Алжир вернул российские МиГи

Алжир вернул российские МиГи

Впервые в истории военного сотрудничества России иностранный заказчик возвращает закупленную технику: на прошлой неделе подписано соглашение о возврате 15 «МиГов», переданных Алжиру в 2006-2007 годах, пишет «Коммерсантъ». Сегодня начинается визит в Россию президента Алжира Абдельазиза Бутефлики, во время которого российско-алжирское ВТС будет одной из главных тем. Эксперты связывают алжирские претензии не с качеством российских самолетов, а с внутриполитической обстановкой в Алжире и другими проблемами в отношениях двух стран.

Накануне визита Абдельазиза Бутефлики 6 февраля с начальником генштаба Алжира Салахом Ахмедом Гаидом провел переговоры глава Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) Михаил Дмитриев. Салах Гаид предлагал срочно вернуть самолеты «на основе устных договоренностей», причем обязательно до визита в Москву президента Бутефлики, а документальное оформление возврата произвести позднее. Но, как рассказал источник в ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК), на прошлой неделе ФСВТС, «Рособоронэкспорт», корпорация МиГ и ВВС Алжира подписали официальное соглашение о возврате в Россию «МиГов», поставленных в 2006-2007 годах. В Минпромэнерго в пятницу подтвердили, что знают «о достигнутом с Алжиром соглашении по «МиГам»».

Самолеты будут возвращены в течение ближайших месяцев. Правда, как утверждает источник в ОАК, пока речь не идет о полном расторжении контракта. По его словам, Алжиру взамен предложены более современные МиГ-29М2 или МиГ-35 либо неавиационная техника. Правда, стоимость одного МиГ-29М2 или МиГ-35 соответственно на 5-10 миллионов долларов выше, чем МиГ-29СМТ. Источник в авиационной промышленности добавляет, что может быть увеличена партия самолетов Су-30МКИ(А), поставляемая Алжиру,- в марте 2006 года был подписан контракт на поставку 28 истребителей Су-30МКИ(А), в 2007 году были переданы первые три машины. Возвращенные же Алжиром «МиГи» могут быть проданы Минобороны РФ или третьей стране. Хотя, по словам источника в ФСВТС, не исключено, что после «доработки» Алжир все-таки примет забракованные 15 «МиГов». «Пока не определено, каким образом Алжир компенсирует авансы и неустойку по контракту, тем более что в контракте учитывалось и погашение внешнего долга Алжира»,— говорит он.

Контракт стоимостью 1,286 миллиардов долларов на поставку 28 одноместных МиГ-29СМТ и шести двухместных истребителей МиГ-29УБ «Рособоронэкспорт» подписал в марте 2006 года, во время визита в Алжир президента Владимира Путина. Этот контракт был заключен в рамках пакетного соглашения по военно-техническому сотрудничеству с Алжиром на общую сумму около 8 миллиардов долларов. По мере выполнения этого портфеля заказов Россия обязалась списать внешний долг Алжира бывшему СССР (около 4,7 миллиардов долларов). Впервые в практике корпорации МиГ поставка проходила по схеме trade-in: предполагалось, что по мере пополнения парка алжирских ВВС новыми МиГ-29СМТ/УБ старые машины этой марки (36 единиц), закупленные Алжиром в 1990-х годах в Белоруссии и на Украине, поступят в распоряжение корпорации МиГ.

Поставки самолетов должны были осуществляться с марта 2007 по февраль 2008 года. Но с мая 2007 года Алжир прекратил приемку машин, потребовав возврата первых 15 «МиГов» в Россию. Алжир указывал на наличие бывших в употреблении или низкого качества отдельных узлов и деталей в составе самолетов. В августе президент Алжира направил соответствующее письмо Владимиру Путину. При этом российская сторона уже успела получить авансовые платежи по контракту на 250 миллионов долларов. Кроме того, с октября 2007 года Алжир прекратил выплаты по остальным военным контрактам на 423 миллиона долларов, жестко увязав это с возвратом «МиГов». В итоге, по данным Минфина России, на 1 февраля 2008 года общая сумма полученных от алжирцев «военных платежей», которые были зафиксированы по специальному счету погашения долга, составила всего 1,83 миллиардов долларов.

В свою очередь, российская сторона долгое время настаивала на необоснованности замечаний. «Корпуса самолетов были произведены в 1990-е годы, но это было обговорено в контракте, а вся начинка, все оборудование было новым»,— утверждает источник в корпорации МиГ. По его словам, представители «Рособоронэкспорта» потребовали от алжирской стороны объяснений, на основании чего контракт может быть расторгнут. «Представители Алжира подписали акт приемки в России и в Алжире, затем начали эксплуатацию этих «МиГов» и только после этого выставили свои претензии»,- утверждают в корпорации.

Эксперты связывают претензии с ситуацией в самом Алжире, а также с активизацией Франции, продвигающей в этот регион свои истребители Rafale. Поставки истребителей МиГ-29 стали разменной картой в алжирской внутриполитической борьбе: президент Абдельазиз Бутефлика намерен выдвинуться на третий срок, а соперничающий клан, в который входят влиятельные силовики, использует кризис вокруг МиГ-29 для того, чтобы ослабить позиции лояльного президенту начальника генштаба Салаха Ахмеда Гаида. Кроме того, как отмечает эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко, «российский прорыв в Алжир в 2006 году спровоцировал мощнейшее противодействие Франции, особенно усилившееся после прихода к власти президента Саркози».

Вместе с тем в последнее время сотрудничество России и Алжира осложнилось не только в военно-технической сфере. В августе 2007 года министерство энергетики Алжира заявило о прекращении действия меморандума о взаимопонимании между «Газпромом» и алжирской компанией Sonatrach: тем самым были утрачены юридические основы для сотрудничества в добыче углеводородов и производстве сжиженного газа в Алжире. Тем не менее представители «Газпрома» надеются, что в перспективе удастся вернуться к совместной деятельности в его рамках.

Другие статьи:
Интернет журнал НЛО МИР

Всего комментариев: 0

Оставить комментарий

*

code

Редакция рекомендует

close
x