Конец невидимки

Конец невидимки. Как был потерян F-117A в Югославии.

Конец невидимки

В этой статье я желаю выложить своё мировоззрение относительно того, как был потерян самолёт F-117A NightHawk ВВС США в небе Югославии. В ближайшее время появился ряд теорий, которые распространялись как официальными источниками, так и независящими профессионалами в области военной авиации. На сей день есть последующие теории относительно смерти F-117A:

1.

Самолёт потерпел катастрофу из-за механических заморочек. Источник — первоначальное заявление официальных лиц ВВС США.

На мой взор, это маловероятно. Невзирая на очень нехорошую аэродинамику и достаточно значимый срок службы, F-117A является довольно надёжным самолётом. Но, очевидно, исключить этого нельзя. Следует, но, учитывать, что позднее официальное заявление было отозвано. Косвенным доказательством маловероятности этой догадки будет то, что другие самолёты F-117A, находящиеся на этом театре военных действий, после аварии не прошли никаких дополнительных проверок (источник — официальные лица ВВС США).

2. Самолёт был сбит огнём зенитной артиллерии. Источник — югославские официальные лица.

Эта догадка несостоятельна. Невзирая на нехорошие погодные условия, самолёты F-117 летают на высотах, недосягаемых для огня зенитной артиллерии. Рядовая высота полёта F-117A — 10-12 км. Ниже они не летают по нескольким причинам. Во-1-х, из-за угрозы быть сбитыми огнём зенитной артиллерии ;-). F-117A — самолёт неспешный (дозвуковой и с малым сотношением тяги движков к весу) и маломанёвренный. Он просто не в состоянии совершать постоянные противозенитные манёвры при заходе на цель. Во-2-х, форма корпуса этого бомбовоза оптимизирована таким макаром, чтоб он был малозаметным для радаров конкретно на этих высотах. В-3-х, длительным полётам у самой земли мешает завышенная турбулентность нижних слоёв атмосферы, приводящая к нарушению целостности радарпоглощающего покрытия самолёта. В-четвёртых, подавляющее большая часть установок артиллерии ПВО Югославии употребляют оптическое наведение, которое нереально использовать при стрельбе по чёрному самолёту, летящему с выключенными навигационными огнями ночкой на высоте, большей 3-4 км.

3. Самолёт был сбит истребителем ВВС Югославии. Источник — югославские официальные лица.

Эта догадка также очень маловероятна. Самолёт радарной разведки AWACS не зафиксировал, по сведениям американской стороны, в районе нахождения F-117 активности ВВС Югославии. Выйти на малозаметный для радаров, парящий на большой высоте самолёт в ночное время и в критериях отсутствия поддержки с земли и активного радиоэлектронного противодействия — задачка сложная даже при использовании самых современных технических средств и высочайшей квалификации пилотов. Ни тем, ни другим, как досадно бы это не звучало, югославские ВВС не владеют. К тому же, если б AWACS зафиксировал возникновение в воздухе истребителей ВВС Югославии, да ещё парящих курсом на перехват 1-го из их самолётов, был бы немедля организован перехват этой группы самолётами F-15C либо F-16C, осуществляющими воздушное прикрытие.

4. Самолёт был сбит ракетой переносного ЗРК типа «Стрела-2/3». Источник — неизвестен.

Эта догадка настолько же маловероятна, как и предположение о поражении F-117A огнём зенитной артиллерии, фактически по этим же самым причинам (большая высота полёта, сложность зрительного наведения). К тому же форма F-117 помогает прикрыть ИК излучение движков от наблюдателей на земле.

5. Поражение F-117A ракетой, выпущенной ЗРК типа SA-3 «Goa» (С-125 «Нева»), SA-6 «Gainful» (2К12 «Куб») либо SA-11 «Gadfly» (9К37 «Бук»). Источник — официальные лица ВВС США и МО Рф.

Эта догадка представляется мне более возможной. Обстоятельств тому несколько. Но сначала нужно ответить на главный вопрос — как невидимый для радаров самолёт мог быть поражён огнём ЗРК? Как ЗРК вообщем мог увидеть F-117A, тем паче открыть по нему прицельный огнь?

Чтоб ответить на этот вопрос, нужно малость поведать о технологии «стелс» и функционировании ЗРК. Вся «невидимость» самолёта F-117A, все его технологии «стелс», обеспечивают его невидимость приемущественно в высокочастотном радиодиапазоне (порядка сотен МГц либо нескольких ГГц). Для радиолокаторов, работающих на низких частотах (к примеру тех, что использовали британцы во 2-й мировой войне 😉 ) самолёт-невидимка полностью приметен, хотя и не так отлично, естественно, как обыденный самолёт. Дело в том, что для волн длиной в сотки метров форма объекта уже фактически не оказывает воздействия на их отражение, а в базе технологии «стелс» лежит конкретно рассеяние отражённых от корпуса самолёта волн (этим разъясняется таковой странноватый «обрубленный» вид самолёта-невидимки — когда этот самолёт создавался в 70-е гг, рассчитывать отражение радиоволн умели только для плоских поверхностей, потому он и состоит только из плоскостей). Некое уменьшение радарной заметности обеспечивают также радарпоглощающие вещества, которыми покрыт корпус F-117A, но их вклад в обеспечение уменьшения действенной поверхности рассеяния (ЭПР) не превосходит, по оценкам профессионалов, 10-15%. Кстати, под стильными обводами стратегического бомбардировщика-невидимки B-2 «Spirit», состоящими из радиопрозрачных материалов, лежит такое же рубленое убожество.

Для чего тогда вообщем использовать подобные технологии, если самолёт всё равно будет виден на дисплее радара? Дело в том, что радары с низкой частотой владеют рядом очень серьёзных недочетов. Они обеспечивают малую точность позиционирования цели, легче глушатся средствами РЭБ, потребляют существенно огромную мощность и существенно более громоздки, ежели работающие в высокочастотном спектре. Потому большая часть применяемых сейчас ЗРК или отказались от использования низкочастотных радаров, или употребляют их исключительно в радиолокаторах обзора (РЛО), а радары подсветки и наведения (РПН), осуществляющие выведение ракеты на цель, работают на больших частотах. Соответственно, даже если F-117 будет засечён на радаре, поразить его ЗРК не сумеет. Так? Нет!

Тут и лежит коренное отличие старенькых ЗРК российского производства от их забугорных аналогов. Ракеты старенькых комплексов использовали радиокомандное наведение в купе с полуактивным радарным на финишном отрезке линии движения, их РЛО работали в низко- и среднечастотном радиодиапазоне, а РПН — в средне- и высокочастотном спектре. Но в критериях активного радиоэлектронного противодействия полагаться на полуактивную ГСН ракеты (существенно наименее защищённую из-за ограничений по весу и цены ракеты) было нереально. Беря во внимание, что в 50-е годы основными целями для схожих ЗРК числились маломанёвренные высоколетящие стратегические бомбовозы с ядерным орудием, ЗРК того периода имели возможность вести огнь, вообщем не прибегая к использованию РПН, с внедрением РЛО для наведения зенитной ракеты в предполагаемую точку перехвата цели и подрывом в ней БЧ ракеты. Беря во внимание большой вес БЧ ракеты (50-100 кг) и значимый радиус осколочного поражения (200-500 м), схожая практика была, видимо, полностью оправдана.

По моему воззрению, конкретно таким макаром и был поражён самолёт-невидимка F-117A. Более возможным я считаю поражение его самым старенькым ЗРК — С-125. Может быть также, что его поразил и «Куб», но, по официальным данным, этот комплекс на вооружении сил ПВО Югославии не состоит. Поражение его ЗРК 2К12 «Куб» я считаю наименее возможным, в связи с тем, что практический потолок его ракет составляет всего 12-14 км, и точность наведения на схожих высотах должна быть совершенно низкой.

Необходимо подчеркнуть ещё одну теорию, связанную с поражением F-117A ракетой ЗРК. Полностью может быть, что самолёт-невидимка был поражён в тот маленький момент, когда были открыты створки его бомболюка для сброса бомбы (при всем этом ЭПР F-117A резко (на 2-3 порядка) растет). Недочетом этой теории будет то, что, по моему воззрению, створки бомбового отсека находятся в открытом состоянии всего 10-15 секунд, что меньше времени реакции и подлёта ракет ЗРК, стоящих на вооружении югославских ПВО. С другой стороны, я, к огорчению, не знаю, где расположно устройство лазерной подсветки на F-117A. Если оно размещено снутри бомболюка (что достаточно маловероятно), то дверца должна быть открыта в течение всего времени падения бомбы на цель, что с высоты в 10 км довольно много. В последнем случае возможность истинности этой догадки резко растет.

В итоге отмечу ещё один «официальный слух», распространяемый югославской стороной, а именно, в конференции rec.aviation.military. Утверждается, что в течение нескольких дней самолёты F-117A использовали один и тот же маршрут, что и позволило сербам стянуть в этот район самые боеспособные части ПВО и создать план с поражением F-117A в момент открытия бомболюка. Если это так, то я просто снимаю перед ними шапку. Но, по правде говоря, верится в это с трудом — америкосы имели подобные трудности «заезженных маршрутов» во Вьетнаме, и навряд ли так стремительно запамятовали это.

Виктор Денисов.

Другие статьи:
Интернет журнал НЛО МИР

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

*

code

Редакция рекомендует

x