Тралы на минных полях

Тралы на минных полях

Издавна отмечено, что борьба снаряда и брони всегда идет с опережением со стороны снаряда. Так и развитие средств противоминной борьбы несколько отстает от развития самих мин и систем минирования.

Самый надежный метод установки, «вручную», оптимален для отдельных мин и фугасов либо группы мин, но при организации минного поля издержки времени и риск для личного состава возможно окажутся непозволительно значительны.

Это породило необъятную номенклатуру средств механизации минирования. Комдив Д.М. Карбышев еще в 1939 году писал, что установка мин может выполняться «специальными минными заградителями», также с грузовых машин либо тракторных прицепов. Но в годы Величавой Российскей войны подобные приспособления не очень обширно использовались. Хотя эта война показала, что оперативность постановки МВЗ и маневра ими тотчас более принципиальна, чем маневр огнем артиллерии. После нее заградители прошли большой путь развития — от прицепных минных раскладчиков вроде российских ПМР-1 и -2 до самоходных минных заградителей. Посреди наилучших считается российский ГМЗ-3. Он выполнен на бронированном гусеничном шасси, экипажу не требуется при работе выходить наружу, МВЗ потому могут быть установлены прямо в зоне огня противника. Мины с контактным либо неконтактным взрывателем при помощи особых устройств и внешнего транспортера подаются из кассеты с установленным промежутком на грунт; если же их необходимо «закопать», в дело вступают плужное и маскирующее устройства. Перевод мин в боевое положение ГМЗ-3 производит автоматом. За 30 минут таковой заградитель способен установить минное поле на фронте 2,5—3 километра.

Фактор внезапности

Ну а почему бы не «приблизить» мину к противнику, подобно бомбе, ракете либо снаряду, при этом сделать это в один момент? Естественно, мины еще не научились сами закапываться и маскироваться, и при дистанционном минировании ставятся внаброс — открыто. Таковой способ резвого минирования рассматривался еще сначала 1930-х годов, а установка внаброс германцами мин с самолетов в годы 2-ой мировой войны оказалась довольно действенной. Но для полной реализации способа потребовалось решить ряд непростых задач, сделать новое поколение мин и средств их доставки. Сначала 1980-х годов произошел высококачественный скачок: на вооружении появились авиационные, артиллерийские и инженерные системы дистанционного минирования. МВЗ перевоплотился в средство решения оперативных задач — они лишают противника подвижности, заблокируют его войска и делают неприменимыми к эксплуатации объекты (аэродромы, к примеру) на большенном расстоянии и в очень сжатые сроки.

Системы дистанционного минирования многообразны, но все основаны на сочетании кассетных боеприпасов, противотанковых и противопехотных мин и аппаратуры управления. Отстрел кассет может выполняться на маленькую дальность в 10-ки метров — как, к примеру, у российского переносного комплекта минирования ПКМ, самоходного универсального заградителя УМЗ либо английского «Шильдер». Заградитель УМЗ несет на для себя 6 полноповоротных контейнеров по 30 кассет в каждом, может установить минное поле, скажем, из противопехотных осколочных мин ПОМ-2 протяженностью 5 000 метров по фронту, из противотанковых ПТМ-3 — 600 метров, глубина поля составит от 15 до 240 метров.

Тралы на минных полях

Английский самоходный минный заградитель FV125 «Шильдер» за работой. 6 поворотных установок по 12 направляющих для минных кассет позволяют устанавливать минные поля различной конфигурации

Артиллерийские системы дистанционного минирования выполнены на базе штатных гаубиц и реактивных систем залпового огня и способны поставить минное поле на существенно большем удалении. Скажем, китайская реактивная система минирования Тип 84, конструктивно напоминающая советскую РСЗО «Град», включает 24 направляющих калибра 122 мм и может в одном залпе установить 192 противотанковых противоднищевых либо 3 072 фугасных противопехотных мин на дальности 7 000 метров.

Еще далее действуют авиационные системы минирования в виде кассетных авиабомб, сбрасываемых на малой высоте и «рассеивающих» мины над данным районом. Вертолетные системы минирования, вобщем, сначала имели самое обычное устройство. На русском вертолете Ми-4, к примеру, монтировали лоток для сброса мин. А китайцы укладывали мины с парашютами штабелями и в подходящий момент вручную сталкивали в лючок. Позже появились системы, производящие в полете отстрел стандартных кассет с минами. Скажем, русская система минирования ВСМ-1, созданная для установки мин с вертолета Ми-8МТ, включает 116 унифицированных кассет с противопехотными минами ПОМ-2 либо противотанковыми ПТМ-3, может за 40 секунд установить минное поле протяженностью от 400 до 4 000 метров.

Любознательный читатель резонно сделает возражение, что поставленные внаброс мины увидит даже не самый внимательный наблюдающий — и все таки преодоление минного поля, «накрывшего» войсковую часть либо в один момент образовавшегося на ее пути, оказывается не таким обычным делом. Даже если только 4-ая либо 5-ая часть мин снабжена элементом неизвлекаемости, разминирование востребует времени. Не подходят впору резервы, опоздает удар авиации, будут перекрыты пути отхода либо сорвется маневр силами по фронту. А это означает — мины выполнили свою задачку, даже не взрываясь.

Со щупом в руке

Нередко обнаруживают мины по демаскирующим признакам либо при помощи щупов, в качестве которого может употребляться и штык, но обычно без особых средств инженерной разведки не обойтись. Более известны и всераспространены посреди последних индукционные миноискатели, рассчитанные на поиск объектов, содержащих железные детали. 1-ые конструкции таких устройств появились еще в годы Первой мировой войны. Правда, тогда они предназначались для поиска неразорвавшихся боеприпасов, коих оставалось на полях боев величавое огромное количество. Один из первых серийных образцов переносного миноискателя был принят на вооружение в СССР в 1938 году. Но опыт советско-финляндской войны, а потом и Величавой Российскей принудил значительно усовершенствовать конструкцию миноискателей. За прошедшие десятилетия индукционные миноискатели прошли большой путь развития, связанный с конфигурацией элементной базы и алгоритмов обработки сигнала.

Основной составной частью хоть какого миноискателя является поисковый элемент — датчик, регистрирующий вид аномалии, вызванной присутствием постороннего тела в грунте.

Тралы на минных полях

300-мм кассетный реактивный снаряд 9М55К4 к реактивной системе залпового огня «Смерч», СССР/Наша родина. Снаряд предназначен для оперативной дистанционной постановки противотанковых минных полей и содержит кассеты КПТМ-3 с противоднищевой миной ПТМ-3. Количество мин в боевой части 1-го снаряда — 25, дальность стрельбы — от 20 до 70 км

Поисковый элемент индукционного миноискателя связан с генератором электрических колебаний, создающим локальное электрическое поле. Находящийся в грунте железный предмет вызывает возмущение электрического поля, оператор фиксирует это по изменению звука в наушниках, загоранию лампы, отклонению индикаторной стрелки. Для работы в грунтах, насыщенных осколками боеприпасов и другими металлическими предметами, также для поиска мин с маленьким содержанием металла индукционным миноискателям требуются устройства селекции.

И они появились — благодаря быстрому прогрессу микросхемотехники и развитию алгоритмов формирования и обработки сигналов. Так, к примеру, интегрированная микропроцессорная система управления селективного индукционного миноискателя ИМПС позволяет автоматом настраивать прибор в процессе ведения поиска, стремительно поменять режим его работы, вручную задавать класс объектов для их селективного поиска. Не считая звукового сигнала современный миноискатель может выдать и визуальную информацию о классе найденного объекта.

Одним из наилучших миноискателей, используемых в различных странах мира, считается австрийский AN-19/2 — его модификации используют в Швеции, ФРГ, Англии, Италии, Нидерландах, Канаде, США (под обозначением AN/PPS-12). Это индукционный миноискатель импульсного типа: на круглую двойную поисковую рамку подается импульсный электронный ток, электрическое поле вызывает в железных компонентах боеприпасов вихревые токи, создающие вторичное поле, которое возбуждает сигнал в приемных контурах поискового устройства. Сигнал обрабатывается электрическим блоком и подается на головные «телефоны». Железная деталь массой 0,15 грамма будет найдена на дальности до 10 см, железная противотанковая мина — до полметра. Но это не главное: в электрическую схему английского миноискателя MD8 включены два процессора, обеспечивающих не только лишь повышение чувствительности миноискателя, да и обнаружение малых масс металла поблизости огромных масс. Он способен на удалении 10 см найти деталь из нержавеющей стали массой 0,05 грамма рядом с полутонным железным объектом. Это упрощает обнаружение минирования железных и железобетонных зданий, позволяет обнаруживать пластмассовые мины поблизости железных (таким расположением часто маскируют мины). В германском 2FD 4.400 реализована работа сразу на 2-ух частотах, что позволило скооперировать высшую чувствительность со способностью распознавать объекты, к примеру, в грунтах с магнитными включениями. Интегрированный процессор производит автоматическую перестройку режима работы при меняющихся параметрах грунта. Считается, что предстоящее развитие алгоритмов обработки сигналов позволит намного поднять свойства миноискателей даже без конфигурации их датчиков.

Уменьшение массы металла в минах принуждает находить другие принципы их поиска. К примеру, использовать радиоволновые миноискатели, представляющие из себя, на самом деле, радиолокатор, излучающий сверхвысокочастотный сигнал (частотой 2,0 гигагерца и поболее) и анализирующий сигнал, отраженный от объектов. Объект выделяется и идентифицируется по его диэлектрической проницаемости, а означает, миноискатель накрепко находит мины как с железным, так и с неметаллическим корпусом.

Тралы на минных полях

Нелинейный сенсор ИНМ для дистанционного обнаружения мин с неконтактными электрическими взрывателями, Наша родина. Масса рабочего комплекта — 11 кг, дальность — до 5 м

В 1970-е годы развернулись работы по нелинейной радиолокации. В ее базе лежат характеристики частей с нелинейными чертами (к ним относятся, а именно, транзисторы, полупроводниковые диоды и триоды). При облучении их СВЧ-сигналом в отраженном сигнале возникает не только лишь основная гармоника несущей частоты, да и более высочайшие гармоники. Настроив приемник на прием 2-ой и третьей гармоник зондирующего сигнала, можно обнаруживать под слоем грунта, в стенках и т.д. даже выключенные электрические схемы, включая неконтактные взрыватели мин либо приборы дистанционного управления фугасами. Скажем, портативный нелинейный радиолокатор «Родник 23К» позволяет обнаруживать объект на удалении от 0,3 до 6 метров (зависимо от типа устройства и преграды) и определять положение с точностью до 1 сантиметра. В Афганистане, Абхазии, Чечне отыскал применение нелинейный локатор, узнаваемый как «искатель неконтактных мин» ИНМ. Также на Северном Кавказе прошел тесты нелинейный локатор NR 900 EK «Коршун». Не считая селекции сигналов от полупроводниковых и железных переходов (что позволяет накрепко выделять радиоуправляемые взрыватели даже на местности, засоренной железным мусором) в «Коршуне» учли и требование удобства работы оператора — в его руках только маленькая антенна, а приемопередающий блок расположен в разгрузочном жилете. Для поиска заглубленных взрывных устройств в Чечне был испытан также георадар серии «ОКО-2».

Необходимо отметить, что возможность срабатывания взрывателя при приближении хоть какого «активного» — индукционного (с непрерывным либо импульсным сигналом), радиоволнового, нелинейного — миноискателя просит, чтоб дальность обнаружения мины превосходила дальность срабатывания датчика цели либо устройства самоликвидации. А для этого нужны расширение динамического спектра, новые методы формирования зондирующего и обработки принятого сигнала.

Одна из возлюбленных тем изобретателей — совмещение поискового элемента миноискателя с подошвой солдатской обуви. Но навряд ли боец, движущийся на поле боя, успеет среагировать на сигнал и не наступить туда, куда уже двигалась его стопа.

Зато тепловизионная аппаратура, работающая в спектре длин волн 8—12 микрон и воспринимающая собственное термическое излучение объекта, полностью отыскала для себя применение. Она позволяет обнаруживать замаскированные «инородные» объекты по их термическому контрасту с фоном. В Рф ведется разработка прибора для обнаружения взрывчатых веществ на базе фотоядерного способа. Сущность его заключается в определении в обследуемом объеме завышенной концентрации азота и углерода — хим частей, составляющих базу всех современных боевых ВВ. В Рф же сотворен эталон для поиска мин способом квадрупольного магнитного резонанса, где детектирование взрывчатых веществ делается по поглощению радиоволн, частота которых специфична для веществ данного типа. Схожий лабораторный прибор представлен и в США.

Машина-миноискатель

Для ускорения поиска мин на маршрутах движения войск создаются подвижные миноискатели на самоходном шасси. Южноамериканский набор миноискателя WC-324 либо германский ML 1750, к примеру, могут устанавливаться на 0,25-тонном автомобиле.

В подвижном миноискателе «Джамбо», разработанном в Австрии для Министерства обороны Канады, употребляется электрическая схема, подобная переносному миноискателю AN-19/2, но поисковое устройство включает 8 контуров и позволяет вести поиск в полосе шириной 6 метров. Устанавливается оно на дистанционно управляемой машине. Вообщем внедрение безэкипажных машин, нередко называемых «роботами-саперами» (а разработка таких машин, кстати, началась еще в 1920-е годы), стало принципиальным направлением развития инженерной техники. Но это — тема отдельного разговора.

Нередко одну машину оснащают комплексом разнородной аппаратуры — индукционной, оптико-электронной, тепловизионной, радиолокационной. Сочетание разных способов обнаружения при цифровой обработке получаемой инфы позволяет в реальном масштабе времени получать более полную и достоверную информацию, повысить возможность обнаружения мин. А оснащение подвижных миноискателей спутниковой системой навигации — поточнее фиксировать обнаруженные МВЗ. При всем этом рабочая скорость подвижного миноискателя будет соответствовать средней скорости передвижения войск по дорогам.

Америкосы при разминировании местности Кувейта после операции «Буря в пустыне» использовали установленную на самолете «Бичкрафт» РЛС с синтезированной апертурой для поиска заглубленных мин. Приобретенное изображение сопоставлялось с хранящимися в базе данных радиолокационными изображениями разных мин и боеприпасов. Разработана в США и аппаратура COBRA для поиска наземных мин при помощи низколетящего беспилотного аппарата. Ее основой стала камера многоспектральной съемки (включая инфракрасный и ультрафиолетовый участки диапазона). Обработка снимков местности, приобретенных в различных спектрах, быстродействующим бортовым компом позволяет выявлять МВЗ уже за время просвета над местностью.

Четырехногие саперы

Со времен 2-ой мировой войны одним из самых надежных «миноискателей» остается собака. Мина либо фугас могут не иметь железных деталей, могут даже не иметь соответствующей формы. Но они непременно содержат взрывчатое вещество, в состав которого входят определенные соединения, которые собачий нюх выделит на фоне других запахов. Вопреки всераспространенной легенде при подготовке собак-«миноискателей» не надо «подмешивать им взрывчатку в пищу». Довольно положить чего-нибудть смачное, скажем, на ящик с тротиловыми шашками. А германские кинологи, к примеру, предложили поменять последовательное обучение собак различению аромата 10-ка более всераспространенных ВВ «натаскиванием» на запах всего 1-го органического ВВ — октогена: они убеждены, что после чего собака будет отыскивать хоть какое ВВ, от пороха до тротила.

Собаки стали верными спутниками саперов в современных войнах, контртеррористических операциях, также на гуманитарных разминированиях. Довольно вспомнить, как в Афганистане в голове колонн двигались БТР с готовыми к работе саперами и непременно с собаками на броне. Кстати, по две собаки брали не поэтому, что «они нередко подрывались» — просто в горячем климате они стремительно устают.

В Южной Африке разработали систему MEDDS: на автомобиле установлена аппаратура для автоматического взятия проб воздуха и их маркировки. После проезда определенного участка пробы дают понюхать собаке, и на место подозрительной пробы отправляют саперов. Считается, что помещение собаки в относительном комфорте ускоряет работу в четыре раза против обыденного «прочесывания» местности сапером-вожатым с собакой.

Появились, вобщем, и другие кандидаты на роль «живых миноискателей». Так, Марокко в марте 2003 года предлагало навести в Ирак для поиска мин… отряд специально обученных обезьян.

Ну а что делать с уже разведанным минным полем? Полное разминирование местности принципиально и нужно, но просит много времени и сил. Войскам же, чтоб выполнить боевую задачку, необходимо преодолевать МВЗ противника с может быть большей скоростью.

Известны три главных метода проделывания проходов в МВЗ — вручную, механический (тралением) и взрывной. 1-ый метод самый надежный, да и самый страшный и долгий. Все же в критериях «минной войны» нужно иметь приготовленную и снаряженную группу разграждения в каждом мотострелковом либо танковом батальоне, артиллерийском дивизионе, а время от времени — в каждой роте и батарее. Познание главных приемов постановки, поиска и обезвреживания мин издавна стало нужным для каждого бойца. Еще в годы Величавой Российскей войны проводили «частичное осаперивание пехоты» — так называли подготовку отобранных групп пехотинцев для решения задач саперов. Правда, как познание основ меткой стрельбы не делает хоть какого стрелка снайпером, так и познание основ минного дела еще не делает бойца квалифицированным сапером.

Тралы на минных полях

Колейный минный трал КМТ-5 на танке Т-55 (установлены только катковые секции и цепь для траления штыревых противоднищевых мин), СССР/Наша родина. Масса одной катковой секции 2 265 кг. Средняя скорость траления 8—12 км/ч. Могли крепиться также две ножевые секции и кассета для установки пиротехнических сигналов, обозначавших проход в минном поле

Наземные тральщики

Наземные минные тралы (до того вопрос траления мин вставал только перед флотом) появились уже в конце Первой мировой войны. Тогда же обусловились главные направления их развития, потом уточнявшиеся и, если можно так сказать, «ветвившиеся», как того добивались все более различные и сложные задачки инженерных войск. 1-ые эталоны русских минных тралов были сделаны в 1934 году, а в 1942-м для танка Т-34 был сотворен успешный катковый колейный минный трал ПТ-3.

После войны колейные минные тралы получили наибольшее распространение. Они рассчитаны на то, что передвигающиеся за танком-тральщиком машины пойдут по его колеям — для их обозначения употребляются особые указки, метки светящейся краской, пиросигналы. Развитие колейных тралов шло по двум главным фронтам: подвесные тралы к штатным боевым машинам для преодоления ими минных полей без помощи других и создание особых машин с комплектом катково-ножевых тралов для проделывания проходов в минных полях и ведения инженерной разведки маршрутов движения войск.

Действие каткового минного трала основано на разработке давления, достаточного для срабатывания взрывателя противотанковой мины. Для этого делают катки как может быть томными, выносят очень вперед центр масс трала, через гидропневматические устройства передают на трал часть веса машины, на который он установлен. Чтоб трал как можно поточнее копировал профиль местности, колейная секция набирается из нескольких катков, любой из которых имеет некое перемещение по вертикали. Трал может быть взрывоустойчивым, как, к примеру, КМТ-7, чей каток выдерживает взрыв противотанковой мины. Да и невзрывоустойчивый трал имеет свои плюсы. Скажем, у трала «Парнас» каток со звеном подвески отрывается взрывом, забирая при всем этом значительную долю его энергии, но маленькие катки лучше копируют местность, а трал имеет набор сменных рабочих органов, к тому же добавляющий ему нужный вес. Кстати, трал «Парнас», как и трал «Кольцо-2» (для БМП), получил уникальные катки с подвешенными на обод ботинками. Ботинок наращивает время воздействия трала на мину — этого востребовал опыт борьбы в Афганистане с итальянскими минами с пневмомеханическими взрывателями.

Тралы на минных полях

Ножевой колейный минный трал КМТ-8 с электрической приставкой ЭМТ, СССР/Наша родина. Любая секция трала включает отвал с 3-мя основными и 3-мя дополнительными ножиками. Для траления противоднищевых мин служат две поперечные штанги. Общая масса трала — 1 000 кг, ширина колей траления — 2х600 мм, скорость траления — до 15 км/ч. Масса комплекта ЭМТ — 250 кг

Еще одна любознательная особенность русских тралов, сделанных в 1980-е годы СКБ-200 челябинского завода «Станкомаш» (ведущего КБ по созданию танковых минных тралов) — ножи-корчеватели, призванные разрушать нажимные крышки пластмассовых мин и провода управления минами и фугасами. Но не стоит путать их с ножевыми тралами.

Ножевые тралы, погружаясь в грунт, подобно плугу, «выглубляют» и убирают мины в стороны от направления движения танка. Рабочим органом такового трала является отвал с несколькими ножиками. Ножевые тралы сравнимо легки, малогабаритны и позволяют наступающим подразделениям преодолевать минные поля в боевых порядках. Отсюда целая серия российских ножевых колейных минных тралов — КМТ-4 и 4М, КМТ-6, КМТ-8 для танков, КМТ-10 для БМП. За рубежом получили развитие ножевые тралы как колейные, так и проделывающие широкий сплошной проход — вроде южноамериканского трала FWMR, английского SMCS либо израильского FDMP. Кстати, трал FWMR разработали после операции «Буря в пустыне» — на мягеньких и сыпучих грунтах ножевые тралы оказались куда эффективнее катковых. Комфортны они и при снежном покрове. Но на плотных и каменистых грунтах работать не могут.

А вот англичане, к примеру, давно уделяют огромное внимание бойковым тралам. На поднятый над землей горизонтальный барабан крепятся цепи с грузиками, барабан раскручивается, цепи с силой лупят по грунту и или принуждают мины сработать, или отбрасывают их. Траление достаточно накрепко, но работа трала просит отбора мощности у мотора машины-тральщика (вобщем, установка хоть какого трала просит от тральщика припаса мощности) и сопровождается густой заавесью пыли и комьев земли, которая уже сама по для себя задерживает движение.

Тралы на минных полях

Защитный набор сапера «Дублон», Наша родина. Обеспечивает защиту головы и тела (радиальную), также конечностей (впереди) от деяния мин типа ПМН-2 (с дистанции 1 м), при дополнительном бронировании — от осколков МОН-50 — с 10—15 м, МОН-90 — с 15—25 м, также от пуль автоматов АКМ и АК-74

Разработка минных тралов и комплексов разминирования местности шла тем успешнее, чем больший опыт противоминной борьбы имелся. Характерен в этом плане таковой эпизод. Армия США вложила немалые средства в разработку и тесты катковых тралов. Но когда в 1973 году в США с Близкого Востока доставили трофейный русский трал ПТ-54, а два года спустя — КМТ-5, там приостановили ряд собственных проектов и за пару лет сделали подвесной трал для танков М60 и М1 на базе русских образцов. И жалели только, что новый трал недостаточно универсален — нуждается в «ножевом» дополнении, да еще, дескать, цепь, провешенная меж катковыми секциями для инициирования штыревых взрывателей противоднищевых мин, цепляется за бугорки и пни. Америкосы просто были не в курсе, что в СССР катковый трал КМТ-5 употребляется в комплексе со съемным ножевым КМТ-4, что цепь уже заменена поперечными отгибаемыми штырями, а не считая того, разработана электрическая приставка.

Электрическая приставка ЭМТ включает два больших соленоида. При пропускании через их импульсного тока они делают перед танком меняющееся по напряженности магнитное поле, эквивалентное магнитному полю передвигающегося танка. ЭМТ вызывает срабатывание магнитных взрывателей мин не поближе 1 метра от магнита и при скорости тральщика до 15 км в час тралит сплошную полосу шириной 4 метра.

Русские спецы вначале исходили из того, что ни одно средство проделывания проходов в МВЗ не дает стопроцентного результата (как ни одно МВЗ не обладает стопроцентной эффективностью) и требуется их всеохватывающее применение. В текущее время проходят работы над рабочими органами для траления противобортовых и противокрышевых мин. Для борьбы с противобортовыми минами, к примеру, предназначено устройство УТБМ-4, применяемое в комплексе с другими тралами.

Примером специальной инженерной машины с высочайшей эффективностью траления мин, высочайшей защищенностью и противоминной стойкостью стали машины серии БМР — «бронированная машина разминирования». БМР-3 и БМР-3М на шасси танка Т-90 оснащаются колейным катковым минным тралом КМТ-7 с электрической приставкой ЭМТ. Сама БМР имеет мультислойное бронирование днища, особое крепление оборудования и мест экипажа для большей «выживаемости» при подрыве, набор подвесной динамической защиты. Многодиапазонный передатчик помех перекрывает работу радиоуправляемых взрывных устройств. Машина возит с собой два комплекта миноискателей, набор разминирования, личный защитный набор сапера «Дублон», носимые передатчики помех, которые стали уже обычным оснащением инженерных подразделений. Скажем, в Чечне в группы разведки и разминирования включали БМП либо БТР с передатчиком помех РП-377(Б).

Тралы на минных полях

Самоходный бойковый минный трал «Аадварк» («муравьед») на бронированном шасси полугусеничного трактора, Англия (рабочие органы, очевидно, сменные, кабина экипажа очень удалена от самого трала)

Техника «уборки»

Системы дистанционного минирования породили необыкновенную категорию тралов. Опасность в один момент оказаться «накрытым» минным полем просит наличия в любом механизированном подразделении легкого, стремительно монтируемого подвесного трала, позволяющего очистить путь от установленных внаброс мин. У израильского трала SMCD, монтируемого на легкую бронированную либо небронированную машину, рабочим «органом» служат две балки, установленные углом вперед и несущие любая рамку с натянутыми в несколько рядов проволоками, что припоминает арфу. Проволоки сдвигают мины в стороны, а в случае подрыва заместо разрушенных проволок вступают в дело последующие. В другом израильском трале LIME применен набор скользящих по дорожному покрытию упругих башмаков. Так как системы дистанционного минирования, вероятнее всего, «накроют» подразделение на марше, создание таких «дорожных» тралов полностью оправдано. Английский трал COMIRO припоминает уборочную технику еще более: рабочим органом ему служит мощная железная спираль — вращаясь, она должна сдвигать мины в стороны, как шнек.

В Рф разработан легкий сетевой трал, применимый для работы и вне дорог с жестким покрытием. На раме подвешена сеть из железных цепей, по нижнему краю которой подвешены железные втулки. Втулки волокутся по земле и или отбрасывают мины, или подрывают, при этом взрыв не повреждает сеть в целом.

Для траления дистанционно установленных мин можно использовать и средства находящиеся под рукой вроде деревьев-волокуш, катков из бревен.

Разминирование взрывом

Со времен Первой мировой войны в инженерных войсках отыскали применение удлиненные заряды взрывчатых веществ. Правда, тогда с помощью их проделывали проходы в многорядных проволочных заграждениях. Но с течением времени их стали укладывать и на минные поля. Средства взрывного разминирования получили развитие в годы 2-ой мировой войны и в период после войны. Главные плюсы взрывного метода — быстрота проделывания проходов и ликвидация мин разных типов — отвечают и требованиям высочайшей мобильности, и обилию минного вооружения.

Доставить удлиненный заряд на минное поле можно разными методами, но часто встречающийся — при помощи маленьких реактивных движков. Взрыв заряда или разрушает, или принуждает сработать (ударной волной) заложенные рядом мины. Правда, образованный проход для надежности очищают от уцелевших мин саперы либо танк-тральщик. Тем паче что взрыватели современных мин стараются делать взрывоустойчивыми.

Тралы на минных полях

Установка разминирования УР-77 в работе, СССР/Наша родина. Боекомплект установки — два удлиненных заряда разминирования. Длина заряда — 93 м, дальность подачи заряда — УЗП-77 — 200 и 500 м, длина прохода в противопехотном минном поле (УЗП-77) — 80—90 м, ширина — 6 м, время проделывания прохода — от 3 до 8 минут. Расчет — 2 человека

Современные удлиненные заряды разминирования многообразны по своим размерам, размерам проделываемых проходов, методам внедрения. Скажем, российская переносная установка разминирования УР-83П подает удлиненный заряд при помощи реактивного мотора с легкой пусковой рамы на дальность 440 метров, а длина проделываемого прохода добивается 100 метров. Набор разминирования ЗРП-2 весит 50 кг и носится бойцом в виде портфеля, заряд запускается с грунта и делает в минном поле тропу глубиной около 50 и шириной 0,4 метра.

Для проделывания маленьких проходов для пехоты употребляется и обыденный детонирующий шнур, как в английском заряде ROMANS. Для расширения проходов пробовали «набрасывать» на минное поле сетку из детонирующего шнура, но удавалось это только буксировкой за танком-тральщиком — при подаче реактивными движками сетка запутывалась.

Проделывания проходов для прохода бронетанковой техники — работа для более томных зарядов на прицепах (как у южноамериканского MICLIC) либо самоходных установках разминирования. Российская установка УР-77 на гусеничном шасси несет два заряда разминирования с реактивными движками под защитой собственной брони, при этом может создавать их запуск и подрыв как на суше, так и на плаву. Заряд разматывается за реактивным движком и летит свободно, пока не натянется тормозной канат меж ним и машиной. После падения заряда на минное поле машина отъезжает вспять, выравнивая его, команда на подрыв подается по кабелю. Взрыв 1-го заряда УЗП-77 — а это пластмассовый шланг, набитый 725 килограммами пластита, — принуждает сработать мины с нажимным взрывателем, рвет проволоки-растяжки и делает в минном поле проход 80—90 метров длиной и 6 метров шириной. В войсках такие установки не без юмора окрестили «Змей Горыныч» — за соответствующую форму в полете, пламя и шипение реактивного мотора. УР-77 хорошо зарекомендовали себя в обеих чеченских кампаниях.

Огромные надежды ложут на боеприпасы большого взрыва и термобарические — к примеру, на системы залпового огня, способные накрыть взрывной волной большой участок МВЗ. Чешская система SVO на шасси БМП-1 одним залпом делает в минном поле проход глубиной 100 и шириной 5 метров.

Соревнование меж разработчиками инженерных боеприпасов, средств организации МВЗ и управления ими и создателями средств их разведки, обезвреживания и ликвидирования мин, фугасов и других взрывных устройств, также средств защиты личного состава и техники от минного орудия длится с неослабевающим напряжением. В этой войне никто никогда не одолеет.

Семен Федосеев

Другие статьи:
Интернет журнал НЛО МИР

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

*

code

Редакция рекомендует

close
x