Бомбардировщик Су-24

Бомбовоз Су-24

Су-24

Описание

Фронтовой бомбовоз Су-24 был сотворен в 1960-е годы в ОКБ самого универсального авиаконструктора П.О.Сухого. С самого начала ставилась задачка выстроить боевую машину с маленьким взлётом и посадкой. Сначала пробовали ставить подъёмные движки. Опытнейший самолёт Т6-1 был оснащён 1 маршевым и 4 подъёмными ТРД, также треугольным крылом неизменной стреловидности и сделал 1-ый вылет 2 июля 1967 г.

Но этот путь оказался тупиковым и было решено делать машину с крылом изменяемой стреловидности, что обеспечивало многорежимность самолёта и облагораживало его маневренные свойства. Фактически макет самолёта Т6-2И поднялся в воздух 17 января 1970 г. Пилотировал машину В.С.Ильюшин.

Серийное создание машины началось на Новосибирском авиапроизводственном объединении, где в декабре 1971 г. взлетел головной серийный Су-24, являвшийся 7 макетом. В 1972 г. он был принят на вооружение ВВС СССР, а в конце 1974 года 1-ые Су-24 начали поступать в строевые части. Выпуск длился до 1993 г. и было выстроено около 1200 самолётов разных модификаций. На западе Су-24 стал известен под заглавием «Грузовик с бомбами».

Су-24 предназначен для нанесения ракетно-бомбовых ударов в обычных и сложных метеорологических критериях, деньком и ночкой, в том числе на малых высотах с прицельным поражением наземных и надводных целей в режиме ручного и автоматического управления. На Су-24 применили специальную аппаратуру, позволяющую ему создавать полет с огибанием рельефа местности на высоте 200 метров со скоростью 1320 км/ч. Возможность такового полета существенно повысила выживаемость самолета в бою.

В 1983 был принят на вооружение Су-24М. С 1985 г. на вооружение стала поступать модификация Су-24МК, имеющая новое бортовое электрическое оборудование и систему дозаправки в воздухе. В конце 80-х годов была сотворена новенькая модификация самолета в варианте тактического лазутчика. Самолет получил обозначение Су-24МР.

К моменту распада СССР самолёты всех модификаций состояли на вооружении как ВВС, так и ВМС. С образованием СНГ машины отыскали применение в ВВС Азербайджана, Беларуси, Таджикистана (краткосрочно и, нужно считать, чисто номинально), Узбекистана, Украины, ВВС и ВМС Рф. В ВВС Рф насчитывается около 800 Су-24 разных модификаций, из их 350 машин в авиации ВМФ. В текущее время Су-24М планируется поменять на самолет аналогичного предназначения Су-27ИБ. На начало 1993 года в составе ВВС Рф находилось 540 самолётов Су-24. Не считая того, Су-24МК поставлялись в Алжир, Ирак, Иран, Ливию и Сирию.

Модификации

Су-24 — начальный серийный вариант.

Су-24М — Су-24 оснащённый улучшенной прицельно-навигационной системой ПНС-24 «Тигр», системой дозаправки в воздухе. Макет сделал 1-ый вылет 24 июля 1977 г., а серийное создание началось в 1978 г.

Су-24МК — экспортный вариант Су-24М, отличающийся несколько изменённым БРЭО. Макет был поднят в воздух в 1987 г, а серийная постройка — в 1988 г. Было выпущено около 90 машин.

Су-24МП — самолёт РЭБ,постановщик помех на базе Су-24М. 1-ый вылет в декабре 1979 г., серийное создание с 1983 г.

Су-24МР — фронтовой лазутчик на базе Су-24М, 1-ый вылет в сентябре 1980 г., выпускался серийно с 1983 г.

Су-24Т — дозаправщик

Конструкция

Су-24 — это двухместный высокоплан обычной аэродинамической схемы с высокомеханизированным крылом изменяемой в полёте стреловидности и 2-мя движками с боковыми нерегулируемыми воздухопоглотителями.

Конструкция цельнометаллическая, употребляются в главном дюралевые, также титановый и магниевый сплавы. Кабина герметическая вентиляционного типа — с системой кондиционирования воздуха и кислородным оборудованием, вооружена двойным управлением, что увеличивает безопасность полёта. Лётчик и штурман размещены рядом, один около другого. Створки фонаря открываются вспять — в стороны. Для аварийного покидания машины служат катапультные кресла К-36Д/ДМ.

Шасси самолета трехстоечное, убираемое, с двухскатными колесами. Конструкция шасси позволяет использовать самолет как с бетонных аэродромов, так и с грунтовых полос. В отличии от большинства самолетов на Су-24 использована кабина с поперечным размещением пилотов. Размещение летчиков «плечом к плечу» позволило существенно понизить утомляемость в продолжительном полете и сделать лучше взаимодействие. Кабина вооружена катапультируемыми креслами класса 0-0.

Су-24 оборудован системой дозаправки в воздухе. Самолет построен по традиционной схеме, и представляет собой высокоплан с крылом изменяемой геометрии. Крыло самолета имеет сильную механизацию, включающую предкрылки, выдвижные двухщелевые закрылки и интерцепторы.

В качестве силовой установки использованы ТРДДФ АЛ-21Ф3 с тягой по 7800 кГс на обычном режиме работы и 11200 кГс — на форсированном.

Для уменьшения пробега Су-24 обустроен тормозным парашютом.

Поворотные консоли крыла имеют 4 фиксированных угла стреловидности по фронтальной кромке: 16, 35, 45 и 69°. Недвижный центроплан имеет стреловидность по фронтальной кромке 69°. Горизонтальное оперение — цельноповоротное.

Система управления полётом бустерная, необратимой схемы, с жёсткой проводкой к дифференциальному стабилизатору и рулю направления. Интерцепторы — с электродистанционным управлением.

Целевое оборудование

Су-24 оборудован современным электрическим оборудованием, включающим в себя сильную БЦВМ. На Су-24 в первый раз установлена прицельно-навигационная система «Пума», в состав которой заходит 13 подсистем: импульсно-допплеровский радиолокатор фронтального обзора (РПО) «Орион-А», радиолокатор предупреждения о столкновении (РПС), радиолокационная командная линия (РКЛ) «Дельта ВМТ-6» для внедрения управляемых ракет, пеленгатор «Филин-Н», бортовая цифровая вычислительная система (БЦВС) и др.

На Су-24 устанавливалась прицельно-навигационная система ПНС-24. На Су-24М стоит её улучшенный вариант — ПНС-24М «Тигр» в состав которой входят также 13 подсистем, в т.ч.: импульсно-допплеровская РЛС «Орион-А», РЛС следования рельефу местности «Рельеф», оптико-электронная (лазерно-телевизионная) прицельная система «Кайра-24» для наведения УР, контейнерная станция обнаружения источников радиолокационного излучения «Фантасмогория» и др. Имеющаяся система управления вооружением СУО-1-6М связана с бортовым цифровым вычислителем Ц8У-10-058К. Самолёты также обустроены БКО «Карпаты», включающим в себя станцию предупреждения о радиолокационном облучении СПО-15, теплопеленгатор ЛО-82, станцию постановки активных помех СПС-161, устройство отстрела диполей и термоловушек АПП-50, блок управления.

Вооружение

Су-24 имеет встроенную одну шестиствольную пушку калибра 30-мм (ГШ-30-6) либо 23-мм (ГШ-6-23) с боезапасом 500 выстрелов (зависимо от модификации), расположенную на левом воздухопоглотителе.

Су-24 имеет 8 точек подвески вооружения (4 крыльевых и 4 двухбалочных подфюзеляжных держателя) . Два внешних крыльевых узла подвески независимо от угла стреловидности крыла повсевременно размещены параллельно фюзеляжу.

Наружняя боевая нагрузка общей массой 8100 кг подвешивается на 4 подфюзеляжных и столько же подкрыльевых пилонов. Вероятны последующие её варианты (на Су-24М):

4 УР класса «воздух-поверхность» М-23 либо Х-23М

4 УР аналогичного класса Х-25МР/МЛ

2 противорадиолокационные УР М-28

до 3 УР М-29Л/Т класса «воздух-поверхность»

2 УР «воздух-РЛС» Х-31П

2 противорадиолокационные УР Х-58У/Е

2 УР «воздух-поверхность» Х-59

до 6 блоков УБ-32 по 32 57-мм НУРС С-5

до 6 блоков Б-8М по 20 80-мм НУРС С-8

до 6 блоков Б-13 по 5 122-мм НУРС С-13

4 240-мм НУРС С-24

4 340-мм НУРС С-25

4 корректируемые авиабомбы КАБ-500Л/КР

2 корректируемые авиабомбы КАБ-1500Л/ТК

34 100-кг авиабомбы ФАБ-100

30 250-кг авиабомб ФАБ-250

9 500-кг авиабомб ФОБ-500М54/М62

7 зажигательных авиабомб ЗБ-500Ш/ГД

6 объёмно детонирующих авиабомб ОДРБ-500П

8 разовых бомбокассет РБК-250

4 разовые бомбокассеты РБК-500

7 универсальных контейнеров КМГУ

3 навесные пушечные установки СППУ-6 с 23-мм шестиствольными пушками 9А-620 или 9А-768 с боезапасом в 500 выстрелов

2 3000-л и 1 2000-л ПТБ

до 4 УР малой дальности Р-60 для самообороны от воздушного противника

Боевое применение

1-ый узнаваемый факт боевого внедрения Су-24 ВВС СССР имел место в ноябре 1975 г., при угнетении восстания на СКР ДКБФ «Сторожевой».

Русские Су-24 эпизодически применялись во время войны в Афганистане, действуя с аэродромов, расположенных на местности СССР. Они наносили бомбовые удары со средней высоты (около 5500 м) за пределами досягаемости зенитных ракет переносных комплексов «Редай», только-только показавшихся у моджахедов. Базировались самолёты в Термезе (Узбекистан) и на других приграничных аэродромах.

Азербайджанские самолёты привлекались к роли в боевых действиях карабахского конфликта 1992-94 гг. Узбекские и объявленные таджикскими Су-24 использовались в процессе боевых действий штатской войны в Таджикистане, где в мае 1993 г. местными моджахедами был сбит 1 самолёт.

Русские машины применялись также в боях чеченской войны. При всем этом был потерян один Су-24.

С украинскими самолётами связан эпизод, явившийся одной из «первых ласточек» усложнения российско-украинских отношений, когда 6 машин было угнано в Россию экипажами, не принявшими образование независящего украинского страны.

В других странах Су-24 боевого внедрения не имели. В процессе войны в Персидском заливе все иракские машины были перегнаны в Иран, где они были включены в состав местных ВВС.

Свойства Су-24 Су-24М

Обозначение НАТО «Fencer» («Фехтовальщик», «Беговая лошадь»)

Экипаж 2 человека 2 человека

1-ый вылет 17 января 1970 г. 24 июля 1977 г.

Год принятия на вооружение 1974 1978

Размеры

Су-24 Су-24М

Размах крыла, м 10.37 / 17.64 10.366 / 17.638

Длина самолета, м 24.53 24.53

Высота самолета, м 6.19 6.193

Площадь крыла 51.02 / 55.17 м2 51.024 / 55.168 м2

Массы и нагрузки

Су-24 Су-24М

Масса, кг пустого 22320 22300

горючего 16440 16440

наибольшая взлётная 39700 39570

Силовая установка

Су-24 Су-24М

Движки 2x ТРДФ АЛ-21Ф-3А НПО «Сатурн» 2x ТРДФ АЛ-21Ф-3А НПО «Сатурн»

Тяга, кГс нефорсированная 2х7800 2х7800

форсированная 2х11500 (112001) 2х11500 (112001)

Лётные данные

Су-24 Су-24М

Наибольшая скорость, км/ч у земли 1320 1365

на высоте 2240 2120 (высота 13000 м)

Потолок высоты, м 17100 17000

Боевой радиус деяния, км 560

Радиус деяния на малой высоте, км без ПТБ 560

с ПТБ 1250

Практическая дальность, км 4270 (38001) 2850

Длина разбега, м 850-900

Длина пробега, м 800-850

Наибольшая эксплуатационная перегрузка +6

1. — по другим данным

————————————————————————

Бомбовоз Су-24

Су-24

[править]Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к: навигация, поиск

Су-24

Предназначение: фронтовой бомбовоз

1-ый полёт: 17 января 1970

Принят на вооружение: 1975

Производитель: ОКБ Сухого

Свойства

Экипаж: 2 чел

Макс. скорость у земли: 1400 км/ч

Макс. скорость на высоте: 1700 км/ч

Боевой радиус: 600 км

Дальность полёта: 3055 км

Практический потолок: 11000 м

Размеры

Длина: 22,67 м

Высота: 5,92 м

Размах крыльев: 17,64 (10,37 сведённых) м

Площадь крыльев: 55,16 (51,02 сведённых) м²

Масса

Пустой: 21200 кг

Снаряжённый: 32300 кг

Макс. взлётная: 39700 кг

Силовая установка

Движки: 2 х ТРДФ АЛ-21-ФЗ

Тяга (мощность): 2 х 7800 кгс

Вооружение

Стрелково-пушечное вооружение: 1 х 23мм, ГШ-6-23М

Боезапас: 500

Кол-во точек подвески: 8

Масса навесных частей: 7000 кг

Бомбы от 100 до 1500 кг, разовые бомбовые кассеты либо контейнеры компактных грузов КМГУ-2.

Блоки НАР калибром от 57 до 370 мм.

УР класса «воздух-воздух» Р-55

УР воздух-поверхность Х-23 и противорадиолокационные УР Х-28 и Х-58.

до 3-х подвижных установок СППУ-6 с ГШ-6- 23М.

Страны, в каких Су-24 состоит на вооружении.

Су-24 в трёх проекциях.

Су-24 (Fencer по систематизации НАТО) — русский и русский фронтовой бомбовоз с крылом изменяемой стреловидности, созданный для нанесения ракетно-бомбовых ударов в обычных и сложных метеоусловиях, деньком и ночкой, в том числе на малых высотах с прицельным поражением наземных и надводных целей.

1-ый полёт состоялся 17 января 1970 года. Принят на вооружение 4 февраля 1975. На базе самолета сделаны модификации — лазутчик и постановщик помех. Су-24 оборудован системой дозаправки в воздухе.

Серийное создание всех модификаций прекращено в 1993 году. Всего было выпущено около 1200 самолётов этого типа в разных модификациях, из их более 770 в модификации Су-24М и её производных вариантах.

По данным на 2007 год в ВВС Рф насчитывается около 800 Су-24 разных модификаций, из их 350 машин — в авиации ВМФ[1].

Содержание [убрать]

1 Места базирования русских Су-24

2 Модификации

3 Авиакатастрофы

4 Примечания

5 См. также

6 Ссылки

[править] Места базирования русских Су-24

Авиабаза Джида — 2-й гвбап

Авиабаза Сиверский-2 — 67-й бап

Авиабаза Хурба — 277-й бап

Авиабаза Верино — 302-й бап

Авиабаза Воронеж — 455-й бап

Авиабаза Морозовск — 559-й бап

Авиабаза Смуравьево — 722-й бап

Авиабаза Ейск — 959-й бап

Авиабаза Мариновка — 11-й орап (Су-24МР)

Авиабаза Шаталово — 47-й орап (Су-24МР)

Авиабаза Мончегорск — 98-й орап (Су-24МР)

Авиабаза Возжаевка — 293-й орап (Су-24МР)

Авиабаза Бада — 313-й орап (Су-24МР)

Авиабаза Варфоломеевка — 799 орап (Су-24МР)

Авиабаза Лебяжье — 1-й уапиб

Авиабаза Липецк — 968-й иисап (несколько)

[править] Модификации

Су-24М, 1-ый полёт в 1976.

Су-24МП, 1-ый полёт в декабре 1979.

Су-24МР, 1-ый полёт в сентябре 1980.

Су-24МК, 1-ый полёт в 1987.

Су-24М2, 1-ый полёт в 2001. Установлена новенькая навигационная система, которая за счёт интеграции данных поступающих от разных источников позволяет производить долгий полёт на высотах 30-50 м (краткосрочно — 10-30м). Расширена номенклатура высокоточного орудия, в состав которого сейчас входят ракеты Х-31П и Х-59М[2].

[править] Авиакатастрофы

В 2006 году в Рф разбилось сходу два Су-24 — в Приморье и под Воронежем. В первом случае авиакатастрофа произошла из-за нехороших метеоусловий, во 2-м — из-за отказа системы управления 1-го из агрегатов самолета.[1]

23 августа 2007 года в Хабаровском крае разбился Су-24 русских вооружённых сил. Пилоты удачно катапультировались.[1] Сразу после авиакатастрофы главкома ВВС Рф временнно остановил все полёты самолётов данного типа до выяснения обстоятельств катастрофы[3].

[править] Примечания

↑ 1 2 3 «РБК», «На Далеком Востоке разбился фронтовой бомбардировщик», 23 августа 2007

↑ airwar.ru, «Су-24М2»

↑ «Газета.Ru», «ВВС Рф остановили полеты Су-24», 23 августа 2003

[править] См. также

Дополнительные иллюстрации

доступны на Викискладе?Бомбовоз

http://images.гугл.ru/imgres?imgurl=http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/e8/SUKHOI_Su-24_FENCER.png/350px-SUKHOI_Su-24_FENCER.png&imgrefurl=http://ru.wikipedia.org/wiki/%25D0%25A1%25D1%2583-24&h=235&w=350&sz=25&hl=ru&start=17&um=1&tbnid=K2ykaJU8-M_j9M:&tbnh=81&tbnw=120&prev=/images%3Fq%3D%25D1%2581%25D1%2583-24%26svnum%3D10%26um%3D1%26hl%3Dru%26newwindow%3D1%26rls%3DGFRD,GFRD:2007-40,GFRD:ru%26sa%3DN

Другие статьи:
Интернет журнал НЛО МИР

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

*

code

Редакция рекомендует

close
x