Вездеход-гибрид запитает энергией городской квартал

Вездеход-гибрид запитает энергией городской квартал

Замудренное заглавие этого зелёного монстра — «Тяжёлый грузовик завышенной проходимости для технической поддержки» (Heavy Expanded Mobility Technical Truck — HEMTT-A3) — прячет под собой восемь колёс, 13 тонн грузоподъёмности, способность преодолевать 60-процентный подъём и разгоняться на твёрдой грунтовой дороге до 105 км в час.

Но основная изюминка новинки, разработанной на базе серийного грузовика-вездехода, состоит в том, что у машины – гибридный привод (нареченный разработчиками ProPulse), позволяющий двигаться не только лишь на дизеле, да и на аккумах.

Сделала это волшебство техники южноамериканская компания Oshkosh Truck, популярная читателям «Мембраны» по грузовику-роботу TerraMax — удачному участнику соревнований DARPA Grand Challenge 2005 и ещё более большому внедорожному боту, построенному для армии США в январе этого года.

На фоне роста популярности легковушек-гибридов возникновение на испытательной трассе гибрида-грузовика, да ещё и такового тяжёлого класса, смотрится курьёзом. Вроде уже все издавна сообразили, что более высочайшая стоимость на модификации позволяет окупить их за счёт экономии горючего только за много лет насыщенной эксплуатации. Так стоит игра свеч?

Вездеход-гибрид запитает энергией городской квартал

«Обычный» HEMTT издавна прописался в американской армии. Кстати, Oshkosh Truck является монопольным поставщиком грузовиков такового типа для Пентагона (фото Oshkosh Truck).

Не напрасно южноамериканские военные стали в ближайшее время «заигрывать» с гибридными технологиями (примеры раз и два).

Гибридный привод сулит машине другие достоинства, не считая понижения издержек на бензин (либо в случае с армейскими грузовиками — на солярку).

Но поначалу всё же об экономии. Компания докладывает, что гигант-гибрид расходует в среднем на 20% меньше горючего, в сопоставлении с аналогичным, но чисто дизельным грузовиком — HEMTT-A2.

20% экономии — это хорошо. Расход стандартной версии восьмиколёсного «проходимца» от Oshkosh составляет 59-78 л. на 100 км.

Вобщем, не экономия горючего (и валютных издержек) как такая принципиальна для армейской машины, а рост наибольшего припаса хода на одном баке. Сейчас это 773 километра против 644 у дизельного аналога. Для генералов, увлечённо рисующих стрелочки на картах, это увеличение «досягаемости» значит, другой раз, возможность либо невозможность поставки боеприпасов и горючего на передовую.

В качестве силовой установки в HEMTT-A3 применён дизель мощностью 400 «лошадей», который крутит генератор на 305 кв. 460-вольтовый электромотор приводит через коробку колёса.

Вездеход-гибрид запитает энергией городской квартал

Судя по снимку, HEMTT-A3 существовал ещё зимой, но в компании молвят, что вправду окончили его создание – только сейчас (фото Oshkosh Truck).

Батареи в машине необыкновенные – это суперконденсаторы, общей ёмкостью 1,5 мегаджоуля. Прямо скажем, в сопоставлении с энергетическим содержанием солярки – крохи. Далековато не уедешь. Но при вышедшем из строя (в боевых критериях) дизеле даже дарованные этими батареями 150, а то и все 400 метров хода, посреди камешков, песка и воронок от снарядов могут означать для экипажа разницу меж жизнью и гибелью.

Есть и ещё одно принципиальное преимущество гибридного HEMTT перед его обыденным родственником. Подмена дизеля в полевых критериях на серийной машине занимает до 24 часов, а на гибридной – 20 минут. Спасибо модульной конструкции и отсутствию механической связи дизеля и колёс.

Согласитесь, на войне это сэкономленное время также может означать спасение чьих-то жизней.

Кстати, о спасении. Гари Шмидель (Gary Schmiedel), вице-президент Oshkosh Truck по многообещающим разработкам, произнес на испытаниях: «Сначала – это грузовик…». А далее? А далее вот что: этот автомобиль может поставлять наружным потребителям 200 кв первосортного переменного тока.

А это значит, что в критериях стихийных бедствий (либо той же войны) HEMTT-A3 может питать энергией маленький городской квартал либо, скажем – лазарет. Ну и военные отыщут этой энергии применение – при развёртывании в полевых критериях баз и командных пт, либо тех же госпиталей.

Ранее ведь для этих целей приходилось везти с собой тяжеленный дизель-генератор, а то и не один. И на чём? Верно – на грузовике. Спрашивается, для чего тащить здоровый движок в кузове, когда под капотом уже есть один?

Интересно, что гибрид вышел не тяжелее, а даже на 1,3 тонны легче, чем дизельный прародитель — благодаря применению более лёгкого ДВС (на стандартном авто — дизель стоит помощнее), упрощению коробки и целому ряду других технических решений.

Вездеход-гибрид запитает энергией городской квартал

Гари Шмидель сам вёл уникальную машину на презентации (фото Morry Gash/Associated Press).

У новинки на 40% вырос внутренний объём кабины, ну и радикальное понижение уровня шума её обитателям должно приглянуться – ранее в машине и разговаривать-то было практически нереально.

А вот как гибрид будет дороже предшественника, точно не может сказать даже Шмидель. Но здесь есть одно суждение.

Для серийной легковушки ценою приблизительно в $15 тыщ подмена обыкновенной силовой установки на гибридную значит повышение цены машины в 1,5 раза. Для большого грузовика эта относительная разница должна быть меньше.

И уж если за обыденный HEMTT военные с наслаждением выкладывают от $200 тыщ до $400 тыщ (зависимо от оборудования), то уж раскошелиться на гибрид, с учётом его многосторонних талантов, согласятся наверное.

Ведь конкретно достоинства таковой машины, выходящие за рамки одной только экономии горючего, и являются основным магнитом «гибридизации» армейской техники – считают в Oshkosh Truck.

Другие статьи:
Интернет журнал НЛО МИР

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

*

code

Редакция рекомендует

x