Дальний ракетный удар

Далекий ракетный удар

Мыслью постройки далеких ракет энтузиасты зажглись еще в первой трети XX века. Очень скоро их интересы разделили и военные, сначала германские. Построенные германцами в предвоенные годы ракеты серии «А» (они же — «Фау») навечно обусловили вектор развития ракетной техники и сберегли будущим конкурентам, а тогда еще союзникам США и СССР, как минимум 5–7 лет исследовательских работ и 10-ки миллионов баксов ассигнований.

Создатели первого поколения управляемых баллистических ракет жили в различных странах и гласили на различных языках. Но лейтмотив мемуаров у их приблизительно один — все, дескать, начиналось с мечты о космосе. Галлактические полеты и баллистические ракеты далекого деяния теснейшим образом связаны вместе. В 20–30-е годы XX века галлактическая тема стала для энтузиастов ракетостроения прелестной возможностью привлечь внимание общественности и технических профессионалов.

В СССР 1-ое общество исследования межпланетных сообщений сделали в 1924 году, хотя просуществовало оно недолго. В 1927 году в Бреслау также основано Общество межпланетных сообщений (его руководителями стали Герман Оберт, Вили Лей, Иоганнес Винклер), в 1930 году создается «Межпланетное общество» в США, в 1933-м — в Англии. Общества энтузиастов действовали в Берлине, Вене, Брисбене, Кливленде, Магдебурге, Лондоне, Ливерпуле, Париже, Праге, Нью-Йорке, Мехико, Токио. Но обещания межпланетных путешествий не приносили средств. «Почтовые ракеты» также не завлекли энтузиазма тех, кто мог бы дать средства на разработку.

Только перспектива военного внедрения давала в руки конструкторов и ученых нужные и средства, и права. Еще в годы Первой мировой войны ракетчики пробовали завязать контакт с военными — Оберт в 1917 году предлагал жидкостные ракеты германскому военному ведомству, а в США Годдард в 1918-м получил заказ на разработку твердотопливных ракет. В Италии Крокко с 1928 года изучил жидкостные движки на средства Генерального штаба. В книжке Оберта «Путь к галлактическому полету» 1929 года рассмотрено военное применение управляемых ракет, а один из его помощников, студент Высшей технической школы в Берлине Вернер фон Браун, в том же году пишет работу «Теория далеких ракет».

В СССР ракетчики собрались в Ленинграде в организации под заглавием «Газодинамическая лаборатория» (ГДЛ с 1928 года поступила в ведение Военно-научно-исследовательского комитета Реввоенсовета). Группы исследования реактивного движения (ГИРД) с 1931 года в различных городках создавались ОСОАВИАХИМОМ — формально публичной организацией. А Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ) основали в 1933 году слиянием ГДЛ и столичной (центральной) ГИРД уже под эгидой Управления вооружений РККА. В РНИИ развернули свои исследования Победоносцев, Тихонравов, Цариц, Глушко, Раушенбах и другие.

В военной литературе 1930-х годов уже признавали, что реактивные снаряды с топливом «из консистенции водянистого кислорода и углеводородов» могут стать сверхдальнобойным орудием и «в корне поменять способы боевых действий», так что дискуссии о почтовых и межпланетных ракетах являлись, быстрее, прикрытием для работ над таким орудием.

Жидкое горючее

В марте 1926 года сделала 1-ый успешный полет жидкостная ракета Годдарда. Сообщения об этом ускорили разработки жидкостных движков во всех странах. В тех же США такие работы вела группа исследователей Гуггенхеймовской экспериментальной лаборатории Калифорнийского технологического института (GALCIT).

Летом 1930 года в Германии в Муниципальном химико-технологическом институте прошел тесты движок Оберта, а в марте 1931 года близ Бреслау поднялась в воздух 1-ая в Европе жидкостная ракета Винклера, в мае близ Берлина — ракета «Репульсор» Общества межпланетных сообщений. В августе 1933 года в Нахабино под Москвой запущена жидкостная ракета «ГИРД-09» бригады М.К. Тихонравова, а в ноябре — «ГИРД-X» бригады Ф.А. Цандера.

Энтузиасты понимали, что жидкостные движки проявят себя при достижении огромных высот и дальностей. Согласны с этим были не все. Английские специалисты еще в 1943 году отрешались опознать в «сигарах» на аэрофотоснимках германского полигона ракеты далекого деяния, так как движок на бездымном порохе был бы очень тяжел.

Германские военные заинтересовались далекими ракетами очень рано. Таковой энтузиазм разъясняется, может быть, жесткими ограничениями, наложенными Версальским контрактом на развитие военной авиации и сверхдальнобойной артиллерии. Беспилотные ракеты были средством легитимно обойти их, к тому же могли служить для «доставки» боевых отравляющих веществ. За длительное время до прихода к власти нацистов рейхсвер подготовил почву для нового орудия.

Серия «А»

В 1932 году Общество межпланетных сообщений вело под управлением Рудольфа Небеля достаточно бессистемные работы на «ракетодроме» близ Берлина. А двадцатилетний Вернер фон Браун, новоиспеченный инженер, тем временем установил контакты с полковником Беккером из Управления вооружений сухопутных сил, и дело пошло резвее.

Работы разворачивали с германской основательностью. Вальтер Ридель получил армейский заказ на движок для сравнительных испытаний разных видов горючего. Рейхсвер купил также патенты Небеля. На артиллерийском полигоне в Куммерсдорфе в 28 километрах от Берлина организовали испытательную станцию «Куммерсдорф—Запад», где с ноября 1932 года фон Браун начал бывалые работы под контролем капитана артиллерии Вальтера Дорнбергера, потом ставшего генералом. Скоро к фон Брауну присоединилась группа Риделя. Фон Браун получил средства, сумел завлекать разных профессионалов и большие компании.

В 1933 году была готова 150-килограммовая жидкостная ракета, нареченная из суждений секретности «Агрегат-1» (А-1). Она взорвалась при старте, и фон Браун вместе с Риделем и Рудольфом начал разработку варианта А-2 с силовым гироскопическим стабилизатором. В январе 1934 года две ракеты А-2 с движками тягой 300 кгс запустили с острова Боркум в Северном море, достигнув высоты 2,2 километра.

В РНИИ в это время испытывали движок Глушко той же тяги 300 кгс на водянистом кислороде и 90-процентном спирте. К середине 1930-х годов работы по жидкостным ракетам в СССР и Германии находились приблизительно на этом же уровне и по своим масштабам намного опережали то, что делалось в других странах. Но скоро немцы резко обогнали собственных соперников. Стало принятым разъяснять это репрессиями против кадров РНИИ. Но навряд ли дело исключительно в их. Высочайший уровень германской промышленности, передовые позиции, которые издавна занимала Германия в области четкого машиностроения, радио- и приборостроения, ее хорошая инженерная школа — все это совместно позволяло развернуть работы над совсем новым типом вооружения. Германия к концу 1930-х вложила огромные средства в ракеты далекого деяния, а в СССР основное внимание уделили тактическим твердотопливным реактивным снарядам, уйдя далековато вперед в развитии этого орудия. Правда, в наиблежайшей перспективе это оказалось даже точнее. Принципиальный вклад русских «катюш» в победу в войне общепризнан, как и то, что германские управляемые ракеты фактически не воздействовали на общий ход событий, а их опыт послужил уже другим. «Катюши» сыграли и другую важную роль — из гвардейских минометных частей вышли многие командиры первых русских частей далеких ракет.

Далекий ракетный удар

Неуправляемая твердотопливная PhZ61 «Рейнботе», Германия, 1944 г. Дальность полета — до 230 км

После А-2 германские конструкторы занялись аппаратами большего размера — А-3. В 1936 году «Куммерсдорф—Запад» посетил главнокомандующий генерал Фрич, предложивший Дорнбергеру и фон Брауну создать ракету, способную доставить 1 тонну взрывчатки на дальность 275 км.

Нужен был и больший полигон с производственной, лабораторной и испытательной базой. Для него избрали округи деревушки Пенемюнде на полуострове Узедом в Балтийском море — когда-то в этих глухих местах стрелял уток дед Вернера фон Брауна. С 1937 года фон Браун с сотрудниками (их было уже около 80) перебрался в Пенемюнде и основался на полигоне «Пенемюнде— Восток» («Пенемюнде—Запад» принадлежал люфтваффе). В декабре 1937-го в Пенемюнде в конце концов удачно запустили ракету А-3 массой 750 кг с автономной инерциальной системой стабилизации, вертикальным стартом с пускового стола без направляющих, газовыми рулями в потоке газов мотора, достигнув дальности 17,7 километра. Это было многим меньше обещанных 50 км, ну и скорости полета пока оставались дозвуковыми.

Далекий ракетный удар

А-4 («Фау-2»), Германия, 1944 г. Высота — 14 м, поперечник — 1,65 м. Движок жидкостный (этиловый спирт + водянистый кислород), тяга мотора — 25,4 т у земли, 30 т — на огромных высотах. Наибольшая скорость — 1 560 м/с. Наибольшая дальность — 260–320 км, время полета на наивысшую дальность — около 5 мин

1 — наконечник с взрывателем,

2— боевая часть,

3 — приборы управления,

4 — бак с водянистым кислородом,

5 — турбонасосный агрегат,

6 — камера сгорания,

7 — газоструйные рули,

8 — воздушные рули

Проект «большой ракеты» получил обозначение А-4 и пару раз менял ценность зависимо от ситуации на фронтах. Чем огромные утраты несли германские люфтваффе (сначала — на Восточном фронте) и чем больше была возможность затяжной войны на два фронта, тем красивее смотрелось ракетное орудие. Ну и ракетчики могли доложить об успехах — 3 октября 1942 года они провели 1-ый успешный пуск, а 14 октября ракета пролетела 190 км. Министр вооружений Шпеер подготовил «Предложения по применению ракет далекого деяния А-4». А Гиммлер поторопился поручить «руководить работами по полосы СС» бригадефюреру Каммлеру. 14 апреля 1943 года А-4 достигнула дальности 287 км, поднявшись в полете на высоту 38 км.

Ракеты А-6 и А-8 с другими компонентами горючего не вышли из стадии проекта, А-7 — крылатый вариант, А-5 стала переходом к А-9.

Далекий ракетный удар

Проект двухступенчатой «трансатлантической» ракеты А-9/А-10, Германия, 1944. Высота — до 29 м, поперечник — 4 м. Движок первой ступени был должен развивать тягу 200 т, 2-ой — 25,4 т. А-10 развивала бы скорость 4 250 км/ч, А-9 — 10 000 км/ч. Расчетная дальность полета 4 800–5 000 км

1 — боевая часть,

2 — движок,

3 — газоструйные рули

Про оккультизм и «магические практики» в 3-ем рейхе много писали и пишут. Но если «мистика», характерная его идеологии, и оказывала влияние на ракетный проект, то разве что тормозя его. В литературе описан случай приостановки работ над А-4… для проверки адептами теории «мирового льда», как отреагирует «лед» на вторжение в стратосферу. Правда, куда большее воздействие на ход проекта оказывали неизменные перераспределения денег. Ну а то, что наибольшее количество отказов в ракетах давала конкретно система управления, прямо связано с новизной отрасли и сложностями эксплуатации четких гироскопических устройств. Общество «Аненербе», действовавшее в недрах СС, к концу войны вправду пробовало взять под контроль проекты «Фау», но не в основном, в какой держал его под контролем аппарат СС вообщем.

А-4, она же «Фау-2»

А-4, положившая начало первому поколению баллистических ракет далекого деяния, представляла собой одноступенчатую жидкостную управляемую ракету с неотделяемой боевой частью (что, кстати, привело к ее переутяжелению). Движок работал на 75-процентном этиловом спирте и водянистом кислороде с подачей их турбонасосным агрегатом. Остывание камеры сгорания мотора выполнялось прокачкой части горючего через рубаху мотора, а сопла — за счет сотворения защитной пленки при сгорании части горючего на внутренних стенах камеры сгорания. Система управления — автономная инерциальная. Угловое положение аппарата контролировалось гирогоризонтом и гировертикантом. За реализацию программки полета отвечал электромеханический программный токораспределитель. Стабилизаторы с воздушными рулями игрались вспомогательную роль, приметную лишь на огромных скоростях при подъеме, также после возвращения ракеты в плотные слои атмосферы. Главными же элементами управления были две пары графитовых газовых рулей, их работа в потоке газов обеспечивала устойчивость ракеты при взлете и маневренность в разреженных слоях атмосферы.

Необходимо отметить, что все эти элементы уже были известны ранее. Гироскопические приборы к концу 1930-х годов использовались на флоте и в авиации, в том числе в Германии. В то же время испытанная в СССР в 1939 году крылатая жидкостная ракета «212» С.П. Царица имела автономную систему стабилизации и управления с трехстепенным гироскопом С.А. Пивоварова, ну и разработанная тогда же высотная «составная» ракета Р-10 должна была иметь автоматическое управление (гироскоп с приводом на рули). Автономная система с гиростабилизатором и программирующим устройством разрабатывали англичане. Двухкомпонентное горючее из водянистого углеводорода и сжиженного кислорода с их насосной подачей предугадывал еще Циолковский в проекте галлактической ракеты 1915 года, в то же время таковой движок запатентовал Годдард, потом первым установивший на ракету графитовые газовые рули. Жидкостное остывание камеры сгорания также предлагал еще Циолковский. А пленочное — Цандер. Все же конкретно в А-4 все эти и другие ранее высказанные идеи не только лишь реализовали в реально работавшей конструкции, да и довели до серийного производства.

Заглавие «Фау-2», присвоенное ракете А-4 перед пуском в серию, довольно типично. «V» (германская «фау») — от Vergeltungswaffe, другими словами «оружие возмездия». После разрушения британской авиацией городка Любек 28 марта 1942 года Гитлер востребовал наносить по Великобритании воздушные «удары возмездия», основной целью которых должно быть штатское население больших городов. Фактически, при достигнутой тогда точности попаданий другие задачки могли быть для ракет далекого деяния очень затруднительны.

Подготовка «Фау-2» к пуску добивалась приблизительно полутора часов работы команды из 28 человек и нескольких особых машин — транспортной телеги с гидравлическим подъемником, автоцистерн, компрессорной станции, передвижной электростанции, автомашин для перевозки кабелей, устройств и ЗИП, обмывочной, пожарной машин.

Ракета вертикально устанавливалась на верхнее кольцо пускового стола. После чего азимутальная плоскость ракеты совмещалась с плоскостью стрельбы. К столу крепилась мачта для кабелей, соединявших электрическое оборудование ракеты с наземным. Врубалось бортовое оборудование ракеты. Команда на запуск подавалась из бронемашины управления на шасси полугусеничного БТР.

По мере набора высоты и скорости ракета равномерно разворачивалась, выходя на наклонную линию движения. Другими словами управление дальностью производилось по скорости, сигнал на выключение мотора подавался с интегрирующего акселерометра. Дальше аппарат летел по баллистической линии движения, поднимавшейся до 96 км.

Далекий ракетный удар

Баллистическая ракета RedStone, США, 1956 г. Стартовая масса — 24 000 кг, длина — 21,2 м. Наибольшая скорость — 1 720 м/с. Наибольшая дальность полета —320 км. Боевая часть ядерная, отделяющаяся. Запуск — со стола

Создание и пуски

На Пенемюнде могли вести только опытнейшее создание. Для крупносерийного производства крылатых и баллистических ракет в 1943 году в бывших шахтах по добыче известняка поблизости городка Нордхаузен был сотворен завод «Миттельверке ГмбХ». Так как рабочую силу завода составляли в главном заключенные организованного вблизи концлагеря «Дора», завод время от времени также называют «Дора». Разница была невелика — рабочих держали в таких критериях, чтоб они не могли выйти с подземного завода живыми. Серийное создание А-4 планировали начать с середины 1943 года, да и к озари не были готовы нужные для этого документация и эталоны. Создание началось исключительно в январе 1944-го. Запланированный каждомесячный выпуск до 3 200 ракет на февраль и до 5 000 на июнь того года был очевидно нереален. Наибольшая сдача в месяц не превысила 950 ракет. Из-за спешки почти все приходилось доводить и изменять уже в процессе производства, и обеспечить хотимый уровень свойства не удавалось. Сыграл свою роль и саботаж, организованный в главном русскими военнопленными, посреди которых были технические спецы. Из 5 800 А-4, направленных в боевые подразделения, 1 500 оказались неприменимыми к использованию.

Боевым применением комплексов «Фау-2» занималось 91-е артиллерийское командование, входившее с декабря 1943 года в состав 65-го армейского корпуса специального предназначения. Для тесты готовых ракет и обучения расчетов использовали полигон «Хайделагер» в Близне, Польша (444-я испытательная батарея «Артиллерийский полигон Близна»). В апреле 1944 года одна «Фау-2» была потеряна при запуске, ее части поляки смогли переправить к британцам, еще одна — свалилась в Швеции. В июле, когда русские войска подходили к Близне, Черчилль лично просил Сталина поделиться плодами исследования нового орудия и допустить к полигону английских профессионалов.

8 сентября 1944 года немцы произвели 1-ый пуск А-4 по Лондону из Вассенара, города близ Гааги. В сентябре запустили только 34 ракеты, в ноябре — 144, в январе 1945 года — 220.

Подвижный старт делал ракетный комплекс малоуязвимым от ударов противника. Ни одна «Фау-2» не была уничтожена на старте. Фактически единственным средством борьбы с этой ракетой была бомбардировка заводов и путей подвоза, но здесь сказывались рассредотачивание производства узлов по разным компаниям (на проект работало около 800 заводов в Германии и захваченных странах), хорошая организация германского транспорта и размещение основного производства под землей.

Удар по Нью-Йорку

Магическая составляющая в мнениях управления рейха содействовала и очевидно авантюрным планам использования ракет далекого деяния. С начала 1944 года фон Браун занимался проектом ракетного удара по США. Расчеты по «трансатлантической» ракете Герман Оберт, прошлый учитель, а сейчас практически подчиненный фон Брауна, подготовил еще до вступления США в войну. Сейчас мысль обрела определенные очертания в операции «Эльстер». Планировался пропагандистский ход — германское радио объявит денек и час, в который самый высочайший небоскреб Нью-Йорка, Эмпайр Стейт Билдинг, взлетит на воздух. В объявленный срок ракета убьет небоскреб (а заодно причинит сильные разрушения в радиусе 4 км), а серия следующих ударов усилит панику посреди населения. Планируемый итог — выход США из войны.

Развернулась работа над проектом двухступенчатой А-9/А-10 с внедрением увеличенных узлов А-4. 1-ая ступень А-10 должна была вывести А-9 со сложенным крылом на высоту 24 километра и отделиться. А-9, выйдя на баллистическую линию движения, в плотных слоях атмосферы раскрыла бы крыло и перебежала бы в планирование. На преодоление 4 800–5 000 км ушло бы 35 минут. Старт выполнялся бы с бетонного стола с направляющими.

Оставалась неувязка — обеспечить точность попадания. Появилась идея о самонаведении. Оставалось «всего лишь» установить и включить в подходящий момент радиомаяк, излучающий верно выделяемый сигнал. Для того в ночь на 30 ноября 1944 года подводная лодка U-1230 высадила на Восточное побережье США 2-ух агентов СД, снабженных специальной радиоаппаратурой. Меньше чем через месяц оба были арестованы ФБР. Но главное — срывалась техно часть проекта. Если тесты макета А-9 в январе 1945 года прошли успешно, то тесты А-10 закончились провалом. Фон Браун поторопился с новым предложением — поменять А-9 крылатым реактивным снарядом с пилотом-смертником. С учетом подъема линии движения до 290 км смертник оказался бы к тому же первым астронавтом. От «принципиального решения» до работающего «железа» длинный путь, тем паче что немецкая индустрия уже исчерпала свои ресурсы и растеряла огромную часть мощностей. Как инженер, фон Браун не мог этого не осознавать. Но как штурмбанфюрер СС должен был поддерживать иллюзии фюрера. Идея нанести удар по наикрупнейшим городкам США запуском «Фау-2» с поверхности воды из особенного транспортно-пускового контейнера (еще одна древняя мысль Оберта), буксируемого подводной лодкой, тоже пришлось бросить.

Но для разработчиков нового орудия глупая, казалось бы, деятельность на грани краха Третьего рейха имела собственный смысл — набирался капитал, которым можно торговаться с фаворитами.

1-ые результаты

Надежда «вывести из игры» Англию реальными ударами «Фау-2» оказалась настолько же несбыточной. Сами удары не были массированными — в первом заместо трех-пяти тыщ использовали всего 29 ракет, а наибольшее число пусков составило 33 в день. Всего по Великобритании запустили 1 269 «Фау-2», из их 1 225 — по Лондону, еще 43 — по скоплениям союзных войск в Голландии. По данным английской штатской обороны, 517 «Фау-2» свалились на Лондон, еще 537 — на другие цели в Великобритании, 61 — в море. В Лондоне ими убиты 2 754 и тяжело ранены 6 523 человека. Существенно больше уничтожило создание «Фау-1» и -2 — любая ракета стоила жизни в среднем 20 заключенным.

Всего «Миттельверке» выстроил 5 940 ракет А-4 нескольких серий. Еще 238 ракет сделали в Пенемюнде. Общее создание ракет «Фау-2» вправду было расточительством средств, промышленных мощностей и дефицитных материалов. Конструкция включала 30 000 деталей, многие добивались высочайшей точности обработки и специального оборудования. Создание одной «Фау-2» — разового боеприпаса — обходилось в 3 000–7 000 человеко-часов и 300 000 рейхсмарок. Союзники не случаем боялись, что за «обычными» последуют «атомные» ракеты. «Фау-2» стоила очевидно больше, чем эффект от взрыва заряда в одну тонну обыденного взрывчатого вещества и разрушений, вызванных импульсом ракеты и детонацией остатков горючего в баках.

Но «Фау-2» показала заложенные в управляемом реактивном оружии новые способности, возвестила о начале новейшей эры развития техники и вооружений и почти во всем ускорила приход этой эры. Баллистическая ракета не имела для себя равных по скорости доставки боевого заряда к цели на огромных дальностях. А еще она была неуязвима для средств обороны противника.

«Считать важной задачей!»

Оккупированные ракеты, лабораторное и производственное оборудование, опыт германских профессионалов в разработке, производстве и применении нового орудия — все это было неоценимым для фаворитов. В СССР работы по исследованию нового орудия начались уже в 1944 году. В НИИ-1 (бывшем ракетном НИИ-3, переданном сейчас в Наркомат авиапромышленности) формируется группа «Ракета». Еще до окончания боевых действий поначалу в Польшу, а потом в Германию направляются группы профессионалов. К октябрю 1945 года в Германии работали уже 733 спеца, посреди их — Б.Е. Черток, Н.А. Пилюгин, В.П. Бармин, М.С. Рязанский, В.П. Мишин, В.И. Кузнецов — будущие руководители направлений ракетно-космической техники, — также освобожденные из «шараги» С.П. Цариц и В.П. Глушко (в 1944 году в интересах ракетного проекта освободили более 2-ух 10-ов репрессированных профессионалов).

13 мая 1946 года появилось без преувеличения историческое Постановление Совета Министров СССР «Вопросы реактивного вооружения». Создается НИИ-88 в подмосковных Подлипках (г. Калининград). В августе 1946 года С.П. Царица назначают сюда основным конструктором «изделия № 1» — копии германской «Фау-2». В 1950-м его конструкторский отдел оформляется в ОКБ-1, а позже и весь институт стал известен как «королевский». В университетах организовывали подготовку соответственных профессионалов. Закладывалась широкая база для новейшей сильной отрасли — ракетно-космической.

Для обработки документации, детализированного проигрывания конструкций разных ракет в Германии с привлечением германских профессионалов организовали университеты «Рабе», «Нордхаузен», «Берлин». Поиски инфы шли также на местности Австрии, Чехословакии, Венгрии.

Удалось собрать комплектующие для 2-ух 10-ов «Фау-2». Половину их собрали на заводе в Кляйнбодунген и испытали здесь же в Германии («изделие Н») силами бригады особенного предназначения резерва верховного главнокомандования (БОН РВГК), сформированной на базе гвардейского минометного полка. Другие узлы и агрегаты вывезли в СССР. Туда же сначала 1947 года выехали русские спецы и около 300 германских (америкосы вывезли к для себя практически 500 спецов). В СССР собрали 10 ракет («изделие Т»). 1-ый запуск 18 октября 1947 года произвела та же БОН на только-только организованном 4-м Муниципальном центральном полигоне близ села Капустин Яр Астраханской области.

10 октября 1948 года провели 1-ый запуск «изделия № 1». 28 ноября 1950 года ракету с движком РД-100 конструкции Глушко приняли на вооружение под обозначением Р-1, ею начали вооружать вновь создаваемые БОН РВГК. Ракета была адаптирована к российскему производству и к климату. Радиальное возможное отклонение уменьшили, все же, один боевой генерал пошутил: «Заливаете в ракету более 4 тонн спирта. Да если дать моей дивизии этот спирт, она хоть какой город возьмет с ходу. А ракета ваша в этот город даже не попадет!»

Р-1 позволила накопить опыт разработки, производства, исследовательских пусков, телеметрии, траекторных измерений, внедрения нового орудия, начать формирование нового рода войск. Темпы и глубина, с которыми был исследован опыт противника, и сама возможность резвого «копирования» молвят о довольно высочайшем уровне научной и технической базы, сделанной в предыдущие годы — без «тайных знаний» и оккультного шаманства. Хотя почти все приходилось начинать «с нуля». Германские спецы, по мемуарам участников работ, оказали помощь в восстановлении германских конструкций, но в последующих разработках фактически не участвовали.

Сходу после Р-1 Цариц начал разработку ракеты Р-2 с увеличенной в два раза дальностью, принятой на вооружение 27 ноября 1951 года. Не считая нового мотора РД-101 такого же Глушко она получила отделяемую головную часть. Сейчас не надо было всей ракете выдерживать большенные термические и механические перегрузки при входе в плотные слои атмосферы, корпус можно было существенно облегчить, выполнив несущим бак горючего. Автономная инерциальная система управления дополнялась радиокоррекцией на линии движения.

1-ая ядерная

Последующая ракета, эскизный проект которой королевское ОКБ-1 окончило в 1951 году (ведущий конструктор Д.И. Козлов), тоже сначала была «обычной». В 1955 году на вооружение приняли ракету Р-5 с дальностью полета 1 200 км. Произвели «пятерку» в маленьком количестве, но еще в 1953 году Цариц сформировал специальную группу конструкторов для разработки варианта Р-5 с ядерной боевой частью. Соответственное постановление правительства появилось 10 апреля 1954 года. 20 января 1955 года прошел 1-ый запуск ракеты Р-5М, а 20 февраля 1956-го — запуск с реальной ядерной боеголовкой (с Капустина Яра). 21 июня 1956-го Р-5М приняли на вооружение. СССР получил ракетно-ядерное орудие. Запуск был автоматизирован, но как и раньше выполнялся со стола, подготовка занимала несколько часов, а стремительно испарявшийся водянистый кислород не позволял длительно держать ракету готовой к старту.

Далекий ракетный удар

Баллистическая ракета Р-5М, СССР, 1956 г. Дальность полета — 1 200 км

В 1955 году для испытаний и боевого дежурства межконтинентальных ракет в казахстанской степи у станции Тюратам основан научно-исследовательский и испытательный полигон № 5 — будущий «Байконур». В 1957 году в Архангельской области в районе г. Мирный начнут строительство объекта «Ангара» — грядущего космодрома «Плесецк».

Далекий ракетный удар

Оперативно-тактическая ракета Р-11 — 1-ая русская баллистическая ракета на высококипящих компонентах горючего, СССР, 1955

Новенькая ветвь все более обхватывала разные министерства и ведомства. Если для сотворения Р-1 потребовалось сотрудничество 13 конструкторских бюро и 35 заводов, Р-2 — 24 научно-исследовательских учреждений, КБ и 90 промышленных компаний, то для Р-7 — около 200 научно-исследовательских институтов, КБ, лабораторий.

Далекий ракетный удар

Тактический ракетный комплекс 2К4 «Филин» с неуправляемой баллистической ракетой 3Р-2, СССР, 1957 г. Наибольшая дальность полета — 25,7 км. Боевая часть — ядерная надкалиберная

«Монополия» Царица на баллистические ракеты начинает подходить к концу. В 1954 году конструкторский отдел завода № 586 преобразуется в ОКБ-586 во главе с М.К. Янгелем — ему предначертано предназначить многие направления развития баллистических ракет. В 1960-м свою производственную базу в Филях получает и ОКБ-52 В.Н. Челомея. Развитие баллистических ракет выходит на новый шаг.

Тем временем началась галлактическая гонка. 4 октября 1957 года ракета Царица вывела в космос 1-ый русский искусственный спутник, 1 февраля 1958-го ракета фон Брауна — 1-ый южноамериканский. И обе они были модификациями баллистических — главное соревнование шло за создание ракетно-ядерного орудия межконтинентальной дальности.

Семен Федосеев

Другие статьи:
Интернет журнал НЛО МИР

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

*

code

Редакция рекомендует

close
x