически один в один. Он-то и выиграл конкурс.

Но на голове Ленина поставить пушки 61К так и не удалось: война оборвала строительство Дворца Советов. И хотя в 1941-1947 годах при Совете министров СССР продолжало существовать Управление строительства Дворца Советов, в 1947 году Сталин выступил с инициативой выстроить заместо Дворца Советов семь высотных домов.

Вернемся к зенитным автоматам на голове вождя. История показала, что Сталин был прав, предлагая поставить для защиты высотных построек зенитные автоматы. С 1945 го-да и США и СССР истратили более 10 млрд баксов на создание мощнейших систем ПВО, и в итоге Руст расслабленно сделал посадку на Красноватой площади, а самолеты террористов разворотили высотки в Нью-Йорке. Не посодействовали ни именитые «Пэтриоты» и С-300, ни большие радары, ни сотки сверхзвуковых истребителей, ни самонаводящиеся ракеты. А меж тем, если б на крыше гостиницы «Россия» и на американс-ких небоскребах оказались зенит-ные установки АК-630М (30 мм) либо, соответственно, 20-миллиметровый «Вулкан-Фаланкс», то самолет Руста, равно как и самолеты с террористами, могли быть сбиты без всякого роли обслуживающего персонала.

Разрушители небоскребов

Попыток нападений на высотные дома было намного больше, чем осуществленных терактов. К примеру, немцы с самого начала вступления в войну США, в декабре 1941 года, решали пробы убить с воздуха самое высочайшее тогда здание в мире – нью-йоркский небоскреб «Юнайтед Стэйтс Эмпайр билдинг». Стодвухэтажное здание было выстроено в 1930-1933 годах с той же целью, что и Дворец Советов, – прославление стиля жизни в стране. В 1941-1943 годах в Германии было начато проектирование нескольких типов циклопических бомбардировщиков, способных нанести удар по местности США. Речь могла идти только о нескольких точечных ударах по более престижным зданиям и сначала по небоскребам.

В 1941 году компания «Фонке-Вульф» сделала проект четырехмоторного бомбовоза Fw.261 с взлетным весом 53,5 т, способного доставить 10 т бомб на дистанцию 9 тыс. км, но он не был построен. Подобные проекты были и у «Юнкерса», «Хейнкеля», «Блом и Фосс».

В марте такого же 1941 года командование люфтваффе выдало фирме «Мессершмитт» заказ на сверхдальний бомбовоз Ме-264, окрещенный в предстоящем как «бомбардировщик для Америки». Компания выстроила и провела летные тесты Ме-264VI в декабре 1942 года. Самолет был обустроен 4-мя поршневыми движками. Взлетный вес его составлял 56 т. По проекту он был должен доставить 2 т бомб на расстояние 15 тыс. км. В 1944 году Ме-264 было решено оснастить 4-мя турбореактивными моторами. Было и несколько других увлекательных проектов.

16 мая 1942 года под председательством Геринга было созвано особое заседание командования люфтваффе и управления авиапромышленности, на котором рассматривался вопрос бомбардировки Нью-Йорка. Без всякого сомнения, германские инженеры сделали бы самолеты, способные нанести удар по восточному побережью США, а асы люфтваффе выполнили бы всякую задачку.

Небоскребы Нью-Йорка выручил российский боец под Сталинградом. Второго февраля 1943 года капитулировали остатки 6-й армии фельдмаршала Паулюса, а 14 марта Гитлер издал приказ о прекращении всех работ по созданию сверхдальних «американских» бомбардировщиков. По воззрению фюрера, все силы должны были быть брошены на создание боевой техники, которая могла бы быть использована на Восточном Фронте в течение ближайших 6 месяцев.

Реактивные бомбардировщики

Сначала 1944 года Гитлер вновь возвратился к идее бомбардировки Америки, но уже с применением новых сверхскоростных реактивных бомбардировщиков, которые не были бы перехвачены винтомоторными истребителями союзников.

Инженеры братья Вальтер и Реймар Хортены в 1944 году спроектировали тяжкий бомбовоз Ho-XVIII по схеме «летающее крыло». Дальность полета его должна была составлять 9-12 тыс. км, а по мере надобности увеличивалась еще более за счет внедрения дозаправки топливом в воздухе. Взлетный вес составлял 42 т, а бомбовая нагрузка – 4 т. 6 реактивных движков, вписанных в контур крыла, должны были обеспечить скорость до 910 км/ч, другими словами на 200 км/ч больше, чем развивали винтомоторные истребители союзников.

Компания «Юнкерс» сделала проект и даже сделала опытнейший эталон бомбовоза EF-132. Взлетный вес его составлял 65,8 т, бомбовая нагрузка 4-5 т, 6 массивных турбореактивных движков обеспечивали ему дальность 9800 км, скорость до 930 км/ч при практическом потолке 11-14 км.

Но быстрое пришествие русских войск сорвало эти планы, и опытнейший эталон EF-132 оказался в руках наших боец, а потом – авиаконструкторов.

Радионаводка

Наряду с пилотируемым реактивным бомбовозом с начала 1944 года в Германии шли работы над межконтинентальными ракетами, способными достигнуть Нью-Йорка. Двухступенчатая ракета А-9/А-10 со стартовым весом 100 т должна была доставить в New-york тонну взрывчатки. При этом предполагалось, что ракета будет вооружена пассивной системой наведения по радио.

Заблаговременно засланный в США агент был должен установить радиомаяк на верхних этажах «Эмпайр билдинга». За несколько часов до старта ракеты Геббельс был должен объявить по радио об ликвидировании стоэтажной высотки. Америкосы, естественно, сначала не поверили бы, а потом эффект был бы сильнее, чем 11 сентября. Не считая тонны взрывчатки рванули бы топливные баки 2-ой ступени (А-9) с остатками горючего. Но мечту фюрера выполнили совершенно другие люди, на других самолетах и в другое время.

Создатель: Александр Широкорад

Другие статьи:
Интернет журнал НЛО МИР

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

*

code

Редакция рекомендует

close
x