«Кузькина мать» и «Белый лебедь»

«Кузькина мать» и «Белый лебедь»

Основная боевая единица стратегической далекой авиации РФ, бомбовоз Ту-95. По систематизации НАТО носит прозвище Bear, другими словами «Медведь». Фото: US DoD

29 августа 1949 года на Семипалатинском полигоне прошли удачные тесты первой русской атомной бомбы РДС-1. Ядерная монополия США была ликвидирована, и две мощнейшие военные державы мира вступили в основную фазу «холодной войны».

Но владеть ядерным орудием было недостаточно: его необходимо было еще доставить до цели. Потому что межконтинентальные ракеты тогда еще существовали исключительно в мечтах Сергея Царица (1907–1966) и Вернера фон Брауна (Wernher von Braun, 1912–1977), единственным орудием «длинной руки» были стратегические бомбовозы. Но их дальности полета (5-6 тыщ км) не хватало для деяния в критериях будущей ядерной войны. Потому обе державы приступили к созданию новых, сверхдальних «бомбовозов», способных нести многотонный смертельный груз и преодолеть выше 10 000 км, также развивать скорость огромную, чем старенькые самолеты с поршневыми движками.

Стратегический ветеран

В процессе поиска эталона США разработали такие достойные внимания проекты, как «летающее крыло» B-49, необыкновенный В-36J «Peacemaker» с шестью толкающими винтами и 4-мя дополнительными турбореактивными движками, а потом приступили к новенькому проекту — будущему В-52. Необходимо увидеть, что в разработке стратегических бомбардировщиков южноамериканские авиаконструкторы в 40-е годы существенно опережали русских. Последним приходилось повсевременно «догонять Америку», а время от времени и просто заимствовать идеи заморских коллег. Может быть, предпосылкой были последствия войны, во время которой все конструкторские ресурсы СССР были брошены на создание фронтовой авиации, в то время как воевавшие на Тихоокеанском театре америкосы были заинтересованы и преуспели в разработке далеких томных машин. КБ Мясищева занималось проектом далекого бомбовоза ДВБ-102, но в 1946 году на пару лет было расформировано «за малой отдачей».

«Кузькина мать» и «Белый лебедь»

Компания «Northrop» всегда тяготела к самолетам схемы «летающее крыло». Опытнейший эталон бомбовоза B-49 не был исключением из этого правила… А самым, пожалуй, известным самолетом Нортропа стал «невидимка» В-2. Фото: US AF

Имеющийся Ту-4 мог только долететь до Америки, после этого у него кончалось горючее. Ну не делать же из русских летчиков камикадзе? Новое задание поставил сам Сталин, сказав со характерным ему номенклатурным юмором: дескать, а нельзя ли сделать таковой самолет, чтоб наши пилоты не только лишь отбомбились, да и смогли возвратиться назад и лично доложить партии о выполнении боевой задачки? Папе народов возражать не стали, и в разработку пошел поршневой винтообразной Ту-85.

Но как в Москве стало понятно, что америкосы близятся к окончанию проекта над В-52, было принято решение закончить работы над Ту-85, и заняться новым самолетом, с турбореактивными движками, который бы развивал огромную скорость. После рассмотрения нескольких проектов различных КБ, с руководителями которых Сталин встречался лично, 11 июля 1951 года вышло Постановление Совета Министров № 2396-1137, которым работы по самолету совсем поручили Андрею Николаевичу Туполеву (1888–1972). И уже 12 ноября 1952 года летчик-испытатель Алексей Дмитриевич Перелет (1914–1953) поднял опытную машину в воздух. Так появился Ту-95, прозванный янки «Bear» («Медведь»), который в течение пары лет, до возникновения межконтинентальных ракет, являлся единственным «оружием возмездия» Русского Союза.

По тем временам он поражал своими размерами: размах крыльев — 50 метров, длина фюзеляжа — 40 6, киль вздымался на высоту четырехэтажного дома. Заместо начального плана поставить на нем турбореактивные движки (какие стоят на В-52), на самолет установили четыре турбовинтовые (НК-12 мощностью 12 000 л.с. а потом НК-12М мощностью до 15 000 л.с.), каждый с 2-мя вращающимися в обратных направлениях винтами. Они докладывали самолету наивысшую скорость в 882–920 км/ч (его турбореактивный соперник В-52 развивает 957 км/ч).

Из 172 тонн взлетной массы 83 тонны приходились на сам самолет, 12 тонн на боевую нагрузку и еще 80–90 тонн на керосин, который беспощадно пожирали движки. Потому дальность полета серийного Ту-95 составляла «всего» 12 100 км — в то время как самолету с поршневыми движками такового припаса горючего хватило бы на более долгий полет. Либо же, как вариант, можно было взять меньше горючего — но больше боевого груза. Например, В-36 брал на борт практически 40 тонн бомб. Но эра поршневых «тихоходов» уже завершилась.

Все же один из Ту-95 (он получил обозначение Ту-95В) был специально переоборудован для переброски особо томного и особо принципиального груза, который с огромным трудом удалось кое-как сумел поместить в бомбовой отсек, за ранее вырезав кусочек фюзеляжа. Этим грузом была именитая пятидесятимегатонная термоядерная «царь-бомба» по прозвищу Иван — та «Кузькина мать», которую обещал показать Ричарду Никсону Никита Сергеевич Хрущев. Не достаточно кто знал, что с таким мощным грузом переделанный «Медведь» просто не долетел бы до Америки. Но его мощности полностью хватило, чтоб доставить «Ивана» до Новейшей Земли, где бомба и была испытана 30 октября 1961 года. По счастью, больше ее никуда возить не приходилось.

«Кузькина мать» и «Белый лебедь»

Ту-95 в сопровождении 2-ух американских истребителей F-14 «Томкэт» над южноамериканским же авианосцем «Китти Хоук». Фото: US DoD

Модель Ту-95А вооружалась более умеренными атомными бомбами РДС-3, РДС-4 и РДС-6С, а для защиты экипажа от последствий взрыва самолет имел особые светозащитные шторки и покрытие корпуса.

Самолет подымался на высоту 11 900 метров, чтоб избежать «близкого контакта» с ПВО противника. Для обороны от истребителей он вооружался шестью спаренными 23-мм пушками: в кормовой, нижней и верхней установках. Но скоро возникновение действенных зенитных ракет сделало его полностью беззащитным. Машину могли просто сбить за длительное время до захода на цель. Выход отыскали в применении нового орудия — крылатых ракет, которые выступали в качестве «воздушных торпед»: самолет выпускал их по цели с неопасного расстояния, разворачивался и уходил. Сбить же высокоскоростную крылатую ракету было намного труднее. И вот уже 1 января 1956 года в испытательный полет поднялся 1-ый русский воздушный стратегический ракетоносец Ту-95К. Для него была разработана крылатая ракета Х-20 (стартовая масса 11 600–11 800 кг, скорость полета 1850 км/ч, ядерный заряд до 3-х мегатонн), которая подвешивалась под фюзеляжем.

Большая часть последующих модификаций Ту-95 создавались конкретно как ракетоносцы. Сначала 60-х годов в небо поднялся Ту-95КД, который имел систему дозаправки в воздухе, по этому дальность его полета возросла до 15 700 км. Потом они прошли модернизацию, получив заглавие Ту-95КМ и новое вооружение в виде крылатой ракеты Х-22 (3000 км/ч, у Х-22М до 4000 км/ч, дальность полета до 400 км). Она могла нести как ядерный, так обыденный заряд — последний предназначался для ликвидирования больших кораблей противника. Так бомбовоз получил новое боевое задание — в случае войны охотиться за южноамериканскими авианосцами.

А в 1979 году на тесты вышел Ту-95МС, который и на данный момент составляет базу воздушного ядерного щита Рф. На его вооружении — 6 крылатых ракет Х-55 (у модификации Ту-95МС16 плюс еще 10 на подвесках), любая из которых несет 200-килотонную ядерную боеголовку. Потому что ракеты могут преодолеть расстояние до 3000 км (модификация Х-555 до 5000 км), дальность полета самолет снизили до 10 500 км — он берет меньше горючего, чем его предшественники, но зато больше вооружения и оборудования.

Кроме боевых модификаций Ту-95, выпускались и полностью мирные модели: самолет-разведчик, самолет радиолокационного контроля, также самолеты-лаборатории для исследований — посреди их были опыты по созданию авиационного мотора, работающего от бортового ядерного реактора. Ну а не считая их на базе бомбовоза были сделаны далекие пассажирский лайнер Ту-114 и его «дипломатический» вариант — Ту-116.

«Кузькина мать» и «Белый лебедь»

Два «медведя» Ту-95 и транспортный Ан-124 «Руслан» рядом с В-52Н. «Холодная война» сзади, и исконные конкуренты стоят рядом, на одном летном поле. Фото: Tsgt. Fernando Serna/US DoD

«Белый лебедь», вооруженный до зубов

Создавать на базе бомбардировщиков штатский самолет было хорошей традицией русских авиационных КБ. Но в один прекрасный момент они поступили фактически напротив. В 60-х годах, увлекшись развитием ракетной техники, русское управление начало игнорировать новые разработки в стратегической авиации. Зато в стремлении не отстать от Запада ускоренными темпами шло строительство сверхзвукового штатского лайнера Ту-144 — российского аналога «Конкорда». При всем этом у конструкторов автоматом появилась идея: не сделать ли нечто схожее, но только с бомбовой нагрузкой?

По сути, к созданию нового самолета подвинула более весомая причина: в США начались работы над новым стратегическим бомбовозом В-1, и необходимо было дать очередной ответ империализму в виде сурового кукиша. В 1967 году к работе приступили КБ Сухого и КБ Мясищева, а в 1969 и КБ Туполева. Но требования к новенькому самолету военное министерство очевидно завысило. К примеру, скорость — до 3500 км/ч, дальность полета на дозвуковой скорости в 16000-18000 км, масса боевой нагрузки до 45 т. Это было очевидно неосуществимо, но КБ увлеченно занялись проектами, конкурируя меж собой. В конечном итоге конкурс выиграли конструкторы КБ Мясищева, но их проект передали на доработку «туполевцам», может быть поэтому, что у их был свежайший опыт сотворения Ту-144 — тяжеленной сверхзвуковой машины. КБ Сухого как раз в этот период занималось очень увлекательным проектом — сверхзвуковым далеким ракетоносцем Т-4, снаружи очень схожим на Ту-144; но по ряду до сего времени не до конца ясных обстоятельств проект в конце концов был свернут, и на 1-ый план выдвинулось КБ Туполева.

В 1980 году опытнейший эталон под маркой Ту-160 был готов. Грациозный самолет с изменяющейся геометрией крыла из-за собственного внешнего облика сходу получил заглавие «Белый лебедь». Начальные требования военных, конструкторы, правда, выполнить не смогли, но все равно машина вышла очень сильной.

Сердечком самолета стали четыре двухконтурных турбореактивных форсированных мотора НК-32, развивающие тягу в обыкновенном режиме по 14 000 кГ каждый, в форсированном — 25 000 кГ. Но его разработчик (КБ Кузнецова) гордится не только лишь их высочайшей мощностью. Два секрета, которые КБ не открывает до сего времени, во-1-х, в большой степени делают сами движки малозаметными для радиолокации, а во-2-х, минимализируют демаскирующий самолет инверсионный след.

Масса пустого Ту-160 приравнивается 110 т, наибольшая взлетная — 275 т, из их 148 т приходится на горючее (его расход составляет 55 т/ч), дальность полета до 14 000 км, потолок — 15 600 км, наибольшая скорость до 2200 км/ч. Конструкторы затмили собственных заморских врагов: Ту-160 вышел сильнее чем В-1, который развивал скорость всего 1500 км/ч.

«Кузькина мать» и «Белый лебедь»

Сверхзвуковой «Белый лебедь» Ту-160 несет две барабанные пусковые установки с шестью крылатыми ракетами в каждой. Ракеты могут быть обустроены как обыкновенными, так и ядерными боеголовками. Иллюстрация: Edward L. Cooper/DIA/US DoD

За три-четыре часа Ту-160 мог выйти на позицию для атаки над Атлантикой, потом или броситься вперед для бомбового удара, или использовать ракетный арсенал. В последнем случае он нес две барабанные пусковые установки с шестью крылатыми ракетами Х-55М и две установки с двенадцатью ракетами малой дальности Х-15. Но машина может с фуррором делать роль бомбовоза: на среднем и малом радиусах деяния она поднимает до сорока тонн бомбовой нагрузки (на далеком до 22,5 т). Не считая орудия, Ту-160 может нести и мирный груз: крылатую ракету «Бурлак», которая выводит на орбиты высотой 500-700 км маленькие спутники связи и наблюдения.

Бортовой комплекс обороны самолета обнаруживает РЛС противника различных типов, определяет их местопребывание и подавляет сильными активными помехами, или делает для их неверные цели. В целом на Ту-160 находится около 100 процессорных устройств, при этом, хотя они наименее массивные, чем южноамериканские, зато еще лучше защищены от помех и электрических импульсов.

17 апреля 1987 года 1-ые две серийные машины поступили в 184-й Гвардейский авиаполк под Прилуками. А уже в будущем году Ту-160 начали неизменные учебные полеты, за несколько часов покрывая расстояние до Атлантики. На их перехват подымалиь эскадрильи — но машины разворачивались и просто уходили от истребителей янки на сверхзвуковой скорости. Не считая того, Ту-160 был суровым противником для американских авианосных эскадр в Средиземном море либо Персидском заливе: всего за 1,5-2 часа он мог добраться до их расположения и дать сокрушающий ракетный залп. Это очень взволновало США. В их числе требований к властям постсоветских республик в обмен на «признание» был и вопрос о «Блэкджеке», как окрестили америкосы эту грозную машину.

Девятнадцать машин Ту-160 Прилукского полка после раздела СССР автоматом достались Украине. Совместно с ядерным арсеналом и большими припасами Прикарпатского и Киевского военных округов они создали ее одной из наисильнейших военных держав в Европе и мире. Но для Украины таковой клинок оказался не по силам. В 1999 году Наша родина напомнила Украине о долгах за газ и предложила обмен. Сначала 2000 года восемь Ту-160 и три Ту-95, уцелевшие после ликвидирования ради интернационального признания новейшей страны, перелетели на российскую авиабазу в городке Энгельсе, где после ремонта и модернизации присоединились к своим собратьям, выпущенным в 90-х годах на Казанском заводе, и встали на боевое дежурство. В текущее время они учавствуют в почти всех учениях вооруженных сил Рф. Ну и естественно, многих обрадовало весть о том, что с 2006 года Наша родина начала модернизацию движков собственных Ту-160, также возобновила создание этих роскошных и могучих самолетов.

Другие статьи:
Интернет журнал НЛО МИР

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

*

code

Редакция рекомендует

close
x