Мне сверху видно все

Мне сверху видно все

 

X-40A. Один из прототипов вернувшегося X-37B. Фото с веб-сайта msfc.nasa.gov

 

Южноамериканский экспериментальный беспилотный орбитальный самолет Boeing X-37B после 244-дневного полета возвратился на землю. В процессе полета аппарат получил несколько повреждений обшивки, а при посадке повредил колесо. ВВС США уже признали полет беспилотника «колоссальным достижением» и занялись подготовкой к выводу на орбиту второго такового аппарата весной 2011 года.

Предназначение X-37B как и раньше остается потаенной.

 

Аппарат был запущен 22 апреля 2010 года в 19:52 (3:52 23 апреля по Москве) при помощи ракеты-носителя Atlas 5. Вывод в космос аппарата, способного находиться на орбите 270 суток, прошел удачно. Тогда еще не была точно определена дата возвращения беспилотника на землю. Полет самолета проходил в стопроцентно автономном режиме в согласовании с внесенной в его бортовик программкой.

 

ВВС США не открывают подробности о задачке, которую был должен выполнить 1-ый летный макет X-37B — OTV-1 (Orbital Test Vehicle 1) — во время долгого пребывания на орбите. Официально понятно только, что проводилась проверка навигационных систем беспилотника, оборудования управления полетом, термоустойчивого покрытия фюзеляжа, электромеханических систем и многих других частей X-37B. Предположительно, на аппарате также были установлены системы наблюдения высочайшей четкости, более тщательное испытание которых будет произведено в процессе полета OTV-2.

X-37B в грузовой капсуле. Фото с веб-сайта af.mil

По словам представителя ВВС США Ричарда МакКинни, работающего в отделе галлактических проектов, целью испытаний была проверка способности длительного вывода беспилотных галлактических аппаратов на орбиту. «Тем, кто углядел в этом другой смысл, я скажу: ‘слушайте то, что говорим вам мы'», — отметил МакКинни. По официальной версии, благодаря X-37B ВВС США получат возможность отправлять на орбиту спутники, в течение долгого срока проводить проверку их работы, а потом возвращать аппараты на землю для последующих исследовательских работ.

В любом случае, достоверно не понятно, какие конкретно задачки делал X-37B, находясь на орбите в протяжении 244 суток. Галлактический аппарат возвратился на землю 3 декабря в 1:16 (9:16 по столичному времени). X-37B в стопроцентно автономном режиме свернул солнечную батарею, обеспечивавшую энергией бортовые системы в процессе всего полета, сошел с орбиты и по сложной извилистой линии движения спустился на землю. Посадка также была произведена автоматом. Аппарат приземлился на базе ВВС США Ванденберг в Калифорнии.

За всей процедурой, начиная сходом с орбиты и заканчивая касанием посадочной полосы, наблюдали наземные операторы ВВС США, готовые вмешаться в процесс в хоть какой момент. Этого не потребовалось. В процессе посадки лопнуло одно из колес шасси беспилотника. ВВС США пока не установили точную причину этого повреждения. Рассматриваются три варианта: очень сильный удар об асфальтовое покрытие посадочной полосы, брак покрышки либо повреждения, приобретенные колесом в космосе. В текущее время проводится тщательное обследование вернувшегося аппарата и изъятие инфы из бортовика.

Необходимо подчеркнуть, что в протяжении пары лет разработчики X-37B — южноамериканский авиастроительный концерн Boeing и инженеры ВВС — кропотливо прорабатывали автоматическую посадку беспилотника. Для этого его с помощью вертолетов и транспортных самолетов поднимали на различные высоты и сбрасывали. Задачками аппарата были самостоятельное выравнивание и посадка. Во всех случаях аппарат сбрасывался с выключенными движками, а скорость он набирал во время свободного падения.

По подготовительной инфы ВВС США, проводящих обследование X-37B, находясь на орбите аппарат получил семь малозначительных повреждений обшивки в итоге столкновения с галлактическим мусором. Каких-то других повреждений либо проблем пока не выявлено. В текущее время также проводится оценка способности повторного использования беспилотника. Все данные, приобретенные при исследовании X-37B, будут применены при подготовке полета OTV-2.

Необходимо подчеркнуть, что США произвели 1-ые в собственной истории удачные автоматический полет и посадку беспилотного галлактического аппарата. Этот полет также был первым автоматическим после пуска 15 ноября 1988 года русского аппарата «Буран». Напомним, этот аппарат без экипажа был выведен на орбиту с космодрома Байконур ракетой-носителем «Энергия». «Буран» провел в полете 205 минут, совершив два витка вокруг Земли, после этого сделал посадку в стопроцентно автоматическом режиме.

X-37B снаружи похож на маленький шаттл. Длина аппарата составляет 8,38 метра, а размах крыльев — 4,5 метра. Беспилотник способен совершать полеты на высоте от 200 до 925 км. Ускорение шаттлу присваивает один ракетный движок. X-37B также имеет грузовой отсек размером 1,22 на 2,13 метра.

В процессе первых полетов аппарат будет выводиться на орбиту ракетами-носителями. Подразумевается, что в перспективе X-37B будет крепиться или к ракете-носителю, или к «базисному» самолету, которые будут выводить его на подходящую высоту. После чего аппарат будет отстыковываться и с помощью маршевого мотора выходить на расчетную орбиту.

X-37B после посадки. Фото с веб-сайта af.mil

X-37B после посадки. Фото с веб-сайта af.mil

Разработка X-37B ведется с 1950-х годов. Вначале развитием проекта занималось NASA. Аппарат употреблялся для отработки технологий полета человека в космос. В 2004 году проект был передан под контроль министерства обороны США, которое его засекретило. Тесты X-37 проводились с 1986 по 2007 год. В различное время, аппарат именовался по различному: Orbital Spaceplane, Space Maneuver Vehicle, Orbital Test Vehicle, X-40A и X-37B. Бюджет программки не разглашается. Предназначение галлактического аппарата также не раскрывается.

По официальной версии, не один раз озвучивавшейся ВВС США, в интересах которых и ведется разработка, X-37B будет употребляться для исследования околоземного галлактического места, вывода спутников на орбиту и перевозки грузов — таковой аппарат позволит намного уменьшить время их доставки. По другим версиям, беспилотник станет галлактическим лазутчиком, средством ликвидирования спутников противника либо средством резвого глобального реагирования, способным в куцее время наносить удары в хоть какой точке мира.

В 2007 году стало понятно, что Пентагон начал реализацию проекта сотворения орбитального бомбовоза. В рамках программки планируется сделать аппарат, способный подниматься в космос, запускать гиперзвуковую ракету и приземляться. Другие подробности проекта неопознаны. На какой стадии находится реализация программки, также не раскрывается.

Невзирая на то, что южноамериканские военные не подтверждают неофициальные версии о применении X-37B, они полностью укладываются в рамки новейшей концепции Пентагона оперативного глобального реагирования, подразумевающей нанесение ударов по хоть какой точке мира в течение 2-ух часов. В рамках этой концепции разрабатывается гиперзвуковая ракета X-51A Waverider, гиперзвуковой аппарат Falcon HTV, баллистические ракеты с обыкновенной боеголовкой и семейство систем нанесения далеких ударов.

 

Василий Сычев

Другие статьи:
Интернет журнал НЛО МИР

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

*

code

Редакция рекомендует

close
x